Космос внешний и внутренний философия. Человек и космос в античной философии

Человек и космос в античной философии

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. Демокрит всесторонне развил эту идею. Он считал, что атомы – это недилимые частицы, имеющие свою форму, протяженность, другие физические свойства. Они разделены пустотой. Пустота – это небытие, и потому непознаваема. Мир атомов может быть познан наукой, атомы составляют суть вещей, их нельзя видеть, но можно мыслить. Атомы различаются по форме и величине, они сцепляются между собой, образуя тела, доступные восприятию. Это был материалистический творческий взгляд на основу природы, ее первоначало. В дальнейшем атомистическая теория Демокрита была воспринята другими древнегреческими философами и учеными.

Читать еще:  К чему снится сумка женская пустая. Сумка — толкование по соннику

Эпикур считал, что не только природа, но и душа человека состоит из атомов. Также Лукреций Кар (Древний Рим), и другие. В 17-18 вв. н.э. эта теория получила дальнейщее развитие в трудах французского философа Гассенди и английского Ньютона.

109.201.148.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Космос внешний и внутренний философия. Человек и космос в античной философии

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

В античности природа есть космос, сосредоточение логоса, идеал смысловой упорядоченности и совершенства, к которому принадлежит и сам человек. Природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней.

Так, например Эмпедокл (ок. 484-421 гг. до н.э.) говорил о любви и ненависти, как о движущих космических силах. Четыре начала – вода, воздух, земля и огонь ведомы двумя космическими силами – Любовью и Ненавистью. Эти четыре начала соединяются в различные комбинации силой Любви, а разрушаются под действием Вражды.

В конце IV в. до н.э. Зеноном была основана школа Стоя (Стоя – Портик; не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике). Как и досократики, стоики видели мир возникшим, а значит, и разрушимим. На исходе времени придет мировой пожар, в огне которого сгорит космос, и мир очистится. На пепле возродится новый мир, все повторится снова: тот же космос, обреченный на разрушение и на репродукцию. Выходит нечто вроде теории «вечного возвращения»: всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. Человек, занимает доминирующую позицию, ибо он, как никто другой, участвует в божественном Логосе. Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна.

Читать еще:  Какого числа праздник благовещение в году. О дате и традициях благовещения

Плотин (родился в 205 году), говорил, что материя нуждается в Душе, формирующей ее, связывающей ее с бытием. Физический мир рождается, следовательно, так: 1) сначала Душа полагает материю, которая находится на периферии световой окружности, где наступают сумерки; 2) затем этой материи дается форма, которая освещает, насколько это возможно, материю.

Рождение и смерть становятся не чем иным, как подвижной игрой души. Человек рождается не тогда, когда он появляется в физическом мире, но предсуществует в состоянии чистой души: «Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже Богами, чистыми душами».

Человек – это фундаментальным образом душа, и все виды активности жизни зависят от его души.

Космос и человек в трактовке античной философии

В античной философии большое внимание уделялось сущности природы, космоса, мира в целом.

Анализ учения о бытии будет неполным, если не рассмотреть понятие материи, игравшее важную роль в представлениях Платона, Аристотеля и других философов.

Понятие «космос» впервые ввел Пифагор. Главным свойством космоса считалась гармония сфер. С развитием космонавтики понятие «космоса» стало соизмеряться с освоенной человечеством частью солнечной системы и Вселенной.

Космоцентризм – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония. Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос».

Вселенная устроена для того, чтобы человек мог ее осмыслить и освоить. Об этом же говорят в синергетике: человек рассматривается как мощный фактор эволюции Вселенной, где нарастают процессы

Отсюда вытекает вывод, что многие моральные нормы, выработанные для регуляции межчеловеческих отношений, должны так же применяться во взаимоотношениях человека с космосом.

Еще две с половиной тысячи лет назад Пифагор и Платон учили о числе как основе Космоса и об эйдосе как своеобразном духовном алгоритме, на основе которого строится физическая реальность. Человек действительно микрокосмос, встроенный в структуру макрокосмоса и имеющий дар свободы выбора своего поведения.

Впервые понятие материи было введено Платоном, который хотел выяснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через “единое”, то материю он мыслит как “начало иного” – изменчивого, текучего, непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и явления мира “становления” не могут сделаться предметом научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя отождествляется с небытием. Платон полагает, что материя может принять любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна. Т образом материю, Платон отождествляет с пространством, в котором заключена возможность любых геометрических фигур.

Читать еще:  К чему снится убить мышь руками. Видеть во сне мышей и убивать их

Аристотель соглашался с Платоном, что есть мир идей и мир вещей, но в отличии от Платона считал, что идея вещи находится в самой вещи, а не в запредельном мире идей. В то же время, рассматривает материю как возможность для того, чтобы из возможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма. Так, например, если мы возьмем медный шар, то форма будет первична, а медь- вторична; по отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой – душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Согласно Аристотелю, форма- активное начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя – начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи.

В физике Аристотеля получило свое обоснование представление о космосе как об очень большом, но конечном теле.

Античные мыслители были космоцентристами: их взор был направлен прежде всего на разгадку тайн природы, космоса в целом, который они мыслили как живое, а некоторые – и как одушевленное целое. Космоцентризм долгое время задавал и магистральную линию рассмотрения в философии проблем человека – под углом зрения неразрывной связи его с природой. Однако постепенно, по мере разложения традиционных форм знания и социальных отношений формируются новые представления о месте и предназначении человека в космосе, соответственно возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого философского знания.

Источники:

http://studopedia.ru/10_252700_chelovek-i-kosmos-v-antichnoy-filosofii.html
http://filosofedu.ru/index.php/filosofija-shpargalki/633-chelovek-i-kosmos-v-antichnoj-filosofii
http://vuzlit.ru/1450242/kosmos_traktovke_antichnoy_filosofii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: