Мифологическое мировоззрение, его черты, структура и специфика. Мифологическое мировоззрение

5) Мифологическое мировоззрение и его специфика

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Мифологическое мировоззрение. Формируется с момента появления человека разумного (Homo sapiens), примерно 40-60 тысяч лет тому назад. Это мировоззрение которое описывает и объясняет мир и место человека в мире очень своеобразно. Для этого показываются дела богов, героев, многочисленных фантастических существ, описываются и по-своему и объясняются явления природы и социальной жизни. Фантастические существа совершают дела не реальные с позиции науки. Точно также как и они сами являются не реальными. Миф позволял все. В нем все что угодно могло появиться из всего чего угодно, просто так, или с помощью посредника в виде тех же фантастических существ. В этом и заключалась слабость и антинаучность мифов. В мире действительно что-то чем-то порождается, что-то появляется из чего-то, ничто не может появиться из ничего. Но чтобы все что-угодно появлялось из всего что-угодно то такое никак не возможно.

Важнейшая черта мифа – антропоморфизм. Это перенесение черт и свойств человека на весь остальной окружающий мир. Одна из схем объяснения всего что есть в мире – генетическая схема. Человек появляется на свет путем рождения. Поэтому рождаются и неживые предметы. Принцип – все что угодно может быть порождено чем угодно

Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно.

Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных.

Мифологическое мировоззрение

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы.

В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Читать еще:  Евангелие от марка глава 8. Библия онлайн

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, Бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своём, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

По Традиционному мифологическому мировоззрению её последователь способен подняться до уровня Бога, а значит для человека, рода и социума миф о странствиях и подвигах культурного героя, в большинстве случаев, читай «Бога», был практически полезен и являлся руководством к действию.

Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения:

Антропоморфность
— рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.

Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и Боги в виде особых людей.

Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.

Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: «человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества», «человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у Богов Прометеем» и т. д.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство, буддизм, ислам — мировые религии. Им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимания. Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур.

Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывали и оказывают, по сей день, большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов.

Религиозное мировоззрение помогает человеку в тяжелые минуты жизни и дает ответы на его вопросы о жизни и смерти и т. п.

Причины возникновения:

— недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;

— развитие способности человека к абстрактному мышлению;

— усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами.

Читать еще:  Приснилось что ищу ребенка. К чему снится искать ребенка? Увиденный сон - Дверь

Выделим такие:

— в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;

— мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного.

— в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;

— особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;

— если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

Существуют различные подходы философов к существованию Бога:

— пантеизм – Бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с ней;

— теизм – Бог создал мир и продолжает в нём свою активность;

— деизм – Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;

— атеизм – отрицание веры в существование Богов.

Особенности:

— абсолютное существование в Бога/Богов или что-то сверхъестественное;

— религия опирается на вероучения;

— системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)

— имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;

— различает естественное и противоестественное;

— вера в сверх силу (Бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;

— основанием мира является дух, идея;

— для религии главным является достижение единства человека с Богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.

109.201.148.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Мифологическое мировоззрение и его особенности

Мифологическое мировоззрение является исторически первым типом мировоззрения. Вопреки широко распространенному мнению о том, что его временные границы находятся лишь в древности, можно с уверенностью сказать, что элементы мифологического подхода к миру сохраняются в сознании человека любой эпохи.

Сущность мифологического мировоззрения состоит в создании такой картины мира, в которой человек и мир слиты воедино. Это гениальная интуиция всеобщей связи. Человек – микрокосм, в котором проявляются и повторяются законы космоса. Мифологическое миро-воззрение рисует в человеческом сознании образы, совпадающие с действительностью. В связи с этим главная отличительная черта мифологического мировоззрения – синкретизм или неразличение противоположного. «Что наверху, то внизу», — так говорили еще в древности. Нет принципиальной разницы между вещью и словом, предметом и его образом, именем и судьбой, жизнью и смертью, субъективным и объективным и т.д. Гороскопы, нумерологические представления о тождественности числа и того, что оно обозначает, представления о мистических приметах, реклама – эти милые современные развлечения вполне укладываются в мифологический принцип всеединства.

В первобытном обществе синкретизм проявляется в антропоморфизме – очеловечивании сил природы, анимизме – одушевлении природы. В более поздние эпохи он проявляет себя в мистическом отождествлении личности и общности, к которой она принадлежит, личности и идеи, которой она должна служить.

К особенностям мифологического мировоззрения относятся образность, эмоциональность, некритический характер, мышление по аналогии, символизм, стереотипность. Мифологическое мировоззрение – форма коллективного сознания, в котором личность растворяется в коллективных представлениях, обретая силу не в самостоятельном мышлении или в самостоятельных действиях, не в независимости от авторитетов, а в сопричастности к ним. Вернитесь к своим пособиям по культурологии и вновь просмотрите эти вопросы.

Читать еще:  Любовный гороскоп на сентябрь девушка телец. Любовный гороскоп для знака телец на сентябрь

Обратите внимание на функции мифологического мировоззре-ния: превращение хаоса в космос, или установление произвольного, символического, иллюзорного порядка в мире; создание иллюзии безопасности; объединение людей вокруг какой-то идеи или образа. Мифологическое мировоззрение объясняет мир ссылкой на авторитеты; служит ориентиром в мире и системе человеческих отношений, текстом, обязательным к исполнению, и потому нередко говорят, что миф – это сама жизнь. Причем жизнь эта состоит из коллективных, стереотипных действий – ритуалов и обрядов или того, что очень их напоминает.

5. Религиозное мировоззрение – основные черты

Сущность религиозного мировоззрения состоит в удвоении мира на естественный и сверхъестественный. Главная сила этого сверхъестественного мира — боги (политеизм) или Бог (монотеизм). Именно потустороннее становится смыслом, идеалом и ориентиром жизни земной, посюсторонней. Причем, это весьма эффективный способ обоснования ценностей человеческой жизни, поскольку все представления опираются на веру и фактически не могут быть ни обоснованы, ни опровергнуты разумом. С логической точки зрения обосновать можно и вечность, и совершенство, и абсолютную значимость Бога. Но с таким же успехом можно все эти положения и опровергнуть, ведь по определению речь идет о мире, который находится за пределами нашего непосредственного опыта, и, значит, практическая проверка наших предположений и умозаключений просто невозможна.

Как тип мировоззрения религия отличается образно-эмоциональным характером, типичным и для мифологического мировоззрения. Способ его существования является вера в сверхъестественное, священное начало. Непосредственное проявление вера находит в культе, системе ритуальных действий, являющихся необходимым признаком верующего человека.

Но в отличие от мифологического мировоззрения религиозное (особенно в наиболее развитых формах) не одухотворяет весь мир. Духом пронизан мир, но сам дух – есть высшее в нем. Духом может быть наделен и человек, но это результат работы его души, стремления к возвышенному, святому, к Богу. Поэтому основное значение приобретает этическая направленность религиозных взглядов, формирование духовного мира человека, тех чувств, которые помогают строить отношения с другими людьми: сострадание, любовь, совесть, терпимость, надежда, милосердие и т.д.

В результате религиозное мировоззрение ориентированоуже не на массу, не на толпу, а на личность, ищущую свой путь в жизни. Кроме того, если мифологические представления фактически программируют жизнь (миф и есть сама жизнь), то религиозная деятельность, религиозные обряды, ритуалы, и иные способы культового поведения не охватывают всего многообразия форм человеческой деятельности. Человек свободен в своем выборе, в его жизни большую роль играют светские (нерелигиозные) взгляды, действия, религия же касается духовной стороны человеческого существования.

В истории духовной жизни тайну религиозного сознания пытались понять многие мыслители. Например, З.Фрейд считал Бога возвысившимся отцом, позволяющим каждому человеку, слабому и в душе остающемуся ребенком, почувствовать себя надежно защищенным от превратностей судьбы, от необходимости принимать самостоятельные решения и в конечном итоге от ответственности.

По мнению Фейербаха, человек переносит на небо, на Бога все самые лучшие свои качества, обедняя тем самым себя. Однако нелишне добавить, что тем самым человек, слабый, несовершенный, смертный, получает прекрасный идеал, к которому можно стремиться, бесконечно совершенствуясь.

К.Маркс, развивая атеистические идеи, утверждал, что религия – иллюзия, необходимая для того, чтобы оправдать и облегчить земные страдания человека, это «вздох угнетенной твари», «сердце бессердечного мира». С увеличением степени человеческой свободы в ходе становления коммунистического общества религиозные иллюзии должны за ненадобностью исчезнуть.

Напротив, по мнению Гегеля, Канта религия является необходимой составляющей человеческой жизни, она тождественна представлению о пути, о духовном совершенствовании человека, о становлении собственно человеческой системы ценностей.

Источники:

http://studfile.net/preview/6689024/page:5/
http://studopedia.ru/14_68105_mifologicheskoe-mirovozzrenie.html
http://studopedia.org/6-109228.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector