Курганский уезд тобольской губернии. Курганская область.История Курганской области

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

Главная » История населенных пунктов Курганской области » Серебряное, село » Из истории основания села Серебряного Куреинской волости Курганского уезда Тобольской губернии

Из истории основания села Серебряного Куреинской волости Курганского уезда Тобольской губернии

(По воспоминаниям Агафьи Филипповны Банных, жительницы села Серебряного Куреинской волости Курганского уезда Тобольской губернии, записанных ее внуком, Игорем Николаевичем Банных)

Вот, что мне поведала моя бабушка, Агафья Филипповна Банных, 18.02.1906 года рождения, и то, что попадает в живую историю села Серебряного Куреинской волости Курганского уезда Тобольской губернии.

Агафья Филипповна Банных

Дед моей бабушки Банных Давыд Семенович, 1825 года рождения, жил в деревне Поповка Амосовской волости Рыльского уезда Курской губернии. После отмены крепостного права и по согласию барина вместе с Власом Табаровым в 1874-1876 годах были “ходоками по изысканию новых свободных земель”. Ходили 3 года и остановились возле озера, которому дали название Серебряное. Жилья на ближайшие 5 верст не было никакого. Зимовали в землянке и весной 1876 года, получив письменное разрешение на право въезда, к осени вернулись назад в свою деревню Поповка (граница с нынешней Украиной). Набрали желающих на переселение 29 дворов, но к этому времени умер старый барин, а барыня разрешения не дала. В 1877 году Банных и Торопов ходоками с прошением ездили в Санкт-Петербург и получили высочайшее подтверждение и разрешение на подъемные.

Староста села, Давыд Семенович Банных, село Серебряное, 1898 год

В середине февраля 1878 года выехали обозом 29 семьями. Когда добрались до реки Урал – 18 семей повернули назад, так как далее за рекой Урал начинались земли “кыргызов”, и существовала высокая вероятность женщинам и детям попасть в плен. Поэтому к октябрю 1878 года добрались до места будущей деревни Серебряной лишь 11 “дворов”. На первую зимовку вырыли землянки, и только с 1879 года начали обустраиваться. Дед моей бабушки – Банных Давыд Семенович, как грамотный и “ходок”, был выбран старостой, занимался наделом (с разрешения управы) пахотной земли, покосов и леса, решал спорные вопросы. Наделы давали из расчета: определенное количество земли на каждую «душу мужского пола». Кроме Банных, Табаровых, были семьи Мальковых, Самсоновых, Горбуновых, остальных бабушка не помнит. Уже потом к ним начали подселяться крестьяне из Пермской губернии и прочие “ходячие” – земли было много. Рядом с деревней весной в 3-5 верстах разворачивались юрты “кыргызов”, жили с ними по-разному, в основном без стычек, хотя периодически случались кражи скота и тогда разбирались через старейшин, или “силой” возвращали украденное назад. Было много волков, от них очень страдал скот.

На 1 Мировую уходил воевать мой двоюродный дед Андрей Филиппович Банных. Бабушка рассказывала, как собирали деньги на возведение Петропавловской церкви, помнит, как деревня обрела статус села и как здорово было играть на 4 колоколах, она сама играла, 4 класса образования получила при церковной школе.

На фото Андрей Филиппович Банных с братом Петром, село Серебряное, 1922 год.

Рассказы о Гражданской войне очень пестрые, достаточно тяжелые. Так как почти все бабушкины братья поддержали Революцию (или переворот – кому как угодно это называть), то после очередного захода чехов в Макушино, бабушкиного отца Банных Филиппа Давыдовича “расстреливали”, но раненый он сумел вылезти к ночи из ямы. Дедушка же, Давыд Семенович Банных, прожил очень длинную жизнь и умер в 1930 году в возрасте 105 лет, до конца жизни оставаясь сельским старостой.

В 1928 году бабушка вышла замуж за моего будущего деда, Зыкова Ивана Михайловича из деревни Малая Умрешева, который впоследствии стал летчиком на Воронежском авиазаводе им К.Ворошилова.

Читать еще:  Приснилось выпадение. К чему снятся выпадающие без крови зубы? Во сне выпадают зубы без крови и боли

Иван Михайлович Зыков, 1937 год.

В 1930-е годы большинство моих родственников переехало в Свердловск (начало 1932 года – строительство Уралмаша), в селе оставался только бабушкин отец, Банных Филипп Давыдович (1867 года рождения), с женой Татьяной Ивановной (1873 года рождения), которые после войны также переехали в Свердловск. От села Серебряного остались только воспоминания в душе и огромное желание найти хотя бы фотографии села или какие-нибудь дополнительные фото проживавших там жителей [село Серебряное исчезло с карты Курганской области в 1980-е годы – прим. редактора сайта].

Записал Игорь Николаевич Банных, полковник запаса (г. Балашиха, Московской области).

ТОБО́ЛЬСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ

  • В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 208-209

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ТОБО́ЛЬСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ, адм.-терр. еди­ни­ца в Зап. Си­би­ри в Рос. им­пе­рии и Рос. рес­пуб­ли­ке. В ря­де офиц. до­ку­мен­тов 2-й пол. 18 в. и отеч. ис­то­рио­гра­фии назв. «Т. г.» не­ред­ко упот­реб­ля­ет­ся как обоз­на­че­ние Си­бир­ской гу­бер­нии на по­след­нем эта­пе её су­ще­ст­во­ва­ния (1764–1782). Соб­ст­вен­но Т. г. об­ра­зо­ва­на как То­боль­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 19(30).1.1782. Де­ли­лось на 2 об­лас­ти: То­боль­скую (вклю­ча­ла 10 уез­дов: Бе­рё­зов­ский, Ишим­ский, Кур­ган­ский, Ом­ский, Сур­гут­ский, Тар­ский, То­боль­ский, Ту­рин­ский, Тю­мен­ский, Ялу­то­ров­ский) и Том­скую (вклю­ча­ла 6 уез­дов: Ачин­ский, Ени­сей­ский, Ка­ин­ский, На­рым­ский, Том­ский, Ту­ру­хан­ский). Центр – г. То­больск , в 1919–1920 – г. Тю­мень . Пл. св. 1,3 млн. км 2 (1913). Нас. св. 514,7 тыс. чел. (1785), св. 831,1 тыс. чел. (1846), св. 1,4 млн. чел. (1897), св. 2,1 млн. чел. (1916). Ука­зом имп. Пав­ла I от 12(23).12.1796 на­мест­ни­чест­во пре­об­ра­зо­ва­но в Т. г., к ней при­сое­ди­не­на Ко­лы­ван­ская гу­бер­ния . В кон. 18 – нач. 20 вв. Т. г. – ме­сто ссыл­ки (в т. ч. де­каб­ри­стов ). Вы­со­чай­ше утвер­ждён­ным 2(13).11.1797 док­ла­дом Се­на­та Т. г. раз­де­ле­на на 16 уез­дов: Бе­рёзов­ский, Ени­сей­ский, Ишим­ский, Крас­но­яр­ский, Куз­нец­кий, Кур­ган­ский, На­рым­ский, Се­ми­па­ла­тин­ский, Сур­гут­ский, Тар­ский, Ту­рин­ский, То­боль­ский, Том­ский, Ту­ру­хан­ский, Тю­мен­ский, Ялу­то­ров­ский. В 1803–22 вхо­ди­ла в Си­бир­ское ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­во , в 1822–1882 – За­пад­но-Си­бир­ское ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­во . Ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 26.2(9.3).1804 из со­ста­ва Т. г. вы­де­ле­на Том­ская гу­бер­ния ; уп­разд­не­ны Се­ми­па­ла­тин­ский и Сур­гут­ский уез­ды, вос­ста­нов­лен Ом­ский уезд. Т. г. ста­ла де­лить­ся на 9 уез­дов: Бе­рё­зов­ский, Ишим­ский, Кур­ган­ский, Ом­ский, Тар­ский, То­боль­ский, Ту­рин­ский, Тю­мен­ский и Ялу­то­ров­ский. 26.1(7.2).1822 Ом­ский у. и не­ко­то­рые др. тер­ри­то­рии Т. г. пе­ре­да­ны в Ом­скую об­ласть (до 1838); 22.7(3.8).1822 уез­ды Т. г. пе­ре­име­но­ва­ны в ок­ру­га, об­ра­зо­ван но­вый Тю­ка­лин­ский окр. (до 1838). 21.10(2.11).1868 Омск пе­ре­дан из Т. г. в Ак­мо­лин­скую об­ласть (ос­та­вал­ся до 1876 цен­тром окру­га Т. г.); в 1868 так­же об­ра­зо­ван Сур­гут­ский ок­руг. 24.10(5.11).1876 Ом­ский окр. пре­об­ра­зо­ван в Тю­ка­лин­ский. 2(14).6.1898 ок­ру­га Т. г. пе­ре­име­но­ва­ны в уез­ды.

    Глава 15.4. Религиозная карта региона

    В целом в регионе сохраняли свое положение те конфессии, которые сформировались в предшествующие столетия (православие, старообрядчество, ислам). Кроме того, появились представители католицизма, протестантизма и иудаизма.

    В 1780-е гг. в ходе губернской реформы Екатерины II территория Южного Зауралья оказалась разделенной между тремя уездами трех губерний. В России того времени территориально это в основном соответствовало и епархиальному административно-территориальному делению: Курганский округ Тобольской губернии относился к Тобольской епархии, Шадринский – к Пермской, Челябинский – к Оренбургской. Однако благодаря активному экономическому развитию горнозаводской промышленности Урала во второй половине XIX в. происходит резкое увеличение населенности данного региона, что привело в 1885 г. к созданию Екатеринбургской епархии, в которую вошел с этого времени Шадринский уезд.

    При значительном количестве старообрядцев и мусульман регион, тем не менее, являлся преимущественно православным. К началу ХХ века в регионе было построено более 200 православных храмов, среди которых необходимо отметить, в первую очередь, курганские соборы. Это Свято-Троицкий храм, Богородице-Рождественский собор, построенный в 1902 г., Александро-Невский кафедральный собор, рядом с которым в 1905 г. было построено Курганское духовное училище, являющееся частью здания современной Курганской областной администрации.

    Читать еще:  Паисий святогорец о посте. Паисий Святогорец

    Память об основателе первого русского поселения в Южном Зауралье старце Далмате дошла до нашего времени, однако первые попытки его канонизации относятся еще к XIX в. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила 24 июня в селе Далматово, в день его преставления, ежегодный крестный ход, в котором принимали участие тысячи паломников. В начале 1870-х гг. стали записываться свидетельства о чудесах, исцелениях и явлениях, связанных со старцем Далматом, однако его слава в это время осталась носить местный характер.

    В 1840-е гг. старообрядцы в Курганском округе составляли около 9% от всего населения (104 тыс. чел.). 67% старообрядцев были «приемлющими священство», а 33% – беспоповцами. К 1912 г. в Курганском уезде имелось 20212 старообрядцев – всего 6% от населения, в городе 183 чел. В 1849 г. в Шадринском уезде насчитывалось 8609 чел. беспоповцев, из них в городе Шадринске 63 старообрядца, всего около 5% от населения уезда. К этому времени в результате политики правительства в уезде имелись только 2 часовни старообрядцев, одна из которых была закрыта властями. К 1860 г. в Шадринском уезде проживало 11557 старообрядцев, всего около 5% от жителей уезда, из которых большинство относились к беспоповцам.

    Правительство неохотно шло на открытие старообрядческих молельных домов, опасаясь расширения их влияния среди православных. Так, на 1860 г. во всем Курганском округе было только 5 подобных домов, не выше было число и в соседних волостях иных округов, а позднее уездов. В 1903 г. старообрядцы города Кургана подали прошение об открытии молельного дома, однако в просьбе было отказано, а дальнейшая попытка открытия незаконного молельного дома привела к уголовному преследованию. Только в 1908 г. на средства общины старообрядцев-поморцев был отстроен молельный дом, а в 1911 г. появился второй молитвенный дом в Кургане.

    С конца XVIII века наблюдается рост исламского образования в регионах и укрепление положения мусульманских общин, особенно ичкинских татар. Во многих населенных пунктах с преимущественно мусульманским населением к середине XIX в. имелись мечети, при которых с этого времени появляются медресе (крупнейший подобный образовательный центр был в Альменево) или в исключительных случаях мектебе, где преподавали арабский, тюркский и изредка персидский язык. В волостях Шадринского уезда Пермской губернии к 1869 г. было 5 мечетей в деревнях ичкинских татар. К 1906 году их число выросло до 49, при этом, по переписям, мусульмане составляли около 10%, а в отдельных волостях образовывали доминирующее большинство. В волостях Челябинского уезда Оренбургской губернии, расположенных в границах современной Курганской области, на 1916 г. было более 35 мечетей и несколько молельных домов, в отдельных деревнях было построено по две мечети. Мечети были построены и в некоторых казачьих станицах на территории современного Звериноголовского района, где представители ислама были причислены к казачьему сословию, кроме того, проживало значительное число купцов из степной зоны. В самом селе Звериноголовском строительство каменной мечети было разрешено в 1885 году, она до сих пор является крупнейшим мусульманским зданием в нашем регионе.

    С прокладкой Транссибирской магистрали значительно увеличивается число мусульман в крупнейших городах региона. Представители мусульманской общины активно участвовали в торговле, в основном фруктами, мануфактурой и бакалеей, и сельском хозяйстве. Первой сформировалась городская община Шадринска, где к 1894 г. появился молельный дом и затем мечеть. В 1897 г. фиксируются первые мусульмане в г. Кургане (39 чел. из татар и зырян), к 1911 г. местная община увеличилась до 1028 чел., в то же время в Шадринске мусульман было не менее 400. В 1912 г. в Кургане лидером общины А. Галеевым была открыта на собственной усадьбе мечеть, а в 1918 г. при ней появилась татаро-башкирская школа. Мусульмане Курганского и Шадринского уездов приняли участие в событиях революции, в основном на стороне «большевиков» (в 1918 г. в Шадринске был создан мусульманский уездный Совет).

    Читать еще:  Народные приметы и суеверия. Когда что-то падает

    Появление католицизма на территории современной Курганской области обычно связывают со ссыльными поляками, в том числе дворянского происхождения, оказавшимися в Зауралье после польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов. Они расселялись небольшими группами как в Шадринске и Кургане, так и на самом юге в хуторах Усть-Уйского юрта Челябинского уезда (по данным на 1916 г.), вошедшего в состав Звериноголовского района. Ходатайство о разрешении создания в Кургане молитвенного дома поступало властям в 1862 и 1873 гг., но не было получено. Только к 1900 г. римско-католическая община в г. Кургане стала достаточно велика, в результате на заседании Курганской городской думы 12 июля был рассмотрен вопрос о постройке католического молитвенного дома. Необходимость строительства костела именно в этот момент возникла неслучайно, в 1893 г. через Курган прошла Транссибирская железнодорожная магистраль, а среди строителей, обслуживающего и инженерного состава Курганского участка тяги железной дороги было большое количество выходцев из западных российских губерний, традиционно придерживавшихся римско-католической веры. Вновь прибывшие вызвали на новое место жительства свои семьи. В 1904 г. в Кургане, по официальным данным, насчитывалось уже 408 католиков. В 1902 г. Курганский римско-католический костел был построен, он вошел в состав Могилевской епархии. Курганский костел получил название Святой Божьей Матери Неустающей Помощи.

    Протестантизм появляется на территории современной Курганской области во второй половине XIX в. Это также связано с переселенцами и ссыльными из западных районов Российской империи. В 1862 г. в Курганском округе Тобольской губернии было зафиксировано 54 протестанта. Большая часть расселялась в волостях вокруг Кургана, но на самом деле проживали в самом городе. Резкий рост числа протестантского населения в частности в Кургане наблюдается на рубеже XIX-XX вв., что связано, скорее всего, с прохождением через город Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1894 г. в Кургане числилось всего 2 протестанта, в 1897 – их уже 46, в 1904 – 120, а в 1911 г. только лютеране составляли 256 человек. В 1916 г. общины протестантов (лютеране и баптисты) также фиксируются на юге и западе области в хуторах Сарт-Калмакской волости и Усть-Уйском юрте Челябинского уезда (совр. Сафакулевский и Звериноголовский районы). В 1907 г. в Курганскую городскую Думу обратилось Евангельско-лютеранское общество с просьбой уступить ему усадебное место под постройку молитвенного дома. Переговоры тянулись до 1913 г., когда проект кирхи заказали известному зауральскому архитектору Н.А. Юшкову, уже имевшему опыт по созданию православных храмов. С началом Первой мировой войны количество протестантов увеличилось за счет интернированных российских немцев, беженцев (эстонцы и латыши), оставались также представители торговых фирм из Англии и Дании. В 1915 году кирха была освящена и открыта, при ней создали церковный хор, а богослужение велось на немецком, латышском и эстонском языках.

    В Кургане население иудейского вероисповедания появляется только во второй половине XIX в. в качестве как ссыльных, так и переселенцев, которым было разрешено селиться только в черте города. В 1860 году здесь проживало 9 человек иудейского вероисповедания. К 1894 г. количество евреев увеличилось до 27 человек. Небольшое увеличение численности продолжалось и в последующие годы: к 1912 году – 96 мужчин и 80 женщин. Среди занятий представителей еврейского населения в Кургане можно упомянуть в основном связанные с торговлей и сферой услуг, в том числе скупку и продажу семян, парикмахерские услуги, врачебное дело, продажу швейных машин, продажу золотых, серебряных изделий, часов, хлебобулочных изделий и бакалейных товаров. Роль в торговле схожа и с иными городами Западной Сибири. Увеличение численности привело к появлению прошения 1913 года о постройке синагоги в городе для обеспечения нужд верующих. После долгой переписки разрешение от архитектора было получено, что привело к строительству единственной в регионе синагоги.

    Источники:

    http://www.kurgangen.ru/History%20of%20Kurga/Makushinsky%20region/Serebryanoe/Serebryanoe_History/
    http://bigenc.ru/domestic_history/text/4194589
    http://history.kurgan.pro/glava-15-4-religioznaya-karta-regiona/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: