Мира и процветания спок. «Звёздный путь»: Живи долго и процветай — asfrolov

Стартрек: Бесконечность

Так звучит на вулканском языке пожелание долгой жизни и процветания. «Живи долго и процветай!» говорит вулканец и поднимает вперёд ладонь с разведёнными средним и безымянным пальцем и вытянутым большим. Этот жест называется «вулканский салют». Есть и ответная фраза — «Мира и долгой жизни«.

Многие знают об этом, но не всем известно, что салют был придуман Леонардом Нимоем, который исполнял роль Спока в телесериале «Звёздный путь». Когда Нимой был ребёнком, его дед взял его в синагогу. Там он увидел это благословение и был сильно впечатлён им.

Но это, хоть и очень интересно, но не так, как мои впечатления от просмотра Стартрек: За межами Всесвіту/Star Trek Beyond. Во всяком случае, так кажется мне.

По лицам экипажа звездного корабля «Энтерпрайз» заметно, что и в этом эпизоде достойного продолжения культовой саги они столкнулись с чем-то совершенно неизвестным, странным, непонятным и пугающим. Впрочем, как всегда.

На корабль совершено нападение. И это как раз в тот момент, когда капитан Джеймс Т. Кирк (Крис Пайн) собирался отойти от дел и занять пост вице-адмирала, а коммандер Спок (Закари Куинто) — планировал посвятить себя возрождению расы вулканийцев на новой планете, которую тоже собирался назвать Вулкан. Отдых они планировали.

Но все получилось как всегда — погони, предательства, головокружительные трюки и неоднократная телепортация. Разумеется, в одиночку проблем не решить и экипаж действует сообща. Во всяком случае в те моменты, когда это возможно.

Злодей в этот раз им достался непростой. Кролл (Идрис Эльба) с занятной сюжетной историей отлично дополняет когорту антагонистов, с которыми экипажу приходилось вступать в схватки во всех шести сериалах и тринадцати фильмах, хотя и отличается от своих предшественников.

Доктор Леонард «Боунс» Маккой (Карл Урбан) на врача совсем не похож, больше он смахивает на гопника. Разговаривает как гопник и это заметно. Хотя и медицинскую помощь в состоянии оказывать, если потребуется. Весел и разведен.

Джейла (София Бутелла) неожиданно приходит на помощь нашим героям и буквально спасает их в сложной ситуации. Правда, мне показалось, что в некоторых кадрах у нее не совсем аккуратно наложен грим. Но такое случается.

Лейтенант Ухура (Зои Салдана) — старший офицер по связи и лингвист на борту «Энтерпрайзa». Похоже, что у них со Споком роман. Но за три года в рейсе многие члены экипажа сблизились. Некоторые по нескольку раз.

Фильм смотрится легко и весело. Особенно, если это происходит в системе IMAX. В нашем случае все так и было. «Планета Кино«, что на проспекте С.Бандеры угощала попкорном и пивом HIKE.

Ведущий был неплох и конкурсы были интересными. Призы мне понравились и я чуть было не выиграл экшн-камеру, но не знал ответа на вопрос об «вулканском салюте». Теперь знаю, но вряд ли кто-то меня спросит еще раз))

«Звёздный путь»: Живи долго и процветай

Новоиспечённый капитан Кирк отдаёт распоряжение об эвакуации. Сам он вынужден остаться на корабле. А его глубоко беременная жена в исполнении доктора Кэмерон ака Дженнифер Моррисон отправляется на спасательном челноке к звёздам. Тут, пожалуй, я закончу лёгкое ёрничание, так как оно может создать совершенно неверное представление об описываемом эпизоде. А ведь он восхитителен. Я бы снял перед создателями шляпу, но правила приличия не позволяют сидеть в помещении в головном уборе (если только вы не Михаил Боярский). Баланс динамики и драматизма — моё почтение и два поясных поклона. Диалог капитана Кирка и его жены, которая вынуждена рожать прямо на челноке, понимая, что её мужу осталось жить всего несколько минут, заставляет вжаться в кресло и покрепче ухватиться за подлокотники. «Как мы назовём его?» — спрашивает капитан, направляя обречённый корабль на таран. «Тиберий, в честь твоего отца?» — отвечает плачущая жена. «Тиберий?» — смеётся он. — «Ты серьёзно? Давай лучше в честь твоего — Джеймсом». Так, родился и получил имя один из главных мифических героев современности Джеймс Тиберий Кирк.

«Звёздный путь» и повседневность
Так как до следующего эпизода должно пройти 15 лет, у нас есть время, чтобы прогуляться по «Звёздному пути». А он, да будет вам известно, повсюду. Поднимите руки те, у кого когда-либо был телефон форм-фактора «раскладушка». Отлично, можете опустить. Первый телефон данного форм-фактора был разработан фирмой Motorola. Он был представлен 3 января 1996 года Аппарат по внешнему виду очень напоминал коммуникатор (!) из сериала. И дабы официально подчеркнуть преемственность Motorola дала модели название «StarTac». Модель стала бестселлером (всего было продано около 75 млн аппаратов) и породила армию подражателей, с неё началась эра функциональных миниатюрных телефонов, которые можно было положить в карман рубашки. А уж владельцы устройств класса «коммуникатор» смело могут отращивать остроконечные уши, складывать пятерню в «трёхпалое» приветствие и вместо «до свидания» вслед за Споком говорить: «Живи долго и процветай».

Читать еще:  К чему снится анализ крови. К чему снится Сдавать Кровь? Толкователь современной женщины

Тот же сериал оказал влияние и на создание одного из первых компактных ноутбуков. Устройство GRiD Compass 1100, дизайн которого был разработан ещё в 1979 году, появилось на рынке в 1982ом. Из-за высокой стоимости ($ 8000) оно оказалось доступно в основном государственным учреждениям. В том числе и NASA. На официальном сайте Космического агентства можно увидеть фотографию космонавта, держащего в руках этот ноутбук. На экране устройства хорошо различимо изображение того самого Спока, первого помощника с корабля «Энтерпрайз». Кстати, тот факт, что большая часть сотрудников NASA решила выбрать работу, связанную с космосом, из-за «Звёздного пути» — уже стал притчей во языцех.

Показателен также случай, произошедший со всемирно известным физиком профессором С. Хокингом, популяризатором науки, автором книги «Краткая история времени» и т.п. Его пригласили сняться в одной из серий «Звёздного пути» в роли самого себя. На экскурсии по декорациям корабля «Энтерпрайз» С. Хокинг заинтересовался макетом некого устройства и попросил объяснить, что это. После того, как ему ответили, что декорация изображает реактор, в котором с помощью аннигиляции антивещества добывается энергия для гиперпространственного перемещения, профессор заметил: «Я работаю как раз над этим». В статье «Я над этим работаю» из журнала «Компьтерра», в которой описывается этот случай, автор добавляет интересное наблюдение, что хотя существуют различные исследования физиков, в которых математически описываются гипотетические способы межзвёздных путешествий, но массовая культура давно в общих чертах описала большинство этих способов. Например, один из наиболее интересных способов, описанный в 1994 г. в статье «The Warp Drive: Hyper-Fast Travel Within General Relativity» М. Алькубьерре, «был изложен ещё за шестнадцать лет до него доктором Йеско фон Путткамером, технологическим консультантом съёмочной группы «Звёздного пути». И на закуску: пользователи «Гугл», узрите страницу поиска на клингонском языке!

О сериале
Моё собственное знакомство со «Звёздным путём» случилось в 1989 году, когда родители взяли в прокате кассету с одним из полнометражных фильмов. Фильм, откровенно говоря, вызвал стойкое отторжение — тёмные тона, мало динамики. Просмотренные тогда же «Звёздные войны» («Возвращение джедая») оставили гораздо более положительное впечатление — большая часть действия происходит при дневном свете, кто-то бегает, что-то взрывается, джедаи опять же. Надо признать, что те десять полнометражных фильмов «из вселенной Star Trek», что были сняты до последнего времени, хоть и сделали неплохую кассу, но оказались менее успешными, чем «Звёздные войны». Так что я был не одинок в своём отношении. «Звёздный путь» остался мною заброшен на долгие годы. Но так уж получается, что спрятаться от этого сериала решительно невозможно, если ты хоть немного увлекаешься фантастикой. Ну, или если тебе нравится сериал «Футурама». Или твоя научная руководительница — поклонница «Звёздного пути». Так что знакомиться с сериалом пришлось. И он того стоил.

Сериал «Звёздный путь» не просто старожил телеэкранов, он бодрый глубокий старик, он Конор Маклауд среди сериалов. Пилотная серия под название «Клетка» была снята в 1964 году, то есть, простите, старичку уже порядка 45 лет. Первый цикл, так называемый TOS (The Original Series) вышел на телеэкраны в 1966-ом. Он продержался три года и в 1969 году. благополучно сдулся. Был запущен анимационный сериал, который был дешевле в производстве, но и он продержался недолго. Сейчас забавно об этом говорить, но TOS включает в себя всего 80 серий — он самый короткий из пяти циклов «Звёздного пути». Забавно по той причине, что именно его персонажи являются наиболее известными и почитаемыми. Именно этот цикл оказался той бомбой замедленного действия, которая взорвала мозг миллионам людей по всему свету. Но для этого пришлось подождать почти десять лет — до 1979 года, когда был выпущен первый полнометражный фильм про Кирка, Спока и всех-всех-всех.

Трудно сказать, почему TOS оказался воспринят с некоторым опозданием. Могу предположить, что большую роль сыграли телевизоры. Из с каждым годом становилось всё больше, они дешевели и в конце концов завоевали аудиторию больше, чем аудитория радио. Телевидение вошло в каждый американский дом, сформировалась культура просмотра телепередач и всё такое прочее. А между тем «Звёздный путь» продолжали показывать — то на одном канале, то на другом. Второй, на мой взгляд, важный фактор — это пафос сериала. Замечу, что если бы Иван Ефремов родился и вырос в США, то именно он бы придумал «Звёздный путь» и его героев. Об этом не говорится в открытую, но мир «Трэка» подозрительно коммунистический. Там нет денег, нет безработных, люди думают о высоком — научных исследованиях, покорении космоса, укреплении дружбы между расами. Кажется, что очередной миссией «Энтерпрайза» станет спасение экипажа, оказавшегося на железной звезде. А консультантом пригласят Дара Ветра. А это, знаете ли, привлекает, когда вокруг тебя Карибский кризис сменяется топливным, ты живёшь с ощущением приближающейся атомной войны, а по телевизору идёт сериал, в котором показывается, что будущее прекрасно, что человечество живёт в мире и семимильными шагами идёт к знаниям и новым вершинам. Что характерно, в сериале даже есть умный русский. Честный труженик, талантливый специалист и равноправный член команды!

Читать еще:  Во сне целоваться с покойником к чему. Cонник покойник целует, к чему снится покойник целует во сне видеть

Именно к этим персонажам чаще всего обращались в полнометражных фильмах — 6,5 из 10 (ещё 3,5 были отданы для «Нового поколения»). В начале 2000-ых съёмки новых эпизодов (цикл «Энтерпрайз») решено было прекратить — падение рейтинга и тому подобное. Поклонники сериала встрепенулись и начали собирать деньги для продолжения съёмок. Удалось собрать, если не ошибаюсь, что-то около пары миллионов в американской валюте, но киноделы оказались непреклонны. И тут — новый, одиннадцатый полнометражный фильм. Да какой — вновь о Кирке, Споке, Чехове, Ухуре, Скотти и всех остальных, дорогих сердцу персонажах.

Неправильный фильм
Начинается кино неправильно. Кирк-старший не погибал в столкновении с ромуланцами, он должен был вырастить сына, повлиять на его выбор профессии. Кирк-безотцовщина не слоняется по кабакам, дожидаясь, пока Кристофер Пайк не пнёт его в Звёздный флот. Это уж не говоря о том, что Ухура целуется со Споком, а не с Кирком! Собственно, к чему это я. А к тому, что перед нами не продолжение оригинального сериала, не предыстория и не, чур меня, пересъёмка старой песни на новый лад. Это всё вместе: и продолжение, и предыстория, и пересъёмка. И это супер. Понятное дело, что невозможно снять блокбастер, опираясь на антураж кино 60-х, невозможно на полном серьёзе смотреть, как космические волки переключают рубильники, разглядывают рисованные портреты и следят за показаниями на электро-лучевых мониторах. ДжейДжей Абрамс и не стал этого делать. Все артефакты подверглись дизайнерской ревизии, но при этом сохранили «тот самый» стиль. Кстати, дизайнерам стоит поаплодировать (может быть даже слегка привстав с кресел) — хотя бы за пальто пожилого Спока. Оно выглядит в меру инородно и функционально. Отечественным мастерам кульмана и ниток стоит поучиться у коллег, чтобы не сооружать фигню как в «Обитаемом острове».

Знаете, Геракл действительно мог одновременно попасть на Олимп и сойти в Аид. Это специфика мифа — он может наполняться разными событиями, может добавлять или убирать персонажей, может даже бессовестно обрастать прямо противоположными концовками. Он — миф. Главное — это, чтобы Геракл был силён, чтобы он был сыном Зевса и совершал подвиги. Новые мифы ничем не хуже. Они тоже могут отращивать концовки, размножать персонажей и множить события. Здесь же главное, чтобы Кирк был капитаном, Спок — первым помощником, чтобы они дружили и находили выход из везвыходных ситуаций. Объяснения пожилого Спока — почему получилось так, а не иначе, они просто легитимируют изменения в мифе. Что не отменяет того простого факта, что появление Леонарда Нимоя — этот как тот момент, когда Йода выхватил световой меч, тут нужно встать и аплодировать (который раз за фильм?). Миф пересказан Абрамсом заново, потому, пожалуй, неоправданно присваивать этому «Звёздному пути» порядковый номер. Путь начался заново и первый его шаг выглядит превосходно. Но в порядке интертекстуальной составляющей так и лезет цитата из «Футурамы»: «Вечность с идиотами — Star Trek начинается заново!» Но это не чтобы обидеть поклонников сериала в лучших чувствах, а чтобы не заканчивать на чрезмерно пафосной ноте о пути в тысячу ли, который начинается с первого шага. Ведь первый шаг начинается с хорошего пенделя.
Ах да, чуть не забыл. Живите долго и процветайте!

Не представляю, кто сможет дочитать этот текст до конца. :)))

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ Долгой жизни и процветания

Долгой жизни и процветания

СПОК: Наш союз оказался совершенно необычайным и поразительным. Я… очень рад ему. Живи долго и процветай, Леонард.

НИМОЙ: Думаю, первое у меня уже почти получилось, Спок. И — в немалой степени благодаря тебе — у меня точно получилось второе.

Как я уже говорил раньше, когда мы закончили снимать «Звездный путь-VI», я испытал чувство завершения — чувство, что шестой фильм будет действительно последним появлением вулканца на широком экране. Конечно, «Неоткрытая страна» передавала факел от оригинального «Зведного пути» новому.

Как выяснилось, мое предчувствие в итоге оказалось верным, по крайней мере, для Спока.

Но вскоре после выхода шестого фильма я получил еще один звонок от «Парамаунт»: планировался седьмой фильм, под названием «Звездный путь: Поколения». Он касался гибели капитана Кирка, и Спок и Маккой тоже должны были быть задействованы. Не хочу ли я прочитать сценарий и потом обсудить его с продюсером, Риком Бергманом?

Но, когда я получил сценарий, у меня возник ряд вопросов. Прежде всего, роль Спока представляла собой всего лишь минутный выход, камео, и у него не было никакой функции в сюжете, он появлялся там ради себя самого. Когда я отправился на встречу с Бергманом, я изложил ему эти сомнения вместе с остальными. Он выслушал меня и сказал: — Все эти твои исправления требуют слишком большой переработки сценария. У нас просто нет времени, чтоб их сделать.

Он мог бы сказать: «Ну, давай поговорим со сценаристами о твоих сомнениях и посмотрим, получится ли нам найти решение, которое устроит всех». Но не сказал. Я расценил это как предложение удалиться — что и сделал.

Позже, я поговорил об этом со старым добрым другом ДеКелли. Де также встречался с Бергманом, и он в ответ разразился фразой, которая отлично отражала и мои чувства:

Читать еще:  “Я сделаю вас ловцами человеков”. Что значит быть «ловцами человеков»

— Чего ради мне в это впутываться?

Еще он сказал Рику:

— Если Леонард не будет принимать участие, то и я не буду.

И так я позволил всему идти своим чередом. Сожалел ли я? С одной стороны, нет — мне казалось важным, чтобы Спок удалился с экранов подобающим образом, сохранив достоинство. Ему не удалось бы это сделать в «Звездном пути: Поколения», и поэтому у меня нет никаких сожалений об отказе от проекта.

Но тем, кто до сих пор активно занят в «Звездном пути», я желаю долгой жизни и процветания. В тот день, когда «Звездный путь: Поколения» начал сниматься, я отправил режиссеру, Дэвиду Карсону, письмо со словами: «Простите, я не могу присоединиться, но желаю вам всего самого лучшего. Bon voyage! Леонард Нимой».

В эти дни я занят в других проектах. Когда я пишу эти слова, я только что закончил играть в шоутаймовском «За гранью возможного», римейке классической истории Эандо Биндера «Я, робот». В 1960-е у меня была роль второго плана эпизоде оригинального «Я, робот», в этот раз я играю адвоката, который защищает робота, обвиненного в убийстве, а мой сын Адам режиссирует.

Я также только что закончил режиссировать первую серию «Смертельных игр», нового телевизионного сериала, подхваченного Юнайтед Парамаунт Нетворк, для которой я также служу консультантом. «Смертельные игры» лучше всего можно описать как научно-фантастический комедийный боевик, который повествует о неохотно разведшемся юном физике по имени Гус (его играет Джеймс Кэлверт), который пытается создать у себя в лаборатории антиматерию. Также он создает компьютерную игру, полную злодеев (включая гнусного Себастьяна Шакала в исполнении Кристофера Ллойда), вызванных из собственного прошлого — включая, среди прочих, надоедливую тещу, школьного хулигана и адвоката бывшей жены. Однажды эксперимент выходит из-под контроля, и игра воплощается в жизнь…

Чаша моя весьма полна и без «Звездного пути». Вернусь ли я, если меня позовут?

Ну, насколько я знаю, Спок до сих пор находится в глубоком Ромуланском подполье, трудясь над объединением необузданных, воинственных ромуланцев с их спокойными, любящими логику вулканскими братьями. Зная Споково упрямство — или, как он, возможно, предпочел бы сформулировать, настойчивость, — весьма интересные результаты просто обязаны появиться. И, как только появится такая возможность, мы с ним не будем против ей воспользоваться…

Скучаю ли я по Споку?

Нет, ведь он — часть меня. Не проходит и дня, чтоб я не слышал этот спокойный, разумный голос, комментирующий какой-нибудь иррациональный аспект человеческого поведения.

И если я не слышу голоса Спока, я слышу тех, кто знают вулканца и считают его старым другом. В последний визит в Нью-Йорк у меня была возможность пообщаться с людьми, которые поделились со мной своей теплой благодарностью за «Звездный путь» и Спока. Меня всегда поражает и трогает, когда я обнаруживаю, насколько глубоко сериал повлиял на жизни многих людей — людей, которые выбрали посвятить себя космосу, науке, астрономии, межзвездным исследованиям, и все из-за одного сериала под названием «Звездный путь».

Во время поездки в Нью-Йорк мы с женой гуляли, разглядывая витрины, когда я с неудовольствием заметил, что на меня кто-то уставился. Я обернулся и увидел рядом с нами хорошо одетого, несомненно, успешного джентльмена лет за тридцать, он застенчиво улыбнулся и сказал, очень вежливо:

— Мне ужасно жаль, что я вас побеспокоил. Я надеюсь, вы не будете против — я просто хочу на вас посмотреть.

Мне пришлось улыбнуться в ответ. Видите ли, я знал, что он смотрит на меня… и видит Спока. Я привык к этому — и к тому факту, что вулканцы славятся своим долгожительством. Я всего лишь человек, и у меня нет никаких сомнений, что Спок переживет меня на много лет.

Я могу только надеяться, что, время от времени, когда люди будут смотреть на лицо Спока, они будут иногда думать обо мне.

Но это не имеет значения, ведь, насколько я знаю, мы двое — сиамские близнецы. И этот образ заставляет меня вспомнить один случай, который произошел много лет назад.

Это было в 1974 году, если быть точным, я путешествовал и остановился у маленького магазинчике в Хикори, Северная Каролина, чтобы приобрести кое-что. Дама, занимавшаяся обслуживанием, узнала меня тотчас же и была необычайно любезна. Пока я занимался покупками, она настояла на том, чтоб представить меня остальным работникам магазина.

Ну, как это обычно бывает, она стала представлять меня окружающим с помощью игры в угадайку:

— Джон, ты знаешь, кто это?

Большинство людей меня узнали, но двое или трое уставились на меня с любопытством и, с некоторым замешательством, были вынуждены признать, что не имеют ни малейшего понятия, кто я такой.

Кроме одной женщины, которая с энтузиазмом ответила: «Не, ну, конечно же, я его знаю! Мой сын постоянно смотрит его по телевизору!» И она ринулась вперед, чтоб пожать мне руку:

Источники:

http://carabaas.livejournal.com/15641513.html
http://asfrolov.livejournal.com/62626.html
http://biography.wikireading.ru/246889

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector