Кто казнил иоанна крестителя. Иоанн Креститель — жизнь и смерть

Смерть Иоанна Предтечи

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ.
Трагична смерть Иоанна Предтеча, крестившего самого Иисуса Христа в реке Иордане и ставшего первым свидетелем появления на Земле Мессии. Гибель Иоанна Крестителя предшествовала казни Иисуса Христа. Оба они служили одной цели –торжеству истины, в которой и были заложены истоки спасения человечества. Служили они по-разному. Иисус поражал врагов истины логикой суждений, эмоционально Спаситель был сдержан и мягок. Иоанн был резок и нетерпелив. Но, вернемся к свидетельства гибели Крестителя. Правил в то время в Иудее Ирод Антипа, сын Ирода Великого. Унаследовал Ирод Антипа от своего отца жестокость и подозрительность, добавив к ним необузданность желаний и развратность. Впрочем, иначе и быть не могло. Права истина – «Яблоко от яблони далеко не падает» Кстати, и брат Ирода Антипы – Архелай привлекательными чертами характера тоже не отличался. Каждый из властителей Иудеи время от времени обязан был появляться в Риме, которой Иудея подчинялась в качестве автономной провинции. Рим не вмешивался в законодательство Иудеи, но зорко следил за тем, чтобы в казну Рима своевременно поступали сестерции, да и голову иудеи чтобы не поднимали. Во время своего визита в Рим Ирод-Антипа вступил в любовную связь с Иродиадой. Не остановили его и те обстоятельства, что Иродиада была женой его брата по отцу Филиппа и то, что он был женат сам. н Он развёлся с женой, отнял жену у брата и сделал ее иудейской царицей. Такой преступный союз был резко принародно осуждён Иоанном Крестителем. Новая царица не простила Иоанну его осуждения и потребовала его заключения в темницу. Она хотела бы казнить Иоанна Предтеча, но слишком велико было влияние Крестителя на Ирода. По словам евангелиста Марка: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Изможденный суровым содержанием в темнице не был сломлен, и Иродиада понимала, что никогда не удастся сломить бес-страшного пророка. Она опасалась того что наступит такой момент, когда пророк будет освобожден из заточения, поэтому тщательно искала возможности, чтобы заставить пророка умолкнуть навсегда.
И такой момент наступил. У Ирода был дворец в Тивериаде, но он проводил большую часть своего времени в двух укреплённых городах Переи, которыми были Юлия и Махер. Чаще местом пребывания царя был Махер – громадная крепость на восточном побережье Мёртвого моря. В этой крепости собралась в день рождения Ирода-Антипы вся иудейская знать. Высокопоставленные военные и гражданские чиновники съезжались со всех концов к нему на пиршество. В ярко освещённом зале вино текло рекой. Опьяневшие гости, хорошо знавшие особенности характера правителя, выкрикивали непристойности, вызывавшие взрывы смеха. Пир постепенно превращался в оргию. Развратный царь придумал для гостей новое развлечение. Он велел позвать свою падчерицу Саломею, искусницу в эротических танцах, чтобы та разожгла возбуждённые алкоголем чувства гостей. Саломея, кажется, на этом пиру превзошла самое себя. Звуки восторга сопровождали её изящные движения. По окончании её танца раздались бурные возгласы одобрения. Опьяневший от выпитого вина, а еще более от разгоревшихся пламенем эротических чувств, Ирод громко воскликнул: «Я щедро одарю тебя даже до половины моего царства». И он поклялся ей тут же, в присутствие всех гостей словом своим. Саломея не знала, что просить и пошла к матери за советом. Та поняла, что момент расправы с Крестителем настал. «Проси голову Иоанна Крестителя» — сказала Иродиада . Саломея вновь предстала перед царём и потребовала голову пророка. Антипа, услышав требование, тут же протрезвел, а в пиршенством зале воцарилась гробовая тишина. Царь оглядел присутствующих гостей. Лица их были смущены или долу опущены. Царь уже здорово пожалел о вырвавшейся из его уст клятве. Саломея вновь повторила свое требование. Царь обязан был выполнить клятву. И он велел оруженосцу принести голову Иоанна.
Так погиб этот суровый человек Божий. Его высокие мо-ральные качества не входили ни в какое сравнение с прочими детьми человеческими. Всю свою жизнь он посвятил исполнению Божьей воли.

Ученики Иоанна с печалью пошли в замок и забрали оттуда обезглавленное тело. С глубоким почтением они его похоронили и отправились на север, чтобы сообщить Иисусу эту трагическую весть.

Безумен мир, жесток,
Грозит бедой, особенно тому,
Кто помыслами чистый и высок,
Креститель заключен был Иродом в тюрьму.

За то, что правды ради,
Клеймил разврат, продажных жен,
Досталось от него Иродиаде,
Сам Ирод метким словом был сражен.

Читать еще:  Люди рожденные в 6 лунный день. Шестой лунный день

Филиппова жена, Иродиада,
Просила «деверя» Крестителя казнить.
«Иначе с правдолюбцем нам не сладить,
В сердцах людей он долго будет жить!

Заклятия его доходят и оттуда,
Гневна и громка его речь,
Мирского не боится суда,
Пусть голова скатится с его плеч.

Но, понимает все тетрарх Ирод:
Любовь к крестителю высока,
Казнить его, поднимется народ,
В народе почитается пророком!

У Ирода Антипы на пиру
Прекрасно танцевала Саломея.
«В свидетели Юпитера беру! —
Восторженно сказал тетрарх хмелея.-

За танец этот – все отдам,
Но, протанцуй еще его сначала!»
«Мне нужен только Иоанн, —
Открыто дева отвечала,-

Крестителя нужна мне голова,
Свидетели – сидящие здесь люди.
Все клятвы слышали слова?
Подай мне голову его на блюде!»

Палач на блюде голову подал
Иродиаде для глумления,
А тело мертвое Крестителя отдал,
Ученикам его для погребения.
После смерти Иоанна Иисус сильнее, чем когда-либо почувствовал жесткую реальность предстоявшего Ему распятия на кресте. Негодование священников в Иерусалиме и всё более жёсткое сопротивление Галилейских книжников стали на Его пути. И теперь слова должны смениться делами, ибо силы зла наступали. Пролилась праведная кровь. Смелый пустынный пророк, посвятивший всю свою жизнь приготовлению людей к принятию Мессии, был мёртв.

Узнав о смерти Иоанна,
Иисус оставил Назарет
Пророку не было здесь равных
И до и после много лет

Учение нести он будет много лет.

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.

— Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, — говорил царь Ирод.

Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.

— Нет, это Иоанн Креститель, — твердил царь Ирод.

В свое время заключил царь Ирод Иоанна Крестителя в темницу из-за Иродиады, жены своей. Когда-то она была женой брата Ирода — Филиппа, а Иоанн говорил царю Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата своего». За эти слова Иродиада хотела убить Иоанна, но Ирод не позволял, ибо боялся праведности и святости своего узника. Царь Ирод с удовольствием слушал его и многое делал по слову Иоанна Крестителя.

Однажды созвал царь Ирод пир по случаю дня своего рождения. И на этом пиру дочь Иродиады так хорошо танцевала, что Ирод пообещал ей исполнить все, что она захочет. «Чего просить?» — спросила дочь Иродиаду. «Проси голову Иоанна Крестителя». Подошла дочь Иродиады к Ироду и сказала: «Хочу, чтобы ты мне сию минуту дал на блюде голову Иоанна Крестителя». Опечалился царь, но перед гостями не хотел нарушить своего слова. Послал Ирод оруженосца за головой Иоанна. Пошел оруженосец в темницу, отсек голову и отдал на блюде девице, а та поднесла матери своей. Узнали о том ученики Иоанна Крестителя и похоронили тело учителя своего.

КАК БЫЛИ НАКОРМЛЕНЫ ТЫСЯЧИ

Собрались апостолы к Иисусу и рассказали ему все, что они сделали и чему научили людей.

— Идите в пустынное место и отдохните немного, — молвил Иисус.

Узнали о том люди, побежали вослед, а некоторые шли впереди Иисуса. Сжалился над ними учитель, потому что были они как овцы без пастуха, стал учить их и говорил им до самого вечера.

— Нужно послать людей в окрестные деревни и селения, пусть купят себе хлеба, — решили апостолы.

— Вы дайте им есть, — ответил Иисус.

— У нас только пять хлебов и две рыбки, — сказали ученики.

— Рассадите всех на траве.

Сели люди на траву рядами по сто и пятидесяти — пять тысяч человек, кроме детей и женщин.

Взял Иисус пять хлебов и две рыбы, поглядел на небо, благословил хлеб и разломил.

Потом роздал хлеб и рыбу ученикам, и те разламывали и передавали дальше, и остальные разламывали, ели и дальше передавали, пока все не насытились. Стали потом собирать остатки, и остатков набралось двенадцать коробов.

ПО МОРЮ КАК ПО СУХУ

После того велел Иисус ученикам сесть в лодку и отправиться на другую сторону, пока он будет говорить с народом. Отпустив народ, взошел Иисус на гору помолиться и вечером оставался там один.

Лодка с учениками была уже на середине озера, и било ее волнами, потому что поднялся встречный ветер.

В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус прямо по воде. Апостолы увидели его, подумали, что это призрак, и от страха вскричали.

— Успокойтесь, — сказал им Иисус. — Это я.

— Если это ты, Господи, повели мне прийти к тебе по воде, — обратился к Иисусу Петр.

— Иди, — сказал Иисус.

Сделал Петр несколько шагов, но потом испугался ветра и начал тонуть.

— Спаси меня, Господи! — закричал Петр.

Читать еще:  3 какие благородные истины провозгласил будда. Четвёртая благородная истина о пути

Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал:

— Маловерный! Зачем ты усомнился?

И когда вошли они в лодку, ветер утих.

— За кого меня принимают люди? — спросил Иисус своих учеников.

— Одни за Иоанна Крестителя, другие за пророка Илию, а иные еще за какого пророка.

— А вы за кого меня принимаете?

— Ты — Христос, Спаситель, Сын Бога, — сказал Петр.

— Блажен ты, Петр, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Небесный. И я говорю тебе: ты — Петр (камень), и на камне этом я воздвигну церковь мою, и никто ее не одолеет. Тебе я дам ключи от Царства Небесного, и все, что ты свяжешь на земле, будет связано и на небесах, а все, что развяжешь на земле, и на небе будет развязано.

Тогда запретил Иисус ученикам рассказывать кому бы то ни было, что он — Спаситель.

Где был казнен Иоанн Креститель? — Крепость Махерус

Приблизительно в часе езды от Вифавара — места проповеди святого Иоанна Предтечи, где произошло Богоявление при Крещении Христа Спасителя, сегодня находится арабская деревня Мукавир.

Мы неспроста вспомнили об этом отдаленном от внешней цивилизации местечке современного Хашимитского Королевства Иордания, так как именно в этих местах встретил свою мученическую кончину святой Иоанн Предтеча.

Сегодня во всех храмах был прочитан евангельский фрагмент (Мф. 14:1-12), повествующий о трагических обстоятельствах, сопровождавших казнь св. Иоанна Крестителя. Благодаря последовательному изложению евангелиста Матфея нам известны мотивы казни и имена всех, кто был причастен к смерти пророка, но «за кадром» евангельского повествования осталось само место приведения ужасной казни в действии.

Библейской археологии известны две географические точки Святой Земли, которые отождествляются Преданием с местом казни св. Иоанна Предтечи

Так, согласно некоторым источникам, которые получили известность в раннем Средневековье, во времена оккупации Святой Земли крестоносцами, одним из предполагаемых мест усекновения св. Иоанна Предтечи являлся царский дворец города Себастии.

Себастия («Святая», «Августа») – город, возведенный по образцу римских городов царем Иудеи Иродом Великим в честь Кесаря Августа на месте древней Самарии. Действительно, до сегодняшнего дня в одноименной арабской деревушке Себастия сохранились стены и арки капеллы периода крестоносцев, которая, по всей видимости, была заложена еще в византийский период. Согласно традиции Западной Церкви, храм был расположен на том месте, где после усекновения в царском дворце был погребен св. Иоанн Предтеча.

Но традиция отождествления Себастии с местом мученической кончины св. Иоанна Предтечи вступает в некоторый конфликт с известными аргументами

После смерти Ирода Великого территория его царства была разделена между его тремя сыновьями – Архелаем, Антипой и Филиппом. Себастия, как и многие другие города Самарии, вместе со всей Иудеей и Идумеей первоначально отошла, согласно завещанию, к Архелаю. Но, спустя девять лет, Архелай был арестован за жестокое обращение с подданными и сослан императором в Виенну (Вену) — город в Галлии. Все имущество Архелая, как и следовало ожидать, перешло императору.

Так, после аннексирования Римом этнархии Архелая, новообразованная провинция получает название – провинция Иудея. Из этого следует, что к моменту ареста св. Иоанна Предтечи Себастия уже находилась на территории провинции Римской империи (!). Даже если роковой танец Саломеи и мог состояться во дворце Себастии, Ирод Антипа не смог бы привести решение о казни в действие без уведомления и согласия римских властей. Но об этом евангельский рассказ ничего не сообщает.

Ироду Антипе, имя которого непосредственно упоминается евангелистом Матфеем в рассказе об убийстве св. Иоанна Предтечи, отошли территории Галилеи и Переи, которая располагалась к востоку за Иорданом и Мертвым морем.

Предание об усекновении в царском дворце крепости Макавир, или по-другому Махерус (Макерус), выглядит более убедительным и правдоподобным

Евангельский рассказ о мученической смерти св. Иоанна Предтечи предваряется сообщением о том, что Иоанн Креститель был арестован: «. Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего» (Мф. 14:3).

По всей видимости, Иоанн Предтеча был взят под стражу в окрестностях Вифавара – на месте его проповеди, месте, которое было хорошо известно не только самому Ироду Антипе, но и всем жителям «Иерусалима, Иудеи и всей окрестности Иорданской» (Мф. 3:1-6).

Отсюда появляется еще один аргумент в пользу крепости на Мертвом море – доставить заключенного в крепость Махерус, расположенную относительно недалеко от места ареста, было куда проще, чем транспортировать в Себастию, проделывая довольно сложный и опасный маршрут через Иудейскую пустыню и Иудейские горы.

Самым ранним упоминанием легендарной крепости, которая сегодня угрюмо господствует над окружающим мирным ландшафтом, является 14-я строка знаменитого эпиграфического памятника «Стелла моавитского царя Меши», датируемая IX в. до Р.Х.

Читать еще:  Снится что идет кровь из носа. К чему снится кровь из носа

А самым подробным описанием крепости Махерус является повествование еврейско-римского историка Иосифа Флавия

В своем труде «Иудейская война» (VII, 6 глава) историк рассказ о Махерусе начинает с описания строительства фортификационных укреплений Александром Яннаем (103-76 гг. до Р.Х.), царем Хасмонейской династии. Немного ранее эти территории захватил у набатеев царь Иудеи Иоанн Гиркан.

По планам Хасмонеев, укрепленная цитадель Махерус должна была прикрывать южные рубежи страны от набатеев. Однако вскоре, в 57 г. до Р.Х., крепость повелел разрушить римский полководец Габиний, что можно расценить как недальновидный поступок, так как Рим также нуждался в укрепленных пунктах против набатеев. В 25-12 гг. до Р.Х. цитадель восстанавливает римский вассальный монарх Иудеи Ирод Великий.

Особо примечателен фрагмент из «Иудейской войны», с помощью которого мы иллюстративно можем представить, какой имела вид и значение крепость в современное для Иосифа Флавия время.

Ирод Великий «нашел, что это место заслуживает особенного внимания и сильнейшего укрепления, в особенности еще вследствие соседства арабов (набатеев), против владений которых эта крепость образовала по своему положению чрезвычайно выгодный пункт. Он обвел поэтому обширное пространство стенами и башнями и основал там город, через который лежал путь в цитадель. Точно так же он и самую вершину горы окружил стеной и построил на её углах башни по 160 локтей каждую. Посреди укрепленной таким образом площади он воздвиг дивный дворец, помещавший в себе множество просторных и изящных покоев; в наиболее подходящих местах было построено еще много цистерн как для сбора, так и для сохранения обильных запасов воды. Таким образом, царь, соперничая с природой, при помощи искусственных сооружений сделал это место ещё более непобедимым. Далее он снабдил крепость огромным запасом стрел и машин и старался вообще всевозможными средствами поставить гарнизон в такое положение, чтобы он мог противостоять продолжительной осаде» («Иудеская война»).

Как утверждал римский историк Плиний, по укреплению крепость Махерус являлась второй после Иерусалимской цитадели крепостью в Иудее.

Именно здесь, в крепости Махерус, после смерти своего отца Ирод Антипа и размещает свою резиденцию

Поводом к вынесению смертного приговора св. Иоанну Предтече послужило недовольство публичным осуждением пророка брака между Иродом Антипой и Иродиадой, женой его брата Филиппа. Стоит отметить, что для женитьбы на Иродиаде Ирод Антипа расторгнул брак со своей супругой Харисой, дочерью набатейского царя Ареты IV, состоявшийся некогда по расчету для закрепления дружественных уз между государством Ирода и Набатейским царством.

Примечательным является то, что впоследствии армия Ареты IV — отца отвергнутой дочери — в 36 г. вторглась в Перею и нанесла сокрушительный удар войскам Ирода Антипы. Современниками этих событий данный исторический факт был расценен как «небесное возмездие» за смерть праведника — св. Иоанна Предтечи.

После смерти Ирода Антипы в 44 г. по Р.Х. крепость Махерус была занята римским гарнизоном, но в 66 г. в ходе антиримских волнений её захватили еврейские повстанцы, которые смогли её оборонять на протяжении 6 лет. И несмотря на то, что офицаильным годом усмирения Палестины Рим объявил 70-й год — год падения Иерусалима (Рим отчеканил даже памятную монету с изображением связанного иудея под финиковой пальмой с надписью «Iudаea capta»), все очаги сопротивления еще не были подавлены. В частности, только в 72 г. после длительной осады падет крепость Махерус, а в 73 г. — крепость Масада.

После взятия Махеруса римским легионом под командованием Лициния Басса крепость была полностью разрушена

Следующее упоминание о Махерусе появится только в византийских источниках и только как упоминание одноименной деревни Махаберос.

Для европейской цивилизации крепость Махерус будет открыта только в 1807 г. после экспедиции исследователя-востоковеда Ульриха Зеетцена.

Картина осады и взятия крепости, описанная историком Иосифом Флавием, была восстановлена с помощью археологических работ, которые в 1936 г. обножили римскую тактику осады. Так, были обнаружены окружные стены, сооруженные римской стороной, башни и непосредственно лагерь осаждающей армии.

Сегодня путешественник может доехать на автомобиле только к противоположному холму, далее к легендарному дворцу-крепости придется двигаться пешком

На вершине горы (700 м) открываются взору восстановленные из руин в результате археологических работ остатки фортификационных укреплений, куда в античные времена можно было попасть только по мосту-акведуку длинной 150 м и высотой 15 м. Восстановлены и некоторые помещения дворца, которые делятся центральным коридором на две части. В восточной части находится мощенный двор, примыкающий к стоявшим в южной стороне баням с мозаичными полами. Западная часть состоит из перистилиума (открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой) и триклиниума (трапезного зала), в котором, по всей видимости, и был исполнен Саломеей роковой танец «Семи вуалей».

Источники:

http://www.proza.ru/2013/09/03/1181
http://religion.wikireading.ru/52032
http://pravoslavie.ru/56020.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector