Мифические образы девушек. Яркие женские образы мифология, литература, религи

Яркие женские образы мифология, литература, религи

Женщины в мифологии (в осн. греч. и римск., сканд. и славянск.)

•Амазонки (воинств. Девы), Валькирии (сканд.)
•Ариадна (греч. Дочь царя, клубок, нить)
•Артемида (греч. Дочь Зевса, богиня охоты, рожениц, целомудрия)
•Афина Паллада (греч. Богиня войны, победы, мудр-ти, знаний, иск-в, ремесла, дочь Зевса), соотв. Беллона (Рим.)
•Афродита (греч. Богиня любви, красоты, плодородия, вечной Весны)
•Гея (греч. Богиня земли, осн. Горы и моря, 1-е поколение богов)
•Гарпии (греч. Богини вихря, женщ. -птицы)
•Геката (греч. Богиня мрака, колд-ва, луны, охоты,)
•Гекуба (греч. Олицетв. Скорби и печали)
•Немесида (греч. Богиня возмездия)
•Галатея (греч. Оживш. Статуя; нереида)
•Нереиды (греч. Мор. Нимфы, 50 дочерей морс. Старца)
•Ника (греч. Крылат. Богиня победы), соотв. Виктория (Рим.)
•Хариты( греч. Богини красоты и изящества)
•Кассандра (греч. Пророчица)
•Греч. 9 муз, богинь, дочери Зевса и Мнемосины: Клио (покровит. Истории), Евтерпа (лирич. Поэзии), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Терпсихора (танцев), Эрато (любов. поэзии), Полигимния (гимнов), Урания (астрономии), Каллиопа (эпич. поэзии
•Леда (греч. Мать Елены)
•Медея (греч. Волшебница, зол.руно)
•Гипермнестра (греч. ослушалась Даная, родоначальница аргосских царей)
•Даная (греч. Дочь царя, мать Персея)
•Нимфы (греч. Божества природы, жив. В горах, лесах, морях, дочери Зевса) – вакханки, нереиды, наяды, дриады
•Пенелопа (греч. Символ супружеской верности, жена Одиссея)
•Психея (греч. Олицетв. Человеч. души
•Персефона (Кора, греч. Богиня плодородия и царства мертвых, жена Аида)
•Сирены (греч. Женщины-птицы, завлекали моряков красотой и голосом)
•Андромеда (греч. Дочь царя)
•Цирцея (Кирка, греч. Волшебница, коварная обольстительница)
•Аврора (рим. Богиня утренней зари)
•Грации (рим. 3 богини красоты и радости)
•Данаиды (греч. 50 дочерей Даная, наполняют бездонную бочку с водой)
•Венера (Рим. Богиня весны и садов, любви, красоты), Флора (Рим.)
•Диана (Рим. Богиня растительности, рожениц, луны)
•Минерва (Рим. Богиня ремесел и искусств, мудрости и городов, триада)
•Русалки (слав. Духи воды и растительности)
•Весталки (Рим. Жрицы)
•Веста (Рим. Богиня дом. Очага)
•Тривия (Рим. Богиня 3-х дорог)
•Фемида (греч. Богиня правосудия)
•Фортуна (Рим. Богиня счастья, удачи)
•Фурии (Рим. Богини мщения), соотв. Эриннии (греч., евмениды)
•Церера (Рим. Богиня земледелия и плодородия), соотв. Деметра (греч.)
•Юнона (Рим. Богиня брака, материнства, женщин), соотв. Гера (греч. Царица богов, сестра и жена Зевса)
•и т.д. и пр.

Яркие женские литературные и кино-образы (основанные на реальных событиях или вымышленные, никому неизвестные женщины – прототипы)

• Скарлетт О’Хара
• Эсмиральда
• Мэги Клири
• Наташа Ростова
• Татьяна Ларина
• Жизель
• Кармен
• Бэлла
• Офелия
• Леди Макбет
• Мери Поппинс
• Бонни Паркер
• Ассоль
• Никита
• Изольда
• Есения
• Эммануэль
• Дездимона
• Изаура
• Маргарита
• Джен Эйр
• Джульетта
• Ася
• Аида
• Феридэ
• Анжелика
• Лаки Лучиано
• Анна Каренина
• Джейн Марпл
• Миледи
• Женщина-кошка
• Лара Крофт
• Арина Родионовна
• Дульсинея Табосская
• Тэсс Д’Эрбельвилль
• Натали Гончарова
• Констанция Бонасье
• Васса Железнова
• Анна Австрийская
• Анастасия Романова
• Шахиризада
• Покахонтас
• Алиса Лидделл
• Снежная королева
• Аленушка
• Пеппи дл.чулок
• Алиса Селезнёва
• Снегурочка
• Мальвина
• Тортилла
• Элли
• Герда
• Елена: прекрасная, премудрая
• Золушка
• Дюймовочка
• и т.д. и др

Женщины в Библии, Коране, религии

• Дева Мария, Богородица
• Ева, праматерь
• Эсфирь
• Иудифь
• Агарь
• Лия
• Рахиль
• Ревекка
• Сара
• Девора
• Анна, мать Мадонны
• Мария Магдалена
• Руфь

Раздел II Женские образы в мифологии различных культур Александра Москвичева

Женские образы в мифологии различных культур

ВСЕ, ЧТО ПРЕХОДЯЩЕ, – ЛИШЬ МИФ,

ЗДЕСЬ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ НЕДОСТУПНОЕ,

ВЕЧНАЯ ЖЕНСКАЯ ФОРМА УЧИТ НАС ЭТОМУ.

Читать еще:  Дарить цветы во сне. Мужчина дарит цветы толкование сонника

Иоганн Вольфганг Гете

ОБРЕТАЯ МАТЬ МИРА,

ОБРЕТАЮТ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.

Лао-цзы (Дао Де Цзин)

МНОГИЕ РЕЛИГИИ ГОВОРЯТ О БОГЕ В МУЖСКОМ РОДЕ.

В МОИХ ГЛАЗАХ ОН И МАТЬ, И ОТЕЦ.

ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬСЯ С БОГОМ В ЕГО МАТЕРИНСКОЙ ФОРМЕ,

МЫ ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ.

На сегодняшний день западная цивилизация, и в особенности ее интеллектуальная элита, с головой погрязла в рационализме и материализме, практически пренебрегая духовным аспектом жизни, природы и человека. А между тем именно духовный поиск, который поднимал великих художников, поэтов и мыслителей к вершинам созидания, выводил общество на новый уровень эволюции и прогресса. Именно неудержимый порыв души к Всевышнему сделал возможным появление самых великих творений, которые не оставляют равнодушным сердце человека.

Что же произошло с человеком – продуктом современной цивилизации? Как мы пришли к такому положению? Все дело в том, что для нас перестало быть очевидным, что именно духовность поддерживает равновесие в обществе и вообще в мироздании. Без духовности, без стремления к самому высокому, к самому великому и возвышенному человек оказывается сосредоточен лишь на себе самом и теряет способность понимать, что необходимо для гармоничного равновесия в обществе и окружающей его среде.

Многие исследователи приходят к выводу о том, что одна из основных причин такого положения дел – постепенное стирание из сознания человека образа Вселенской Матери, которая является основанием, опорой духовности. А ведь Богиня-Мать почиталась везде и во все времена – именно поэтому Карл Густав Юнг признал в Матери первичный архетип коллективной души.

И тем не менее в конечном счете различные попытки с корнем вырвать из человеческой души религию Матери никогда не приводили к полному успеху. Во все времена происходило восстановление Вечного Женского в той или иной форме.

Изображение Вселенской Матери стало первым образом Божественности. Это подтверждают археологи и историки, которые сделали такое заключение в результате раскопок и исследований. Тысячи фигурок, изображающих Богиню-Мать и датируемых от 20 000 лет до н. э., были найдены на обширной территории, простирающейся от Западной Европы до Сибири. Эти фигурки обладают сходством, и это доказывает, что речь идет не о простых изображениях женщин или молодых девушек, а о символах Богини-Матери, дающей жизнь и питающей Вселенную.

В САМОМ НАЧАЛЕ БОЖЕСТВЕННОСТЬ ВОЗЫМЕЛА СВОЕ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ОТ ИНДИИ ДО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ В АСПЕКТЕ ЦЕЛОМУДРЕННОЙ БОГИНИ.

Е.О. Джеймс «Культ Богини»

В религиях древних цивилизаций, унаследовавших многие воззрения первобытности, женские божества почитались как участники акта творения мира. Богини участвовали в творении не только мира, но и населяющих его существ: богов, людей, животных, чудовищ и т. д. Создательницы и хранительницы космоса, матери богов и героев, богини правили на разных космических уровнях, повелевая силами плодородия земли, водами, луной и т. п. Как причастные к жизни, смерти и бессмертию, они нередко были связаны с мистериями и тайными культами, которые обеспечивали их адептам вечную жизнь.

Известно множество различных культур, в которых божества предстают перед нами в женском обличии. Для некоторых культур женское божество является приоритетным и выступает в роли верховного бога. Наиболее ярким примером женского верховного божества является образ Богини-Матери, главная функция которой – созидательная. Женская созидательная сила ассоциировалась с Космосом и, судя по всему, отражала предпочтения первичного матриархального общества. Известный английский поэт и романист Роберт Грейвс, написавший также мифологический трактат «Белая богиня», считает, что культ Богини-Матери свидетельствует о могуществе и величии божественной женской власти на Земле в период упадка предшествующей человеку цивилизации гигантов и образования новой цивилизации людей.

Культ Богини-Матери в разных регионах мира и в разные исторические периоды свидетельствует об удивительном единообразии приписываемых ей функций. Все женские божества прежде всего покровительствовали природе с ее сменой циклов, магически способствовали умножению растительного и животного мира и продлению рода человеческого. В религиях древних цивилизаций и позже, в некоторых национальных религиях, богини становились покровительницами культуры, в особенности городов, законов и тайных знаний. В чем же причина такого единообразия?

В каждой традиции, как правило, существует древний образ первоначальной Богини-Матери, который со временем разделяется на множество более мелких, «второстепенных» типов, представляющих собой различные отдельные черты или функции изначально единого образа. В них персонифицируются множественные явления природных стихий, а также общие модели поведения различных аспектов обобщенного образа Женщины-Богини. Не удивительно, что эти образы могут часто отождествляться с самой изначальной Богиней-Матерью, а кроме того, смешиваться и временами замещать друг друга даже внутри одной традиции – ведь все они вышли из одного источника и представляют собой лишь олицетворение его разнообразных проявлений. Именно поэтому в разных мифологиях качества и роли богинь удивительно схожи.

Читать еще:  Пророчества православных старцев. Предсказания и пророчества старцев о россии - странник

Все исследователи религии и мифологии различных древних цивилизаций отмечают очевидные параллели в функциях женских божеств, которые являются различными ипостасями широкого и многопланового, но при этом единого образа Богини-Матери, относящегося к древнейшим пластам их культурных традиций.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Рубрики

  • это интересно. (543)
  • Сознание эволюционных процессов. (519)
  • 2012 год. (420)
  • Апокалипсис, конец света. (412)
  • Духовность. (379)
  • ФИЛОСОФИЯ. (296)
  • НАУКА И ТЕХНИКА. (291)
  • КОСМОС. (264)
  • Мистика,эзотерика. (229)
  • Видео. (156)
  • Религии. (152)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ,АРХЕОЛОГИЯ,АРТЕФАКТЫ.. (135)
  • Психология. (120)
  • ЧУДЕСА (116)
  • Природа. (113)
  • ЗДОРОВЬЕ. (109)
  • фотографии,картинки (98)
  • Агни – йога, йога. (86)
  • СМЕРТИ НЕТ! ВНЕТЕЛЕСНЫЙ ОПЫТ,АСТРАЛ. (83)
  • МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ (82)
  • психо-духовные практики и магия,астрология,гадание (66)
  • СОЦИУМ (63)
  • Пророчества. (59)
  • Нибиру. (53)
  • ИСТОРИЯ (50)
  • Оформление дневника. (43)
  • Мудрые высказывания и цитаты. (34)
  • НЛО (32)
  • Животные. (29)
  • Послания друзьям. (27)
  • ИСКУССТВО. (20)
  • праздники (19)
  • ЛИТЕРАТУРА (18)
  • ЮМОР (16)
  • Кошки. (15)
  • Отрывки из моих книг. (15)
  • Стихи. (13)
  • Произведения искусства. (13)
  • Рецепты приготовления пищи. (11)
  • Единоборства. (6)
  • Мои книги. (5)
  • Поздравления. (4)
  • Сценарии. (3)
  • Кино,актеры. (1)

Статистика

Женские образы в русской мифологии.

ВЕДЬМА — по старинным преданиям, женщина, продавшая душу чёрту. На юге — это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова; на севере — старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом. От прочих женщин отличается тем, что имеет маленький хвостик и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе. Отправляется на свои тёмные дела непременно через печную трубу, может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и в жёлтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. На Силу 12 августа ведьмы обмирают, опившись молока. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь — в Киеве на Лысой горе.

Считалось, что свои сверхъестественные свойства обычная женщина могла приобрести благодаря связям с нечистой силой. Характер такой связи мог быть разным: в женщину (по ее желанию или против ее воли) вселялся злой дух, черт, дух умершего человека; женщина вступала в любовную связь с бесом, летающим змеем; либо она заключала договор с нечистой силой ради приобретения неких сверхъестественных способностей и т. п. Такая двойственность понималась в народных верованиях как вид двоедушия, т. е. как наличие в реальной женщине двух душ – человеческой и демонической (именно вторая, «нечистая» душа покидает тело женщины-ведьмы во время ее сна и летает вредить людям.

Наиболее типичные характеристики ведьмы: высокая степень вредоносности по отношению к людям и к домашнему скоту, способность отбирать в свою пользу все виды хозяйственных благ (молочность коров, сало чужих свиней, яйца домашней птицы, мед с чужих пасек, урожай с полей и т.п.). Для всех ведьм характерна способность насылать порчу, стихийные бедствия, болезни. В качестве универсальных выступают такие свойства, как способность к оборотничеству, к полетам на шабаш, календарная приуроченность ее вредоносной активизации.

Согласно полесским свидетельствам, после дня Ивана Купалы ведьмы уже не могут вредить.

Внешним признаком, отличавшим ведьму от обычных людей, сибиряки считали перевернутое отражение человека или предмета в ее зрачках. Это постоянное внимание к особенностям глаз или взгляда ведьмы характерно для многих славянских традиций. Поляки считали, что «чаровницу» можно узнать по воспаленным покрасневшим глазам, по слезящимся или «бегающим» глазам, по дикому взгляду.

РУСАЛКА — дева вод, по иным преданиям, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоема. Рыбьего хвоста русалка не имеет. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Прохожего дева вод может защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами. Русалка может выйти замуж за человека, но брак этот всегда неудачен.

Читать еще:  Изучить как и когда возник индуизм. Религии индии

Русалка — один из наиболее противоречивых образов. Сведения о нем существенно различаются в комплексе поверий Русского Севера (а также Урала и Сибири) по сравнению с данными украинско-белорусской и южнорусской демонологических систем.

Для первого из этих комплексов характерны следующие особенности: во-первых, немногочисленность рассказов о женском персонаже, именуемом русалка; во-вторых, сближение этого образа с более популярными для северно-русской традиции персонажами, определяемыми терминами водяниха, шутовка, лешачиха, чертовка и т.п.; в-третьих, заметно акцентированная связь «русалки» с водной стихией.

В северно-русских материалах отмечается факт одиночного (а не группового) появления русалок; преимущественно страшный облик, вид голой бабы с отвисшей грудью или длинноволосой, косматой женщины (реже — женщины в белом). Здесь встречаются рассказы об их зимнем появлении в проруби или о том, что русалка в виде голой женщины гонится за санями мужика, ехавшего зимой через лес.

В этой традиции былички о сожительстве русалки с человеком представляют собой разработку сюжета о «мнимой жене»: женщина-оборотень навещает охотника в лесной избушке под видом его жены, рожает от него ребенка, а когда охотник распознает в оборотне нечистую силу, мифическая «жена» разрывает свое дитя надвое и бросает его в воду (этот же сюжет характерен для образов лешачихи, чертовки, лесной девки).

Иначе обстоит дело с «русалочьим» комплексом поверий, характерных для украинско-белорусской и южнорусской демонологии. Во многих местах противоречиво описывается внешний облик русалок то как юных красавиц, то как нейтральный женский образ, то как старых, страшного вида баб.

Русалками становились: умершие некрещеные дети; не дожившие до своей свадьбы девушки-невесты; дети и девушки, погибшие в результате насильственной смерти. На вопрос о внешнем виде русалок часто приходилось слышать, что они ходили по земле в том самом виде, в каком обычно хоронят незамужних девушек-покойниц: в свадебном наряде, с распущенными волосами и с венком на голове. Именно так, по народному обычаю, обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу. Считалось, что души людей, умерших до брака, не могут перейти окончательно на «тот свет» и время от времени вторгаются в мир живых.

Второй важнейшей чертой «русалочьего» образа следует признать сезонность пребывания на земле. Широко распространены представления о том, что Русальная неделя — «праздник русалок»; именно тогда они якобы появлялись из загробного мира и всю неделю резвились в полях, лесах, в местах у воды (иногда проникали и в дома к своим родственникам). По окончании этого периода русалки возвращались «на свои места» (уходили в воду, в могилы, на «тот свет»).

По восточнославянским поверьям, русалки появляются в злаковом поле в период цветения ржи; у южных славян считалось, что русалии, русалийки пребывают в местах обильного цветения растения «росен». По-видимому, именно этот круг верований проясняет этимологию «цветочного» имени русалки (связанного с названием цветка «роза»), поскольку известно, что античный праздник rosalia, dies rosae был приурочен к периоду цветения роз и представлял собой поминальный обряд в честь безвременно скончавшихся молодых людей.

Следует обратить внимание на существенные отличия между фольклорной русалкой и одноименным литературным образом. Перечень всех «русалочьих» образов, созданных в художественной литературе, составил бы весьма длинный список. Все они изображаются как утопленницы и обитательницы вод, наделяются чертами коварных дев-красавиц, женщин с рыбьим хвостом, заманивающих свои жертвы в воду, ищущих любви земных юношей, мстящих неверным возлюбленным и т.п. Такой образ-стандарт прочно вошел не только в художественную литературу, но и в обыденное сознание, и во многие научные словари и энциклопедии. Его источником оказались не столько аутентичные данные народной демонологии, сколько ставшие популярными в книжной традиции сходные персонажи античной и европейской мифологии (нимфы, сирены, наяды, ундины, мелюзины и другие водяные и лесные мифические девы).

Источники:

http://www.proza.ru/2008/11/03/632
http://self.wikireading.ru/56225
http://www.liveinternet.ru/users/2537137/post97714598

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: