Корабль, плывущий в царство небесное. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
Содержание
- 1 Корабль, плывущий в царство небесное. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
Корабль, плывущий в царство небесное. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
Строя храм, древние мастера создавали священное пространство, в котором происходит встреча человека с божественным.
В сознании человека самое важное всегда ассоциировалось с красивым, высоким – идеалом, на который нужно ориентироваться и равняться. И древние зодчие умели выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. Так, во Владимире Успенский собор возвышается на крутом, неприступном берегу Клязьмы; Святая София Новгородская – на берегу Волхова, на самом высоком холме, за стенами Новгородского кремля. Храм господствовал над пейзажем, но не противостоял ему. Он был завершающим штрихом творения природы. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный холмами, церкви вошли как вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий природы. Именно такой стала церковь Покрова на Нерли. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уплывающим вдаль по безбрежным волнам времени, с лучистой безмолвной звездой, уходящей в бесконечность мироздания.
По своему внешнему виду храм значительно отличается от прочих зданий. Старинные зодчие строили больше руководствуясь опытом, чутьем и вкусом, чем математическими выкладками и чертежами, – буквально вручную возводили здание, поэтому не было и двух одинаковых церквей. Но основным типом храмов в древнерусской традиции был крестово-купольный.
В основании он устраивался в форме креста. Часто храм строился в виде продолговатого корабля, который, по образу Ноева ковчега, ведет людей по бурному морю жизненных испытаний к высшей цели, к Свету. Иногда храм создавался в форме восьмиугольника, подобно путеводной звезде. Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим небо, бесконечность пространства. Храм всегда ориентирован алтарем на восток, на первый луч восходящего солнца.
Внутреннее пространство православного храма делится на три части: алтарь, средняя часть храма (наос) и притвор (нартекс).
Как и в любом священном пространстве, в храме есть центр, границы, ворота. Для приходящего в церковь она является областью иного пространства, нежели улица, на которой она находится, и весь остальной мир. Порог, разделяющий два пространства, указывает на разницу между двумя образами жизни: мирским и религиозным. Это также барьер, граница, которая разделяет и противопоставляет два мира, и, с другой стороны, это то место, где они сообщаются, где мир обыденного может перейти в мир священного. Но в храм нельзя войти сразу, без подготовки. Перед входом в храм всегда останавливались – троекратно крестились, клали земной поклон, тем самым очищаясь от всех обыденных проблем, настраивая душу на восприятие непознанного, божественного и отдачу всего лучшего, ценного, что хранится в собственном сердце. Проходя через границу и ворота, с запада – области мрака, зла, невежества человек шел на восток, навстречу солнцу, свету, и приближался к центру храма – алтарю. Алтарь устраивался на возвышении – символической «горе»; самом близком к небу месте. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник. Здесь приносится символическая жертва, через которую человек приобщается к священному, божественному. Через алтарь проходят и горизонтальная, и вертикальная оси храма. В храме все устремлено вверх – и столпы, поддерживающие свод, и пылающие свечи, и росписи стен, и голоса хора во время службы, и возвышение алтаря, и купол над ним, из которого льется свет. Человек невольно подчиняется этому высшему порядку, душа устремляется к свету. И возникает канал связи человека с Богом.
Но храм во все времена служил не только религиозным центром. В храме хранилось самое важное и ценное, что было у человека. В главном соборе города содержались даже городская казна, книги, драгоценные украшения. Купцы свои самые ценные товары хранили в храме. Часто храм был последним убежищем жителей, когда в город входили враги. В храме человек и сам отдавал частичку собственной души, учился небесной мудрости.
Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.
Знаки и символы веры в православии
Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.
Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.
История возникновения символов
После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.
Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры, придавая им новый смысл.
Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.
Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.
Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия — Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)
Крест
Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.
Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней — Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя — ад.
О кресте в православии:
Рыба — ихтис
Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.
Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»
Хлеб и виноградная лоза
Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.
Важно! Виноградная лоза — прообраз Иисуса. Все христиане — его ветви, а сок — прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.
В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.
Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.
Рыба и хлеб
Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.
Иисус Христос — в символах и кодах
Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь.
Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.
Агнец
Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).
Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.
В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.
В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора — это вселенская Церковь, четыре потока, — Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.
Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан — овцами или паствой.
Монограммы имени Христа
В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.
Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.
Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.
Малоизвестные закодированные изображения
Корабль и якорь
Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь — символ надежды.
Голубь
Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.
Око и треугольник
Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.
Богородичная звезда
При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.
В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.
Евангелист Марк представлен львом, воспевающим могущество и царственное достоинство Иисуса. Телец символизирует Евангелиста Луки, сделавшего в своем послании акцент на жертву Христа, после чего телец стал прообразом мучеников.
Иисус в человеческом образе описан Евангелистом Матфеем, он является изображенным в левом верхнем углу ангелом или человеком.
Евангелист Иоанн символизируется орлом, который представляет Святого Духа и Воскресение Иисуса Христа.
Звезда даров Святого Духа
Среди христианских знаков часто встречается и девятиконечная звезда, каждый конец которой означает дар Духа Святого. (1 Кор. 12:8-11)
Девять даров оставил Дух Святой людям:
- Слово мудрости;
- Слово знания;
- Вера;
- Дар исцеления;
- Чудотворение;
- Пророчество;
- Различение духов;
- Говорение на иных языках;
- Истолкование языков.
Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символом веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.
Судно
Средство передвижения небесных тел, г.о. Солнца;
Солнечные корабли как аналоги колесниц украшены обычно конскими головами и хвостами. Лунные — часто украшены изображениями женской головы, а т.ж. сближаются по форме и значению с вазой или блюдом [1] . В качестве кораблей светил или небесных богов нередко выступают облака. Связь с небом проявляется у многих первобытных народов: как сами корабли помещаются на вершину столба или дома, так и сама крыша (храма или дома) похожа на корабль. «Каждое судно соответствует некоторому созвездию [2] ».
Средство переправы умерших в потусторонний мир.
На стенах мегалитических могил эпохи неолита часто находят высеченные изображения кораблей, которые могут быть поняты лишь как символы путешествия на острова блаженных. Всем культурам известна лодка смерти.
В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на ладье смерти и возвращаются из преисподней на ладье воскрешения. При этом солнце (Гелиос, Ра и др.) само переплывает в ладье воды смерти, а душу человека переправляет перевозчик (греческий Харон, индийская Сатья-вати, шумеро-аккад. Ур-шанаби и др.). С образом ладьи смерти связана роль ладьи в погребальных ритуалах: сжигание в ладье (ср. сканд. Бальдра), погребение в ладье или в гробу ладьеобразной формы, отправление мёртвого в ладье в море или по реке, укрепление ладьи с телом умершего на столбах, изображение ладьи на погребальной утвари и могильных камнях.
Иногда «корабль мертвецов» фигурирует в эсхатологических мифах (ср. Нагльфар скандинавской мифологии).
На ладье воскрешения в дни весенних празднеств вывозятся из храма богини-матери вавилонский Мардук, египетские Осирис и Амон, малоазийский Аттис. Отсюда роль ладьи в обрядах плодородия (вождение ладьи по засеянным полям и т. п.) и в ритуалах поминовения усопших, с которыми связывается представление о временном возвращении их на землю, в лоно семьи.
Символ путешествия (мореплавания) и пути, например, жизненного.
Понятие о корабле (паруснике) человеческой жизни известно с глубокой древности (Вавилон, Египет, Греция, Рим).
Средство достижения (иных миров, цели на пути развития) и духовного восхождение, пересечения границ, etc. В этом значении сходны с мостом и связаны с верховным понтификом.
Как посредник между нижним и верхним мирами корабль несёт идею вертикальности и высоты, связывание полюсов. При этом мачта привносит в символизм корабля «осевой» аспект, через сближение с образами axis mundi и «Космического Древа, заключенного в рамки символизма Корабля Смерти или „Корабля трансценденции“» [3] .
Амбивалентность семантики смерти и возрождения обнаруживает ладья потопа, которая со своим содержимым единственная преодолевает гибель и является средством будущего возрождения, заключая в себе либо «семя всех вещей» (корабль шумеро-аккадского Зиусудры — Ут-Напишти, индийского Ману), либо супружеские пары будущих прародителей (греческие Девкалион и Пирра, библейский Ной и скандинавский Бергельмир с супругами). Есть основание полагать, что уподобление ладьи периоду загробного существования и нижнему миру, преисподней-чреву, куда всё уходит после смерти и откуда всё возрождается вновь, связано с фигуративным подобием ладьи идеограмме нижнего мира — фрагменту космологической схемы вертикальной модели мира. Описание ладьи потопа в аккадском эпосе о Гильгамеше, где она уподобляется океану, перекрытому сверху плоской землёй, буквально отождествляет её с нижним миром.
При рассмотрении жизни как опасного путешествия лодка выступает символом безопасности. Корабль как символ родственен священному острову: они оба противостоят бесформенному и враждебному морю. При этом остров, отождествляемый с Горой Спасения, может быть достигнут в плавании через воды океана (бессознательное) и моря страстей. Отсюда в христианском символизме Церковь уподобляется кораблю. [4]
Как средство передвижения корабль зачастую сливается с перевозимым «объектом» — светилами, телом человека или другим физическим телом.
Основным сакральным элементом ладьи смерти является корма (перевозчик-кормчий). Основным сакральным элементом ладьи воскрешения является нос, на котором устанавливается фетиш. Соответственно элементы ладьи: корма, нос и корпус — образуют семантическое единство с фазами космического цикла — закатом — восходом, смертью — воскресением. При этом корма соответствует входу в страну смерти, западным воротам горизонта. Нос отождествляется с выходом из страны смерти, восточными воротами горизонта, корпус ладьи символизирует нижний мир и период блуждания между закатом и восходом, смертью и рождением. Менее ясно выражены такие аспекты символики корабля (лодки, гондолы) как его соотнесение с телом человечка тела, иными физическими телами или средствам передвижения.
Корабль и ковчег — суда сокровенного знания и откровения о грядущем.
- Луна (Месяц), Солнце;
- мир, Земля (лодка, плавающая в изначальных водах);
- плодородие и оплодотворяющая сила вод (солнечные и лунные);
- переправа, пересечение вод смерти;
- бессмертие, смерть, воскресение из мертвых;
- жизнь человека, судьба, жизненный путь;
- женщина, плодовитость;
- мысль, знание;
- приключение, разведывательная экспедиция, выход в открытое море жизни;
- путешествие, пересечение (преодоление) жизни или смерти.
- путешествие, преодоление пространства, путь, география;
- конечность пути, достижение цели;
- конь, предвидение;
- сон, духовность, душа, проводника души в загробный мир
- надежда, счастье, везение, удача, вдохновение;
- верность, благородство, постоянство;
- усилие, безопасность, богатство;
- Церковь, Отечество, величие;
- гермафродит: трюм — женщина, мачта — мужчина;
- некий священный остров, который господствует над бушующим и не имеющим конкретного образа, морем;
- охранительный аспект Великой Матери, чрево, колыбель, сосуд трансформации — лунный;
- спасение и защита в море жизни.
- морской поход, экспедиция;
- выручка в критическом положении;
- купец, богатство, усилие;
- герб Финикии ?;
- эмблема израильского племени Завулон.
В зависимости от цвета парусов:
- чёрные паруса — вестник смерти, печаль;
- белые — удавшаяся миссия, радость, везение;
- алые — романтика, ожидание любви, реализованная мечта.
Самостоятельное значение имеют:
- «Арго» — корабль аргонавтов;
- «Буцентавр» / «Бученторо» — галера, на которой проводился обряд обручения венецианского дожа с морем.
В ассирийском искусстве корабли, напоминающие своей формой чаши, носят отчетливый «солнечный характер» [5] .
«Корабль светила» — серебряный полумесяц, знак шумеро-аккадского бога Луны Нанна.
Барки с сильно загнутой носовой частью строились в Древнем Египте для плавания по Нилу. Ладьи, используемые в культе, обычно соответствуют по форме нильским лодкам. На месте каюты стоит наос с образом бога; носовая и кормовая части украшены головой бога или его священными животными. Ладью обычно несут на плечах жрецы во время процессии. Знаменитой является ладья Озириса, называемая Нешмет, в которой бог выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно пробужденным от смерти. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть так же, как Озирис. Кроме того, образ солнечного корабля связывался также с мыслями о переселении мертвых. Книга мертвых описывает солнечную лодку, в которой усопшие пересекали 12 областей иного мира, встречаясь с опасностями, демонами, змеями и т. д. Эта лодка с солнечным диском, вписанным в лунный полумесяц, была символом высшего спасения [6] .
По свидетельству Плутарха, египтяне «… верят, что Солнце и Луна не ездят на колесницах, но вечно плавают вокруг мира в лодках, подразумевая их питание и рождение из семяродной влаги». Солнечный Ра проплывает по небу на «Ладье Миллионов лет», а по ночам плывет под землей, по подземному Нилу на ладье «Месектет», освещая царство мертвых и возвращается к исходному пункту на востоке. Копии таких «солнечных барок» обнаруженны близ пирамиды в Гизе. В гробницах Древнего Египта (в пирамидах) находили саркофаги, сделанные в виде кораблей — средство переправы с божественным перевозчиком на Запад — в страну Мертвых.
Корабль Изиды. Для умилостивления богини во время весенних праздников в Египте (а затем в Риме) пускали в море на волю ветров священный корабль с белыми парусами, заполненный благовониями и свитками с молитвами.
В древней египетской литературе смерть описывается как плаванье через двенадцать областей Нижнего мира на священном судне. Это плавание сопряжено с тысячами опасностей, чинимых змеями, демонами и злыми духами с длинными ножами. Как и в случае со сценой взвешивания души покойного, картины этого путешествия содержат как постоянные (иерархические, ритуальные) элементы изображения, так и случайные детали. В центре помещается плывущая по волнам солнечная ладья, посреди которого бог солнца Ра поддерживает коленопреклонённую в молитве фигуру умершего. На носу и корме стоят Изида и Нефтида с поднятыми левыми руками (указывая путь ?), держащие в правой руке анкх — символ вечной жизни, ожидающей путешественника. С левого края картины собакоголовый Анубис «проводник вдоль дорог» покойного как лодочник судна несущего урну с его внутренностями.(CHAM p. 52)
Они постоянно посещают Нижний мир вдоль которого лодка несёт умершего к его последнему дому в сиянии и свете — если не произойдёт крушения в пути. Иногда единственным водителем судна выступает монстр (pig) — Пожиратель, ожидающий возможности забрать обречённого на адские муки, причиняемые безжалостными и когтистыми мучителями. Иногда лодка буксировалась вдоль берега на длинной верёвке, имеющей форму «живой змеи, символ бога, который преследовал врагов света перед лицом Ра» (CHAM p. 70). В других случаях змей Апоп, ужасающее воплощение Сета, обнаруживается в воде, пытаясь опрокинуть лодку. Подобный огнедышащему дракону он вздымает волны, пытаясь схватить объятую страхом душу мертвого человека. Если лодка противостоит этим нападениям, избежит скал, врат ада и монстров с зияющими пастями, она приплывает в свет восходящего Солнца, перед лицом золотого скарабея Хепри, и оправданная душа будет наслаждаться счастьем вечной жизни. Иногда скарабей может быть лодке, держащим Солнце в своих лапах как обещание бессмертия. Можно легко себе представить, как это буйное богатство образов (подобно греческой мифологии) трактуется в психоанализе, принимающем за основу, что подземное плавание ладьи – это опыт исследования бессознательного. В конце пути оправданная душа может петь: «Узы сброшены. Я сбросил всё зло, которое было на меня. O могущественный Осирис, я рождаюсь снова! Узри меня, я рождаюсь снова!» ( «Правитель — это лодка, народ — это вода. Вода несет лодку, но вода может и опрокинуть ее». Сюнь-цзы (III в. до н. э.)
Лодка бога грома Каминари соединяет Небо с Землей.
Источники:
http://www.symbolizm.ru/index.php/rus/1185-sakralnoe-prostranstvo-khrama-korabl-plyvushchij-k-svetu
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/znaki-i-simvoly-very-v-pravoslavii.html
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE