Лекция введение в философию предмет философии. Нравственные ценности

Лекция 1. Введение в философию

Место и роль философии в культуре.

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

Структура философского знания.

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Место и роль философии в культуре.

Каждый из нас слово «философия» так или иначе увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.

Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного. Культура – мера человеческого в человеке.

Что касается «философии», то ее, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем. К сожалению, иногда ее упрекают в бесполезности: «бросай философствовать, говори о деле», «философия все это, чушь…», «да не нужна мне эта философия, как пятая нога собаке». Слово «философия» производно от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», но, пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл. Иногда под философией понимают отношение к определенной деятельности, когда мы говорим: «Мне не нравится твоя философия жизни» или «У него своя философия бизнеса» и т.д. Слово «философия» используется всякий раз, когда хотим выразить что-то долгосрочное, вечное, глубокое, сложное, серьезное. Таковы сочетания «философия политики», «философия образования», «философия науки», «философия воспитания» и т.п. Порой советуют относиться к чему-либо «философски», не руководствуясь сиюминутными настроениями и соображениями.

Словом, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия», «философский» в обыденной речи, мы ощущаем, что они связаны с каким-то видом чрезвычайно сложной духовной (умственной) деятельности далекой от реальной материальной жизни и практической пользы. Как бы предвидя такую участь философии, великий древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что от философии не нужно ждать сиюминутной практической отдачи. По своей сути философия связана не с решением частных прикладных, то есть тактических задач, а со стратегией человеческой жизни, со свободой человека. Философия – удел свободного человека. Кстати, зарождение философии связано с разделением общества на богатых и бедных и с отделением умственного труда от физического, когда появились люди, свободные от тягот и лишений повседневной жизни и занимающиеся преимущественно умственным трудом. Когда за нас думают, за нас решают, о нас заботятся, философия не нужна. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии. Другой его стороной является способность к абстрактному мышлению, умение оперировать воображаемыми объектами, то есть вырабатывать «мысли о мыслях». Это процесс называют рефлексирова-нием, а по-простому, философствованием. Почти каждый человек в душе своей «немножко философ», иногда сам того не понимая.

Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант относил философию к естественным склонностям души. Действительно, каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина? возможно ли бессмертие? быть или не быть? и т.п. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться? Человек так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли эти ответы можно назвать философскими? Наука акцентирует внимание на вопросы: что? где? когда? почему?, а философия – главным образом, на другие вопросы: зачем? во имя чего? с какой целью? Характер этих вопросов позволяет «философствовать» везде и всюду, в том числе в курилках и на кухне. В отличие от «философствования на кухне» собственно философия требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления.

Таким образом, философия дистанцируется как от науки, так и от философствования на обыденном уровне. Действительно, в предмет науки не входят «запредельные проблемы», а обыденное философствование не привлекает рациональные формы в виде теорий, понятий, концепций и учений.

Вот почему Мераб Константинович Мамардашвили утверждал, что философию нельзя выучить как физику или химию. Философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, выстраданы личным опытом на пути личных, собственных исканий истины. Философские идеи не передаются сугубо «книжным» путем из «головы в головы». Они воспринимаются не только «головой», то есть разумом, но и «сердцем», то есть чувствами.

Читать еще:  К чему снится что брат падает. К чему снится Брат? К чему снится родной брат или двоюродный

Этой особенностью определяется место философии в культуре. В самом общем виде можно выделить два основания культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами – философия рефлексирует над основаниями культуры. При всем разнообразии подходов к пониманию философии, никто не оспаривает тот факт, что философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Именно благодаря этой особенности философия была определена великим немецким философом Гегелем как «квинтэссенция самосознания исторической эпохи» или «эпоха, схваченная в мыслях». Философия передает знания и ценности грядущему поколению в специфической рациональной, то есть в мысленной форме, вырабатывая «мысли о мыслях». Перед философией калейдоскопичный, мозаичный мир предстает в опосредованном мыслями виде. Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.

Философия связана с жизнью, ибо черпает свои проблемы из них. Однако между философией и жизнью так или иначе располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия. Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

Философия – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей. Чтобы понять, как это она делает, нужно изучить другие формы реализации выделенных функций, а также типы самоопределения философии.

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

А.С. Балакшин, А.А. Владимиров

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ФИЛОСОФИИ

Учебно-методическое пособие
для студентов всех специальностей технического вуза

Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ

Балакшин А.С., Владимиров А.А.

Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А.С. Балакшин, А.А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. – 136 с.

Рецензент: доктор философских наук, профессор Л.А. Зеленов

Материал основного курса философии представлен в виде краткого курса лекций, который тем не менее охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственным образовательным стандартом. В учебно-методическое пособие включены именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки понимания и глубины усвоения курса. Философские проблемы анализируются в тесной связи с религией, правовым сознанием, другими формами духовно-ценностного освоения действительности. Данное учебное пособие поможет на основе знаний историко-философского материала выработать собственную философскую позицию, самостоятельно разбираться в сложных жизненно важных проблемах.

Краткий курс лекций адресован студентам технических вузов и всем интересующимся проблемами философии.

© ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006

ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Лекция 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

Все явственнее просматриваются контуры XXI века. Несомненно, он будет непохожим на век уходящий – в жизни мирового сообщества и России. Понадобятся новые принципы миропонимания и новое видение вечных философских вопросов. Главным, определяющим фактором во всех созидательных переменах современного общества станут жизненные ценности человека, его мировоззрение, философия.

В силу сложности многогранности своего предмета философия исторически развивалась плюралистически, т. е. вырабатывала различные, подчас противоречивые, представления о самой себе и мире. Можно выделить несколько альтернативных определений философии. 1) Философия – это учение о людях, о должном, об идеале, о ценностях или смыслах (Платон, платонизм, неокантианство, Гуссерль). Философия – это учение обо всем существующем, а не только духовной сфере (французские материалисты, Гегель, Фейербах). 2) Философия – это учение о бытии как таковом, в первую очередь, человеческом бытии (древнеиндийские и древнекитайские школы философии, средневековая философия, неотомизм, персонализм, экзистенциализм). Философия есть учение о познании или нравственности, или счастья, или человека вообще (Юм, Кант, позитивизм, древнегреческие и древнекитайские школы, мусульманская философия, антропологическая философия). 3) Философия есть наука или должна быть наукой (Аристотель, Декарт, Фихте, Гегель). Философия есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (марксизм, диалектический материализм). Философия не есть наука, не должна и не может быть ею (иррационализм, интуитивизм, экзистенциализм, К. Поппер). 4) Философия есть специфическое мировоззрение. Философия не есть мировоззрение, а особая интеллектуальная деятельность, связанная с анализом языка, в частности, языка науки, культуры (неопозитивизм, лингвистическая философия, структурализм, герменевтика).

Обилие противоречивых определений философии породило распространенное мнение, что философы не знают, что представляет собой философия и зачем она нужна. Но на самом деле, это не так. Философия, исторически развиваясь, переходила от одного определения к другому, повергая отрицанию или обогащая свое прежнее содержание. Различные понимания философии отражают лишь различные аспекты, уровни постижения реальности, бытия, ступени развития самой философии, самопознания человечества и самого человека. Но во всем многообразии философских направлений и учений просматриваются контуры единой, универсальной философии, опирающейся на все истинное в различных концепциях (материалистических, идеалистических и др.).

Философия возникла одновременно в трех культурах – древнекитайской, древнеиндийской и древнегреческой в VII – VI вв. до н.э. Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» («филео» – люблю, «софия» – мудрость). Уже тогда прозвучали рационально поставленные философские вопросы об устройстве Космоса, общества, о бытии человека, о добре и зле, о человеческом счастье и т. д. Главными предпосылками возникновения философии явились потребности и способности общества и индивида к общему, целостному и рациональному осмыслению действительности, потребности обнаружить, установить общие принципы отношений между человеком и миром, человеком и человеком, сознанием и самосознанием. Философия родилась из человеческого стремления осмыслить «предельные» основания бытия вещей и процессов, единство и противоположности природы и общества, мира и человека. Философия – это высшая форма осознанного отношения человека к природе, обществу, культуре и самому себе, пришедшая на смену таким ограниченным формам мировосприятия как миф, религия, наука или идеология. Философия – полное выявление свободного самосознания человека, это мыслящее, теоретическое мировоззрение.

Философией движет не просто любовь к знанию, а неукротимое стремление к истине как адекватному постижению мира и смыслу как выявлению целостного значения вещи, явления, того или иного содержания в системе бытия. Философия ориентирована на целостное познание и понимание мира. Она охватывает все знания о вещах, подводит итоги развития человеческого опыта, культуры и самого человека. Только на основе синтеза, интеграции знаний о реальности можно безошибочно решать мировоззренческие проблемы, верно ориентировать человека в сложностях бытия природы и общества, человеческого познания.

На вопрос «что такое философия» можно ответить следующим образом. Философия это совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире.

С тех пор, как существует культура, человек обладает мировоззрением, т. е. совокупностью взглядов на мир определенным осознанием своего места в мире, своего отношения к миру и мира к нему. В мировоззрении наиболее полно проявляется потребность человека в осмыслении действительности, в истолковании всех явлений на основе целостной картины мира. Уточняя понимание философии как мировоззрения, необходимо выделить два уровня мировоззрения. Первый уровень – образно-представленческий, символический. К нему относятся мифология, религия и нерелигиозные: идеологические, художественные, практические формы познания. Второй уровень – понятийно-категориальный, логико-рациональный, рефлексивный. Философия есть мировоззрение второго, опосредованного уровня. Философия формируется и функционирует в ходе непрекращающегося взаимодействия с мировоззрением первого уровня. Надо понимать коренное отличие философии от мифологии и религии. Последние принимают положения об источнике и структуре мира, о связях с Целым на веру, тогда как философия стремится решить эти мировоззренческие вопросы посредством разума, т. е. мышления, основанного на понятиях и доказательствах.

Читать еще:  Сонник вылупление. К чему снятся Птенцы? Ассирийский сонник К чему снится Гнездо по соннику

Философия –не просто знание (пусть и разнообразное), а понимание действительности, выходящее за рамки научного, идеологического и других подходов. Философия появляется и существует не как частная, конкретная наука, наподобие физики, химии, биологии, истории и др., а как метанаука. Конкретные науки, стремясь познать явления природы и общества, ограничены определенным конечным содержанием, его данностью. Они добывают объективные знания о частях, «кусочках» реальности. Философия не ограничивается знанием частей, а пробивает дорогу к Целому. Ее отличает от конкретных наук высокая степень обобщенности и концентрации знаний о действительности.

Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира; антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития; социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе. Согласно другим подходам в структуре философии выделяют такие разделы как: философия языка, философия культуры, философия творчества, философия научного разума, философия религии, философия науки, философия права, политическая философия и др.

Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии:

онтологическая функция – формирование у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении;

гносеологическая функция– в системе философии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания;

аксиологическая функция – ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного;

социальная функция – формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями;

антропологическая функция – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов;

методологическая функция – это методы познания, методы теоретической и практической деятельности.

Историю философии как историю крупных концепций можно представить в виде последовательности основных философских направлений (в границах которых существуют многочисленные школы и течения).

Материализм (Демокрит, Гераклит, Бэкон, Гоббс, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин) основой универсума считает материальное начало (природа, воздух, вода, огонь, атом, материя). Человек производен от закономерного развития этого материального начала. Он – высший цвет материи, обладающий сознанием. Не духовные, а материальные начала лежат в основании всего. Бытие определяет сознание. Образ жизни человека определяет образ его мыслей.

Идеализм (Платон, Фома Аквинский, Юм, Беркли, Фихте, Кант, Гегель, Шопенгауер, Ницше, Соловьев, Флоренский) основой универсума полагает духовное начало (бог, идея, мировая воля, дух, представление). Человек производен от духовного начала. Предметный мир производен от объективного (бог, мировой дух) или субъективного (человек) духа, сознания, разума, чувства. Сознание определяет бытие. Образ мыслей человека определяет образ его жизни.

Дуализм (Декарт, Рибо, Вундт, Липпс) считает, что основу универсума составляют два начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.

Диалектика (Платон, Гераклит, Гегель, Маркс), позиция, полагающая, что в универсуме и в человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с поступательным движением к высшему.

Метафизика (Гольбах, Фейербах, Гоббс) – подход к миру с позиции, что в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики) или все течет, все изменчиво, ничего постоянного, абсолютного нет (релятивисты).

Эклектика (Бухарин, Джемс) – мировоззрение, полагающее, что в универсуме и человеке есть и постоянное, и изменчивое, и относительное, и абсолютное, так что чего-то определенного о состоянии объекта сказать нельзя.

Агностицизм (Юм, Кант, Мах и др.) – направление в философии, отрицающее возможность познания мира человеком, ставящее под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности).

Скептицизм (Секст-Эмпирик, Юм) отрицает возможность однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир», потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Значит, мир и познаваем и непознаваем – делает вывод скептик, хотя сомневается и в том и в другом.

Монизм (Гегель, Платон, Маркс, Фейербах) – философия, объясняющая универсум и человека на основе единого принципа: материального или идеального, вся система философии должна быть построена на общем едином основании.

Плюрализм (Джемс, Дьюи, Хук, Пирс и др.) утверждает необходимость плюралистического понимания мира, учета множественности факторов, определяющих его развитие, а значит, и множественности точек зрения.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы называются философскими?

2. Что такое философия?

3. Что такое мировоззрение и в чем специфика его основных типов?

4. Что является предметом философии?

5. Каковы основные функции философского знания?

6. Чем является философия для тебя, для твоей жизнедеятельности?

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Введение

Что такое философия? Слово философия (греч. phileo — любовь, Sophia — мудрость) означает любовь к мудрости. Диоген Лаэртский сообщает: «Философию философией (любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор. мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек». В споре с Флиунтским тираном Леонтом Пифагор и назвал себя философом, т.е. «любомудром» [1] . Дело в том, что слово «мудрец» к тому времени несколько девальвировалось (позднее слово «софист» вообще стало бранным). Так, «мудрость» возносится на запредельную высоту, а любомудрие означает тягу к Мудрости. Человек не может ответить на «вечные» вопросы «Что есть мир?», «Что есть человек?», каков смысл его жизни и его предназначение и т.п., поскольку в этом случае он как бы уже знает нечто о таких проблемах и перестает быть философом. Подобные ответы на обладание высших истин характерны для мифологии, религии, но не для философии. Задача у философа иная: не дать ответы на «вечные» истины, а указать путь человеку, стремящемуся к мудрости, предоставить метод и развить способность достижения истины, которая в конечном счете воплотится в знание. Платон сравнивал философию с «фармаконом» — неким веществом, которое может выступать и лекарством, и ядом одновременно. Доза и условие применения определяют его действие. Многознание уму не научает, говорил Гераклит. В этом и кроется проблема: знание приходит с опытом, методом проб и ошибок. Так, знание может быть силой, применяемой на пользу, так и вредом. В философских ответах на эти проблемы наблюдается связь вечного и сиюминутного.

Круг философских проблем, а соответственно с этим и предмет философии исторически видоизменялись с формированием общества, развитием науки и философского знания. Вот почему существует множество определений философии и истолкования того, что она собой представляет и ее ценность. Можно говорить о том, что философия — это всегда попытка рассудка предоставить новые средства понимания и деятельности человеку, позволяющие ему жить в постоянно изменяющемся мире, но философия — и определенное временем размышление над предельно общими основаниями культуры и форма опосредования житейской повседневности. К примеру, Аристотель выделяет философию в форме теоретической (умозрительной), практической и творческой. Метафизику он определял как науку о первом и последнем, как знание сути вещей. Византийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин (675—753) многозначно определяет философию: это и познание природы сущего; постижение предметов божественных и человеческих; помышления о смерти; уподобление богу через мудрость, справедливость, праведность, доброту и др. Есть и философская саморефлексия, метафилософия, которая становится в XX в. методологией современного философского знания. Смена парадигм философствования мировой мысли, развитие новых форм дискурса связано с изменениями самой жизни, а это приводит к тому, что философия становится не только объясняющей, но и наводящей мосты для соединения теоретического знания с нормативными правилами поведения и деятельности, вырабатывающей способы видения мира. Философия содействует созданию определенных взглядов на мир, его оценке с точки зрения принимаемых идеалов. Почему она и носит личностный характер.

Читать еще:  Не делай отношению другому того. Час общения "не делай другому того, чего не желаешь себе"

Философия непосредственно связана с таким феноменом, как личность, отвечающая на идеи, системы взглядов, но неизменно с индивидуальной неповторимостью, специфичностью его бытия. Это не конформист, соглашающийся со всеми, не «усредненный человек» Мартина Хайдеггера, знающий уже все ответы на «вечные» вопросы. Личность не приемлет беспрекословно истины общества или группы, к которой он принадлежит. Личность — это особенная структура в человеке, которая создается необычными актами и способами переживания. Есть гений языка, на котором мы говорим, которым мы выражаем великое. Есть поступок от страха, голода, вызванный сытостью, а есть личностный поступок, причиной которого является сам человек. Личностный акт есть и мысль, которая относится к философии. Философия не обязательно может быть профессиональной, в форме учений, а может быть просто действительной философией, как состояние сознания или мысли писателя, художника, ученого. И вообще — личности. Личность убеждается сама в истинности всего — от божественного авторитета до обыденных предписаний — вопреки мнению массы. Примеры этому — Сократ, Бруно, Галилей.

Начало философии. Философия главным образом отличается от других систем знания тем, что она неизменно вопрошает себя о своей собственной сути, предмете, назначении. Видимо, потому Аристотель, говоря о начале философии, полагал, что она появляется в результате удивления, изумления. Исторические эпохи по-разному нивелируют это удивление, направляя внимание на разные стороны бытия человека. История человеческой мысли свидетельствует, что философия предста| 12

ла как новый способ миропонимания, заключающийся в универсализации картины мира. Не сразу появилась идея об универсальных мировых законах. Значительную часть своей истории человечество просуществовало с представлениями о локальной, этнической устроенности мира. Выражением этих представлений были мифы, которые никогда не претендуют на роль единой уникальной объяснительной системы как раз потому, что являлись безусловным сводом объяснений мира и жизни данной этнической общности.

Переход к философскому миропониманию произошел не путем экстенсивного расширения рамок картины мира, но посредством изобретения нового способа мышления с помощью понятий. Об этом с определенностью свидетельствует содержание древних философий, развивавшихся культурами Индии, Китая, Греции.

Предмет философии. Философия — особый вид знания о мире, вид духовной культуры, неких универсальных принципов, система обобщенных знаний и представлений о мире как целостном образовании, о наиболее общих законах бытия и познания. Все это создано человеком в процессе размышления. Как система миропонимания она необходимо содержит в себе проблему человека, его места и роли в существующей действительности, видя его не только в качестве необходимой части мироздания, но и как активного субъекта исторической деятельности. В этой связи она решает вопросы о сущности бытия человека, смысле жизни, результатах и критериях деятельности. И. Кант писал, что он учит науке, действительно нужной человеку, ибо она способна указать человеку подобающее место в мире и способна научить, каким надо быть, чтобы быть человеком [2] . При этом, согласно Канту, достоинство и внутреннюю ценность философии придают ориентация ее на человека и высшие нравственные ценности. Философия пытается раскрыть порядок Космоса и Природы, Истины и Справедливости, Блага и Морали, Государства и Личности. Эти размышления оказываются стержнем личной и общественной жизни человека, часто не имея установленных и общепризнанных знаний и результатов. Философия открывает нам целостность бытия, глубины человеческого сознания. Хайдеггер считал, что «философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома».

Является ли философия наукой? Есть точка зрения, что философия формируется из предшествующих элементов научного знания, пранауки. В древности в философии видели в мать всех наук, основу научного знания, некий синтез постигнутого бытия. Эту точку зрения разделял Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Для него философия была наукой о началах, некой универсальной системой познаний о реальности, исследующей наивысшие принципы и причины всего сущего. В дальнейшем эта точка зрения породила рассуждения о принадлежности философии к науке. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что создатели философских учений в акте свободного выбора как профессионалы определяют ее основания, категории, законы, в определенном смысле выражающие не только внешние обстоятельства бытия мыслителя, но и собственную точку зрения. Иными словами, в философии всегда наличествует личность ее создателя.

Согласованность системы философии для некоторых ученых выступает основанием признания философии наукой. Тогда как же быть со свободой выбора оснований той или иной философии? В этом случае спор о ее принадлежности к науке можно разрешить тем, что она подобна медицине, т.е. является сплавом науки особого рода и искусства. Дело в том, что философия не может ограничиться определенным решением философского вопроса, а всегда включает акт личностного свободного выбора. Не зная конкретных наук, землепашец, например, может спокойно жить. Но он не может даже непрофессионально не задумываться о сути бытия, существовании Бога, любви, счастье и надежде. В действительности что это — иллюзии или субъективные представления? И в чем счастье: быть миллионером или честным человеком? Похожие вопросы можно умножать.

Согласно критериям ученых, философы говорят на искусственном языке, рассуждают о непостижимых проблемах как о реальных и предлагают их исследование божественным или метафизическим умом. Так возникает иллюзия конкретности их вопросов. Предметы мира нашего окружения имеют причины своего создания и время жизни. Но вопрошать о причине мира вообще, времени его формирования, тщетно. Только теологи продолжают задаваться такими вопросами, поскольку у них уже есть ответ: бог причина и творец мира. Правда, спрашивать, как, когда и где возникает и существует Бог, считается некорректным.

Иными словами, когда вопрошают о начале мира, о сущности бытия, основаниях совести и о бессмертии души, то надо отвечать по существу. Однако правильно ли поставлены эти вопросы, есть ли на них ответ и как проверить их истинность? В этом случае следует вначале дать ответ, что такое «сущность» и его применимость. Отказать в праве существования философским понятиям и концептам мы не можем, как и в доказательстве результативности употребления понятия сущности в разнообразных сферах жизнедеятельности.

Подобные вопросы представляют определенные философские проблемы: «Что значит бытие?», «Что значит человек?», «Что есть истина?» Эти вопросы требуют ответа от определенного человека со своими взглядами и ценностями, а не специалиста в той или иной области. Рассуждения по поводу неоднозначности ответов на эти и подобные вопросы и будет обыденной формой философствования, философией здравого смысла. Мир науки в случае признания философии наукой потребовал бы от нее, чтобы ее истины стали общепризнанными, объективными, подтверждаемыми эмпирическими данными и экспериментами, использование общепризнанных методов и общепризнанного языка. Как мы понимаем, такого «единства» философия допустить не может, хотя она и включает в себя рефлексию на научные знания. Философия носит личностный характер, а потому при своем самоопределении человек из множества идей, концепций, систем, взглядов будет нести неповторимость, характерность стиля размышления и своеобразия используемого языка. Все это в конечном счете определяет его уникально-неповторимый способ бытия в мире.

С другой стороны, соотношение философии и науки, их взаимосвязь и корреляция требуют углубленной философской рефлексии в начале XXI века, необходимой для понимания специфики философского знания, определения роли философии в научном познании и усвоения научных идей и т.п. Здесь можно выделить четыре концепции.

  • 1. Философия систематически формирует взгляды на мир, вселенную, учение о бытии (своеобразный реализм аристотелевско-томистского рассуждения и философия природы).
  • 2. Наука задает картину мира, философия ее не дополняет, а «излечивает» ее от иллюзий; концепция теории высказываний (текста) замещает собой теорию реальности.
  • 3. Акцент на различение всего научного опыта и опыта эстетического, морального, политического, религиозного. Главный момент — субъективность философской рефлексии, а не глобальное видение мира.
  • 4. Исследование некоторых возможностей самого выражения философии и конца философии (постфилософия, метафилософия). Постулируется реальное видение мира через языковый, поэтический, архаический, метафорический материал.
  • [1] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях философов. М., 1986. С. 58,309.
  • [2] Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 2. М„ 1964. С. 206.

Источники:

http://studfile.net/preview/5333054/
http://studopedia.ru/17_91213_lektsiya–filosofiya-ee-predmet-i-struktura.html
http://bstudy.net/662178/filosofiya/vvedenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: