Кто такой а ф лосев. Православная электронная библиотека

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

67675408 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)

(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)

(QR-код в отдельном окне)

Лосев Алексей Федорович

Лосев Алексей Федорович (1893-1988) – русский ученый, философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943).

Родился 10 (22) сентября 1893 в Новочеркасске. В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами, был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского. В 1919 г. был избран профессором Нижегородского университета. Уже в первой публикации Лосева «Эрос у Платона» (1916) была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. Определенное влияние на молодого Лосева оказала метафизика всеединства Вл. Соловьева, религиозно-философские идеи П.А. Флоренского. О том, что именно он ценил и что не мог принять в творчестве Вл. Соловьева, Лосев много лет спустя рассказал в книге «Владимир Соловьев и его время» (1990).

В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева.

В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа».

В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.

Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л.М. Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)). В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 г. тяжело больным человеком, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная «История античной эстетики» — глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. Лосев переводил Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского, был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).

Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди молодых учёных. В его философских чаепитиях принимали участие С. С. Аверинцев, В. В. Бибихин, К. А. Кедров, С. Б. Джимбинов и другие известные филологи. В 1980-х годах тяжело больной Лосев уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие. В последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя.

Умер в Москве 23 мая 1988, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Кто такой а ф лосев. Православная электронная библиотека

Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» расположена по адресу Арбат, 33 – в здании, являющемся памятником истории и культуры г. Москвы, в нем жил А.Ф. Лосев почти пятьдесят лет, с 1941 по 1988 годы.

23 сентября 2004 года Библиотека была открыта для читателей. В ней хранится 11-тысячное мемориальное книжное собрание философа, переданное ученицей и наследницей А.Ф. Лосева — А.А. Тахо-Годи. Сегодня оно доступно не только москвичам, но и жителям России и ближнего и дальнего зарубежья. За время работы Библиотеку «Дом А.Ф.Лосева» посетило более 150 тысяч пользователей.

Библиотека выполняет мемориальную функцию, связанную с жизнью и творчеством выдающегося русского мыслителя А.Ф. Лосева и ведет культурно-просветительскую работу (проведение конференций, семинаров, выставок, публичных лекций, вечеров, экскурсий по мемориальной экспозиции, посвященной А.Ф. Лосеву, и других мероприятий, способствующих изучению и пропаганде русской философской мысли и культуры). 23 сентября 2006 года во дворе библиотеки при участии префекта ЦАО С.Л. Байдакова был открыт памятник А.Ф. Лосеву.

Читать еще:  Православное учение о бытии бога и о безсмертии души. Учение православной церкви о безсмертии души

Библиотека «Дом А.Ф.Лосева» для населения столицы и жителей ЦАО оказывает информационно-библиотечные, досуговые, культурно-просветительские, услуги, в том числе и в виртуальном формате.

В библиотеке постоянно действует экспозиция «Я сослан в ХХ век», посвященная А.Ф. Лосеву, «Труды и дни Дома Лосева», тематическая экспозиция «Русская философия в собрании А.Ф.Лосева». В библиотеке существует портретная галерея русских философов – «Философская лестница».

В читальных залах Библиотеки предоставляется бесплатный доступ к:
• мемориальному книжному собранию А.Ф. Лосева;
• непрерывно пополняемой тематической коллекции литературы и медиаресурсов по философии, истории, культурологии, религиоведению, искусствоведению и другим гуманитарных наукам;
• новейшей научной периодике, популярным газетам и журналам;
• системе электронных каталогов, отражающих весь библиотечный фонд;
• полнотекстовой базе публикаций из журналов по гуманитарным и общественным наукам с 2000 г. «EastView»;
• электронной базе диссертаций РГБ;
• к собственным медиа-ресурсам, созданным по мероприятиям, проводимым в Библиотеке.

Сотрудниками библиотеки подготовлена карта «Философский Арбат», которая сегодня экспонируется в библиотеке, и на основании которой разработан маршрут и пешеходные экскурсии по Арбату.

При активном содействии Префектуры ЦАО, в рамках сохранения культурного наследия, библиотекой проведена реставрация редких книг из собрания А.Ф. Лосева, которые теперь доступны всем посетителям библиотеки в Лосевском научном читальном зале.

Библиотека проводит:
• камерные концерты классической музыки, работает «Музыкальная гостиная Дома Лосева»;
• лекции по истории мировой культуры и философии;
• философские семинары («Русская философия», «Творческое наследие А.Ф. Лосева. Проблемы и перспективы» и др.);
• конференции, акции, фестивали;
• презентации книг, встречи с исследователями и издателями;
• лекторий «Русская философия в датах и лицах»;
• консультации научных сотрудников по вопросам, связанным с подбором литературы о жизни и творчестве А.Ф. Лосева;
• ознакомительные экскурсии по залам Библиотеки;
• экскурсии по мемориальной экспозиции;
• экскурсии по историческим местам Арбата: «Арбат 1812 года», «Философский Арбат» и пр.;
• прямые интернет-трансляции наиболее интересных мероприятий для расширения аудитории.

Выполняет услуги:
• копировальные и компьютерные работы;
• помощь при необходимости сложного поиска информации в Интернет;
• подробное обучение навыкам работы с электронными каталогами.
• виртуальная справка;
• электронная доставка документов;
• мобильный аудио-гид по мемориальной экспозиции и улице Арбат.

Издает научные и информационные материалы:

• Бюллетень Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» (публикации документов из архива А.Ф. Лосева, материалы о событиях культурной и научной жизни Библиотеки);
• буклеты о Библиотеке;
• фильмы о Библиотеке;
• мультимедийные выставки и выставки-лекции;
• рекламно-информационные материалы о ресурсах Библиотеки, правилах пользования и т.д.

Рассылает по электронной почте:
афишу Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» с программой лекций, круглых столов, семинаров, конференций, концертов и других мероприятий.

Поддерживает web-сайт и страницы в социальных сетях, ориентированные на разные категории пользователей.

Уникальность Библиотеки:
По адресу Арбат, 33 находится единственная в России публичная специализированная философская библиотека — научный, мемориальный и просветительский Интеллект-центр. В Библиотеке есть общий и научный Лосевский читальный зал, где читателям предоставляются не только книги, имеющиеся в нашем фонде, но и доступ через Интернет к научной периодике, каталогам и текстам книг, находящимся в крупнейших библиотеках России и зарубежных стран.

Наша библиотека – общедоступная, бесплатная, специализированная. К нам может прийти любой человек с четырнадцати лет независимо от места его регистрации и гражданства, в то же время она обладает фондом научной литературы, работает со специалистами в области гуманитарных наук, научной элитой города, России и мира. Научность библиотеки — в особенностях состава фонда. Здесь собрано огромное количество специальной литературы, и именно она является основой коллекции А.Ф. Лосева. Сегодняшнее комплектование сохранило те же принципы, которые были заложены Алексеем Федоровичем Лосевым.

Библиотека выступает со многими инициативами по воссозданию атмосферы Арбата как места сосредоточения духовной культуры России.

Идея создать центр или библиотеку истории русской философии и культуры на Арбате, в доме, где прожил последние 50 лет своей долгой жизни А. Ф. Лосев (1893—1988) возникла в Культурно-просветительском обществе «Лосевские беседы» сразу же после его основания (18 апреля 1990 г.). Эта идея была поддержана московской научной общественностью и зарубежными учеными. Однако прошло много лет, пока она смогла воплотиться в жизнь, хотя всем хорошо было известно, что в Москве нет ни одного государственного музея или библиотеки, связанных с русской философской мыслью. А ведь именно на Арбате, в соседних улицах и переулках жили неподалеку от Московского университета известные русские философы, писатели и деятели искусства, о чем можно прочитать и в трехтомных мемуарах Андрея Белого, и в других многочисленных воспоминаниях. В особняке М. К. Морозовой на Смоленском бульваре собирался весь цвет интеллектуальной Москвы на заседаниях Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. В квартире Н. А. Бердяева в Большом Власьевском (а потом в Мерзляковском переулке) собирались члены Вольной Академии Духовной культуры.
А. Ф. Лосев со студенческих лет, с 1911 г. был непременным участником этих собраний, пока они не были закрыты большевиками. Неизменным председателем общества «Лосевские беседы» является доктор филологических наук Аза Алибековна Тахо-Годи, заслуженный профессор МГУ, заслуженный деятель науки РФ. Ее стараниями был сохранен этот дом для науки и просвещения. По ее свидетельству, немало усилий потребовалось, чтобы отстоять этот дом от коммерсантов, отреставрировать старинный особняк и дождаться постановления правительства Москвы о создании государственного учреждения культуры «Дом А. Ф. Лосева».

Читать еще:  Снится число три. Цифра семь, ее значение и возможные интерпретации

24 сентября 1993 г. за № 873 вышло постановление Правительства Москвы за подписью Ю. М. Лужкова о передаче строения 1 по ул. Арбат д. 33/12 в аренду КПО «Лосевские беседы» на 25 лет. Таким образом, в 1993 г. «Лосевские беседы» получили в аренду арбатский дом 33/12.

В декабре 2000 г. была учреждена Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева», на третьем этаже которой расположена мемориальная книжная коллекция А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. Библиотека была создана на основании постановления Правительства Москвы от 15.06.99 г. № 542, постановления Правительства Москвы от 26.12.2000 г. № 1012 и приказа Комитета по культуре г. Москвы от 26.01.2001 г. № 22 «О создании государственного учреждения культуры Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».

23 сентября 2004 г., в день рождения Алексея Федоровича Лосева, в доме на Арбате, где А. Ф. Лосев прожил почти полвека, состоялось официальное открытие государственной Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева». 18 октября, в день Святителей Московских, в именины А. Ф. Лосева, Библиотека была освящена протоиереем о. Валентином Асмусом, протоиереем о. Алексием Бабуриным, протоиереем о. Александром Салтыковым и игуменом Гурием.

Раздел создан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» с целью размещения актуальной информации о независимой оценке, а также для обеспечения технической возможности выражения мнений получателями услуги о качестве оказания услуг организациями культуры.

Предложения об улучшении качества деятельности
Предложения об улучшении качества деятельности Библиотеки “Дом А.Ф. Лосева” будут размещены здесь.

Раскрытие информации независимой системы учета посещений обновлённого сайта за 2016 год:

А. Лосев и Православие

А.Ф.Лосев: жизнь в Православии

«Православная жизнь» -сентябрь 2013 года

В сентябре исполняется 120 лет со дня рождения Алексея Федоровича Лосева – выдающегося русского филолога и философа, крупнейшего исследователя античной культуры и мифологии. При жизни Лосевым было опубликовано около 500 работ, в том числе – несколько десятков монографий.
А.Ф.Лосев родился 10 (22) сентября 1893 года в г.Новочеркасске, на юге России. Его отец, Федор Петрович, преподаватель математики в гимназии, был одаренным скрипачом, хормейстером и дирижером. Он даже оставил семью из-за увлечения музыкой, и в дальнейшем сын увидел отца лишь однажды, в 16-летнем возрасте. Воспитала же Алексея мать, Наталья Алексеевна – дочь протоиерея Алексея Полякова, настоятеля храма Михаила Архангела, в котором о. Алексий и крестил своего внука. Наталья Алексеевна мечтала, чтобы сын получил хорошее образование. А.Ф.Лосев говорил, что именно она заложила в нем «первые понятия чести, порядочности, ответственности». Лосев закончил гимназию с золотой медалью. Уже в гимназический период он чрезвычайно сильно увлекся религиозной философией Владимира Соловьева, и директор за успехи в учебе даже подарил ему 8-томник сочинений философа. Это увлечение А.Ф.Лосев сохранит на всю жизнь и впоследствии напишет фундаментальные труды о жизни и творчестве В.С.Соловьева. В гимназии находился домовый храм в честь солунских братьев, святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, где гимназист Лосев пел в хоре. Параллельно с учебой в гимназии А.Ф.Лосев закончил и частную музыкальную школу по классу скрипки.
В 1911 году А.Ф.Лосев поступил сразу на два отделения Московского университета: философское и классической филологии, которые блестяще закончил в 1915 году. Он очень часто бывал в университетской церкви и говорил, что «это было счастье – прийти в храм, где все свое: и студенты, и профессора – все были соединены вместе». В эти годы Лосев активно посещал и Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева, где познакомился ср многими выдающимися русскими философами: Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Е.Н.Трубецким, П.А.Флоренским, С.Л.Франком.
В трудные годы гражданской войны Лосев остался один: его мать и другие родственники умерли от тифа. В это время он читал лекции в Нижегородском университете, где был избран профессором, а позднее вернулся в Москву. В 1922 году, в Сергиевом Посаде о. Павел Флоренский венчал Алексея Федоровича с Валентиной Михайловной Соколовой. В 1920-ые гг. Лосев был регентом левого клироса, чтецом, звонарем, прислуживал в алтаре московского храма Воздвижения Креста Господня неподалеку от дома, где он жил. Духовным отцом А.Ф.Лосева в эти годы был архимандрит Давид – настоятель Андреевского скита на Афоне, служивший некоторое время в Москве. Он был одним из лидеров движения имяславцев, в котором участвовали и Лосевы.
Для философии и классической филологии настали трудные времена, и в 1922 году Лосев становится профессором Московской консерватории. А.Ф.Лосев на свои средства издает восемь книг по античной эстетике и мифологии. Книга «Диалектика мифа» была воспринята советской властью как враждебная марксистско-ленинской идеологии. В 1929 году, после начала травли, супруги Лосевы приняли тайный монашеский постриг под именами Андроника и Афанасии – в честь антиохийских преподобных супругов, живших в 5 в. В дневниках Валентины Михайловны впоследствии была обнаружена запись: «Предстоит мученичество за исповедание Христа. Или надо уходить в пустыню, или на подвиг исповедничества». Супругов Лосевых арестовали в 1930 году по сфабрикованному делу церковно-монархической организации «Истинное православие». Валентина Михайловна была сослана на Алтай, а Алексей Федорович работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где от тяжелейших условий труда почти ослеп. О. Максим Козлов заметил, что «письма Лосева жене из лагеря – это письма православного христианина, сознающего свою немощь, сознающего, как тяжело оставаться православным человеком в ужасе окружающей его жизни, видящего, как слаба его вера, но понимающего, что ему без этой веры не прожить».
В 1932 году супруги Лосевы были освобождены досрочно, с разрешением вернуться в Москву. А.Ф.Лосеву было запрещено заниматься философией, и ему пришлось перейти к математическим изысканиям. Лосев зарабатывал на жизнь чтением лекций в провинциальных пединститутах, переводами античных и средневековых авторов. В годы войны А.Ф.Лосеву удалось некоторое время поработать в МГУ, но он был оттуда изгнан из-за доноса. Лишь чудом философ устроился на работу в Московский государственный педагогический институт. Здесь он проработал до конца жизни: сначала – на кафедре классической филологии, а потом – на кафедре общего языкознания. Конечно, ему зачастую приходилось писать «в стол», с надеждой на публикации в будущем. В последние тридцать лет жизни активной лосевской помощницей и соратницей стала его вторая супруга – Аза Алибековна Тахо-Годи, исследовательница античной культуры: В.М.Лосева умерла в 1954 году.
Ученица А.Ф.Лосева Надежда Малинаускене вспоминала: «Когда появилась возможность говорить о нашем прошлом открыто, когда стали одна за другой появляться книги Лосева, выяснилось, что его труды имеют основополагающее значение не только в области официально разрешенной ему античной филологии и эстетики, не только в запрещенной для него Сталиным философии, но и в истории, культурологии, искусствоведении, теории музыки, теории и истории литературы, математике, логике, теоретической лингвистике, психологии и богословии. Лосев – редкий пример мыслителя-энциклопедиста, универсальной личности». В заключительный период жизни А.Ф.Лосев активно работал над «Историей античной эстетики», первые шесть томов которой были удостоены Государственной премии в 1986 году.
По воспоминаниям знакомых, А.Ф.Лосев практически наизусть знал церковные службы, строго соблюдал посты и говорил: «Мы должны полностью полагаться на волю Бога, несмотря на самые невыносимые условия существования». В последние десятилетия жизни Лосев старался излишне не афишировать свое православное мировоззрение, хотя внутренне никогда Православию не изменял. А.А. Тахо-Годи вспоминала: «Лосев оставался строго православным человеком. В своей знаменитой книге «Очерки античного символизма и мифологии» он давал философско-богословскую критику католичества. А уж о протестантизме он вообще говорил: «Ну, эти их пасторы – ученые профессора, а не священники, любой может стать: надел галстук, белый воротничок, закончил теологический факультет, научился критике библейских текстов – и ты пастор»».
Скончался А.Ф.Лосев на 95-м году жизни, 24 мая 1988 года, в день памяти своих любимых святых, славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Незадолго до смерти он продиктовал свой последний текст – «Слово о Кирилле и Мефодии». Похоронили Лосева по православному обряду в Москве, на Ваганьковском кладбище. На могильном кресте из черного мрамора написаны слова из 53 псалма: «Во имя Твое спаси мя».

Читать еще:  Послания ангела хранителя на цифрах. Нумерология ангелов: цифры на часах несут в себе важную информацию

Источники:

http://lib.pravmir.ru/library/author/104
http://www.losev-library.ru/about/information
http://www.proza.ru/2016/04/12/731

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: