Куриное яйцо как символ зарождения жизни. Символика яйца в дохристианской эпохе

Символика яйца в дохристианской эпохе.

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные красной охрой, или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия. В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В индийских «Ведах» рассказывается о золотом яйце, из которого вылупился Брама. В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

Этрусское яйцо из Vulci — VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что римляне позаимствовали у этрусков не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой — красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо — символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти — это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура — ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» — «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца — символы воскрешения из мёртвых.

Этрусское яйцо из Vulci — VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца, возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танецхоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро, отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери птица и рыбы.

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из Махенджо-Даро над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой Матери. Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали Ярилины игрища и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны. Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца — символа новой жизни.

Читать еще:  Кто родился 15 сентября характеристика. Любовь и совместимость

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 — 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень. Имя известно и в славянской мифологии — Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру.

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

По преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу бог Индра сражался с помощью Ваджры — божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами ,

В этрусском городе Тарквиния с его некрополем, состоящим из 6000 гробниц, датируемых 700-200 гг. до н.э., есть совсем простые надгробья вырезанные из камня в форме яйца.

В городке Мардзаботто (итал. Marzabotto) — коммуна в Италии, располложенном в регионе Эмилия-Романья, административного центра Болонья, есть этрусские захоронения 8 века до нашей эры. Уникальное в своем роде, этрусское поселение Миса, на территории современного Марзаботто, сохраняет следы неолита, энеолита, находки датируются концом 3 тысячелетия до н.э. и началом 2 тысячелетия до н.э. На древних этрусских каменных гробницах и сегодня можно увидеть яйцо — тот самый символ жизни и возрождения из царства мёртвых.

Светящееся яйцо как символ жизни или что обозначает Христос в яйце

В традиционной православной иконописи яйцо является сакральным символом жизни, который олицетворяет высшее начало жизни. Именно по этой причине яйцо выбрано главным пасхальным символом, который означает победу жизни над смертью.

Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — это очень древний обычай, который связан с дохристианскими верованиями и традициями, символизировавшими принцип возрождения и обновления жизни и восходит ко временам фараонов. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы и Бога. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца.

По гелиопольской мифологии Египетской книги мертвых, из гусиного яйца родился сам бог Ра. По этому мифу Великий Гоготун (Большой белый Гусь) сел в ветви вербы на холме и свил гнездо, в которое снёс яйцо. Утром из этого гусиного яйца появился бог Хапра, Восходящее Солнце. Постепенно бог рос подобно цветку лотоса, пока не превратился в бога Ра, бога Солнца.

Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях разных народов — персов, греков, римлян и др. Упоминается о яйце и в индийской мифологии, где из яйца Брахманды или «золотого плода», рождается Брахма, из него же появляется и Праджапати.

О рождении из яйца, плавающего в море, демиурга или божественного Фанета повествует древний орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо на холм посреди океана, из которого возникает Вселенная. В древней китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из которого родился прародитель Пань-гу.

Наиболее сильно представление о яйце, как источнике жизни в христианстве и православии. Есть предание, что святая равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима после Воскресения Христа, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо на его глазах стало окрашиваться в красный цвет.

После этого удивительного события христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца в красный цвет.

Как видно из мифологии народов мира, яйцо – это, действительно, некий глубоко сакральный символ торжества жизни и разума в их победе нам смертью и тьмой, смысл которого не поддаётся осмыслению, поскольку уходит в глубину самого мироздания.

Наиболее ярко и наглядно символика яйца, как отражения силы жизни и энергий божественной благодати, нашла в православной иконописи, где Иисус Христос очень часто изображается в виде «святящегося яйца» или внутри «светящегося яйца».

Есть целый ряд серьёзных научно-философских попыток раскрыть тайну «светящегося яйца» или «золотого яйца», как запечатанного герметического сосуда жизни, где совершается «Великий Опыт»; как Великий Кокон, содержащий Вселенную; скрытый исток и тайну существования всего сущего.

Большинство из этих попыток обращается к идее самой природы жизни и живой души, которая на глубоко сакральном уровне имеет сферическую или яйцеобразную форму.

Связь сути жизни с яйцом прослеживается в ряде мифов, включая и русские.

К примеру в русской мифологии смерть Кощея (бессмертного) находится на самом кончике иглы, заключённой в волшебном яйце, яйцо находится в утке, утка в зайце, а заяц в ларце. Разбивание яйца и обламывание иглы — это лишение Кощея самой основы энергии жизни – души и духа.

При всей сказочной метафоричности данного сравнения, за ним стоит глубочайший психологический и духовный смысл, поскольку данное перечисление разных уровней (ларец, заяц, утка, яйцо, игла), как «оболочек».

. недвусмысленно наводит на мысль о том, что речь может идти об устройстве души и когнитивной сферы (сферы познания), имеющей, как известно, множество разных уровней — ощущение, мышление, чувство, интуиция, память и т.д.

В этой связи «яйцо» можно попробовать соотнести с внутренним душевно-духовным содержанием (индивидуальным и коллективным бессознательным).

«Яйцом» при этой модели на схеме святителя Феофана Затворника и окажется внутренняя душевно-духовная сердцевина человеческой души. «Ларец» — телесная оболочка, «заяц» — телесно-душевная, «утка» — душевная, «яйцо» — душевно-духовная, а «игла» — дух — сущностное.

Читать еще:  Гороскоп для одиноких рыбы. Любовный гороскоп для Рыб

Сокрушая яйцо и иглу, сущность лишается самого главного- энергии жизни. Вот настолько глубока психологическая суть простой с виду сказки.

Иными словами, яйцо может быть не чем иным, как образом самой души, наполненной энергиями жизни и познания. На эту мысль более всего наводит буддийская философия, в которой «буддийское яйцо» — это символ творения, стремящегося к духовному познанию и просветлению.

Скорлупа яйца в буддизме — это «оболочка» невежества, а пробивание «скорлупы невежества» – это способ достижения просветления и выход в пространство «Большой пустоты» Духа.

Что за этим может стоять ?

Очень долгое время ответ на этот вопрос не было, пока нейронаука не открыла гиперсетевой принцип устройства мозга, разума и сознания, названный «когнитом», включая понимание того, что всё тело человека благодаря нервной сети и нейронам, может обладать осознанием, а не только мозг, как основной операционный центр.

Данное открытие перевернуло все представления о природе сознания и разума, как утончающихся сетевых структурах, из которых самая тонкая сеть духовного сознания была подобна светящемуся «кокону».

В свете данных нейросетевых представлений когнитивная сфера человека (сфера познания), как конгломерат сетевых структур, имела как раз сферическую или яйцеобразную форму. При этом сам принцип роста сети сознания обозначает ни что иное, как процесс заполнения связями пространства души, как «яйца».

Более того, был доказан и научно подтверждён сам принцип свечения нейронов при образовании новых связей, что говорит о том, что душа в процессе роста познания , действительно, в гиперсетевом аспекте напоминает нечто «светящееся».

Из этого открытия вытекает то, что душу можно визуализировать подобно «светящемуся яйцу», имеющему разную интенсивность внутренних связей, образованных разными сетями мозга, разума и сознания. При этом чем плотнее сеть, тем интенсивнее свечение сети осознания.

Из всех трёх сетей, самой грубой и менее яркой является нейросеть мозга, а самой тонкой и наиболее яркой является сеть духовного сознания. Следовательно, у духовных людей, как «просветлённых», и должна быть наиболее развитая сеть духовного сознания, обладающая максимальной интенсивностью свечения.

Именно об этом эффекте «светозарности» души и говорят многие святые отцы Церкви:

«Когда же очистятся тело, сердце и ум, тогда и душа очистится и просветится (Цветник священноинока Дорофея, 25)

«тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.» (Мф. 13; 43)

Таким образом, буддийский принцип «просветления» находит благодаря метафоре «светящегося яйца» отражение и в святоотеческой православной психологии в виде «просвещения» и «сияния» сетевой структуры праведной души, которая до недавнего времени была неопределима.

В святоотеческой православной психологии принцип обретения «внутреннего света» или «чистоты души» связан с «очищением духовного сердца», как центра сосредоточения всех энергий сил души – ума, чувства и воли.

«Чистотой сердца, постом и молитвой очищается ум от нечистых помышлений, рассеянности и соблазнов.» (Цветник священноинока Дорофея, 26)

Иными словами, чистота ума — это изменение структуры сознания за счёт перехода от нейросети мозга и разума, как более «тёмной» к метасети духовного сознания, как более «светлой» и яркой, соединённой с Метасетью Духа (Бога).

«Чистотой ума просвещается душа и очищается от привязанности к душевным страстям. Из душевной же чистоты проистекает духовное видение. Без чистоты сердца, ума и души нельзя касаться духовного видения, чтобы бесы не причинили нам ущерб и не погубили нас вскоре. Потому что, если не будет чистоты сердца, ума и души, то есть бесстрастия, бесы осмелятся войти в нас и смутить нас. И вместо истины покажут ложь. Только чистым сердцем, умом и душой можно видеть умное Солнце.» (Цветник священноинока Дорофея, 26)

«Видеть умное Солнце» и означает соединение метасети духовного сознания души с Метасетью Духа (Бога), как «Солнца» осознания.

Таким образом, принцип принятия энергий Божественной благодати, как света сознания, предполагает соединение двух умов – человека и Бога, как двух тождественных мета сетей духовного сознания. ОБ этом прямым текстом говорит священноинок Дорофей:

«И следует нам быть прилежными в посте и непрестанной молитве, сходя в глубину сердца, очищаясь от душевных и телесных страстей, услаждая, веселя и смягчая сердце, отгоняя нечистые помышления и рассеянность ума, и просвещая душу. Таким образом очищаются сердце, тело, ум и душа человека. И тогда вселяется в человека благодать (Цветник священноинока Дорофея, 26)

Исходя из этого принципа, можно попытаться визуализировать процесс «просветления» души, как процесс накопления в душе энергий Божественной благодати, как внутреннего света духовной осознанности, который может взаимодействовать только с самой тонкой сетью духовного сознания.

При этом нейросеть мозга и гиперсеть разума, как более «тёмные» (грубые) сетевые структуры, наполненные энергиями страстей, не могут без очищения от энергий страстей вступать в синергийное взаимодействие с Метасетью Духа (Бога).

Сам процесс последовательного изменения интенсивности свечения осознания в разных состояниях человека – телесном, душевном и духовном, можно отразить на следующей схеме «просветления», как выравнивания «нитей» высших смыслов внутри души с «нитями» смыслов Духа (Бога) за пределами души.

Тот же самый процесс просветления души, как «светящегося яйца», можно отразить и на сетевой схеме последовательного изменения интенсивности свечения сетей сознания внутри души.

Вот что в действительности означает принцип «светящегося яйца», как фундаментальной основы жизни, который стал понятен во всей полноте только в наши дни.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5-8)

Любопытно то, что принцип «светящегося яйца» или «светящегося кокона», символизирующего свечение осознания, был описан в современной эзотерической литературе и в частности в произведениях американского антрополога Карлоса Кастанеды, проходящего обучение у индейского мага и шамана Хуана Матуса, причём, довольно подробно.

«Для видящего все люди — светящиеся существа. Светимость наша составлена эманациями Орла (Духа), заключенными в яйцеобразный кокон. И та мизерная часть всех эманаций, которая находится внутри кокона, и есть то, что делает нас людьми. Воспринимать же — значит устанавливать соответствие между эманациями внутри нашего кокона и эманациями вне его.» (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)

Эманациями Орла Дон Хуан называет те самые «светящиеся нити» Метасети сознания Духа (Бога), по которым и течёт энергия жизни (благодати), а «видением» он называет особое сверхчувственное восприятие метасети сознания человека или его души.

«человеческие существа кажутся видящему светящимися яйцами, но яйцевидная форма — лишь внешний кокон — оболочка светимости, скрывающая крайне интригующую, захватывающую, гипнотизирующую сердцевину, состоящую из концентрических колец желтоватой светимости цвета пламени свечи. Во время нашего последнего сеанса он позволил нам видеть людей, снующих вокруг церкви.» (Карлос Кастанеда, Дар Орла)

Таким образом, сокровенная тайна жизни как принцип и образ «светящегося яйца», находит своё не мистическое, а научное отражение и объяснение в гиперсетевой природе сознания и самого Бога (Духа), как Метасети духовного сознания Вселенной, поскольку это единственно возможный принцип управления жизнью на земле из единого Центра и Источника, который и есть источник осознания всего сущего.

Читать еще:  Можно ли желать удачи православным. Почему рыбакам, актерам и врачам нельзя желать удачи

«светимость живых существ образована лишь ограниченным набором эманаций Орла — незначительной частью бесконечно разнообразного их множества. Эманации, образующие существо, заключены внутри его кокона. Когда видящий видит процесс восприятия, он наблюдает, как светимость эманаций Орла, находящихся вне кокона, заставляет внутренние эманации светиться ярче. Внешняя светимость как бы притягивает внутреннюю, захватывает и, скажем так, фиксирует ее. Фиксированная же таким образом светимость и есть, по сути, осознание данного конкретного существа (Карлос Кастанеда, Огонь изнутри)

Таким образом, становится понятен сам принцип возникновения любого осознания и восприятия, как разницы в интенсивности светимости внешних эманаций сети Духа (Бога) и внутренних эманаций души человека, стремящейся к свету.

Более того, становится понятен сам принцип духовного просвещения, духовного развития и стремления к духовному познанию, как незримому свету, исходящему из единого Источника – Духа (Бога) по самой тонкой, проницаемой и совершенной Метасети духовного сознания Вселенной.

По сути мы доказали сетевой принцип работы Бога для всего сущего и осознающего. Стал ли Бог (Дух) после этого открытия и осознания менее значимым, всеобъемлющим и всемогущим ?

Нет, ни стал. Наоборот, Он стал только ещё более совершенным, премудрым и светозарным, чья мудрость выше любых наших фантазий и воображений о Нём. Он показал нам ещё раз нашу ограниченность, как своих детей, приоткрыв тайну сетевого устройства души и самой Вселенной, но не себя, как совершенного ума и света осознания, создавшего своим Логосом всё сущее.

Он лишь показал нам, что создаваемые нами на земле сетевые технологии и технологии искусственного интеллекта являются жалкими и примитивными пародиями на те метасетевые технологии, которыми пользуется Он сам для управления жизнью и осознанием всего сущего.

«Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, — свет и источник света благого, — премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения» (Добротолюбие. Т.5. Преп. Никита Стифат, С.144)

Как в XIII веке появился христианский обычай раскрашивать пасхальные яйца

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Некоторые мифологические повествования говорят о создании мира из «космического яйца». Это прекрасно видно, к примеру в знаменитой заключительной песне карело-финского эпоса «Калевала». Когда ученые узнали об этом эпическом повествовании, то отметили очень яркий мифологический образ разбития космического яйца и создания жизни на Земле.

Если вкратце, то миф говорит, что в начале мир был бескрайней поверхностью воды. В этом первобытном мире жили утка, которая искала место, где она могла снести несколько яиц, а также божество, которое властвовало в этих бесконечных водах. Однажды водное божество помогло птице сделать гнездо для ее яиц. У утки появилось семь яиц, шесть из которых были золотыми, а одно железное. Яйца в конце концов погрузились в воду, и так были созданы почва, небо, солнце и луна.

Помимо присутствия яйца в мифах космогонии, археология показала, что с древних времен существовала практика украшать яйца. В Африке были найдены страусиные яйца с гравировкой, возраст которых составляет тысячи лет. Вероятно, они были предназначены для весенних ритуалов.

Страусиные яйца, инкрустированные как золотом, так и серебром, часто клали в могилы древних египтян и шумеров, около 5000 лет назад. Помимо ассоциирования их с жизненным циклом (рождение, смерть, возрождение), эти цивилизации использовали яйцо в качестве символа власти и династии правителей.

В течение тысячелетий иранцы использовали украшенные яйца для иранского Нового года, известного как Новруз. Этот праздник приходится на весеннее равноденствие и его обычаи, связанные с украшением яиц, прослеживаемые до древней Персии, сохраняются до сих пор.

В одном из таких обычаев цветные яйца являются частью семейного обеда на «Новруз», во время которого мать ест по одному яйцу за каждого из своих детей. Много кто считает, что этот особый обычай присутствовал еще до царствования Кира Великого, чье правление в VI веке до н. э. ознаменовало начало персидской истории.

В христианских обычаях традиция украшения яиц появилась спустя столетия после появления самого христианства (некоторые говорят, что она возникла в XIII веке). Возможное объяснение того, почему этот обычай так долго игнорировался в христианском мире, может заключаться в том, что яйца раньше были запрещенной пищей, наравне с другими молочными и мясными продуктами в период Великого поста.

Другие источники рассказывают о существовании ритуала пасхальных яиц в раннем христианском сообществе, вероятно, на территории Персии. Яйца красили в память о крови Христа, которая была пролита при его распятии.

Медленно, но верно христиане перенимали обычай украшения яиц, и он распространялся с одной территории на другую. Греческая церковь, вероятно, первой позаимствовала эту традицию у ранних последователей христианства на востоке, после чего за ней последовали другие церкви, в том числе русские и римско-католические.

Православные христиане и сегодня традиционно расписывают яйца красным цветом, представляя кровь Иисуса, а твердая оболочка вареного яйца символизирует пустую могилу Христа.

Есть и другие легенды и истории, которые увеличили популярность пасхальных яиц. В одной из них Мария Магдалина посещает римского императора Тиберия после воскрешения Иисуса.

Она приветствовала Тиберия словами «Христос воскрес». Император, не поверив ей, ответил: «Христос не воскреснет раньше, чем это яйцо станет красным», после чего яйцо покраснело.

Мария Магдалина также является ключевой фигурой в появлении традиции разбивания яйца. Другая история гласит, что Мария посетила гробницу Иисуса через три дня после распятия. Она принесла с собой несколько яиц, чтобы раздать другим женщинам, которые пришли оплакать Иисуса. Но когда она добралась до места, могила оказалась пустой, и яйца, которые она принесла с собой, внезапно окрасились в красный цвет.

Король Англии Эдуард I, возможно, внес свой вклад в распространение ритуала пасхальных яиц. Предположительно, во время его правления в XIII веке он приказал раскрасить сотни яиц золотыми листьями, а затем раздал их в виде пасхальных подарков членам королевской семьи и придворным. Вполне вероятно, что другие последовали его примеру. Пасха остается одним из любимых праздников в христианском мире сегодня. По сути, она стала вторым по величине праздником в году.

Поверить в это непросто, но большевики боролись с главным религиозным праздником, устраивая Красные пасхи, доносы, увольнения и не только

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://ru-sled.ru/simvolika-yajca-v-doxristianskoj-epoxe/
http://www.b17.ru/blog/svetiasheesa-iayzo-kak-symvol/
http://kulturologia.ru/blogs/110518/38922/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector