Ли аристотель. Появление в Афинах

Возникновение Афинского государства

Государство в Афинах

Во время завоевания дорийцами юга Балкан Аттическая область (Аттика означала «прибрежная страна») была оккупирована четырьмя греческими ионическими племенами. Об их общественном строе можно судить по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея» и потому данный период в греческой истории называется «гомеровским» (ХI-IХ в. до н. э.). Общество состояло из 30 родов (гене), в каждый из которых входило по 30 семей. Роды объединялись во фратрии («братство»), а последние – в филы (племена). По фратриям проходили народные собрания (агора), где выбирался царь (базилевс) с военными, жреческими и судебными функциями. Постоянным органом власти в гомеровскую эпоху был совет старейшин (булэ).

Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного строя у четырех племен, населявших эту область. Его возникновение связывают с реформами трех человек.

Первая была произведена царем Тесеем (Тезеем), который осуществил синойкизм («совместно живу», «заселяю»), объединив 12 отдельных, обособленных родовых общин в одно целое с центром Афины (в честь богини войны и победы Афины Паллады). Таким образом возникает город Афины. Древнегреческий историк Фукидид пишет: «С той поры и поныне афиняне совершают в честь богини (Афины) всенародное празднество синойкии (объединения)».

Учреждается центральное управление. Тесею приписывают также разделение населения на эвпатридов, или благородных, геоморов – землевладельцев и демиургов – ремесленников.

В VII в. до н. э. власть базилевса по неизвестным причинам упраздняется, и вместо него появляется выборный орган власти из 9 человек – архонты («начальник», «правитель»). В том же столетии возникает еще один орган публичной власти – ареопаг (от холма бога войны Ареса, на котором они заседали), состоящий из действующих и всех бывших архонтов. Позднее учреждаются территориальные округа – наукрарии, каждый из которых обязан был снаряжать один корабль для флота.

Эвпатриды постепенно сосредоточили в своих руках лучшие земли. Свободные крестьяне стали попадать в зависимость и получили название пелаты или шестидольники, обязанные 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Возникает долговое рабство. Аристотель писал: «Бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети их, и жены».

Народ восстал (по словам Аристотеля, произошла «великая смута») против благородных. На политическую арену выдвигается Солон, который в 594 г. выбирается архонтом с чрезвычайными полномочиями айсимнета («правитель»). В Греции эта должность считалась посреднической и избиралась народным собранием для улаживания социальных споров и конфликтов, с наделением неограниченными полномочиями, изданием законов и проведением реформ государственного переустройства.

Выбор был неслучайным: враждовавшие стороны одинаково видели в нем возможного защитника своих интересов и подходящего кандидата для составления законов. Его реформы начались с сисахфии («сбрасывание бремени») – отмены долгового рабства, государственных и частных долгов. Отныне афинянин не должен был за долги обращаться в рабство. Те же, кто был продан уже в рабство, выкупались за счет казны.

Потом Солон разделил афинян на 4 разряда по имущественному цензу, в основу которого положил медимн (52 литра сыпучих и текучих тел). Первый разряд составили граждане, имеющие доход в 500 медимнов (пентакосиммедимны), второй – в 300 медимнов (всадники), третий – в 200 медимнов (зевгиды). Все другие зачислялись в разряд фетов.

Афиняне, принадлежавшие к первым двум классам, наделялись полными активными и пассивными политическими правами: могли избирать и быть избранными в любой из органов Афинского государства. Представители третьего класса оказались ограничены в своих пассивных правах – они не могли избираться в архонты и быть членами ареопага. Феты располагали только активными правами, т. е. могли избирать, но не быть избранными. Кроме того, «пятисотники» во время войны за свой счет выполняли всякого рода поставки, представители второго класса – служили в коннице, а третьего – в тяжеловооруженной пехоте (гоплиты). Феты же были легковооруженными (гимнеты), а также служили во флоте.

Солон создал новый орган власти – Совет 400, ежегодно избиравшийся от каждого из 4 племен. Он учредил также суд присяжных – гелиэю, в который были допущены и феты. Солон сохранил деление общества на племена, а также должности архонтов и ареопага.

Солон предусмотрел ряд мер, направленных к поощрению хозяйственной деятельности афинян, сохранив старый закон против праздности, поощрял занятия ремеслом. Он запретил вывоз хлеба из Аттики. В интересах развития торговли реформатор освободил Афины от торгового влияния Эгины и с этой целью провел денежную реформу, введя вместо эгинской монеты эвбейскую, и установил новую систему мер и весов. Законы Солона были записаны на 16 кирбах – выбеленных вращающихся деревянных досках.

Навкрарии, видимо, становятся при Солоне главными финансовыми органами, принимая различные взносы и производя все текущие расходы.

Читать еще:  Конфликт патриарха никона и царя алексея михайловича.

Реформы Солона не решили для крестьян главного вопроса – земельного. Четыре года после реформы афиняне жили спокойно, но на пятый – смута достигла большой силы, которая продолжала разрастаться и в последующие годы. В 560 г. до н. э. устанавливается тирания Писистрата, стяжавшего себе популярность военными доблестями.

В 509 г. до н. э. происходит восстание против тирании. Власть переходит к Клисфену, который в 508-507 г. избирается архонтом и проводит третью реформу. Его цель была двоякая: с одной стороны, окончательно подорвать значение родов и родовых объединений и для этого «перемешать» население; с другой – поднять роль и значение
городского населения в политической жизни.

Для достижения первой цели Клисфен заменил прежнее родоплеменное деление на 10 территориальных единиц, сохранив за ними племенное название филы. Потому год в Афинах стал делиться на десять периодов по 35-36 дней (пританий). Каждая территория именовалась по имени мифических героев Аттики. Филы подразделялись на три трети (тритии) – городская, внутренняя и прибрежная, и не составляли одной территории, но находились под одним руководством. Тритии делились на демы во главе с выборным старостой (демархом).

Отныне все граждане должны были вноситься в списки по месту рождения и обозначаться не по своему роду, а по деме, которых насчитывалось 100 (по 10 на филу). В дальнейшем число их достигает до 174. Мелкие селения соединялись в один дем, а в Афинах было несколько демов.

Совет 400 заменяется Советом 500 (по 50 человек от каждой территориальной филы). С целью устранения опасности установления новой тирании, Клисфен ввел «защитительный» институт остракизма («черепок» или «суд черепками»). В начале каждого года перед народным собранием ставился вопрос, нужно ли в данном году прибегнуть к остракизму. В случае утвердительного ответа, в восьмой притании производилось голосование черепками, на которых участники (не менее 6 000 человек) народного собрания писали имя человека, который, по их мнению, приобрел влияние и становился опасным для демократии. Такого гражданина изгоняли из страны на 10 лет без конфискации имущества.

В результате этих трех реформ в Афинах возникло государство с демократической системой правления. Демократия (от демос – народ и кратия – власть) – правление демоса. Данное понятие ввел Аристотель.

В первой половине V в. до н. э. Афинское государство вместе с другими греческими полисами боролось против завоевания персами. Афины возглавили эту борьбу и впоследствии стали активно вмешиваться и во внутренние дела греческих государств. Пятидесятилетие после персидской войны (479-431 г. до н. э.) считается «золотым веком» для Афин. Важнейшим последствием войны стала демократизация Афинского государства. Были проведены реформы Эфиальта и Перикла.

Эфиальт отнял право ареопага накладывать вето на постановления народного собрания, передав это гелиэе. Контрольные же функции ареопага над должностными лицами и надзор за исполнением законов были переданы Совету 500, народному собранию и гелиэе. Судебные функции ареопага также сократились. За ним остались лишь религиозные дела и обвинение в убийстве.

При Перикле вводится плата за исполнение должностей, что дало возможность малоимущим афинянам занимать государственные должности. Роль Совета 500 и гелиэи повысилась. Народные собрания стали собираться чаще, а круг рассматриваемых ими дел расширился.

После Хремонидовой войны (267-261 г. до н. э.) Македония завоевывает Афины, а в 27 г. до н. э. Рим покоряет Грецию и превращает ее в свою провинцию Ахайю.

Афинская полития (Аристотель)

«Афи́нская полити́я» (др.-греч. Ἀθηναίων πολιτεία ) — трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так называемых «Политий», содержавшего в себе историю и описание строя не менее 158 государств, греческих и «варварских». Является одним из двух сохранившихся от древности трактатов с этим названием (помимо «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта).

Содержание

Обнаружение текстов и проблема авторства

В древности и в начале нашей эры на эти «Политии» часто ссылались, в особенности лексикографы — Гарпократион, Поллукс и др.; затем — по-видимому, между VI и IX в. — они были утрачены и до конца XIX в. были известны лишь по ссылкам и фрагментам, которые не раз собирались и издавались (наиболее полное издание их дал Rose, в «Bibliotheca Teubneriana», 1886 и в V т. «Aristot. Opera», изд. Берл. акад. наук).

В 1880 г. были опубликованы их новые отрывки, именно из «Афинской политии», оказавшиеся на берлинском папирусе (163), приобретенном в Фаюме.

В 1890 г. среди коллекции папирусов Британского музея, приобретенной в Египте (как и где именно — об этом англичане умалчивают) найден почти полный текст «Афинской политии». В январе 1891 г. он был впервые издан Фредериком Кенионом (англ.), который в то время работал ассистентом в отделении рукописей в Британском музее.

Текст написан на оборотной стороне папируса, на лицевой стороне которого находится счет прихода и расхода какого-то управляющего, помеченный 11-м годом царствования Веспасиана, то есть 78—79 г.н. э. Начало трактата утрачено (текст начинается с обрывка фразы, касающейся килоновой смуты); нет ни заглавия, ни имени автора; но из совпадения большей части ранее известных фрагментов «Политии» с опубликованным Кенионом текстом видно, что этот текст — «Афинская полития». Из имеющихся в тексте указаний можно заключить, что она составлена между 329/328 и 325/324 или 324/323 гг. д.н. э. О том, что эта «Полития», как и другие — произведение Аристотеля, свидетельствует общая традиция древности, начиная с поколения, непосредственно следовавшего за Аристотелем, и до византийских времён.

Читать еще:  Виолетта православное имя или нет. Происхождение и характер имени виолетта

Сомнения, высказанные относительно авторства Аристотеля, не выдерживают критики. Некоторые черты, на которые указывали скептики, находят себе так или иначе объяснение и не исключают авторства Аристотеля. Принимая последнее, необходимо, однако, допустить и некоторую долю участия учеников Аристотеля в составлении такого обширного труда, как «Политии»; это участие могло выразиться преимущественно в сборе материала.

Содержание

По своему содержанию «Афинская полития» Аристотеля делится на две части — историческую и систематическую. Первая содержит историю афинского государственного строя до конца V в. и кончая восстановлением демократии в 403 г. (гл. 1—41), вторая — описание самого строя, каким он был во время Аристотеля, в IV в. Таким образом, «Полития» является тем произведением древности, в котором впервые обнаруживается связная история и связное описание афинского государственного строя; она раскрывает постепенное, органическое его развитие.

По «Политии», падение монархии и переход к аристократии совершается медленно, с необыкновенной последовательностью: архонт, первоначально менее важное лицо, занимавшее третье место, постепенно возвышается до положения первенствующего, становится выше не только полемарха, но и самого басилевса, советником и помощником которого он, может быть, первоначально был, а басилевс из монарха превращается во второстепенное лицо, во второго архонта, заведующего преимущественно делами культа. Формальной отмены царской власти тут нет: это — эволюция, а не революция.

Затем постепенно демократия занимает место аристократии. Многое из того, что приписывалось Солону и считалось нововведением, по «Политии» оказывается существовавшим и до него. Тиран Писистрат во многом является продолжателем и даже завершителем дела Солона, а в истории внешнего могущества Афин — предшественником вождей демократии V в.

Клисфенова реформа является дальнейшим развитием принципов, которые в зачатке существовали и раньше. Постепенно совершается демократизация Афин после Клисфена; в последующем строе Афин сохраняются пережитки старого, как, например, двойной жребий и т. п.; постепенно открывается доступ к должностям для низших классов. Сам Перикл оказывается вовсе не таким новатором, каким его иногда изображали (например, М. Дункер (англ.)).

В целом, «Полития» ясно показывает, что афинская демократия была чисто народным созданием, а не результатом честолюбия и интриг отдельных личностей. В этом раскрытии постепенности, органичности развития афинского строя состоит общее значение открытого памятника.

Кроме того, «Афинская полития» дала ряд новых фактов и пролила свет на многие вопросы, особенно в первой, исторической части (вторая часть содержит меньше нового, так как самое существенное было известно и раньше, благодаря цитатам лексикографов и других писателей древности). Таковы сообщения относительно падения царской власти в Афинах и возникновении архонтата, о смутах после Солона, о жребии, о роли совета, о нововведениях середины V века, об олигархических проектах 411 г., о соглашении демократов и сторонников Тридцати в 403 г. и т. д.

«Полития» решила спор о солоновой сисахфии и ее сущности; выяснила принцип, который лег в основание клисфенова деления на филы, триттии и демы, роль этих триттий; дала ряд хронологических дат, в том числе и дату эфиальтовой реформы ареопага. Многие моменты и подробности в истории афинской демократии она представила нам в новом виде. С её открытием многие гипотезы рушились; другие получили неожиданное подтверждение.

Правда, не все сообщения «Политии» внушают доверие; например, одно из самых интересных ее свидетельств — о драконовских законах — одни считают весьма важным, а другие — нелепостью, явным анахронизмом. Последние указывают на сходство этих законов с олигархическими проектами 411 г., причем, ввиду некоторого противоречия с остальным текстом трактата, высказывались даже предположения, что эта глава вставлена в текст «Политии» позже, самим Аристотелем (Виламовиц, В. А. Шеффер) или даже интерполятором (Т. Рейнах (англ.), В. П. Бузескул).

Влиянию Аристида, которого «Полития» выставляет вождем чистой демократии, «положившим начало тому, что Эфиальт довершил», неправильно приписывается массовое переселение граждан в город и начало содержания их на счет государства: одно лицо выставлено здесь виновником сложного процесса, и ко времени Аристида отнесено то, что характеризует периклову и последующие эпохи. Пикантный анекдот о роли Фемистокла в деле реформы ареопага (глава 25) совершенно противоречит остальным свидетельствам и хронологии.

Во многих случаях в основе сообщений «Политии» лежит источник более или менее тенденциозный и враждебный демократии, хотя в общем взгляды Аристотеля и здесь умеренны и напоминают его взгляды в «Политике». Он относится с большим сочувствием к Солону, хорошо отзывается о Писистрате (как покровителе сельского класса), враждебен, однако, Аристиду (как вождю чистой демократии), очень холоден к Периклу; лучшими политическими деятелями «после древних» называет Никия, Фукидида (Алопекского) и даже Ферамена, которого защищает от упреков в ниспровержении всех форм правления. Вообще он относится сочувственно к вождям аристократической партии, не будучи, однако, сторонником крайней олигархии; его симпатии на стороне середины.

Читать еще:  Во сне незамужняя увидела себя в свадебном платье: толкование. Свадебное платье

В «Политии» встречаются иногда излишние, мелкие подробности и отсутствуют более важные сведения. Несмотря на все это, с её открытием изучение внутренней истории Афин вступило в новый фазис; историю афинской демократии пришлось во многом переделывать, некоторые научные труды по этой тематике, вышедшие в свет до 1891 г., сразу оказались устаревшими.

335 г. до н.э. Аристотель основал философский Ликей в Афинах

Блестящий философ, ученик Платона, учитель сына покорителя Греции Филиппа II Македонского, сам македонец по происхождению Аристотель основал в центре античной учености Афинах свою собственную школу — Ликей .

Македония находилась на подъеме своего могущества в греческих землях после победы над Афинами и Фивами у Херонее в 338 г. до н. э. Поэтому неудивительно, что обласканный при македонском дворе философ получил возможность открыть в побежденных Афинах школу, в которой он преподавал свое философское учение. А с ослаблением Македонии он был вынужден покинуть Афины.

Во время обучения ученики прогуливались с учителем, поэтому их называли перипатетиками (прогуливающимися).

Бог — первопричина всего. Философ рассматривает мир в единой динамике вещей, связанных между собой причинно следственными связями. Если этот процесс целостный и взаимосвязанный, то можно найти первую причину всего, которой и является самообусловленный Бог. У Бога нет своей начальной причины, но Он дает начало и причину всему сущему. Он является умом, который мыслит самого себя, неподвижным первоначалом всего.

Бытие и познание

Бытие есть материя, которая имеет форму. Бесформенная материя — это небытие. Ощущениями мы познаем предметы, но их сущность мы познаем умом через понятия, которые позволяют выявить единую сущность изменчивых предметов. Философ ввел понятие категории. Все предметы мира можно разделить на категории, которые объединяют предметы с одинаковыми свойствами.

Небытия не существует. Вместо небытия Аристотель говорит о бытии (сущем) в возможности (в потенциале), которое может стать бытием в действительности.

Душа и человек

Душа неотделима от тела и является силой, которая направлена на достижение цели (Блага). Человек ощущает и размышляет именно душой. Душа в основе своей структуры имеет добродетель, которую человек достигает волевым сознательным усилием. Человек сам формирует свою душу. Аристотель вторит Платону, описывая три силы души: разумная, страстная и желающая.

Мыслитель выделяет два вида добродетели. Нравственная добродетель — это середина между переизбытком качества и отсутствием его. Например, нравственными добродетелями являются мужество, справедливость и умеренность. Этот вид добродетели приобретается выработкой привычек под действием нравов. Другой вид — умственная добродетель. Она приобретается в результате обучения.

Цель (сущность) пошлого человека — удовольствие. Более достойные стремятся к почету. Самой высокой целью является созерцание, т.к. оно не зависит ни от чего, кроме самого человека. Однако, Аристотелю чуждо бездеятельное созерцание, как ахимса у индусов. Счастливый человек — это добродетельный человек (совершающий благие поступки). Бездеятельный человек не может быть счастлив. Добродетель это некая золотая середина между крайностями. Между трусом и бесшабашным удальцом есть добродетельный человек, у которого осторожность и смелость находятся в правильном балансе. Но истинно счастливый человек не нуждается ни в чем, кроме созерцания. В этом Аристотель вторит учениям Индии (буддизм, йога и другие) и Китая (даосизм).

Жизнь человека есть череда ситуаций, в которых он делает правильный или неправильный выбор. Человек, который имеет только мнение о добродетели, может выбрать плохое действие. Человек, делающий правильный выбор, именно знает добродетель, т.к. ее практикует. Таким образом, философ описывает то, что потом в христианстве получит название целомудрия как единства знания, выражаемого мнения и действия. Если упрощенно, то целомудренный человек говорит, что думает, а делает то, что говорит.

Государство

Государство естественная форма жизни общества. Люди объединяются в государства для счастливой жизни. Основой стабильности государства является большинство граждан, которые обладают средним достатком. Правители должны руководствоваться общим благом, тогда любая форма правления будет хорошей (монархия, аристократия, полития). Если правители преследуют свои частные цели не стремясь к общему благу, то любая форма правления будет плохой (тирания, олигархия, демократия). Наилучшая форма правления — полития, при которой большинство правит в общих интересах. Наибольшей частью общества в политии являются граждане со средним достатком.

Благо общества важнее блага индивида.

Разделение наук

Знание делится на деятельное, творческое и теоретическое. Деятельным практическим знанием являются этика, политика и экономика. Творческим знанием является поэтика. Теоретические науки созерцания делятся на физику, математику и теологию. Теология — это первая философия, наука о божественном.

Географические координаты: 38,23.717
Год: 335 г. до н.э.
Возраст субъекта: 49
Место: Афины
Путь: Эгейское море
Субъект: Аристотель
Страна: Греция

Источники:

http://studopedia.ru/1_67541_vozniknovenie-afinskogo-gosudarstva.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1736090
http://historiosophy.ru/335-g-do-n-e-aristotel-osnoval-filosofskij-likej-v-afinax/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: