Марксистская философия. Философия маркса: кратко

Марксистская философия. Философия маркса: кратко

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются:

• “Тезисы о Фейербахе” К. Маркса;

• “Капитал” К. Маркса;

• “Экономическо-философские рукописи 1844 г.” К. Маркса;

• “Манифест Коммунистической партии” К. Маркса и Ф. Энгельса;

• “Святое семейство” и “Немецкая идеология” К. Маркса и Ф. Энгельса;

• “Диалектика природы” Ф. Энгельса;

• “Анти-Дюринг” Ф. Энгельса;

• “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф. Энгельса;

• “Происхождение семьи, частной собственности и государства” Ф. Энгельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формациипервобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

• эксплуатация человека человеком.

Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, – так называемая “рабочая сила”.

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Читать еще:  Полный гороскоп скорпиона в декабре.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с “головы на ноги”. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

ФИЛОСОФИЯ МАРКСА: кратко

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА

Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество – исторического материализма, явившегося важнейшей частью общего мировоззрения – диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.

Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: по функциям философии; по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; по предмету исследования; по структуре (составу и соотношению) основных сторон, разделов содержания; по соотношению теории и метода; по отношению философии к частным наукам.

Карл Маркс (1818–1883) родился в Пруссии, изучал философию и в возрасте 20 лет вступил в кружок молодых критически настроенных социал-радикалов и философов, известных как младогегельянцы. После нескольких лет работы в качестве газетного публициста в Германии и Франции Маркс переехал в Лондон, чтобы избежать политических преследований. В Англии он погрузился в довольно спокойную атмосферу учености, размышлений, писательства и политических организаций. На протяжении своей жизни в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820–1895) Маркс систематически разрабатывал критическую экономическую, политическую, философскую, историческую и моральную теорию капиталистической системы, которая возникла первоначально в Англии, а затем и во всей Европе.

В молодости Маркс был горячо увлечен революционной идеей о близости гибели капитализма. После поражения выступления рабочих в 1848 г. и реакции со стороны правительств стран континентальной Европы Маркс более глубоко и основательно проанализировал характер присущих капитализму недостатков. Несмотря на то что его работы занимают много томов, нет никакого сомнения, что главным трудом его жизни была книга, названная просто – «Капитал».

В отличие от многих своих последователей, Маркс всегда был готов вносить изменения в свои теории, учитывая новые данные. Хотя в юности он был уверен, что социализм может победить только путем насильственного революционного свержения капиталистического общества и правительства, в зрелые годы жизни пришел к выводу, что в некоторых странах, таких как Англия и Америка, социализм может победить относительно мирным путем – путем политической агитации и выборов.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. МАРКСА

К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся – от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. При этом подчеркивалось, что философия должна разрабатываться на основе науки, а гносеологической ориентацией субъекта партийности должна стать ориентация на максимально достоверное знание. Лишь объективное знание способно стать орудием эффективного преобразования социальной действительности. Считалось (по крайней мере, теоретически), что всякая найденная истина или сформулированная на ее основе теория полезна пролетариату.

Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм Маркса и Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности.

Читать еще:  Почему «ахлу сунна» защищают Язида ибн Муавию? Куфр язида и его участие в убийстве хусейна (а), согласно источникам «ахлу сунна.

Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности – характерная черта марксизма, она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.

Впервые в истории философии Маркс ввел практику в теорию познания. Практика становилась исходным пунктом, движущей силой, критерием истины и целью познания.

Маркс и Энгельс впервые в истории философии разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой три основные сферы реальности: природу, общество и мышление; они обнаружили глубинное единство всей развивающейся (а не статичной) действительности. Благодаря открытию всеобщих законов развития сам предмет философии становился динамичным. Это позволило перевести проблему предмета философии с языка абстрактно-всеобщего (как это было, напр., у Шеллинга и Гегеля) на язык конкретно-всеобщего анализа. Преобразованию подверглись не только представления о таких сторонах предмета философии, как «мир», «человек», «теоретико-познавательные отношения», но и аксиологические, онтологические отношения, а также представления о всеобщем философском методе.

К своеобразию марксистской философии, обеспечивающему ее методологическую эффективность, относится единство ее основных разделов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики (мировоззренческой, философской или диалектической).

Что такое Марксизм

Марксизм — это система экономической, социальной и политической философии. Была основана на идеях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), которые исследовали социальные изменения с точки зрения политических и экономических факторов.

Марксисты — это сторонники учения Маркса и Энгельса.

Кратко о марксизме

Главная идея гласит, что средства производства — это экономическое основание, которое влияет на (или даже определяет) политическо-экономическую ситуацию.

При марксизме устаревшие классовые структуры должны были быть свергнуты силой (революцией), вместо того, чтобы быть заменёнными посредством терпеливого изменения. Это Маркс называет классовой борьбой и считает её неизбежной и “двигателем истории”.

Также это учение утверждает, что поскольку капитализм сменил феодализм, он также будет устранён диктатурой рабочих (пролетариатом). И, по мнению Маркса, диктатура пролетариата — это переход к социализму.

Диктатура пролетариата происходит тогда, когда рабочие “осознают” эксплуатацию, от которой они страдают. Рабочие могут объединяться даже за пределами государства, поскольку борьба с эксплуатацией включает рабочих во всём мире.

Пролетарская революция не всегда является насильственной. Но марксистская доктрина уверяет, что буржуазный класс может представлять оппозицию и по этой причине эта революция может стать насильственной.

Затем быстро и неизбежно последует бесклассовое общество, которое будет управлять само собой, без правящего класса или структуры, и рабочий класс должен достигнуть освобождения.

Марксизм возник в 19 веке, его создали Маркс и Энгельс (немцы), когда оба жили в Лондоне. Маркс и Энгельс говорят про капитал — ресурс, который удерживается некоторыми, но не хватает многим.

Пытаясь разрушить эту ситуацию, вскоре после начала промышленной революции они объединили усилия, знания и идеологии, которые были знакомы человечеству. Таким образом и появились несколько важных работ по определению того, что после борьбы стало “уничтожением классов”.

Философия марксизма

Марксистская философия возникла в 40-е гг. XIX века на основе теорий самых различных учёных, философов и др. Например:

  • философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля;
  • экономиста Адама Смита;
  • философа Людвига Андреаса Фейербаха;
  • натуралист Чарлз Дарвин и др.

Марксистская философия утверждает, что материя, которую мы видим в природе, — это всё, что существует. Эта материалистическая интерпретация мира является неотъемлемой частью марксистского мышления.

Маркс считает, что физический мир не должен объясняться как что-то “сверхъестественное”, что в естественном мире существуют законы, которые объясняют себя сами.

Для марксистской философии, в марксистской теории познания, наука играет самую решающую роль. В. И. Ленин сказал в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, что фундаментальная характеристика материализма происходит от объективности науки, из признания объективной реальности, отражённой наукой.

Диалектический материализм

Теоретическим основанием для философии марксизма послужил диалектический материализм (сокращённо “диамат”), созданный Энгельсом.

Это философское направление:

  • об общих закономерностях и сущности бытия;
  • о законах развития природы, общества и мышления человека;
  • об отношении человека к миру в его развитии и об исторических изменениях в этом процессе.

Для диалектического материализма предметом изучения являются: соотношение сознания и материи, мысли и существования, закономерности и категории, которые выражают обобщённо всеохватывающие формы существования и познания.

Диалектической сутью марксизма является принятие всеохватывающей взаимосвязанности предметов и явлений, которые пребывают в безостановочном перемещении и эволюции.

Философия марксизма имеет материалистический характер, а выражается это в том, что лишь материя является для неё фундаментом существующего мира.

Для диалектического материализма материя — это самое главное, основа мира; а сознание — дело второстепенное, свойство материи.

Сознание же расценивается в качестве свойства высокоорганизованной материи, это особая функция мозга человека, которая может отображать существующий мир вокруг.

Диалектический материализм основан на механистическом материализме (например, учения философа-материалиста Людвига Андреаса Фейербаха). Реальность объясняется движением, которое рождается внутри вещей, а вещи движутся не только внешними силами.

Главная идея диалектики — это то, что всё имеет движение из-за внутреннего конфликта, т. е. природа не имеет движения из-за каких-либо внешних причин.

А “материализм” означает, что нет “внешней” реальности. Маркс не идеализировал действительность, но одновременно с этим он не думал, что мир изменён чем-то “духовным”. Такого же мнения был и Энгельс.

Они считали, что природа сама нам предоставляла примеры внутренних изменений. Например, семя — если его посадить и вырастить, оно становится чем-то, что можно съесть; затем семя этого плода можно использовать, чтобы произвести ещё больше плодов, достаточно его только посадить в землю.

Читать еще:  Что увидел латвиец, приехав в россию. Митрополит иларион

То же самое происходит и с обществом — оно меняется внутренними противоречиями, которые сами и спровоцировали эти изменения.

Они вдохновились диалектикой Гегеля и вывели три закона марксизма:

  • “закон перехода количественных изменений в качественные” (всегда существует какой-то “переломный” момент в развитии; например, медленное нагревание воды: в какой-то момент она превратится в пар);
  • “закон единства и борьбы противоположностей” (природа включает в себя внутренние противоречия, антагонистические силы, которые и порождают новые изменения);
  • “закон отрицания отрицания” (любое развитие совершается по спирали, в этом процессе осуществляется отрицание предыдущей стадии, а потом происходит отрицание отрицания и предыдущая стадия повторяется, но в новом качестве; пример с семенем и плодом).

Исторический материализм

Далее немаловажной частью марксистской философии считается исторический материализм. Он связан с диалектическим материализмом и исследует всесторонние закономерности прогресса общества.

Философия марксизма имеет отличительную особенность: она принимает во внимание влияние распространения материализма на толкование истории прогресса социума. А также в понимании роли деятельности человека в познании, сплочённости и обоюдных изменениях материализма и диалектики.

Исторический материализм известен как “истмат”. Его главная идея в том, что материальные изменения в обществе влияют на социальные, такие как, например, в средствах производства.

Например, улучшение транспорта, развитие машинного оборудования на фабриках или даже появление компьютеров и интернета.

Ведь с появлением этих инноваций процессы производства и коммуникации изменились, и с этим развитием изменились не только экономика и производство, но и социум.

Экономическая теория марксизма

Эта часть работы Маркса объясняет концепцию о прибавочной стоимости, где учёные заявили о нестабильности капиталистической системы.

Карл Маркс придерживался трудовой теории стоимости Давида Рикардо (теория о том, что стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства). Маркс считал, что человеческий труд является источником экономической ценности.

Однако, по его мнению, капиталисты платили своим рабочим меньше, чем стоимость, которую их труд добавлял к товарам (обычно достаточно только для поддержания рабочего на уровне прожиточного минимума).

Согласно марксистской теории, из общей стоимости труда работника эта компенсация составляла лишь малую долю, которая была эквивалентна средствам существования работника.

Оставшаяся часть — это “прибавочный труд”, а производимая им стоимость — “прибавочная стоимость”.

Маркс утверждал, что для получения прибыли капиталисты присваивали эту прибавочную стоимость, эксплуатируя таким образом рабочего.

Также марксизм говорит о:

  • “потребительной стоимости” (полезность вещи и потребность населения, которую продукт удовлетворяет; различаются между собой в основном качественно);
  • “меновой стоимости” (количественное соотношение или пропорция, потребительная стоимость одного вида обменивается на потребительную стоимость другого вида; различаются между собой в основном количественно);
  • “человеческом труде” (рабочее время; различаются между собой и качественно и количественно).

Социально-политическая теория марксизма

По мнению Маркса, диалектическая природа истории человечества выражается в борьбе классов. Эта борьба приняла острую форму с развитием капитализма.

В капиталистической системе существуют два основных класса, которые противостоят друг другу, и вокруг них собираются другие менее значимые классы, это: буржуазия (владельцы средств производства) и пролетариат (рабочие).

“Буржуазия производит своих могильщиков. Падение буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны”.
“Коммунистический манифест”, Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Когда эта ситуация произойдёт, последует радикальное преобразование человечества — революция. Эта революция станет прелюдией к установлению коммунизма и восстановлению свободы.

“На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми антагонизмами прибудет ассоциация, в которой свободное развитие каждого будет являться условием свободного развития всех”.
“Манифест Коммунистической партии”, Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Представители марксизма

Некоторые известные представители марксизма, кроме его основателей:

  • Георгий Валентинович Плеханов;
  • Владимир Ильич Ленин (Ульянов);
  • Лев Давидович Троцкий (троцкизм — течение марксизма);
  • Николай Евграфович Федосеев;
  • Михаил Иванович Бруснев;
  • Димитр Благоев;
  • Лев Григорьевич Дейч (основатель организации “Освобождение труда”).

Марксизм-ленинизм

В социалистических странах (включая СССР) марксизм-ленинизм служил официальной основой коммунистической идеологии. Марксизм-ленинизм был создан В. И. Лениным и считается одной из самых радикальных разновидностей марксизма.

Марксизм-ленинизм внёс в марксизм несколько новых теорий, но с этим он значительно видоизменился.

Вместе с этим минимальное несоблюдение “марксистской доктрины” воспринималось как очевидный “ревизионизм” (в марксизме — это уклонение от исходных утверждений марксизма) и беспощадно наказывалось.

В. И. Ленин и И. В. Сталин вывели это учение на такой уровень, что для принятия его как достоверного уже не нужны были никакие доказательства.

Главные элементы марксизма-ленинизма:

  • диалектический материализм;
  • исторический материализм;
  • идея партии нового, особенного типа и взаимосвязанная с ней революция;
  • коммунистическая среда;
  • критика капитализма (защищалась ложная идея о тотальном кризисе капитализма).

Разница между марксизмом и марксизмом-ленинизмом

Марксизм-ленинизм был более прагматическим движением, которое двигалось к изменению системы правления. Лидеры приводили в исполнение конкретную стратегию с целью свергнуть капитализм.

Вместе с этим они пытались создать коммунистическую партию и “научить” рабочих иметь “осознание класса” (таким образом они пытались подготовить международную пролетарскую революцию).

Марксизм-ленинизм отличается от простого марксизма тем, что в нём больше действий, эти знания перестали быть простой теорией и превратились в практическое пособие к действию.

Марксизм также не говорил об идее партии нового типа или о связанной с ней революции — эта инновация была внесена Лениным (у Маркса и Энгельса партии описывались такими, какими были и раньше, без нововведений).

Смотрите также значение Политический Режим.

Источники:

http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-na-jekzamen-po-filosofii/265-filosofija-marksizma
http://nitshe.ru/filosofiya-kratko-ponyatno-24.html
http://www.uznaychtotakoe.ru/marksizm/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: