Кто является основателем третьей христианской конфессии протестантизма. Протестантизм: главные особенности вероучения

Протестантизм: главные особенности вероучения

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Особенности вероучения и культа протестантизма

Основой протестантизма является концепция М.Лютера об оправдании одной только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Иные способы спасения (посты, обряды, богоугодные дела) считаются несущественными. Следовательно, для спасения посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Спасение является даром божественной благодати. В протестантизме важное место занимает вероучение о предопределении. Ещё до своего рождения каждый человек предопределён спастись или погибнуть. Никто не знает своей судьбы. Косвенные свидетельства связаны с верой человека и осуществлением призвания. Глубокая вера в спасительную жертву Христа – это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Успехи в делах – это тоже знак расположения Бога. Спасение есть исключительно дар Божий.

Для спасения не нужна церковная иерархия, монастыри, монашеские ордена. Протестанты видят в церкви сообщество людей, равным образом наделённых благодатью. Каждый христианин имеет право проповедовать, совершать богослужение без посредников, читать и толковать Библию.

Библия является единственным источником вероучения, поэтому постановления церковных соборов, творения отцов церкви, документы пап не имеют статуса священных.

Служители культа в том или ином виде сохраняются в протестантизме, но у них иной статус. Они лишены права исповедовать и отпускать грехи, подотчётны общине. В протестантизме отменён целибат.

Читать еще:  Все сонники в одном 13. Сонник юноны

Протестантизм упростил и удешевил культовую деятельность. Из семи таинств протестанты оставили только два – крещение и причащение. В большинстве направлений крещение производится после осознанного принятия веры и достижения совершеннолетия. Важным элементом культа многих протестантских церквей является обряд хлебопреломления. Обряд состоит из разламывания и раздачи хлеба и причащения вином или фруктами. По утверждению богословов, «хлеб ломимый» есть символ тела Господня, избитого, израненного за грехи людей, а вино – это символ крови Господней.

В некоторых протестантских церквях хлебопреломлению предшествует обряд омовения ног. Этот обряд направлен на то, чтобы верующие продемонстрировали смирение и любовь друг к другу.

Протестанты отрицают культ Богородицы, почитание икон, крестное знамение. Отвергнуты молитвы за умерших, поклонение святым и связанные сними праздники. В круг праздников включаются лишь те, что связаны с Иисусом Христом.

В большинстве протестантских деноминаций отсутствуют посты и нет регламентации питания, указаний на запрещение некоторых продуктов.

В ряде протестантских течений (баптистов, адвентистов, евангелистов и др.) в сентябре отмечают праздник Жатвы. Жатва понимается как в прямом смысле – сбор урожая, так и в переносном – подведение итогов годовой деятельности на Божьей ниве, т.е. миссионерства.

Протестантская церковная община представляет собой сплочённый коллектив со строго контролируемым членством. Руководство общинами осуществляют пресвитеры (пасторы) и их помощниками, которых выбирают из членов общины. Наряду со специальными церковными зданиями признаётся возможность совершения богослужения в любом помещении.

3.Основные направления протестантизма.

Протестантизм представляет собой сложное религиозное образование, включающее большое количество направлений. Начавшись в XVI в. процесс образования новых деноминаций не закончился и сейчас. Исторически первым течением в протестантизме является лютеранство. Это направление образовалось под влиянием идей Мартина Лютера. Лютеранство признаёт Никеоцарьградский символ веры. Священной книгой почитается только Библия, но есть и свои вероучительные книги – «Аугсбургское вероисповедание» (1530 г.) и «Книга согласия» (1580 г.). Основной принцип лютеранства – «оправдание верой» в искупительную жертву Иисуса Христа. Из таинств признаются только крещение и причащение. Лютеранские священники приглашаются общиной, но она не может их сместить. Общины подчиняются епископам и церковным советам, члены которых избираются из духовных лиц и мирян. Наиболее широко лютеранство представлено в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США.

Одним из ранних направлений протестантизма является кальвинизм. Решающую роль в его формировании сыграла религиозная концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.). Кальвинизм отрицает общеобязательный Символ веры. Единственной священной книгой является Библия, но популярны и труды Кальвина «Наставления в христианской вере», «Церковные установления», «Женевский катехизис». Спецификой кальвинизма является догмат о предопределении, согласно которому человек до своего рождения предопределён «спастись» или «погибнуть». Этот догмат был реакцией на введение католицизмом индульгенций как способа спасения. В кальвинизме нет алтарей, икон, крестов и свечей. Крещение и причащение для кальвинистов – символические обряды. Кальвинизм широко распространён во Франции, Нидерландах, Венгрии, Чехии, США, Канаде, Австралии.

Англиканская церковь возникла в 1534 г. в результате отказа короля Генриха 8 от подчинения церкви в Англии власти римского папы. В англиканской церкви в культе и организации сохранилось многое от католичества, например, церковная иерархия, проведение мессы. Но назначение епископов и решением основных церковных вопросов в Великобритании занимается особый парламентский комитет по делам церкви и отменено безбрачие духовенства. Главой церкви считается король или королева. В англиканскую церковь вошёл протестантский догмат о спасении личной верой при сохранении католического догмата о спасающей силе церкви.

В период оформления англиканской церкви наиболее последовательных сторонников очищения церкви от католицизма стали называть пуританами (от лат. «purus» – чистый). Они требовали отмены института епископов, конфискации церковных земель, не признавали постов, святых , большинства религиозных праздников. В то же время они отличались строгой моралью, трудолюбием, бережливостью. Англиканская церковь даже преследовала наиболее рьяных пуритан. Представители радикального лагеря – индепенденты (конгрегационалисты) вынуждены были бежать в английскую колонию, которая после обретения независимости стала называться США.

Кроме самой Англии англиканство распространено в Шотландии, США, ЮАР, Канаде, Индии, Австралии. Существует англиканский союз церквей, объединяющий самостоятельные церкви.

Анабаптисты (от греч. »anabaptizo» – вновь погружаю, крещу) проповедовали не только религиозное, но и гражданское равенство. Они считали озарение святым духом решающим условием правильного понимания Библии и верили в близкое второе пришествие Христа и его тысячелетние царство. Они отрицали учение о предопределении и утверждали, что человек может изменить свою судьбу. Анабаптисты отказались от крещения в младенческом возрасте и крестили только взрослых.

К середине XVI в. анабаптизм распался на ряд течений. Одно из них меннониты. Они сохранили догматику анабаптизма и проповедовали всепрощение, нравственное самосовершенствование, отказались от насилия.

В начале XVII в. возник баптизм. Баптисты строго придерживаются принципа спасения личной верой, придают большое значение возможности индивидуального мистического общения с богом, учению о предопределении. Собрания баптистов включают назидательные беседы, молитвы и песнопения. Крещение совершается только над взрослыми. Отличительной особенностью баптизма является обряд катехимента (приближения): перед крещением и вступлением в общину, «приблежённые» проходят годовой испытательный срок. Отмечаются праздники, связанные с поклонением Христу, а также день Жатвы – подведение итогов духовной деятельности. Баптизм является одним из самых распространённых направлений протестантизма в мире, в том числе и в России. Управляются баптистские общины выборным церковным советом и объединяются во Всемирный союз баптистов.

Следует отметить и секту методистов, возникшую в Англии в XVIII в., как общество с целью методического изучения Библии. В США была основана методистская епископальная церковь. Методисты, сохраняя в основном догматику и культ англиканской церкви, делают упор на эмоциональное воздействие религии и мессианство. Методисты 87 стран объединены во Всемирный методистский союз церквей. Сейчас это третья по величине и влиянию конфессия в США после католической и баптистской.

В начале 30-х гг. XIX века из баптизма выделился адвентизм. Особенностью адвентизма является ожидание скорого пришествия Иисуса Христа. Человек, по утверждению адвентистов, умирает и телесно и духовно. Но воскресают лишь праведники – последователи адвентизма. По окончании тысячелетнего царствования Иисуса Христа будут воскрешены и все остальные, но только для того, чтобы служить праведникам.

Читать еще:  Имя Ева: происхождение и характеристика. Происхождение и характер имени ева

Наибольшее распространение получило направление «Адвентисты седьмого дня». Они провозглашают празднование субботы и «санитарную реформу», которая вводит запреты на употребление свинины, чая, кофе, табака и алкоголя.

В XIX в. в США основана секта «Свидетели Иеговы», а в 1931 г. образовано «Общество свидетелей Иеговы» – строго централизованная организация. Президент почитается как «наместник Иеговы» на земле и его власть неограниченна. Члены секты считают себя избранниками Иеговы, верят в вечную жизнь праведников, а остальным пророчат близкую гибель в грядущей войне Христа с сатаной.

Ещё одно крупное направление протестантизма – пятидесятничество. В основе его вероучения представление о сошествии Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. Пятидесятники проповедуют близость второго пришествия Христа, конца света и последующего тысячелетнего правления Господа на земле. Кроме обряда крещения пятидесятники соблюдают обряд хлебопреломления, но для них хлеб и вино только символы тела и крови Христа, и они признают только нравственное значение этого обряда. Пятидесятники придают большое значение непосредственному мистическому общению с Богом, при этом особая роль отводится Святому Духу, сходящему на человека. У этого направления присутствует культ пророков, и они верят, что можно получить пророческий дар, подобно апостолам, каждому члену церкви.

Рассмотренные протестантские направления являются наиболее распространёнными. Существует ещё множество течений, например, квакеры, мормоны, меннониты и др.

1. Грибанов, А. Протестантизм / А.Грибанов //Наука ижизнь. – 1993. – №8.

2. Лемэтр, Н. Католики и протестанты: религиозный раскол 16 в века в новом освещении / Н.Леметр // Вопросы истории. – 1995. – №10.

3. Лютер, М. 95 тезисов / М.Лютер; сост.. вступ. статья, прим.и коммент. И.Фокина. – СПб., 2002.

4. Митрохин, Л.Н. Баптизм: История и современность / Л.Н. Митрохин. – СПб., 1997.

5. Протестантизм: словарь. – М.. 1990.

6. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин / сост. М.М. Филиппов, Б.Д. Порозовская. – М., 1995.

7. Гаджиев, К. С. Американский протестантизм: история и современность / К. С. Гаджиев // Новая и новейшая история. – 1993. – № 1.

8. Являются ли мормоны христианами? // Наука и религия. – 2005. – № 2.

109.201.143.233 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Протестантизм

  • Религия
  • Религиозное сознание
  • Религиозная культура
  • Происхождение религии
  • Мировые религии
  • Религии древнего мира
  • Религии Индии
  • Религии Китая

Возникновение протестантизма

Протестантизм — третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в результате Реформации — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты католического культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Читать еще:  Можно ли выкидывать мусор вечером. Почему нельзя выкидывать мусор на ночь? «Мусорные» приметы и суеверия

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ. quake «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган – Всемирная конференция меннонитов, находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.

Источники:

http://www.mirboga.ru/articles/protestantizm-glavnye-osobennosti-veroucheniya
http://studopedia.ru/1_29602_osobennosti-veroucheniya-i-kulta-protestantizma.html
http://www.grandars.ru/college/filosofiya/protestantizm.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: