Кто такие ашкенази. Кто такие ашкеназы, сефарды и мизрахи
Еврейский вопрос. Разберемся, кто такие ашкеназы и сефарды
Как ашкеназы, так и сефарды являются двумя европейскими еврейскими группами. Они составляют подавляющее большинство евреев в Европе и Америке, да и собственно в Израиле их большинство. Другие еврейские группы значительно меньше в целом по численности.
История
Евреи прибыли в Европу во времена Римской Империи, поселившись в сначала в Греции и Италии. В Средние века большинство из них расселилось по Европе.
Евреи-ашкеназы – это те, кто поселился в Германии, Франции и Англии, откуда они были изгнаны в Восточную Европу. Позже западноевропейские страны разрешили им вернуться, но основная часть их населения осталась в Польше, Литве, Украине и Румынии.
Евреи-сефарды – это те, кто поселился в христианских и мусульманских странах на Иберийском полуострове. Гонения вынудили сефардов переселиться на другие берега Средиземноморского бассейна, наиболее заметные колонии образовались в Турции, Греции, Марокко и Алжире. Небольшая группа переехала в Нидерланды, Италию и Англию, а некоторые из них были первыми евреями, прибывшими в американские колонии Англии.
Нищета и гонения, Холокост и нетерпимость мусульманских стран после раздела Палестины заставили большинство обеих еврейских групп массово мигрировать из большинства упомянутых стран.
Религия
Обе группы имеют незначительные различия. Тем не менее ашкеназы свой иудаизм, в результате его более длительных отношений с окружающими европейскими народами, исповедают не так консервативно, в отличии от ортодоксального хасидского варианта. Сефардский иудаизм более ортодоксальный.
Хотя иврит был религиозным языком для обеих общин, но они в быту использовали разные языки. Ашкеназы говорили на идиш, в то время как сефарды говорили на ладино. Они являются средневековыми диалектами немецкого и испанского соответственно, с заимствованными словами из иврита и языков окружающих народов.
Генетика
В результате эндогамии и изоляции от окружающих народов обе группы генетически очень тесно связаны. Они в основном происходят от людей, которые жили в Леванте в древние времена со значительной примесью южноевропейцев.
Культура
Восточноевропейские ашкеназы часто жили в небольших местечках, где они были изолированы от своих христианских соседей и развивали еврейскую литературу, свою музыку и многие другие уникальные культурные черты.
В Северной Африке и османской империи сефарды, хотя и были вынуждены жить в еврейских кварталах (называемых” меллах “на арабском языке и” джудерия ” на испанском языке), но имели более свободный контакт со своими христианскими и мусульманскими соседями. Сефарды не создали уникального музыкального стиля, но есть народные песни на ладино, которые своей лирикой восходят к средневековой Испании.
Европейские евреи, как ашкеназы, так и сефарды, жили в большей интеграции со своими “титульными” соседями и считали себя во многом, например- немцами, венграми, но только другой веры.
Несефардские средиземноморские и ближневосточные евреи
Многие называют сефардом каждого еврея из Средиземноморья, Ближнего Востока или не ашкеназа, что не правильно.
Все страны, принявшие сефардов с Иберийского полуострова, имели уже в то время еврейские общины, так как они существовали в Южной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке с древних времен.
Евреи родом из Италии и Греции, которые жили там до прихода сефардов и ашкеназов, называются соответственно итальяним и романиоты. Евреи из мусульманского мира, которые не были потомками тех, кто прибыл из Испании и Португалии, называются мизрахим, но это обобщенный термин, и внутри этой группы нет культурного и исторического единства, там много самых разных субгрупп.
Отношения
В прошлом, как это происходит и сегодня, еврейские группы разного происхождения пересекались. Сефарды и мизрахим встретились в Северной Африке и Леванте. Сефарды и ашкеназы пересеклись в городах Западной Европы и восточного побережья США.
Каждый раз, когда это происходило, каждая группа проявляла снобизм и дискриминационное отношение к другой группе, поэтому, хотя у них был контакты, но каждая из них придерживалась своей собственной общины. Это происходило даже внутри каждой еврейской группы, так в случае с ашкеназами были различия между екками (немецкими, австрийскими и венгерскими евреями), литваками (из Литвы и Северной Польши) и галицийцами (Южная Польша и Украина).
Сегодня большинство евреев живут в США и Израиле, со значительными общинами в Канаде, Западной Европе, Латинской Америке и еще нескольких странах. Ашкеназы составляют около 80% евреев во всем мире и преобладают во всех странах, кроме Франции и Израиля, где сефарды и мизрахи составляют половину еврейского населения.
Евреи из разных групп все чаще вступают в браки друг с другом. Хотя по-прежнему существуют отдельные общины, их ашкеназская/сефардская/мизрахская идентичность уступает место новой общееврейской.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, тут интересно!
Ашкеназы и сефарды – в чем разница?
Еврейское общество делится на ашкеназов и сефардов. Такое деление может показаться странным, потому что Ашкеназ — еврейское наименование Германии, а Сфарад — Испании. Однако на практике большинство евреев, происходящих из европейских семей, считаются ашкеназами, а из семей, связанных с Испанией или арабскими странами, — сефардами. Зато если вы встретите еврея по фамилии Ашкенази, то он почти наверняка сефард. Много поколений назад его европейский предок поселился среди сефардов, которые и прозвали его Ашкенази; фамильное прозвище сохранилось, даже когда его потомки давно уже превратились в сефардов.
В средние века сефарды Испании считали себя еврейской элитой. В отличие от своих собратьев в других частях Европы испанские евреи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании в 1492 г. эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости. Сефарды, оставившие Испанию и обосновавшиеся в других местах Европы, подвергали других евреев дискриминации. В сефардских синагогах Амстердама и Лондона XVIII в. ашкеназы не могли сидеть вместе с остальными членами общины, им полагалось стоять за деревянной перегородкой. В 1776 г. в Лондоне община сефардов постановила, что если сефард вступает в брак с дочерью ашкеназов и умирает, то благотворительные фонды сефард-ской общины нельзя использовать для помощи вдове. С течением времени эти жестокие правила смягчались.
Ашкеназы из Италии
Евреев, живших в арабском мире, также называли сефардами — скорее всего, потому, что их обрядовая практика следовала обычаю сефардов, а не ашкеназов. Когда сегодня говорят об израильских сефардах, имеются в виду евреи — выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д. В США евреи из арабского мира часто добиваются больших финансовых успехов. Самая известная община сефардов в районе Нью-Йорка (более 25 тысяч сирийских евреев) обитает в Бруклине и Нью-Джерси, большинство их предков прибыли сюда из Халеба в начале века.
В среде ашкеназов также существует тенденция к самовыделению. Германские евреи часто считают себя «интеллектуальнее» своих восточноевропейских собратьев. Те из них, кто перебрался в США, внесли большой вклад в обустройство польских и русских евреев, прибывших сюда позже, и смотрят на них свысока. Когда германские евреи в 1843 г. создали организацию «Бней Брит», они сперва не разрешали евреям из Восточной Европы вступать в нее.
Восточноевропейские евреи имеют свои предрассудки в отношении собратьев из Германии. На одном из первых сионистских конгрессов русский еврей Хаим Вейцман, повздорив с делегатами из Германии, заявил: «Вы знаете, в чем проблема немецких евреев? У них чисто немецкий шарм и чисто еврейская скромность». Германских евреев прозвали тки. Это слово неясного происхождения до сих пор используется для обозначения германского еврея, хотя часто применяется и к тем, кто имеет характерные для стереотипа йеки черты: точность, быстроту и некоторую холодность.
Когда евреи жили в Испании, они говорили по-испански, хотя и с сильным еврейским влиянием. После своего изгнания они продолжали говорить на иудео-испанском наречии, получившем название ладино. Сегодня на ладино говорит довольно мало людей. За последние годы многие классические литературные труды на этом языке переведены на иврит и английский.
Сефарды из Испании
В Европе многие евреи говорили на идише, еврейском языке, основанном преимущественно на немецком и иврите.
Как правило, евреи использовали идиш там, где они не обладали равными правами. Евреи Польши и России, например, говорили на идише, в то время как подавляющее большинство евреев Франции и Германии пользовались французским и немецким. Когда евреи мигрировали в страны, где они имели равные права, идиш обычно использовался лишь первым поколением. В 1920-е годы в Нью-Йорке ежедневно продавалось по 200 000 экземпляров газет на идише.
Идиш — необычно колоритный язык, и в США многие из его наиболее ярких слов вошли в лексикон неевреев. Кибуц — слово на идише, так же как и два обозначения неудачника: шлемиль и шлемазл. В еврейском фольклоре говорится, что шлемазл — это тот, кто обязательно проливает чай из стакана, а шлемилъ — кто всегда падает. Другие еврейские слова, часто употребляемые американцами, — менч («хороший человек»), мешуга («псих»), и йена («болтун»).
Идиш еще используется в хасидских общинах. Однако было бы преждевременным предсказывать умирание этого языка. Нобелевский лауреат 1978 г. Ицхак Башевис-Зингер, пишущий на идише, отметил, что упадок языка идиша предсказывали уже в момент его приезда в США в 1935 г., тем не менее этот язык до сих пор живет — в блаженном неведении, что его считают мертвым.
Кто такие ашкеназы, сефарды и мизрахи?
Это отбрасывает популярную некоторое время назад гипотезу, согласно которой евреи — собрание разных народов, в разное время принявших иудаизм
Западная стена, или Стена плача – всё. что осталось от Иерусалимского храма
Вопрос о родственных связях между разными подгруппами евреев — остро дискуссионная тема для историков, антропологов и биологов.
Впервые были исследованы полные геномы представителей известных подгрупп евреев — светлокожих ашкеназов Европы и США, оливковых сефардов Греции, Турции и Сирии, темнолицых мизрахов Ирана и Ирака, а также эфиопских и индийских иудеев.
Исследователи сравнили сходства и различия в последовательностях из трех миллиардов «букв» генетического кода — и как рентгеном высветили множество деталей, которые были неизвестны либо являлись предметом споров.
Еще сто лет назад историки Морис Фишберг и Джозеф Джекобс задались вопросом: кто такие евреи? Действительно ли это единый этнос? Или группа неродственных племен, объединенных религией и культурой? С тех пор появились даже такие авторы, которые пытались вывести происхождение ашкеназов от хазар, — ведь те действительно в какой-то момент приняли иудаизм.
Можно вспомнить и историка Шломо Занда, который полагает, что евреи лишь собрание народов, в разное время принявших иудаизм. Исследование полных геномов опровергает эту гипотезу — и рассказывает нам подробную историю расселения евреев и их смешения с разными народами.
Финны и евреи — важные объекты генетики человека, потому что обе группы имеют из-за близкородственного скрещивания весьма гомогенные геномы. Это делает финнов и евреев идеальными объектами изучения, своего рода дрозофилами или морскими свинками; они несут нам новые знания о генах вообще. Новые исследования действительно революционны: уже завтра генетики смогут рассказать каждому землянину, кем, с большой долей вероятности, были его предки.
Но вернемся к евреям. Оказалось, что, за вычетом эфиопских и индийских общин, все люди, которые считают себя евреями, составляют отчетливую этническую группу, генетически обособленную от остальных народов.
Внутри каждой подгруппы родство оказалось очень высоко (в среднем — как у родственников в четвертом-пятом поколении; оно в десять раз теснее, чем у двух случайно взятых ньюйоркцев).
Мизрахи (жители Ирана и Ирака), как показали исследования, отделились от единого иудейского ствола совсем давно — 2500 лет назад. Это весьма логично: историки знают, что тогда множество евреев оказалось в вавилонском пленении.
Предки остальных евреев, говорят авторы работы в Human Genetics, примерно во времена Христа расселялись по югу Европы. Об этом историки тоже знают: до Иудейской войны этот процесс шел медленно, а после изгнания евреев из Палестины — лавинообразно.
В Южной Европе, как установили новые исследования, они получили около 30% примеси генов местных народов: итальянцев, сардинцев, французов. И это объяснимо: в ту эпоху для евреев нормальной практикой был прозелитизм — в иудаизм обратились до 10% жителей Римской империи.
Далее в имеющихся исторических реконструкциях — большая дыра; мы видим лишь, что к Средневековью в Европе обнаруживаются две четко разграниченные группы евреев, о родственных связях и формировании которых ничего не известно. Новые исследования рисуют достаточно полную картину происхождения этих двух групп, и она весьма любопытна.
Первая группа — это сефарды, про которых мы знаем лишь, что они жили в Испании, были изгнаны оттуда в 1492 году (помните «Испанскую балладу» Фейхтвангера?) и расселились во Франции, Италии, Греции, Турции и Сирии.
Испанская синагога, Прага
Вторая — светлолицые, светлокожие (а часто и светлоглазые) и более склонные к наследственным болезням ашкеназы.
Они появились на Рейне в VIII веке н. э. — но было неизвестно, откуда. Были предположения, что это хазары, принявшие иудаизм. Ашкеназы жили в Германии (вспомним «Еврея Зюсса» того же Фейхтвангера), а позже распространились по всей Восточной Европе.
Почти все ашкеназы, жившие в Германии и на оккупированных ею во время Второй мировой войны территориях, были уничтожены в холокост. Многие из оставшихся в живых оказались в Израиле и США.
Маленький городишко в горах Гарца – до прихода Гитлера к власти тут проживало достаточно ашкеназов. Большинство из них были уничтожены в Холокост.
Сефарды и ашкеназы традиционно находятся в некотором антагонизме. Даже селясь рядом, они редко вступают в смешанные браки; различается произношение слов на языке молитвы (иврите) и религиозная практика.
Особенно яркие проявления расизма наблюдаются у ашкеназов — выходцев из бывшего СССР: многие из них откровенно презрительно относятся к «этим черным» и явно не чувствуют себя одним с ними народом.
И вот один из наиболее обсуждаемых в СМИ результатов нового исследования: ашкеназы оказались генетически гораздо ближе к сефардам, чем считалось. Разошлись эти две группы относительно поздно. В обеих доминируют ближневосточные гены, их около 70%. В обеих группах есть и примесь генов французов, итальянцев и сардинцев — 20–30%: их явно унаследовали еще до разделения евреев на сефардов и ашкеназов. Но когда и как это разделение произошло?
На этот вопрос два автора статьи в Human Genetics — профессор Гарри Ортерер и профессор Гил Атцмон — ответили одинаково: «По нашим выкладкам, ашкеназы и сефарды расстались около 60 поколений назад, то есть примерно 1200 лет назад».
Ашкеназы появились на Рейне как раз в VIII веке. Теперь можно быть уверенным, что ашкеназы — просто потомки южноевропейских евреев, которые двинулись вниз по Рейну. За последующие века ашкеназы получили небольшую примесь североевропейской крови (по новым данным, это около 7,5%), но авторы считают это вторичным наслоением, никак не говорящим об их происхождении от северных европейцев.
Изучение геномов ашкеназов подтвердило один установленный ранее факт: примерно 1000 лет назад эта группа прошла через своего рода «бутылочное горлышко» — их популяция крайне сократилась.
Авторы публикации в Nature еще несколько лет назад установили, что половина сегодняшних ашкеназов происходит всего от четырех женщин, живших в Европе 1000 лет назад.
Из-за близкородственного скрещивания у ашкеназов так распространены генетические заболевания.
Авторы публикации в Human Genetics подтверждают эти выводы. По их геномным расчетам, в последние столетия ашкеназы очень быстро набирали численность: к XV веку их было уже не менее 50 тысяч, к началу XIX века — 5 миллионов (эти расчеты ценны, поскольку у историков нет исчерпывающих переписей для этих периодов).
Нарисовав картину родственных отношений между разными группами евреев, авторы говорят и об их соседях по этнографическому ландшафту. Как и было принято считать, ближайшие «родственники» евреев — бедуины, друзы, палестинцы.
Эта стена в Иерусалиме разделяет евреев и палестинцев, хотя генетически эти популяции весьма близки.
Последняя деталь: геномы индийских и эфиопских евреев, как оказалось, несут лишь остаточные следы их ближневосточного происхождения — эти колена растворились в местном населении, и их еврейство является не этнической, а культурной чертой.
Сегодня мы увидели, как генетика рассказывает историю народов. Еще интереснее, когда она рассказывает историю конкретных семей.
Например, авторы публикации из Nature несколько лет назад научились находить по генетическим чертам среди сегодняшних евреев потомков коэнов — касты первосвященников древнего Израиля.
Источник текста
Фотографии – мои собственные.
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5c70c99d513e0c00b37fdf07/5d56e1b0a1b4f100ae2a5006
http://ujew.com.ua/ashkenazy-i-sefardy-v-chem-raznica
http://honzales.livejournal.com/120979.html