Любовь и ярость: может ли гневаться Всемилостивый Бог? Что же такое гнев Божий? Условность выражения «гнев Божий».

Любовь и ярость: может ли гневаться Всемилостивый Бог? Что же такое гнев Божий? Условность выражения «гнев Божий».

Каково библейское понимание Божьего гнева?

Гнев определяется как «эмоциональная реакция на воспринятое зло и несправедливость», часто заменяется такими синонимами как «ярость», «негодование», «досада» или «раздражение». И люди, и Бог выражают гнев. Но между гневом Божьим и гневом человеческим существует огромная разница. Гнев Божий свят и всегда оправдан; человеческий же гнев никогда не бывает святым и редко – оправданным.

В Ветхом Завете гнев Божий является Его ответом на человеческий грех и непослушание. Чаще всего поводом для божественного гнева было идолопоклонство. Псалтирь 77:56–66 описывает идолопоклонство Израиля. Гнев Божий последовательно направлен на тех, кто не исполняет Его волю (Второзаконие 1:26–46; Иисуса Навина 7:1; Псалтирь 2:1–6). Ветхозаветные пророки часто писали о грядущем дне, «дне гнева» (Софонии 1:14–15). Гнев Божий против греха и непослушания вполне оправдан, потому что согласно с Его планом, человечество должно быть святым и совершенным, каким является Он Сам. Бог открыл нам способ обрести Его благоволение – покаяние – отвращающее гнев Божий от грешника. Отвергать этот идеальный план – значит отказываться от Божьей любви, благодати и милости и понести Его праведный гнев.

В Новом Завете учение Иисуса поддерживает идею о Боге как о Боге гнева, осуждающего грех. История о богаче и Лазаре говорит о суде Божьем и серьезных последствиях для нераскаявшихся грешников (Луки 16:19–31). Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 3:36: «Тот, кто верит в Сына, обрел вечную жизнь, а кто не повинуется Сыну, никогда не увидит жизни: Божий гнев на нем будет вечно». Тот, кто верит в Сына, не будет страдать от гнева Божьего за свои грехи, потому что Сын принял на Себя этот гнев, умерев за нас на кресте (Римлянам 5:6–11). Те, кто не верит в Сына, кто не принимает Его как Спасителя, будут осуждены в день гнева (Римлянам 2:5–6).

И наоборот, о человеческом гневе нас предостерегают Послания Римлянам 12:19, Ефесянам 4:26 и Колоссянам 3:8–10. Только Бог может отомстить, потому что Его месть совершенна и свята, в то время как гнев человека является греховным, открывающим путь для демонического влияния. Для христианина гнев и ярость несовместимы с его новой природой, которая является природой Самого Христа (2 Коринфянам 5:17). Чтобы освободиться от власти гнева, верующий нуждается в Святом Духе, Который может освятить и очистить его сердце от чувств гнева и ярости. Послание Римлянам, глава 8, демонстрирует победу над грехом в жизни того, кто живет в Духе (Римлянам 8:5–8). Филиппийцам 4:4–7 говорит нам, что ум, контролируемый Духом, наполнен миром.

Гнев Божий страшен и ужасающ. Только те, кто был омыт кровью Христа, пролитой за нас на кресте, могут быть уверены, что гнев Божий никогда не падет на них. «Тем более теперь, оправданные кровью Христа, мы будем спасены Им от гнева» (Римлянам 5:9).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Гневается ли Бог?

Когда святость, справедливость и любовь Бога сталкивается с порочностью, несправедливостью и отсутствием любви в человеке, неизбежным результатом становится божественное негодование, гнев и такая ярость, что в Псалмах это выражено восклицанием:

«Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» (Псалом 89:11)

Божий гнев не является неконтролируемым, иррациональным или эгоистичным. Бог свят. Следовательно, зло вызывает у Него отвращение, и Он прекращает общение с нечестивым человеком:

Читать еще:  Сергий кобзарь. Священник Сергий Кобзарь: Мой путь от баптизма к православию

«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих» (Книга пророка Наума 1:2)

«Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?» (Псалом 75:8)

Бог есть любовь, и Он горячо любит все доброе. Такая сильная любовь к праведности проявляет себя в такой же сильной ненависти ко всему злому. Таким образом, любовь Божья не отрицает Божьего гнева; скорее, она подтверждает его.

В Своей святости, праведности и любви Бог ненавидит грех и выступает против него со страшным и яростным гневом:

«Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его» (Книга Иеремии 10:10)

Бог полон сострадания и милостив, медлен на гнев и преисполнен любовью, и все же Он наказывает нераскаявшегося грешника для того, чтобы соблюсти справедливость среди Своих творений и оправдать Свое святое имя. Поэтому апостол Павел умоляет людей не поддаваться обольщению, но жить в свете истины, потому что гнев Божий придет на сынов противления:

«Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их» (Послание к Ефесянам 5:6,7)

Что это значит для меня?

Не поддавайтесь заблуждению, что Божий гнев вспыхивает только против наиболее отвратительных преступлений и что он обращен только против самых презренных из людей. В Божьем разуме не существует двух отдельных категорий греха: страшные и обычные. Писание учит нас, что все грехи являются беззаконием. За каждый грех приходит гнев Божий. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Послание Иоанна 3:4). Подумайте о себе и своей судьбе в свете Библейского учения.

Это был двадцать пятый выпуск из цикла «Понимание Евангелия». В цикле мы шаг за шагом открываем, в чем суть и смысл Евангелия. Наша цель — понять: что это значит для меня?

Материал составлен по книге П.Вошера «Сила и смысл Евангелия»

Хотите знать больше?

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна 8:32).

Начните с самой важной рубрики сайта «Понимание Евангелия» . Она раскрывает основы Библейского вероучения. Двигайтесь последовательно: с первой статьи и далее. Так вы быстрее поймете смысл Евангельских истин и сделаете практические выводы для себя.

Приходите в церковь. Живые люди помогут вам быстрее найти ответы на те вопросы и проблемы, которые мучают вас. А также поддержат в движении по Божьему пути.

Анонсы свежих статей вы можете получать в соцсетях:

Сокровищница духовной мудрости

Гнев Божий

Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Посему слово (см.: Пс. 7, 14) грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если пребудет во грехе, потому что в луке уготованы сосуды смертные, а сосуды смертные суть силы, потребляющие врагов Божиих. Как огонь произведен для сгораемого вещества, создан не для алмаза, который не расплавляется в огне, а для возгорающихся дров, так и стрелы Божии соделаны для душ удобосгораемых, в которых собрано много вещественного и годного к истреблению. Посему, которые имеют уже в себе предварительно разжженные стрелы диавола, те приемлют на себя и стрелы Божии (свт. Василий Великий, 5, 181 —182).

. Чем умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников? — Избранною жертвою кадила, любовью и смирением примиряется Он, если прогневали мы Его (прп. Ефрем Сирин, 33, 314—315).

Ты, , не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего (прп. Ефрем Сирин, 33, 330).

Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались во грехе (свт. Иоанн Златоуст, 48, 804).

Читать еще:  Фэн-шуй-прогноз на июнь. Фэн-шуй прогноз на июнь

. О гневе или ярости Божией когда читаем, то должны разуметь нечеловекообразно, т. е. по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения, именно под этим можем понимать, что он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного воздаяния за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли (прп. Иоанн Кассиан, 56, 102-103).

Усиление грехов. даже Божественное и бесстрастное естество как бы принуждает из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божию естеству не благоугодный, для нас же при всем этом полезный (прп. Исидор Пелусиот, 60, 217).

Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых; причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, коими Бог часто приводит к скромности и смирению ум, надмевающийся добродетелью и знанием, давая ему чрез них познать самого себя и сознать свою немощь, восчувствовав которую, он отлагает суетное надмение сердца.

Гнев Господа есть сокращение или пресечение подаяния Божественных даров, которое (пресечение) бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему и хвалящемуся от Бога данными ему благами, как бы они были плодом его собственных добродетелей (прп. Максим Исповедник, 90, 272).

. Гнев Божий может ли кто выдержать? — Страшно, братие, впасть в руки Бога Живого; ибо если мы страшимся рук врагов, в то время как Господь говорит: не убойтеся от убивающих тело (Мф. 10, 28), то кто имеющий ум не устрашится рук Божиих, во гневе поднимающихся против неверующих? Ибо гнев Божий откроется против всякой души тех, которые в распутстве и насильничестве проводят жизнь, не зная обращения, и истину подавляют неправдою (ср.: Рим. 1, 18) (свт. Григорий Палама, 26, 246).

Авва Анастасий передал нам рассказ о затворнике авве Георгии. «Однажды ночью я встал, чтобы ударить в било (я был канонархом), и слышу, что старец плачет. Подойдя к нему, я спросил: «О чем ты так плачешь, авва?» Старец молчал. «Скажи же мне о причине твоего плача», — продолжал я спрашивать. «Как мне не плакать, — отвечал старец, вздохнув из глубины души, — когда Господь наш прогневался на нас. Мне казалось, что я стою перед Кем-то, сидящим на высоком престоле. Многие, многие тысячи стоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то. Но Он не склоняется на их молитвы. И приблизилась к Нему некая Жена, облеченная в порфиру. Припав к Нему, Она воскликнула: «Умилостивим, же, хотя бы ради Меня!» Но Он остался непреклонен. Я плачу и рыдаю в сильном страхе о том, что угрожает нам». Авва рассказал мне об этом в четверток утром, а на следующий день, в пятницу, в девятом часу произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской Финикии» (102, 51).

Некогда за грехи восхотел Бог истребить город Устюг. Блаженному Прокопию было об этом открыто, и он, придя и храм, поведал об этом причту и народу. «Покайтесь, братия, в своих грехах, — говорил он, — чтобы получить от Бога милость. Если вы не покаетесь, все погибнете от огня и града!» Люди не поверили блаженному и рассуждает так: «Человек этот юрод и разумно никогда не говорил, зачем слушать его?» Святой же не переставал увещевать их. На третий день он уже ходил по всему городу и со слезами убеждал всех позаботиться об отвращении гнева Божия. Жители и тут не послушали Прокопия. Тогда он пришел на паперть храма Пресвятой Богородицы и со многими слезами молил Бога о помиловании. Через неделю, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако, и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: «Что же это такое?» И вот беспрестанно стали бороздить небо молнии, раздавались ужасные раскаты грома, колебалась земля, воздух сделался удушлив. Тут только парод вспомнил слова блаженного Прокопия о грозящей городу гибели. Тотчас же все бросились в соборный храм Пресвятой Богородицы и со слезами стали просить Господа о помиловании; вместе с народом молился и блаженный. Молитва была услышана: тучи отошли, во время всеобщей молитвы от иконы Владычицы истекло миро, воздух очистился. Тучи же собрались над лесом, и выпал град подобно камню, который сокрушил деревья, а молния попалила их. Из людей же никто не пострадал, сохранился и домашний скот (112, 811—812).

Читать еще:  Мужчина телец связь с женщиной овен. Гороскоп Телец-Овен – совместимость и гармония

Чтоб избавиться от молвы народной, преподобный Дионисий Афонский удалился на гору Олимп. Нашлись поди, которые сообщили владельцу того места, что в пределах его владения какой то инок строит монастырь. Владелец возмутился и тотчас явился в Лариссу к турецкому аге, в ведении которого состоял Олимп с его окрестностями, и, жалуясь на своеволие иноков, требовал, чтобы предали их суду. Монастырь же, как начатый без его позволения, тотчас уничтожили. Горько стало преподобному, когда один из преданных ему людей, священник литохорийской деревни, известил его о начавшихся против него кознях. Чтобы не дать место гневу, преподобный со слезами удалился в другое место, Загора, по соседству с Олимпом.

Но Бог своими судьбами устроил славное и торжественное возвращение преподобного на Олимп. С того самого времени, как он удалился, в окрестностях той горы началась чрезвычайная засуха, так что жителям грозили голод и пагуба. К большей печали их, градом побило все фруктовые деревья, виноградники и нивы и даже повредило жилища. Громы и молнии поражали всех страхом и ужасом. Напрасно совершались молебствия и плакали люди, гнев Божий не утихал. И только тогда все осознали причину бедствий. Сам владелец понял, за что Бог карает его. Он решил послать за отшельником, чтобы тот возвратился на Олимп и продолжал свои подвиги. Незлобивый старец был тронут прозрением врага своего и вновь погрузился в молитвенный подвиг в невозмутимой тишине олимпийских пустынь (94, 210—211).

В Киеве проживала молодая вдова, у которой был единственный сын, мальчик десяти лет. В нем она души не чаяла и буквально его боготворила. Однажды у нее за столом сидели гости. Речь зашла о красоте природы и Божием величии. Вдова, слыша такие слова, указала на своего сына, который сидел здесь же и ел котлету: «Вот мой бог и мое сокровище. Никого другого я не признаю».

Не успела она произнести это, как раздался ужасный крик. Мальчик подавился котлетой и тут же, через несколько минут, скончался. Лицо его было искажено смертельными страданиями. Отчаянию матери не было предела. Измученная, с истерзанной душой, она ходила по дому, как безумная. Мальчика приготовили к погребению. Няня заметила, что на груди у него нет креста, и, обращаясь к матери, сказала: «У Володи нет креста. Может, повесить ему крест на шею?» Но мать, услышав слово «крест», поспешно отвечала: «Нет, не нужно, к чему его вешать на грудь» — и вышла в соседнюю комнату. Няня, как глубоко верующий человек, не могла примириться с мыслью, чтобы ребенок был погребен без креста. Она сняла с себя крест, который берегла от дней своего младенчества, и с глубоким благоговением возложила его на грудь отрока. И вдруг, о чудо! Лицо мальчика, до этого обезображенное конвульсиями, вдруг просветлело и улыбнулось. Няня, видя такое чудо, залилась горячими слезами умиления. Мать, слыша плач няни, вошла в комнату и, видя улыбающееся лицо сына, вскрикнула: «Он жив, он жив!» — «Нет, Володя мертв. Но после того как я возложила на него свой крест, благодать Божия просветила миром его душу и тело». Тогда мать, видя силу знамения креста Господня, засвидетельствованную улыбкой на мертвом лице отрока, признала в этом знамении явление благодати Божией. Припав на колени к образу, она со слезами умиления и раскаяния молилась о прощении своих согрешений и упокоении сына (107, 312—313).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источники:

http://bibleonline.ru/qa/106-wrath-of-god/
http://yznaioboge.ru/ponimanie-evangeliya/gnevaetsya-li-bog/.html
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt77.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: