Краткая справка об истории поместных соборов русской православной церкви. Освещение в СМИ

Соборы Русской Церкви

Название

Год

Город

Правитель

Причины

Поста­нов­ле­ния

Паде­ни­е нрав­ствен­но­сти сре­ди мирян, необ­хо­ди­мо­сть фор­ми­ро­ва­ния дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков

Призна­на в каче­стве собра­ния пра­вил новая Кормчая кни­га; опре­де­ле­ния про­тив симо­нии, пьян­ства, неко­то­рых народ­ных обы­ча­ев, нару­ше­ния в чине про­ско­ми­дии; ука­за­ния по совер­ше­нию кре­ще­ния, опре­де­ле­ния о Кре­сте и свя­той воде

Собор «о вдо­вых попах»

Иван III Василье­вич

Фор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков и необ­хо­ди­мость реше­ния вопро­сов о мона­стыр­ском земле­вла­де­нии

Опреде­ле­ния про­тив симо­нии, опре­де­ле­ны воз­раст­ные рам­ки для свя­щен­но­слу­жи­те­лей; запрет слу­же­ния вдо­вым свя­шен­ни­кам, лише­ние сана за повтор­ный брак и т.д.; поста­нов­ле­ние о рас­се­ле­нии мона­сты­рей, в кото­рых сов­мест­но жили мона­ше­ству­ю­щие обо­их полов; опре­де­ле­ние о слу­же­нии в жен­ских мона­сты­рях бело­го духо­вен­ства; запрет слу­же­ния Литур­гии пья­ным и с похме­лья; вопрос о цер­ков­ном земле­вла­де­нии (спор меж­ду прпп. Нилом и Иосифом)

Иван IV Василье­вич Грозный

Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние поряд­ка кано­ни­за­ции свя­тых, а так­же цер­ков­ное про­слав­ле­ние обще­рус­ских свя­тынь

Собор­ный указ о кано­ни­за­ции обще­цер­ков­ных и мест­но­чти­мых свя­тых, в чис­ле кото­рых: Иона Москов­ский, Пафну­тий Боров­ский, Михаил Клопский, Александр Свирский и др.

Макарьев­ский собор (цер­ков­ный и зем­ский собор)

Иван IV Василье­вич Грозный

Собор­ный указ о кано­ни­за­ции свя­тых, в чис­ле кото­рых: Евфимий Новго­род­ский, Иаков Ростов­ский, Стефан Пермский и др.

Иван IV Василье­вич Грозный

Фор­ми­ро­ва­ние дис­ци­пли­ны сре­ди кли­ри­ков, спо­ры о цер­ков­ном земле­вла­де­нии

Решения собо­ра были выра­же­ны в 100 гла­вах (Стоглав). Царём пред­ло­же­ны для реше­ния око­ло 70 вопро­сов: устав­но­сти и чин­но­сти цер­ков­ных служб исправ­но­сти бого­слу­жеб­ных книг, пра­ви­лах ико­но­пи­си, вопро­сы нрав­ствен­но­сти духо­вен­ства и мирян, цер­ков­ных обря­дах (двое­перст­ное сло­же­ние при совер­ше­нии крест­но­го зна­ме­ния, сугу­бая Аллилуи, коло­коль­ный звон, анти­минс и др.), вопро­сы бра­ка и вен­ча­ния, вопрос Церков­но­го суда (свет­ским судам запре­тил судить духов­ных лиц и др.), вопрос цер­ков­но­го земле­вла­де­ния (запрет архи­епи­ско­пам, епи­ско­пам и мона­сты­рям поку­пать у кого-либо вот­чи­ны без раз­ре­ше­ния царя и т.д.)

Михаил I Федоро­вич Романов

Приня­тие в Право­сла­вие ино­слав­ных

Собор поста­но­вил при­ни­мать лати­нян и уни­а­тов в Право­слав­ную Церковь через кре­ще­ние (это реше­ние было заме­не­но чино­при­е­мом через миро­по­ма­за­ние реше­ни­ем Большо­го Москов­ско­го собо­ра 1666-1667).

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Про­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Никона, стрем­ле­ни­е уни­фи­ци­ро­вать обря­ды и чины соглас­но прак­ти­ке Церквей гре­че­ской тра­ди­ции, сло­жив­шей­ся к XVII веку

На собо­ре был при­нят новый пере­вод Симво­ла веры. Затем было реше­но исправ­лять кни­ги по гре­че­ским образ­цам, а сла­вян­ские кни­ги с чина­ми и обря­да­ми, кото­рые не соот­вет­ство­ва­ли гре­че­ским, счи­тать оши­боч­ны­ми.

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Про­дол­же­ние рефор­мы пат­ри­ар­ха Никона и ана­фе­мат­ство­ва­ние её про­тив­ни­ков

Собор осу­дил двое­пер­стие и нало­жил «клят­вы» на всех кре­стя­щих­ся двое­перст­но («Клятвы» были упразд­не­ны реше­ни­ем Собора 1971)

Большой мос­ков­ский собор

Алексей I Михай­ло­вич Тишай­ший

Окон­ча­тель­ное утвер­жде­ние цер­ков­ной рефор­мы и ана­фе­мат­ство­ва­ние её про­тив­ни­ков

Собор осу­дил пат­ри­ар­ха Никона, про­тив­ни­ков цер­ков­ной рефор­мы, под­твер­дил Право­сла­вие гре­че­ских пат­ри­ар­хов, пра­виль­ность исполь­зу­е­мых гре­ка­ми бого­слу­жеб­ных книг, закон­ность Собора 1654. Был избран Патри­ар­хом архи­манд­рит Троиц­ко-Серги­ев­ско­го мона­сты­ря Иоасаф. Были реше­ны вопро­сы бого­слу­же­ний, дис­ци­пли­ны, цер­ков­но­го пра­ва и цер­ков­но­го управ­ле­ния в Русской Церкви

Федор III Алексе­е­вич

Про­дол­же­ние цер­ков­ной рефор­мы и осуж­де­ние её про­тив­ни­ков

Собор­ные реше­ния об учре­жде­нии новых епар­хий, о пре­да­нии рас­коль­ни­ков граж­дан­ско­му суду, о цер­ков­ном и мона­стыр­ском бла­го­чи­нии, об исправ­ле­нии Чинов­ной кни­ги, о хра­не­нии Ризы Господ­ней и свя­тых мощей, о при­зре­нии нищих и о вос­пре­ще­нии стро­ить новые пусты­ни, о запре­ще­нии про­да­вать раз­лич­ные выпис­ки из книг Божествен­но­го Писания и про­чее

Иван V Алексе­е­вич

Распро­стра­не­ние хле­бо­по­клон­ной ере­си

Утвер­жде­но пра­во­слав­ное уче­ние о вре­ме­ни пре­ло­же­ния Святых Даров, кото­рое испо­ве­до­ва­ли бра­тья Лихуды, и была осуж­де­но като­ли­че­ское уче­ние — «хле­бо­по­клон­ная ересь», кото­рое испо­ве­до­вал уче­ник Симео­на Полоц­ко­го Сильвестр Медве­дев

Помест­ный собор Право­слав­ной Россий­ской Церкви

Време­нное прави­тель­ство России; Совет наро­дных коми­ссаров РСФСР.

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля, завер­ше­ни­е сино­даль­но­го пери­о­да, поло­же­ни­е Церкви в новых усло­ви­ях

Восста­нов­ле­ние Патри­ар­ше­ства в Россий­ской Церкви, поло­жив­шее конец сино­даль­но­му пери­о­ду – Патри­ар­хом был избран мит­ро­по­лит Москов­ский Тихон (Белла­вин). Рассмот­ре­ны вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к епар­хи­аль­но­му управ­ле­нию, при­ход­ской жиз­ни и устрой­ству еди­но­вер­че­ских при­хо­дов. «Воззва­ние» Патри­ар­ха Тихона, ана­фе­мат­ство­вав­шее вра­гов Церкви

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Собор при­нял назва­ние «Русская Право­слав­ная Церковь», при­нял «Положе­ние об управ­ле­нии», кото­рое упо­ря­до­чи­ва­ло цер­ков­но­при­ход­скую жизнь. Откры­тым голо­со­ва­ни­ем был избран Патри­арх – Алексий I (Симан­ский)

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 14-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Крутиц­кий и Коломен­ский Пимен (Извеков). Другое важ­ней­шее реше­ние собо­ра — отме­на «клятв» на ста­рые обря­ды Большо­го Москов­ско­го Собора 1667 года

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

1000-лети­е Кре­ще­ния Руси

Итога­ми собо­ра ста­ли при­ня­тие ново­го Устава, а так­же кано­ни­за­ция девя­ти подвиж­ни­ков Право­сла­вия (в т.ч. Ксении Петер­бург­ской, Игнатия Брянча­ни­но­ва, Феофа­на Затвор­ни­ка)

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Читать еще:  У чему снится зуб выпал. Сонник: выпал зуб

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 15-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Ленин­град­ский и Новго­род­ский Алексий (Ридигер), кано­ни­зи­ро­ва­ны испо­вед­ни­ки, муче­ни­ки и пра­вед­ни­ки, в том чис­ле Иоанн Кронштадт­ский. Обсуж­да­лись про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний с РПЦЗ, борь­бы с акти­ви­за­ци­ей УАПЦ на Запад­ной Украине, вза­и­мо­от­но­ше­ний с госу­дар­ством

Помест­ный собор Русской Право­слав­ной Церкви

Избра­ние ново­го пред­сто­я­те­ля

Избран 16-м Патри­ар­хом Москов­ским и всея Руси мит­ро­по­лит Смолен­ский и Калинин­град­ский Кирилл (Гундяев)

Кратко о церковных Соборах

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1–35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

II Вселенский Собор

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

III Вселенский Собор

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое. Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей.

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

Читать еще:  Утюг во сне к чему снится. Толкование сна утюг в сонниках

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

IV Вселенский Собор

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле. Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя [1] .

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой, так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

VII Вселенский Собор

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание [2] . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Архиерейский собор Русской православной церкви

Архиерейский собор Русской православной церкви

Архиерейский собор Русской православной церкви

Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления в Русской православной церкви.

Архиерейский собор, согласно Уставу Русской православной церкви (2000), составляют архиереи епархиальные (управляющие церковно‑административными единицами – епархиями) и те, кто возглавляют синодальные учреждения (отделы и комитеты, занимающиеся теми или иными направлениями деятельности Церкви) и Духовные академии; а также викарные архиереи, имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами.

Читать еще:  Совместимость мужчины близнеца женщины стрельца в браке. Мужчина-Стрелец и женщина-Близнецы: совместимость

Председателем Архиерейского собора является патриарх Московский и всея Руси или местоблюститель патриаршего престола.

В обязанности Архиерейского собора входит:

– хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности;

– принятие Устава Русской православной церкви и внесение в него изменений и дополнений;

– хранение догматического и канонического единства Русской православной церкви;

– решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов;

– канонизация святых и утверждение служб;

– толкование канонов и иных церковных законоположений;

– вопросы, связанные с взаимоотношениями Церкви с государством и с поместными православными Церквами;

– создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов (зарубежная административно‑территориальная единица в православной Церкви) и епархий (определение их границ и наименований), синодальных учреждений;

– решение вопросов о церковном имуществе.

Помимо Архиерейского собора, в Церкви существуют Поместные соборы, право участия и голоса в которых имеют не только епископы, но и другие священнослужители и миряне. В Русской православной церкви (РПЦ) Поместному собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения, во всех остальных областях деятельности высшим органом церковного самоуправления является Архиерейский собор.

Архиерейский собор всегда созывается в преддверии Поместного собора и определяет порядок и количество членов Поместного собора, разрабатывает его программу, повестку дня, регламент заседаний и структуру. Архиерейский собор наблюдает за претворением в жизнь решений Поместного собора, выносит суждение о деятельности Священного Синода и синодальных учреждений. Он также устанавливает процедуры всех церковных судов и утверждает новые общецерковные награды.

Архиерейский собор является судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности патриарха, разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом.

Решения на Архиерейском соборе принимаются большинством голосов открытым или тайным голосованием. Никто из архиереев – членов Архиерейского собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается собором уважительной. Кворум Архиерейского собора составляют 2/3 иерархов.

Первый Собор был созван апостолами в Иерусалиме около 49 года. С IV по VIII век в Византийской империи созывались Вселенские соборы, участниками которых были представители всех Поместных православных церквей (включая Римскую). Православная церковь насчитывает семь соборов, которым был присвоен статус Вселенских.

В 1488 году великим князем Василием был созван Московский собор, на котором впервые без согласования с Константинополем на русскую митрополию поставили епископа Рязанского Иону.

Стоглавый собор, созванный при Иване IV Грозном в 1551 году, вынес решения по поводу церковных землевладений, унифицировал церковные обряды и службы, порядок переписывания церковных книг, писания икон и строительства церквей.

Поместный собор 1917‑1918 годов был последним собором, состоявшимся до окончательного установления советской власти. Он восстановил патриаршество, избрав патриарха Тихона, и принял решения по самым насущным вопросам церковной жизни. В связи с началом гонений на Церковь не все решения Поместного собора были воплощены в жизнь.

В новейшей истории РПЦ Архиерейские соборы проводились в 1925, 1943, 1944, 1961, 1971, 1988, 1989, 1990 (трижды), 1992 (дважды), 1994, 1997, 2000 и 2004 годах, а также в 2008, 2009 и 2011 годах.

Собор 1925 года носил наименование “Архиерейское совещание” и был созван для избрания местоблюстителя патриаршего престола после кончины патриарха Тихона. Собор 1943 года избрал патриарха Сергия. Соборы 1944, 1971, 1988 и июня 1990 годов созывались для подготовки Поместных соборов. Архиерейский собор 1961 года был созван для принятия нового Устава РПЦ. Частота созыва Архиерейских соборов в период с 1989 по 1997 годы была обусловлена серьезными изменениями в правовом положении Русской церкви в период распада СССР и возникновения на его территории новых государств, а также необходимостью реагировать на украинский раскол, стремительно набиравший силу.

Архиерейский собор 2000 года носил название “Юбилейного” и был посвящен 2000‑летию христианства.

Собор 2004 года был первым Архиерейским собором, созванным в соответствии с новым Уставом РПЦ, предписывающим созывать Архиерейские соборы раз в четыре года.

На Архиерейском соборе 2008 года был учрежден церковный суд, затронуты вопросы единства РПЦ.

Собор 2009 года утвердил программу Поместного собора, а также процедуру избрания патриарха Московского и всея Руси.

На Архиерейском соборе 2011 года были приняты изменения и дополнения в Устав Русской православной церкви. Была поддержана инициатива патриарха о создании Высшего церковного совета, который будет заниматься вопросами церковной администрации, хозяйства, школьно‑просветительскими, ревизионными и юридическими вопросами, ревизией епархий. Собор разрешил иерархам и священнослужителям в исключительных случаях, для защиты Церкви от расколов и других непосредственных угроз, выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2011 году

Архиерейский собор Русской православной церкви в храме Христа Спасителя. Архив

Источники:

http://azbyka.ru/shemy/sobory-russkoj-tserkvi.shtml
http://pravoslavie.ru/104647.html
http://history.niv.ru/doc/encyclopedia/newsmakers/articles/1726/arhierejskij-sobor-russkoj.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: