Медовый спас. Освящение меда на медовый спас
Содержание
- 1 Медовый спас. Освящение меда на медовый спас
Маковея — Медовый Спас в 2018 году: в этот день нужно освятить мёд и букеты, но ни в коем случае нельзя шумно праздновать
14 августа отмечают Медовый Спас, или Маковея. В этот день верующие ходят в церковь и освящают мёд, букеты и фрукты, а хозяйки пекут пироги с маком. Я с детства помню праздник именно таким. Каждое лето в это время мы с сестрой гостили у бабушки в селе.
В этот день, с утра пораньше, она одевала нас в красивые платьица, собирала большую корзину с фруктами, мёдом и пирогами, которые всегда пекла сама. А еще бабуля делала нам красивые букеты из разнообразных цветов.
А затем мы шли в церковь, где батюшка освящал наши корзины и букеты. После мы довольные возвращались домой, чтобы полакомиться пирогами. Мы очень любили этот день. В детстве мы не так много знали об этом празднике, оказывается, есть множество обрядов, традиций и запретов, которые соблюдаются всеми верующими. И сегодня редакция «Так Просто!» расскажет тебе об этом.
Первый Спас
В августе отмечают три праздника в честь Спасителя, три Спаса: 14 августа — Медовый Спас, 19 августа — Яблочный Спас, и 29 — Ореховый Спас. Сегодня мы поговорим о Первом Спасе. Церковь называет его еще праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад в Константинополе в разгар августовской жары люди массово гибли от болезней.
Чтобы исцелить людей, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили ее по городу. Отсюда и пошло название. Но в народе праздник именуется Медовым Спасом, ведь именно в это время пчеловоды начинают сбор мёда. Мёд непременно несли освятить в церковь, а хозяюшки готовили разнообразные медовые лакомства.
Кроме мёда, в церквях в этот день освящают воду, мак и маковейчики — букеты цветов. В них обязательно должны быть головки спелого мака, веточка калины, пара колосков пшеницы или овса, подсолнухи и полынь. Сейчас готовые маковейчики можно приобрести на рынках, если нет возможности самостоятельно собрать букет.
Маковейчики после освящения становятся сильным оберегом, который нужно хранить в доме, желательно возле икон. Их ни в коем случае нельзя выбрасывать. Ниже будет видео, в котором прекрасная женщина покажет и расскажет, как правильно собрать маковейчик.
Считается, что Медовый Спас — это проводы лета. С этого дня начинают улетать ласточки. Также с 14 августа начинается Успенский пост, который длится две недели. Пост считается самым легким и приятным, ведь основу стола составляют молодой картофель, грибы и созревшие овощи и фрукты. Церковь в этот день дает почти полную свободу действий, но некоторые запреты всё же есть.
Запреты на Медовый Спас
Вот и всё, от чего нужно воздержаться в этот день. Также напомним, что в этот день начинается пост, поэтому праздничные блюда должны быть соответствующими. Мы недавно делились с тобой прекрасным рецептом постных котлет, которые станут отличным блюдом на праздничном столе.
Кроме запретов, существуют еще и народные приметы, в которые верили наши предки.
Приметы на Медовый Спас
Ну что же, мы рассказали всё, что знали об этом празднике. А теперь самое время приступать к подготовке: собирать или покупать букеты, а также готовить медовые и маковые лакомства. Только не переусердствуй с мёдом, ведь даже такой целебный продукт может быть вреден и опасен.
А вот и обещанное видео, которое поможет правильно собрать маковейчик.
Проведи этот чудесный праздник в мире и гармонии, празднуя с семьей и близкими. А также не забудь помолиться и сходить в церковь. Хорошего тебе праздника!
Соблюдаешь ли ты запреты на праздники? Хотел бы узнать о традициях и обрядах на Яблочный и Ореховый Спас? Обязательно расскажи нам в комментариях!
Медов ли Спас ?
– Почему Бог изгнал Адама и Еву из рая?
– Потому что они яблочко до Спаса скушали…
Церковный анекдот
Сразу скажу, что всё нижеизложенное – моё сугубо частное мнение, которое очень сильно расходится со сложившейся традицией.
У всех, даже нецерковных людей, на слуху названия: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» (есть ещё «Ореховый» или «Хлебный» – 29 августа). Все знают, что эти дни в церковном календаре специально приурочены для освящения мёда и яблок, поэтому толпы людей приходят в храмы «святить» их.
Но мне кажется, что сами словосочетания: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» – кощунственны. Спас – это ведь не название дня недели, это Христос, Он не может быть медовым, яблочным или ореховым. Он может быть «сладчайшим», как Его зовёт церковная поэзия (в акафисте Иисусу Сладчайшему), но не фруктовым. Присваивая народные названия дню происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа) и Преображения Господня (19 августа) мы просто убираем Христа из этого праздника. А что остаётся? Медок и яблоко… Ведь любой нормальный священник это подтвердит: каков процент христиан, пришедших в эти дни в храм прославить Спаса-Христа, по сравнению с толпой язычников, пришедших освятить продукты, которые «нельзя было кушать до спаса»? Очень маленький процент. Но нас это не очень волнует, ведь после язычников остаются на столах меды и фрукты… Как любят порой говорить: «не нам судить, у кого какая вера». Может быть. Но нам, священникам, положено приучать христиан отвращаться от языческих воззрений.
Лично я бы вообще отменил освящение мёда и яблок (можете кинуть в меня самым гнилым огрызком). Какой в этом смысл? Я понимаю, когда пасечники и садоводы приносят в храм начатки своего урожая, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и принести Ему и Церкви в жертву малую часть от своих трудов. Да, в таком случае освящение плодов имеет христианский смысл. Но когда горожане бегут на базар за мёдом или яблоками для того, чтобы потом их освятить – то зачем это нужно? В чём тут смысл? А совершать бессмысленные действия – не по-христиански.
Также часто любят указывать, что мы освящаем яблоки потому, что по уставу их можно вкушать только после Преображения. Но устав-то писан для монахов, которые к этому времени собирали плоды, затем приносили их к Богу в храм, освящали, а затем вкушали в трапезной. Поэтому монах, жующий яблоко до положенного момента, совершает грех тайноядения и непослушания уставу. Вот в чём смысл этого действия – в воспитании монахов, в благочинии. Но какое отношение это всё имеет к мирянам? Да никакого. Укреплению язычества способствует и только. Ведь есть страны, в которых (страшно сказать) и мёда-то с яблоками нет… Как же им, бедным, быть? Специально импортировать?
Мне попадалась информация, что в Австралии православные освящают плоды на… Сретение Господне, ибо в Южном полушарии плоды поспевают к этому времени. И ничего, живут себе без «яблочного спаса»…
Но у нас никогда не изменится эта традиция. Ибо если отменить все освящения куличиков, яичек, яблочек (а кое-где и мака, четверговой соли и прочих чудес), то кто же нам будет приносить доходы и пропитание. Правильно однажды заметил диакон Андрей Кураев: «Церковь живёт на деньги атеистов»…
Кого возмущает подобное попрание освятительной традиции ногами священника, тому напоминаю первые строки моей заметки.
Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?
О вреде и пользе существующих традиций
– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Источники:
http://cemicvet.mediasole.ru/makoveya__medovyy_spas_v_2018_godu_v_etot_den_nuzhno_osvyatit_md_i_bukety_no_ni_v_koem_sluchae_nelzya_shumno_prazdnovat
http://azbyka.ru/days/p-medov-li-spas
http://pravoslavie.ru/81417.html