Кто такие аджарцы и откуда они произошли. Митрополит Батумский Димитрий – о чуде в Аджарии, мусульманах и Патриархе Илии

Митрополит Батумский Димитрий — о чуде в Аджарии, мусульманах и Патриархе Илии

35-летию Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II

20 лет — это много или мало? В истории Аджарии — целая эпоха. В конце 1980-хгодов местное население здесь было мусульманским, в Батуми действовал единственный православный храм. Сегодня 75% аджарцев исповедуют православие. Эта метаморфоза перехода целого региона из ислама в православие, а вернее возвращения к истокам, к вере предков, произошла на глазах владыки Батумского и Лазского Димитрия и при его горячем участии.

Миновав Имеретию и Гурию, мы въезжаем в Батуми, который просто не узнать! Украшенная пальмами набережная, европейский «старый город», силуэты небоскребов, новостройки причудливой архитектуры. У меня мелькает мысль: удивительно, вместе с возрождением православия в Аджарии началось и возрождение светской жизни в крае.

Аджария между атеизмом, исламом и православием

— Тогдашняя епархия была большая. Сейчас из нее выделились три епархии: Верхней Аджарии, Гурии и Аджарии. Когда меня прислали на служение, еще был Советский Союз, и в Верхнюю Аджарию нас не пускали. Именно там жило местное население (аджарцы — это грузины, которые говорят на местном диалекте, близком к мегрельскому, и на тот момент исповедовавшие ислам — А.Н.). В храме святителя Николая, единственном во всей епархии, была только одна верующая семья аджарцев (ее обратил наш Патриарх во время своего служения в Батуми).

— А кто же были прихожане Свято-Никольской церкви?

— Русские, грузины из Гурии и Имеретии. Местные не ходили. Для них действовала мечеть. Знаете, без преувеличения могу сказать: в настоящее время около 75% местных — православные (согласно переписи населения 2002 года). А тогда около 75% местных — это были мусульмане.

— Это воля Божия. Это чудо Божие, не объяснимое одной лишь проповедью. Еще местные мусульмане очень уважают Грузинского Патриарха Илию II.Как-то я получил письмо от одного ходжи из Верхней Аджарии. Он в простоте сердца спрашивал: а нельзя ли, чтобы Патриарх Илия руководил и вами, православными, и нами, мусульманами? Представляете, какая детская душа?!

— Были, но так опасно, конечно, не было. Понимаете, наши мусульмане не создают нам проблем. Они к нам переходят. У одного батюшки из Хуло (это Верхняя Аджария) была бабушка, убежденная мусульманка. И как-то этот батюшка подошел ко мне и сказал, что хочет бабушку проведать. Я ему предложил: «А ты скажи ей, что владыка благословил тебя стать христианкой». Он передал мои слова бабушке. Та задумалась и неожиданно согласилась. Мы ее окрестили, и теперь она с любовью носит крест.

Исламизация края

— Выходит, что Ваши мусульмане — не типичные мусульмане?!

— Они нетипичные, конечно. У нас много священников из мусульманских семьей. Есть два священника из семьи муллы, получившего в Стамбуле высшее теологическое образование. И его внук — священник, ректор семинарии.

Вообще, христианизация Иверии пошла из нашей епархии. Наша епархия — апостола Андрея, я лишь его наместник (улыбается.). Тут, в Верхней Аджарии, сохранились руины храма Архангелов, построенного апостолом Андреем. Это первый в Европе храм! Именно через Аджарию шли на проповедь в Иверию апостолы Симон и Андрей. Затем они были здесь вместе с Симоном Кананитом и Матфием. Первый мученически погиб близ Сухуми, а второй — около Батуми (его мощи лежат в Гонийской крепости, и после окончания раскопок мы хотим построить там храм).

Но с ХVI века Аджария стала объектом непрерывной турецкой агрессии. Захватчики постепенно обратили население в ислам, уничтожили все, кроме Схалтской, церкви. Трижды пытался переступить ее порог ходжа, но падал навзничь, сраженный сильным ударом камня. Храм у турок прослыл «местным шайтаном», его оставили в покое.

В 1878 году в результате Русско-турецкой войны Аджария освободилась от турецкого засилья и была присоединена к Российской империи. На смену туркам пришли большевики, мусульман страшнее. Среди прочих они взорвали храм святого Александра Невского, возведенный в честь победы над турками, а на его месте соорудили гостиницу «Интурист».

Зачем та дорога, что не ведет к храму?

И вот, когда я приехал сюда в 1989 году, то потихоньку с благословения нашего Патриарха, мы начали. Святейший часто приезжал в Батуми сам. Мы с ним поднимались в горы, в древний Схалтский храм, который открыли в 1989 году. Тогда же мы крестили около тысячи местных аджарцев-мусульман. В этом же году по милости Божией в Батуми был открыт кафедральный собор Рождества Богородицы. Это тот самый храм, в котором снимали фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

Читать еще:  Толкование евангелие от матфея глава 19. Библия онлайн

И потом пошли массовые крещения по всей Аджарии. 13 мая 1991 года мы крестили в Батуми 5 тысяч мусульман и атеистов. Святейший Патриарх, вспоминая грузинскую историю, говорил тогда: «Не Грузия должна обратить в христианство Аджарию, но Аджария нас».

— Рушился Советский Союз, и по всей Грузии были сильны патриотические настроения. Аджарцы понимали, что ислам их заставили принять силой. Нашей главной задачей было — обратить интеллигенцию. Ведь интеллигенция здесь и везде — это пример для других слоев населения. Когда мы обратили интеллигенцию, она нам потом и помогла в проповеди. Люди, видя, что культурная и научная элита стала на сторону христианства, тоже принимали православие, слава Богу!

Аджарцы понимали, что они грузины, а значит, христиане, и обращались. Традиции они хранили всегда. Когда пекли мчади (традиционные грузинские лепешки — А.Н.), то ставили на них крест. Ставили крест и при изготовлении сливочного масла. В XIX веке еще некоторые тайно носили кресты, красили яйца на Пасху. В домах хранили иконы. Помню, я путешествовал по Верхней Аджарии и встретил семью, где мне показали спрятанный крест. Все-таки местное население очень бережно относилось к христианству.

Аджарское чудо

— Что из себя представляет епархия сегодня?

— Это воля Божия! Это чудо Божие! И заслуга наших священников, нашего Патриарха, столь почитаемого местным населением. Ну и я принял какое-то участие во славу Божию.

Святейший Патриарх

— Вот уже скоро, в декабре, исполнится 35 лет Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, при котором Грузинская Церковь буквально расцвела дивным цветом. Вам выпало великое благословение в жизни быть рядом с Патриархом с самого детства. Расскажите, пожалуйста, об этом необыкновенном человеке, о Вашей семье!

— Я помню Патриарха с детства. Я родился в 1961 году, и Патриарх крестил меня в Самтавро. Мы жили в одном доме в Мцхете. Где-то 4 года тому назад по благословению Святейшего, наш дом мы передали Церкви, и там открылся мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца.

Наша родня — из Казбеги. Там родились мой отец и Патриарх, их братья и сестра. Потом, в начале 1930-х годов, семья переехала в Северную Осетию, в Орджоникидзе (совр. Владикавказ). Там отец Патриарха Георгий был представителем тогдашнего Патриарха Каллистрата (Цинцадзе). До сих пор стоит храм, на котором есть ктиторская надпись с именем Георгия Шиолашвили (он купил дом и открыл в нем храм). В этом храме отец Патриарха служил старостой и каждое воскресенье водил туда детей, все они причащались.

Маму Патриарха звали Наталия, она была добросердечная и благочестивая женщина. В ее жизни произошел такой случай: как-то она возвращалась на грузовике в Орджоникидзе. Когда они проезжали мимо храма Святого Георгия, она попросила водителя остановить машину, чтобы зажечь свечу. Он остановил. Наталия зажгла свечу, и они поехали дальше, на Крестовый перевал. Дорога была сложная. Приключилась беда: машина соскользнула в ущелье. При этом все пассажиры остались живы. Все подходили к матери Патриарха и целовали ее. Они поняли, что спаслись благодаря ее молитве.

Святейший Патриарх очень почитает своих родителей, он написал их портреты, часто служит панихиду по ним, раздает в память о них сладости.

— Наверное, благочестие родителей повлияло на выбор пути Патриарха?

— Думаю, это заслуга его отца. Патриарх окончил духовную семинарию и академию в Загорске. Ему предлагали остаться там преподавателем, но он вернулся в Грузию и принял монашество в храме святого Александра Невского в Тбилиси от митрополита Зиновия (Мажуги). Недавно Патриарх вспоминал, как после пострига его привели к тогдашнему патриарху Мелхиседеку III (Пхаладзе). Тот долго смотрел на него и произнес: «Если бы у меня было хоть несколько таких молодых, я бы возродил всю православную Грузию».

Патриарха рукоположили во диакона, затем во священника и направили служить в Никольский храм в Батуми. А в 1963 году его рукоположили во епископа Батумского и Шемокмедского и направили в Гурию. А оттуда перевели в Абхазию в 1967 году. Сложная была ситуация! По всей Грузии действовало лишь несколько женских монастырей.

В Мцхете, в женском монастыре, устроили Швейную фабрику, отшивали подушки и одеяла. Мама там работала (она сирота, родилась в Мцхете, ее воспитали и выдали замуж монахини, к которым она всегда хотела вернуться и вернулась, приняла в Самтавро постриг с именем Анна). Верующих было мало. Мы часто ходили в храм, на службах стояло 3–4 человека, псаломщицами служили тайные монахини.

Духовную семинарию открыли в Тбилиси только в 1963 году (и это, когда по всей России закрывали!). Епископ Илия был первым ректором. А уже став Патриархом, он возобновил первый мужской монастырь в Бетании, пригласил монахов из России. Постепенно он стал думать об духовной академии, чтобы грузинские священники имели возможность на месте получать высшее образование. И около 1987 года была открыта Тбилисская духовная академия (я был назначен ее ректором).

Читать еще:  Евангелие от Матфея.

Таланты

— Мы знаем о многих талантах Патриарха: он пишет иконы, рисует, сочиняет музыку, ваяет. Эти таланты проявлялись у него с детства?

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

СНГ и Балтия

Грузия: рост числа обращений из ислама в христианство

Речь идет о своего рода уникальном явлении в мировой практике: в 1991 году среди аджарцев, являющихся этническим меньшинством и проживающих в юго-западной Грузии, было 75% мусульман. На сегодняшний день, согласно недавно обнародованным официальным документам, в республике Аджария 75% жителей, проживающих в Батуми и окрестностях, принадлежат к Грузинской православной церкви. Речь идет о неожиданном и удивительном обращении в христианство.

Исламизация аджарцев восходит к 1614 году, когда их территория была завоевана Османской империей.

Аннексированная Российской империей в 1878 году, Аджария, территория которой насчитывает 3 тысячи квадратных километров, перешла под юрисдикцию Грузии в 1920 году, а после краткого конфликта стала советской автономной республикой в составе Грузии. Сегодня Аджария продолжает оставаться автономной республикой в составе Грузии. Как и Южная Осетия, отделившаяся от Тбилиси в 1991 году, она принадлежит к таким территориям Кавказа, которые подверглись перекрестному огню со стороны России и Грузии, боровшимися за территориальное господство, а также репрессиям грузинского президента Саакашвили, пришедшего к власти в результате «розовой революции» в 2003 году и являющего непримиримым врагом движений за независимость.

О процессе массового возвращения аджарцев к православию уже сообщал митрополит Батумский Димитрий (Батуми – столица Аджарии), в интервью в конце 2012 года. Митрополит Димитрий сказал, что обращение почти всего народа произошло на его глазах: «В 1991 году пять тысяч человек, среди которых были мусульмане и атеисты, перешли в православие. В этом же году мы открыли высшую теологическую школу в Хуло. Это была первая религиозная школа, открытая в СССР».

Сегодня многие священники происходят из исламских семей. Достаточно сказать, что ректор Батумской семинарии является внуком муллы, получившим образование в Стамбуле.

Аджария граничит на юге с Турцией, и, согласно некоторым статьям, появившимся недавно в местной печати, турки пытаются поддерживать и увеличивать исламское присутствие в регионе.

Аджарские газеты писали о прибытии в их страну потомков известного проповедника Османской империи Сулеймана Хилми Тунахана (Süleyman Hilmi Tunahan), родившегося в болгарской деревне и жившего в Стабуле до 1959 года. На самом деле, в Аджарии сохраняются небольшие исламские анклавы, особенно во деревнях центральной части региона. В Хуло есть мечеть и медресе (мусульманская духовная семинария), а старики говорят по-турецки.

В настоящий момент сосуществование кажется мирным, несмотря на то, что обращение в христианство многих мусульман стало своего рода табу для остального исламского меньшинства Грузии: от чеченцев, проживающих на границе с Чечней и Дагестаном, до шиитов восточной Грузии, живущих недалеко от границы с Азербайджаном.

Конечно, нужно сказать, что Грузия не поощряет распространение ислама. Более того, православие считается государственной религией. В конце августа в Адигенском районе юго-западной Грузии произошло событие, которое местная печать окрестила «минаретом раздора».

Гражданские власти снесли минарет, поскольку не были уплачены таможенные пошлины за необходимые строительные материалы. Мусульмане, выступившие с протестом против действия властей, были арестованы.

Причины обращения мусульман в христианства были объяснены митрополитом Батумским Димитрием: аджарцы были насильно обращены в ислам турками Османской империи, но по сути они остались христианами. Вплоть до сегодняшнего дня они продолжали носить крестики (иногда тайком), сохранили обычай красить яйца перед Пасхой, что типично для народной традиции восточных христиан, и хранить в доме иконы. К этому добавился религиозный подъем, характерный для последних лет существования СССР и периода, последовавшего вслед за его распадом в 1991 году. Достаточно вспомнить о публичном обращении в христианство и крещении президента Эдуарда Шеварнадзе, бывшего советского министра иностранных дел, ставшего духовным сыном грузинского патриарха Илии II.

Уместно вспомнить и о событиях в Южной Осетии, расположенной на севере Грузии, которая ценой кровопролитного конфликта объявила о независимости от Грузии в 1991 году и пережила великое духовное возрождение, сопровождавшееся обращением в христианство и крещением, в чем принимал участие епископ Аланский Георгий (епископ греческого синода Противостоящих Оропоса и Фили).

Надо отметить, что Грузинская православная церковь ведет активную деятельность. Недавно в результате предпринятых ею шагов вновь возникло недовольство на границе с Арменией. Несколько дней тому назад отец Хакоб Сахакян (Hakob Sahakyan), армянский священник в городе Ахалцике, сообщил местным средствам массовой информации, что Грузинская церковь организует паломничества и религиозные службы в двух старинных храмах в деревне Дамала, принадлежащих монастырскому комплексу X-XI веков. Этот комплекс считается историческим наследием армян, живущих в Грузии. В настоящий момент это дело не имело плохих последствий. Был сделан запрос в Министерство культуры Армении, которое назначило комиссию специалистов, которая должна разрешить спор.

Новый спор с армянами свидетельствует о том, что государство, которое считает православие официальной религией и щедро финансирует церковь, хотя и не исключает исторические религиозные меньшинства, все равно пытается сохранить иерархию христианских конфессий. Отношения с католической церковью, которой принадлежит примерно 2% грузинского населения, тоже не всегда складываются гладко.

Читать еще:  Назад ребенок значение имени. Значение имени: как выбирать имя для ребенка

Нет сомнений, что речь идет о сознательной религиозной политике, которая связана с внутренней безопасностью и охраной границ. Вопрос касается в основном ислама и Чечни, в которой с некоторого времени упрочилась форма исламского «гибкого» радикализма, что иногда сопровождается террористическими инициативами отдельных индивидуумов, как продемонстрировал теракт во время марафонского забега в Бостоне в апреле нынешнего года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Хотят ли мусульмане Аджарии оставаться «православными грузинами»?

В Аджарии – новый «религиозный конфликт». Служба налогов министерства финансов Грузии в конце августа сего года демонтировала минарет мечети в селе Чела под предлогом проверки законности импорта этой конструкции из Турецкой Республики. Действия властей вызвали возмущение местных мусульман, которые провели акции протеста у батумской мечети, на которых потребовали от властей немедленно восстановить мечеть в первозданном виде.

Митинги протеста вызвали резкие комментарии со стороны ряда грузинских политиков. В интервью Radio France internationale лидер партии «Грузинское собрание» Джонди Багатурия заявил, что за обострением обстановки в автономии стоят спецслужбы соседней Турции. «Они очень активно и очень нагло действуют на территории Грузии, – заявил Багатурия. – Особенно в Аджарии, Ахалцихе и Ахалкалаки. В среде турецких властей очень популярна идея «великого Турана». То есть, идея восстановления Турции в границах Османской империи. Например, министр иностранных дел Турции явно и нагло заявил, что Батуми так же принадлежит Турции, как и Бенгази. Неужели любая страна – Франция, Германия, США или сама Турция – после такого заявления со стороны главы МИД соседнего государства, не будет опасаться и рассматривать подобные инциденты в призме подготовки условий для масштабных провокаций в своих регионах? В Ахалцихе и Аджарии именно это и происходит».

Турция – главный инвестор в автономии. По данным консульства Турции в Батуми на 2012 год, только в Аджарии турецкие компании создали для местных жителей 6 тысяч рабочих мест. Армянская газета «Новое время» ссылается на слова грузинского дипломата и политолога Гамлет Чипашвили: «Экономически Турция полностью оккупировала Грузию при полной неспособности властей защитить внутренний рынок и местных производителей. Турция уже отобрала у нас Аджарию — и в религиозном, и в экономическом планах». Попытки Тбилиси сделать из Аджарии конкурентный курорт также провалились. По словам руководителя отдела новых продуктов и сервисов департамента туризма Аджарии Мамуки Бердзенишвили, соответствие цен и сервисов в Турции нельзя сравнить с соответствием цен и сервисов в Аджарии. Однако не «турецкие спецслужбы» же в этом виноваты.

Аджария населена преимущественно мусульманами. Считается, что этот регион был в Советском Союзе единственной автономией, сформированной не по этническому, а по религиозному признаку. Исторически судьба аджарцев многие века связывала с Османской империей, пока в 1921 году по Карскому договору Турция не признала права Москвы на эту провинцию. В независимой Грузии с аджарцами стали происходить «чудесные» превращения. «В 1991 году 75% аджарцев были мусульманами, сегодня они стали 75% православными. Как объяснить эти преобразования, по-видимому, единственные в мире?», – задается вопросом французский журналист Ян Амель, недавно вернувшийся из поездки по автономии. Племянник православного грузинского патриарха Илии II, митрополит Батумский и Лазский Димитрий лаконичен: «Это Божья воля». Однако Бог все-таки тут, скорее всего, не при чем.

Накануне прошлогодних выборов в парламент Грузии американский портал EurasiaNet утверждал, что «грузинская враждебность по отношению к соседней Турции, коренящаяся в давних исторических, религиозных и экономических разногласиях, судя по всему, набирает обороты в причерноморском регионе Аджария. В последнее время политики, стремящиеся заполучить голоса избирателей на предстоящих 1 октября 2012 года парламентских выборах в Грузии, постоянно подогревают подобные настроения». Избирательный блок Бидзины Иванишвили, ныне премьер-министра страны, обвинял президента Михаила Саакашвили в том, что он потворствует «турецкому экспансионизму, представляющему угрозу для грузинской культуры, возможностей трудоустройства и даже самого суверенитета страны».

В дело вмешался «религиозный фактор». Тбилиси и Стамбул заключили между собой соглашение, по которому в Батуми должны были заново отстроить историческую мечеть «Азизие», а турки взамен гарантировали восстановление средневековых грузинских православных храмов на северо-востоке Турции. Инициативу грузинских властей экс-президент страны Эдуард Шеварднадзе тогда в интервью еженедельнику «Асавал-Дасавали» назвал «непоправимой ошибкой», так как «власти уравняли все религиозные течения православной церкви – матери и теперь православию создана опасность». А руководитель аджарского объединения «Служи Грузии» Мурман Думбадзе подчеркнул, что в Аджарии за последнее время и так было построено около 200 мечетей.

Некоторые аналитики в этой связи не исключают вероятность того, что Аджария может повторить «абхазский сценарий». Сухум последовательно проходил три этапа. Межнациональные столкновения привели к межрегиональному конфликту, после чего размежевание состоялось на межрелигиозном уровне, когда абхазские православные отказались подчиняться Грузинской православной церкви. Для Батуми эта последовательность будет носить несколько другой характер – межрелигиозный конфликт способен перерасти в межнациональный, после чего возможно все, что угодно. Подчеркивающая свою православную идентичность, но при этом ориентирующая на Евросоюз Грузия сегодня попала в сложное положение.

Источники:

http://pravoslavie.ru/57947.html
http://inosmi.ru/sngbaltia/20130921/213169675.html
http://www.iarex.ru/articles/41515.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: