Ктитор храма – не послушание, это призвание.

Ктитор храма – не послушание, это призвание

Наталья Мартыновна в центре, Толик и её двою сестра

Звание ктитора для христианина всегда было особо почетным. В давние времена этим греческим словом называли человека, который построил храм или монастырь на собственные средства. Позже ктитором именовался жертвователь или попечитель храма. В русском варианте так звали старосту храма. На эту должность, как правило, поставляли благочестивого, ответственного и хозяйственного мужчину, умеющего ладно управлять своим делом и семейством.
После Октябрьской революции эту ношу взяли на себя женщины: верующих мужчин становилось все меньше – одни уходили на войну, другие – в лагеря. Чтобы быть ктитором церкви, нужно было иметь теперь не доходы, а мужество и крепкую веру.

Наталья Мартыновна Простакова много лет была ктитором Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой, практически до самой своей кончины в 1962 году. Как вспоминает о ней ее невестка Александра Романовна Простакова, которой самой первого сентября исполнилось 82 года, Наталья Мартыновна всегда отличалась сильной религиозностью, храм любила и пеклась о его благоустройстве, несмотря на все запугивания со стороны властей.
Однажды дело дошло до рукоприкладства. В 1960 году Свято-Троицкий храм на короткое время закрыли. Ключи от церкви находились у Натальи Мартыновны. «Дело было, кажется, на Вербное воскресенье», – вспоминает Александра Романовна. Чтобы отобрать ключи, особо ретивые противники церковной службы стали хлестать вербами пожилую шестидесятилетнюю женщину. Наталье Мартыновне пришлось отдать ключи. Но вскоре в храме вновь возобновилась служба.
Семья Натальи Мартыновны жила в Ямской слободе, была благочестивой, большой и дружной. Родилась она в 1898 году. В мятущемся 1917 году ей исполнилось 19 лет. По складу характера, решительному и твердому, по неугасимому стремлению к молитве из нее, наверное, получилась бы хорошая монахиня. Но какие монастыри при советской власти?
Замуж Наталья Мартыновна вышла за верующего молодого человека в Стрелецкую слободу. (Его сестра Елена была женой священника Григория Мелехова. Историю жизни этого удивительного батюшки еще предстоит исследовать). Муж Натальи Мартыновны трудился на железной дороге осмотрщиком вагонов. Но прожила в замужестве она недолго: в 1928 году супруг погиб по неосторожности на работе. Больше Наталья Мартыновна на семейное счастье не рассчитывала, двоих малолетних детей воспитывала одна. А из-за своей приверженности к храму никуда работать не устраивалась. Так что жили они своей маленькой семьей, мягко говоря, скудно. В Свято-Троицком храме она пела на клиросе, потом ее поставили псаломщицей. Дочку и сына Наталья Мартыновна всегда брала с собой, так что выросли дети практически в церкви. Шестилетний Толик понемногу помогал батюшке в алтаре, у него даже был свой детский стихарь (церковное облачение).
В тридцатые годы прошлого столетия приход Свято-Троицкого храма представлял собой «тайный» монастырь. Здесь служил и исповедовал иеромонах Анатолий (Хлебников), прибывший из Соловецкого монастыря. Возле храма поселились монахини из разоренной обители. Они также трудились в церкви. Настоятелем храма был протоиерей Михаил Павлюк. В Старом Осколе он служил еще до революции. С Белой армией не ушел, а остался окормлять напуганную гражданской войной паству. 5 ноября 1938 г. его арестовали, умер он в лагере.
Судьба еще одного клирика храма протоиерея Леонида Духовского также трагична: его арестовывали дважды, в 1937 г. расстреляли. На протяжении нескольких лет община храма духовно укреплялась истинными исповедниками веры. И, возможно, поэтому мы до сих пор собираем многочисленные драгоценные сведения о том времени от людей, которые были или сами прихожанами Свято-Троицкого храма, или помнят рассказы своих родных.
Как поведала Александра Романовна Простакова, ее свекровь Наталья Мартыновна хорошо знала владыку Онуфрия (Гагалюка). Когда его определили на старооскольскую кафедру, то местные власти разрешили служить ему только в Богоявленском соборе. Но архиерей старался посетить и другие храмы, незанятые обновленцами, чтобы укрепить в людях православную веру. Бывал владыка и в Свято-Троицком храме: иеромонаха Анатолия он выбрал себе в духовники. Шестого марта 1933 года архиепископ Онуфрий отпел почившего о Господе иеромонаха Анатолия и произнес в храме проповедь. Вскоре владыку арестовали. Как предполагают исследователи жизни священномученика, именно эта проповедь и стала главной зацепкой следователей, за которую они ухватились, чтобы наложить на него очередной арест.
Наталья Мартыновна в разговоре с родственниками часто вспоминала мужественного архипастыря. Говорила о его доброте и любви к простым людям. Рассказывала, как по его благословению тайно с чужим паспортом ездила в Ленинград, чтобы привезти необходимые для богослужения вещи. Но особенно мил ее сердцу был случай, когда ее сынок Анатолий прислуживал владыке Онуфрию в алтаре. Когда Анатолий вырос, он тоже хорошо помнил эти моменты своего детства.
В память об архиепископе Онуфрии Наталье Мартыновне достались одеяло, маленькая подушечка и железная ложка. Эти вещи отдали ей матушки, жившие с владыкой в доме, после его ареста. Одеяло и подушечку-«думочку» она передала дочери, а ложка досталась семье сына. Александра Романовна говорит, что этой ложкой они пользовались по прямому ее бытовому назначению.

Алла Простакова, правнучка Нат Март

Тем более, что она была единственной стальной, все остальные ложки – деревянные. Теперь эту семейную реликвию она отдала своей внучке Алле Простаковой, которая усердно трудится при Крестовоздвиженском храме.
Со своей свекровью Александра Романовна впервые встретилась в 1951 году. Наталья Мартыновна не сразу согласилась с выбором сына: его избранница даже не умела креститься. Но долго перечить не стала, только поставила условие – обязательно венчаться. В день росписи она тайно повела молодоженов в Вознесенский храм на Казацкую слободу, и в два часа ночи батюшка их повенчал. Александра Романовна тогда была молодой учительницей и очень боялась огласки. Но, слава Богу, начальство не узнало. Осталось незамеченным и крещение двоих детей.
Верующая свекровь не заставляла молодую невестку молиться и ходить в храм. Понимала – не все сразу, да и опасно: может лишиться работы. В то время за учителями был особый надзор: если заметят в храме – точно выгонят. К сожалению, семейная жизнь с Анатолием Дмитриевичем оказалась трагически короткой – всего два года. Его ранняя смерть развела пути верующей свекрови и еще не успевшей прийти к Богу невестки. Понадобились долгие годы, чтобы сама Александра Романовна смогла безбоязненно войти в церковные двери и по-другому посмотреть на собственную жизнь и заново оценить слова и поступки Натальи Мартыновны, которая всегда с таким нетерпением стремилась в храм на службу. А приходя из церкви, счастливо улыбалась, говоря: «А я там пела, пела! Так хорошо!».
Последние годы они жили вместе. После случившегося инсульта Натальи Мартыновны невестка до последнего дня ухаживала за свекровью.

Читать еще:  Как РПЦ относится к профессии коуча? Русская православная церковь. История формулирования вероучения

Постскриптум

Когда я пришла в дом Александры Романовны Простаковой, я не думала писать о Наталье Мартыновне. Меня интересовала история Анатолия Дмитриевича, мужа Александры Романовны, в детстве служившего в алтаре с владыкой Онуфрием, и судьба вещей, доставшихся семье от священномученика. Но главным лицом повествования оказалась Наталья Мартыновна, ревностный ктитор Свято-Троицкого храма. Похоронена она на кладбище возле любимого храма.

Светлана Воронцова

«Православное Осколье» — № 36 от 4 сентября 2009 г.

Желание петь — блажь или призвание?

Желание петь на клиросе испытывают многие. Стоит ли воспринимать тягу к церковному пению как призвание? Нужно ли реализовывать свое желание? Возможно ли это? Принесет ли это пользу Церкви? Об одном таком опыте — рассказ от первого лица в нашей сегодняшней рубрике.

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре. Однако обстоятельства складывались таким образом, что не встать на клирос означало бы непослушание настоятелю храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех была основная работа, и на клирос многие приходили при наличии свободного от нее времени. Священники и тому были рады — с певчими было не густо. Многие из нас послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо приближалось, а регент и другие певчие опаздывали. Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего, удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий — дуб-дерево и в одиночку даже «Господи, помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла, что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода опаздывающего регента, — сбежала с клироса сломя голову. Стыдно, конечно, но это лучше, нежели претерпеть позор потом, во время службы. После второго такого происшествия я начала задумываться о том, что со своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов, особо и негде. Но мне несказанно повезло…

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, что на Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне: живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание подтянуть свой уровень в области церковного пения и возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше времени на занятия не было — приближались выходные и мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх. Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно, свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого не было, кроме Сил бесплотных. «Вот в них все и дело!» — это я потом прочувствовала душой. Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что богослужение — самое важное, что происходит на земле. А человек, участвующий в нем, несет колоссальную ответственность за качество и каждую секунду этого таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному аналою и на возглас священника из алтаря: «Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К Галатам послания святаго апостола Павла чтение» торжественно изрекла: «Вонмем!». Единственное, на что в тот момент хватило моего парализованного страхом ума, — понять, что сморозила я что-то не то… Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах, борясь с желанием упасть в спасительный обморок. Священник меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали, что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе тогда можно было пересчитать по пальцам…

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши от их ученических ошибок не пострадают!

Любители-отличники

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских взрослых хоров существуют и детские.

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров, интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться красиво петь, если ваш голос не услаждает слух собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия человека, и нередко приходится замечать, как люди с меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет обучение.

— С любительским хором очень приятно работать, — рассказывает Мария Никитина, преподаватель церковного пения в певческой школе Петропавловского храма Саратова. — Они как дети-отличники: их важное качество — усердие.

— В певческой школе Петропавловского храма преподается чинопоследование богослужения (устав), церковнославянский язык, вокал и непосредственно пение, — рассказывает регент любительского хора Виктория Усова. — Любители поют на вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015 года, — рассказывает Наталья. — Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на обучение новичков нотной грамоте, потому что основная масса учеников музыкального образования не имеет, но это преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают курсы церковного пения, организованные миссионерским отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по нескольким направлениям — от постановки дыхания и голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии, всенощного бдения, молебна и панихиды.

Читать еще:  Сонник сумка женская новая. Сонник: сумка женская

Зачем это нужно?

Много в России вымерших сел-призраков. А где-то в глубинке жизнь еще теплится. Например, в старинном русском селе Синодское Воскресенского района Саратовской области численность населения когда-то достигала 2500 человек. В центре села стоял каменный, с колокольней и престолом во имя Святой Живоначальной Троицы красавец храм. В советские годы он был разрушен, а Синодское, как и многие другие российские села, пришло в упадок. И вот в 2015 году общине было передано здание бывшей сельской конторы для совершения богослужений.

Воскресное утро, к храму тянутся немногочисленные прихожане, и каждый несет с собой или везет на санках по небольшому полену — в храме установлена дровяная печка. По большим праздникам в Синодское приезжает служить командированный из Саратова священник, а по выходным из Саратова прибывают миссионеры — Надежда Анатольевна Попова и Олег Федорович Злобнов. Приезжают, потому что это нужно верующим жителям Синодского. Олег посещает курсы миссионерского отдела епархии, Надежда ходит на курсы церковного пения. В Синодском они служат обедницу мирским чином и читают часы. Надежда поет, Олег Федорович после службы объясняет прихожанам суть главы Евангелия и Апостола, которые читались в этот день.

Прихожан мало, всё больше старушки.

— Конечно, печально видеть, что в храме только немощные бабушки, — говорит Надежда. — Но согревает мысль, что первыми всегда приходят старушки, а за ними начинает подтягиваться и молодежь. И верится, что если возрождается церковь, возродится и село.

— Священников не хватает, организовать регулярные богослужения в отдаленных селах не представляется пока возможным, поэтому цель наших курсов — подготовить людей, которые могли бы послужить Церкви на клиросе, — говорит руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков. — Тогда жители глубинки смогут молиться в церкви не только в большие праздники, но и каждые выходные. Мы понимаем, что таких людей вряд ли будет много, потому что это настоящее подвижничество — каждые выходные отправляться в дальнее село, несмотря на погоду, самочувствие, настроение. Это настоящее жертвенное служение, и людей, на него способных, единицы. Но мы таких людей ищем.

Наверно, когда есть желание послужить Церкви, Богу и людям, и для этого предоставляются все возможности, нужно хвататься за них, чтобы спустя годы не пришлось испытывать горечь за потраченное зря данное Богом время и закопанные таланты.

Газета «Православная вера» № 02 (550)

ПРИЗВАНИЕ, ПРИЗЫВ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (CALLING, VOCATION)

Призвание или призыв – это обращение Бога к человеку с побуждением к исполнению определенных задач или функций. Божье призвание связано с идеей о поддержке, одобрении или апологии: если человек призывается Богом выполнить какую-то задачу или занять определенное положение, это рассматривается в Библии достаточным оправданием для того, чтобы этот человек посвятил себя исполнению поручения. Помимо поддержки, в призвании есть также элемент принуждения: если Бог призывает человека, нет сомнений, что он обязан подчиниться призыву. Пуританское разделение призывов на общий и особый остается подходящим основанием для распределения библейских образов призвания по категориям. Общее призвание – это призыв Бога уверовать в Него как в Господа и Спасителя и следовать Его предписаниям в жизни. Особое призвание – это Божий призыв к выполнению конкретных задач или функций.

Общее призвание. Первым человеком, получившим прямой призыв от Бога вести благочестивый образ жизни в вере и послушании, был Авраам ( Быт. 12:1–9 ). Конкретно призыв выразился в словах: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), и Авраам с верой и послушанием принял все, что Бог предназначил для его жизни в общении с Собой. Форрестер справедливо отмечает, что «Авраам был первым человеком с определенным и ясным пониманием предназначения. “Вера” и в дальнейшем была его ответом на “призыв” Бога» (Forrester, 23). В этом первом библейском рассказе о призвании нашли выражение, в первую очередь, три образа.

Первый мотив – эманация божественной власти при нисхождении на землю гласа трансцендентного Бога, предъявляющего права на Свое создание.

Второй – понимание этим существом необходимости повиноваться, выразившееся в быстрой и решительной реакции: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь» ( Быт. 12:4 ).

Третий мотив – вера и доверие, которых требует такой ответ, то есть решимость Авраама посвятить себя выполнению Божьих повелений в его жизни и отправиться в неизвестную «землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ).

Впоследствии общее призвание Бога распространилось в Ветхом Завете на народ Израиля, и опять это был, в первую очередь, духовный призыв к вере и послушанию. Более того, духовное предназначение ветхозаветного Израиля практически совпадало по смыслу с понятием завета. В данном случае в слове призвание выражается не просто какая-то сторона вопроса, а сама суть заветных отношений между Богом и Израилем, основанных на принципе послушание – благословение и непослушание – проклятие. Тема призвания народа Израиля раскрывается, прежде всего, в таких местах, как получение закона у горы Синай, прощальная речь Моисея во Второзаконии, в которой он подчеркивает обязательства народа, призванного Богом вести особый образ жизни, и сокрушения пророков в связи с тем, что народ не живет той жизнью, к которой его призвал Бог.

В Новом Завете конкретное слово призвание используется в местах, где речь идет о Божьем призыве к людям жить верой во Христа и в преобразование Христом их сердец, которое даст им возможность следовать этому призыву. Мы читаем о «призванных в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» ( 1Кор. 1:9 ), о «Призвавшем вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ), о «призванных в одном теле» верующих ( Кол. 3:15 ), о «призванных святых» ( 1Кор. 1:2 ). Павел писал Тимофею о «вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание» ( 1Тим. 6:12 ), а фессалоникийцам – о призвании «благовествованием» ко спасению ( 2Фес. 2:13–14 ). В этих случаях мы видим общий Божий призыв к спасению и освящению в одной для всех людей форме.

Рассказы о призвании или предназначении составляют в евангелиях отдельный жанр. Обычно к нему относят рассказы о призвании Иисусом двенадцати учеников, чтобы они следовали за Ним в жизни, посвященной духовному просвещению и служению. В определенном смысле ученики являют собой особый случай, но, с другой стороны, их можно считать представителями рода человеческого в целом, призванными следовать за Христом как за Пастырем и Спасителем. Кроме того, в евангелиях содержится множество рассказов о «призвании», в которых Иисус обращается к людям как Спаситель мира и призывает их посвятить свою жизнь Ему.

Читать еще:  Как можно узнать когда умрет человек. Тесты на смерть

Призыв к духовному служению. Помимо общего призвания к жизни в вере и послушании Богу, в Библии показано множество случаев, когда Бог призывает людей к выполнению конкретных функций и задач. Иногда речь идет о специфически религиозных делах. В Ветхом Завете мы видим несколько памятных сцен «призвания». Одна из них – призвание Моисея у горящего куста ( Исх. 3 – 4 ), когда Бог дал Моисею поручение и обещал помочь ему вывести народ из египетского рабства. Характер миссии, к выполнению которой призывался Моисей, был отчасти духовным (осуществлять духовное руководство) и отчасти политическим (завоевать среди молодого народа авторитетное положение, благодаря которому можно было бы принимать ключевые решения от имени всего общества). На Аарона и его сыновей Бог возложил священнические обязанности, связанные с богослужениями израильтян ( Чис. 18:1–7 ). Гедеон тоже был призван Богом занять положение национального лидера ( Суд. 6 ).

Столь же выразительными выглядят сцены призвания некоторых ветхозаветных пророков. Среди них выделяется Исаия, призвание которого происходит на фоне величественной картины Бога, сидящего на небесном престоле, сопровождается признанием пророка своей недостойности быть Божьим посланником, а затем очищением его Богом, когда серафим коснулся уст Исаии горящим углем, взятым с Божьего жертвенника ( Ис. 6:1–8 ). Подобным же образом были призваны Иеремия ( Иер. 1 ), Иезекииль ( Иез. 1 – 3 ) и Амос ( Ам. 7:15 ). В этих рассказах о призвании выделяются три темы:

1) видение непреодолимости Божьей силы;

2) понимание человеком своей недостойности принять это призвание;

3) преодоление Богом всякого сопротивления и наделение человека силой для выполнения призвания;

а также, в некоторых случаях,

4) Божье знамение, помогающее человеку выполнить призвание.

Новозаветный аналог ярких ветхозаветных сцен призвания – рассказ об обращении Павла на дороге в Дамаск ( Деян. 9:1–19 ), в котором главную роль играет образ сияющего с неба Божьего света, вызвавшего временную слепоту и беспомощность Павла и приведшего его к осознанию, что он встретился с Небесным Господом. Это было обращенным к Павлу призывом о спасении, но не только: Бог призвал также Павла стать Его «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми» ( Деян. 9:15 ), иными словами, быть апостолом и миссионером. В соответствии с этим, большинство своих посланий Павел в той или иной форме начинает с утверждения, что он «поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» ( 2Тим. 1:11 ).

Кроме того, рассказы об особом призвании или предназначении можно выделить в отдельный подраздел сюжетной линии евангелий. Во всех этих рассказах речь идет о призвании Иисусом одного или нескольких из двенадцати учеников. Сам по себе призыв одинаков во всех случаях (стать учеником Иисуса), как и ответ на него (немедленный отказ от выполнения повседневных обязанностей, чтобы следовать за Иисусом), но обстоятельства, при которых Иисус встречается с учениками, бывают разными. В этих сценах доминирующее положение занимают образы силы призыва и немедленного изменения жизни учеников в ответ на этот призыв.

Помимо конкретных сцен призыва, важную роль в Новом Завете играют перечни призванных для церковного служения ( Еф. 4:11 ; 1Кор. 12:28 ), в которых подчеркивается, что Бог наделяет людей необходимыми «дарами» (способностями) для организации установленных религиозных служб в церкви. Здесь мы видим демократический принцип призвания к религиозному служению в том смысле, что возможность духовного самовыражения распространяется на простых людей, а не только на гигантов веры, чье призвание выглядит особенно ярким и необычным.

Призвание к выполнению обычных профессиональных дел. Наконец, мы подходим к вопросу об обычных делах и функциональных обязанностях, которые люди исполняют в мире. Абстрагируясь от конкретных примеров Божьего призвания к такому служению, нам следует прежде всего отметить, что оно находится в полном соответствии с библейским пониманием Божьего провидения в отношении рода человеческого и что выполняемые людьми функции и обязанности предопределены Богом. В Библии показано, что Бог устроил общество таким образом, чтобы в нем были крестьяне, домохозяйки, охотники, воины, цари, водители колесниц, маляры и т. д. С учетом этого божественного предопределения вполне разумно сделать вывод, что никто, кроме Бога, не может призвать человека на свое место в этом мире.

Такая общая установка подтверждается конкретными примерами. Бог «избрал» Давида и «взял его от дворов овчих», чтобы он стал царем Израиля ( Пс. 77:70–71 ). О предназначении на роль политического лидера объявил Самуил Саулу: «Господь помазал тебя царем над Израилем» ( 1Цар. 15:17 ). Самая развернутая картина Божьего призвания к выполнению профессиональных задач показана в двух отрывках, где описываются назначение и подготовка Богом мастеров для возведения скинии ( Исх. 31:1–6; 35:30 – 36:2 ). В этих отрывках множество специфических выражений, связанных с идеей о призвании, таких как «призвал», «исполнил Духом Божиим», «назначил», «дал мудрость и разумение». А задача, к выполнению которой эти люди были призваны и подготовлены, требовала конкретных навыков работы мастеров: ремесленного «искусства», умения «резать камни», «резать дерево», «вышивать» и делать «всякую работу, потребную для святилища».

Тот факт, что свои профессиональные функции и задачи в жизни люди выполняют благодаря полученному от Бога призванию, находит подтверждение и в двух местах Нового Завета. По поводу того, как обращение отражается на жизненном предназначении человека, Павел писал: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Каждый оставайся в том звании, в котором призван» ( 1Кор. 7:17, 20 ). Иными словами, обращение ко Христу не требует изменения профессионального предназначения в мире. В аналогичном отрывке Иоанн Креститель в ответ на вопрос людей, которых он окрестил, что им делать дальше, посоветовал им оставаться в прежнем положении, заботясь при этом о нравственном совершенствовании ( Лк. 3:12–14 ).

Заключение. Божье призвание людей распространяется как на духовную жизнь веры и освящения (призыв войти в Божье Царство и стать полноправными гражданами этого Царства), так и на жизнь человека в земном обществе. Центральное место в образе занимает участие двух лиц: Лица, обладающего властью (Бог), от Которого исходит призыв, и подчиненного лица, отвечающего на него. В Библии предназначение никогда не показывается как самостоятельное понятие, в нем всегда подразумевается взаимосвязь между Богом и Его созданием. С учетом разного уровня положения двух сторон Божий призыв предполагает обязательность ответа на него со стороны человека. Фактически рассказы о призвании можно назвать «рассказами об ответе». Не будет преувеличением сказать, что в библейском образе призвания мы видим христианскую жизнь в миниатюре.

См. также: АВРААМ, ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ, ИЗРАИЛЬ, МОИСЕЙ, ПРОРОК, РАБОTA.

Библиография: P.S.Minear, «Work and Vocation in Scripture» /Work and Vocation, ed. J.O. Nelson (New York: Harper & Brothers, 1954), 32–81;

W. R. Forrester, Christian Vocation (New York: Scribners, 1953);

L. Ryken, Redeeming the Time: A Christian Approach to Work and Leisure (Grand Rapids: Baker, 1995).

Источники:

http://stal-nevsky.ru/?p=19815
http://pravoslavie.ru/90273.html
http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/561

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: