Матушка фамарь. Единение во Христе

Единение во Христе. Преподобная исповедница схиигумения Фамарь в судьбах грузинской диаспоры

В православном христианстве множество дней посвящены памяти святых, а также великим иконам. Одной из них является Иверская икона Божией Матери. Это одна из самых великих христианских реликвий, сохранившихся и поныне. 25 февраля – праздник Иверского лика Богородицы, в честь которого наш спецкор Марго Асатиани-Хаукссон подготовила репортаж про Схиигумению Фамарь.

Схиигумения Фамарь – основательница Серафимо-Знаменского скита в Домодедовском районе Подмосковья. Матушка Фамарь (Тамара Марджанишвили, 1868-1936 гг.) прожила нелегкую жизнь на стыке исторических событий в России и Грузии. Представительница княжеского рода, уже в 20 лет она потеряла обоих родителей. В 1889 году Тамара поступила в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нино, а в 1902 году стала игуменией этого монастыря.

Будучи игуменией Бодбийского монастыря, матушка Фамарь много внимания уделяла просвещению местного населения и делам милосердия. Что вызвало недовольство местных революционных сил, которые организовали покушение на иг.Ювеналию (в великой схиме-схиигумения Фамарь), спустя три месяца после убийства Св. Праведного Илии Чавчавадзе, который был близок семье Марджанишвили. Это обстоятельство явилось переломным моментом в судьбе преп. Фамарь.

В 1907 году Указом Святейшего Синода Матушку направили в Москву, где её назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Преп. Фамарь с достоинством приняла нелегкий крест служения обществу, но душа её тянулась к монашескому жительству, что привело преп. Фамарь в Царский Скит, неподалёку от Сарова, к Её небесному духовнику – преп.Серафиму Саровскому. Она думала остаться в Сарове, но Божья Воля была иной. Именно там с Матушкой произошло удивительное событие.

Во время молитвы перед чудотворной иконой «Знамение», Матушка услышала глас как бы от самой Царицы Небесной с призывом устраивать новый скит не только себе, но и другим.
Так и начался путь к основанию нового скита, в этом нелегком деле матушке Фамарь помогали многие избранники Божии (Великая Княгиня Елисавета Фёдоровна, Священномученик Серафим Звездинский, Епископ Арсений Жадановский, о.Алексий – затворник Зосимовой пустыни, наместник Троице-Сергиевой Лавры о.Товия и др.известные духоносные отцы. Таким образом исполнилось предсказанное ей Св.Иоанном Кронштадтским игуменство в трех обителях.)

В 1910 году началось строительство Скита по проекту известного архитектора Алексея Щусева, который проектировал и Марфо-Мариинскую обитель. В строительстве Скита был реализован замысел Матушки воссоздать Небесный Иерусалим. Строительство длилось два года. В 1912 обитель освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Престол верхнего храма освящен в честь иконы «Знамение» и преподобного Серафима, а престол нижнего – в честь святой равноапостольной Нины. В 1916 году состоялся постриг матушки Фамарь в великую схиму.

Но грянула революция, в 1924 году скит закрыли, а в 1931 году матушка была арестована и сослана в Сибирь. Ссылка закончилась через 3 года благодаря ходатайству брата матушки Фамарь Константина Марджанишвили, известного режиссёра, основоположника грузинского театра. (В Тбилиси одной из центральных улиц присвоено наименование Марджанишвили, по месту расположения известного театра им. Котэ Марджанишвили, неподалёку от которого расположен известный русский Храм Александра Невского, в котором в Советское время подвизались Глинские старцы, причисленные в 2017 году РПЦ к лику Святых. Они сумели не только сохранить монашескую традицию, но и передать её. В этом Храме был пострижен в монашество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II).
Однако из ссылки матушка вернулась тяжело больной туберкулезом, спустя 2 года Она скончалась. Схиигумения Фамарь похоронена на Введенском Немецком кладбище.

В 2016 году преподобная исповедница Фамарь была канонизирована по решению Священного Синода Грузинского Патриархата, а в 2017 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя святой в месяцеслов (празднование памяти 10/23 июня).

В советские годы в обители находилась больница, лишь в 1999 году Серафимо-Знаменский
скит был передан Русской Православной Церкви. На данный момент в скиту проживает около 15 монахинь, каждая чувствует незримое присутствие матушки Фамарь в его стенах. «Грузия – украшение христианского мира, и грузины должны гордиться, что такие райские цветы как матушка Фамарь проросли на грузинской земле», – говорит настоятельница Серафимо-Знаменского скита игумения Иннокентия (Попова).

В скиту по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго временно проживает Анна (в миру Диана), представительница грузинской диаспоры. Анна вспоминает, что Святейший призывает всех грузин вернуться на историческую Родину, к своим истокам и корням. «Вернуться — значит, начать с нуля, а это очень сложно, поскольку человек уже ассимилировался и имеет здесь семью, друзей, работу. Чтобы решиться на кардинальные изменения необходима сила Духа и конечно Любовь, то есть точка опоры должна быть в Боге и во Святых Его. Именно это даёт нам Матушка Фамарь и другие наши Святые, Они укрепляют нас в нашем несении Креста».

Также Анна напоминает о том, какую ответственность несёт грузинский народ перед Богом: «Нам нужно познать себя, свои корни, своих святых и опираться на них, подражать им в своём жительстве. Иверия – Богом данный Удел Пресвятой Богородицы. На нашей земле Хитон Господень, Риза Пресвятой Богородицы и множество святынь, но это не повод для гордости и небрежения, а мера нашей ответственности перед Богом и ближними. Поэтому мы должны стать достойными чадами Божиими, чтобы Грузия духовно возродилась и восстановилась в своих исторических границах».

Читать еще:  Философ розанов биография. «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить»

А сестры и прихожане скита в ожидании самого значимого события – обретения мощей преп.Фамарь Марджанишвили, которая молится предстательствует перед Богом за Грузию и Россию, за наше единение во Христе.

Текст подготовила Марго Хаукссон

Схиигуменья Фамарь

(Тамара Александровна Марджанова)
1869 – 1936 гг.

Пускай кругом лишь грязь и смрад,
Пускай не вижу я цветов,
В душе моей посажен сад
Нездешних сладостных плодов.

Тамара Марджанова родилась в грузинской княжеской семье, рано лишилась отца, а в 19 лет и матери. Она осталась самостоятельной в своем родовом имении с младшей сестрой. Обладая голосом и музыкальными способностями, готовилась поступать в Петербургскую консерваторию.

Однажды ее тетя пригласила племянниц к себе, предлагая посмотреть на открывшийся русский женский монастырь святой Нины. Сестры приехали в г. Сигнах и отправились в Бодбийский монастырь ко всенощной. Когда Тамара вошла в церковь, подумала: «И я поступлю в монастырь». На них обратила внимание игуменья Ювеналия и спросила, почему они в трауре. Они ответили: «У нас умерла мама». Тамара вернулась к тете с намерением попасть в монастырь. Вскоре она встретилась с игуменьей, сказала о своем желании и что до совершеннолетия не может сделать взнос в обитель. Матушка ответила, что поступление возможно и без взноса.

Дома Тамара стала готовиться к отъезду, но родня препятствовала и перехватывала ее почту. Игуменья Ювеналия послала послушницу узнать причину задержки Тамары, и та с помощью своей родственницы организовала тайный побег Тамары в монастырь.

Игуменья Ювеналия заменила ей родную мать и стала духовной матерью, поместила в своей келье, обучала чтению, церковному пению и всем правилам монашеской жизни.

Вскоре игуменья заметила, что Тамара стала подолгу задерживаться с возвращением в келью, и выяснила, что она и другие послушницы стали в соседней горе рыть пещеры, чтобы в них спасаться. Мудрая начальница запретила им продолжать опасные подвиги.

Четырнадцать лет пожила Тамара в монастыре, в 28 лет была пострижена в монахини с именем Ювеналия.

В 1902 г. Бодбийскую игуменью перевели в Москву настоятельницей Рождественского монастыря, а молодую матушку Ювеналию назначили настоятельницей. 12 октября 1902 г. экзарх Грузии архиепископ Алексий возвел Ювеналию в игуменьи. Господь помог своей избраннице, и новая игуменья с честью стала управлять обителью.

Значительное влияние на матушку имел о. Иоанн Кронштадтский, с которым она неоднократно встречалась, приезжая по делам в Петербург и Москву. Однажды в начале служения при старой игуменье в обители иссякли все средства, Неожиданно они получили 200 руб., а потом письмо от о. Иоанна: «Примите, родная, на крайние нужды 200 р.». Это удивительно, т.к. никто не был знаком с о. Иоанном. При одной из встреч о. Иоанн, когда Тамара не была еще пострижена, потребовал от игуменьи Ювеналии ее кресты и надел на Тамару, шутливо сказав: «Вот какая ты у меня игуменья».

Когда молодая игуменья после назначения встретилась и побеседовала с о. Иоанном, почувствовала, что он «отнял скорбь, вдохнул энергию, радость».

Большую помощь, поддержку и защиту оказал ей Серафим Саровский. В молодости она видела сон, когда батюшка Серафим просил у нее благословения со словами: «Матушка игуменья, благослови» – и предрек ей за 14 лет игуменство.

19 июля 1903 г. состоялось открытие мощей отца Серафима, матушка направила монахиню Агнию помолиться за всю обитель. и та привезла икону угодника Божия Серафима. Однажды насельница обители пострадала при укладке дров и была при смерти. Матушка послала ей образ Серафима, чтобы возложили на грудь страждущей. Через полчаса страдалица соскочила сама с постели, как здоровая. Она увидела блаженного старца, подошедшего к ней и сказавшего: «Пойдем, умойся в моем источнике, будешь здорова». Она бросилась к ногам старца на колени, стала ему молиться и тут же ожила и заговорила. Доктор констатировал полное излечение.

В предреволюционные годы складывался круг духовно близких ей людей. Среди них были Великая княгиня Елизавета Федоровна, принимавшая ее у себя в Марфо-Мариинской обители, преподобные Гавриил Седмиезерский и Алексий Зосимовский, епископ Арсений (Жадановский).

Господь хранил ее и в годы первой русской революции, когда раздраженные на нее горцы, – матушка давала у себя в обители приют крестьянам, терпевшим от них притеснения, – буквально изрешетили ее экипаж. В момент, когда началась стрельба, игумения с молитвой подняла над собой и сопровождавшими ее сестрами икону преподобного Серафима Саровского, которого она весьма почитала, и, хотя под градом пуль рухнули лошади, был убит извозчик и мишенью стала остановившаяся карета, монахини не пострадали. После этого эпизода в 1905 г. она Указом Синода против воли была переведена в Москву, и назначена настоятельницей Покровской общины сестер милосердия, где состояло 20 монахинь и 210 сестер милосердия.

Читать еще:  Святая вода от порчи и сглаза. Как читать заговоры на воду от порчи и сглаза

К моменту отъезда матушки Ювеналии в 1907 г. из Бодбийского монастыря в нем было 180 сестер, работало две школы: одноклассная за оградой для приходящих детей и второклассная на 120 девочек, живших на полном обеспечении монастыря и получавших звание учительниц низших классов. Вместе жили русские, грузинки, осетинки, гречанки, сванки, армянки. А начинался Бодбийский женский монастырь в 1889 г. после приезда 6 монахинь с игуменьей Ювеналией. Открыт он был по воле императора Александра III, который ездил поклониться гробнице равноапостольной девы, святой просветительницы Нины.

После чуда спасения св. подвижник Серафим стал для матушки подлинно живой, реальной личностью. Преподобный Серафим помогл матушке в трудных обстоятельствах, предохранял от опасностей.

Во время паломнической поездки в Саров в 1908 г., матушка остановилась в Царском скиту и 12 верст на больных ногах прошла до Сарова, где усиленно просила преподобного устроить вблизи себя. Вернувшись и причастившись на следующий день, молилась перед иконой Знамения Божией Матери, чтобы она утвердила ее в скиту, и услышала глас от Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». И каждый день, когда подходила к образу, глас повторялся.

Думая, что это искушение, она, вернувшись, просила совета у о. Алексия, затворника Зосимовой пустыни, тот благословил устраивать самой скит где-либо в лесу: «Будете туда удаляться, а потом совсем переедете. Царица Небесная вам и место изберет, и средства даст, и духовно устроит».

Вскоре ей пришлось выехать для осмотра хутора в лесу около ст. Востряково и с. Битягово, принадлежащего общине, для оформления передачи железной дороге, чтобы там добывали песок, и она поняла, что это то место, где надо устраивать скит. По совету о. Алексия она стала добиваться сохранения за общиной этого места.

Чтобы определиться, как себя вести, матушка поехала в Оптину пустынь, и все старцы, с кем она беседовала, настаивали на строительстве скита. Чтобы окончательно проверить себя, она съездила в Троице-Сергиеву Лавру помолиться преподобному Сергию. Наместник Лавры Товия выслушал ее, пошел в свой кабинет, вышел с иконой в руках, говоря: «Ну, матушка, помолимся, я буду вас благословлять. Вы должны сами устраивать скит – это воля Царицы Небесной, устраивать дóлжно». Этим он внушил ей решимость и уверенность.

Испросив благословения у преп. Серафима, матушка начала устройство скита. В проектировании скита на первом этапе принял участие А.В. Щусев, который ранее проектировал многие храмы, в т. ч. Марфо-Мариинскую обитель.

В 1910 г. летом был закончен фундамент, и в дальнейшем проект осуществлял архитектор Л.В. Стреженский. Комплекс имеет квадратный план, в центре ярусный шатровый храм, 12 келий симметрично размещены по периметру кирпичной стены. В скиту жили 33 сестры – по числу лет земной жизни Христа.

29 сентября 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) освятил Серафимо-Знаменский скит. В 1915 г. игуменья Ювеналия была пострижена в схиму с именем Фамарь. С великим духовным подъемом, с чувством несокрушимой веры и любви к Господу она простиралась на земле в знак полного распятия себя ради высших духовных целей.

Матушка Фамарь установила в скиту строгий устав. 33 сестры занимались только молитвенным служением и не участвовали в хозяйственных делах. За стенами скита разместились хозяйственные службы. Окормлял сестер скитский старец епископ Арсений (Жадановский), который размещался в отдельном домике вместе с архимандритом Серафимом (Звездинским) и приезжал туда каждую неделю. Домик называли киновией, туда удалялись они в полный затвор.

Серафимо-Знаменский скит просуществовал 12 лет. Он был закрыт и уничтожен большевиками в 1924 г. Сестры разошлись в разные стороны. Матушка поселилась с 10 сестрами и иеромонахом Филаретом (Постниковым) в Перхушково. Многие приезжали к матушке за советом, наставлением.

В 1931 г. матушка, священник и несколько сестер были арестованы, а затем сосланы в Сибирь за 200 верст от Иркутска. В 1934 г. мать Фамарь, получившая тяжелую болезнь легких, была возвращена из ссылки и поселилась в дачном поселке у ст. Пионерская Белорусской ж. д. У нее выявились признаки туберкулеза. Скончалась матушка 23 июня 1936 г., отпевал ее на дому владыка Арсений, похоронена на Введенском кладбище в Москве. Каждый год в воскресенье жен-мироносиц, в день ее ангела, и в день кончины, 23 июня, там служатся панихиды, приезжают ее почитатели.

Использованные источники и литература:

1. «Детки мои любимые. » Издательство «Русский Паломникъ», 2008 г.

Схиигумения Фамарь (Марджанова)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Схиигумения Фамарь (Марджанова)». Составитель Ольга Рожнева.

Книга посвящена схиигумении Фамари (Марджановой; 1868–1936). Матушка Фамарь была в разное время настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Грузинская княжна, принадлежавшая к знатному роду, она оставила мир и последовала за Христом, став исповедницей Русской Православной Церкви. В 2016 году схиигумения Фамарь канонизирована Грузинской Православной Церковью.

Схиигумения Фамарь (Марджанова), в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, родилась 1 апреля 1868 года в Грузии, в селе Кварели, в дворянской семье. Ее отец полковник Александр Марджанишвили и мать Елизавета, урожденная княжна Чавчавадзе, были глубоко верующими людьми и окормлялись у афонского священноинока отца Иессея.

Читать еще:  Какой 21 ноября религиозный праздник у православных. Все о празднике Архангела Михаила: история, особенности празднования

В юности Тамара пережила трагедию — потерю любимых родителей. Это сказалось на душевном настрое девушки, обратили ее взгляд от временного к вечному.

Тамара Александровна с младшими братом и сестрой остались наследниками родового имения. Брат Тамары Константин Александрович Марджанов (Котэ Марджанишвили) стал известным актером, режиссером, одним из основоположников национального грузинского театра. Сама Тамара получила хорошее образование в Закавказском девичьем институте. Имея прекрасные музыкальные способности и чудесный, проникновенный голос, она готовилась к поступлению на вокальное отделение Петербургской консерватории. Очаровательная девушка из знатной семьи привлекала внимание женихов, и на нее заглядывались юноши из лучших грузинских семей. Но у Господа были иные планы на ее счет, и неожиданно судьба Тамары приняла совершенно другой оборот.

Биограф схиигумении Фамари епископ Серпуховский Арсений (Жадановский), рассказывал о том, как летом 1888 года Тамара с сестрой посетили Бодбийский монастырь: «На второй день по приезде обе сестры поспешили отправиться в монастырь ко всенощной. Служба шла в маленьком домовом храме; пели три инокини; только что назначенная игумения Ювеналия читала канон. В такой обстановке и в таком обществе Тамаре Александровне никогда не приходилось бывать. Как только вошла она в церковь, моментально явилась у нее мысль: “И я поступлю в монастырь”… В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней. Во время службы Тамара Александровна тихонько подпевала клиросным. Итак, Тамара Александровна вернулась из монастыря с твердым намерением непременно туда попасть».

В монастыре Тамара приняла постриг с именем Ювеналия. Игумения Ювеналия и молодая инокиня Ювеналия были очень дружны. Когда в 1902 году игумения получила назначение в Московский Рождественский монастырь, молодую инокиню Ювеналию назначили игуменией Бодбийского монастыря.

В 1905 году она Указом Синода была переведена в Москву, и назначена настоятельницей Покровской общины сестер. В 1910 игумения Ювеналия по благословению начала строить Серафимо-Знаменский скиту. По вопросам внутреннего устройства скита матушка обращалась к Владыке Арсению (Жадановскому). В 1916-м он стал для сестер духовником, а за год до этого совершил пострижение игумении Фамари в схиму.

В 1924 году чудесный скит был закрыт и уничтожен большевиками. Сестры разошлись в разные стороны. По сведениям некоторых из ее духовных чад, первоначально схиигумения Фамарь некоторое время жила в покоях великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. После ее закрытия матушка Фамарь приехала в село Кузьменки под Серпухов. Многие сестры ее скита были сами родом из Серпухова.

В 1931 матушку Фамарь с двумя сестрами арестовали. В камере, где находилась матушка, политические заключенные содержались вместе с уголовницами. Сестры вспоминали, что им как-то удалось отделить с помощью небольшой занавески угол для матушки в общей камере. Величие духа подвижницы чувствовали все заключенные, даже уголовницы прекращали шуметь и ругаться по ее просьбе. Когда схиигумения Фамарь получала передачи, она делилась ими со всеми сокамерницами, и они принимали от нее угощение как благословение.

Когда следствие было закончено, схиигумению Фамарь выслали на пятилетний срок в глухую сибирскую деревню Усть-Уду на Ангаре, за двести верст от Иркутска.

После перенесенной ссылки матушка была уже очень больна: туберкулез постепенно уносил ее силы.

Несмотря на физическую немощь, духовное величие и красота духа матушки оставались неизменными и, наоборот, с годами набирали силу. Именно эту ее сокровенную красоту духа подвижницы увидел знаменитый художник Павел Корин. За несколько дней до кончины матушки он закончил портрет «Схиигумения Фамарь», послуживший одним из этюдов к монументальному полотну «Русь уходящая».

Схиигумения Фамарь отошла ко Господу 10/23 июня 1936 года. Отпевал ее на дому владыка Арсений (Жадановский). Самого владыку Арсения ждал очередной арест. Через год, в сентябре 1937-го, он был осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и расстрелян на Бутовском полигоне.

Матушку Фамарь похоронили в Москве, на Введенских горах, «Немецком» кладбище Москвы, недалеко от могилы протоиерея Алексия Мечева, ныне прославленного в лике преподобных.

Могила матушки и теперь цела и в полном порядке. На месте ее упокоения поставили простой белый деревянный крест с двумя иконами — Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима Саровского. На нижней перекладине креста, по благословению владыки Арсения, сделана надпись: «Веруяй в Мя имать живот вечный».

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации схиигумении Фамари.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Книгу можно приобрести:

  • на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
    тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Источники:

http://kartvelebi.ru/sobytiya/5/112087/
http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2011-god/shiigumenjya-famarj.html
http://pravoslavie.ru/103660.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: