Культурно религиозные традиции стран востока васильев. Леонид сергеевич васильев
Содержание
- 1 Культурно религиозные традиции стран востока васильев. Леонид сергеевич васильев
- 1.1 Культурно религиозные традиции стран востока васильев. Леонид сергеевич васильев
- 1.2 Религиозные традиции Востока и проблема развития
- 1.3 Похожие главы из других книг
- 1.3.1 Проблема Переднего Востока
- 1.3.2 Лекция 7. Итоги развития Востока в древности
- 1.3.3 Вопрос 2. Итоги развития обществ Востока в древности
- 1.3.4 Феномен Востока: два пути развития
- 1.3.5 Глава одиннадцатая. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ. ДУХОВЕНСТВО
- 1.3.6 Глава 4 Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- 1.3.7 Глава 24 Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
- 1.3.8 Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока
- 1.3.9 Глава 25. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока
- 1.3.10 Еще один ключ к исследованию традиции: проблема этничности
- 1.3.11 Необычность европейского пути развития: от следования классической традиции до отказа от нее, 1500–1650 гг.
- 1.3.12 Глава 6 Особенности развития стран Востока в Средние века. Арабы в VI–XI вв
- 1.3.13 4.1.2. Проблема исторической традиции
- 1.3.14 Религиозные традиции и брачно-семейные нормы и обряды
- 1.3.15 3.4. Религиозные системы «ведического» Востока: ведически-магическая культура (Продолжение)
- 1.4 Читать онлайн “История религий Востока”
- 1.5 Автор Васильев Леонид Сергеевич
Культурно религиозные традиции стран востока васильев. Леонид сергеевич васильев
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 587 518
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 544 866
История религий Востока
На протяжении ряда десятилетий писать о религии в отечественном обществоведении не было принято. Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому «научному атеизму» обязаны были сдавать студенты всех вузов и всех специальностей) и несостоятельности религиозного мировоззрения. История же самих религий излагалась как история заблуждений, достойных лишь сурового разоблачения. В лучшем случае – когда речь шла о древних или средневековых обществах – говорилось о верованиях и мифах, обрядах и культах, религиозных предрассудках и их сознательном использовании правящими классами в интересах эксплуатации трудящихся. И к этому специалисты, которых соответствующий материал касался (имеются в виду прежде всего те, кто изучал проблемы истории культуры), должны были приспосабливаться.
Приспособление шло прежде всего по линии абсентеизма. Специалисты просто по возможности уходили в сторону от соответствующей проблематики. В нашей стране были знатоки атеизма и мастера перетолковывать всю историю всех религий мира в атеистическом духе, но практически не было тех, кто хорошо ориентировался в религии как таковой (я, разумеется, исключаю служителей культа, которые, к слову, тоже отнюдь не были свободны в изложении своих религиозных учений). Результаты были плачевными. Подлинную историю религий в нашей стране никто не знал и не хотел знать. Когда свыше тридцати лет назад я, работая в МГИМО, решился – едва ли не впервые в нашем обществе «развитого социализма» – изложить свой курс по религиям Востока для студентов в письменном виде, он был издан под осторожным заголовком «Культурно-религиозные традиции стран Востока» всего в 300 экземплярах (Москва, МГИМО, 1976). Но дело даже не в заголовке и не в тираже. Не могу забыть, как, написав около 100 страниц текста по истории ислама (этот текст практически без изменений воспроизведен в предлагаемом вниманию читателя нынешнем варианте учебного пособия), я долго искал в нашем академическом Институте востоковедения, где я проработал всю свою жизнь, хоть одного специалиста, кто мог бы квалифицированно отрецензировать соответствующие главы. Таких просто не было – при всем том, что солидный и заслуженно уважаемый в мире центр востоковедения АН СССР пользовался очень высокой репутацией. В институте были арабисты и иные заслуженные специалисты по истории, литературе и культуре Ближнего и Среднего Востока, но, после смерти ученых старшего поколения (в частности, Е. А. Беляева), не было таких, кто всерьез занимался бы исламом, во всяком случае в Москве.
Сегодня, разумеется, все обстоит иначе. Можно даже сказать, что налицо определенный перехлест. Исламом занимаются целые институты как научного, так и политического профиля. Не оставлены без внимания и иные религии. Огромным интересом у публики пользуется все то, что имеет отношение к мистике, метафизике, к различным экстравагантным сектам, особенно восточного происхождения. И это происходит не только у нас. Во всем мире ощущается такого рода повышенный интерес, причем с каждым годом все заметнее. В какой-то мере это связано с крушением иных идеалов и представлений, включая и социалистические. И, быть может, именно поэтому в нашей стране такого рода общемировой процесс все же наиболее нагляден. Взгляните сегодня на наши книжные прилавки – и вы легко убедитесь в том, что они переполнены активно переиздаваемыми старыми книгами о религиозном восприятии мира (например, сочинения небезызвестной Е. П. Блаватской), равно как и в обилии публикуемыми новыми (чего стоит хотя бы серия книг К. Кастанеды!), не говоря уже о бесчисленных изданиях канонических сочинений (Библия, Коран, Бхагават-гита и др.) и комментаторско-исследовательской литературы о них. Им буквально несть числа.
Я бы не хотел, чтобы книга, которую читатель держит в руках, затерялась в этом море религиозной литературы. И дело вовсе не в том, что ей не выдержать конкуренции с остросюжетными и завлекательными сочинениями Блаватской, Кастанеды и многих иных модных авторов как прошлых времен, так и ультрасовременных. Каждому, в конце концов, свое. Нет смысла упоминать и о том, что религиозные каноны, равно как и их толкования, вне конкуренции. Это – основа основ для тех, кто считает себя верующим и тем более стремится углубленно изучать доктрину, излагающую генеральные принципы его веропонимания. Смысл книги об истории религий Востока – а практически все великие религии, да и подавляющее большинство остальных, включая и христианство, имеют к Востоку самое непосредственное отношение – в ином. Цель ее – показать роль и влияние религии в истории восточных цивилизаций, а также воздействие религиозных традиций на общество как в прошлом, начиная с глубокой древности, так и в наши дни. Эта генеральная задача определила и основные средства ее реализации.
Речь в книге, разумеется, идет не об атеистическом противопоставлении религиозным заблуждениям какой-либо опровергающей их научной истины. Но в то же время читатель не найдет в ней и апологетики религии как духовной квинтэссенции многих обществ, в том числе и сравнительно отсталых, где значимость религиозно-моральной регуляции особенно важна и очевидна. Смысл книги – в создании цельной и непротиворечивой концепции развития цивилизаций Востока, взятой лишь в одном, но весьма существенном для понимания проблем Востока аспекте – аспекте его религиозных традиций. Иными словами, читатель должен узнать, что такое религия для Востока или, иначе, как отражается Восток, древний и современный (если попытаться рассмотреть его сквозь призму характерных для него религиозных традиций, отраженных в соответствующих системах идей и ценностей), в образе жизни, в привычных стереотипах поведения, в отношениях к инновациям, во взаимоотношениях между людьми, обществом и государством и т. д.
Излагая материал в регионально-хронологическом плане и обращая внимание на все основные варианты и модификации восточных религий, автор стремился вскрыть глобальную сущность проблемы, т. е. показать читателю не только религии Востока как таковые, но и сложившиеся на основе религиозных традиций крупные региональные цивилизации, в немалой степени определившие облик и исторические судьбы формировавшихся в их рамках и под их воздействием тех или иных конкретных обществ и государств. В заключительной главе даны некоторые сопоставительные выводы, позволяющие, в частности, более наглядно представить многие важные аспекты феномена развивающихся стран современного Востока.
Религия и религиоведение
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально отличной от нее теологией, т. е. апологетикой религии как богооткровения. Цель религиоведения – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения —познать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.
Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания, загробного существования и т. п. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований – религия – приобретала тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции.
Религиозные традиции Востока и проблема развития
Религиозные традиции Востока и проблема развития
Европейская традиция-цивилизация породила капитализм и тем самым вызвала резкое ускорение темпов эволюции, включив в сферу своего воздействия практически весь мир, прежде всего Восток. Его замкнутую самовоспроизводящуюся структуру с XVI-ХУП вв. начал основательно ломать европейский капитал. Этот процесс протекал крайне болезненно потому, что он осуществлялся преимущественно в форме колониализма: мощный защитный панцирь консервативных традиций был пробит всепроникающей силой бесцеремонного по отношению к любым ценностям, кроме чистогана, колониального капитала. Перестав выполнять свои защитные функции, внутренний механизм традиций Востока, включая его основу, селективный отбор нововведений, подвергся деформации и стал приспосабливаться к новым условиям. Казалось бы, это начало конца: еще немного – и старый защитный панцирь будет окончательно сломлен, а цивилизации Востока, убедившись в преимуществах капитализма и западного образа жизни, быстрыми темпами, наверстывая упущенное, пойдут по новому пути.
Однако все оказалось намного сложнее. Энергично мобилизуя внутренние силы и все возможности для сохранения основ собственной структуры, восточные традиции сумели таким образом перестроить механизм селективного отбора, чтобы сочетать необходимые инновации с привычной нормой. И в целом им это удалось. Уже на рубеже XIX–XX вв. потесненные решительным натиском капитала и ослабленные колониализмом, одряхлевшие, как представлялось тогда многим, прежде всего марксистам, восточные структуры стали не только оправляться от шока, но и переходить в своеобразную контратаку в форме мощных национально-религиозных движений – от махдизма до ихэтуаней. Вначале эти движения не казались чем-то серьезным, тем более что параллельно с ними и на смену им шли серьезные реформы, а то и революции в разных странах Востока: начиналась эпоха «пробуждения Азии» – от кемалистской Турции до го-миньдановского Китая, не говоря уже о Японии. Но, что показательно, пробуждавшийся Восток не столько решительно ломал традиции прошлого (хотя бывало и так, например, в Турции), сколько демонстрировал завидное умение приспособляться, не меняя радикальным образом привычной структуры и, более того, опираясь на нее.
После второй мировой войны эта тенденция стала заметной и преобладающей. Хотя и не сразу, но с течением времени становилось все более очевидным, что традиционные цивилизации Востока, пережив серьезнейший внутренний кризис, сумели, опираясь на соответствующие религиозные доктрины и сформированный ими образ жизни, не только выжить, но и стать вполне жизнеспособными, а кое в чем и много более активными, чем прежде.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг
Проблема Переднего Востока
Проблема Переднего Востока На фоне этого побоища народы Переднего Востока начинали думать: а может, удачное участие в событиях принесет независимость? «Бесхвостые павианы», представьте себе, её хотели. А если даже не независимость, а «только» сменить себе хозяина?На фоне
Лекция 7. Итоги развития Востока в древности
Лекция 7. Итоги развития Востока в древности Основные понятия:? «осевое время»;? «религии спасения»;?
Вопрос 2. Итоги развития обществ Востока в древности
Вопрос 2. Итоги развития обществ Востока в древности Развитие Востока в древности демонстрирует становление черт, которые будут отличать неевропейское общество весь последующий период. Эти фундаментальные особенности важны и сегодня для понимания перспектив будущего
Феномен Востока: два пути развития
Феномен Востока: два пути развития Восток с его тайнами и загадками всегда интересовал европейских (в том числе и российских) историков и социологов.Одним из основных вопросов востоковедения являлась попытка определения момента, когда пути Востока и Запада разделились.
Глава одиннадцатая. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ. ДУХОВЕНСТВО
Глава одиннадцатая. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ. ДУХОВЕНСТВО Посты и говельщики. — Молебствия на удачную торговлю. — Приход. — Церковный староста. — Причт. — Поповские дома. — Выезды. — Обстановка. — Многодетность. — Замкнутость духовенства. — «Умственный вист». —
Глава 4 Религиозные системы древних обществ ближнего востока
Глава 4 Религиозные системы древних обществ ближнего востока В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с
Глава 24 Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность
Глава 24 Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали групповой опыт поколений и стабильную систему общепризнанных
Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока
Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества
Глава 25. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока
Глава 25. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока Эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных
Еще один ключ к исследованию традиции: проблема этничности
Еще один ключ к исследованию традиции: проблема этничности Для того, чтобы лучше понять проблемы традиции рассмотрим еще один круг вопросов, который обычно с понятием “традиция” не связывается, но который, по нашему мнению, примыкает с ней самым непосредственным
Необычность европейского пути развития: от следования классической традиции до отказа от нее, 1500–1650 гг.
Необычность европейского пути развития: от следования классической традиции до отказа от нее, 1500–1650 гг. Изучению древних философских школ в начале 1500-х было задано новое направление ввиду осознания того, что испанские путешествия на запад открыли не просто
Глава 6 Особенности развития стран Востока в Средние века. Арабы в VI–XI вв
Глава 6 Особенности развития стран Востока в Средние века. Арабы в VI–XI вв 1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.? Индия принадлежала к числу тех стран древней цивилизации, где развитые феодальные отношения появились сравнительно рано. Племена и народности Индии
4.1.2. Проблема исторической традиции
4.1.2. Проблема исторической традиции Не только проблема единого литературного языка долгое время являлась дифференцирующим фактором внутри фомирующегося национального коллектива. К числу его атрибутов на тот момент, кроме языка, относилось и общее историческое
Религиозные традиции и брачно-семейные нормы и обряды
Религиозные традиции и брачно-семейные нормы и обряды Как и в эпоху неолита с ее влиянием культа плодородия на характер взаимоотношений между людьми, так и в иньско-чжоуском Китае с его концепцией гармонического слияния сил инь и ян и культом преимущественно мужских
3.4. Религиозные системы «ведического» Востока: ведически-магическая культура (Продолжение)
3.4. Религиозные системы «ведического» Востока: ведически-магическая культура
Читать онлайн “История религий Востока”
Автор Васильев Леонид Сергеевич
Annotation
В книге излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально-экономической, политической структуры восточных обществ и их культуры. Дается характеристика христианства, ислама, индуизма, буддизма и других религий.
Основные функции религии
История изучения религии
Марксизм о религии
Религия как автономная система
Религия и общество
Что такое восток?
Политическая власть на востоке
Социальная структура на востоке
Религия на востоке
Формирование основ религиозного сознания
Заимствования и взаимовлияния культур
Религиозные представления эпохи неолита
Возникновение ранних религиозных систем
Религиозная система древнего Двуречья
Религиозная система древнего Египта
Зороастризм и маздеизм
Зороастризм в древнем Иране
Мани и манихейство
Возникновение культа Яхве
Евреи в Палестине
Чудеса и легенды Ветхого Завета
Иудаизм евреев диаспоры
Иудаизм и история культуры Востока
Иудаизм и христианство
Споры об Иисусе Христе
Основы христианского учения
Харизматические лидеры раннего христианства
Трансформация раннего христианства
Католицизм и Реформация
Греческая православная церковь
Православная церковь в России
Христианство и традиции европейской культуры
Христианство в странах востока
Аравия до ислама
Ханифы и Мухаммед
Мухаммед в Медине. Хиджра
Первые (выборные) халифы
Омейяды и суннизм
Сельджуки и Османская империя
Ислам в Индии и других странах Востока
Толкование корана (тафсир)
Ислам о происхождении мира
Социальная этика ислама
Символ веры ислама
Ислам о предопределении
Суннитское богословие (калам)
Школы исламского права (мазхабы)
Предписания и запреты ислама
Праздники в исламе
Хариджиты и их секты
Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
Культ святых и ваххабиты
Оппозиционный ислам (шииты)
Идейные вожди шиитов
Имамиты в Иране
Секты шиитов. Исмаилиты
Секты исмаилитов. Ассасины
Алавиты и Али-илахи
Основы религиозно-культурных традиций ислама
Ислам после второй мировой войны
Ислам и современность
Боги Ригведы (пантеон вед)
Трансформация ведической религии. Боги Атхарваведы
Брахман, Атман, Тот, Ом (Аум)
Основы древнеиндийской религиозной философии
Образ жизни джайнов
Космография и мифология джайнизма
Джайнизм в истории Индии
Легенда о Будде
Первые общины буддистов
Монастыри и сангха
Основы философии буддизма
Космология и мифология буддизма
Буддизм в Индии и за ее пределами
Религиозно-философские основы индуизма
Тримурти – Брахма, Шива и Вишну
Шива и культ лингама
Сказания и мифы. Махабхарата
Брахманы и храмы
Мантры и колдовство
Обряды и праздники
Взаимодействие ислама и индуизма
Гуру Нанак и сикхи
Говинд и хальса
Рам Мохан Рой и «Брахмо самадж»
Даянанда Сарасвати и «Арья самадж»
Рамакришна и Вивекананда
Неоиндуизм и современность
Шанцы, чжоусцы и шан-ди
Гадания и гадатели в Шан
Чжоусцы, Шанди и культ Неба
Культ умерших предков
Ритуалы в чжоуском Китае
Древнекитайская религиозная философия
Социальный идеал Конфуция
Социальный порядок по Конфуцию
Культ предков и нормы сяо
Культ семьи и клана
Конфуцианство и легизм
Конфуцианское воспитание и образование
Система экзаменов и сословие шэньши
Конфуцианцы в истории Китая
Культ формы в конфуцианстве
Конфуцианство – регулятор жизни Китая
Даосизм в Цинь-Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.)
Крестьянское даосское восстание «Желтых повязок»
Теократическое государство даосов
Даосизм о достижении бессмертия
Даосы в средневековом Китае
Верхний и нижний пласты даосизма
Распространение и китаизация буддизма
Буддизм Чань (дзэн)
Буддизм в эпоху Тан (VII-Х вв.). Упадок буддизма
Буддизм и китайская культура
Культ сил природы и животных
Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
Система ценностей в традиционном Китае
Трансформация традиционного Китая
Крестьянство и его традиции
Буддизм в Японии
Буддизм и синтоизм
Буддизм при регентах и сегунах
Конфуцианство в Японии
Конфуцианство и синтоизм
Культ императора и расцвет национализма
Новая религиозная ситуация в Японии
Истоки ламаизма. Тантризм
Этапы генезиса ламаизма
Далай-лама и теория воплощений
Основы теории ламаизма
Магическая практика ламаистов
Монастыри, ламы и обряды
Ламаизм и современность
Сравнительный анализ восточных традиций
Религиозные традиции Востока и проблема развития
Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов
Л.С.Васильев
История религий Востока
Предисловие
На протяжении ряда десятилетий писать о религии в отечественном обществоведении не было принято. Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому «научному атеизму» обязаны были сдавать студенты всех вузов и всех специальностей) и несостоятельности религиозного мировоззрения. История же самих религий излагалась как история заблуждений, достойных лишь сурового разоблачения. В лучшем случае – когда речь шла о древних или средневековых обществах – говорилось о верованиях и мифах, обрядах и культах, религиозных предрассудках и их сознательном использовании правящими классами в интересах эксплуатации трудящихся. И к этому специалисты, которых соответствующий материал касался (имеются в виду прежде всего те, кто изучал проблемы истории культуры), должны были приспосабливаться.
Приспособление шло прежде всего по линии абсентеизма. Специалисты просто по возможности уходили в сторону от соответствующей проблематики. В нашей стране были знатоки атеизма и мастера перетолковывать всю историю всех религий мира в атеистическом духе, но практически не было тех, кто хорошо ориентировался в религии как таковой (я, разумеется, исключаю служителей культа, которые, к слову, тоже отнюдь не были свободны в изложении своих религиозных учений). Результаты были плачевными. Подлинную историю религий в нашей стране никто не знал и не хотел знать. Когда свыше тридцати лет назад я, работая в МГИМО, решился – едва ли не впервые в нашем обществе «развитого социализма» – изложить свой курс по религиям Востока для студентов в письменном виде, он был издан под осторожным заголовком «Культурно-религиозные традиции стран Востока» всего в 300 экземплярах (Москва, МГИМО, 1976). Но дело даже не в заголовке и не в тираже. Не могу забыть, как, написав около 100 страниц текста по истории ислама (этот текст практически без изменений воспроизведен в предлагаемом вниманию читателя нынешнем варианте учебного пособия), я долго искал в нашем академическом Институте востоковедения, где я проработал всю свою жизнь, хоть одного специалиста, кто мог бы квалифицированно отрецензировать соответствующие главы. Таких просто не было – при всем том, что солидный и заслуженно уважаемый в мире центр востоковедения АН СССР пользовался очень высокой репутацией. В институте были арабисты и иные заслуженные специалисты по истории, литературе и культуре Ближнего и Среднего Востока, но, после смерти ученых старшего поколения (в частности, Е. А. Беляева), не было таких, кто всерьез занимался бы исламом, во всяком случае в Москве.
Сегодня, разумеется, все обстоит иначе. Можно даже сказать, что налицо определенный перехлест. Исламом занимаются целые институты как научного, так и политического профиля. Не оставлены без внимания и иные религии. Огромным интересом у публики пользуется все то, что имеет отношение к мистике, метафизике, к различным экстравагантным сектам, особенно восточного происхождения. И это происходит не только у нас. Во всем мире ощущается такого рода повышенный интерес, причем с каждым годом все заметнее. В какой-то мере это связано с крушением иных идеалов и представлений, включая и социалистические. И, быть может, именно поэтому в нашей стране такого рода общемировой процесс все же наиболее нагляден. Взгляните сегодня на наши книжные прилавки – и вы легко убедитесь в том, что они переполнены активно переиздаваемыми старыми книгами о религиозном восприятии мира (например, сочинения небезызвестной Е. П. Блаватской), равно как и в обилии публикуемыми новыми (чего стоит хотя бы серия книг К. Кастанеды!), не говоря уже о бесчисленных изданиях канонических сочинений (Библия, Коран, Бхагават-гита и др.) и комментаторско-исследовательской литературы о них. Им буквально несть числа.
Я бы не хотел, чтобы книга, которую читатель держит в руках, затерялась в этом море религиозной литературы. И дело вовсе не в том, что ей не выдержать конкуренции с остросюжетными и завлекательными сочинениями Блаватской, Кастанеды и многих иных модных авторов как прошлых времен, так и ультрасовременных. Каждому, в конце концов, свое. Нет смысла упоминать и о том, что религиозные каноны, равно как и их толкования, вне конкуренции. Это – основа основ для тех, кто считает себя верующим и тем более стремится углубленно изучать доктрину, излагающую генеральные принципы его веропонимания. Смысл книги об истории религий Востока – а практически все великие религии, да и подавляющее большинство остальных, включая и христианство, имеют к Востоку самое непосредственное отношение – в ином. Цель ее – показать роль и влияние религии в истории восточных цивилизаций, а также воздействие религиозных традиций на общество как в прошлом, начиная с глубокой древности, так и в наши дни. Эта генеральная задача определила и основные средства ее реализации.
Речь в книге, разумеется, идет не об атеистическом противопоставлении религиозным заблуждениям какой-либо опровергающей их научной истины. Но в то же время читатель не найдет в ней и апологетики религии как духовной квинтэссенции многих обществ, в том числе и сравнительно отсталых, где значимость религиозно-моральной регуляции особенно важна и очевидна. Смысл книги – в создании цельной и непротиворечивой концепции развития цивилизаций Востока, взятой лишь в одном, но весьма существенном для понимания проблем Востока аспекте – аспекте его религиозных традиций. Иными словами, читатель должен узнать, что такое религия для Востока или, иначе, как отражается Восток, древний и современный (если попытаться рассмотреть его сквозь призму характерных для него религиозных традиций, отраженных в соответствующих системах идей и ценностей), в образе жизни, в привычных стереотипах поведения, в отношениях к инновациям, во взаимоотношениях между людьми, обществом и государством и т. д.
Излагая материал в регионально-хронологическом плане и обращая внимание на все основные варианты и модификации восточных религий, автор стремился вскрыть глобальную сущность проблемы, т. е. показать читателю не только религии Востока как таковые, но и сложившиеся на основе религиозных традиций крупные региональные цивилизации, в немалой степени определившие облик и исторические судьбы формировавшихся в их рамках и под их воздействием тех или иных конкретных обществ и государств. В заключительной главе даны некоторые сопоставительные выводы, позволяющие, в частности, более наглядно представить многие важные аспекты феномена развивающихся стран современного Востока.
Глава 1
Религия и религиоведение
Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально отличной от нее теологией, т. е. апологетикой религии как богооткровения. Цель религиоведения – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном .
Источники:
http://www.litmir.me/br/?b=25&p=1
http://history.wikireading.ru/103424
http://knigogid.ru/books/1121-istoriya-religiy-vostoka/toread