Международная федерация йоги патанджали. Красивейшая из богинь
Содержание
Международная федерация йоги патанджали. Красивейшая из богинь
Лариса Патлай – сертифицированный инструктор Международной Федерации Йоги Патанджали (Patanjali International Yoga Foundation PIYF), представитель школы PIYF.
Учителя – Доктор Джитендра Дас и Татьяна Морозова.
Контактная информация: Работает в центре лечения спины и суставов медицинском центре «Сам Доктор»
Тел: +61404615998 ,
Эл. адрес: larisa.patlay@hotmail.com
«Йога является бесценным даром для умного человека — она помогает ему стать мудрым. Мудреца же она сделает богом. Глупый человек принимаясь за эту практику неизбежно превращается в идиота, а идиота она всегда приводит к смерти. Обычному же, заурядному человеку заниматься йогой не нужно и некогда — у него есть дела поважнее.
Мастер
Доктор Джинтендра Дас
Мастер Джитендра Дас практикует хатха-йогу более 20 лет . Окончив ведущий университет Индии по изучению йоги, Гурукул Кангри, с золотой медалью и мастерской степенью по предмету йога, мастер Джитендра Дас получил признание международной аудитории благодаря своей работе по адаптации санскритских первоисточников йоги и аюрведы и применению их в повседневной практике.
По мнению Мастера «Приобретая популярность, йога теряет свою подлинность, зачастую упрощаясь до физической культуры. Каждый инструктор пытается привнести что-то своё — начиная с изменения названий асан и заканчивая их неверным исполнением. Мало кто следует изначальной традиции, хотя по сути с настоящей традицией знакомы лишь те, кто получил знания в университетах Индии. В процессе обучения нас всех учат древнему классическому стилю йоги, тому, что описан в изначальных санскритских текстах и сутрах. Это уже потом, получив основу, учителя выходят в большой мир и создают свои собственные стили и школы, но основа-то одна ».
Татьяна Морозова
Татьяна Морозова (Чинмэйя Ананди)практикует хатха йогу с 1998 года. Преподаёт с 2004 года в России (Москва) и Индии.
В настоящий момент Татьяна Морозова является ведущим инструктором Международной Федерации Йоги Патанджали в Индии и полномочным представителем школы в России и странах СНГ. Вместе с мастером Джитендрой Дасом разрабатывала многоуровневые программы обучения инструкторов и серьёзных практикующих — “ Тренинг Учителей”, “ Парная йога”, «Йога терапия» и “ Йога и аюрведа – единый путь”.
САРАСВАТИ. Вкус потока бытия. Богиня священной речи
В Бхагавата-пуранах легенды о происхождении Сарасвати весьма разнообразны.
Некоторые повествования утверждают, что сам бог Брахма создал Сарасвати, а затем женился на ней. Она была настолько прекрасна, что он сразу же влюбился в неё и не мог оторвать от любимой глаз, а Сарасвати, пытаясь спрятаться от взгляда Брахмы, кружилась вокруг него. Тогда у Брахмы образовалось четыре головы, а когда Сарасвати поднялась вверх над ним, то появилась и пятая.
Есть еще другая версия о происхождении трёх богинь – Дурги, Лакшми и Сарасвати – одновременно. Однажды Брахма посетил Вишну, чтобы посоветоваться о каком-то важном деле, и они своей божественной силой призвали в Вайкунтху Шиву. Пока три бога сидели и совещались, из их объединенной энергии появилась сияющая женская фигура, освещавшая весь небосвод. Все три бога захотели обладать ею, и она разделила себя натрое, породив Сарасвати, Лакшми и Дургу.
Часто Сарасвати отождествляют с Гаятри. Но имеется миф, который называет Гаятри второй женой Брахмы.
Однажды Брахма вместе со всеми богами решил совершить торжественное жертвоприношение, в котором каждый бог должен выполнять строго определенные обязанности. Когда всё было готово, оказалось, что среди богов не было Сарасвати. Будучи женатым богом, Брахма, когда совершал жертвоприношения, должен был выполнять определённые обряды вместе с женой. Разгневанный Брахма отправил за ней жреца, но Сарасвати ответила посланнику, что очень занята своим туалетом, а Брахма вполне может подождать.
Тогда разгневанный Брахма попросил Индру немедленно найти ему другую жену. Индра отправился на поиски и вскоре встретил юную и прекрасную пастушку Гаятри и привел её на собрание богов. Брахма сказал, что берёт её в супруги и она станет теперь опорой благочестия на небе и земле. Небожители согласились с этим решением и жрецы подготовили Гаятри для участия в обряде.
Но тут появилась Савитри и увидела на своем месте другую женщину в уборе невесты. Богиня разгневалась и предсказала всем беды:
Брахме – что люди не будут почитать его как прежде; Индре – что враг отнимет у него власть; Вишну – что в одной из его земных жизней у него будет похищена любимая жена; Шиве – что он будет лишён мужественности; Агни – что он будет пожирателем всего, чистого и нечистого; жрецам и священникам – что с этих пор они будут совершать обряды из корысти.
Негодующая Сарасвати ушла. Но за удручённых богов вступилась кроткая Гаятри. Она смягчила проклятия разгневанной богини, сказав, что прославляющие Брахму будут благословенными, что унижение Индры будет недолгим, что Вишну вернёт себе любимую жену, что Шиве будут поклонятся в качестве лингама и что корыстолюбием будут отличаться только земные жрецы.
После этого боги завершили обряд и Брахма послал Вишну за своей женой. Гордая Сарасвати не хотела их слушать, но потом вернулась в собрание богов. Обрадованный Брахма передал в её руки судьбу Гаятри. Гаятри умиротворила Сарасвати своим красноречием, а также тем, что согласилась занять второстепенное по отношению к ней положение. Видя смирение пастушки, Сарасвати смягчила свой гнев и сама предложила ей стать второй женой и во всём ей повиноваться. Так у Брахмы появилась вторая жена.
Сарасвати является одной из самых древних Богинь Индийского пантеона.
В Ригведе проводится связь Сарасвати с поэзией, её значение как богини священной речи. В Брахманах же она прямо отождествляется с Речью – Вач или Вак. Сарасвати почитается как изобретательница алфавита деванагари и самого языка санскрит, покровительница наук, искусств и, соответственно, тех, кто ими занимается.
Согласно одной из пуранических легенд, Сарасвати была благосклонна к риши Вьясе, избрав его своим местопребыванием, и Вьяса записал Веды и Махабхарату. Также она поднесла перо для письма и чернила Ганеше, когда он записывал Махабхарату.
Часто ёё называют Сараха (поток, суть). Часто говорят «Вача Сарасвати Бишак» – струящийся поток речи, где Бишак – ещё одно имя Сарасвати.
Сарасвати – богиня красноречия, мудрости и всех наук, связанных с творчеством. Она покровительствует музыке и поэзии. Она – покровительница мудрых и благочестивых людей, олицетворение правильного способа произнесения священных текстов. Происхождение замысловатой индийской науки о музыке также восходит к Сарасвати. Считается, что первые две Веды были составлены на берегах реки Сарасвати, поэтому её называют «Матерью Вед» и она известна как «Манас Канья» – дитя ума и муза Брахмы.
Сарасвати является силой, стоящей за всеми божествами, так как посредством речи проявляется и выражается истинное знание.
Говорится, что местопребывание Сарасвати в теле человека – это язык. Существует тонкий энергетический канал Сарасвати, который простирается от Аджна чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.
Один из сыновей Сарасвати – Риши Нарада, праджапати (отец живых существ). Он – сын Брахмы и любимый сын Сарасвати. Поэтому он наделен всевозможными талантами – музыкальными, ораторскими и дипломатическими способностями, и, подобно матери, изображается в произведениях искусства с виной в руках.
Также Сарасвати является покровительницей Васту – науки о гармонии внешнего пространства. За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (в западной мифологии это кентавры), основной обязанностью которых является гармонизация посещаемых ими мест.
Сарасвати позволяет человеку постигать священные писания, узнавать, что является истиной, а что нет, даёт способность постигать то, что написано между строк, в чем состоит тонкий смысл всех писаний.
Считается, что каждая женщина должна овладеть 64 искусствами Сарасвати. Все они перечислены в Кама-шастрах. Некоторые из них: пение; игра на музыкальных инструментах; танцы;рисование;нанесение знака на лбу; украшение цветами; ритуальная раскраска одежды и тела; приготовление ложа; плетение различных гирлянд; искусство нарядов; украшение ушей; приготовление ароматов; ношение украшений; приготовление съедобных отваров из различных овощей; приготовление питья, соков, возбуждающих крепких налитков; искусство шитья и тканья; чтение книг; знание пьес и рассказов; дополнение заданной части стиха; плетение различных тканей и тростника; искусная резьба; знание происхождения и окраски драгоценных камней; искусство ухода за деревьями; искусство массажа и растирания; различные виды условного языка; способы ввести в заблуждение; прикрывание (тела) одеждой; различные азартные игры; игра в кости; детские игры; знание правил приличия; телесные упражнения и т.п.
В древнеиндийской мифологии Сарасвати выступает олицетворением священной реки. На её берегах сами боги возносили жертвы и жили великие риши и муни: ашрам риши Васиштхи находился на её берегах, риши Вьяса начитывал Махабхарату на её берегах и т.п. Река Сарасвати – символ плодородия, очищения, жизни, так как считается, что сама жизнь возникла из её первородных истоков.
В Бхагавата-пуранах легенды о происхождении Сарасвати весьма разнообразны.
Некоторые повествования утверждают, что сам бог Брахма создал Сарасвати, а затем женился на ней. Она была настолько прекрасна, что он сразу же влюбился в неё и не мог оторвать от любимой глаз, а Сарасвати, пытаясь спрятаться от взгляда Брахмы, кружилась вокруг него. Тогда у Брахмы образовалось четыре головы, а когда Сарасвати поднялась вверх над ним, то появилась и пятая.
Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое, что символизирует чистоту истинного знания и саттва гуну. Она сидит или стоит на белом лотосе, в некоторых случаях еще и на раскрытой книге или белом лебеде. Восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит:
В одной руке – акшмалу (четки из жемчуга), символизирующие все духовные науки или йогу, включая тапас (аскетизм), медитацию и джапу (повторение священного имени);
В другой руке – пустаку (книгу), символизирующую все области знания, духовные и мирские;
В двух других руках – вину, музыкальный инструмент, ибо является повелительницей и покровительницей звука во всех его аспектах, от самого грубого до самого тонкого; в нада-йоге звук вины является музыкой очень высокой сферы, где дуальность сознания прекращает существовать; вина символизирует гармонию личности, её всестороннее развитие.
Ваханой (ездовым животным) богини Сарасвати является лебедь (вахана Брахмы) и, в других случаях, может быть павлин. Павлин, с его прекрасным оперением, символизирует мир во всей его славе. Поскольку тяга к миру уводит с пути стремящегося к богу, павлин означает авидью (невежество). Но при помощи Сарасвати, которая символизирует истинное знание, можно преодолеть все помрачения сознания и открыть истинный источник – Брахмана. С другой стороны, лебедь означает вивеку (мудрость, различение) и, следовательно, видью (истинное знание).
Также есть и другая форма Сарасвати – Ваджра Сарасвати или Махасарасвати. Её изображают пятиликой, восьмирукой, с тремя глазами и синей шеей (Нилаканта). Она объединяет в себе аспекты Кали-Парвати, проявляя более грубые энергии мира. Тогда в её руках можно видеть: паша (петлю), анкуша (стрекало), тришула (трезубец), чакра (диск), шанкха (раковина), падма (лотос).
Изображение Сарасвати, поскольку она является богиней мудрости, можно увидеть в храмах, посвященных Вишну и Ганеше, так как храмов бога Брахмы в Индии сейчас, можно сказать, нет.
Сарасвати посвящены два наиболее известных народных праздника в Индии:
Божественная Мать почитается в течение девяти дней и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах: Дурги, Лакшми и Сарасвати.
В течение трех первых дней Наваратри делает акцент на удалении грубых, поверхностных препятствий с помощью богини Дурги. Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает все те загрязнения, которые живут в нём.
В течение следующих трёх дней Наваратри Дэви (богиня) почитается в ёе созидательном аспекте. Это богиня Лакшми. Она является воплощением мягкости и гармонии, совершенства в человеке. И человек познает её благосклонность в виде материального и духовного процветания. Лакшми символизирует развитие божественных качеств – сострадания, отсутствия страстей (благости), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума. Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам богатство души. Сарасвати описывается как обладающая белым цветом лица, подобно гималайским снегам. Она сияет, все её одежды и сверкающие украшения испускают чистый, снежный свет. Это значит, что богиня изобилует саттвой – чистотой и знанием. Когда саттва развивается в человеческой личности, она проясняет интеллект и ведет к просветлению. Сарасвати сравнивается с цветком жасмина. Этот цветок не только белый, но также и ароматный. Где есть чистота, там есть и аромат.
Кульминационный момент почитания Дэви символизируется празднованием Виджайя-Дашами, празднованием окончательной победой Дэви над всеми пороками в десятый день Наваратри.
Праздник Васанта – Панчами ещё известен как Сарасвати-Джайанти – день Сарасвати, считается, что в этот день родилась Сарасвати. Отмечается каждый год в пятый лунный день месяца Магха.
Святые и духовные люди придают большое значение почитанию Сарасвати. Люди образования и обучения почитают Сарасвати для просвещения и просветления. Они говорят, что нет никакого сравнения между статусом короля и статусом духовного или ученого человека. Король ограничен пределами своего королевства, в то время как ученый или духовный человек является достоянием всего мира.
Во время Васанта – Панчами начинается следующий сезон года – приходит начало весны. Начинается новый этап в циклах жизни.
Наиболее важной особенностью этого дня является то, что в этот день детей учат впервые читать и писать, поскольку это благоприятный день, чтобы начинать обучение чтению и письму.
Этот праздник начинается с чистки чернильниц и ручек, уборки рабочего места, приведения в порядок бумаг. Школьники, студенты и музыканты совершают поклонение Сарасвати. Перед её изваянием или мурти (изображением) помещают книги и музыкальные инструменты, организовывают специальные церемонии, представлении и чтения священных книг. Считается, что ритуал приглашает желаемое Божество подойти поближе к людям. Милостью Сарасвати человек может получить знание предыдущего рождения, освобождения от цепи рождений и смерти и достичь Единства с Высшей Душой.
© 2006—2012 «Международная федерация йоги Патанджали»
Патанджали йога
Патанджали йога — тренировочная система, в основе которой лежит изучение пути йога, которому учит знаменитая Йога Сутра Патанджали.
Если быть точнее, в Йога-Сутре практически ничего не говорится о том, как практиковать Хатха-йогу, там описывается плод этой практики — состояние йоги и то, что с ним делать дальше.
Школы йоги Патанджали, как традиции, передающейся от мастера к ученику, не существует, потому что мудрец Патанджали не оставил после себя учеников. До сих пор не известно даже в какой части Индии он жил. Тем не менее, именно этот труд считается классическим трактатом о йоге и используется, как «карта звездного неба» — путеводитель по неизведанному миру, в который погружается практик йоги на пути освобождения от обусловленного восприятия.
Вероятно, именно эта «карта» и стала основой для создания Института йоги Патанджали и международной федерации йоги Патанджали. Основатель Института — Мастер йоги Джитендра Дас, практик йоги с 20-летним стажем, окончивший ведущий университет Индии по изучению йоги, доктор философии. Сейчас, федерация йоги Патанджали — разветвленная организация, занимающаяся подготовкой инструкторов по йоге во многих странах мира.
Особенности метода
Важная особенность метода — точное следование первоисточникам — классическим трактатам о йоге.
«Приобретая популярность, йога теряет свою подлинность, — поясняет Джитендра Дас, — зачастую упрощаясь до физической культуры. Каждый инструктор пытается привнести что-то своё — начиная с изменения названий асан и заканчивая их неверным исполнением. Мало кто следует изначальной традиции, хотя по сути с настоящей традицией знакомы лишь те, кто получил знания в университетах Индии. В процессе обучения нас всех учат древнему классическому стилю йоги, тому, что описан в изначальных санскритских текстах и сутрах. Это уже потом, получив основу, учителя выходят в большой мир и создают свои собственные стили и школы, но основа-то одна».
Занятия Патанджали йогой включают изучение принципов йоги, полного йоговского дыхания, освоение основных и компенсирующих поз хатха-йоги, бандх и мудр, пранаяму и медитацию.
Эффект
Занятия йогой Патанджали в первую очередь направлены на улучшение состояния позвоночника. Возвращая гибкость и подвижность спины, практикующий улучшает свое самочувствие и продлевает молодость.
Регулярная практика делает более эластичными мышцы и связки тела, восстанавливает нормальную работу внутренних органов и систем организма.
Достигнув здоровья и внутренней гармонии (одно без другого не бывает), практикующий погружает в «довольное» состояние, при котором разум уже не гонится за объектами чувств и разнообразием ощущений. Осознав собственную самодостаточность, человек раскрывает в себе новые (вернее, прежде не замеченные) творческие способности, наполняя смыслом каждый момент жизни.
Источники:
http://patanjaliyoga.ru/
http://nandzed.livejournal.com/1893056.html
http://hanuman.ru/yentsiklopediya-yogi/stili-yogi/patandzhali-yoga