Мифы древнего шумера и библия. Шумерская мифология

Как шумерские мифы стали Библией

Предание о Всемирном потопе является одним из «камней» в фундаменте христианской культуры. Поэтому сенсацией стал опубликованный в 1872 году материал исследователя Джорджа Смита, из которого следовало, что сюжет для Ветхого Завета еврейские авторы позаимствовали у древних шумеров.

Как Великий потоп шумеров стал всемирным потопом из Книги Бытия

Цивилизация шумеров считается более древней, чем египетская, и предшествующей появившимся позже в Нижнем Междуречье Тигра и Евфрата цивилизациям Ассирии и Вавилона. Термин «шумеры», кстати, достаточно условен, поскольку их самоназвание нам неизвестно. Данные археологических исследований показывают, что речь идёт о народе не семитской группы. Между тем в титуле одного из ассирийских царей фигурировало «царь Шумера и Аккада». Вавилоняне и ассирийцы относились к группе южных семитов и говорили на языке, который именовали аккадским. Соответственно, подвластных ему несемитов решили обозначить как шумеров.

Две жизни Зиусудры

Когда они появились в Нижнем Междуречье, судить трудно, но явно не позднее середины IV тысячелетия до нашей эры. Откуда именно пришли — неясно, но вряд ли их можно считать автохтонным (коренным) населением. Дело в том, что, по данным геологов, ещё до появления шумеров Нижнее Междуречье было затоплено, а потом снова стало сушей, когда берега Персидского залива обрели нынешние очертания. Такая трактовка не исключает версию, что шумеры жили здесь ещё до потопа и каким-то образом смогли пережить катастрофу.
О чём же говорилось в тексте глиняной таблички, опубликованном в 1872 году Джорджем Смитом, а также в — найденных им несколько позже дополнительных материалах?
Итак, правили в земле шумерской в течение 277200 лет (!) девять последовательно сменявших другу друга царей. Столицы Шумера менялись, а замыкает список царей Зиусудра, правивший 36 тысяч лет в городе Шуруппаке.
Имя царя в переводе означало «Жизнь после долгих дней». В таком переводе уже и содержится отсылка к Всемирному потопу, то есть подразумевается, что данный персонаж как бы прожил две жизни, в промежутке между которыми и произошла катастрофа.
В шумерской легенде сообщается, что в силу неведомых причин собравшиеся на совещание боги решили уничтожить людей, смыв их Великим потопом. Но бог мудрости Энки (Эйа), которому Зиусудра приносил достойные жертвы, сообщил ему об опасности, приказав своему любимцу построить огромную лодку, взять в неё свою семью, лучших друзей, а также птиц и всех четвероногих животных.
Зиусудра добросовестно выполнил все указания. Потоп продолжался семь дней и ночей, в течение которых огромное судно носило по бушующей водной стихии. Потом, когда стихия утихла, «капитан» корабля последовательно выпускал «на разведку» Голубя, ласточку и ворона. Первые две птицы вернулись, но ворон обратно не прилетел, из чего был сделан вывод о близости суши.
Спустя время корабль пристал к некоей горе Нимуш в Армении. Построив алтарь, Зиусудра принёс быков и овец в благодарственную жертву богам. Новой столицей Энки назначил город Киш, а позже главные боги шумерского пантеона Ан и Энлиль даровали Зиусудре долгую жизнь и «вечное дыхание».

Неизвестный народ

Разница шумерской легенды с ветхозаветным преданием о Ное сводилась к деталям.
Энки, прежде чем сообщить своему любимцу о грядущей катастрофе, повелел ему подойти к некоей огромной стене.
У шумеров Потоп продолжался семь дней и семь ночей, в то время как в Библии в бурю ковчег Ноя носило по морю сорок суток.
Ной посылал на разведку в поисках суши ворона и голубей, причём эти попытки продолжались целых три недели. Зиусудра привлёк к участию в разведке ещё и ласточку, поиски места для стоянки заняли меньше недели. Вопрос о том, можно ли идентифицировать гору Нимуш с упомянутой в Библии горой Арарат, остаётся открытым (хотя, наверное, можно).
Для благодарственной жертвы Яхве Ной построил алтарь, на котором во славу богов совершил воскурение тростника, кедра мирты и ладана. Зиусудра, как уже указывалось, принёс в жертву домашних животных.
Как видим, отличия предания о Зиусудре от предания о Ное столь ничтожны, что можно однозначно заявить — авторы соответствующего библейского текста просто заимствовали сюжет у шумеров.
Этот очевидный вывод выглядел для конца XIX века почти шокирующим, поскольку, как многим казалось, подрывал авторитет главной книги христианства.
Получалось, что фундаментальное библейское сказание, следующее по значимости после сказания об Адаме и Еве, всего лишь переложение легенды древних язычников, о которых вообще ничего толком неизвестно.
Некоторые исследователи указывали на то, что рассказ о Великом потопе характерен для многих народов и должен считаться так называемым универсальным фольклорным мотивом. Однако, прежде чем обрести «универсальность», сюжет должен был быть порождён некоей працивилизацией. И по всему выходило, что этой древнейшей цивилизацией была именно шумерская.
Табличку с преданием о Зиусудре 32-летний британский гравёр Джордж Смит отрыл в фондах библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала, где собирал материалы для своих работ по античной тематике. Изучением Ассирии он занимался как хобби, но после сенсационной публикации заинтересовался темой всерьёз. Издатель газеты The Daily Telegraph выделил ему деньги на экспедицию в Ниневию, и, спустя два года, Смит представил новые древние тексты.
Речь в данном случае шла о вавилонских и ассирийских пересказах все того же сюжета, причём эти источники тоже были древнее библейских. Единственно, в них Зиусудра именовался по-аккадски Утнапиштимом, что можно перевести как «Он обрёл жизнь». То есть речь снова идёт о Всемирном потопе.
В вавилонском варианте легенды Зиусудру называют Атрахасисом («Превосходящий мудростью»). Изменились также имена богов, а сопоставление с другими материалами ассирийских и вавилонских источников позволило в общих чертах реконструировать историю шумеров.
Единого государства у них не было. Существовал некий альянс городов-полисов, в рамках которого статус столицы переходил от Эриду к Бад-тибиру, затем к Лараку, далее к Сиппару. Название Шуруппак переводится как «исцеляющее место» или «место полного благополучия». Судя по данным археологии, столицей этот город не был, зато являлся местом, где хранились огромные, достаточные для пропитание всей страны, запасы хлеба.
Тигр и Евфрат стали для шумеров и аккадцев такими же реками-кормильцами, каким Нил был для Древнего Египта. Развитие сельского хозяйства, создание ирригационных систем привело и к развитию ремёсел.
Потом, если обратиться к легенде, шумерская цивилизация перенесла страшную природную катастрофу. Как сообщалось в одной из глиняных табличек: «После того как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола».
Это второе царство вступило в пору упадка после того, как появившиеся в Междуречье южно-семитские племена создали собственные государства — Вавилонское и Ассирийское царства.
Шумеры постепенно смешались с пришельцами, притом что процесс ассимиляции, вероятно, знал свои подъёмы и спады. Судя по данным археологии, в конце III тысячелетия до н.э. Они были кем-то вроде покорённой нации, зато несколько веков спустя и в Вавилоне, и в Ассирии шумерская культура стала образцом для подражания.
И оставалась таким эталоном, пока Ассирия и Вавилон в свою очередь не растворились в цивилизациях более позднего времени.

Читать еще:  Уроки гадания на картах. Гадания на игральных картах: простые расклады и толкования

Легенда на все времена

Вопрос о том, когда именно произошёл Всемирный потоп, судя по геологическим исследованиям, не имеет однозначного ответа.
Трудившаяся в 1930-х годах на раскопках Шуруппака экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила культурный слой, состоящий из отложений глины и ила.
На основе химического анализа был сделан вывод о затоплении, датируемом рубежом V и IV тысячелетий до н.э. и причинившем ущерб крупнейшим городам Шумера.
Всемирный потоп, описанный в Библии, датируется по данным Ветхого Завета очень точно — 2104 год до н.э. или 1656 год от сотворения мира.
Как видим, удивительное сходство шумерского и ветхозаветных преданий ещё не означает, что речь идёт об одном и том же потопе.
Еврейские авторы позаимствовали сюжет у шумеров для описания бедствия, которое произошло почти на два с половиной тысячелетия раньше. Но первый, более древний потоп действительно стал для Междуречья событием эпохальным.
Данные о грандиозной катастрофе подтверждаются и другими античными источниками, прежде всего древнеассирийским эпосом «Сказание о Гильгамеше».
Его главный герой Гильгамеш проходит путь от «обычного» богатыря до могучего властителя, наделённого даром долгой, растягивающейся на десятки тысяч лет жизни. И даже умерев, он не уходит в небытиё, а становится владыкой подземного мира.
Вполне естественно, что в одном из эпизодов Гильгамеш встречается с другим долгожителем Зиусудрой, фигурирующем, впрочем, под вавилонским именем Утнапиштим. И тот обращается к нему с речью:

Я открою, Гильгамеш,
сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуруппак, город, который ты
знаешь,
Что лежит на бреге
Евфрата, —
Этот город древен, близки
к нему боги.
Богов великих потоп
устроить склонило их сердце…

Далее Утнапиштим повторяет то, что уже излагалось в древнейшей версии. Основное различие заключается в том, что он достаточно подробно перечисляет, кого и что взял на своё судно:

Всё, что я имел, погрузил я
туда:
Всё серебро сложил на корабль;
И золото всё принёс;
И всех божьих тварей согнал
я туда.
А также семью и родных.
И с полей, и из степи,
Всех букашек принёс я туда;
И всех мастеровых привёл
на корабль.

Далее Утнапиштим повествует, как пережил катастрофу, однако более поздний фрагмент с его рассказом об обретении долголетия, к сожалению, не сохранился.

И «спасибо» не сказали

Исторический период, когда еврейские авторы Ветхого Завета позаимствовали легенду шумеров о Всемирном потопе, можно определить достаточно точно — 598-582 годы до н.э., время «вавилонского пленения» иудейского народа.
Однако, чтобы не принижать таланты авторов Ветхого Завета и глубину составленных ими текстов, исследователи делают акцент на морально-этической разнице двух вариантов одного и того же предания.
Шумерские боги, судя по сохранившимся текстам, решили уничтожить землю просто так — то ли из прихоти, то ли по причине плохого настроения.
Яхве в Ветхом Завете насылает на землю Потоп как наказание за людские грехи. И Ноя он решает спасти за то, что он вёл жизнь праведника. Альфред Джеремиас пишет: «Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней».
С Джеремиасом солидарен и Герман Гункель: «Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчётливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение».
Но и здесь, при рассмотрении обеих легенд с позиций морально-нравственных, все выглядит не так однозначно. Анализируя текст шумерского сказания, другой исследователь Крамер отмечает, что в нём Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях». То есть покровительствует и спасает его от гибели бог Энки не просто так, а в качестве вознаграждения за жизнь праведную.
В общем, исключать нравоучительную составляющую из шумерской легенды только на том основании, что представители этой цивилизации были язычниками и, так сказать, «не доросли» до гуманистической философии, все же не стоит. Есть в этой легенде и философская глубина, и моральная составляющая. Не будь их, представители более поздних цивилизаций вряд ли бы обращались к сказанию о Потопе снова и снова.

Вода или меч?

Журнал: Загадки истории №34, август 2019 года
Рубрика: Историческое расследование
Автор: Дмитрий Митюрин

Мифы древнего шумера и библия. Шумерская мифология

Войти

Шумерская письменная литература оставила неизгладимый след в литературе всего Ближнего Востока. Практически все народы Западной Азии – аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, хетты, урарты, ханаанеи и эламиты – сочли в своих интересах заимствовать знания. Получили широкое распространение шумерские культура и литература. Идеи и идеалы шумеров – их космология, теология, этика, система образования – были усвоены всеми народами Древнего Ближнего Востока. Это относится и к шумерским литературным формам и темам – сюжетам, мотивам, стилистическим приемам и эстетическим методам. И евреи Палестины, страны, где создавались, редактировались и формировались книги Библии, не были исключением.

Читать еще:  Сны со среды на четверг — как толковать и причем здесь Юпитер. Если парень снится со среды на четверг

Конечно, даже самые ранние части Библии, не древнее 1000 г. до н. э., тогда как большая часть шумерских литературных произведений была написана около 2000-2500 г. до н. э. Шумерское влияние вторглось в Библию через ханаанскую, хуриттскую, хеттскую и аккадскую литературы, особенно последнюю, поскольку, как известно, во 2-м тыс. до н. э. аккадский язык повсеместно бытовал в Палестине и ее окрестностях в качестве языка образованных людей. Поэтому произведения аккадской литературы должны были хорошо знать литераторы Палестины, в том числе евреи, а многие из этих произведений имеют свой шумерский прототип, видоизмененный и трансформированный с течением времени.
Однако возможен еще один источник шумерского влияния на Библию. Он восходит к Аврааму. Большинство ученых сходятся во мнении, что, несмотря на то, что в библейском сказании об Аврааме много вымысла и чудес, в нем есть все же зерно истины. Авраам родился в халдейском Уре, и провел там начало жизни вместе со своей семьей. Тогда Ур был одним из основных городов древнего Шумера; он становился столицей Шумера трижды в разные периоды его истории. Там была солидная эдубба; и в совместных британско-американских раскопках, проводившихся там между 1922-м и 1924 гг., было найдено немало шумерских литературных документов. Практически неизбежно, что Авраам и члены его семьи принесли что-то из шумерских знаний в Палестину, где они постепенно стали частью традиции и источником, который еврейские литераторы использовали при написании и обработке книг Библии.
Так или иначе, в Библии множество параллелей с шумерской литературой, что, несомненно, указывает на их шумерское происхождение.

1. Сотворение вселенной.
Шумеры полагали, что до сотворения существовало изначальное море. Вселенная, согласно шумерам, состояла из неба и земли, неким образом сплавленным в этом изначальном море, и бог воздуха Энлиль (не исключено, что это руах-элохим Бытия) – разделил небо и землю.

2. Сотворение человека.
Человек, согласно шумерским источникам, представлялся вылепленным из глины и наделенным «дыханием жизни». Причина, по которой он был создан, – служение богам (одному Яхве у евреев) – молитвой, услужением и жертвоприношением.

3. Техника творения.
Сотворение, согласно шумерским (и библейским) писателям, производилось в основном двумя способами: божественным словом, приказом и непосредственно «деланием», «вылепливанием». В обоих случаях творению предшествовал божественный замысел, хотя это и не требовало особых оговорок.

4. Рай.
Идея о божественном рае, садах богов, бессмертии и вечной жизни имеет шумерское происхождение – остров Дильмун

5. Потоп.
Уже давно общепризнано, что библейская версия сказания о потопе позаимствована из шумерских мифов. Примечателен также тот факт, что, согласно месопотамской традиции, существовали десять древних правителей, срок жизни которых был чрезвычайно долог, что напоминает нам библейских ветхозаветных патриархов.

6. Сюжет о Каине и Авеле.
Сюжет о соперничестве, данный в Библии был излюбленным мотивом шумерских писателей и поэтов.

7. Вавилонская башня.
Для шумеров зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землей, богом и человеком. И возводились в честь богов. В знак почитания божеств на вершинах зиккуратов возводились храмы. История же библейского рассказа о Вавилонской башни коренится в попытке объяснить существование месопотамских зиккуратов. Для евреев, как кочевого народа эти огромные башенные сооружения были слишком грандиозны и непонятны. И в библии строительство вавилонской башни показано как дерзкая попытка гордых людей превзойти бога.

8. Земля и ее устройство.
Шумерский миф «Энки и мировой порядок: устройство земли и ее культурных процессов» подробно описывает деятельность Энки, шумерского бога мудрости, по обустройству земли и установлению того, что можно назвать «закон и порядок» на ней. Эта поэма отражена Библией, например во Второзаконии, 32:7 – 14.

9. Личный бог.
Вера в существование личного бога была развита у шумеров уже в середине 3-го тысячелетия до н. э. Как учили шумерские учителя, каждый взрослый мужчина и глава семьи имел «личного бога», что-то вроде ангела-хранителя, которого воспринимал как своего божественного отца. Аналогия в библии – в случае договора между еврейскими патриархами и Яхве. Судя по соглашению (завету) между богом и Авраамом (также ссылка на «бога Ноя» в Книге Бытия, 31:53), евреи заимствовали идеею персонального бога.
Шумерийцы ждали от своих богов заступничества, благополучия, долгой жизни и доброго здравия. И прославляли своих богов молитвами, почитанием и жертвоприношениями, хотя при этом он не переставал поклоняться другим божествам шумерского пантеона. И как сказано в шумерском литературном документе «Человек и его бог», между шумером и его личным богом существовали близкие, интимные, доверительные и даже нежные отношения. Что совершенно отличается от общения Яхве с еврейскими патриархами, а позже – Яхве с еврейским народом в целом.

10. Закон.
Есть много документальных доказательств того, что чрезвычайный рост и развитие правовых положений, практик, прецедентов и компиляций на Древнем Ближнем Востоке восходит к шумерам. Более поздний свод законов Хаммурапи – это аккадская компиляция законов, в основу которой лег шумерский оригинал. Библейский Закон имеет много общего со сводом законов Хаммурапи – в содержании, терминологии, даже в расположении, подтверждено учеными.

11. Этика и мораль.
Этические концепции и моральные идеалы, выработанные шумерами, легли в основу еврейских.

12. Божественное возмездие.
Этой теме в историографическом документе «Проклятие Агаде» посвящено место, когда Энлиль, верховное божество шумерского пантеона, разгневанный богохульством правителя Агаде, наслал жестоких, свирепых кутиев, которые разрушили Агаде. Месть Яхве, уничижение и уничтожение народа является постоянной темой библейских сказаний. Обычно национальная катастрофа является следствием насилия со стороны какого-то соседствующего народа, специально избранного Яхве в качестве своего бича и кнута.

Читать еще:  Какое пожелание на день рождения сестре. Поздравления с днем рождения сестре: красивые стихи и проза

13. Мотив язвы.
В шумерском мифе «Инанна и Шукаллетуда: смертный грех садовника» есть сюжет о чуме, с которым схож библейский мотив в сказании об Исходе; в обоих случаях божество, разгневанное преступлениями и косностью человека, насылает несколько несчастий, язв, «казней» на всю страну и ее народ.

14. Страдание и покорность. Мотив «Иова».
Существует шумерское поэтическое эссе. Его центральная тема, человеческие страдания и покорность. Этому эссе идентична библейская книга Иова. Даже сюжет пролога один и тот же: человека, который был богат, мудр, праведен и имел многочисленных друзей и родню, однажды, в силу неизвестных причин, постигли болезни, страдания, нищета, предательство и ненависть.

15. Смерть и загробный мир.
У шумеров – Кур был темным, жутким обиталищем мертвых. Это была страна, откуда не возвращаются, откуда в виде исключения можно вызвать тень личности для расспросов. У евреев аналог – библейский Шеол. Из шумерских литературных документов взято еще несколько еврейских представлений о нижнем мире: изображение его как скорбной обители бывших царей и правителей, появление оттуда теней умерших, заточение в него бога Думузи (Таммуза), которого жены Иерусалима оплакивали вплоть до времен пророка Иезекиля.

Это только самые очевидные и значительные заимствования из шумерской литературы в Библии. И этот перечень – лишь малая часть, лежащая на поверхности.
Это заставляет нас задаться вопросом – если шумеры были народом столь выдающегося литературного и культурного значения для Древнего Ближнего Востока в целом, так, что оставили неизгладимый отпечаток в произведениях еврейских литераторов, почему тогда их след в Библии столь незаметен? В Книге Бытия, главах 10 и 11, например, мы находим довольно внушительный перечень эпонимов, земель и городов. Но кроме весьма расплывчатого слова «Шинар», которое ученые обычно отождествляют с Шумером и которое на самом деле является эквивалентом шумерского сложного слова «Шумер-Аккад», во всей Библии нет, похоже, ни одного упоминания о шумерах – факт, который невозможно увязать с огромным влиянием и первичным значением Шумера.

По материалам С.Крамера, “Шумеры”

Мифы древнего шумера и библия. Шумерская мифология

А. И. Немировский

Мифы и легенды Древнего Востока

К материку мифов

О самых древних в мире легендах и преданиях стало известно сравнительно недавно. Тысячелетиями лежали глиняные таблички, папирусы, бамбуковые дощечки, плиты с надписями под песчаными холмами, в развалинах городов, и никто не ведал, какие в них таятся сокровища человеческого ума и воображения. То немногое, что знали о мифах Древнего Востока до начала раскопок этих холмов и прочтения неведомых письмен, донесли священные книги древних евреев Библия, древних иранцев «Авеста», древних индийцев «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна». Однако и с этими памятниками, кроме Библии, европейцы познакомились лишь в XVIII–XIX вв.

Ныне же мы стоим перед восточными мифами в некоей растерянности. Какой там «свет с Востока»? Настоящая лавина, бушующий, неослабевающий поток, ибо едва ли не каждое десятилетие приносит новый материал, новую информацию, которую хочется назвать открытием века.

В этой ситуации каждая книга, особенно популярная, видится Ноевым ковчегом, который предстоит наполнить самым ярким и существенным. И перед автором встает проблема выбора, а выбор всегда субъективен. Читателю придется положиться на авторскую эрудицию и художественный вкус. Критикам же надо иметь в виду, что в нашем распоряжении был не «Титаник», а ковчег. Впрочем, мы старались не обидеть ни одной древневосточной культуры, ни одной мифологии огромного региона от Средиземного моря до Тихого океана в хронологических рамках древней цивилизации. И если некоторые из них представлены бо́льшим количеством пар «чистых» и «нечистых», то для этого имелись веские причины, которые будут в свое время объяснены.

Создателю библейского ковчега пришлось соорудить перегородки, чтобы на долгом пути звери не сожрали друг друга. Нам эта опасность не угрожала. Но размещение огромной массы пассажиров-персонажей все же представляло известные трудности. Некоторые из них, более прославленные, били себя в грудь и требовали лучшие отсеки. Чтобы выдержать напор, пришлось воспользоваться их же принципом первородства. Вперед были пропущены наиболее древние и почтенные боги и герои. При этом древность определялась не на слово — каждый уверял, что он самый древний, — а по старшинству, удостоверенному историческим документом. Поэтому Моисею и Аарону пришлось пропустить вперед Осириса с Исидой, Гильгамеша с Энкиду, Телепинуса и Улликуме, Балу и Даниилу.

И есть еще одна сложность, кажется, самая главная. Вышедшие из ковчега оказываются не на пустынном Арарате, а в мире, оглушаемом какафонией звуков, чуждых обществу и природе, порождением которой они были. Постараться ли приблизить древних к нам, поскрести и почистить, приодеть в современные одеяния, чтобы сделать их более понятными, «своими»? Или, напротив, сохранить, поелику это возможно, древний облик и древнюю образную речь, дать им высказаться, чтобы затем все это пояснить и истолковать? Мы избрали последний путь, хотя для этого пришлось взять на борт целый штат невидимых переводчиков и комментаторов, выделив для них особый, нижний отсек ковчега.

Без этих людей, если признаться откровенно, не было бы этой книги, и если мы, как правило, не приводим имен и не отмечаем заслуг, то не из человеческой неблагодарности, а из естественного желания пощадить память наших читателей, не подготовленных к подобной информации. В возмещение за эту уступку мы убедительно просим не рассматривать все, что следует перед и после изложения мифов, как ненужный балласт, а использовать это, хотя бы выборочно, чтобы наше плавание было не просто увлекательным, но и полезным.

Плавание на Ноевом ковчеге, как известно, завершилось высадкой на прославленной горе Арарат. С горы все виднее. И нам в конце нашего странствия придется оглядеться, чтобы осмыслить все собранные факты, запечатлевшиеся в памяти образы, сопоставить их друг с другом и наметить перспективы дальнейшего путешествия по континентам мифов. Ведь впереди еще мифы Греции и Рима.

Такова программа нашего путешествия по миру восточных мифов, в которое я имею честь пригласить вас.

Источники:

http://www.bagira.guru/myths/kak-shumerskie-mify-stali-bibliej.html
http://mesopotamia-ru.livejournal.com/7827.html
http://www.litmir.me/br/?b=177058&p=9

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: