Кто придумал православные посты. Опасны ли посты для здоровья? Все ли дозволено после поста

Кто придумал православные посты. Опасны ли посты для здоровья? Все ли дозволено после поста

По православному обычаю считается, что Великий пост перед Пасхой очищает дух и тело, готовит человека к самому большому христианскому празднику. Но официальная медицина не так радужно воспринимает желание православных очиститься путем полного исключения всего «скоромного» из своего рациона на несколько недель. Весной организму и так не хватает витаминов, а тут еще начинается продолжительный строгий пост, во время которого нельзя есть молочные и мясные продукты.

Что такое строгий пост

В Великий пост перед Пасхой ограничения в выборе продуктов очень серьезные. Они касаются не только сочных мясных отбивных и тортиков на сливочном креме, но и от молока, яиц, рыбы, животного и растительного масла. Постным маслом можно сдабривать пищу только по выходным. В остальные дни недели следует питаться исключительно растительной пищей, в основном, кашами на воде и сырыми овощами. Такой режим питания полагается соблюдать больше месяца — целых 40 дней.

Хуже всего приходится в первую неделю поста. В это время разрешены только не прошедшие термическую обработку продукты и холодные напитки (буквально хлеб да вода). И все это после — «жирной» и обильной Масленицы, когда православные позволяют себе объедаться чуть ли не до отвала. Сам по себе такой режим питания чреват развитием гастрита.

Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью. После долгой зимовки в каждом крестьянском доме обычно оказывались съедены все запасы продуктов. Питаться весной приходилось очень скромно. Некоторые семьи жили почти впроголодь, с нетерпением ожидая первых урожаев.

При этом наши предки могли хоть как-то пополнять запасы витаминов, если в хозяйстве были куры-несушки или дойная корова. С приходом христианства многовековая «традиция» вынужденного весеннего голодания была искусственно преобразована в форму Великого 40-дневного поста. Но столь суровое испытание для организма наносит серьезный урон здоровью.

Вред сорокадневного поста

Самый главный вред во время поста причиняет полное исключение из питания белков и жиров. Фактически для поддержания жизни и получения энергии человеку остаются одни углеводы. Соблюдающему пост приходится долгое время сидеть на строжайшей углеводно-овощной диете. Любая женщина, хоть раз пытавшаяся сбросить лишний вес с помощью так называемой «гречневой» диеты, прекрасно знает, чем это заканчивается: начинают выпадать волосы, слоятся ногти, в полное расстройство приходит пищеварительная система.

Аналогичное воздействие на организм оказывает и строгий пост. Самая большая нагрузка приходится на поджелудочную железу, которая в неумеренных количествах вынуждена перерабатывать одни углеводы. Результатом такого питания становится усиленное производство холестерина. Он приводит к образованию бляшек в кровеносных сосудах, что чревато проблемами с сердечно-сосудистой системой.

Второй опасный враг — отсутствие жиров и животного белка. Из-за дефицита этих важных элементов, крайне необходимых для метаболизма, организм начинает «съедать сам себя», заимствуя белок из мышечной ткани. Поскольку извне не поступают такие важные элементы, как цинк, кальций, железо, сера и пр., кожа и волосы становятся сухими и тонкими. Дефицит этих веществ можно наблюдать у отшельников и сподвижников церкви, месяцами изнуряющими себя постами. Кожа у них напоминает тончайший пергамент, волосы редкие и безжизненные.

Но и для обычных мирян пост не полезен. По его окончании волосы становятся очень тусклыми, ломкими, начинаются проблемы с ногтями и желудком, кожа приобретает землистый цвет и нередко начинает шелушиться. У женщин даже при такой строгой диете начинается обратный эффект: из-за недостатка животного белка и содержащихся в мясе и рыбе микроэлементов начинается усиленная выработка подкожного жира. Следствие этого — набор лишних килограммов. Да и для мужчины дисбаланс витаминов и нарушение обмена веществ не слишком-то хорошо. Последствиями религиозного усердия может быть ожирение и сахарный диабет.

Поэтому, если вы собираетесь поститься, согласуйте это со своим духовником, чтобы не нанести вред своему организму.

andrey_grpc

andrey_grpc

Недавно перестал соблюдать все посты (в том виде, в котором они сегодня есть) кроме Великого, среды и пятницы. Хотел бы поделиться своими мыслями по этому вопросу, возможно, это кому-то поможет и возможно, если я не прав, кто-то поможет в этом вопросе мне.

Забегая вперед скажу, что я все больше склоняюсь к выводу, что установленные посты, кроме указанных 69 правилом святых апостолов, Великого, среды и пятницы, скорее всего являются еретическими новшествами, которые возможной целью имеют недопущение или увод в сторону от православной веры излишней аскезой. Напомню, что в данный момент мы имеем больше половины года постных дней.

В процессе изучения вопроса, пришлось столкнуться с некоторыми странными фактами, которые в итоге и привели меня к данному выводу. Нисколько не умаляю достоинство и силу поста. Об этом во многих местах свидетельствует нам Ветхий Завет, этому Своим примером и учением учит нас Господь Исус Христос в Новом Завете, этому нас учат и святые апостолы, и святые отцы Церкви. Но также, лично я, не хочу без должных на то оснований накладывать на себя более того, что накладывали на себя святые отцы и ранние христиане. Поэтому-то и принял такое решение. Странности же такие:

1. Мы имеем 69 правило святых апостолов, которое говорит нам, что не соблюдающие Великий Пост, среду и пяток под анафемой. Имея это указание, мы не имеем ни одного слова в Правилах, касаемо Рождественского, Петрова, Успенского и однодневных постов на Воздвижение Креста Господня и усекновение главы Иоанна Предтечи. Это весьма удивительно, т.к. по логике, если есть установленное правило, то должно присутствовать и наказание за его несоблюдение. Но этого нет.

2. Отсутствие каких-либо источников, раскрывающих нам историю возникновения постов (опять же в том виде, котором рассматриваемые посты сейчас есть), кроме указанных правилом апостолов выше. А те же источники которые есть, либо вызывают серьезные сомнения в их подлинности, либо в истинности в вере людей установивших данные посты, либо написавших данные книги.

Читать еще:  Прыгать вниз во сне к чему снится. К чему снится прыгать

3. Сам установленный порядок соблюдения указанных постов во всех открытых церковных юрисдикциях более чем странен.

История возникновения Рождественского (Филипова), Петрова, Успенского, а также однодневных на Воздвижение Креста Господня и на усекновения главы Иоанна Предтечи постов
Материал беру из Википедии. Это само собой вызовет дружный смех всех без исключения православных (особенно называющих себя «старообрядцами», «древлеправославными» и т.д.). Сразу скажу, что я смеюсь вместе с вами.

1. Рождественский Пост. Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным (выделено мной – А.К.).

Кратко правило соблюдения. Разбит на три этапа (от начала поста до 6 (19) декабря, далее до 19 декабря (1 января), далее 24 декабря (6 января). В первый этап, во вторник и четверг допускается рыба, вино и елей (возможно в некоторых юрисдикциях – только вино и елей), во второй этап в эти же дни – только вино и елей, согласно уставу Московского Патриархата и придерживающихся его юрисдикций.

2. Петров Пост. Петров пост — православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

История. Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нём становятся с IV века.

Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Выписка из устава: по вторникам и четвергам дозволяется вино и елей.

3. Успенский пост — православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 [14] августа по 15 [28] августа включительно (выделено мной – А.К.) и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Интересные выписки из устава:

« – в праздник Преображения Господня (6 [19] августа) можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая (выделено мной – А.К. Эта глупость действительно есть в МП), которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);

– в праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 [28] августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет».

Выделено мной. Несколько недель в году мы имеем сплошные седмицы, в которые пост среды и пятка отменен, но тут большой богородичный праздник, к которому шла подготовка в течении двух недель и в сам праздник может быть запрещено разговение из-за того, что он может выпасть на среду или пятницу. Что это? Тонкое унижение Богородице? Чем вызван такой запрет?

4. Посты на Воздвижение Креста Господня и усекновения главы Иоанна Предтечи якобы установлены в воспоминание скорбных событий распятия Господа и кончины Иоанна Предтечи.

Воздвижение Животворящего Креста – величайший праздник. Сильнейшее оружие христианам в борьбе с дьяволом. Радость неописуемая. Постный день (?).

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Всех мучеников мы почитаем по дате их кончины, в которую им удосужилось пострадать за Христа. Большинство других святых мы почитаем по дате их блаженной кончины. Но почему в этот день скорбь?

И интересный момент по правилам соблюдения постов. В Рождественский и Петров пост по вторникам и четвергам разрешается вино и елей, а в некоторых юрисдикциях даже рыба. Это очень странно, т.к. в православной Церкви постными считаются лишь дни без елея. Дни же, в которые вино и елей разрешены, называются «праздными» (об этом ниже подтверждение преп.Иоанна Кассиана). В связи с этим совершенно непонятны уставы Рождественского и Петрова постов. Если уж поститься – то тогда, пожалуй, надо поститься, а это значит, что эти посты автоматически становятся Великим по степени воздержания. Но если не поститься, то в таком случае нужно придумывать какие-то другие определения этим дням. Полупостные, к примеру. Или полупраздные.

Вернемся к истории. Мы видим, что в официальной истории возникновения постов, только один пост имеет хоть какую-то дату и имя человека его установившего. Это Рождественский.

Далее некоторые выписки из других источников.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407г.). Сайт кириллической печати Соборник.ру. В неделю сыропустную поучение святаго Иоанна Златоустаго о святом посте.

Иоанну Златоусту вторит и его современник преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360—435г.): «Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют 36 с половиной дней, а в семи неделях за исключением воскресных дней и субот, постных дней тридцать пять. Но если к ним прибавить Великую Суботу в которую пост продолжается до пения петухов, половину ночи до рассвета следующего дня, то совершенно исполнится постных дней тридцать шесть с половиной».

Но здесь, в этом же разделе поучений Иоанна Златоуста, в слове 33 мы может увидеть: «В неделю третию поста, сказание святых отец о велицем посте, и о прочих постех»:

Итак, в слове 8 Иоанн Златоуст говорит нам, что Великий Пост – это некая мистическая «десятина» Богу от всего нашего годового жития и его современник, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, эти слова подтверждает даже математически. И тут же ниже, в слове 33-м, тоже якобы Иоанн Златоуст говорит нам:

Читать еще:  Южный полюс - лучшее место на Луне для размещения первой лунной базы? Южный Узел — Плутон. Южный и Северный лунный узел в гороскопе

1. Апостолы узаконили два поста – Великий – Четыредесятницу и после Пятидесятницы – апостольский.

2. Святые отцы установили позже еще два поста – Рождественский и Успенский.

Это выпадает из логики и я думаю, что это еретическая вставка. Т.к. в слове 8 говорится о «десятине» и ни слова не говорится о других постах, которые весьма «десятину» расширяют.

Очень сомнительно, что люди, которым омывал ноги Сам Христос и Который учил их «быть всем слугой» (Мк. 9, 34); крайне сомнительно, что эти люди создали бы пост в честь себя самих. И также весьма сомнительно и то, что Иоанн Златоуст, живший всего лишь между 347 и 407 годами (не ахти какой срок от момента становления христианства) не знал бы имен отцов, которые якобы установили вышеуказанные посты.

И как они это сделали, если допустить, что эти слова действительно были сказаны Иоанном Златоустом? Некие никому неизвестные «святые отцы» без всякого собора, без конкретного определения в сроках данных постов, без указания правил их соблюдения и без указания наказания за их несоблюдение, устанавливают посты, которые не установили даже святые апостолы. А якобы святые апостолы установили пост в честь себя, но при этом забыли о Рождестве и Успении. Поверить во все это просто не представляется возможным.

И информация из Википедии о том, что Рождественский пост установил своим единоличным указом константинопольский патриарх Лука Хрисоверг, лишний раз подтверждает, что вопрос постов крайне странен своей неопределенностью и противоречиями. Лука Хрисоверг в 1166 году не знал того, что сказал Иоанн Златоуст до 407-го? Того, что данный пост, оказывается, уже есть. Или Иоанн Златоуст имел ввиду другое по продолжительности воздержание перед Рождеством, а Хрисоверг расширил до 40 дней? Или Иоанн Златоуст не говорил приписываемых ему слов? (Что вероятнее всего, о чем и говорит косвенно нам поучение в слове 8 этой же книги).

И Лука Хрисоверг, имея благочестивый обычай недельного воздержания перед указанными праздниками (о чем говорят нам некоторые источники), имел ли он право без согласования с другими епископами, другими Поместными Церквями создать сорокодневный пост? Кто дал ему такое право, если раньше фундаментальные вопросы Православия решались только на соборах со множеством приглашенных делегатов? Если такое событие (установление 40-дневного рождественского поста Хрисовергом) и вправду имело место, то оно никак не свидетельствует в пользу того, что данный человек был истинным православным христианином и тем более епископом.

Вот интересный момент. Сербский епископ Никодим (Милаш, +1915г.) в своей книге «Правила Святой Православной Церкви с толкованиями» приводит такие слова: «Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: н ужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней, так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода». (Выделено мной – А.К.)

Примечательно, что еп.Никодим дает ссылку не на труды Вальсамона, а на Алфавитную Синтагму Матфея Властаря.

Вот тоже выписка из Синтагмы: «Собственно узаконен один сорокадневный пост – пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова». (Выделено мной – А.К.)

Алфавитная Синтагма составлена в 1335 году. Вальсамон (патриарх Антиохийский (1193—1199)) приводит решение синода составленное до 1111 года. Хрисоверг же устанавливает 40-дневный Рождественский пост указом 1166 года. Сплошь противоречия.

Ни Вальсамон, ни Матфей Властарь, составивший Синтагму, не знают об указе Хрисоверга, а в свою очередь Хрисоверг не знает о не столь давнем указе синода своей же кафедры. Можно было бы тут поставить точку на информации из Википедии, как на информации выдуманной, но опять же и опять приходится делать оговорку. Дело в том, что и Синтагме мы не можем полностью доверять.

На первый взгляд – хорошая книга, содержит в себе массу толкований по многим серьезным вопросам церковной жизни, но расчет Пасхи, откровенно еретический и даже богохульный, который она в себя включает, обязывает сделать оговорку на то, что этому источнику полного доверия нет. Как не прискорбно все это говорить.

Каков можно сделать вывод и можно ли вообще его сделать из источников, которые так противоречивы? Однозначного вывода сделать не получится, но можно сделать вывод, который будет более приближен к Правде. Вывод логический.

Мы видим, что Великий Пост в Церкви воспринимается как некая единая мистическая «десятина» Богу от всего нашего жития; посты среды и пятницы – установлены как постоянное напоминание нам о Спасителе и Его страстях. Все эти посты являются обязательными к исполнению православными христианами. Правило 69 святых апостолов ставит точку в этом вопросе.

Посты же на Воздвижение Креста Господня, усекновения главы Иоанна Предтечи, а также запрет на разговение Успенского поста в среду и пяток – крайне странны и, скорее всего, являются выдуманными постами, либо по злому умыслу, либо по излишнему рвению, которое, впрочем, также не оправдывается.

Недельные (или другой больше или меньше продолжительности) же посты перед Рождеством, днем Петра и Павла, и Успением Пресвятой Богородицы (а также и день поста перед Богоявлением) – это благочестивый и благоговейный обычай. Не обязательная, но желательная дань уважения одним из ключевых событий Православной Церкви. Бо’льшая же продолжительность данных постов, скорее всего, является еретическим новшеством. И к чему это может привести, можно посмотреть во мнении пользователя из сети Интернет, которое венчает данную статью.

Великий пост: польза или вред для здоровья?

Разберемся, в чем польза и возможный вред не для души, а для вашего здоровья.

В еликий пост начинается в конце февраля и продолжается до начала апреля. Он длится ровно семь недель, во время которых верующие должны соблюдать значительные пищевые ограничения. Разберемся, полезен или вреден пост не для души, а для вашего здоровья.

Читать еще:  Описание 25 лунного дня. В чем выражается эзотерический аспект? Свойства дня и действия

Особенности постного рациона

Строгость диеты зависит от вида поста. Кроме этого, в разные дни одного постного периода рацион также отличается. Мы поговорим о самом длинном христианском посте, выдержать который не так просто:

  • придется полностью отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц;
  • рыбу разрешено есть всего два дня;
  • нужно ограничить и растительное масло — пища с маслом допускается только на выходных;
  • почти половину поста предписано сухоядение, то есть употребление не приготовленной пищи, в частности хлеба, овощей и фруктов.

Есть можно только раз в день, за исключением выходных, в которые пищу принимают дважды. Также перед Пасхой один день постящиеся голодают полностью. Давайте посмотрим, какие плюсы и минусы могут быть в таком режиме питания.

Польза поста для здоровья

1) Отсутствие тяжелой белковой пищи

В постном рационе нет тяжелых животных продуктов, в частности красного мяса, зато много овощей и фруктов. Это будет полезно тем, кто в обычной жизни переедает, употребляет преимущественно мясную пищу, в том числе полуфабрикаты и фаст-фуд. Клетчатка сырых овощей и фруктов нормализует процесс пищеварения, помогает при запорах, способствует выводу токсины.

Но польза будет, только если выбирать свежие и полезные продукты. Стоит заменить обычный хлеб сладкой, пусть даже несдобной выпечкой — и полезный эффект поста сойдет на нет. Растительная пища относительно низкокалорийна, но далеко не вся. Бобовые и сладкие фрукты, фруктовые соки, картофель, кукуруза содержат много калорий и сахара. Их избыток в рационе может привести к ожирению.

2) Ограничение количества пищи

Надо помнить, что пост ограничивает не только выбор продуктов, но и общее количество еды в сутки. Такие ограничения могут принести пользу при ожирении, жировом перерождении печени, камнях в желчном пузыре, аллергических заболеваниях, нарушениях обмена жиров, малоподвижном образе жизни. Пост способен помочь сбросить лишний вес, восстановить работу кишечника, снизить уровень холестерина крови.

Вред поста для здоровья

1) Дефицит белка

В меню полностью отсутствует животный белок, а значит — и незаменимые аминокислоты. Именно поэтому пост категорически запрещен детям, беременным и кормящим мамам, людям, занимающимся тяжелым физическим трудом.

Для замены животного белка можно ввести в рацион бобовые и грибы, но, если придерживаться поста строго, то вареная пища доступна только два-три раза в неделю. Это значит, что большую часть времени в рационе будут только сырые растительные продукты, бедные белком, и избежать его недостатка вряд ли удастся.

Строгие вегетарианцы тщательно планируют свое меню и периодичность приема пищи, чтобы минимизировать последствия для здоровья. На сырой еде один раз в день сложно добиться сбалансированности рациона.

2) Дефицит микроэлементов и витаминов

Отсутствие полноценного питания неизбежно приводит к недостатку витаминов и микроэлементов: железа, цинка, йода, витаминов группы В и других. Вы можете ощутить ухудшение самочувствия, в некоторых случаях развивается анемия. Нужно учесть, что в конце зимы и начале весны организм и без поста испытывает недостаток водорастворимых витаминов — они практически не поступают из пищи даже в обычном режиме. Дополнительные ограничения в еде способны усугубить ситуацию.

Также, из-за отказа от животных и растительных масел, организм плохо усваивает жирорастворимые витамины А, Д, Е, К. Как правило, в теле есть их запас, и здоровый человек легко перенесет это в течение недолгого времени. Но — если уже существует дефицит витамина А или Д, то он усугубится, вплоть до развития авитаминоза.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед тем, как начать пост, в случае необходимости принимайте витаминные добавки.

3) Нарушения работы пищеварения

Постом установлен один прием пищи в сутки. Часто люди, голодающие весь день, в этот разрешенный перекус сильно переедают, что негативно сказывается на пищеварении. Кроме этого, есть один раз в день нельзя при гастритах, язве желудка, хроническом панкреатите, холецистите, застое желчи и некоторых других заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Избыток сырых овощей и фруктов вреден при гастритах и язвах, а также при заболеваниях кишечника: колитах и гастроэнтеритах. Большое количество углеводов перегружает поджелудочную железу, что опасно для людей с диабетом второго типа и резистентностью к инсулину из-за неправильного питания.

4) Обострение или появление заболеваний

Пост сказывается не только на пищеварительной системе. При анемии и сахарном диабете первого типа углеводистая диета опасна для жизни. Недостаток жирорастворимых витаминов и ненасыщенных жирных кислот может привести к нарушению репродуктивной функции у женщин. Дефицит белка, микроэлементов и витаминов способствует обострению многих хронических заболеваниях.

Также клетки тела хуже снабжаются кислородом, ухудшается состояние кожи, волос, ногтей, снижается общий тонус. На фоне строгой диеты усугубляется течение ряда психических расстройств, в частности депрессии.

Поститься или не стоит?

Мы разобрались в том, насколько безопасен пост, и сделали следующие выводы:

  1. Пост подходит только для полностью здоровых людей. Им он будет полезен, если выбирать свежие и здоровые продукты, не увлекаться картофелем и фруктовыми соками, отказаться от сладостей. Употребляйте хлеб из муки грубого помола, крупы, бобовые, овощи, фрукты, грибы, орехи, растительные масла, сою и другие продукты, старайтесь максимально разнообразить рацион.
  2. Если вы хотите соблюдать пост, но боитесь навредить организму — попробуйте облегченные версии с включением в меню рыбы, яиц и молочных продуктов, а также с трехразовым питанием в течение дня. Так вы сможете полностью устранить вред постной диеты.
  3. Людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, нельзя поститься по тем правилам, которые установлены для строгого поста. Отказ от мяса приведет к анемии, дефициту витаминов, синдрому хронической усталости и другим проблемам.
  4. Ослабленным людям, больным тяжелыми хроническими заболеваниями, беременным и кормящим женщинам, детям — поститься строго запрещено. Даже церковь разрешает им сохранять нормальный рацион. Особенно опасны посты при сахарном диабете первого типа и анемии. При этих заболеваниях постная диета может представлять угрозу для жизни.
  5. В любом случае — перед началом поста стоит проконсультироваться с врачом и узнать, будет ли такая диета полезна вам. Также вместе со специалистом стоит подобрать витаминно-минеральные комплексы, предупреждающие развитие дефицита витаминов и микроэлементов.

Теперь вы знаете все о пользе и вреде поста — и можете принять взвешенное решение.

Если вы все же решили соблюдать пост, то предлагаем несколько простых и вкусных рецептов:

Екатерина Кушнир, высшее медицинское образование

Источники:

http://russian7.ru/post/chem-opasen-dlya-zdorovya-velikiy-post/
http://andrey-grpc.livejournal.com/8426.html
http://www.vitajournal.ru/nutrition/basics/velikij-post-pol-za-ili-vred-dlya-organizma/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: