Лин паль – тайны киевской руси. Как правила княгиня Ольга

Лин паль – тайны киевской руси. Как правила княгиня Ольга

Тайны Киевской Руси

Булд жупан теси луге …

В истории каждого народа существуют свои загадки и тайны. Само собой, эти загадки и тайны есть и в истории русских. Может быть, относительно тайн этой истории «повезло» даже больше, чем другим европейским государствам. Во всяком случае, если о происхождении и ранней истории французов или англичан нам известно очень многое, то с историей российской все обстоит немного иначе. Народ, который принято называть русским, выскакивает на мировую арену точно чертик из табакерки: только что его словно бы и не было, и – вот он. До десятого века и речи не идет ни о каких руссах, их не существует ни в западных, ни в восточных исторических документах, и вдруг сведения о руссах начинают появляться в арабских странах, Византии, в западных землях, некогда принадлежавших великому Риму. И с этого времени имя их уже не исчезает и не теряется во тьме веков. Однако никаких собственных исторических записей этот неизвестно откуда возникший этнос не имеет, судя по летописным сводам, вплоть до XI-XII веков – то есть Иоакимовской и Несторовой летописей. Для исследователей прошлого, конечно, такая картина вызывает сплошную головную боль. В целом проверять летописные сведения, часто легендарные, приходится по иноязычным источникам. Там о внутренней истории земли,, получившей имя Русской, данных не слишком много. Этот прискорбный факт и позволяет манипулировать древней историей, как это будет угодно очередному создателю новой теории. Согласно последователям Фоменко, Русь и русские – настоящие хозяева всего земного шара. Они, по мысли академика, основали Египет, были Грецией и Римом, управляли европейскими государствами, а нехорошие некогда порабощенные ими народы, избавившись от русского господства, взяли и переписали историю своего рабства, исключив русских из мирового исторического потока, отправив в ссылку варварства и дикости, а затем под татаро-монгольское иго и на запасной путь цивилизации. Для этого продажные исторические борзописцы «удлинили» историю человечества и сместили события так, чтобы для великих русских там и места не осталось. Почему-то в эту борьбу с собственной священной историей включились и московские государи Романовы, собирая и пожигая древние тексты, разрушая гробницы царей предыдущей династии и убирая с глаз долой или уничтожая фрески, храмы и даже целые города.

На волне пересмотра исторических реалий всплывают и теории, которые пытаются примирить западную и «новую» хронологии. Но все они относят появление русских в такие незапамятные времена, что соседями этого народа могут оказаться не племена Иафетовы, а мамонты и шерстистые носороги. Причем одни «исследователи» делают россов наследниками атлантов или лемурийцев, а другие ведут их род от легендарных асов, а Одина делают великим русским князем А после всплывшего на волне публикаций интереса к наследству Меровингов, то есть в современной нам версии наследства как потомства Иисуса Христа, эти потомки без всякого критического анализа ссылаются в Новгород девятого века по рождеству Христову. И теперь уж бедная Русь может рассматриваться не как нечто чуждое Западу, а как сам Запад, перенесенный на Восток. Спасибо В. Карпецу, теперь-то мы точно знаем, что наши первые князья аки длинноволосые короли франков могли лечить от золотухи и прочих недугов простым наложением рук, нет, даже больше – поднятием указательного пальца вверх по примеру спасителя. А другие «исследователи», с легкой руки Фоменко, к русским с полной убежденностью относят и все народы, оставившие какой-то след в истории, но с предположительной биографией – например, этрусков, доримское население Италии.

Откуда берутся эти замечательные теории? Из ниоткуда. Нет ни доказательств фактических, то есть археологических, ни записей в древних текстах, но почему бы не дать своему народу шанс на альтернативную историю? Ведь если русские – этруски, то великие подвиги римлян – это тоже своего рода достояние русских, научивших латинских варваров азам культуры и государственности! Современные «изобретатели» русского величия сами своих теорий не придумали, они всего лишь разрабатывали набивший оскомину материал девятнадцатого столетия. Именно тогда, в имперском угаре, «расшифровал» этрусские надписи Чертков, подлил шовинистического масла Гриневич и открыл скрытую историю величайшего из народов обрусевший немец.

Егор Классен, который так проникся русским духом, что полностью позабыл о своих тевтонских корнях! Всю жизнь он изучал памятники русской старины и труды современных ему специалистов. А в те времена наибольшее распространение получила норманнская теория происхождения Русского государства На беду норманнскую теорию произвели на свет такие же «русские немцы», как и сам Классен, только на основе летописей они делали вывод не о силе, а о слабости древнего дикого народа, поселившегося на территории Русской равнины. И весь труд Классена – попытка разобраться со своими соплеменниками, отрицавшими гений русского народа, которому незачем было никого призывать на княжение из-за моря – претендентов и так хватало среди славян. К славянам Классен отнес чуть ли не все народы, каким-то образом оказавшиеся с ними в соседстве, попали в славяне и роксолланы с яцигами. Не мудрствуя лукаво, можно просто привести «перевод» и расшифровку Классеном одной из древних надписей на происходящей с Балкан золотой чаше: Булд жупан теси луге; Тоши бу Таул жупан, Тагрогитциги таиси. В переводе Классена текст зазвучал, само собой, по-русски: Был Жупан тише луга; То был Таул-жу-пан, Тагрогицигов укрывший (утаивший).

«Это окончательно убеждает, – делал, вывод Классен, – что яциги были Славяне, ибо и слово жупан принадлежит славянам и соответствует князю или гетману. Сербия разделена была даже на жупы, что соответствует русским уделам; а великий жупан соответствовал великому князю и находился в тех же отношениях к жупанам, как последний к князьям».

Вероятно, для жившего в девятнадцатом веке Классена вывод был и не столь «ненаучным», но для Карпеца из двадцатого столетия – более чем. Впрочем, среди наших современников есть как желающие «додать» русским недостающего величия и «старины», так и желающие отнять у русских кусок их истории. И второй подход к нашей истории вполне понятен, хотя и носит чисто политическую окраску: на самостийной Украйне пишут свою историю, в Беларуси – свою, в Литве и Польше – свою. Тут беда, скажем, не в отсутствии исторических памятников, а беда в политике самого русского государства в период, когда оно было империей и когда оно «выключало» из русской истории какие-то ее части, если это оказывалась вдруг не история московская. Так из нашего исторического описания исчезла киевская часть истории после отхода территории к Литве и Польше, и так же неожиданно киевские земли появляются снова, спустя века, после присоединения Украины к России в 1654 году. В этом плане Русское государство сделало все, чтобы его история оказалась еще более смутной, чем на самом деле: как только земля присоединялась, с этого момента она вплеталась в общую историческую ткань, как только «уходила» – вместе с ней уходила и русская история. На фоне таких государственных фальсификаций вполне очевидно должны были появиться и альтернативные «истории» ушедших земель, где, в свою очередь, выискивались следы особой древности того или иного народа, прежде считавшего себя русским.

Так что по большому счету русская история гораздо больше политика, чем история. И таковое положение вещей, конечно, создавало и создает «тайны», но это не столько научные загадки, сколько политические экивоки. Ведь и исключенный из государственного употребления Киев со всеми своими землями и городами никуда не исчез после отложения от Руси, как он стоял на берегу Днепра, так и продолжал стоять, и люди жили в нем те же самые, что и прежде, но на четыре века они «пропали» из нашей истории. И для очень многих людей эта «пропажа» при изучении школьного курса истории объяснялась просто и очень просто: Киев был разрушен татаро-монголами и больше не воскрес, он был отстроен только после 1654 года! Но на самом деле ничего такого не было и быть не могло. Киев был разрушен, но в скором времени отстроен, только… он не был более частью восточно-русских земель! По мере москвитизации Руси все остальные земли описывались лишь как имеющие к Москве отношение, а события, которые в них происходили, рассматривались лишь с точки зрения приемлемости для Москвы: если земля не жаловала чужих князей, то ее жизнь кремлевских историографов не интересовала, но как только эта же самая земля попадала под московское влияние и включалась в общий поток – ее история становилась достоянием «поточной» истории.

Читать еще:  К чему снится авария на троллейбусе. Ехать в троллейбусе по соннику

Лин Паль – Тайны Киевской Руси

Лин Паль – Тайны Киевской Руси краткое содержание

Тайны Киевской Руси читать онлайн бесплатно

Тайны Киевской Руси

Булд жупан теси луге …

В истории каждого народа существуют свои загадки и тайны. Само собой, эти загадки и тайны есть и в истории русских. Может быть, относительно тайн этой истории «повезло» даже больше, чем другим европейским государствам. Во всяком случае, если о происхождении и ранней истории французов или англичан нам известно очень многое, то с историей российской все обстоит немного иначе. Народ, который принято называть русским, выскакивает на мировую арену точно чертик из табакерки: только что его словно бы и не было, и – вот он. До десятого века и речи не идет ни о каких руссах, их не существует ни в западных, ни в восточных исторических документах, и вдруг сведения о руссах начинают появляться в арабских странах, Византии, в западных землях, некогда принадлежавших великому Риму. И с этого времени имя их уже не исчезает и не теряется во тьме веков. Однако никаких собственных исторических записей этот неизвестно откуда возникший этнос не имеет, судя по летописным сводам, вплоть до XI-XII веков – то есть Иоакимовской и Несторовой летописей. Для исследователей прошлого, конечно, такая картина вызывает сплошную головную боль. В целом проверять летописные сведения, часто легендарные, приходится по иноязычным источникам. Там о внутренней истории земли,, получившей имя Русской, данных не слишком много. Этот прискорбный факт и позволяет манипулировать древней историей, как это будет угодно очередному создателю новой теории. Согласно последователям Фоменко, Русь и русские – настоящие хозяева всего земного шара. Они, по мысли академика, основали Египет, были Грецией и Римом, управляли европейскими государствами, а нехорошие некогда порабощенные ими народы, избавившись от русского господства, взяли и переписали историю своего рабства, исключив русских из мирового исторического потока, отправив в ссылку варварства и дикости, а затем под татаро-монгольское иго и на запасной путь цивилизации. Для этого продажные исторические борзописцы «удлинили» историю человечества и сместили события так, чтобы для великих русских там и места не осталось. Почему-то в эту борьбу с собственной священной историей включились и московские государи Романовы, собирая и пожигая древние тексты, разрушая гробницы царей предыдущей династии и убирая с глаз долой или уничтожая фрески, храмы и даже целые города.

На волне пересмотра исторических реалий всплывают и теории, которые пытаются примирить западную и «новую» хронологии. Но все они относят появление русских в такие незапамятные времена, что соседями этого народа могут оказаться не племена Иафетовы, а мамонты и шерстистые носороги. Причем одни «исследователи» делают россов наследниками атлантов или лемурийцев, а другие ведут их род от легендарных асов, а Одина делают великим русским князем А после всплывшего на волне публикаций интереса к наследству Меровингов, то есть в современной нам версии наследства как потомства Иисуса Христа, эти потомки без всякого критического анализа ссылаются в Новгород девятого века по рождеству Христову. И теперь уж бедная Русь может рассматриваться не как нечто чуждое Западу, а как сам Запад, перенесенный на Восток. Спасибо В. Карпецу, теперь-то мы точно знаем, что наши первые князья аки длинноволосые короли франков могли лечить от золотухи и прочих недугов простым наложением рук, нет, даже больше – поднятием указательного пальца вверх по примеру спасителя. А другие «исследователи», с легкой руки Фоменко, к русским с полной убежденностью относят и все народы, оставившие какой-то след в истории, но с предположительной биографией – например, этрусков, доримское население Италии.

Откуда берутся эти замечательные теории? Из ниоткуда. Нет ни доказательств фактических, то есть археологических, ни записей в древних текстах, но почему бы не дать своему народу шанс на альтернативную историю? Ведь если русские – этруски, то великие подвиги римлян – это тоже своего рода достояние русских, научивших латинских варваров азам культуры и государственности! Современные «изобретатели» русского величия сами своих теорий не придумали, они всего лишь разрабатывали набивший оскомину материал девятнадцатого столетия. Именно тогда, в имперском угаре, «расшифровал» этрусские надписи Чертков, подлил шовинистического масла Гриневич и открыл скрытую историю величайшего из народов обрусевший немец.

Егор Классен, который так проникся русским духом, что полностью позабыл о своих тевтонских корнях! Всю жизнь он изучал памятники русской старины и труды современных ему специалистов. А в те времена наибольшее распространение получила норманнская теория происхождения Русского государства На беду норманнскую теорию произвели на свет такие же «русские немцы», как и сам Классен, только на основе летописей они делали вывод не о силе, а о слабости древнего дикого народа, поселившегося на территории Русской равнины. И весь труд Классена – попытка разобраться со своими соплеменниками, отрицавшими гений русского народа, которому незачем было никого призывать на княжение из-за моря – претендентов и так хватало среди славян. К славянам Классен отнес чуть ли не все народы, каким-то образом оказавшиеся с ними в соседстве, попали в славяне и роксолланы с яцигами. Не мудрствуя лукаво, можно просто привести «перевод» и расшифровку Классеном одной из древних надписей на происходящей с Балкан золотой чаше: Булд жупан теси луге; Тоши бу Таул жупан, Тагрогитциги таиси. В переводе Классена текст зазвучал, само собой, по-русски: Был Жупан тише луга; То был Таул-жу-пан, Тагрогицигов укрывший (утаивший).

«Это окончательно убеждает, – делал, вывод Классен, – что яциги были Славяне, ибо и слово жупан принадлежит славянам и соответствует князю или гетману. Сербия разделена была даже на жупы, что соответствует русским уделам; а великий жупан соответствовал великому князю и находился в тех же отношениях к жупанам, как последний к князьям».

Вероятно, для жившего в девятнадцатом веке Классена вывод был и не столь «ненаучным», но для Карпеца из двадцатого столетия – более чем. Впрочем, среди наших современников есть как желающие «додать» русским недостающего величия и «старины», так и желающие отнять у русских кусок их истории. И второй подход к нашей истории вполне понятен, хотя и носит чисто политическую окраску: на самостийной Украйне пишут свою историю, в Беларуси – свою, в Литве и Польше – свою. Тут беда, скажем, не в отсутствии исторических памятников, а беда в политике самого русского государства в период, когда оно было империей и когда оно «выключало» из русской истории какие-то ее части, если это оказывалась вдруг не история московская. Так из нашего исторического описания исчезла киевская часть истории после отхода территории к Литве и Польше, и так же неожиданно киевские земли появляются снова, спустя века, после присоединения Украины к России в 1654 году. В этом плане Русское государство сделало все, чтобы его история оказалась еще более смутной, чем на самом деле: как только земля присоединялась, с этого момента она вплеталась в общую историческую ткань, как только «уходила» – вместе с ней уходила и русская история. На фоне таких государственных фальсификаций вполне очевидно должны были появиться и альтернативные «истории» ушедших земель, где, в свою очередь, выискивались следы особой древности того или иного народа, прежде считавшего себя русским.

Читать еще:  Бизнес гороскоп близнецы на август.

Так что по большому счету русская история гораздо больше политика, чем история. И таковое положение вещей, конечно, создавало и создает «тайны», но это не столько научные загадки, сколько политические экивоки. Ведь и исключенный из государственного употребления Киев со всеми своими землями и городами никуда не исчез после отложения от Руси, как он стоял на берегу Днепра, так и продолжал стоять, и люди жили в нем те же самые, что и прежде, но на четыре века они «пропали» из нашей истории. И для очень многих людей эта «пропажа» при изучении школьного курса истории объяснялась просто и очень просто: Киев был разрушен татаро-монголами и больше не воскрес, он был отстроен только после 1654 года! Но на самом деле ничего такого не было и быть не могло. Киев был разрушен, но в скором времени отстроен, только… он не был более частью восточно-русских земель! По мере москвитизации Руси все остальные земли описывались лишь как имеющие к Москве отношение, а события, которые в них происходили, рассматривались лишь с точки зрения приемлемости для Москвы: если земля не жаловала чужих князей, то ее жизнь кремлевских историографов не интересовала, но как только эта же самая земля попадала под московское влияние и включалась в общий поток – ее история становилась достоянием «поточной» истории.

Как правила княгиня Ольга. Выдержки из ПВЛ

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд — отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».

И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе.
Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор — был там
каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: «Гости добрые пришли».

И ответили древляне: «Пришли, княгиня».

И сказала им Ольга: «Так говорите же, зачем пришли сюда?».

Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: „Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, —
пойди замуж за князя нашero за Мала»».

Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: «Любезна мне честь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; „щне же идите
к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье.

Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града. На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье».

И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», — и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор
к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти».

И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней.

Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне».

И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его.

Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой?». Она же ответила: «Идут за мною с
дружиною мужа моего».

И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000.

А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

Начало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454 (946).

Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд
и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».

И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и гласились на дань и уже возделывают свои нивы
и уди; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь «мереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего»

  • Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своему мужу. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».
Читать еще:  Любовный гороскоп телец ноябрь от глобы. Гороскоп работы и денег

Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости».

Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город».

Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы.

И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань. И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным.

И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

Год 6455 (947)

Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

Год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: « Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».

И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна в женах русских, так как возлюбила свет и оставила. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».

И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь».

И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его».

И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев.

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят».

Ольга часто говорила: « Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает — в беду впадет, Святослав же притом гневался на мать.

В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве.

В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага:

  • из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды,
  • из Чехии и из Венгрии серебро и кони,
  • из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Отвечала ему Ольга: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле

Повесть временных лет. С. 40 – 45, 46, 46 – 47,48, 49 – 50.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=197653&p=20
http://nice-books.ru/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/istorija/188810-lin-pal-tainy-kievskoi-rusi.html
http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/kak-pravila-knyaginya-olga-vyderzhki-iz-pvl.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: