Кто разрушил храм христа спасителя. «Взрыв Храма Спасителя явился высшей степенью унижения русского народа
Содержание
«Взрыв Храма Спасителя явился высшей степенью унижения русского народа»
К годовщине уничтожения большевиками храма-памятника
82 года назад, 5 декабря 1931 года, в Москве была взорвана православная святыня и выдающийся национально-исторический храм-памятник Отечественной войны 1812 года Храм Христа Спасителя.
Уже в 1918 году, в ходе реализации «Декрета о памятниках республики» (1918), гласившим, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц», был уничтожен памятник Императору Александру III, установленный в сквере возле Храма Христа Спасителя. А сам храм, в результате начавшихся вскоре гонений на Русскую Православную Церковь, оказался в руках обновленцев и вплоть до закрытия храма в 1931 году его настоятелем был один из вождей обновленчества «митрополит» Александр Введенский.
Когда же в головах большевистского руководства вызрела идея возведения на месте Храма Христа Спасителя грандиозного Дворца Советов, началась кампания по подготовке общественного мнения к разрушению святыни и величественного памятника архитектуры. Как вспоминал А.Ф.Иванов, работавший в то время в Управлении строительства Дворца Советов, «Храм Христа Спасителя стал систематически подвергаться невиданным нападкам со стороны центральных партийных и советских органов прессы. Некто Б.Кандидов, один из организаторов Антирелигиозного музея, опубликовал брошюру “За Дворец Советов”, названия глав которой говорили сами за себя: “Ложно-историческая ценность Храма Христа Спасителя”, “Сказка о художественной ценности Храма Христа Спасителя”, “Храм Христа Спасителя на службе контрреволюции”».
«Шел 1928 год, – писал архитектор Дворца Совета Б.Иофан. – Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия “высокопоставленных” строителей, создавших это помещичье-купеческое капище. Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».
Несмотря на протесты ряда отдельных деятелей культуры, в том числе академика живописи А.М.Васнецова, окончательное решение о разрушении Храма Христа Спасителя было принято 13 июля 1931 года на заседании ЦИК СССР под председательством М.И.Калинина в ходе утверждения места для строительства Дворца Советов – здания для проведения сессий Верховного Совета СССР, призванного стать главной московской высоткой и самым высоким зданием мира (420 м). Согласно проекту, Дворец Советов должен был представлять собой огромное многоярусное здание с обилием колонн и увенчанное грандиозной 75-метровой статуей Ленина, утопающей в облаках (также призванной стать самым гигантским памятником вождю революции).
Решение это было заготовлено уже заранее на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвященном проекту реконструкции Москвы, а 16 июня появилась резолюция «Комитета по делам культов» при Президиуме ВЦИК, которая гласила: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
Главную роль в сносе Храма Христа Спасителя сыграл Лазарь Каганович, непосредственно руководивший работой по составлению генерального плана реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы», в ходе которых было уничтожено множество памятников архитектуры, по мнению влиятельного большевика «засорявших» Москву.
Практически сразу же после принятия этого рокового решения, начались спешные работы по разборке храмового здания, в ходе которых был разграблен алтарь и смыта золотая позолота. О том, как шла разборка храма, вспоминал оператор Владислав Микоша: «Через широко распахнутые бронзовые двери – не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. (. ) Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку – с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами. Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались».
«. Мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти, – воспоминал в свою очередь А.Ф.Иванов. – Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим – к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы. Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам».
Поскольку разобрать Храм Христа Спасителя до основания так и не удалось, было принято решение о его взрыве. И 5 декабря 1931 года вместе с барельефами и фресками Храм Христа Спасителя был уничтожен. После первого взрыва стены храма устояли, хотя, по воспоминаниям очевидцев, взрыв был такой силы, что чувствовался на расстоянии многих километров. И лишь вторым (по другим данным – третьим), еще более мощным взрывом храм был уничтожен. Для разборки руин здания понадобилось почти полтора года. Мраморные обломки храма пошли на оформление станций метро «Кропоткинская», «Охотный ряд», скамьи были установлены на станции «Новокузнецкая», а часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года была раскрошена и пошла на посыпку дорожек в московских парках и отделку городских зданий.
Однако строительству Дворца Советов, этой «вавилонской башни коммунизма», возведение которой началось в 1937 году, не суждено было завершиться. Начавшаяся Великая Отечественная война остановила осуществление этого масштабного коммунистического проекта. В условиях тяжелейшей войны стало не до Дворца Советов, и подготовленные для его монтажа металлические конструкции пошли на изготовления противотанковых ежей для обороны Москвы. А вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.
После окончания войны, в условиях сосредоточения всех сил на восстановлении страны, проект масштабного Дворца Советов был заморожен. А затем от этой идеи и вовсе отказались, возведя Дворец съездов на территории Кремля. На месте же Храма Христа Спасителя, на котором стоял брошенный фундамент несостоявшегося Дворца Советов, в 1960 году был создан открытый бассейн «Москва».
«Кто же меня убедит в том, что взрывали его будто бы мудрые и культурные люди, заботящиеся о благе народа, страны, а не хулиганы, глумливцы, не бандиты, не варвары, не случайные захватчики власти, ненавидящие захваченную страну и подмявшие под себя одурманенный пустыми лозунгами народ? – писал о взрыве Храма Христа Спасителя замечательный русский писатель Владимир Солоухин. – Короток, ограничен человеческий век. Не дожить, не увидеть. Но легче было бы умирать, провидя, как на месте омерзительного, пахнущего хлоркой лягушатника, источающего в центре Москвы свои зеленые сернистые пары, рано или поздно опять поднимется сверкающая белизной и золотом громада храма. Что точно так же, как взрыв Храма Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России».
И в 1988 году появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружен, и в Рождественскую ночь 2000 года здесь была отслужена первая торжественная литургия.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
История уничтожения Храма Христа Спасителя в Москве
“. Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России”
Владимир Солоухин “Последняя ступень”
Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: “Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. . “.
Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века – антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова – глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. “. Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.” На катке “Красные Хамовники” шло представление: “Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь. “.
1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий – их начали взрывать.
В 1930 году были проведены уже две кампании – антипасхальная и антирождественская, в 1931 году – тоже. Они проходили под лозунгами “За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню”. И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть “новый дворец рабочих и трудящихся крестьян” на месте “дворцов банкиров, помещиков и царей” внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет – в начале 1931 года. В феврале – мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма – по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте “главного здания страны” – Дворца Советов.
16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: “Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК”.
18 июля 1931 года в “Известиях” публикуется “Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов” на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов – архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская “вавилонская башня”, увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров – оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).
Очень выгодное с градостроительной точки зрения место – Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 – 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм – символ старой России – православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места “проклятому прошлому и его памятникам”.
Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в “Известиях” постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако “общественное мнение” готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников – художник Аполлинарий Михайлович Васнецов – сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.
В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.
18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в “Известиях” постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.
Вспоминает кинооператор В.Микоша: «Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: «Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…»
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины. Мрамором из Храма выложили станции метро “Кропоткинская” и “Охотный ряд”, скамейки украсили станцию “Новокузнецкая”. Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре – октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.
После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство – строили же в те годы знаменитые московские “высотки”. Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны.
. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную “оттепель” появился бассейн “Москва”, как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач “строителей коммунизма”. Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: “Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам”.
Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы. Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история – история воссоздания.
Взрыв храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 г.
5 декабря 1931 года коммунисты взорвали Храм Христа Спасителя.
«Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа»
(Владимир Солоухин)
Оригинал Храма был воздвигнут в память о победе русского народа в войне 1812 года против нашествия двунадесяти языков: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года. Был заложен 23 сентября 1839 года, на закладке присутствовали митрополит Филарет, Император Николай I.
Освящён 26 мая 1883 года митрополитом Московским Иоанникием в присутствии Императора Александра III, венчанного на царствие в Московском Кремле незадолго до того.
Золотые купола храма Христа Спасителя слепили черный глаз сатанистов-большевиков, они сначала отдали храм подконтрольным им обновленцам-обнагленцам, а потом и вовсе закрыли его. Затем было решено снести храм, а на его месте построить Дворец Советов. Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов.
В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента. А на память о героях Отечественной войны 1812 г. коммунистам было наплевать.
13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.
В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.
В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.
Несколько месяцев проводились спешные работы по разборке здания храма, останки которого в итоге было решено взорвать. 5 декабря 1931 года в 12 часов дня произвели два взрыва, после первого храм не был разрушен до конца. По воспоминаниям очевидцев, от прогремевших взрывов содрогнулись близстоящие здания, а взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких кварталов.
По Москве ходила легенда, что последний взрыв собственноручно произвел Лазарь Моисеевич Каганович, до того пытавшийся снести собор Василия Блаженного на Красной площади. Якобы нарком лично повернул рукоятку взрывного устройства со словами «Задерем подол матушке-России».
На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года.
В конце 1930-х годов снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и станций метрополитена. Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки и перевернутые капители колонн украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Малую часть утвари спасли прихожане и сотрудники чудом не закрытых московских храмов. Часть бронзы от переплавленных колоколов пошла на изготовление скульптур на станции метро «Площадь революции», которым суеверные москвичи и гости столицы старательно натирают разные места, загадывая желания.
Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет. Долго шли споры о конструкции самого высокого в мире циклопического сооружения — новой Вавилонской башни, утвержденный проект архитектора Иофана много раз правился, в том числе и лично Сталиным, который мнил себя и великим архитектором тоже.
В итоге рытьё котлована будущего дворца началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса, с расчетом на без малого 500-метровую высоту здания, вершину которого должна была составить гигантская скульптура Ленина высотой 80-100 метров с вытянутой рукой.
За злодеяния коммунистов на богоборческий СССР обрушилась кара в лице злодея Гитлера. Строительство Дворца Советов заморозили с началом Великой Отечественной войны. Часть металлических конструкций Дворца пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание было полностью разобрано.
Иногда пытаются сочинять, что Сталин якобы был «православным». Протоколы встреч на высшем уровне Рузвельта, Черчилля и Сталина и дипломатические документы времен войны дают некоторые интересные свидетельства высказываний лидеров союзников по религиозному вопросу. Наиболее впечатляющей является фраза Сталина «дьявол, разумеется, на моей стороне».
Эта фраза была сказана Сталиным на обеде после второго заседания Тегеранской конференции 28 или 29 ноября 1943 года. Во время обеда по воспоминаниям Черчилля и других участников произошел такой краткий диалог:
Черчилль:
«Я полагаю, что Бог на нашей стороне. Во всяком случае, я сделал все для того, чтобы он стал нашим верным союзником…»
Сталин:
«Ну, а дьявол, разумеется, на моей стороне. Потому что, конечно же, каждый знает, что дьявол — коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор…»
На английском языке эта фраза была запротоколирована следующим образом:
«God is on your side? Is He a Conservative? The Devil’s on my side, he’s a good Communist».
Эта фраза особенно важна в контексте появившихся слухов-небылиц о якобы «покаянии» Сталина. Данная фраза была сказана Сталиным уже после выборов Патриарха в Москве и дарования относительной и самой минимальной свободы Московскому Патриархату и другим исповеданиям СССР. То есть Сталин говорил, что дьявол на его стороне уже после мнимого «покаяния». Очевидно, что Сталин, давая эту относительную свободу религии, делал такие шаги вовсе не из соображения собственных изменения отношений к Церкви, а исключительно из соображений политики.
От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
А в 1960 году на месте фундамента был закончен открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.
После распада богоборческого, сатанинского квазигосударства Храм был воссоздан.
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей стало покаяние перед Русской православной церковью за разрушение памятника в прошлом. Группа публично распространяла информацию, не допускавшуюся в официальной риторике атеистического СССР. Однако после празднования летом того же года 1000-летия Крещения Руси политика государства в отношении церкви и религии смягчилась. В сентябре 1989 года инициативная группа переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, который поддержали тысячи советских граждан
19 августа 2000 года состоялось великое освящение Храма собором архиереев, присутствовавших на Архиерейском Соборе Русской Церкви. На следующий день в Храме состоялась канонизация Царской Семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.
Источники:
http://ruskline.ru/history/2013/12/05/vzryv_hrama_spasitelya_yavilsya_vysshej_stepenyu_unizheniya_russkogo_naroda
http://zen.yandex.ru/media/id/592dd43e7ddde8b70fb1b3a5/5a269b17dcaf8ecd7ec4a851
http://tverdyi-znak.livejournal.com/4246400.html