Краткая справка об истории поместных соборов русской православной церкви. Освещение в СМИ
Содержание
Соборы Русской Церкви
Название
Год
Город
Правитель
Причины
Постановления
Падение нравственности среди мирян, необходимость формирования дисциплины среди клириков
Признана в качестве собрания правил новая Кормчая книга; определения против симонии, пьянства, некоторых народных обычаев, нарушения в чине проскомидии; указания по совершению крещения, определения о Кресте и святой воде
Собор «о вдовых попах»
Иван III Васильевич
Формирование дисциплины среди клириков и необходимость решения вопросов о монастырском землевладении
Определения против симонии, определены возрастные рамки для священнослужителей; запрет служения вдовым свяшенникам, лишение сана за повторный брак и т.д.; постановление о расселении монастырей, в которых совместно жили монашествующие обоих полов; определение о служении в женских монастырях белого духовенства; запрет служения Литургии пьяным и с похмелья; вопрос о церковном землевладении (спор между прпп. Нилом и Иосифом)
Иван IV Васильевич Грозный
Окончательное формирование порядка канонизации святых, а также церковное прославление общерусских святынь
Соборный указ о канонизации общецерковных и местночтимых святых, в числе которых: Иона Московский, Пафнутий Боровский, Михаил Клопский, Александр Свирский и др.
Макарьевский собор (церковный и земский собор)
Иван IV Васильевич Грозный
Соборный указ о канонизации святых, в числе которых: Евфимий Новгородский, Иаков Ростовский, Стефан Пермский и др.
Иван IV Васильевич Грозный
Формирование дисциплины среди клириков, споры о церковном землевладении
Решения собора были выражены в 100 главах (Стоглав). Царём предложены для решения около 70 вопросов: уставности и чинности церковных служб исправности богослужебных книг, правилах иконописи, вопросы нравственности духовенства и мирян, церковных обрядах (двоеперстное сложение при совершении крестного знамения, сугубая Аллилуи, колокольный звон, антиминс и др.), вопросы брака и венчания, вопрос Церковного суда (светским судам запретил судить духовных лиц и др.), вопрос церковного землевладения (запрет архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя и т.д.)
Михаил I Федорович Романов
Принятие в Православие инославных
Собор постановил принимать латинян и униатов в Православную Церковь через крещение (это решение было заменено чиноприемом через миропомазание решением Большого Московского собора 1666-1667).
Алексей I Михайлович Тишайший
Продолжение реформы патриарха Никона, стремление унифицировать обряды и чины согласно практике Церквей греческой традиции, сложившейся к XVII веку
На соборе был принят новый перевод Символа веры. Затем было решено исправлять книги по греческим образцам, а славянские книги с чинами и обрядами, которые не соответствовали греческим, считать ошибочными.
Алексей I Михайлович Тишайший
Продолжение реформы патриарха Никона и анафематствование её противников
Собор осудил двоеперстие и наложил «клятвы» на всех крестящихся двоеперстно («Клятвы» были упразднены решением Собора 1971)
Большой московский собор
Алексей I Михайлович Тишайший
Окончательное утверждение церковной реформы и анафематствование её противников
Собор осудил патриарха Никона, противников церковной реформы, подтвердил Православие греческих патриархов, правильность используемых греками богослужебных книг, законность Собора 1654. Был избран Патриархом архимандрит Троицко-Сергиевского монастыря Иоасаф. Были решены вопросы богослужений, дисциплины, церковного права и церковного управления в Русской Церкви
Федор III Алексеевич
Продолжение церковной реформы и осуждение её противников
Соборные решения об учреждении новых епархий, о предании раскольников гражданскому суду, о церковном и монастырском благочинии, об исправлении Чиновной книги, о хранении Ризы Господней и святых мощей, о призрении нищих и о воспрещении строить новые пустыни, о запрещении продавать различные выписки из книг Божественного Писания и прочее
Иван V Алексеевич
Распространение хлебопоклонной ереси
Утверждено православное учение о времени преложения Святых Даров, которое исповедовали братья Лихуды, и была осуждено католическое учение — «хлебопоклонная ересь», которое исповедовал ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев
Поместный собор Православной Российской Церкви
Временное правительство России; Совет народных комиссаров РСФСР.
Избрание нового предстоятеля, завершение синодального периода, положение Церкви в новых условиях
Восстановление Патриаршества в Российской Церкви, положившее конец синодальному периоду – Патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). Рассмотрены вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. «Воззвание» Патриарха Тихона, анафематствовавшее врагов Церкви
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Собор принял название «Русская Православная Церковь», принял «Положение об управлении», которое упорядочивало церковноприходскую жизнь. Открытым голосованием был избран Патриарх – Алексий I (Симанский)
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Избран 14-м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Другое важнейшее решение собора — отмена «клятв» на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года
Поместный собор Русской Православной Церкви
1000-летие Крещения Руси
Итогами собора стали принятие нового Устава, а также канонизация девяти подвижников Православия (в т.ч. Ксении Петербургской, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника)
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Избран 15-м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), канонизированы исповедники, мученики и праведники, в том числе Иоанн Кронштадтский. Обсуждались проблемы взаимоотношений с РПЦЗ, борьбы с активизацией УАПЦ на Западной Украине, взаимоотношений с государством
Поместный собор Русской Православной Церкви
Избрание нового предстоятеля
Избран 16-м Патриархом Московским и всея Руси митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)
Кратко о церковных Соборах
Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.
Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.
Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.
Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.
I Вселенский Собор
Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.
На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.
На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.
Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.
Были приняты и другие важные церковные правила.
II Вселенский Собор
Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).
III Вселенский Собор
Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.
Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.
О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:
«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.
— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.
Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.
— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»
IV Вселенский Собор
Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.
V Вселенский Собор
В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
VI Вселенский Собор
Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.
Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле. Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя [1] .
Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).
Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.
VII Вселенский Собор
Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.
Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание [2] . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.
Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Архиерейский собор Русской православной церкви
Архиерейский собор Русской православной церкви
Архиерейский собор Русской православной церкви
Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления в Русской православной церкви.
Архиерейский собор, согласно Уставу Русской православной церкви (2000), составляют архиереи епархиальные (управляющие церковно‑административными единицами – епархиями) и те, кто возглавляют синодальные учреждения (отделы и комитеты, занимающиеся теми или иными направлениями деятельности Церкви) и Духовные академии; а также викарные архиереи, имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами.
Председателем Архиерейского собора является патриарх Московский и всея Руси или местоблюститель патриаршего престола.
В обязанности Архиерейского собора входит:
– хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности;
– принятие Устава Русской православной церкви и внесение в него изменений и дополнений;
– хранение догматического и канонического единства Русской православной церкви;
– решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов;
– канонизация святых и утверждение служб;
– толкование канонов и иных церковных законоположений;
– вопросы, связанные с взаимоотношениями Церкви с государством и с поместными православными Церквами;
– создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов (зарубежная административно‑территориальная единица в православной Церкви) и епархий (определение их границ и наименований), синодальных учреждений;
– решение вопросов о церковном имуществе.
Помимо Архиерейского собора, в Церкви существуют Поместные соборы, право участия и голоса в которых имеют не только епископы, но и другие священнослужители и миряне. В Русской православной церкви (РПЦ) Поместному собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения, во всех остальных областях деятельности высшим органом церковного самоуправления является Архиерейский собор.
Архиерейский собор всегда созывается в преддверии Поместного собора и определяет порядок и количество членов Поместного собора, разрабатывает его программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру. Архиерейский собор наблюдает за претворением в жизнь решений Поместного собора, выносит суждение о деятельности Священного Синода и синодальных учреждений. Он также устанавливает процедуры всех церковных судов и утверждает новые общецерковные награды.
Архиерейский собор является судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности патриарха, разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом.
Решения на Архиерейском соборе принимаются большинством голосов открытым или тайным голосованием. Никто из архиереев – членов Архиерейского собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается собором уважительной. Кворум Архиерейского собора составляют 2/3 иерархов.
Первый Собор был созван апостолами в Иерусалиме около 49 года. С IV по VIII век в Византийской империи созывались Вселенские соборы, участниками которых были представители всех Поместных православных церквей (включая Римскую). Православная церковь насчитывает семь соборов, которым был присвоен статус Вселенских.
В 1488 году великим князем Василием был созван Московский собор, на котором впервые без согласования с Константинополем на русскую митрополию поставили епископа Рязанского Иону.
Стоглавый собор, созванный при Иване IV Грозном в 1551 году, вынес решения по поводу церковных землевладений, унифицировал церковные обряды и службы, порядок переписывания церковных книг, писания икон и строительства церквей.
Поместный собор 1917‑1918 годов был последним собором, состоявшимся до окончательного установления советской власти. Он восстановил патриаршество, избрав патриарха Тихона, и принял решения по самым насущным вопросам церковной жизни. В связи с началом гонений на Церковь не все решения Поместного собора были воплощены в жизнь.
В новейшей истории РПЦ Архиерейские соборы проводились в 1925, 1943, 1944, 1961, 1971, 1988, 1989, 1990 (трижды), 1992 (дважды), 1994, 1997, 2000 и 2004 годах, а также в 2008, 2009 и 2011 годах.
Собор 1925 года носил наименование “Архиерейское совещание” и был созван для избрания местоблюстителя патриаршего престола после кончины патриарха Тихона. Собор 1943 года избрал патриарха Сергия. Соборы 1944, 1971, 1988 и июня 1990 годов созывались для подготовки Поместных соборов. Архиерейский собор 1961 года был созван для принятия нового Устава РПЦ. Частота созыва Архиерейских соборов в период с 1989 по 1997 годы была обусловлена серьезными изменениями в правовом положении Русской церкви в период распада СССР и возникновения на его территории новых государств, а также необходимостью реагировать на украинский раскол, стремительно набиравший силу.
Архиерейский собор 2000 года носил название “Юбилейного” и был посвящен 2000‑летию христианства.
Собор 2004 года был первым Архиерейским собором, созванным в соответствии с новым Уставом РПЦ, предписывающим созывать Архиерейские соборы раз в четыре года.
На Архиерейском соборе 2008 года был учрежден церковный суд, затронуты вопросы единства РПЦ.
Собор 2009 года утвердил программу Поместного собора, а также процедуру избрания патриарха Московского и всея Руси.
На Архиерейском соборе 2011 года были приняты изменения и дополнения в Устав Русской православной церкви. Была поддержана инициатива патриарха о создании Высшего церковного совета, который будет заниматься вопросами церковной администрации, хозяйства, школьно‑просветительскими, ревизионными и юридическими вопросами, ревизией епархий. Собор разрешил иерархам и священнослужителям в исключительных случаях, для защиты Церкви от расколов и других непосредственных угроз, выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2011 году
Архиерейский собор Русской православной церкви в храме Христа Спасителя. Архив
Источники:
http://azbyka.ru/shemy/sobory-russkoj-tserkvi.shtml
http://pravoslavie.ru/104647.html
http://history.niv.ru/doc/encyclopedia/newsmakers/articles/1726/arhierejskij-sobor-russkoj.htm