Лжедмитрий и ксения годунова. Ксения годунова – биография, информация, личная жизнь

Годунова Ксения Борисовна

Ксения Борисовна Годунова (1582–1622) была русской царевной, дочерью царя Бориса Годунова и сестрой царя Федора II Русского.

Биография

Родилась Ксения Борисовна Годунова, вероятно, в 1582 году в Москве; умерла в 1622 году; дочь царя России Бориса Годунова (р. 1598–1605) и Марии Скуратовой (д. 1605); сестра Феодора II (Федор), царя России; не имела формального образования; никогда не была замужем.

Ксении было 16 лет, когда её отец стал царем. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Фёдором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе, где её имя возгласили за многолетием царю Борису, и вступила в царские палаты. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя. Историк С. Ф. Платонов сообщает, что «Власти при Борисе предписывали петь многолетие в церквах не только самому, но и его жене и детям» и эти меры по укреплению царского имени и сана вызывали осуждение современников. Ксения, как и вся семья Бориса, сопровождала отца в различных паломничествах, о которых сохранились летописные записи, содержащие всегда указание, что царь ходил «молитися и с царицею и з детми»

Ксения Годунова чаще появляется в русском фольклоре и художественной литературе, чем в истории России. Известно только, что она была любимой дочерью Марии Скуратовой и Бориса Годунов, который правил в качестве русского царя в начале Смутного времени. Ее отец заинтересовался ее образованием, в результате чего она умела читать и писать, навыками, которыми обладали немногие русские женщины того времени. У нее также было музыкальное образование, и она любила петь. Ксения по общему мнению была очень красива, скромна и прилична в речи. Когда ей исполнилось 20 лет, Борис пошел на все, чтобы найти подходящего мужа среди правящих семей Европы. После неудачной попытки убедить шведского принца Густава принять православие Борис смог привлечь датского герцога Иоганна (Ганса) в Москву. Пара была должным образом помолвлена ​​в 1601 году, но прежде чем свадьба могла быть отмечена, Иоганн умер от болезни или, возможно, от отравления одним из многочисленных врагов Бориса.

Следующее десятилетие было временем страданий для Ксении и для России. В апреле 1605 года, в разгар гражданской войны, сам царь умер. Вскоре после этого по приказу Первого Лжедмитрия (Григория Отрепьева) младший брат Ксении Теодор II, преемник Бориса, был задушен вместе с матерью Марией представителями русского дворянства в присутствии Ксении. Затем Дмитрий узурпировал трон Бориса и его дочь. Согласно легенде, Ксения была изнасилована новым царем и вынуждена стать его любовницей. Поклоняясь давлению своего тестя, Дмитрий заставил Ксению стать монахиней. Приняв имя Ольги Борисовны, она была сослана в отдаленный монастырь в Белоозере. Ксения Годунова вновь появляется на страницах русской истории в последний раз в 1607 году, когда следующий царь Василий Шуйский (Василий IV), решил перезахоронить тело своего отца и заставил ее идти за гробом Бориса. Она присоединилась к своему отцу в его новом месте захоронения после ее собственной смерти в 1622 году.

«Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича» (Василий Суриков, 1881)

Личная жизнь

Она была описана как очень красивая и хорошо образованная. Среди ее женихов были:

  • Принц Швеции Густав, который прибыл в Москву в 1600 году, но помолвка была прервана из-за его распутной жизни.
  • Джон, принц Шлезвиг-Гольштейн, прибыл в 1602 году, но заболел и умер до свадьбы.

Ксения оставалась девой до смерти отца в 1605 году, когда ее брат Федор стал царем. Несколько месяцев спустя, когда Смутное время началась, ее мать и ее брат Феодор, были убиты по приказу Лжедмитрий I.

Ее пощадили, но Лжедмитрий изнасиловал ее и держал в своем дворце в качестве наложницы, длившейся пять месяцев. До приезда своей невесты Марины Мнишек Ксению отправили в Воскресенский монастырь в Белоозере и заставили принять монашеские обеты, после чего ей дали имя «Ольга». Впоследствии ее перевели в Успенский княжеский монастырь во Владимире.

В 1606 году она остановилась в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы присутствовать на перезахоронении своего отца; Облачение, которое она сшила как монахиню, демонстрируется в этой Лавре.

Ее имя вписано как «Монахиня Ольга Борисовна» в склепе Годуновых у входа в Успенский собор на Троицкой ул. Сергиева Лавра, где она похоронена со своими родителями и братом.

Кольцо Ксении Годуновой, Музеи Московского Кремля

После смерти Лжедмитрия

Её положение изменилось с воцарением Василия Шуйского. Сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь. Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына из Варсонофьева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру, инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях. Иностранцы сообщают о плаче инокини-сироты по своим близким во время этой процессии. Затем она поселилась в находящемся неподалеку Подсосенском монастыре (ктитором монастыря был её отец Борис), где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна, дочь старицкого князя Владимира Андреевича, вдова Магнуса, до пострига бывшая следующей в линии престолонаследия после царевича Дмитрия:95.

«Ксения Годунова» (С. И. Грибков, 2-я половина XIX в.)

В сентябре 1608 года обе женщины сбежали от поляков в Троицу, поселившись там надолго во время знаменитой обороны, когда монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. От этого времени (29 марта 1609 г.) сохранилось письмо царевны к своей тетке, княжне Домне Богдановне Ноготковой (урождённой Сабуровой). Царевна пишет «…я у Живоначальные Троицы, в осаде» и сообщает подробности своей жизни в осаждённом монастыре

В своих бедах чуть жива, конечно больна со всеми старицами: и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех за наш моровоя поветрея, всяких людей изняли скорби великия смертныя, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больши. А которые люди по ся место ходят — и те собою не владеют, все обезножели. Да пожалуй отпиши ко мне про московское житье, про все доподлинно, а яз тебе, государыне своей, много челом бью.

В июле того же года инокиня Соломонида, её служанка, в письме своей матери о преодолении эпидемии и отбитой атаке, упоминает, что по милости царевны они не терпят нужды, и что она дала рубль на похороны некоего человека, которого не на что было хоронить.

Читать еще:  Чем число отличается от цифры. Чем отличается число от цифры: математические и лингвистические различия

В 1610 году, после отхода поляков от Троицы, женщины обосновались в Новодевичьем монастыре, который через некоторое время был взят казаками Первого ополчения под предводительством Ивана Заруцкого: «они черниц — королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели — ограбили донага». «Новый летописец», описывая разграбление Новодевичьего монастыря, сообщает «…старицы же послаша в монастырь в Володимер». С воцарением Михаила Фёдоровича её участь не улучшилась — она оказалась во владимирском Успенском Княгинином монастыре. По некоторым указаниям, в 1616 году она была переведена для более строгого послушания в суздальский Покровский монастырь.

Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет: по одним указаниям, во владимирском Княгинином монастыре, по другим — в суздальском Покровском. Душеприказчиком царевны, согласно её духовной грамоте, стал Никита Дмитриевич Вельяминов. Он сделал от её имени щедрый вклад в Троицкий монастырь. Вкладная запись о нём заканчивается словами «И за тот вклад тело царевны иноки Ольги Борисовны погребли в Дому Живоначальные Троицы и имя её написали в вечные сенаники с сельниками». Чтобы быть похороненной в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице Годуновых, царевна перед смертью «била челом» царю Михаилу Фёдоровичу и получила на то его согласие:96. В последующее годы 1 мая в лавре у гробницы Годуновых совершали ежегодное поминовение царя Бориса, его жены Марии Григорьевны, сына Фёдора Борисовича и дочери Ксении, в инокинях Ольги:96.

В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов было перемешано, черепа не сохранились:302 и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами.

Несчастная судьба Ксении Годуновой

“Красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна” – именно о Ксении так писал ее современник, видный боярин-князь. Это уже для известного фильма взяли описание в цитату, вложив его в уста Иоанна Грозного в исполнении Юрия Яковлева. Изначально же эти слова описывали красоту Ксении. Она была невысокого роста, очень красива, с густыми темными волосами, уложенными в косы.

Папина дочка

У Бориса Годунова и его жены Марии (дочери Малюты Скуратова) было двое детей – дочь Ксения (1682 г.р.) и сын Фёдор (1689 г.р.).

Борис был человеком довольно прогрессивных нравов. Детям своим выписал иностранных учителей. Дочь не прятал в тереме, а тоже обучал чему возможно. Ксения умела читать, писать, изучала науки наравне с братом. Современники отмечали не только красоту ее, но и ум.

Царевной Ксения стала в 16 лет, в 1598 году, когда ее отца избрали царем. Борис повелел служить в церквях молебны не только за себя, но и за жену и детей, чем вызвал недовольство и удивление, ранее так было не принято.

У Ксении как раз был самый брачный возраст. Отец начал подыскивать ей женихов. Приданое давал за единственной дочерью богатое – земли, деньги, титулы. 5 иностранных принцев и герцогов – и во всех случаях сватовство срывалось по тем или иным причинам. 6-м женихом был местный русский воевода, но умер Борис Годунов и всё расстроилось.

Как будто судьба вела Ксению к трудностям, как будто невидимая нить отводила ее от женихов и не давала оторваться от дома. Борис явно любил дочь, всячески повышал ее ценность в отношениях с боярами или иностранцами, а еще ставил необходимое условие для брака с кем бы то ни было – Ксения должна остаться жить в России, так как дочь она единственная и отпустить ее куда-то далеко он не может.

у светлейшего великого князя одна только дочь наша государыня, отпускать её как-либо нельзя

Неприкаянная царевна

Со смертью царя Бориса Смута окончательно смешала умы. У Годунова были недоброжелатели, но все же враги его уважали и побаивались. А теперь царем стал 16-летний сын Бориса, юный Федор Борисович при поддержке матери Марии Годуновой.

Борис умер совершенно некстати. Страна, в которой и без того начиналась Смута, к которой уже подходила польская армия во главе с Лжедмитрием, осталась без сильной руки и рухнула в пучину гражданской войны.

Войско разделилось и разругалось. Половина народу перебежали к Лжедмитрию. Тот начал победное наступление и приближался к Москве. А в Москве Годуновы боялись местных едва ли не больше, чем самозванца Лжедмтрия. И не зря боялись.

Лжедмитрий был темной лошадкой и явно не просто так появился, скорее всего его появление было подготовлено боярами. Теперь отступать было некуда. Дмитрий стал величать себя уже царем, а не царевичем. Остановился под Москвой и сказал, что войдет туда как царь только когда иных царей там не будет мешаться, то есть велел убить Годуновых. Точнее только Федора и его мать, а о красоте Ксении был наслышан и ее велел не трогать.

дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися

Лепотой Ксении он и правда наслаждался несколько месяцев.

В июне 1605 года царь Федор и его мать были задушены веревками на глазах у Ксении. Та кричала, билась и плакала, но сделать ничего не могла. Ксению поселили в доме князя Василия Масальского, где она прожила до августа.

Наложница самозванца

После коронации Лжедмитрий велел привести к себе Ксению и взял ее силой. Бывшая царевна жила при самозванце в качестве наложницы почти полгода, покуда не выехала в Москву его законная супруга Марина Мнишек.

Этот факт довольно странный, ведь Лжедмитрий на любовном фронте был ого-го, девиц менял едва ли не каждый день, а тут такие долгие “отношения”. Но есть и объяснение. Марина Мнишек была полячкой и католичкой, ситуация в целом была нестабильна, народ был еще в шоке. Лжедмитрий мудро рассуждал, что ежели те же самые бояре придушили царя Федора, то и его могут, поэтому и держал Ксению как царевну и дочь уважаемого царя Бориса в качестве запасной невесты.

Инокиня Ольга

Обручившись с Мнишек, Лжедмитрий велел постричь Ксению в монахини и упрятал в монастырь под именем инокини Ольги.

Вскоре случилось то, что и должно было случиться. Тот, кто самозванца породил, тот его и убил. Шуйский подбил народ на восстание, Лжедмитрия убили, а Василия Шуйского выбрали царем. Тот решил поиграть в праведника и обелить себя – отдал приказ перезахоронить тела Бориса Годунова, его жены и сына как полагается по-царски. Ксения, точнее инокиня Ольга, ехала в закрытых санях в этой процессии.

Смута продолжалась, Ксения скиталась по монастырям. С воцарением Романовых ее стали стеречь более строго, еще бы, дочь бывшего законного царя вообще-то.

Читать еще:  Интересные факты о православии. Даже при буквальном толковании Библии, гомосексуализм - не грех

Ксения умерла в 40 лет. До 23 лет она жила любимой дочкой, после смерти отца ее жизнь превратилась в кошмар и 17 лет некогда одна из самых завидных европейских невест провела в монастырях как простая инокиня.

Если материал вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди много интересного 😉

Ксения Годунова – биография, информация, личная жизнь

Ксения Борисовна Годунова

Ксения Борисовна Годунова (в монашестве – инокиня Ольга). Родилась в 1582 году в Москве – умерла 30 августа 1622 года во Владимире. Русская царевна, дочь царя Бориса Годунова, внучка Малюты Скуратова, сестра царя Фёдора II.

Ксения Годунова родилась в 1582 году в Москве.

Отец – Борис Фёдорович Годунов (1552-1605), в 1587-1598 годах фактический правитель государства, русский царь с 17 (27) февраля 1598 года.

Мать – Мария Григорьевна Годунова (урождённая Скуратова-Бельская; 1552-1605), русская царица (1598-1605).

Дед по матери – Малюта Скуратов (настоящее имя – Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский; умер 1 января 1573 года), русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, думный боярин и помощник Ивана Грозного.

Младший брат – Иван (1587-1588), умер в младенчестве из-за несчастного случая.

Младший брат – Федор Борисович Годунов (1589-1605), непродолжительное время был царем, задушен вместе с матерью по приказу Лжедмитрия I.

Свое имя получила имя в честь преподобной Ксении.

Вместе с братом Федором получила хорошее по тому времени образование – умела читать, писать, музицировала. Для нее отец нанимал иностранных учителей.

Ксения отличалась красотой. По рассказам современников, была среднего роста, белая и румяная, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами. Ее называли «красивейшей».

Внешность Ксении Годуновой: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше».

Когда Ксении было 16 лет, ее отец стал царем. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Фёдором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе, где её имя возгласили за многолетием царю Борису. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя.

Личная жизнь Ксении Годуновой:

Борис Годунов пытался составить дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастливыми.

Первым кандидатом в женихи был принц Густав Шведский, сын шведского короля Эрика XIV. Царь дал ему в удел Калугу. Но Густав, хоть и прибыл в Москву в 1598 году, не пожелал отказаться от прежней любви, вызвав в Москву свою старую любовницу, и вёл разгульную жизнь. Кроме того, принц отказался переходить в православие. В итоге Борис разорвал помолвку и отослал его в Углич, дав содержание.

Вторым кандидатом стал Максимилиан, брат императора Рудольфа II. На переговоры с Габсбургами в 1599 году ездил дьяк А. Власьев. Переговоры начались в чешском городе Пльзень 10 октября. Родственники императора, несмотря на требования русской стороны о конфиденциальности, потребовали от него посоветоваться с Филиппом II Испанским и Сигизмундом III Польским. Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери «московита», раз уж царь обещал дать за ней «в вечное владение» Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России. Переговоры сорвались.

Далее вновь пытались договориться с Габсбургами – речь зашла об эрцгерцоге Максимилиане Эрнсте Австрийском из штирийской ветви Габсбургов – сыне Карла II Австрийского, двоюродном брате императора и брате польской королевы Анны. Но из-за вопроса веры и этот договор не состоялся.

Четвертым кандидатом в женихи стал принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский («герцог Ганс», «Иоанн королевич»), брат датского короля Христиана IV. Переговоры с ним оказались удачными. Он прибыл в Москву и согласился стать русским удельным князем. Принц Иоанн принялся изучать русские обычаи, а Ксения с семьёй поехала перед свадьбой на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В лавре Борис Годунов с супругой и детьми девять дней молился над гробом Св. Сергия о благословении союза Ксении с Иоанном. Но жених внезапно заболел и 29 октября 1602 года умер в Москве, так и не увидав невесты.

Пятым кандидатом в женихи стал грузинский царевич Хозрой. Переговоры о свадьбе вёл думный дворянин Михаил Татищев, Федору Борисовичу при этом предназначали в жены царевну Елену. Но царевича уже на пути в Москву задержала дагестанская смута.

Далее переговоры начались относительно свадьбы Ксении с Фредериком или Альбертом, двоюродными братьями датского короля Христиана IV. Около 1603 года послы Бориса в Дании обратились к шлезвигскому герцогу Иоанну, чтобы один из его сыновей, Фредерик или Альберт, женился на Ксении, переехал в Москву и стал удельным князем. Иоанн, в свою очередь, предлагал им третьего сына Филиппа, герцога Шлезвигского, который был не прочь переехать. Брачные планы не осуществились по причине начавшейся смуты.

Далее появился Лжедмитрий I и в тяжёлое для себя время царь Борис Годунов, по слухам, пытался предложить руку дочери Петру Басманову. Но 15 апреля 1605 года Борис внезапно скончался от апоплексического удара.

После смерти царя Бориса Годунова Москва присягнула Ксении наряду с Фёдором и царицей Марией Григорьевной, через полтора месяца их свергнув. Ксения была отвезена вместе с родными в их прежний боярский дом в Кремле.

10 июня 1605 года на глазах у неё мать и брат были убиты. По некоторым данным, Ксения во время расправы над семьёй Годуновых была отравлена (либо сама приняла яд) и только вовремя данное противоядие спасло ей жизнь.

Царевну по приказу Лжедмитрия отвезли без чувств в дом князя Василия Мосальского.

В доме князя Масальского Ксения жила с июня по август. После венчания самозванца на царство (30 июля) он приблизил её к себе. Считается, что Ксения Годунова была изнасилована Лжедмитрием I, отличавшимся сластолюбием. По сообщению князя Ивана Катырева-Ростовского, «царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство её блудом оскверниша».

Ксения Годунова и Лжедмитрий I

Канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, описывая судьбу семьи Бориса Годунова, писал: «Бог отомстил через этого человека на сыне Борисове, ибо и сына и мать приказал удавить, а что он сделал с дочерью. о других вещах не годится и говорить».

Голландский купец Исаак Масса писал, что Лжедмитрий «в течение некоторого времени проявлял свою волю над дочерью царя Бориса Годунова».

Самозванец держал Ксению при своем дворе наложницей пять месяцев, что было необычно для не отличавшегося постоянством Лжедмитрия. Возможной причиной этого было то, что он опасался, что католическое вероисповедание его невесты Марины Мнишек могло вызвать недовольство народа. Недовольство народа планировалось преодолеть силой, а при неудаче использовать царевну Ксению как невесту.

Читать еще:  Церковь святой варвары на варварке. Церковь великомученицы варвары на варварке

Позднее Юрий Мнишек в своём письме, испугавшись за положение своей дочери в сердце царя, упрекал будущего зятя за его отношения с царевной: «Поелику известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя её отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят».

В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения была пострижена в монашество под именем Ольги. Ее сослали в Горицкий монастырь, где она провела в заточении 1605-1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия.

В смутное время в народном творчестве родился «Плач царевны», в котором описаны несчастья Ксении при Лжедмитрии.

Сплачетца на Москве царевна:
«Ох-те мне молоды горевати,
что едет к Москве изменникъ,
ино Гриша Отрепьев рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
чернеческой чин наложити!».

Известно 2 варианта народной песни Смутного времени – «Плача царевны». В песнях царевна Ксения оплакивает отца и все свои семейные несчастья. Судя по тексту, песни написаны уже после смерти Лжедмитрия и содержат указание об «обиде», причинённой девушке самозванцем.

После смерти Лжедмитрия положение Ксении немного изменилось к лучшему. С воцарением Василия Шуйского сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь. Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына из Варсонофьева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру, инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях. Затем она поселилась в находящемся неподалеку Подсосенском монастыре (ктитором монастыря был её отец Борис), где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна, дочь старицкого князя Владимира Андреевича, вдова Магнуса, до пострига бывшая следующей в линии престолонаследия после царевича Дмитрия.

В сентябре 1608 года обе женщины сбежали от поляков в Троицу, поселившись там надолго во время знаменитой обороны, когда монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.

В июле того же года инокиня Соломонида, её служанка, в письме своей матери о преодолении эпидемии и отбитой атаке, упоминает, что по милости царевны они не терпят нужды, и что она дала рубль на похороны некоего человека, которого не на что было хоронить.

В 1610 году, после отхода поляков от Троицы, женщины обосновались в Новодевичьем монастыре, который через некоторое время был взят казаками Первого ополчения под предводительством Ивана Заруцкого: «они черниц – королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели – ограбили донага».

С воцарением Михаила Фёдоровича она оказалась во владимирском Успенском Княгинином монастыре. По некоторым указаниям, в 1616 году она была переведена для более строгого послушания в суздальский Покровский монастырь.

Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет. По одним данным – во владимирском Княгинином монастыре, по другим – в суздальском Покровском. Душеприказчиком царевны, согласно её духовной грамоте, стал Никита Дмитриевич Вельяминов. Он сделал от её имени щедрый вклад в Троицкий монастырь. Вкладная запись о нём заканчивается словами «И за тот вклад тело царевны иноки Ольги Борисовны погребли в Дому Живоначальные Троицы и имя её написали в вечные сенаники с сельниками».

Чтобы быть похороненной в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице Годуновых, царевна перед смертью «била челом» царю Михаилу Фёдоровичу и получила на то его согласие.

В последующее годы 1 мая в лавре у гробницы Годуновых совершали ежегодное поминовение царя Бориса, его жены Марии Григорьевны, сына Фёдора Борисовича и дочери Ксении, в инокинях Ольги.

В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями – кости и содержимое гробов было перемешано, черепа не сохранились и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами.

В музее Троице-Сергиевой лавры хранятся два примера древнерусского шитья, считающиеся рукодельем царевны – Покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором вышито изображение Пресвятой Троицы, и Индития (покров на жертвенник) «Предста Царица одесную Тебе», выполненная за счет комбинирования пятнадцати различных узоров и швов.

Образ Ксении Годуновой в кино:

1954 – Борис Годунов – в роли Ксении Годуновой актриса Надежда Клягина;
1986 – Борис Годунов – в роли Ксении Годуновой актриса Алёна Бондарчук;

Алёна Бондарчук в роли Ксении Годуновой

2007 – 1612 – в роли Ксении Годуновой актриса Виолетта Давыдовская;
2011 – Борис Годунов – в роли Ксении Годуновой актриса Софья Федорова-Рошаль;
2018 – Годунов – в роли Ксении Годуновой актриса Дарья Урсуляк.

Дарья Урсуляк в роли Ксении Годуновой

Образ Ксении Годуновой в искусстве:

– Фридрих Шиллер оставил план неоконченной драмы «Деметриус» (1804);
– Персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825);
– Егор Розен выступил с романтическим «отрывком» под заголовком «Ксения Годунова», в котором исторические события даны в форме лирического воспоминания, а затем вещего сна героини (1828);
– Н. Елагин, «Начало поэтической фантазии: Ксения Годунова» («Московский вестник», 1830, ч. IV);
– Фигурирует в трилогии А. К. Толстого «Царь Борис» (1868-1869);
– А. Н. Островский собирался посвятить ей ненаписанную драму;
– А. С. Суворин, пьеса «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» (1904);
– Николай Лесков в «Островитянах» упоминает её так: «царевна Ксения Годунова, эта благоуханная чистая роза, кинутая в развратную постель самозванца. »;
– Анна Караваева, повесть «На горе Маковце» (1942);
– Владимир Соловьёв, историческая хроника «Царь Юрий» (1965), фигурирует в качестве одного из действующих лиц (сцена с Марфой в Новодевичьем монастыре);
– Илья Сельвинский, лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» (1966);
– Инна Заграевская, пьеса «Обманщики»;
– Юрий Кублановский, стихотворение «Памяти Годуновой» (1977);
– Константин Сергиенко, исторический роман «Ксения»;
– в музыке: персонаж основанной на трагедии Пушкина оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (сопрано);
– в живописи: ей посвятили свои художественные произведения Василий Суриков (этюд «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича», близкий по композиции к картине «Меншиков в Березове»), Николай Неврев («Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу»), Константин Маковский («Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»), Клавдий Лебедев («Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова»), Иосиф Винцман («Царевна Ксения Годунова рассматривает изображение своего жениха»), Сергей Грибков («Ксения Годунова», Тверь).

Источники:

http://fastotvet.ru/godunova-kseniya-borisovna.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5aeadec6a815f19a06c0388e/5bd18179fd73ab00ad0e45d3
http://stuki-druki.com/authors/Godunova-Kseniya.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: