Медовый спас. Освящение меда на медовый спас

Маковея — Медовый Спас в 2018 году: в этот день нужно освятить мёд и букеты, но ни в коем случае нельзя шумно праздновать

14 августа отмечают Медовый Спас, или Маковея. В этот день верующие ходят в церковь и освящают мёд, букеты и фрукты, а хозяйки пекут пироги с маком. Я с детства помню праздник именно таким. Каждое лето в это время мы с сестрой гостили у бабушки в селе.

В этот день, с утра пораньше, она одевала нас в красивые платьица, собирала большую корзину с фруктами, мёдом и пирогами, которые всегда пекла сама. А еще бабуля делала нам красивые букеты из разнообразных цветов.

А затем мы шли в церковь, где батюшка освящал наши корзины и букеты. После мы довольные возвращались домой, чтобы полакомиться пирогами. Мы очень любили этот день. В детстве мы не так много знали об этом празднике, оказывается, есть множество обрядов, традиций и запретов, которые соблюдаются всеми верующими. И сегодня редакция «Так Просто!» расскажет тебе об этом.

Первый Спас

В августе отмечают три праздника в честь Спасителя, три Спаса: 14 августа — Медовый Спас, 19 августа — Яблочный Спас, и 29 — Ореховый Спас. Сегодня мы поговорим о Первом Спасе. Церковь называет его еще праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад в Константинополе в разгар августовской жары люди массово гибли от болезней.

Чтобы исцелить людей, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили ее по городу. Отсюда и пошло название. Но в народе праздник именуется Медовым Спасом, ведь именно в это время пчеловоды начинают сбор мёда. Мёд непременно несли освятить в церковь, а хозяюшки готовили разнообразные медовые лакомства.

Кроме мёда, в церквях в этот день освящают воду, мак и маковейчики — букеты цветов. В них обязательно должны быть головки спелого мака, веточка калины, пара колосков пшеницы или овса, подсолнухи и полынь. Сейчас готовые маковейчики можно приобрести на рынках, если нет возможности самостоятельно собрать букет.

Маковейчики после освящения становятся сильным оберегом, который нужно хранить в доме, желательно возле икон. Их ни в коем случае нельзя выбрасывать. Ниже будет видео, в котором прекрасная женщина покажет и расскажет, как правильно собрать маковейчик.

Считается, что Медовый Спас — это проводы лета. С этого дня начинают улетать ласточки. Также с 14 августа начинается Успенский пост, который длится две недели. Пост считается самым легким и приятным, ведь основу стола составляют молодой картофель, грибы и созревшие овощи и фрукты. Церковь в этот день дает почти полную свободу действий, но некоторые запреты всё же есть.

Запреты на Медовый Спас

  • Нельзя купаться. В народе верили, что в этот день заканчивается лето, поэтому можно утонуть или заболеть. Но в некоторых местностях в этот день освящают воду в источниках, озерах и реках. Считается, что купание после обряда очистит человека перед постом и подарит здоровье. Но после этого купаться в водоемах нельзя.
  • Нельзя работать и убирать в доме. Всё это лучше сделать заранее, чтобы в праздник отдыхать.
  • Нельзя злиться и ругаться. Этот день нужно провести в спокойствии и гармонии, ведь все обиды и негативные пожелания в адрес других людей вернутся тебе сторицей.
  • Нельзя шумно праздновать и громко говорить. Этот запрет пошел оттого, что в этот день собирали мёд, а шум мешал процессу и пугал пчел.

    Вот и всё, от чего нужно воздержаться в этот день. Также напомним, что в этот день начинается пост, поэтому праздничные блюда должны быть соответствующими. Мы недавно делились с тобой прекрасным рецептом постных котлет, которые станут отличным блюдом на праздничном столе.

    Кроме запретов, существуют еще и народные приметы, в которые верили наши предки.

    Приметы на Медовый Спас

  • Если в этот день идет дождь, после этого целый год не будет лесных пожаров.
  • На Маковея собирают мак.
  • У Спаса всё в запасе: и дождь, и ветер, и разнопогодье.
  • На Маковея лето кончается, осень начинается.
  • В Первый Спас любой бабий грех простится.

    Ну что же, мы рассказали всё, что знали об этом празднике. А теперь самое время приступать к подготовке: собирать или покупать букеты, а также готовить медовые и маковые лакомства. Только не переусердствуй с мёдом, ведь даже такой целебный продукт может быть вреден и опасен.

    Читать еще:  Покойник просит помыть ему руки. Мыть покойника во сне

    А вот и обещанное видео, которое поможет правильно собрать маковейчик.

    Проведи этот чудесный праздник в мире и гармонии, празднуя с семьей и близкими. А также не забудь помолиться и сходить в церковь. Хорошего тебе праздника!

    Соблюдаешь ли ты запреты на праздники? Хотел бы узнать о традициях и обрядах на Яблочный и Ореховый Спас? Обязательно расскажи нам в комментариях!

    Медов ли Спас ?

    – По­че­му Бог из­гнал Ада­ма и Еву из рая?
    – По­то­му что они яб­лоч­ко до Спа­са ску­ша­ли…

    Цер­ков­ный анек­дот

    Сра­зу ска­жу, что всё ни­же­из­ло­жен­ное – моё су­гу­бо част­ное мне­ние, ко­то­рое очень силь­но рас­хо­дит­ся со сло­жив­шей­ся тра­ди­ци­ей.

    У всех, да­же нецер­ков­ных лю­дей, на слу­ху на­зва­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» (есть ещё «Оре­хо­вый» или «Хлеб­ный» – 29 ав­гу­ста). Все зна­ют, что эти дни в цер­ков­ном ка­лен­да­ре спе­ци­аль­но при­уро­че­ны для освя­ще­ния мё­да и яб­лок, по­это­му тол­пы лю­дей при­хо­дят в хра­мы «свя­тить» их.

    Но мне ка­жет­ся, что са­ми сло­во­со­че­та­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» – ко­щун­ствен­ны. Спас – это ведь не на­зва­ние дня неде­ли, это Хри­стос, Он не мо­жет быть ме­до­вым, яб­лоч­ным или оре­хо­вым. Он мо­жет быть «слад­чай­шим», как Его зо­вёт цер­ков­ная по­э­зия (в ака­фи­сте Иису­су Слад­чай­ше­му), но не фрук­то­вым. При­сва­и­вая на­род­ные на­зва­ния дню про­ис­хож­де­ния (из­не­се­ния) Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (14 ав­гу­ста) и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (19 ав­гу­ста) мы про­сто уби­ра­ем Хри­ста из это­го празд­ни­ка. А что оста­ёт­ся? Ме­док и яб­ло­ко… Ведь лю­бой нор­маль­ный свя­щен­ник это под­твер­дит: ка­ков про­цент хри­сти­ан, при­шед­ших в эти дни в храм про­сла­вить Спа­са-Хри­ста, по срав­не­нию с тол­пой языч­ни­ков, при­шед­ших освя­тить про­дук­ты, ко­то­рые «нель­зя бы­ло ку­шать до спа­са»? Очень ма­лень­кий про­цент. Но нас это не очень вол­ну­ет, ведь по­сле языч­ни­ков оста­ют­ся на сто­лах ме­ды и фрук­ты… Как лю­бят по­рой го­во­рить: «не нам су­дить, у ко­го ка­кая ве­ра». Мо­жет быть. Но нам, свя­щен­ни­кам, по­ло­же­но при­учать хри­сти­ан от­вра­щать­ся от язы­че­ских воз­зре­ний.
    Лич­но я бы во­об­ще от­ме­нил освя­ще­ние мё­да и яб­лок (мо­же­те ки­нуть в ме­ня са­мым гни­лым огрыз­ком). Ка­кой в этом смысл? Я по­ни­маю, ко­гда па­сеч­ни­ки и са­до­во­ды при­но­сят в храм на­чат­ки сво­е­го уро­жая, чтобы по­бла­го­да­рить Бо­га за Его да­ры и при­не­сти Ему и Церк­ви в жерт­ву ма­лую часть от сво­их тру­дов. Да, в та­ком слу­чае освя­ще­ние пло­дов име­ет хри­сти­ан­ский смысл. Но ко­гда го­ро­жане бе­гут на ба­зар за мё­дом или яб­ло­ка­ми для то­го, чтобы по­том их освя­тить – то за­чем это нуж­но? В чём тут смысл? А со­вер­шать бес­смыс­лен­ные дей­ствия – не по-хри­сти­ан­ски.
    Так­же ча­сто лю­бят ука­зы­вать, что мы освя­ща­ем яб­ло­ки по­то­му, что по уста­ву их мож­но вку­шать толь­ко по­сле Пре­об­ра­же­ния. Но устав-то пи­сан для мо­на­хов, ко­то­рые к это­му вре­ме­ни со­би­ра­ли пло­ды, за­тем при­но­си­ли их к Бо­гу в храм, освя­ща­ли, а за­тем вку­ша­ли в тра­пез­ной. По­это­му мо­нах, жу­ю­щий яб­ло­ко до по­ло­жен­но­го мо­мен­та, со­вер­ша­ет грех тай­но­яде­ния и непо­слу­ша­ния уста­ву. Вот в чём смысл это­го дей­ствия – в вос­пи­та­нии мо­на­хов, в бла­го­чи­нии. Но ка­кое от­но­ше­ние это всё име­ет к ми­ря­нам? Да ни­ка­ко­го. Укреп­ле­нию язы­че­ства спо­соб­ству­ет и толь­ко. Ведь есть стра­ны, в ко­то­рых (страш­но ска­зать) и мё­да-то с яб­ло­ка­ми нет… Как же им, бед­ным, быть? Спе­ци­аль­но им­пор­ти­ро­вать?
    Мне по­па­да­лась ин­фор­ма­ция, что в Ав­стра­лии пра­во­слав­ные освя­ща­ют пло­ды на… Сре­те­ние Гос­подне, ибо в Юж­ном по­лу­ша­рии пло­ды по­спе­ва­ют к это­му вре­ме­ни. И ни­че­го, жи­вут се­бе без «яб­лоч­но­го спа­са»…
    Но у нас ни­ко­гда не из­ме­нит­ся эта тра­ди­ция. Ибо ес­ли от­ме­нить все освя­ще­ния ку­ли­чи­ков, яи­чек, яб­ло­чек (а кое-где и ма­ка, чет­вер­го­вой со­ли и про­чих чу­дес), то кто же нам бу­дет при­но­сить до­хо­ды и про­пи­та­ние. Пра­виль­но од­на­жды за­ме­тил диа­кон Ан­дрей Ку­ра­ев: «Цер­ковь жи­вёт на день­ги ате­и­стов»…
    Ко­го воз­му­ща­ет по­доб­ное по­пра­ние освя­ти­тель­ной тра­ди­ции но­га­ми свя­щен­ни­ка, то­му на­по­ми­наю пер­вые стро­ки мо­ей за­мет­ки.

    Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

    О вреде и пользе существующих традиций

    – Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

    – Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

    У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

    Читать еще:  Означает бахтияр. «Бахтияр» - значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы

    Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

    С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

    Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

    – Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

    – 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

    Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
    Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

    Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

    Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

    Читать еще:  Как нитка прямо вьется так и дорога. Узелковая магия — судьбы сплетение

    – Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

    – Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

    В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

    Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

    – И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

    – Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
    Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

    – Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

    – Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

    Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

    Источники:

    http://cemicvet.mediasole.ru/makoveya__medovyy_spas_v_2018_godu_v_etot_den_nuzhno_osvyatit_md_i_bukety_no_ni_v_koem_sluchae_nelzya_shumno_prazdnovat
    http://azbyka.ru/days/p-medov-li-spas
    http://pravoslavie.ru/81417.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: