Кожные болезни в библии. Исцеление наамана от проказы

Толкование Библии, 4 Царств 5 глава

Ветхий Завет

4-я Книга Царств

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

е. О Неемане, сирийце (глава 5)

Служение Елисея распространилось и за пределы Израиля, как это видно из истории еще одного совершенного им чуда.

4-Цар. 5:1. 1 ) Болезнь Неемана (5:1-6). Нееман был главнокомандующим армии Венадада II (860-841 г. до Р. Х.; табл. “Цари Сирии в 3 и 4 книгах Царств” – там, где толкование на 3-Цар. 11:23-25). В глазах сирийцев он был великим и уважаемым человеком, потому что под его руководством Господь дал им одержать победу или победы (раввинская традиция отождествляла Неемана с воином, который смертельно ранил израильского царя Ахава – 3-Цар. 22:3,4). Но Нееман страдал проказой. (Современные ученые склоняются к мысли, что так называлась не та проказа, которая известна сегодня. Тем не менее, это была ужасная кожная болезнь, причинявшая тяжелые страдания и постепенно разрушавшая организм. Исцеления от нее не было.) В Израиле прокаженных изолировали от общества, но это не было в обычае в других странах, в частности, в Сирии. Мы видим, что Нееман, и будучи тяжело больным, продолжал выполнять свой воинский долг.

4-Цар. 5:2-3. Во время одного из набегов на пограничные израильские земли воины Неемана взяли среди прочих пленных маленькую девочку; военачальник отдал ее своей жене в служанки. По-видимому, они были добры к ней (судя по тому, что пленница желала Нееману выздоровления). Как-то она сказала своей хозяйке (а та передала это мужу), что пророк, живущий в Самарин, мог бы исцелить Неемана от проказы. Девочка говорила о Елисее, который жил в это время в столице (6:24,32). Она слышала о нем прежде чем стала рабыней; слышала о его сверхъестественных делах и решила про себя, что он и от проказы очистить может. Между тем, в дни Елисея случаев исцеления от проказы в Израиле не было (Лук. 4:27).

4-Цар. 5:4-6. Дорожа своим военачальником, царь Сирийский охотно отпустил Неемана в Самарию, услышав от него про жившего там пророка, и дал с собою сопроводительное письмо к израильскому царю Иораму. Нееман полагал, что Иорам попросту прикажет пророку, и что он очистит его (напомним, что для язычников всякое чудо было актом волшебства).

С собой, как полагалось при посещении важного лица, сирийский военачальник взял дорогие подарки: примерно 350 кг. серебра, более 65 кг. золота и десять перемен одежд. Письмо его господина-царя царю израильскому было составлено в приказном тоне: он требовал, чтобы Иорам снял с Неемана проказу его (видимо, в то время сирийский царь чувствовал себя сильнее Иорама, чем и объясняется тон его письма).

4-Цар. 5:7. 2 ) Исцеление Неемана (5:7-14). Иорама письмо Венадада II потрясло. Он пришел в такое отчаяние, что разодрал одежды свои (сравните с 2:12; 6:30; 11:14). Это был период мирных отношений между Израилем и Сирией, но Иорам решил, что его могущественный сосед просто ищет предлога, чтобы начать с ним войну, по примеру того, как некогда поступил с его отцом Ахавом (3-Цар. 20:1-3). Иораму и в голову не пришло, что не в нем надеялся Нееман найти исцелителя. О пророке Елисее он в этой связи даже не подумал. Видимо, он вообще избегал контактов с этим пророком, который постоянно обличал его.

4-Цар. 5:8-10. Услышав об отчаянии, в которое повергло Иорама письмо Венадада, Елисей послал успокоить царя. Пусть Нееман придет к нему, и он исцелит его. И узнает сириец то, что неизвестно Иораму: в Израиле действительно есть человек Божий, истинный пророк.

Однако, когда великий полководец прибыл к дому Елисея со своей свитой, тот не вышел навстречу ему (скорее всего, потому что Моисеев закон запрещал евреям вступать в контакт с прокаженным), но выслал слугу сказать ему, чтобы окунулся семь раз в воды Иордана, и очистится тело его от проказы. Естественно, не вода, но доверие слову пророка, через которого говорил Бог, должно было послужить исцеляющим фактором.

4-Цар. 5:11-14. Пренебрежительное (как он воспринял это) отношение к нему пророка вызвало гнев Неемана. Он ожидал привычного для жителей древнего Востока возложения рук на больные места и молитвы – как средства исцеления. Вместо этого, Елисей послал его “омыться” в глинистой воде Иордана. Уж если омываться, то не лучше ли в реках, протекающих у Дамаска, которые чище! – воскликнул он. Делу помогло вмешательство слуг Неемана, которые мягко, но настойчиво, посоветовали полководцу поступить по словам пророка, тем более, что это совсем не трудно. И пошел он, и окунулся в Иордане семь раз и обновилось тело его, сделавшись, как тело малого ребенка.

Указание свыше, данное Елисею для Неемана, – окунуться семь раз, свидетельствовало, что исцеление военачальника – истинно Божия работа; “число 7 есть печать Божьих дел”, как заметил богослов С. Ф. Кейль. То обстоятельство, что в дни Елисея единственным, кто исцелился от проказы, был сириец (Лук. 4:27), возможно, объясняется общим отпадением Израиля от Иеговы.

4-Цар. 5:15-16. 3 ) Благодарность Неемана (5:15-18). С сердцем, исполненным благодарности, и руками, полными даров, возвратился Нееман в Самарию, к дому Елисея (пройдя к Иордану и обратно около 80 км.). Посредством исцеления сирийского военачальника от неизлечимой болезни была достигнута еще одна цель, самая важная: Нееман признал, что нет Бога на всей земле, кроме Бога Израилева. Подтвердив, что это действительно так (стих 16), Елисей отказался, однако, принять дары от счастливого Неемана. Ибо пророк истинного Бога совершает свое служение не ради награды, а по слову (велению) Господню. И Елисей не хотел, чтобы кто-то думал на этот счет иначе.

4-Цар. 5:17-18. Нееман просит израильской земли – столько, сколько снесут на себе два мула. Из этой земли он намеревался возвести у себя дома жертвенник для поклонения Господу, так как никаким другим богам с этих пор поклоняться не будет. (В сознании человека, исповедовавшего многобожие, поклоняться тому или иному божеству можно было лишь в той стране, где его почитали, либо из взятой оттуда земли соорудить алтарь и на нем приносить жертвы этому божеству.)

По долгу службы Нееману пришлось бы, однако, воздавать официальные почести богу своего господина – царя Венадада. (и опрется на руку мою; сравните 7:2. в идиоматической форме Нееман говорит о себе как о помощнике царя.) И он заранее просит Господа простить его в этом. Богом Дамаска был Хадад-Риммон (или кратко – Риммон), которого почитали как бога дождей и грозы.

Военачальник не был готов пожертвовать жизнью ради своей новой веры, как, к примеру, три друга Даниила (Дан. 3:12), и отказаться склонить голову перед идолом. Но он ведь не был израильтянином и не имел того преимущества, которое имели израильтяне: знания Божьего откровения. По-видимому, и ответственность его за вынужденное и официальное идолопоклонство не была столь тяжелой, как в случае израильтян, по своей воле поклонявшихся идолам.

Читать еще:  Ангел хранитель сколько их у человека. Ангел-хранитель

4-Цар. 5:19-21. 4 ) Жадность и наказание Гиезия (5:19-27). Елисей не выразил, однако (на словах, по крайней мере), ни одобрения ни неодобрения того, что полностью порвать с идолопоклонством Нееману не удастся. Его иди с миром скорее звучит как благословение военачальнику на предстоявший ему путь.

Между тем, Гиезия, слугу Елисея, обуяли жадность и сожаление по поводу не принятых пророком даров. Он, видимо, рассудил, что поживиться за счет сирийца (врага Израиля) – не грех. И он побежал вослед медленно двигавшемуся каравану. Увидев бегущего, Нееман сошел с колесницы; с миром ли ты? – осведомился он.

4-Цар. 5:22-24. Заверив его, что с миром, Гиезий затем солгал Нееману, причем от имени господина своего, Елисея, будто тот просит для двух сынов пророческих, талант серебра и две перемены одежд; свою выдумку Гиезий облекает, таким образом, в “бескорыстную форму”. Нееман счастлив был услужить Елисею и стал уговаривать Гиезия, чтобы взял не один, а два таланта серебра. Он сам же и “упаковал” свой дар и дал Гиезию двух слуг своих, чтобы отнесли его по назначению. Однако перед холмом (на котором стояла Самария) Гиезий сирийцев отпустил, и сам донес серебро и одежды до своего дома, где и спрятал их.

4-Цар. 5:25-27. Вскоре Гиезий возвратился к Елисею, не предполагая, что Бог открыл его господину, куда и зачем он ходил. В ответ на его вопрос он одну ложь попытался покрыть другою. И тогда Елисей сказал ему, что сердцем (духом) своим был там же, где был он, и знает все, что он сделал. Смысл второй части стих 26 в том, что истинным слугам Божьим не следует искать награды для себя, тем более брать ее от именитых не израильтян, не ими, но Богом благословенных. Пусть пророки языческих богов извлекают корысть из своего лжеучения; со служением же Господу корысть не совместима.

Проказа была снята с Неемана за то, что послушал пророка Господнего. Да пристанет она теперь к Гиезию, поступок которого – бесчестие для Иеговы. И вышел он от Елисея белый от проказы, как снег.

Наказание Гиезия было по греху его, и о нем узнали, вероятно, не только в Израиле, но и по всей Сирии. С того, кто имеет привилегию служить Богу, и спрашивается больше чем с обычных людей.

Несколько уроков несет в себе эта история. Исцеление Неемана от проказы было еще одним свидетельством великой силы Господней и власти Его – восстанавливать здоровье (то, что язычники приписывали Ваалу). Далее. Происшедшее послужило распространению славы Иеговы на другую часть древнего мира. И, наконец, позитивной и негативной моделью поведения слуг Божьих на все времена стали в их контрастности поведение Елисея и Гиезия.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Глава 5

1–14. Исцеление военачальника сирийского Неемана по слову пророка Елисея. 15–19. Благодарность Неемана и обращение его к истинному Богу; бескорыстие пророка. 20–27. Корыстолюбие Гиезия и наказание его.

4Цар.5:1 . Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный.

4Цар.5:2 . Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.

4Цар.5:3 . И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!

4Цар.5:4 . И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской.

К какому времени относится чудесное исцеление Неемана, ко времени ли Иорама или уже правления династии Ииуя, из текста не видно; ясно лишь, что оно падает на время мирных отношений между Сирийским и Израильским царствами. Раввины отождествляли Неемана с воином сирийским, смертельно ранившим некогда Ахава ( 3Цар 22.34 ) и называемым у И. Флавия (Иуд.Древн. 8:15, 5) Аманом ( παῖς δε τις βασιλικὸς τοῦ ᾿Αδωνος ᾿Αμανος ᾿όνομα ). В противоположность строгому исключению прокаженных у евреев ( Лев. 13.45–46 . См. Толков. Библия, т. 1), Нееман, прославивший себя победой, какую он доставил отечеству, по-видимому, и после постигшей его болезни продолжал служить. Но судьба или, точнее, промысл Божий, заставил человека, доставившего некогда сирийцам победу над израильтянами, теперь обратиться за исцелением в землю израильтян, к пророку Божию. О последнем Нееман узнает от еврейки-пленницы, захваченной сирийскими отрядами во время одного из набегов на пограничные израильские земли. По совету пленницы Нееман обращается с просьбой к царю сирийскому о разрешении ему отправиться в Самарию (по 4Цар.5и д., пророк в данное время жил действительно не в Галгале и не на Кармиле, а в Самарии).

4Цар.5:5 . И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;

4Цар.5:6 . и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.

4Цар.5:7 . Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.

Из того, что сирийский царь без колебания посылает Неемана к израильскому царю с решительным требованием в письме (содержание письма передается, ст. 6, кратко), можно заключать, что сирийские цари после поражения Ахава продолжали считать израильских своими вассалами; в самом требовании царя снять проказу с Неемана видно воззрение на чудо, как на дело магии. По обычаю Востока, этикет которого требует приношения богатых подарков важным лицам, Нееман берет с собой (ст. 5) много серебра и золота и, кроме того, также по восточному обычаю ( Быт 41.14 ; 1Цар 28.8 ; 2Цар 12.20 ), 10 перемен одежд. Несмотря на это, царь израильский, понявши письмо сирийского царя в смысле пребывания к нему самому и, видимо, совершенно не думавши о великом пророке Елисее, приходит в отчаяние (ст. 7): от печали раздирает одежды свои (ср. 4Цар 2.12 ), признает, что лишь Богу свойственно умерщвлять и оживлять (ср. Втор 32.39 ) – проказа почиталась бедствием почти равным смерти ( Чис 12.12 ), и подозревает в требовании сирийского царя искание повода к войне.

4Цар.5:8 . Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.

4Цар.5:9 . И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев.

4Цар.5:10 . И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.

Теперь сам пророк напоминает царю о себе, о том, что Бог, умерщвляющий и оживляющий, невзирая на отступления народа и царя, готов явить им милость через своего пророка. Однако, когда Нееман прибыл к дому пророка Елисея, «он, храня закон, как живущий под законом не согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев. 13.1–14:1 ), а приказал ему 7 раз измыться в реке Иордане» (блаж. Феодорит, вопр. 19), обещая ему « обнов ление тел а” и ” чист оту» (ст. 10, ср. Лк 17.11 ), как говорилось обычно об исцелении от проказы.

Читать еще:  Сонник красить волосы в темный. Сонник красить волосы в белый цвет

4Цар.5:11 . И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;

4Цар.5:12 . разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.

4Цар.5:13 . И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист».

4Цар.5:14 . И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

Разгневанный мнимым невниманием к себе пророка Нееман высказывает распространенный на древнем и новом востоке взгляд народный, что для излечения от болезни необходимо, кроме призывания Бога, еще возложение руки целителя на больное место (ст. 11). Сирийские реки Авана (по др. чтению в Кеri, Амана) и Фарфар (евр. Парпар), по общему мнению, вытекали из Антиливана и орошали Дамаск. Первую отождествляют с нынешней Нахр-Барада, древним Chrysorrhoas (Onomast. 7); вторую – с нахр-ел-Авадж к югу от Дамаска (Onomast. 923). См. Badecker. Palastina u. Syrien. A. 7; s. 334. Послушание пророку со стороны Неемана (ст. 14) было вознаграждено точным исполнением слова пророка (ст. 10), исцелением и как бы полным обновлением Неемана.

4Цар.5:15 . И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.

4Цар.5:16 . И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился.

Чудесным исцелением Неемана было достигнуто и духовное врачевание его – обращение к Истинному Богу, которого он исповедует Единым на всей земле, вместе с тем он предлагает пророку дары (евр. бераха, благословение, как в Быт 33.11 ; 1Цар 25.27 ). Но пророк, желая показать новообращенному иностранцу, что Иегова дарует исцеление без всякого вознаграждения служителей Его, решительно отказывается принять какой-либо дар от него. «Пророк всему богатству предпочел многовожделенную нищету и исполнил евангельское законоположение еще прежде законоположения. Ибо сказано: «туне приясте, туне дадите» ( Мф 10.8 )» (блаж. Феодорит, вопр. 19).

4Цар.5:17 . И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа;

В просьбе Неемана пророку дать ему известное количество земли из страны Израильской для сооружения жертвенника Иегове у себя в Сирии многие видели резкое противоречие собственному исповеданию Нееманом всеединства Иеговы ( 4Цар.5:15 ); здесь же Иегова как бы признается им лишь Богом Ханаана. Но поступок Неемана выражает просто глубокое благоговение к Иегове – самую землю страны Его почитания он считает священной и берет часть земли, освященной благословением пророка Иеговы. С этим чувством вполне согласуется его намерение совершать частное (не общественное, ср. 4Цар.5:18 ) служение Иегове. (Даже у христиан при безусловной вере в Единство Божие всегда было стремление, напр., брать земли из Палестины).

4Цар.5:18 . только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем.

Чуткий совестью Нееман предвидит неизбежное испытание для его веры: обязанность, по должности военачальника, сопутствовать царю при богослужении в честь Риммона; Риммон (евр. риммон – гранатовое яблоко), вероятно, тождествен с Ассирийским богом грозы Рамманом; еврейское название (подтверждаемое данными Телкоамарских клинописей) может обозначать идею солнца, плодородия (гранатовое яблоко – символ того и другого); дальнейшее значение бога Риммона (видимо, очень чтимого у сирийцев, как показывает употребление у них имен с этим именем: Гададриммон, Зах 12.11 ; Тавриммон, 3Цар 15.18 ). Нееман просит, чтобы, по молитвам пророка, Иегова простил ему предстоящее вынужденное преклонение пред идолом, говорит как бы так: «мне необходимо входить с царем, когда захочет он поклоняться лжеименному богу. Но, входя с ним, буду поклоняться Богу Истинному, умоляя Его о прощении в том, что по царскому требованию принужден входить в храм лжеименного бога» (блаж. Феодорит, вопр. 19).

4Цар.5:19 . И сказал ему: иди с миром. И он отъехал от него на небольшое пространство земли.

Пророк своим прощальными приветом « иди с миром » как бы снисходит тревогам совести Неемана. О расстоянии кибрат-гаарец см. толкования к Быт 35.16 : «Толков. Библия» т. I.

4Цар.5:20 . И сказал Гиезий, слуга Елисея, человека Божия: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь.

4Цар.5:21 . И погнался Гиезий за Нееманом. И увидел Нееман бегущего за собою, и сошел с колесницы навстречу ему, и сказал: с миром ли?

4Цар.5:22 . Он отвечал: с миром; господин мой послал меня сказать: «вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд».

4Цар.5:23 . И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта. И упрашивал его. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд и отдал двум слугам своим, и понесли перед ним.

4Цар.5:24 . Когда он пришел к холму, то взял из рук их и спрятал дома. И отпустил людей, и они ушли.

4Цар.5:25 . Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой.

4Цар.5:26 . И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?

4Цар.5:27 . Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег.

«В пророке достойны удивления и сила благодати, и правдивость приговора, потому что, узнав о взятом тайно Гиезием, отдать ему в наследие и проказу Нееманову» (блаж. Феодорит, вопр. 19).

33. Пророк Елисей

Елисей и плащ Илии. Как выше говорилось, Елисей стал спутником пророка Илиии и ходил с ним по всей Палестине. На его глазах Илия вознесся на небо. Потрясенный исчезновением Илии Елисей поднял упавший с того плащ и пошел назад. Подойдя к Иордану, он ударил плащом по воде, и река послушно расступилась. Издали наблюдавшие за этим люди поняли, что теперь пророческий дар Илии перешел к Елисею, и Яхве точно также помогает ему.

Читать еще:  Расшифровка марка глава 6 по библии. Введение к евангелию от марка

Обижать чем-либо Елисея стало опасно. Когда он возвращался от Иордана, из одного города вышли дети и стали издеваться над его лысиной, крича: “Иди, плешивый! Иди, плешивый!” Елисей оглянулся и проклял их именем Яхве. Тотчас же из леса вышли две медведицы и растерзали детей.

Елисей и богатая горожанка. Елисею часто случалось заходить в город Сонам. Как-то раз его пригласила к себе одна богатая горожанка и угостила обедом. А когда он ушел, она предложила своему мужу сделать небольшую комнату, в которой пророк мог бы отдыхать, бывая в Сонаме. С тех пор Елисей, заходя в город, всегда останавливался у них в доме.

Пророка тронула эта забота, и он спросил женщину, не нужно ли чего-нибудь для нее сделать? Его слуга подсказал, что у нее нет сына. Тогда Елисей сказал ей: “Через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына”. Та не поверила, но в предсказанное пророком время у нее действительно родился сын.

“Возьми сына твоего”. Когда мальчик подрос, он как-то раз пошел к отцу в поле и пожаловался на головную боль. Отец приказал слуге отнести ребенка домой к матери. Но боль не утихала, и к полудню мальчик умер на руках у матери.

Женщина положила его в комнате Елисея, заперла дверь и отправилась к пророку на гору Кармил. Упав к ногам Елисея, она не вставала, пока он не согласился пойти с нею. Пророк пришел в ее дом и увидел мертвого ребенка.

Елисей заперся в комнате, помолился Яхве, а потом согрел мальчика своим дыханием. Ребенок порозовел, чихнул семь раз и открыл глаза. Елисей позвал мать и сказал: “Возьми сына своего”.

Нееман и Елисей. У царя соседней с Израилем страны, Сирии, был великий военачальник по имени Нееман. Его все уважали, так как сирийцы под его командованием всегда одерживали победу. Но Нееман был болен страшной и неизлечимой болезнью — проказой. Как-то в его дом попала новая рабыня — девочка-израильтянка. Она, сочувствуя страданиям Неемана, сказала: “О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!”

Нееман передал эти слова своему царю. Тот написал письмо к царю Израиля с просьбой помочь Нееману. Больной военачальник отправился в Израиль, взяв с собой десять талантов серебра, много золота и дорогих одежд. Он вручил израильскому царю письмо, в котором было сказано: “Вместе с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его”.

Царь, прочитав письмо, с горя разодрал на себе одежду и воскликнул: “Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня!”

Когда об этом узнал Елисей, то послал к царю слугу с такими словами: “Для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле”.

Нееман подъехал на колеснице к дому Елисея и остановился. Елисей выслал к нему слугу сказать: “Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист”. Сирийский военачальник решил, что Елисей издевается над ним, и, разгневанный, отбыл прочь. Но слуги уговорили его проверить слова пророка, хотя бы из любопытства. Нееман семь раз окунулся в Иордан — и его страшная болезнь исчезла.

Нееман со слезами вернулся к Елисею: “Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего”. Но Елисей наотрез отказался взять что-либо, и тогда еще более растроганный Нееман заявил, что впредь он будет поклоняться только израильскому Богу.

“Никуда не ходил раб твой”. Когда Нееман, распрощавшись с Елисеем, отправился домой, Гиесий, слуга Елисея, решил: “Вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого сириянина, то, что он приносил. Побегу я за ним и возьму у него что-нибудь”.

Нееман, увидев бегущего Гиесия, остановился, сошел с колесницы и спросил, что ему нужно. Запыхавшийся Гиесий сказал, что Елисей передумал и просит дать ему талант серебра и одежду. Нееман стал упрашивать его: “Возьми, пожалуйста, два таланта”. Гиесий, будто нехотя, согласился, и слуги сирийского военачальника понесли за ним серебро и одежду. Дома он спрятал подарки, отпустил людей и как ни в чем не бывало явился к Елисею. Тот спросил: “Откуда, Гиесий?” Слуга с невинным видом ответил: “Никуда не ходил раб твой”.

Но обмануть пророка было невозможно, и он жестоко наказал Гиесия за жадность, сказав ему: “Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек”. И тело Гиесия сразу же покрылось белыми пятнами — признаком этой страшной болезни.

Заболевших проказой всегда изолировали от общества, так как эта болезнь является инфекционной. Но Нееман продолжал и во время болезни исполнять свои обязанности военачальника, следовательно, он был болен, как полагают комментаторы Библии, какой-то другой болезнью, поразившей только кожу, но не внутренние органы.

“Не избить ли их, отец мой?” Елисей прожил долгую жизнь и не раз спасал свою страну от врагов, угадывая их замыслы. Один из вражеских царей спросил у своих людей, кто из них шпионит для Израиля. Но верный слуга ответил ему: “Никто, господин мой царь; а Елисей-пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей”.

Царь приказал узнать, где находится Елисей, и послал войско схватить его. Ночью враги окружили город, но утром по слову Елисея Бог поразил их слепотой. Пророк подошел к ним и сказал: “Это не та дорога и не тот город; идите за мною, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете”. Ослепшие враги поплелись за ним, и Елисей привел их в Самарию, столицу Израиля.

Когда вражеское войско оказалось в центре города, Елисей обратился к Богу: “Господи! Открой глаза им, чтобы они видели”. Слепота у тех прошла, и они с ужасом увидели, что находятся внутри вражеской столицы, в окружении суровых израильских воинов. Израильский царь спросил пророка: “Не избить ли их, отец мой?”

Но Елисей запретил причинять врагам зло: “Не убивай их. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему”.

Чужим солдатам был приготовлен большой обед, они наелись, напились и отправились в свою землю. Их царю стало стыдно, и после этого случая он больше не посылал свои войска против израильтян.

“Возьми пучок стрел и бей по земле”. Елисей тяжело заболел. Умирая, он не переставал думать о судьбе родной страны. Пророк сказал рыдавшему над ним царю: “Возьми пучок стрел и бей по земле”. Царь ударил три раза и остановился. Рассерженный Елисей воскликнул, что надо было ударить пять-шесть раз, тогда царь полностью разгромил бы своих врагов, а теперь он сумеет разбить их только три раза. Так и случилось после смерти пророка.

Читайте также другие темы главы VI «Время испытаний»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Источники:

http://otveti.org/tolkovanie-biblii/4-tsarstv/05/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_12/5
http://licey.net/free/3-mify_narodov_mira/7-mify_narodov_vostoka/stages/388-33_prorok_elisei.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: