Кто такой монах авель. О чем говорят предсказания старца авеля

Пророчества монаха Авеля о Путине — правда или вымысел? (ФОТО)

Пророчества монаха Авеля о судьбе России, сделанные более двухсот лет назад, до сих пор будоражат умы. Вот только непонятно, существовал ли загадочный старец на самом деле.

О большом историческом споре вокруг таинственной личности и его «великом предсказании» — в материале РИА Новости.

Тайна из ларца

Ранним утром 11 марта 1901 года под окнами Александровского дворца в Царском селе то и дело звучал раскатистый смех. Фрейлины ее величества Александры Федоровны и великие князья коротали время в ожидании государыни, обсуждая животрепещущую тему.

Накануне император Николай II рассказал им о причудливой находке в Гатчинском дворце. В одной из зал обнаружили маленькую дверцу в потайную комнату. А там — ларец, украшенный причудливыми узорами. Всем не терпелось поскорее отправиться туда и узнать, что внутри опечатанного ящичка, который государь пожелал вскрыть лично.

«Государь и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной интересной прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение», — вспоминала, согласно трудам писателя начала XX века Сергея Нилуса, обер-камерфрау императрицы Мария Герингер.

Дождавшись царскую чету, вся процессия двинулась в Гатчину, где пробыла полдня. Уезжали туда с улыбками на лицах, а вернулись с полными ужаса глазами…


© РИА Новости / Всеволод Тарасевич
Большой Гатчинский дворец

Таинственный ларец оставил император Павел. Спустя сто лет после его гибели потомок вскрыл ящичек и нашел в нем послание. «О том, что обрели они в этом ларце, никому ничего не сказали. После этой поездки государь стал поминать о 1918 годе как о роковом и для него лично, и для династии», — утверждала Герингер.

Так что же узнал Николай II?

В 1990-е годы книги Сергея Нилуса приобрели особую популярность среди православных верующих. Одна из них как раз и была посвящена посланию императора Павла I потомку.

«Во дни великой Екатерины в Соловецком монастыре жил-был монах высокой жизни. Звали его Авель. Был он прозорлив, а нравом отличался простейшим, и что открывалось его духовному оку, то он и объявлял во всеуслышание, не заботясь о последствиях. Пришел час и стал он пророчествовать: пройдет, мол, такое-то время, и помрет Царица, — и смертью даже указал какою. Как ни далеки Соловки были от Питера, а дошло все-таки вскорости Авелево слово до Тайной канцелярии. Запрос к настоятелю, а настоятель, недолго думая, Авеля — в сани, и в Питер; — а в Питере разговор короткий: взяли да и засадили пророка в крепость», — писал Нилус, утверждая, что эту историю поведал ему некий «оптинский монах Н.».

Говорят, дословно Екатерине II он напророчил вот что: «Будет править 40 лет, а потом будет свергнута сыном своим».

Таинственным монахом Авелем, заточенным в Шлиссельбургской крепости, заинтересовался государь Павел I. Вызвал к себе старца, уединился с ним и вел долгий разговор. Авель расписал ему судьбу всех его потомков вплоть до Николая II. Причем с удивительной точностью.

«На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей», — напророчил Авель Павлу I.


© РИА Новости / А. Свердлов
Портрет цесаревича Павла Петровича

«Француз Москву при Нем спалит, а Он Париж у него заберет и Благословенным наречется» — это о старшем сыне Павла — Александре I.

«Начало же правления сына Твоего Николая дракою, бунтом вольтерьянским зачнется. Сие будет семя злотворное, семя пагубное для России. Кабы не благодать Божия, Россию покрывающая, то…» — о судьбе третьего сына Павла, Николая I.

«На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский» — о последнем самодержце династии Романовых.

Государь Павел Петрович настолько был поражен его словам, что все записал, положил в конверт, запечатал и начертал: «Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины».

Спасение в «третьем Владимире»

Тайное пророчество стало достоянием общественности — и уже несколько десятков лет слова старца Авеля вместе с историей о конверте почти в неизменном виде кочуют из книги в книгу. А самого монаха прозвали «русским Нострадамусом».

Но лишь немногие задавались главным вопросом: насколько правдива история с обнаруженным Николаем II конвертом?

В реальности никакого конверта не было. Как и ларца. И вообще в тот день, 11 марта 1901 года, император со свитой в Гатчину не приезжал.

«Одиннадцатого часа утра в присутствии Их Величеств, великой княжны Ольги Александровны и сменившегося флигель-адъютанта великого князя Сергея Михайловича совершалась литургия в походной церкви, поставленной в угловой гостиной Александровского дворца. Столетие со дня кончины в Бозе почивающего Императора Павла I. Никаких распоряжений со стороны Высочайшего двора не было и повесток о панихиде не рассылалось», — записано в камер-фурьерском журнале Александровского дворца.

Да и в мемуарах обер-камерфрау императрицы Марии Герингер этого эпизода нет. А Нилус пишет о нем как о ее воспоминаниях. В общем, история с конвертом — выдумка от начала до конца.

Но не все так однозначно с самим старцем Авелем. Сведения о нем разбросаны по разным источникам, и далеко не всегда достоверным.

Согласно наиболее распространенной версии, он родился в 1757 году в селе Акулово Алексинского уезда Тульской провинции. В 1785-м барин Лев Нарышкин дал ему право уйти в Валаамский монастырь. Там крестьянин Василий Васильев принимает постриг с именем Авель.

Через некоторое время монах покидает обитель и около девяти лет скитается по России. Новое пристанище обретает в Николо-Бабаевском монастыре (ныне Ярославская область). И там составляет «первую пророческую книгу». Именно она разозлила императрицу Екатерину II, повелевшую бросить старца в тюрьму.

После смерти Павла I Авеля выпустили из-под стражи. Он продолжил скитания, якобы даже побывав на Афоне и в Иерусалиме. А скончался легендарный монах в 1841 году в Суздале, оставив несколько книг с пророчествами.

Читать еще:  К чему снится йога. Грязь в комнатах квартир в Вашем доме


© РИА Новости / Владимир Федоренко
Звонница в Спасо-Евфимиевом мужском монастыре в Суздале, где похоронен Авель

В частности, описанием грядущих революционных событий 1917 года считают эксперты фразы Авеля о том, что будут «бичевать землю русскую, грабить Святыни ее, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских».

«…Новый Батый на Западе поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Батый, не выдержит!» — эти слова старца относят к Великой Отечественной войне.

Не забыл он упомянуть и о правителях с именем Владимир, с которыми связал судьбу России: «Двое (Владимиров. — Прим. ред.) уже были — одному богатыри служили, второй будет рожден в один день, а чествовать его будут в другой.

На третьем — метка судьбы. В нем спасение и счастье державы. Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, великая судьба предназначена ей».

Первый, которому «богатыри служили», — князь — Креститель Руси. А второй — Ленин: он родился 10 апреля по дореволюционному юлианскому календарю, а в Советском Союзе эту дату отмечали 22 апреля — по новому, григорианскому.

Развенчанный миф

Однако многие пророчества старца, по всей видимости, составлены задним числом. Яркий тому пример — предсказания о судьбе последнего русского царя.

«Изучив все дореволюционные публикации об Авеле, мы не находим никаких его предсказаний о царствовании последнего царя Николая II, а говорится в них лишь о царствовании императоров Павла Петровича и Александра Павловича (в частности, Авель предсказал непродолжительность правления и убиение Павлу I, а Александру I предсказал сожжение Москвы французами). После прочтения этих публикаций XIX века создается впечатление об Авеле как своеобразном «православном Нострадамусе», — отмечает в своей статье историк Николай Каверин.


© РИА Новости / Бесик Пипия
Икона Николая II

«Предсказания» о государе от имени Авеля возникают только в 1930-е годы. Причем зачастую одно и то же «пророчество» с каждой новой книгой о старце обрастает новыми цитатами. Так, в издании 1995 года Николай II устами старца назван «царем-искупителем», чего не было в аналогичном фрагменте, опубликованном в 1931 году.

То же можно сказать и о «пророчествах» Авеля о войне 1812 года и Александре I. Впервые они появились в журнале «Русская старина» в 1875 году. В статье о старце даже не было ссылок на какие-либо документы.

У историков вызывает вопросы и версия, изложенная Сергеем Нилусом. Сомнительна личность самого писателя, известного тем, что составил «Протоколы сионских мудрецов», приписывающие евреям тайное мировое господство. Почти сразу после публикации документ признали подложным и явно антисемитским. А жизнеописание Авеля Нилус привел без каких-либо документальных подтверждений.

Их на самом деле очень мало. Доподлинно известно только несколько документов. В их числе воспоминания графа Михаила Толстого, который видел Авеля лишь раз.

«Однажды я играл очень весело в большой зале дома бабушки (мне было тогда восемь лет от роду), как графиня Каменская привезла с собою Авеля: я увидел монаха с густыми всклокоченными седыми волосами и густою бородою, большими блестящими черными глазами, со смуглым суровым лицом и громким грубым голосом. Прорицатель внушил мне такой ужас, что я немедленно бежал и спрятался в отдаленной комнате. Это чувство страха оставалось во мне несколько лет», — писал граф.


Монах

Известно также, что Авель был очень популярен среди представителей высшего света Российской империи. Тот же обер-прокурор Синода Александр Голицын негласно считался покровителем старца. Современники объясняли это тем, что граф увлекался мистикой, а потому не мог оставить без внимания пророчества Авеля.

В самой Церкви к Авелю относились настороженно. В 1829 году святитель Филарет Московский предупреждал епископов о связанной с монахом «предсказательной молве», которая расползлась среди верующих.

Впрочем, и сегодня в Церкви призывают проверять разного рода предания о старцах.

«Я заметил вот какую закономерность: чем старец авторитетнее, тем меньше он занимается предсказаниями. Если он много пророчествует, это уже подозрительная персона. Ведь главное для старца — все же помощь конкретным людям в каких-то локальных эпизодах их жизни», — объясняет доктор исторических наук, профессор богословия, протоиерей Георгий Ореханов.

А историки как раз не встречают в достоверных источниках описаний помощи конкретным людям монаха Авеля. Напротив, он обрел популярность именно благодаря предсказаниям, которые не всегда сбывались. Еще в начале XIX века его критиковали за «пророчество» о сорока годах правления Екатерины II (именно оно сделало его знаменитым). Но на самом деле она царствовала 34 года. Кроме того, вопреки предсказанию Авеля, Павел I не свергал императрицу, а мирно занял престол после ее смерти.

Эксперты сходятся во мнении, что «русским Нострадамусом» такого предсказателя назвать точно нельзя, несмотря на живущий по сей день миф. Тем не менее у историков нет сомнений, что некий монах по имени Авель все же существовал.

«Велика будет потом Россия». Пять пророчеств монаха Авеля

2018-11-29 17:31
Повод для гордости

П равославного монаха Авеля называют тайновидцем. Говорят, в его пророчествах читалась судьба Императоров. Он говорил о нашей победе в Великой Отечественной войне и был уверен, Россия оправится после исторических трагедий – «велика будет потом…» Мы приведем пять пророчеств – где-то спорных, где-то понятных, но до сих пор обсуждаемых. Даже многие годы после ухода из жизни православного монаха.

Церковное предание — своеобразная живоносная артерия Благодати Божией, пронизывающая Святым Духом историю Церкви. В то же время церковное предание должно быть достоверно, и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании.

«Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием», – говорит Николай Каверин в статье об Авеле-прозорливце.

«Не буди ми лгати на святаго. » – слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами. Не следует забывать, что мифотворчество в церковной сфере способно увлечь людей в противление Церкви, в нестроения и расколы.

Остается лишь добавить, прорицания могут быть приписанными старцу Авелю, но сам факт их широкого распространения среди верующих очень интересен, а потому мы представляем их читателю не как святоотеческие пророчества, а как интересный документ эпохи, полезный для трезвого христианского осмысления и рассуждения.

О Екатерине II: «…Царствовать будет 40 лет»

Это одно из первых известных предсказаний и, пожалуй, именно сказанное о Екатерине II считают спорным пророчеством. Проблема еще и в том, что в оригинальном виде слова Авеля не сохранились, но есть трактовки. В рассказах Алексея Ермолова предсказания звучат так.

«Находясь однажды за столом у губернатора Лумпа, Авель предсказал день и час кончины императрицы Екатерины с необычайной верностью».

Сохранились свидетельства и в сочинениях Давыдова, а затем и Михаила Толстого.

«После того он (Авель) оставил остров Валаам и перешёл в Никольский Бабаевский монастырь, здесь он составил и написал первое своё пророческое сказание: в нём предсказал он кончину императрицы Екатерины II, за что немедленно был вытребован в Петербург и заключён в каземат Петропавловской крепости. Предсказание скоро сбылось».

Читать еще:  Календарь православных праздников на август года. Календарь церковных и православных праздников в августе

Сам же Авель говорил: «…Царствовать будет 40 лет».

Тут стоит отметить, что Екатерина II не дала казнить Авеля, когда его взяли под стражу за распространение пророчеств. Она пожалела монаха, после чего он был заключен в Шлиссельбургскую крепость. А предсказание сбылось не в полной мере. Безусловно, Императрица ушла из жизни, все мы смертны. Но, как выяснилось позже, было несколько предсказаний о Екатерине II, где представлялись данные, противоречащие друг другу. Впрочем, сегодня авторы исторических романов настаивают: день смерти Императрицы Екатерины II был назван с удивительной точностью за год до ее кончины, так же как и дата гибели Павла I.

Критики Авеля, помимо разночтений, говорят о возможной его ангажированности. Споров великое множество, с частью из них нас знакомят собравшие мифы и историческую правду в церковном журнале «Альфа и Омега». В электронном виде изыскания доступны здесь.

О Екатерине II: «…Царствовать будет 40 лет».

О Николае II: «На венец терновый сменит он корону царскую… Война будет»

По свидетельствам с этим пророчеством Авеля Император успел ознакомиться. Но можно ли было понять, о чем именно говорит монах в момент, когда о кровавой революции и бедах страны никто не подозревал? Текст пророчества сегодня доносят до нас следующим образом.

«Николаю Второму – святому Царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская».

Ганина Яма. Место, где были найдены останки убитых членов семьи Императора.

О последствиях Октябрьской революции: «…Будет жид скорпионом бичевать землю русскую»

Еще более точным считают распространяемое пророчество Авеля об Октябрьской революции.

«…Будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить Святыни её, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских».

Трактующие пророчество считают, что скорпион – это Лев Троцкий. Он родился 26 октября (7 ноября), что соответствует пребыванию Солнца в знаке Скорпиона.

О Великой Отечественной войне: «…Новый Батый на Западе поднимет руку»

Уже теперь, когда мы знаем если не все, то многое о Великой Отечественной войне, пророчество Авеля становится ясным. Он писал:

«…Новый Батый на Западе поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Батый, не выдержит!»

По всей видимости, «новым Батыем» монах называл лидера фашистской Германии Адольфа Гитлера. Западом в пророчестве был Третий Рейх. Есть объяснение даже фразе «поднимет руку» – все мы помним известный жест нацистов, вскидывающих руку в приветствии. Дальше – яснее ясного, сила русская действительно восстала – «Батый» сопротивления не выдержал.

Советский аэродром после немецкого авианалёта.

О современной России: «Велика потом будет Россия, сбросив иго безбожное»

После многих бед Россия сможет оправиться и вновь стать великой, считал Авель. Он описывал и правителя, который сможет поднять страну. В тексте пророчества речь идет о человеке, чье имя «трикратно суждено в истории российской». Трактующие считают, что говорил монах о Владимире.

«Двое уже были – одному богатыри служили, второй будет рожден в один день, а чествовать его будут в другой. На третьем – метка судьбы. В нем спасение и счастье державы».

По всей видимости, первый – это князь Владимир. Второй, по версии трактующих предсказание, это Ленин. Известно, что родился он 10 апреля, а праздновали день рождения 22 апреля – с одной стороны, разница в новом и старом календарях, но и в этом случае, получается, что один день по новому стилю прибавили. Сохранилась автобиография Ленина, где он написал: родился 10 (22) апреля 1870 года. Возможно, по ней и сверялись в союзе. Третий же Владимир должен принести миру «новое учение», в результате которого на русской земле воцариться мир и согласие. Одни говорят, что это Владимир Путин, впрочем, и тут есть возражения. Противники такой трактовки настаивают, что президент лишь готовит страну для того самого «третьего Владимира». Как бы там ни было, мы говорим о версиях, высказанных в разных источниках. Сказанное же Авелем, как пишут, звучит так:

«И восстанет в изгнании Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское… и он сам подтвердит свое призвание. Имя его трикратно суждено в истории российской. В нем спасение и счастье державы российской. Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное, великая судьба предназначена ей».

Досье

Монах Авель (в миру Василий Васильев; 18 марта 1757, Акулово, Алексинский уезд, Тульская провинция — 29 ноября 1841, Суздаль, Владимирская губерния) — русский православный монах, предсказавший целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков, в том числе даты и обстоятельства смерти российских самодержцев, начиная с Екатерины II, общественные потрясения и войны.

В конце XIX века вышло единственное известное печатное жизнеописание Авеля, которое цитируют и сегодня, когда говорят о биографии монаха. Сегодня деревня, где родился Авель, не существует. Находилась она там, где сейчас разросся Заокский район Тульской области. Авель был одним из девятерых детей хлебопашца Василия и его супруги Ксении. В детстве и юношестве Василий Васильев работал плотником – в Херсоне и Кременчуге. Пережив тяжелейшую болезнь в совсем молодом возрасте, решил пойти в монахи, однако родители были против, и в 1774 году Василий женился – против воли. До 1785 года он не решался идти против семьи, но затем тайно покинул деревню и, получив откупную у барина Льва Нарышкина, добрался до Валаамского монастыря.

Там и принял постриг. В монастыре прожил только год, и затем он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню». После девяти лет скитаний Авель остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где написал свою первую пророческую книгу. За свои пророчества Авель преследовался. С одной стороны, потому что они были направлены против господ, с другой – когда слова монаха сбывались. До наших дней сохранился оригинал Дела Министерства юстиции Российской Империи 1796 года – так называемое Дело о крестьянине вотчины Л.А. Нарышкина именем Василий Васильев… В материале речь идет о 67-страничной книге Авеля с пророчествами.

Скончался монах 29 ноября 1841 года, погребён в Суздале, за алтарём Никольской церкви Спасо-Евфимиева монастыря. В приписываемых Авелю сочинениях приводится ряд других предсказаний: свержение монархии в России, обе мировые войны, Гражданская война в России. В то же время многие называют их спорными, подвергая сомнению и сам способ явления тайн Авелю.

Читать еще:  Когда отмечается праздник усекновения главы иоанна предтечи. От зачатия до страшной смерти: праздники и загадки Иоанна Крестителя

«Повод для гордости»

Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.

Фото предоставлены globallookpress.com.

Подписывайтесь на канал
“Царьград” в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Кто такой монах авель. О чем говорят предсказания старца авеля

Вот уже больше двух столетий не прерываются слухи о загадочных пророчествах монаха Авеля, якобы в точности исполнившихся. Авель будто бы предсказал смерти Екатерины II и Павла I, пожар Москвы в 1812 году, восстание декабристов, основные события царствований всех российских самодержцев в XIX веке, обе мировые войны, революцию в России и т.д.

Монах Авель родился в 1757 году. В миру был Василием Васильевым, сыном крепостного крестьянина графов Нарышкиных. Обучился грамоте. Получив вольную, какое-то время скитался, нанимаясь на разные работы, а в возрасте 27 лет принял монашеский постриг. Совершал паломничества, добирался и до Константинополя. В какой-то момент начал пророчествовать. Свои предсказания записывал в тетрадки, которые затем переписывались и распространялись доброхотами, прельстившимися его видениями. Кроме предсказаний, путано излагал какие-то учения о всесильных духах. То и другое привлекло к себе внимание властей, усмотревших в пророчествах подстрекательство к бунту, а в прочих писаниях – хулу на Господа и на Церковь.

В 1796 году Авель был арестован. Ему вменили оскорбление величества и проповедование ереси. Следственное дело было доложено самой Екатерине II, которая повелела, что, хотя означенный монах и заслуживает смертной казни за свои преступления, но она милостиво заменяет её ему пожизненным заключением в Шлиссельбургскую крепость. При Павле Авель, как и многие другие деятели, заточённые Екатериной (в частности, революционер-демократ А.Н. Радищев и польский патриот Т. Костюшко) был выпущен на свободу. Но в мае 1800 года он был снова посажен – на сей раз в каземат Петропавловской крепости, откуда, по воцарении Александра I в марте 1801 года, был переведён в тюрьму Соловецкого монастыря.

Александр I возвратил свободу Авелю в октябре того же года, дозволив ему вступить в иноческую братию Соловецкого монастыря. По одним известиям, Авель ушёл оттуда вскоре же, по другим – только в 1812 году. Скитаясь, он не прекращал своих пророчеств, пока в 1823 году по велению митрополита московского Филарета (Дроздова) не был заключён в Высоцкий монастырь в Серпухове, откуда бежал в 1826 году. В том же году был пойман и водворён для смирения в Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале, где и окончил свои дни в 1831 году, на 74-м году жизни.

Сведения об Авеле содержатся в его следственном деле 1796 года, в письмах должностных лиц в последующее время, а также в воспоминаниях современников, среди которых племянник генерала А.П. Ермолова, лихой гусар Денис Давыдов, граф М.В. Толстой, Л.Н. Энгельгардт, а также в письмах святителя Игнатия (Брянчанинова).

Характерно, что во всех воспоминаниях предсказания Авеля записаны пост-фактум, после случившегося события, якобы предсказанного монахом. В большинстве случаев эти записи копируют, как под кальку, одна другую, то есть в их основе лежит один источник. При этом такие записи нередко противоречат сведениям, содержащимся в документах.

«Пророчеств» Авеля, ставших достоверно известными до предсказанных ими событий, немного. И все они являются ошибочными, то есть, по церковной терминологии, лжепророчествами. В 1796 году, на допросе, Авель предсказывал смерть Екатерины II, однако относил её к 1802 году («будет царствовать 40 лет» – 1762-1802). Между тем, императрица умерла в том же году, вскоре после заточения Авеля. В воспоминаниях современников, благодаря распространявшимся в обществе слухам, это трансформировалось в якобы исполнившееся пророчество о скорой смерти царицы.

На том же допросе Авель уверял, что Екатерина умрёт из-за того, что на неё восстанет её сын и наследник Павел. Это «предсказание» и стало главным мотивом тяжёлого обвинительного приговора лжепророку. Между тем, Екатерина умерла мирно, и трон перешёл к Павлу без усилий с его стороны.

Неизвестно, за что конкретно Авель был посажен Павлом. Записки современников, сделанные десятилетия спустя, уверяют, будто на обеде у костромского губернатора Авель предрёк гибель Павла от рук заговорщиков. При этом мемуаристы уверяют, будто после этого Авель был посажен в Шлиссельбургскую, а не в Петропавловскую крепость, как было в действительности. Имеются и серьёзные противоречия у авторов относительно того, когда было сделано и как в точности звучало пророчество Авеля о взятии неприятелем и сожжении Москвы.

В одной из своих «еретических» тетрадок Авель предрёк свою смерть в возрасте 84 лет. Между тем, согласно документам, он умер на десять лет раньше. Встречающаяся в некоторых источниках дата его смерти – якобы 1841 год – подтасована его почитателями с целью придать вид «исполнения пророчества».

Кончина Авеля не привела к прекращению спекуляций на его якобы «пророческом даре». После революции, в эмиграции, эти псевдо-известия стали расти как снежный ком. Тогда и появились «свидетельства», будто Авель предсказал монашество Александра I под видом старца Фёдора Кузьмича, убийство революционерами Александра II, потрясения России в ХХ веке, а также, что «велика потом будет Россия, сбросив иго безбожное».

Широкое хождение в ультраправых эмигрантских изданиях, а с начала 1990-х годов – и в пределах России, получила легенда о «гатчинском ларце». Будто бы Павел I, узнав о предсказаниях Авеля и прежде, чем заключить его в тюрьму, приказал доставить монаха к себе во дворец в Гатчину, где Авель и записал свои пророчества. Павел оставил сей секретный ларец потомкам с наказом вскрыть его через сто лет, что и было исполнено Николаем II.

Помимо полной несуразности приписываемого императору Павлу решения – зачем было скрывать эти предсказания целый век, коль скоро в них (будто бы) содержалась информация, важная для царей, правивших в XIX веке? – привоз монаха в Гатчину не находит ни одного подтверждения в переписке официальных лиц по делу Авеля в 1800 году.

Как замечает церковный историк Н. Колчуринский, «пророчества» Авеля носили ярко выраженный политический характер: «Не может не бросаться в глаза временная связь появления этих пророчеств с кризисными ситуациями в истории России. Антиправительственный характер его предсказаний, которые могли послужить оружием в психологической антиправительственной борьбе, не может не бросаться в глаза… Если верить воспоминаниям Д. Давыдова, в 1826 г. он называет Николая I словом “змей”. Всё это заставляет предполагать, что Авель мог быть использован заинтересованными лицами для создания определённых настроений в обществе — “пророчествовал” ли он сам или целенаправленно распространялись слухи о его “пророчествах” до событий или постфактум».

Что сам Авель служил транслятором таких настроений отнюдь не бескорыстно, может свидетельствовать факт его богатства: на случай своей смерти монах, проведший большую часть жизни в тюрьмах и скитаниях, завещал Спасо-Евфимиевскому монастырю 10 500 рублей ассигнациями (около 110 000 долларов на нынешние деньги).

Источники:

http://rusvesna.su/news/1576946428
http://tsargrad.tv/special_projects/velika-budet-potom-rossija-pjat-prorochestv-monaha-avelja_171413
http://russian7.ru/post/monakh-avel-strashnye-predskazaniya-gl/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: