Кречетов валериан размышления перед исповедью. Об исповеди

Вышел сеятель сеять

Правдивый объективный анализ нашей жизни

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕРИАН КРЕЧЕТОВ: «От нас — подвиг исповеди, а от Бога — дар благодати»

Недавно начался Рождественский пост. Во время этого духовного делания очень важно, чтобы каждый православный человек принимал постоянное участие в жизни Церкви, Таинствах и богослужениях. Сегодня о Таинстве исповеди рассказывает духовник и проповедник протоиерей Валериан Кречетов — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Покаяние – это училище смирения? Это определенный подвиг, который человек берет на себя, как бы обучаясь постепенно, как мы обучаемся в учебных заведениях, – а тут мы обучаемся борьбе с грехом? И подается благодать?

– Совершенно верно: от нас – подвиг исповеди, а от Бога – дар благодати. Как и от человека – подвиг веры, а от Бога – дар любви.

Дело в том, что покаяние настолько драгоценная вещь, прямо скажем, что против покаяния и идет вся война. Как враг не допускает до церкви, как враг не допускает до исповеди, как он старается, чтобы человек, исповедовав грехи, опять возвратился на прежний путь! А того, что с нами часто происходит, мы и не замечаем как бы… время проходит, жизнь нас закручивает. И ведь есть даже такое выражение: когда человек причащается, он получает благодать. Приходя домой, говорили: «Господь милости прислал!» Ее нужно было стяжать там, в храме, а потом донести до дома. А диавол-то знает об этом, и вот враг приходит и, как говорят, «похищает благодать». Конечно, похитить ее он не может – она ему неподвластна, но он старается создать человеку такие обстоятельства, чтобы он начал опять грешить и опять бы от него отступила благодать.

На Афоне, например, очень серьезно относятся к исповеди. Там, может, не всегда причащаются или реже причащаются, но исповедуются чаще. Поэтому там исповедь поставлена на первое место.

Отец Лука из монастыря Филофей на вопрос, почему мы грешим после исповеди, отвечал: «Потому что боль сердца не пересилила грех». А боль возникает когда? Например, если все время наступать на любимую мозоль: когда мы повторяем одно и то же, и стыдно тогда об этом говорить! Отец Алексий Мечев говорил: «Ну что ж ты, деточка? Как же тебе не стыдно?» А уж одно и то же – тем более стыдно. А когда это навык – это одно и то же, и становится уже самому противно: уж сколько можно! И просто рот-то открывать стыдно, да и к батюшке стыдно идти: вот это как раз и есть плоды (первые, маленькие плоды, росточки) покаяния, покаянного чувства.

Есть Вселенская Церковь, и во Вселенской Церкви все это очень заметно. Ведь Православная Церковь, служа Истине, пришла к формуле служения и чинопоследования Таинств. Есть три богослужебных круга: годовой, недельный, суточный. Они были продуманы и утверждены в Типиконе и в жизни, и даже все праздники всегда соединялись с повседневным бытом людей. У нас же приметы были: на Введение, например, обледенение, потом Никольские морозы, Сретенские морозы и т.д. Все связывалось. На какие-то праздники выгоняли скотину, на какие-то загоняли, когда-то – пчел выставляли, потом убирали их. И этим было все пронизано.

И вот когда в свое время введенный в заблуждение Патриарх Тихон дал указание, чтобы перешли на новый стиль, священномученик Сергий Мечев пришел к нему (один святой пришел к другому святому), пал ему в ноги и сказал: «Ваше Святейшество, я Вас люблю и уважаю, не считайте меня бунтовщиком, но я не могу! Оставьте меня под своим омофором как единоверца – как старообрядца!» Он не обличил, не оскорбил Патриарха – смирение какое, какая мудрость! – но он свидетельствовал: «Я не могу отделиться от той Церкви, в которой я принял все, что имею!» Ведь эта же Церковь жила именно так, а если все переделать, мы пойдем вопреки Церкви.

Еще в первые века христианства, когда происходило создание литургических форм, были отменены агапы как часть богослужебного круга. На Карфагенском соборе был указан путь приуготовления к Евхаристии, которым и шли те святые, которых мы прославляем. Именно эта серьезность покаянного подвига и заставила связать исповедь и причащение. Если вначале еще были такие харизматические моменты, многие люди приходили в Церковь из язычества, то потом, когда постепенно все стало выстраиваться, и появилась эта необходимость.

В те времена сначала была открытая исповедь, но не все могли это понести. Исповедующиеся не слушающие, потому что есть еще один момент: «Все возвести могущему понести…», а не всякий может понести, услышав что-то такое.

Когда священник выслушивает исповедь, то это особенная милость Божия, дар, чтобы остаться к человеку с ровным отношением, к его душе, не вспоминая его грехи и какие-то его преступления.

Читать еще:  Приснился запах. Запах толкование сонника

Конечно, при умножении количества членов Церкви стало сложнее: двенадцать апостолов, потом семьдесят апостолов, потом отцы, мужи апостольские… А люди и в те времена были неодинаковые, и эта неодинаковость, особенно после принятия эдикта Константна Великого, когда в Церковь ринулись буквально все (преследования отменили), тогда именно в Церкви появились всякие люди, начались, конечно, и ереси… Может быть, именно тогда и началось такое формальное отношение. Ведь и в обычной жизни это есть: не все же поступают в институт, и даже те, которые желают и попадают, не всегда трудятся, учась. Процентов двадцать только, а остальные – просто так, формально, ремесленники так называемые. И произошло это, видимо, как среди человечества, так и коснулось, естественно, и духовной жизни – и Церкви. Вот тогда-то и начался формализм. Во-первых, отделилась Западная Церковь от Восточной. И вот в Западной-то стремление к такому как бы порядку, к бухгалтерии вылилось в появление индульгенций. Прежде Божиего Суда стали взвешивать добродетели и грехи. Это породило возмущение тогда, и появился раскол. Как показала история Церкви, после отделения Западной Церкви от Восточной, видимо, неправильная борьба пошла с формализацией: в Западной Церкви это привело к протестантскому расколу. Кстати, эта борьба началась с индульгенций, с Таинства Покаяния. Удивительно, что и там начали с Таинства Покаяния! И потом постепенно в оставшейся Церкви путем разрешения свободной исповеди, свободного причастия, исправления «формальной исповеди» пришли к появлению формального причастия – и вместе с водой выплеснули и ребенка.

В Церкви существуют всем известные акривия и икономия. Акривия – это стержень, это устав, это костяк, на котором все держится. А икономия – это отдельные моменты, подходящие к отдельным личностям и обстоятельствам, – и одно без другого не может существовать. Или будет голый скелет, или кисель какой-то, без скелета, образно выражаясь. Поэтому все должно быть соразмерно. И поэтому, когда начали отходить от формализма, и получилось, что было потеряно главное: был потерян дух.

Параллельно с этим стремление к совершенствованию внешней формы жизни Восточной Церкви, как бы учитывая требования современного мира, к этому времени привело к разделению восточных христиан – путем перехода части Восточных Церквей, по подобию Западной Церкви, на новый стиль. Это было следование духу мира. И в результате борьбы с формализмом появилось обновленчество (это же примерно в то же самое время – где-то 1922 год). Оно, вместо обращения к подъему духа (как это делали, например, отец Иоанн Кронштадтский и отец Алексий Мечев, Оптинские старцы) занялось изменением внешних форм: например, выносом престола на середину церкви и прочим.

Кстати, это же повторили и католики. Когда я был в Италии, то спрашивал: «Как у вас посты соблюдают?» Ну, постятся два дня в году, а особо ревностные – до обеда не едят мяса! То есть первоначально свободное отношение их к посту привело к тому, что постепенно от поста почти ничего не осталось. Та же печальная картина повторилась и с исповедью, и литургическая жизнь тоже стала ослабевать. А при переходе на новый стиль у них Успение пришлось на «бархатный сезон». Все на пляже, и тогда усердные ксендзы стали выносить престолы на пляжи и служить там мессы. Ну, это, конечно, нам очень даже непонятно: когда я рассказал об этом отцу Николаю Гурьянову, он сначала так вздрогнул, а потом таким кротким-кротким тоном сказал: «Не стоило бы этого делать!» То есть опять дух проявился в нем, смирение…

Обновленчество проявилось наиболее ярко в Русской Церкви. Слава Богу, что такой подход в стремлении к глобализации тогда был отвергнут, но он затаился до времени. Все изменения и нововведения в Западной Церкви (новый стиль, частичная отмена латинского языка, выездные мессы на пляже и др.) кажется, не произвели видимого церковного духовного «подъема» на Западе. В то же время ни церковнославянский язык, ни возврат к некоторым традициям «застывших» форм не помешали нашей Церкви выстоять в тяжелые времена гонений и начать воцерковление и возрождение приходской жизни. Не следование духу времени, а изменение духа, как и было сначала! Вывести соль земли. В частной беседе отец Александр Ветелев сказал мне: «Ничего не меняйте, лучше объясните: “живот” – ну, это “жизнь” и проч.…» Неправильное понимание перехода от формальной молитвы к неформальной может привести к постепенному оставлению и молитвы, и богослужения. Те формы, к которым пришла Церковь Христова как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. Так же, как органы нашего тела требуют оживления, одухотворения, а не отсечения как изменения внешней формы, если плохо исполняют свое назначение.

А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия. Нужно молиться, нужно и пастырю, и пастве испрашивать помощи Божией. Яркий пример: отец Иоанн Кронштадтский, отец Алексий Мечев и отец Сергий Мечев…

Еще в 1969 году в частной беседе отец Тихон (Агриков) сказал: «Теперь исповедь должна быть как проповедь, а проповедь – как исповедь». А он как раз исповедью занимался. В то же время отец Сергий Орлов, по поводу размышления двух молодых священников о современной жизни, сказал: «Договорились до того, что про Бога забыли. А Бог есть Дух, а Дух животворит!» Думается, что вот на это и должна быть направлены, прежде всего, исповедь и вообще исполнение правил и уставов Церкви: на дух.

Читать еще:  Не было родней не было красивей. Откуда фраза «отряд не заметил потери бойца»

Когда начинают говорить, что то или иное требует замены, нужно задуматься: что нужно менять? Если вопрос о непонятности церковнославянского, то, как говорил отец Александр Ветелев, можно отдельно объяснить некоторые слова, а если речь идет о Таинствах, то нужно помнить: эти Таинства совершали все те, кого мы прославляем – и прежде всего наши Новомученики и Исповедники Российские!

беседовал Николай Бульчук

Протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году. Отец — репрессированный бухгалтер, впоследствии священник Михаил Кречетов, прошел через лагеря в г.Кеми и на Соловках. Окончил Московский лесотехнический институт, работал на Урале. Поступил в Московскую духовную семинарию. Рукоположен 12 января 1969 года, в 1973 году окончил Московскую духовную академию.

13 декабря 2012 года отцу Валериану вручена международная общественная награда Андрея Первозванного «Вера и верность». Премия присуждается за заслуги в укреплении российской государственности, межславянского согласия, союза государств, дружественных России, и в возрождении духовности.

Протоиерей Валериан — настоятель храмов Покрова Божией Матери и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в селе Акулово Одинцовского района Московской области. Многие годы он был старшим духовником Московской епархии. Участник первой встречи духовенства и военнослужащих Военной академии генерального штаба 9 сентября 1992 года.

Кречетов валериан размышления перед исповедью. Об исповеди

Апостол Павел сказал: «Терпите тяготы друг друга, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). И все, кто наследовал жизнь вечную — все что-то терпели. Каждый по-разному, но терпели. Вот такой простой принцип спасения — терпение. Об этом я и хотел бы поговорить.

Само по себе терпение — это духовное искусство жить и не грешить. Умение терпеть — это умение в любой ситуации избегать греха. Поэтому терпением и спасаются.

Святые отцы постоянно говорят о терпении. Одному начальствующему игумену как-то сказали: «Терпи недостатки своих подчиненных и будет тебе спасение. Ты придешь и скажешь, Господи, ну я же их терпел, потерпи и Ты меня».

Если не раздражаться, когда видишь немощи окружающих, то это называется кротость. А кроткий человек, он ко всему прислушивается. Даже как бы со стороны на себя смотрит: «А что это ему там такое говорят?». Кроткий старается понять, и Господь ему открывает.

Потому в любой ситуации нужно старятся войти в такое кроткое состояние и просто прислушаться, понять, что происходит и не впадать в озлобленность и строптивость.

Один человек решил выяснить, сколько раз в день ему есть и спросил об этом девочку:

Девочка, как считаешь, сколько раз в день мне есть?

А та ему отвечает:

Ну, захочешь поесть — поешь.

Ну, а, скажем, если я еще захочу есть?

А если еще захочу?

Ну что же ты, осел что ли, все ешь да ешь?

Тогда человек понял, ага, следовательно, два раза нужно поесть.

А ведь об этом и мудрецы говорят: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу». Т.е., те же два раза в день нужно кушать, но там мудрецы, а тут обычная девочка. Если научиться вслушиваться — то много мудрости можно почерпнуть из самых простых вещей.

Многие люди, знаете, любят указывать другим, как им поступать. Они думают, что делают их лучше, исправляют. А себя исправлять не торопятся. Об этом святитель Игнатий Брянчанинов написал так: «Не пытайся рукой своей немощной остановить отступление, если оно попущено. Потому что Господь все совершает».

Не надо мешать Богу. Когда не знаешь, как поступить, нужно думать об одном — не навреди. От нас не должно исходить зло и все. Это главное, а все остальное Господь совершит.

Смотреть нужно в свою душу, а не по сторонам. По сторонам смотреть — это называется любопытство. Плохое это явление. Вот зачем люди любопытствуют? Сегодня одним заняты, завтра другим. Послезавтра третьим. Ну узнал ты что-то новое, ну и что? Нужно же не по вершкам хватать, а в глубину развиваться.

Вот если посмотреть внутрь себя, на свои грехи, то до остальных уже дела не будет. Над собой работы — непочатый край. Тут что-то не совсем так, а тут что-то совсем не так. Познай себя и будет с тебя, как говорится.

Поэтому занимайтесь свой душой, это самое главное. Будьте кротки и умейте слушать. Тогда многие духовные вещи откроются.

А то, что духовный мир существует, я не сомневаюсь. Знаете, как говорят мысль в голову пришла, сама собой как будто. А вот вопрос — откуда она пришла? Кто эту мысль в голову поместил? Подумайте как-нибудь над этим.

Протоиерей Валериан Кречетов — значимая фигура для русского православного народа. Известный духовный пастырь, наставник, миссионер, проповедник, писатель. Митрофорный протоиерей. Старейший клирик Московской епархии. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области.

Читать еще:  Какие цветы подарить мужчине деве. Цветы девушке по знаку зодиака

Родился в известной семье в 1937 году. Его бабушка была родом из купеческого рода Морозовых. Прадед по материнской линии — молочный брат И.С. Тургенева и управляющий его имением. Отец работал бухгалтером, но впоследствии стал известным священником. Был мастером спорта по академической гребле. Познакомились родители отца Валериана Кречетова в церкви, куда по велению матери пришел Михаил Кречетов, и где пела на клиросе Любовь Коробова. Отец вскоре был репрессирован и отправлен на Соловки, где находился по 1931 год. После он не имел права жить в Москве и поблизости. Тогда он еще не был священником, но именно в лагере Бог был очень близко, Михаил всегда чувствовал Его помощь и заступничество.

В 1937 году в Зарайске родился отец Валериан Кречетов. Детей уже было трое в семье. Вскоре началась Великая Отечественная война, и Михаил Кречетов отправился на фронт. А его жена осталась одна в тремя детьми, выстояла, выдержала, очень сильная была женщина. В 1949 году по возвращении с фронта, Михаил Валерианович поступает учиться в Московскую духовную семинарию, а было уже ему в ту пору 49 лет. Мама отца Валериана любила церковь, и всегда водила туда детей, несмотря ни на что. С 6 лет мальчик уже прислуживал в храме. Каждый выходные семья ходила в храм.

Отец всегда наставлял Валериана Кречетова и его братьев, что если они хотят быть священниками, должны готовиться к тюрьме. А там необходима профессия. Так Валериан поступил в Московский лесотехнический институт. После окончания по распределению попал на Северный Урал, три года проработал инженером в Чусовском леспромхозе. Затем последовал переезд в Москву. Женитьба на Н.К. Апушкиной. Мать жены — Елена Владимировна Апушкина, духовная дочь отца Алексия Мечева, а затем его сына Сергия Мечева, оказала огромное влияние на становление Валериана Кречетова как священника. Также ему очень помог духовный наставник отец Алексей Резухин, служивший настоятелем храма в Зарайске, чьи проповеди приходило слушать огромное количество народа. Но, пожалуй, поворотным событием в жизни протоиерея Валериана Кречетова стала встреча с Владыкой Стефаном (Никитиным), который благословил отца Валериана жениться, и священником Сергием Орловым, пригласившим его служить в храме. В те времена существовал запрет на рукоположение людей с высшим образованием, поэтому отец Валериан служил инженером при храме. А рукоположен был уже после окончания Московской духовной семинарии. Лишь в 1968 году он стал священником. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. Служил сначала в Спасо-Преображенском храме (Переделкино), а затем назначен в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово. В 1970 году стал настоятелем этого храма. За время своего служения встречался со многими великими духовными подвижниками: батюшкой Иоанном Крестьянкиным, отцом Николаем Гурьяновым, отцом Николаем Голубцовым.

Протоиерей Валериан Кречетов воспитал 7 детей, у них с матушкой уже 34 внука.

Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)

Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

Стоимость курьерской доставки — в среднем 190 р., самовывоза — 90 р., Почты России — 200 руб. в среднем. Мы автоматически рассчитаем точную сумму доставки, когда вы наберете товаров в корзину.

Почти в каждом крупном городе есть самовывоз и курьер. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта России. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении.

Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

Elit-Knigi.ru

Валериан Кречетов — Размышления перед Исповедью / Духовная / 2014 / DOC, ePub

Автор: Валериан Кречетов
Оригинальное название: Размышления перед Исповедью
Год выпуска: 2014
Жанр: Духовная литература, православие
Выпущено: Россия, Москва, МБЦ прп. Серафима Саровского
Язык: Русский

Описание: Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых — не грабил, не убивал. И вообще, покаяние — что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в порядке? В новую книгу протоиерея Валериана Кречетова, известного пастыря и проповедника Русской Православной Церкви, вошли беседы с людьми, готовящимися к Таинству Исповеди. Живое и проникновенное слово батюшки помогает нам взглянуть на себя со стороны и почувствовать, насколько же сильно мы нуждаемся в покаянии.

Формат: DOC, ePub
Качество: eBook
Количество страниц: 256
Размер: 3 МБ




Включить оповещение на почту ( о новом торрент-файле ), когда появится раздача с похожим названием: Валериан Кречетов — Размышления перед Исповедью, Духовная

Внимание: Если вы не авторизованы, то для вас будет создана временная учетная запись (доступ к аккаунту будет прикреплен в письме).

Источники:

http://pnggaz.cerkov.ru/index.php/protoierej-valerian-krechetov-ot-nas-podvig-ispovedi-a-ot-boga-dar-blagodati/
http://zyorna.ru/catalog/item/razmyshleniya-pered-ispovedyu-95353
http://elit-knigi.ru/details.php?id=45359

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector