Кто из философов развивал идеи фрэнсиса бэкона. Опытное познание природы

Философия Фрэнсиса Бэкона

Философия Фрэнсиса Бэкона: кратко о самом главном

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв. имела свою специфику: материалистическую направленность (большинство философов Англии предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм), господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм) и большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств). Философия Англии была для XVII века очень прогрессивной. Наибольший след в философии Англии нового времени оставили: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель, в 1620 — 1621 гг.- лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля), явился основателем эмпирического направления в философии.

Суть философии Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма — заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

Методы познания Фрэнсиса Бэкона

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Индукция — логическое умозаключение, идущее от частного положения к общему.

Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

  • «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
  • «Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
  • «Путь пчелы» — наиболее совершенный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Читать еще:  Особенности дня рождения родившихся 18 числа. Тайны чисел - восемнадцать (18)

Идолы Фрэнсиса Бэкона

Но Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку и человечеству получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» (или «идолами») и определяет четыре их разновидности: идолы рода, пещеры, рынки и таетра.

Идолы рода и призраки пещеры — врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. В первом случае (идолы рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Во втором случае (идолы пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

Идолы рынка и идолы театра — приобретенные заблуждения.

Идолы рынка возникают из-за неправильного, неточного употребления речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Идолы театра возникают из-за влияния существующей философии на процесс познания. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло. Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «идолов» и получать свободное от их влияния «чистое знание».

Учение Ф. Бэкона о методе познания

· Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию. Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». «Органон» – в пер. с греч. – означает орудие, инструмент, средство познания, исследования;

· Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов;

· Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Р. Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания;

· Недостаток индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – ее вероятностный характер;

· Путь преодоления главного недостатка индукции (её неполнота, вероятностный характер), по Бэкону, – в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания;

· Именно Бэкон стоял у истоков разработки методологии экспериментального естествознания. Выводы науки должны основываться на фактах. От них необходимо идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовали методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Процесс обобщения знаний есть индукция. Индукция исходит из отдельных фактов, основывающихся на чувственном опыте, постепенно поднимаясь до самых общих положений.

· Суть индукции, по мнению Бэкона, образует:

ü Наблюдение фактов;

ü Их систематизация и классификация;

ü Отсечение ненужных фактов;

ü Разложение явления на составные части;

ü Проверка фактов на опыте;

ü Обобщение знаний.

· Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт;

· Верный путь следования человеческого разума в познании мира должен начаться с ощущений;

· Бэкон провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе от знаний об единичном и простейших умозаключений – к самым общим положениям.

Конкретные пути, с помощью которой может проходить познавательная деятельность:

· «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы»;

· «путь паука» – способ получения знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Этот путь отрывает исследователя от реальной действительности, он догматичен, эти исследователи «ткут паутину мыслей из своего ума», принижают роль конкретных фактов, практического опыта;

· «путь муравья» – способ получения знаний , когда во внимание принимается исключительно опыт; все внимание сосредоточено на сборе фактов. Таким образом, эти исследователи получают внешнюю картину знаний, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых явлений;

· «путь пчелы», по Бэкону, – идеальный способ познания. Суть его такова: философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Следуя по «пути пчелы» необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему снаружи) и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность;

· Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление фактов) в сочетании с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Читать еще:  Сонник умерший муж приснился живым. Если умерший муж пришел к вам во сне, стоит ли переживать? Эзотерическая книга толкований

Причины («призраки», «идолы»), препятствующие человеку получить истинное знание:

Ф. Бэкон определяет четыре их разновидности:

1. призраки рода;

2. призраки пещеры;

3. призраки рынка;

Призраки театра.

· «Призраки рода» – это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

· «Призраки пещеры» – заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек людей (их предрассудков, заблуждений – «пещера»);

· «Призраки рынка» – это неправильное, неточное употребление понятийного аппарата: слов, выражений, дефиниций;

· «Призраки театра» – связаны со слепой верой в авторитеты.

· Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени.

Классификация наук, предложенная Ф. Бэконом:

· Основания классификации – свойства человеческого ума:

· Памяти соответствуют исторические науки;

· Рассудку – философия, составляющая основу всех наук.

· Философию Ф. Бэкон определяет как науку о:

· Природу человек познает непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

· Бога – через природу;

· Себя – через рефлексию (то есть, обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Вопрос об отношении веры и разума:

· Ф. Бэкон придерживался идеи «двойственной истины» – истины веры и истины разума. Истинами веры (откровения) ведает теология. Истинами разума – философия.

· Провозглашая материалистические принципы, он вместе с тем допускал существование Бога и в общем идеалистически толковал закономерности общественной жизни.

Значение философии Ф. Бэкона в том, что им:

· Было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

· Была определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности;

· Предпринята первая в Новое время попытка классификации наук;

· Дан импульс антисхоластической, буржуазной философии;

· Обоснована ведущая роль теории познания; гносеология становится важнейшим разделом любой философской системы.

Афоризмы Ф. Бекона

Законы подобны паутине: мелкие насекомые в них запутываются

Нет больше вреда для державы, чем принимать хитрость за муд­рость.

Что самое главное в государственных делах ? – Смелость. Что на втором и третьем месте ? – Тоже смелость. И вместе с тем сме­лость дитя невежества

Истина – дочь Времени, а не Авторитета.

Знание само по себе сила. (Знание – сила.)

Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Существует три источника несправедливости: насилие как таковое,

злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.

Бэкон Френсис (1561 – 1626 г.)

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Познание и опыт. Фрэнсис Бэкон

Познание и опыт. Фрэнсис Бэкон

Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала прогрессивному развитию. Вместо того чтобы дерзновенно проникать в тайны природы, старая философия занималась какими-то отвлеченными мудрствованиями и поэтому топталась, по большому счету, на одном и том же месте. Прежде всего следует подвергнуть решительному пересмотру, а если надо и отрицанию, всю предыдущую философию, после чего построить принципиально новую, отвечающую требованиям эпохи.

Главный недостаток древнего философствования, по мнению Бэкона, заключался в несовершенстве метода, который и надлежало реформировать в первую очередь. Метод – это вообще способ выполнения чего-либо, основной прием реализации каких-то задач. Философский метод – это, стало быть, способ мышления или познания, путь, которым мы продвигаемся в постижении окружающего. Методом старой философии была дедукция(от лат. deductio– «выведение») – такой способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного или конкретного случая. Любое дедуктивное умозаключение со времен Аристотеля называется силлогизмом(от греч. syllogismos). Приведем пример: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен».

Фрэнсис Бэкон 1561–1626

В данном умозаключении (силлогизме) из общего правила («Все люди смертны») делается вывод для частного случая («Сократ смертен»). Как видим, рассуждение в данном случае идет от общего к частному, от большего к меньшему, знание сужается, и поэтому дедуктивные выводы всегда достоверны (обязательны, точны, безусловны).

Читать еще:  Во сне потерялся сын. Потерялся ребенка во сне

За что же тогда критиковать дедукцию? Во-первых, говорит Бэкон, в основе любого дедуктивного умозаключения обязательно лежит какое-либо общее положение (« Вселюди смертны», « Всенебесные тела движутся», « Всеметаллы плавятся»). Но всякое общее утверждение всегда недостоверно и принимается нами на веру. Откуда мы, например, знаем, что все металлы плавятся? Можно расплавить, скажем, железо и быть уверенным в том, что оно плавится. Но справедливо ли сказать то же и обо всех остальных металлах, не проводя эксперимента с каждым? А вдруг не все металлы плавятся? Тогда наше обобщение будет ложным, а если оно лежит в основе дедукции, то и дедуктивный вывод окажется также ложным. Итак, первый недостаток силлогизма – непроверяемость его общих положений, из которых и делается заключение. Вовторых, дедукция – это всегда сужающееся знание, движение внутрь, а не вовне. Но ведь наша задача – открывать новые вещи и неизвестные пока истины, значит, рассуждение обязательно должно идти вширь, охватывая доселе неведомое, знание должно расширяться, и поэтому дедуктивный метод в данном случае совершенно неприемлем. Старая философия, говорит Бэкон, потому не продвинулась существенно в деле познания, что пользовалась дедукцией, рассуждая от большего к меньшему, а не наоборот.

Новая философия и наука, по мнению английского философа, должны принять на вооружение иной метод – индукцию(от лат. inductio– «наведение»). Приведем пример индуктивного умозаключения: «Железо при нагревании расширяется, медь при нагревании расширяется, ртуть при нагревании расширяется, железо, медь, ртуть – металлы. Следовательно, все металлы при нагревании расширяются».

Как видим, из нескольких частных случаев делается одно общее правило, рассуждение идет от меньшего (всего три металла) к большему (все металлы), знание расширяется: мы рассмотрели только часть предметов из некоторой группы, но вывод сделали обо всей этой группе, и поэтому он всего лишь вероятен. Это, конечно же, недостаток индукции. Но главное в том, что она представляет собой расширяющееся знание, ведет нас от известного к неизвестному, от частного к общему и поэтому способна открывать новые вещи и истины. А чтобы индуктивные выводы были более точными, необходимо выработать правила или требования, соблюдение которых сделает индукцию намного совершеннее. Важное достоинство этого метода заключается также в том, что в основе его всегда лежат не общие, а частные положения («железо плавится», «Юпитер движется», «метан взрывоопасен», «у березы есть корни» и т. п.), которые мы всегда можем проверить экспериментально и потому не сомневаться в них, тогда как общие положения дедукции всегда принимаются нами на веру, вследствие чего и являются сомнительными.

Индуктивный путь познания представляет собой, таким образом, постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации об окружающем мире по частям, по крупицам, которое происходит только в процессе каждодневной жизни. Знание накапливается только в результате жизненного опыта, постоянной практики: если бы мы не контактировали с миром, то никаких представлений о нем в нашем сознании не было бы, так как оно изначально (при рождении человека) совершенно пустое – младенец не знает ровным счетом ничего. Но по мере своего роста он видит, слышит и осязает все, что его окружает, то есть постепенно приобретает некий жизненный опыт и, таким образом, его ум наполняется образами внешнего мира, представлениями о нем, мыслями, обогащается рождающимся знанием. Поэтому вне опыта, без него или независимо от него невозможно приобрести какую-либо информацию, что-то узнать. Опыт (от греч. empeiria) и индуктивный метод философского познания, предложенный Бэконом и опирающийся на опыт, получили название эмпиризм. Эмпирическое философствование – это выведение знания из окружающего мира в процессе жизненного опыта и последовательное наполнение изначально пустого или чистого человеческого ума различными представлениями и информацией.

В данном случае источником познания является внешний мир, в сознании человека нет никаких доопытных знаний, а значит, нет и никакой реальности вне и помимо чувственного мира (воспринимаемого органами чувств), из которой можно было бы такие знания получить.

Источники:

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-frensisa-bekona.html
http://studopedia.ru/18_16023_uchenie-f-bekona-o-metode-poznaniya.html
http://fil.wikireading.ru/81379

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: