Марка 8 глава толкование. Взаимные отношения Евангелий

Марка 8 глава толкование. Взаимные отношения Евангелий

8:1-9 См. разбор Марк 6:35-45; Мтф.14:14-21
Повторное чудо насыщения народа семью хлебами и несколькими рыбками
1В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:
2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.
4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто [взять] здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?
5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.
6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.
7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.
8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.
Заметим в добавок к уже разобранному: все евшие – не просто насытились, а еще и осталось!
Может, Иисус ошибся в расчётах, сколько дать хлеба? Скорее всего, не ошибся, просто ЩЕДР Господь, ДОЛГОтерпелив и МНОГОмилостив» (Пс.102:8). У Божьего «хлеба» нет конца, во все века его хватит с избытком, чтобы насытившимся было чем и в дальнейшем делиться с голодными. В вечности жажда приобретения знаний о Боге и от Бога – не иссякнет, и познавать мироздание Его – не наскучит, ибо непостижимы пути Господни и неисследим разум Его (Ис.40:28, Рим.11:33)

8:10-12 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские (западный берег моря Галилейского)
11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.
Требовать знамения для подтверждения полномочий в каких-то действиях – это, в общем, нормально. Например, правильно требовать удостоверение у того, кто не собирается платить за проезд. Или – у того, кто пришёл к нам в дом для проверки, скажем, газовых счётчиков. Фарисеи требовали от Христа “свидетельство о рождении”, удостоверяющее в нём – сына Бога Иеговы. И что же здесь неправильно?

А вот что: при наличии ДОСТАТОЧНЫХ доказательств, УЖЕ данных чудесами знамений (исцелениями, воскресениями) – требовать дополнительные знамения приходит в голову только роду лукавому и скверному, не желающему верить своим глазам.
Например, водителю не придёт в голову требовать удостоверение об инвалидности – у безногого или у слепого. А если кто и требует – так не для того, чтобы удостоверится в их инвалидности, а для того, чтобы найти повод НЕ везти инвалида бесплатно в случае, если удостоверения при нём вдруг не окажется.
И исцелить этот род – никаким знамением невозможно: это – скверный характер и злое сердце.

8:13-16 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.
14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16 И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас.
Ученики, слушая Иисуса, пропустили мимо слуха фразу о закваске фарисейской и Иродовой, услышали только ключевое слово «закваска», потому о буквальных хлебах и подумали, а не о пороке фарисейства и Ирода.

Что у них общего?
Как выяснилось позже, Ирод, говоря собственные слова – говорил их так, словно это были слова Бога, а народ, слушавший его – именно так и воспринял Ирода, как Бога (Деян.12:21-23).
Фарисеи так же, как и Ирод, выдавали собственные толкования Писания («предания старцев») за слово Божье.
Иисус просил остерегаться именно этого порока в данном случае: в место того, чтобы вводить собственные новшества в религиозных обрядах и на преданиях человеческих строить поклонение Богу, ученикам Христа следует строго придерживаться принципов Библии и использовать только её в качестве основного средства наставления в слове Божьем (Матфея 24: 45-47).

Фарисеем человек становится тогда, когда перестаёт размышлять над словом Бога, увлекаясь тем, чтобы только выказать свой ум и обратить внимание на себя, а не на Бога.

8:17-21 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?
18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?
19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч [человек], сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.
20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.
21 И сказал им: как же не разумеете?
Здесь Иисус показывает ученикам причину непонимания слов Христа о закваске фарисейской.
Ученики вроде бы и чудеса Иисуса видели, и верили тому, что он – сын Бога, однако не могли духовный язык его речей понять толком: каменные сердца мешали в добавок к тому, что слухом они невнимательны были.
Процесс духовного просветления – оживления сердец, превращения их в плотяные (восприимчивые) – процесс поэтапный, длительный и болезненный. Здесь без ДОЛГОтерпения – не обойтись, надо научиться просто ждать живых ростков на камне, как это делал Иисус, терпеливо разъясняя одно и то же по сотне раз и не обвиняя учеников в беспросветной тупости.

8:22-25 Случай поэтапного исцеления слепого.
22 Приходит в Вифсаиду; (город на северном берегу моря Галилейского, родина Филиппа, Андрея и Петра)
и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25
Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
В подтверждение случая о непонимании сути закваски – происходит случай поэтапного исцеления слепого.
Духовная слепота так же подвластна исцелению, как и физическая. Этапы в исцелении слепого показывают, что если слепому дать возможность сразу увидеть яркий свет, то это может ему навредить. Просветление, как физическое, так и духовное – должно происходить постепенно, тогда и польза будет.

Духовно прозревший во всей полноте – однажды станет ЯСНО видящим. Только это полное прозрение наступит для большинства людей в конце 1000 лет правления Христа. А пока что – мутное стекло на глазах большинства христиан пот типу очков некачественных.
И всё же даже мутное стекло истинных христиан (Церкви Божьей) – больше света Божьего пропускает: благодаря им и возможно Богу исполнить пророчество о всемирной проповеди перед концом века сего (Мтф. 24:14, Еф.3:10)

8:26-30 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.
29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
Как видим, на этом этапе своего проповеднического служения Иисус запрещал говорить о себе, что он – сын Божий и что творит многие чудеса.
Почему?
У Иисуса дело проповеди было на первом месте, он не только сам не искал популярности целителя и кормильца, но и категорически был против того, чтобы эту популярность создавали для него другие, рекламируя его деятельность.

Известность вредила бы делу благовествования из-за массового ажиотажа, ибо люди были более настроены исцеляться, нежели слушать.
Он запрещал говорить о себе, чтобы иметь возможность входить в селения как учитель слова Божьего: в этом случае он хотя бы какое-то время сможет беспрепятственно продвигаться по селению, ведь тОлпы людей сбегаются только на чудеса, а на желание чему-то поучиться – ряды слушателей весьма прорежены и не мешают передвижению.

8:31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Иисус разъясняет участь свою: не мир безбожников на самом деле распнёт его, не чужие Богу – погубят его, а самые что ни на есть СВОИ: старейшины и мудрецы из Божьего народа. И неважно, что они это ловко проделают руками язычников.

Читать еще:  Если мужчина снится со среды на четверг. Что значит, если человек снится со среды на четверг

Заметим, о том, что ему надлежит быть отвержену руководителями народа Иеговы и быть убиту, и в третий день воскреснуть – Иисус стал учить не сразу, не в начале своего служения, а почти в самом конце.
Вместили ли бы ученики это предсказание об испорченности религиозных руководителей, отвергающих слово Божье и Христа Его – если бы он с самого начала стал бы учить об этом? Ясно, что нет: их постоянные споры и разговоры по гораздо более простым учениям Христа показывали очень малую скорость их духовного роста. Всему своё время.

Так и сегодня: было бы неблагоразумно человеку, незнакомому даже с Библейскими начатками – сразу же изъяснять учение о причинах испорченности религиозных руководителей. Начинать проповедь о Боге и Христе Его – следует с БЛАГОЙ вести о счастливом будущем человечества. А не с грехов руководителей народа Божьего.

8:32-33 И говорил о сем открыто.
Когда до кого-то плохо доходит возвышенный язык духовного подтекста, тогда не помешает и открытым текстом такого отрезвить.

Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Как помним, Пётр, желая блага Иисусу Христу, попросил его быть милостивым к СЕБЕ, пожалеть СЕБЯ и не допустить такой участи себе (Мтф.16:22)
Однако Иисус показал, что такие мысли типа «пожалеть себя и быть милостивым к себе», если христианину угрожает опасность за отстаивание слова Божьего – навевает только сатана, пытаясь доказать, что за жизнь свою любой верующий человек легко Бога предаст (Иов 2:4,5)

Иисус же показал принцип христианства: НЕ будь милостив к себе, а трудись в деле Господнем до самого конца, ибо не забудет Бог дела христиан и труд любви, оказанные ими во имя Его (ради соблюдения Его интересов на земле, Евр 6:10)

8:34,35 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Желание сберечь свою жизнь – нормальное и естественное человеческое желание? Нормальное и естественное.
А кротость и послушание, нежелание конфликтовать с начальствующими или с кем-либо в принципе – хорошие черты? Замечательные.

Да вот только одна маленькая проблема у них: не любой ценой желания эти удовлетворять христианину возможно. Если стоит выбор между тем, чтобы соблюсти эти свои желания и сохранить свою жизнь ценой нарушения принципов Бога – то не будет человеку от их соблюдения никакой пользы.

Например, все из тех, кто присутствовал в толпе в момент, когда священники возбудили народ просить помиловать Варавву – оказались кроткими и послушными гласу начальствующих своих и дружно выбрали убийцу вместо Христа. Хорошо ли это?
Потому Иисус и закрепил мысль ученикам своим: кто себя в этом веке пожалеет больше, нежели интересы Царства Бога – тому не будет пользы в веке будущем.

8:36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Иисус пришёл на землю не для того, чтобы дать нам здоровье, богатство и долгую жизнь в этом мире. Он подарил нам ВОЗМОЖНОСТЬ иметь всё это в будущем (Иоан3:16)
Именно этой возможностью следует христианину дорожить, а здесь и сейчас – христианам следует позаботиться о том, чтобы и других эта возможность могла бы обнадёжить и радовать до самого конца.

Какой смысл христианину приобретать здесь и сейчас весь мир, если приобретая его – он потеряет возможность жить вечно у Бога? И потом, даже дьявол не может дать приобрести весь мир – Иисус утрировал, усиливая показ бессмысленности приобретений, будучи смертным. А продаваться так дёшево – всего лишь за мешок золота или управление какой-то страной в течение нескольких лет – просто глупо.

8:37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Это ясно, что НИКАК человек не сможет продлить жизнь свою на земле, ни деньги, ни связи, ни положение в мирском обществе – ничто не сможет будет спасти его от смерти. Только Христос помог исправить это положение, выкупив нас из рабства смерти для вечного будущего.

Но есть ещё одна сторона у этого вопроса Христа, если задать его, например, вот так:
«На какие жертвы я готов идти сейчас ради Христа, чтобы надежда на вечную жизнь в будущем – исполнилась?»

С одной стороны понятно, что никакие жертвы с нашей стороны всё равно не компенсируют в глазах Бога наших согрешений и вопрос этот видоизменён для ободрения соверующих, жертвующих много СВОЕГО – в интересах Бога.

А с другой стороны – этим новым вопросом поднят очень важный вопрос: ведь на самом деле Иисус Христос со своей стороны отдал жизнь за НАШУ (не свою) возможность жить вечно на земле.
А что готовы отдать Богу мы за НАШУ возможность жить вечно – со своей стороны?
Хороший вопрос. НА ЧТО мы готовы обменять нашу будущую вечность -сейчас? Готовы потерпеть неудобства века сего и пожертвовать своими, например, личными интересами, комфортом, временем – ради соблюдения интересов Бога хотя бы в проповедническом служении во имя спасения людей?
Кто не готов ничем своим личным жертвовать, и кто считает, что христианство – это путь булки с маслом – тот пока что младенец в духовном возрасте.

8:38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Всё, что мы сегодня отовсюду слышим и видим – не лишено элемента соблазнов дьявольской приманки и противостоять этому бывает нелегко.
Христиане на фоне широко шагающих новых взглядов, обгоняющих моду – иногда выглядят старомодно и примитивно (как считает мир), но не стыдятся этого.

Отказываясь даже рассматривать то, что не стал бы рассматривать Христос – христиане показывают наблюдающим сверху, что не хотят, чтобы сын человеческий их стыдился. Они не стесняются говорить о своих взглядах, разъясняя при этом – ПОЧЕМУ придерживаются Божьих принципов. И даже если из-за отстаивания Божьих норм нравственности и морали – христиане страдают в этом веке, живущем в полной свободе нравов – они имеют надежду на то, что их, по крайней мере, одобряет Бог и Христос.
Поэтому они и не расстраиваются, если из-за преданности Богу над ними может издеваться и потешаться весь мир.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА глава 8

Навигация по записям

Слушать ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА глава 8 онлайн

1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:

2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

11 Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

12 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

13 И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

14 При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

15 А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

16 И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

17 Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

Читать еще:  К чему снится порезаться стеклом до крови. Порез толкование сонника

18 Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь.

21 И сказал им: как же не разумеете?

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава восьмая

Мк.8:1 . В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:

Мк.8:2 . жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

Мк.8:3 . Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

Мк.8:4 . Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

Мк.8:5 . И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

Мк.8:6 . Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

Мк.8:7 . Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

Мк.8:8 . И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

Мк.8:9 . Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

Господь уже и прежде сотворил подобное чудо. Он чудодействует и теперь, имея благоприятный к тому случай. А случай был такой, что народ находился при Нем три дня, и взятый на дорогу съестной запас у него вышел весь. Ибо Господь не всегда совершал чудеса над пищей, дабы не подумали, что народ ходит за Ним ради пищи. Он и теперь не стал бы творить чудеса, если бы не предстояла народу, по-видимому, опасность от недостатка пищи. Но посмотри и на учеников, как они еще неразумны и не имеют еще веры в силу Его, хотя уже видели чудеса! Впрочем, Господь не порицает их, научая и нас не слишком нападать на неопытных, но прощать их, как неразумеющих. Размысли и о том, что Христос никого не хочет отпустить голодным, но желает всех насытить дарами Своими и особенно тех, кои пробыли с Ним три дня, то есть крестившихся. Поскольку крещение называется просвещением и совершается в три погружения, то просвещаемые крещением оказываются тридневными. Господь берет «семь хлебов» , разумею семь духовнейших слов, ибо число семь есть образ Духа. Дух все приводит в совершение, а жизнь наша и век сей совершается в седмеричном числе. Просвещенные едят, и насыщаются, и оставляют избытки, поскольку не все Божии мысли могут вместить. Выше, при чудодействии над пятью хлебами, осталось двенадцать коробов избытков, так как там было пять тысяч, которые означали раболепствующих пяти чувствам; поэтому они и не могли съесть многого, но удовлетворились малым, почему и в избытке осталось много. А здесь от семи хлебов осталось семь корзин и малый избыток, поскольку народу было четыре тысячи, которые означают утвердившихся в четырех добродетелях; а потому они, как более крепкие, ели много и оставили мало, ибо только того не могли съесть, что более духовно и глубоко, а это и означают семь корзин. Из рассматриваемой истории познай и то, что мы должны довольствоваться только тем, что нужно, и ничего более не просить. Ибо вот сии люди, евши и насытившись, не взяли с собой хлебных остатков, но их взяли ученики, подобно как было и с вышеупомянутыми коробами. Так и нам должно довольствоваться даруемым, по мере нужды.

Мк.8:10 . И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

Мк.8:11 . Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

Мк.8:12 . И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

После чуда над хлебами Господь тотчас уходит в другое место, опасаясь, чтобы народ вследствие такого чуда не возмутился и не вздумал поставить Его царем. А фарисеи требуют знамения с неба, например, остановить солнце или луну, низвести молнию, произвести перемену в воздухе. Они думали, что небесного знамения Он не в состоянии сотворить, имея возможность производить силой веельзевула одни только земные знамения. Но Иисус не внемлет им; ибо для знамений с неба назначено другое время, разумею, – время второго пришествия, когда силы небесные подвигнутся и луна не даст света своего, время же первого пришествия не имеет ничего подобного, но все исполнено кротости. А потому «не дастся роду сему знамение» с неба.

Мк.8:13 . И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

Мк.8:14 . При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

Мк.8:15 . А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

Мк.8:16 . И, рассуждая между собою, говорили: это значит , что хлебов нет у нас.

Мк.8:17 . Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

Мк.8:18 . Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

Мк.8:19 . Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек , сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

Мк.8:20 . А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

Мк.8:21 . И сказал им: как же не разумеете?

Господь оставляет фарисеев как людей неисправимых. Ибо медлить должно там, где есть надежда на исправление, а где зло неисправимо, оттуда надлежит бежать. Ученики забыли взять хлебы по особому устроению Божию, чтобы они после строгого выговора Христова сделались разумнее и познали силу Христову. Ибо когда Господь сказал, чтобы они остерегались закваски фарисейской, то есть учения фарисейского, то они подумали, что Господь напоминает им о закваске хлебной. Итак, справедливо Он упрекает их как неразумеющих силы Христовой, которой Господь может сотворить хлебы и из ничего. Учение фарисеев и иродиан называет закваской по той причине, что оно было терпко и исполнено ветхой злобы. И всякий, кто обветшал во зле и не может говорить ничего духовного, чтобы усладить гортань слышащего, имеет в себе закваску древней злобы, то есть учение ядовитое и ведущее принявших его только к раскаянию. Но кто были иродиане? Это какие-то новоявившиеся учители, кои говорили, что Ирод есть Христос и что в него должно верить.

Читать еще:  К какому народу относятся имя зарина. История происхождения и толкование имени зарина

Мк.8:22 . Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

Мк.8:23 . Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

Мк.8:24 . Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

Мк.8:25 . Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Мк.8:26 . И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Вифсаида и Хоразин, кажется, страдали большим неверием, за что Христос и поносил их, как говорит: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» ( Мф. 11, 21 ). По прибытии сюда Господа приводят к Нему слепого. Но вера приведших не была чиста, почему Господь и выводит слепого из селения, и потом уже исцеляет его. Он плюет на очи слепого и возлагает на него руки, дабы мы знали, что Божественное слово и следующее за словом действие может совершать чудеса: ибо рука есть образ действия, а плюновение есть образ слова, поскольку оно выходит из уст. Но и сам слепой не имел совершенной веры. Поэтому Господь не вдруг дает ему прозреть, а постепенно, как человеку, имеющему веру не всецелую, ибо по мере веры даются и исцеления. Заповедует ему не входить в селение, потому что жители Вифсаиды, как я сказал, были неверные, и человек тот среди них повредил бы своей душе; не велит даже никому и говорить о случившемся с ним, чтоб неверующие не подверглись большему осуждению. И мы часто бываем слепы душой, живя в селении, то есть в мире сем; но когда выходим из селения, то есть когда отвергаемся дел мира, Христос исцеляет нас; по исцелении Он говорит нам, чтоб мы не возвращались опять в село, но шли домой, а дом каждого из нас есть небо и тамошние обители.

Мк.8:27 . И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Доро́гою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

Мк.8:28 . Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков.

Мк.8:29 . Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал ему в ответ: Ты Христос.

Мк.8:30 . И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

Спрашивает их о Себе, отведя далеко от иудеев, чтоб им некого было бояться исповедать истину. Они отвечают, что одни принимают Его за Иоанна, другие за Илию; ибо многие думали, что Иоанн воскрес, как полагал и Ирод, что он по воскресении получил и силу чудотворений, тогда как при жизни своей Иоанн не сотворил ни одного знамения. Спросив их таким образом о мнениях других, Господь спрашивает у них потом и собственного их мнения, как бы так говоря: те так думают обо Мне ошибочно, а вы за кого Меня почитаете? Что же Петр? Он исповедует Его Христом, предвозвещенным пророками. Но что сказал Господь на исповедание Петра и как ублажил его, это Марк опустил, чтобы не показаться пристрастным к Петру, учителю своему. Напротив, Матфей сказал обо всем без опущения. Господь не велел им говорить никому, потому что хотел прикрыть славу Свою, дабы многие не соблазнились о Нем и при неверии не сделались повинными большему наказанию.

Мк.8:31 . И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Мк.8:32 . И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

Мк.8:33 . Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Приняв от учеников Своих исповедание, что Он есть истинный Христос, Господь открыл им и тайну Креста. Но открыл ее еще не вполне, ибо апостолы не понимали того, что Он говорил, и не разумели, что значит воскреснуть, но думали, что лучше Ему вовсе не страдать. Поэтому Петр и начинает возражать, говоря, что напрасно предавать Себя на смерть, когда может и не страдать. Но Господь, показывая, что страдание Его будет во спасение им и многим и что один сатана не хочет, чтоб Он пострадал и спас людей, называет Петра «сатаною» за его мысли, свойственные сатане, за то, что он не желал Христу пострадать, но прекословил Ему; сатана – значит противник. «Отойди от Меня» , – говорит, то есть следуй Моей воле, не прекословь и не будь противником Моим, но следуй Мне. Петр, по словам Господа, думал о «человеческом», ибо мыслил плотское, хотел, чтоб Господь оставался в покое, не предавал Себя на Распятие и не подвергался напасти за спасение мира.

Мк.8:34 . И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Мк.8:35 . Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Мк.8:36 . Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Мк.8:37 . Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на Распятие, то Христос призывает народ и вслух говорит, направляя речь главным образом против Петра: Ты не одобряешь того, что Я беру Крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину. Заметь, Господь не сказал: умри и тот, кто не хотел бы умирать, но “кто хочет” . Я, – говорит, – никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому, кто не хочет, тот и не достоин сего. Что значит отвергнуться себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо: отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтоб и мы ради Его презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. «Возьми крест свой» , сказано, то есть поносную смерть, ибо крест почитался тогда орудием поносной казни. А как многих распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною» . Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно напротив весьма человеколюбиво; ибо кто погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, – говорит, – обретет душу свою, между тем как думающий приобрести душу, погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо если бы он даже приобрел целый мир, все бесполезно. Спасение нельзя купить никаким богатством. Иначе, приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу, и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи.

Мк.8:38 . Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится» , признает недостойным рабом Своим, когда “приидет” уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но “в славе” и с воинством Ангельским.

Источники:

http://jwquestion.net/bibl_08_Mark.htm
http://bibliya-online.ru/evangelie-ot-marka-glava-8/
http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/8

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: