Лучше быть одному чем с кем. Я пью, — что говорить, — но не буяню спьяну

Лучше будь один чем вместе с кем попало Омар Хайям

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.

Духовная пища подобна телесной.
Что внутрь принимаем должно быть известно.

Бывает еда хороша лишь на взгляд.
Внутри – это гадость, замедленный яд.

Чтоб ваше здоровье и жизнь не пропала
Голодным быть лучше, чем есть, что попало.

Даёт только пользу слегка голодать,
Легко в животе — в голове благодать.

Воздержанность в пище излечит и душу.
Всеядность всю сущность калечит и душит.

Убить может даже плохая еда,
На все сто процентов, вопрос лишь когда.

Вот так и общение, будто бы пища,
. Лучше быть одному, чем водить дружбу с нищим.

Лучше делом любимым заняться спокойно,
Чем терять своё время среди недостойных.

Любит быть в одиночестве сильный и умный,
Сохранит расстояние с обществом шумным.

Нелегко обмануть сильного мудреца,
Мудрый разоблачит, выявит подлеца.

И для слабого быть одному, как защита.
От дурного влияния сердце закрыто.

Подпуская к себе бестолковых людей,
Человек сам себе словно вор и злодей.

Своё время растрачивает безвозвратно,
Возвращение времени невероятно.

Бог великий всего на земле господин,
Не вернёт вам назад и денёчек один.

Жизнь с глупцом разделять – тяжелейшее бремя.
Нет богатства дороже, чем личное время.

Слабого развратят быстро псевдодрузья.
Слабого оставлять без контроля нельзя.

Может он и хороший, но падкий к порокам.
Много всяких соблазнов есть в мире жестоком.

Зависть может отправить любого на дно,
Крысу рядом пригрел, так винить же кого?

Вероломен предатель, к чему горевать?
Таковым подлецом родила его мать.

Вероломен приятель, что вкрался в доверие!
Душу трудно понять, — это не бухгалтерия.

Он кивал вам, о правильном вам говорил,
И казалось в поступках был честен и мил,

Но его был отец, дед и прадед иуда.
Вашу голову недругу выдаст на блюде.

Будет вас поносить и срамить за спиной,
Так устроен подонок, он в генах такой.

Нет… Лишь чистая, добрая пища!
Лучше бедный друг, чем власть добившийся нищий.

Нет… Надёжные лучше друзья,
Чем в друзьях с грязной совестью, честью князья!

Воздержаться и в пище и в дружбе, — добро.
Воздержаньем очистишь от порчи нутро.

Неразборчивость в людях – причина всех бед,
Будьте мудры, чтоб в счастье прожить много лет.

Бейты написаны по мотивам рубаи Омара Хайяма.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.

Мне Всевышний для счастья и радости дал!
Друга верного, хлеб, сыр и винный подвал.
Был во власти, то часто один горевал.
Потерял власть, богаче богатого стал.
Омар Хайям.

Скарабей шарик гнал по пустынной степи Омар Хайям
http://www.stihi.ru/2012/02/20/7467

***
Осторожность, как будто бы дружбы плечо.
Лучше нос не совать, где сейчас горячо.

Омар Хайям. Рубайят: сопоставление переводов

Мой предыдущий пост по переводам «Божественной Комедии» Данте был очень тепло встречен, поэтому сегодня я хочу вас познакомить с замечательной книгой, составителем которой является Р.Ш. Малкович:

Мне кажется, что личность Омара Хайяма — миллионера, филантропа, философа, математика и поэта в представлении не нуждается.

Очень советую почитать посты @magikov , посвященные пониманию образов, которые использует Хайям (чтобы избежать соблазна во всех рубаи воспринимать «вино», только как алкогольный напиток).

Итак, чем же примечательно данное издание? Как минимум наличием дословного прозаического перевода, под которым находится масса его поэтических вариаций, выполненных профессионалами своего дела. В издании почти на каждый рубаи приводится порядка 12 переводов.

Книга позволяет оценить, в первую очередь, мастерство переводчиков и их подходы к материалу. Некоторые — стараются перевести максимально близко к оригиналу, некоторые — используют только образы, другие — добавляют что-то от себя.

Одна рука — на Коране, другая — на чаше,
То мы благочестивы, то нечестивы.
Под этим мраморным сводом цвета бирюзы,
Мы не являемся окончательно кафирами,
ни полностью мусульманами.

Несовместимых мы всегда полны желаний:
В одной руке бокал, другая — на Коране.
И так вот мы живем под сводом голубым
Полубезбожники и полумусульмане.

В руках у нас то чаша, то Коран,
То праведность нам ближе, то обман.
Так и живем в подлунном нашем мире
Полугяуров, полумусульман.

Рукою — пиалу, другую — на Коран.
То благостен и трезв, то нечестив и пьян.
Сияет бирюзой роскошный балаган
Полубезбожников и полумусульман.

Обратите внимание, как всего лишь одно слово «балаган» усиливает и даже меняет восприятие рубаи.

Зачем столько тужить и горевать о мирских богатствах?
Видел ты кого-нибудь, кто жил вечно?
Эти несколько вздохов даны твоему телу на подержание,
А данное на подержание не следует принимать за свою собственность.

Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткую, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Зачем копить добро в пустыне бытия?
Кто вечно жил средь нас? Таких не видел я.
Вся жизнь нам в долг дана, и то — на срок недолгий,
А то, что в долг дано, не собственность твоя.

Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время,
Постарайся же времени не упустить.

Читать еще:  Приснилось что ребенок родился раньше срока. К чему снятся роды

В посте о Данте спрашивали, почему И. Евсу, «адаптирующую» переводы, у которых кончились авторские права, так массово издают? Ответ, скорее всего, скрыт в изначальной мощи исходного перевода, который она «адаптирует». Судите сами:

Ты на земле живешь, то грезя, то грозя.
Но бытие твое — над пропастью стезя.
Она тебе дана на время перехода.
А все, что взял в займы, присваивать нельзя.

Одни люди думают о путях веры.
Другие люди задумались над истинным путем.
Боюсь, что когда-нибудь раздастся крик:
«[Настоящий] путь не этот и не тот!»

Давно меж мудрецами спор идет —
Который путь к познанию ведет?
Боюсь, что крик раздастся: «Эй, невежды,
Путь истинный — не этот и не тот!»

Те, что веруют слепо, — пути не найдут.
Тех, кто мыслит, — сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что сверху нам крикнут однажды:
«О невежды! Дорога не там и не тут!»

Дорогой веры следует идти —
Решил один. Другой надеется найти
Тропинку истины. Когда-нибудь им скажут,
Что оба шли не по тому пути.

Я пью вино, но не пьянствую.
Я применяю силу только к чаше.
Знаешь ли ты, в чем цель моего поклонения вину?
Не поклоняться себе, как ты.

Да, вино я люблю, но не пьяница я.
Пусть же в чаше останется сила моя.
Лучше вечно пред чашей стоять на коленях,
Но не кланяться низким, как ты, мой судья.

Я пью, — что говорить, — но не буяню спьяну.
Я жаден — но к чему? Лишь к полному стакану.
Да, свято чтить вино до смерти буду я,
Себя же самого, как ты, я чтить не стану.

Да, пил, но пьяным не был отродясь.
За горло лишь кувшины брал, стремясь
Не жить, как ты: пред выгодой своею
Не лечь, как ты, лицом в любую грязь.

«За горло лишь кувшины брал» — отличная находка переводчика, полностью передающая смысл оригинала.

Напоследок скажу, что в издании есть переводы, выполненные не в размере рубаи, но от этого не теряющие своей художественной ценности.

Если я скажу Тебе тайну в трущобах,
Это лучше, чем молиться в михрабе без Тебя.
О Ты, начало и конец [всего сущего],
без которого ничего не существует!
Хочешь — сожги меня, хочешь — обласкай.

Мне лучше быть с Тобой в вертепе, в кабаке,
И помышленьями заветными делиться,
Чем без Тебя, мой Бог, идти в мечеть — молиться
Без пламени в душе, но с четками в руке!

Да! Сотворивший все, что было, есть и будет!
Что б ни было со мной, но знай, так верю я —
Введет ли в рай за то меня рука Твоя
Иль на сожжение в аду меня осудит.

Всем спасибо, читайте хорошие книги в хороших переводах!

Лучше быть 1 чем с кем попало. Ее цени, в ней черпай наслажденье. Я пью, — что говорить, — но не буяню спьяну

Что адекватные и порядочные люди остаются одни, решив, что с них довольно, и больше они не намерены проверять своих потенциальных партнёров и возможных супругов на наличие здоровых психических и моральных качеств. А тем из нормальных, кто ещё не отчаялся, приходится иметь дело с оставшимися в игре, чтобы потом так же отчаяться и махнуть рукой на поиски достойного спутника жизни.

Тот же вопрос, впрочем, можно задать и девушкам, которые готовы очертя голову прыгнуть в постель абы к кому, а потом плачутся, что мужики безответственные, заставляют аборт делать или бросают одну с ребёнком. А своя голова, укомплектованная глазами и мозгом, тебе на что? Неужели ты не видела, к чему человек стремится, что ему надо от жизни и от тебя? Надеялась переделать его? Думала, что всё обойдётся? Зря.

Понятно, что иногда оказывается способным на подлость человек, от которого меньше всего её ожидаешь. Но всё же обычно эти поступки вполне предсказуемы, если смотреть, что из себя человек представляет как личность. Не на то, как он выглядит. Не на то, сколько он зарабатывает. Лишь на то, кто он такой, чего он стоит как человек, чего стоят его слова и намерения.

Нет, вы не задолбали меня, люди, не полагающиеся прежде всего на разум и объективную реальность. Я сама такой же была, но, к счастью, необходимые жизненные уроки усвоила довольно рано. Я не успела разочароваться во всех мужчинах, но успела понять: прежде чем начинать вместе жить и спать, надо очень долго и пристально к человеку приглядываться, не поддаваясь порывам страсти и безрассудства. Мне горько смотреть на ваши поломанные судьбы и вынужденный цинизм.

Пожалуйста, не отчаивайтесь, верьте в лучшее. Не забывайте думать, присматриваться, анализировать, делать выводы, исходя из фактов, а не из ваших ни на чём не основанных надежд, что всё будет хорошо само по себе без ваших усилий. И вот ещё вам добрый совет от Омара Хайяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Образ великого поэта Востока Омара Хайяма овеян легендами, а биография полна тайн и загадок. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший — мудрых, полных юмора, лукавства и дерзости рубаи.

Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.

Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.

Читать еще:  Чакры человека и их значения. Чакры и их значение в жизни человека

Омар Хайям — гуманист, для него человек и его душевный мир превыше всего. Он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение от каждой минуты. А его стиль изложения давал возможность выражать то, чего нельзя было сказать вслух открытым текстом.

15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайяма о человеке, счастье и любви:

  • Красивым быть – не значит им родиться,
    Ведь красоте мы можем научиться.
    Когда красив душою Человек –
    Какая внешность может с ней сравниться?
  • Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
    Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
  • Кто жизнью бит, тот большего добьется.
    Пуд соли съевший выше ценит мед.
    Кто слезы лил, тот искренней смеется.
    Кто умирал, тот знает, что живет!
  • В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
    Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
    В одно окно смотрели двое.
  • Мы источник веселья — и скорби рудник.
    Мы вместилище скверны — и чистый родник.
    Человек, словно в зеркале мир — многолик.
    Он ничтожен — и он же безмерно велик!
  • Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
    Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
    Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
    Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
  • Мы больше в этот мир вовек не попадем,
    вовек не встретимся с друзьями за столом.
    Лови же каждое летящее мгновенье —
    его не подстеречь уж никогда потом.
  • Не завидуй тому, кто силен и богат,
    за рассветом всегда наступает закат.
    С этой жизнью короткою, равною вдоху,
    Обращайся, как с данной тебе напрокат.
  • Я думаю, что лучше одиноким быть,
    Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
    Бесценный дар отдав кому попало,
    Родного встретив, не сумеешь полюбить.
  • Не смешно ли весь век по копейке копить,
    Если вечную жизнь все равно не купить?
    Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
    Постарайся же времени не упустить.
  • Дарить себя — не значит продавать.
    И рядом спать — не значит переспать.
    Не отомстить — не значит все простить.
    Не рядом быть — не значит не любить.
  • Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена, можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница, но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
  • Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
    Два важных правила запомни для начала:
    Ты лучше голодай, чем что попало есть,
    И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
  • Не делай зла — вернется бумерангом,
    Не плюй в колодец — будешь воду пить,
    Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
    А вдруг придется, что-нибудь просить.
    Не предавай друзей, их не заменишь,
    И не теряй любимых — не вернешь,
    Не лги себе — со временем проверишь,
    Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

Сорванный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

За многие тысячелетия существования людей на земле общечеловеческая культура накопила богатые знания в области особенностей взаимоотношений между членами общества. Как сказал один из восточных мудрецов, «Лучше голодать, чем есть, что попало», лучше остаться в одиночестве, чем общаться с недостойными.

Кто сказал эти слова?

Слова «Лучше голодать, чем есть, что попало», «лучше быть одному, чем среди неравных тебе людей» принадлежат перу известного восточного поэта Омара Хайяма.

Родом он был из Персии, жил около тысячи лет назад, прославил себя как известный математик и астроном. В течение всей своей жизни Омар Хайям писал короткие четверостишья, которые назывались рубаи.

В этих стихах он выражал свою жизненную философию. Будучи поэтом мусульманской культуры, он не разделял части вероучительных положений этой религии: скептически относился к божественному замыслу Аллаха, предавался пессимизму, наблюдая перед собой примеры несправедливости и порока.

Философия восточного поэта

По своей жизненной позиции он, скорее всего, близок деятелям эпохи Возрождения, которые также стремились всей своей жизнью доказать право человека самостоятельно строить свою судьбу и изменять окружающий мир.

Собственно говоря, стихи Омара Хайяма получили своеобразное «второе рождение» именно в западном мире, когда позапрошлом веке их стал переводить на английский язык один из западных поэтов. Благодаря интересу к личности далекого персидского автора, были заново открыты и его математические и астрономические достижения, поэтому сегодня имя этого человека известно любому образованному любителю словесности.

«Лучше голодать, чем есть, что попало»: лучше, получается, одному? Что обозначает эта фраза?

Маленькое рубаи О. Хайяма, в котором указывается, что нужно тщательно выбирать себе круг друзей, стало предметом спора уже достаточно давно. Ведь человек — существо социальное, он живет в общении с себе подобными, поэтому часто одиночество для него невыносимо.

Почему же поэт древности предлагает уединение в качестве спасительного островка покоя для каждого из нас?

Постараемся ответить на этот вопрос.

Заметим, что стихотворение это (как произведение истинного философа) содержит логическую дилемму: «быть с кем попало» или «быть одному» (процитируем последнюю строчку стихотворения: «Лучше будь один, чем вместе с кем попало»).

Безусловно, альтернатива достойная: чем общаться с теми, кто тебя никогда не поймет и не оценит, не лучше ли побыть в молчании и размышлении? Ведь такой вариант будет лучшим для всех, не правда ли?

Иногда О. Хайяма обвиняют в излишнем высокомерии, ведь его фраза: «Лучше голодать, чем есть, что попало» лучше никому не делает. Что же? Неужели поэт призывает нас воздерживаться от пищи?

Нет, он, скорее всего, учит нас разборчивости в еде (что в целом весьма актуально для нас, людей 21-го века). Лучше поголодать, чем съесть продукты с ГМО, лучше воздержаться от пищи, чем питаться товарами из «Макдоналдса».

В пище и в выборе друзей нужно быть разборчивыми, тогда вас не будут ждать тяжелые заболевания и люди, которые находятся рядом с вами, не предадут в трудную минуту.

Читать еще:  К снится большой деревянный крест. К чему снится крестик? Толкование снов

Поэт все-таки прав. И это мудрость, идущая из глубины веков.

Насколько актуальна сегодня восточная мудрость?

И афоризмы актуальны всегда — и 1000 лет назад, и сегодня, в наш век компьютерных технологий. Человек остается человеком, поэтому и тихие рубаи О. Хайяма всегда найдут своего читателя. А в наше время, когда краткие высказывания воспринимаются гораздо лучше, чем многотомные сочинения Толстого и Достоевского, тем более.

Поэтому читайте бессмертного персидского поэта и получайте наслаждение от его произведений! А самое главное — ищите себе круг настоящих друзей, которые бы вас понимали и ценили!

С одной стороны, я всегда говорю о том, что стоит строить отношения только с таким человеком, с которым вам комфортно. Если в отношениях надо терпеть, воспитывать, прогибаться, манипулировать — все это говорит о том, что отношения эти токсичные, а их участники — глубоко невротизированные люди. Но с другой стороны, есть и обратная сторона медали, когда девушке все парни недостаточно хороши и она раз за разом обрывает отношения в самом их начале, потому что уверена, что найдет кого-то получше. Давайте разберемся, в чем тут дело.

Конечно, каждая хочет, чтобы не пил, не курил и всегда цветы дарил, чтобы был порядочный, обеспеченный, перспективный, обаятельный, с чувством юмора, заботливый, мужественный… И кто бы спорил, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Но это все« от головы». Это расчет.

Проблема в том, что никто никого и никогда не любил за конкретное достоинство. Никто не скажет вам: «Я люблю своего мужа, потому что он не пьет и не курит». Или: «Я влюбилась в Васю, когда узнала, какая у него зарплата». За достоинства можно уважать, можно восхищаться, но не любить.

Тем не менее очень многие девушки предпочитают строить отношения именно на расчете, потому что в любви они разочаровались. Ну не встретили они свою любовь. И решили, что нет никакой любви. Потому что лет уже ого-го, а Германа все нет. И они говорят: «Встречу хорошего парня, и будем счастливы». Но если с такой девушкой поговорить по душам, выясняется, что любовь в ее жизни была. Ну не бывает так, чтобы за 25−30 лет человек ни разу не был влюблен. Просто что-то пошло не так: он ее бросил, он не хотел жениться, плохо к ней относился, еще что-то. Особенно сильно травмирует, если таких историй было несколько. Формируется такая болезненная установка: любовь — это страдание, я не хочу страдать — значит, мне не нужна любовь.

Нормальная, здоровая любовь, если так можно выразиться, станет возможна сразу же, как девушка осознает свою проблему: почему-то она раз за разом выбирает не тех парней. Она не уверена в себе, она выросла в токсичной семье, у нее есть комплексы — причин может быть миллион. Но разбираться надо с собой. Уверенная в себе девушка, осознающая свои потребности, уважающая свои и чужие границы, обязательно привлечет человека с похожей картиной мира, и они непременно полюбят друг друга. Так устроена жизнь: подобное притягивает подобное. И если к вам раз за разом« прибиваются» агрессоры, значит, они вам зачем-то нужны, вы их притягиваете. Может быть, у вас был агрессивный отец, может быть, он бил мать, и эта болезненная модель семьи укоренилась в подсознании. Если вам попадаются равнодушные и неспособные к сопереживанию мужланы, может быть, в вашем детстве любовь подменялась обеспечением: сыта, здорова, игрушки есть — до свидания, чего тебе еще надо. Разобравшись с этим(возможно — самостоятельно, возможно — с помощью психолога), девушка изменит свою жизнь и обнаружит, что вокруг полно классных ребят, с которыми можно строить здоровые отношения. И не надо ни перебирать бесконечно, ни переживать, что останешься одна.

То есть сама проблема« пробросаться» или« выйти за первого встречного» исчезнет, как только из головы уберется« брак по расчету лучше, чем по любви» и «я обязана выйти замуж любой ценой и как можно скорее».

Я скажу больше: браки по расчету в подавляющем большинстве обречены на распад, если это не фиктивный брак по договоренности обеих сторон. В другом случае одному из партнеров будет физически неприятно делить постель с нелюбимым человеком, будут раздражать его голос, запах, неизбежно пойдут ссоры, а мириться тоже идти не хочется… Поэтому в первую очередь нужно« починить» в себе способность любить и быть любимой, а во вторую — перестать рассматривать всех мужчин как потенциальных мужей, начать просто жить.

Теперь о «переборчивых». Вот этот всем хорош, но зарабатывает маловато. А вон тот богат, но баб меняет как перчатки. А этот вроде верный и преданный, но живет с мамой. Ищем дальше. Что за этим стоит? Страх. Страх отношений как таковых. Потому что никакого идеала не существует. Это собирательный образ, которым ты отгораживаешься от реальной жизни. Он возникает, потому что люди не уверены в том, что сами способны выстроить нормальные отношения с живым человеком.

Как провести черту между патологией и нормой? Все просто. Ваши чувства должны совпадать с вашими мыслями. Как только это произошло — бинго, вы попали в десятку. То есть в отношениях вам должно быть комфортно на всех уровнях, от эмоционального до физического и разумного. Когда вас к человеку тянет, но вы отдаете себе отчет в том, что он объективно вам подходит. Что это не просто« не могу без него жить», а «хочу жить с этим серьезным, надежным, порядочным и ответственным мужчиной, к которому меня очень влечет».

Встретите ли вы его? Если внимательно читали пятый абзац — обязательно.

Все мы в любви получаем то, что заслуживаем. И наш партнер — всегда наше отражение. Как Крошка Енот пугался того, кто сидит в пруду. Так что не берите палку. А улыбнитесь.

Источники:

http://www.stihi.ru/2012/02/21/11624
http://pikabu.ru/story/omar_khayyam_rubayyat_sopostavlenie_perevodov_6320038
http://zikov.ru/inheritance-and-gift/luchshe-byt-1-chem-s-kem-popalo-ee-ceni-v-nei-cherpai-naslazhdene-ya-pyu—chto.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector