Коптская православная церковь как крестятся. Первый независимый агрегатор походов

Содержание

Коптская церковь: история, особенности богослужения, современное положение в мире

Среди многих религиозных конфессий египетские христиане — коптская церковь, в Египте занимает особое место. Потомки древнего народа, создавшего великую цивилизацию, и сегодня называют себя «подлинными египтянами».

Кто такие копты?

Копты — это египетские христиане, объединенные в полтора десятка диаспор по всему миру. На сегодняшний день их численность составляет 9-12% населения Египта. Коптские православные конфессии существуют во многих странах и насчитывают около миллиона верующих. Общее количество епархий — более 50. Общины коптов существуют в Канаде, Австралии и в других странах.

Самая большая диаспора за пределами Египта находится в США — более 500 тысяч человек.

Копты — одни из первых христиан. Христианская община в Египте была основана в первом веке святым евангелистом Марком. В те времена страна входила в состав Великой Римской Империи, Египет служил основной житницей для Рима, который был заинтересован в том, чтобы вывезти с плодородных берегов Нила как можно больше зерна. Кроме того, он использовался римлянами как курорт. Жрецы утратили былое величие, оракулы молчали. Египтян ждало «прошлое без памяти, будущее без надежд». Таким образом, зерно христианского учения попало в благодатную почву и дало надежду народу Египта на сохранение и возрождение нации. К началу VI века христиане составляли большинство населения Египта, их было более 9 миллионов человек.

Арабизация Египта началась с вторжения в страну арабской армии под предводительством Амра ибн Аль Аса. Несмотря на то, что отряд насчитывал менее 4 тысяч воинов, Египет был покорен менее чем через год. Как и всех иноверцев в Арабском халифате, коренных египтян, преимущественно христиан, обязали платить налог — подушную подать, который назывался джизия.

Современные копты — это те, кто, несмотря на 13 веков исламизации, не стали мусульманами. Оставшись верными египетской христианской вере, они не желают признавать себя религиозным и национальным меньшинством.

Отличительные черты христианства египтян

Христианская церковь, несмотря на то, что в ее основе всегда была фигура Спасителя, разделялась на тех, кто верил в человеческую и божественную сущность Иисуса, и на тех, кто считал, что человеческое начало растворилось в божественном «без смешения и без изменения» (монофизиты).

Одни из самых ортодоксальных христиан — копты, относятся ко вторым. Мало кто из верующих претерпел (и претерпевает) столько гонений и страданий, как приверженцы этого христианского учения.

Что такое коптская церковь

Официальной датой появления коптской православной церкви считается 451 год. На IV Халкидонском Вселенском соборе патриарх Александрии сделал выбор в пользу монофизитства, отказавшись осудить его как ересь. Египетские христиане вынуждены были официально заявить об отделении своей церкви. Копты преследовались как еретики все время, пока Египет входил в состав Византийской Империи.

Основы вероучения

Основу коптского вероучения составляет умеренное монофизитство. Согласно этой доктрине, Христос никогда не был богочеловеком. Человеческая природа матери Спасителя растворилась в его божественной сущности «как капля меда в океане». Основное отличие православия от христианства древнего Египта в том, что оно признает двойственную природу Христа. Это теологическое разногласие обусловило раскол между восточными христианскими церквями.

Особенности богослужения

Разрыв с Византией и завоевание Египта арабами в VI веке привели к тому, что коптский язык, восходящий к временам первых фараонов, практически вышел из употребления. Сохранился он только в церковном богослужении. Сегодня церковная литургия проводится на двух языках — арабском и коптском.

Коптские богослужения по традиции, сохранившейся с раннехристианских времен, совершаются 7 раз в течение суток и отличаются особой спецификой. Облачения коптских священников перекликаются с одеянием фараонов.

Перед входом в храм принято снимать обувь. Во время богослужения разрешается сидеть на специально поставленных скамьях или стульях. Церковь разделена на мужскую и женскую половину. Иногда их разделяет перегородка. Женщинам в храме не нужно покрывать голову.

Отношение к святыням у коптов более простое, по-детски искреннее и непосредственное. Любой верующий имеет право приложиться к престолу прямо в алтаре, что в русской православной церкви позволено только священникам.

Литургия в коптском храме более статична, чем в православном, и достаточно продолжительна. Она длится 3-4 часа и представляет собой диалог между прихожанами и предстоятелем.

Праздники и обряды

Обрядовые ритуалы коптов довольно сложны и во многом схожи с ритуалами других православных церквей. В году в церковном календаре египетских христиан семь великих и семь малых Господних праздников. Египетской православной церковью очень почитается Дева Мария. Ей посвящены 32 праздника. Введение во храм, Рождество и Успение Богородицы отмечаются с особой торжественностью.

Отношения с другими религиями

Кроме православных, существуют копты-протестанты, католики и другие копты-христиане. Но они очень малочисленны.

Если в других мусульманских странах христианские диаспоры находятся в положении национально-религиозных меньшинств, то копты в Египте — уникальная христианская община, много веков существующая в сложном, агрессивном и недружелюбном мусульманском окружении. Они составляют значительную часть населения страны и отличаются ревностным отношением к своей христианской вере.

Египет — традиционно мусульманское государство. Переход из ислама в другую религию карается смертью. Проповедовать христианство среди мусульман запрещено. В середине прошлого века, в период очередного усиления гонений, в странах, где живут копты, более 100 тысяч адептов этой религии приняли ислам.

У коптов существует традиция делать татуировки крестов на запястье еще в раннем детстве. По одной из версий, этот символ наносится для того, чтобы избежать соблазна скрыть свою принадлежность к христианству и отречься во время гонений.

Под юрисдикцией коптского патриархата находятся автокефальные Эфиопская и Эритрейская церкви. И, как отдельная митрополия, Британская православная церковь.

Русская православная церковь тесно сотрудничает с коптской церковью: в 2017 году в Москве встретились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и коптская делегация. Паломническая поездка коптских монахов была совершена с целью посещения русских православных святынь.

Сближению православных и коптов способствует взаимный обмен культурным христианским наследием. Египетский дирижер, композитор, преподаватель факультета музыкального образования Национальной академии искусств профессор Джордж Кириллос неоднократно приезжал в Россию с лекциями-выступлениями. Он является крупнейшим специалистом в области христианского музыкального наследия коптов.

Современное положение

Полный титул коптского предстоятеля — Александрийский папа и патриарх всея Африки на Священном апостольском престоле Святого Марка, первосвященник Египта, Пентаполиса, Ливии, Нубии, Судана, Эфиопии, Эритреи и всея Африки.

Патриарх избирается общим собранием архиереев. В выборах также участвуют и простые миряне.

Претендентами на этот пост могут быть не только священники, но и простые монахи. Отличительная особенность выборов патриарха коптской церкви в том, что они проходят с помощью жеребьевки. Ее результаты принимаются со смирением, как изъявление Божьей воли. Патриарх избирается пожизненно, и только он имеет право освящать миро и рукополагать епископов.

Архитектура

Первые египетские христиане не возводили крупных культовых сооружений. Архитектурный стиль современных коптских храмов отличается своеобразным примитивным фундаментализмом. Возможно, это ответ огромным мусульманским мечетям. До середины XIX века немусульмане в арабских странах не имели права строить здания крупнее, чем соседние мусульманские. Даже сохранять и реставрировать старые храмы было проблематично. Возможность напомнить о своем духовном присутствии появилась, когда был снят формальный запрет. Это произошло во времена правления в Египте вице-короля Мухаммада Али (1805—1848).

Читать еще:  Факты о рождении иисуса христа. Был ли Иисус Христос реальным историческим лицом? Жизнь Иисуса Христа

Крест, венчающий купол церкви, ориентирован по двум направлениям, поэтому виден со всех сторон.

Храм святого Марка в Каире является резиденцией патриарха. В этом грандиозном и оригинальном по своей архитектуре сооружении хранится величайшая коптская святыня — частица мощей святого, ставшего основателем египетского христианства.

Копты подарили миру монашество. Первый монастырь, основанный в IV веке преподобным Антонием Великим, существует и сегодня. В то же время на берегах Нила был заложен монастырь святого Павла.

В наши дни сохранилось четыре древних действующих монастыря IV века:

  • монастырь Макария Великого (Дейр Абу Магар);
  • монастырь Римлян (Эль-Барамус);
  • монастырь Сирийцев (Дейр-Суриани);
  • монастырь Паисия Великого (св. Бишоу).

После долгого упадка в Египте стал возрождаться институт монашества. На сегодняшний день насчитывается более 20 мужских и женских монастырей. Есть маленькие обители, где живут 2-3 монаха. Аскеты-отшельники обитают в одиночку далеко в пустыне. Кроме того, действуют собственные духовные учебные заведения.

Видео

В видео показаны коптские монастыри.

«Православные» копты и «православные» армяне. Игра слов или проповедь единства в ереси? Дмитрий Басов

В новогоднюю ночь у коптской церкви Всех Святых в египетском городе Александрия была взорвана бомба. В результате происшествия, по данным «Интерфакс-религия» погиб 21 человек, более 90 получили ранения, в том числе и мусульмане.

Гибель людей – событие всегда скорбное. Гораздо более печальным оно становится тогда, когда непросвещенные, в силу своего упорства в ереси, светом истины Христовой люди, заканчивают свой жизненный путь, так и не придя к спасительной вере. Терперь участь погибших – дело милосердия Божьего.

Однако событие, произошедшее после трагического случая, вынуждает нас высказать мнение о гибельности пути т.н. «христиан-коптов», или, как некоторые любят для пущей завуалированности называть их – коптской православной церкви. Ведь не секрет, что абсолютное большинство наших православных христиан не знают и не понимают различий между т.н. дохалкедонскими церквями и Православной церковью. И поэтому нередко приходится слышать мнения, что они чуть ли не одно и то же.

Святейший патриарх Кирилл уже успел высказать свои соболезнования по поводу случившегося.

«Паства Русской Православной Церкви разделяет страдание коптских христиан. Надеюсь, что совершившие террористический акт будут найдены и понесут заслуженное наказание. Молюсь о мире и гражданском согласии в Египте, об утешении скорбящих», – говорится в соболезновании Патриарха, размещенном на официальном сайте Русской Церкви.

К соболезнованиям этим можно было бы даже присоединиться, если бы в них не упоминалось о «христианах».

Возможно, патриарх просто проявил, таким образом, этикет в общении? Об этом можно сделать вывод, вспомнив апрельскую встречу патриарха Кирилла и коптского предстоятеля – папы Шенуды III.

Тогда патриарх назвал Коптскую церковь «сохранившей верность Христу», а потому «мы питаем в России глубокое уважение к ней». Питаем именно за то, что она является «исповедницей», по выражению патриарха Кирилла.

В конце встречи коптскому папе патриархом РПЦ МП был подарен архиерейский посох со словами: «Опираясь на этот посох, помните, что у вас есть братья, на которых так же можно опереться».

Подобные заявления и действия со стороны предстоятеля РПЦ позволяют говорить о том, что сам патриарх Кирилл считает непринципиальным непризнание коптами 4-х Вселенских соборов. Кстати, в этом плане копты не отличаются от «Армянской Апостольской Церкви». Все они исповедуют монофизитскую ересь и имеют евхаристическое общение между собой.

Что же говорят святые Отцы Церкви о монофизитах?

Преподобный Максим Грек писал против армян: «Армянское зловерие, составившееся из различных ересей, заключает в себе три главнейшие и более других нечестивейшие и мерзкие ереси. Первая из них и злейшая всех заключается в том, что они мудрствуют, что во время спасительных страданий Бога-Слова, безстрастное Божество подверглось смерти, как и человечество; вторая, которая утверждает, что вочеловечившееся Слово Божие, после вознесения на небо, совлеклось принятой Им от пречистых кровей Пречистой Богоматери Божественной плоти; третья же неправильно смешивает не смесно соединившиеся во Христе два естества – человеческое и Божественное, которые будто стали одним естеством.

Таковы главные их богомерзкие ереси, Мы же, православные, что скажем против этого? Согласимся ли с ними, что это так и есть? Никак! Да не будет того, чтобы принять когда-либо такие нечестивые и хульные мысли о едином по существу присносущном, безсмертном и безстрастном Божием естестве и Его безсмертии, чего и сами богопротивные бесы не терпят слышать и не могут сказать. И это видно из того, что сказал пагубный и злоначальный змий праматери Еве, говоря с лестию: не смертию умрете. Ведяше бo Бог, яко, воньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3, 4. 5), то есть, будете безсмертны и нетленны, как и Сам Бог, создавший вас.

Как же проклятые армяне, с проклятым Диоскором, утверждают, что безсмертное естество Христова Божества умерло вместе со святою Его плотию? И если, по ихнему, безстрастное, безсмертное и несозданое Божество Его подверглось смерти, то значит и святая душа Его, как созданная вместе с плотию, умерла вместе с Божеством Его. И если признаем, что это так, то как скажем, что Он сошел во ад и врата медные и вереи железные сокрушил и вывел оттуда содержимых там от века праведников?

И если, по ихнему, Он умер, как плотию, так и Божеством и душой, то как мог принять ее, будучи весь мертв, – Он, Который есть неисчетносильная сила Вседержителя Бога? Если душа человеческая, созданная словесною и безсмертною, не может умереть, то как Жизнь всех, Един имеяй безсмертие, во свете, живый неприступнем (1 Тим. 6, 16), умер на Кресте безсмертным Божеством Своим?

А что это еретическое мудрование есть хульное и богомерзкое и лживое, очень премудро показал Аламундар Измаильтянин, обратившийся к благочестивой Православной Вере христианской и крестившийся со всем домом и родом своим. Ибо Севир скверный, услышав об обращении измаильтянина от отеческого своего нечестия к православной вере, послал к нему двух единомудренных себе епископов, стараясь обратить его в свою богомерзкую ересь. Когда они пришли и долго говорили ему о Севировом учении он отпустил их, сказав: “Завтра еще поговорим об этом”. Когда же они ушли, он приказал одному из служащих ему верному слуг, сказав: “Когда опять придут ко мне посланные Севиром и начнут говорить мне еретическое свое учение, то ты подойди ко мне, и шепотом скажи на ухо: архангел Михаил уже умер”.

Когда те пришли и долго хитрословили пред новопросвещенным Аламундаром, то среди их беседы подошел к нему вышеупомянутый слуга его, и прошептал на ухо своему господину, как было ему приказано. Тогда Аламундар тотчас притворно стал печалиться и скорбеть и, опустив голову вниз к персям, сидел молча, не обращая внимания на слова епископов. Когда же те стали усердно допытываться о причине его столь сильной скорби, он ответил им: “Я получил известие, что архангел Михаил умер; то как же не скорбеть мне, когда я лишился такого хранителя?” Те тотчас возопили: “Не верь, достоуважаемый князь, отнюдь не придавай значения такому известию, это явная ложь, ибо ангельское естество смерти не подлежит, будучи создано Создателем всех безсмертным”.

Тогда Аламундар сказал им: “Скажите же мне вы, прошу вас, если ангельское естество, которое Создатель всех по благодати своей создал безсмертным, не может умереть, то безначальный и присносущный, един имеющий по естеству безсмертие, во свете живый неприступнем, – как мог умереть безсмертным Божеством Своим во время спасительных Своих страданий? Вы сильно заблуждаетесь и далеко отстоите от истины с учителем вашим”. Таким премудрым умышлением новопросвещенный тот измаильтянин заградил им уста и посрамил их. »

Севир, названный преподобным Максимом «скверным» по упорству в ереси, почитается святым в коптской церкви.

Читать еще:  Во сне полоть сорняки в огороде. К чему снятся грядки

Из слов преподобного важно сделать вывод: При самоназвании «Православная», Коптская церковь (как и все другие Древневосточные, дохалкедонские церкви, в т.ч. и Армянская), признавая решения только первых трёх Вселенских соборов, не входит в семью Поместных православных церквей; равным образом она не состоит в евхаристическом общении с католической церковью. Имеет евхаристическое общение с Армянской апостольской церковью (сродной в монофизитской ереси).

Экуменисты же активно продолжают курс на сближение и соединение таковых еретических учений с православием. Но как можно соединить несоединимое? Еретики-латиняне, по этим экуменическим соображениям становятся гораздо ближе к православию, т.к. принимают постановления всех 7 Вселенских Соборов, тогда как копты и армяне отвергают Халкидонский (четвертый) собор и все последующие за ним.

Очень неприятно удивила в свете этих событий публикация статьи на сайте “Русская народная линия” с простым названием «Копты». В ней автор выше православного учения ставит свои личные переживания от поездки в Египет и посещения службы еретиков-коптов.

Заблуждения простого мирянина не так опасны для окружающих. Но заблуждения (ли?) церковных иерархов, ведущих за собой паству, могут погубить миллионы православных душ.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Вера в истину спасает, вера в ложь – губит». Потому не будем мнить, что наше спасение возможно в соединении с таковыми, но будем молиться об их вразумлении и принятии святой православной веры, источника вечной жизни во Христе и со Христом.

(На последнем изображении – коптская икона “святого” Севира Антиохийского)

Монофизиты вручают орден патриарху Кириллу

(скачать, .flv, 11 Мб., 3 мин )

Чтобы не быть голословными, обратим внимание на слова патриарха Кирилла, сказанные в марте 2010 года в кафедральном Ереванском соборе еретиков-монофизитов. Опустим духовное сродство патриарха с еретиками, которое он подчеркивает словами «духовное общение», «братья» и т.п. Обратим внимание на смешение понятий, о котором упоминалось выше.

Патриарх называет Армянскую церковь – православной. Видео размещено на официальном сайте Московской Патриархии, что исключает возможность допущения ошибки патриархом. Этот фрагмент не был вырезан и располагается на сайте без малого почти год.

Какое же «духовное сродство» нам хотят навязать? Никакого родства между истиной и ложью быть не может.

Следует отметить, что полное официальное название Армянской церкви – “Армянская Святая Апостольская Православная Церковь”. Здесь мы видим яркий пример подмены понятий, когда еретики вдруг надевают маски “своих”, но своей вольчьей сути от этого не меняют. Если сатанисты или язычники называют себя правоверными (то же, что и православными), то это абсолютно не значит, что мы тоже должны их так называть. Но когда патриарх еретиков называет православными, то паства, как правило, верит его словам.

Будем бдительны. Во всем необходимо рассуждение!


От Редакции

К сожалению должны констатировать, что так называемая “Русская народная линия”, которую мы недавно подвергли жесткой, но обоснованной критике, все глубже погружается в болото проповедования еретичества и соглашательства с сильными мира сего.

Почему мы говорим об этом православном ресурсе? Не потому, что он обрушился на портал М3Р с гневной критикой и резкими обвинениями в православном радикализме. Мы и в самом деле являемся радикальными, т.е. до крайней степени непримиримыми и безкомпромисными со злом и его слугами.

Дело в том, что этот православный ресурс на протяжении уже многих лет нам всем хорошо знаком. В последнее время его главред А.Степанов и его помощник Семенко встали на скользский путь заискивания и заигрывания с антихристианской, антирусской кремлевской властью и еретичествующим священноначалием РПЦ МП. Отсюда и берут начало причины все более частого появления на РНЛ публикаций уже откровенно еретических, а иногда и антирусских (как это было в статье Степанова, в которой он Путина выставлял Вождем Третьего Рима).

Дорогие братья и сестры! В наше лукавое время мы должны быть очень осторожными. Необходимо все слова и утверждения, от кого бы они не исходили, в т.ч. и на портале М3Р, сверять со Святым Писанием, с учением Церкви, со святыми отцами. Всяк человек – ложь. Нельзя быть легковерными в вопросах веры и спасения своей души.

К сожалению, слуги антихриста очень быстро подбирают “ключики” к тем людям, которые представляют или могут представлять для них угрозу или опасность. Кому-то они дают деньги, кому-то славу и почет, кому-то власть. Тех же, кто не поддается на эти сатанинские уловки, либо уничтожают физически, либо компрометируют лживыми обвинениями, либо садят в тюрьмы по надуманным предлогам.

Но так не будет происходить долго. Время рассвета Святой Руси приближается. Именно поэтому сегодня стоит такая “темень”, хоть глаз (духовный) выколи. Царь грядет!

Коптская церковь в Египте: основатель, история, традиции

Несмотря на то что 95 % жителей современного Египта исповедуют ислам, весьма заметную роль в жизни страны играют и христиане-копты ─ последователи автокефальной (самостоятельной) православной церкви. Её создание явилось результатом раскола, происшедшего в VI веке в единой прежде христианской церкви Африки, возглавлявшейся Александрийским патриархом.

Две концепции природы Сына Божьего

На IV Вселенском соборе, состоявшемся в 451 году в Халкидоне (район современного Стамбула), произошло событие, повлиявшее на жизнь всех последующих христиан Египта. Патриарх Александрийский Диоскор, а также ряд его последователей встали на сторону приверженцев учения, известного как монофизитство. Оно строится на утверждении о том, что Иисусу Христу присуща лишь божественная природа, в которой нет места человеческому естеству.

В свою очередь, их оппоненты диофизиты исповедовали иной догмат, принятый ныне большинством христиан мира. Он сводится к тому, что природа Иисуса Христа одновременно божественная и человеческая, причём обе они соединены в Нём не слитно и не раздельно. То есть они признают Иисуса Христа одновременно истинным Богом и истинным человеком, в котором сочетаются все особенности простых людей, кроме их склонности ко греху.

Раскол среди христианских церквей

Это догматическое разногласие послужило причиной раскола между христианами, в результате которого образовалось несколько автокефальных церквей, названных нехалкидонскими за отказ принять постановление IV Вселенского собора, осудившего монофизитов. К их числу относится и Христианская церковь Египта, именуемая коптской по названию этнорелигиозной группы населения, члены которой составляют большинство её последователей.

Происхождение слова “копты” относится к VII веку, когда арабы, захватившие Египет, обозначали им местных жителей. Со временем оно распространилось за пределами государства, и многие чужестранцы стали называть так египтян. Тогда же вошёл в употребление распространённый ныне термин ─ Коптская церковь.

Тяготы, ставшие уделом египетских христиан

На момент религиозного раскола Египет входил в состав Византийской империи, где христианство было построено на концепции диофизитства. В результате все последователи Александрийского епископа, осмелившегося идти вразрез с решениями Халкидонского собора, были объявлены еретиками и подверглись жестоким гонениям.

История коптской церкви этого периода полна драматических событий. Не менее тяжёлыми были и времена, когда Египет оказался под властью вначале арабов, а затем турок. И те и другие жестоко преследовали христиан, разрушая их храмы и уничтожая священников.

Свет христианства, воссиявший в Египте

Согласно Священному преданию, основателем Коптской церкви в Египте является святой Марк ─ один из 70 учеников и апостолов Иисуса Христа. После воскрешения и последующего вознесения Учителя он отправился сеять по миру слово Божье. Апостолу Марку мы обязаны одним из четырёх принятых в христианстве Евангелий. Впервые появившись на берегах Нила в 47 году, он развернул широкую проповедническую деятельность, в результате которой многие египтяне, порвав с язычеством, обратились к истинной вере. Он же впоследствии стал первым епископом новообразованной им Коптской церкви.

Отдав более 20 лет божественному служению и став основателем многих христианских общин как в самом Египте, так и в ряде других африканских стран, на закате дней своих святой проповедник и евангелист стяжал венец мученичества. Схваченный язычниками и влекомый ими на неправедное судилище, апостол Марк скончался, выразив готовность предать дух Богу, которому посвятил всю свою жизнь.

Читать еще:  Значение имени: Азарий. Совместимость имени Азарий, проявление в любви

Церковная структура, принятая у египетских христиан

В наши дни Коптская церковь включает в себя 26 епархий, делящихся, в свою очередь, на 400 общин, находящихся как на территории самого Египта, так и в странах его диаспоры, таких как Америка, Канада, Австралия и ряде других. В них богослужения проводятся на английском языке.

Предстоятель церкви носит титул Святейшего папы, Патриарха Александрии. Его избрание совершается общим собранием архиереев, в котором принимают участие также и простые миряне ─ по 12 депутатов от каждой епархии. Весьма характерно, что в качестве претендентов на столь высокий пост могут рассматриваться кандидатуры не только епископов, как это делается, например, у нас в России, но и рядовых монахов.

Ещё одна отличительная черта этих выборов состоит в том, что их победитель определяется жребием. В этом участники собрания усматривают изъявление Божьей воли и со смирением её принимают. Патриарх Коптской церкви, избранный в результате жеребьёвки, впредь не может быть смещён со своей должности и занимает её пожизненно, руководя церковью. Только он один вправе рукополагать новых епископов.

Главный собор египетских христиан и система религиозного обучения

Резиденцией патриарха является собор святого Марка в Каире (его фото представлено ниже). Это грандиозное и весьма оригинальное по своей архитектуре сооружение было возведено в 1968 году. Инициатором его строительства стал правивший в тот период папа Кирилл VI, а автором проекта ─ египетский архитектор Мишель Бакхум. В соборе хранится величайшая святыня коптов ─ частица мощей святого Марка, ставшего, как уже говорилось выше, основателем их церкви.

Несмотря на то что основная религия Египта ─ это ислам, в стране создана сеть христианских учебных заведений, как начальных, представляющих собой общеобразовательные школы с религиозным уклоном, так и ориентированных на подготовку священнослужителей. Главная коптская семинария уже многие годы действует в одном из центральных районов Каира, поблизости от собора Святого Марка. Там же расположен открытый в 1959 году Институт высших исследований, занимающийся изучением истории христианской культуры в Египте.

Храм, ставший наследием британских магнатов

В столице Египта, кроме собора Святого Марка, о котором речь шла выше, находится древний храм апостолов Петра и Павла, чудом уцелевший после ряда религиозных конфликтов, потрясавших страну на протяжении веков. Кроме того, множество христианских церквей можно увидеть и в других городах страны. Наиболее известной из них является храм в городе Хургаде, построенный в начале XX века англичанами, занимавшимися в этом районе добычей нефти.

Первоначально он предназначался исключительно для персонала британской нефтедобывающей кампании, и в нём проводились богослужения в соответствии с традициями англиканской церкви. Но после того как месторождения истощились и зарубежные магнаты потеряли к Хургаде интерес, храм был передан в распоряжение коптов. Его фото открывает статью.

Фрески и иконы в египетских православных храмах

Внутреннее оформление коптских церквей, как правило, не отличается нарочитой пышностью, и даже фрески встречаются нечасто. Обычно их создатели ограничиваются тем, что гладко оштукатуренные стены окрашивают в белый цвет. Иконостас же представляет собой конструкцию, состоящую из деревянных резных панелей, лишь в верхней части которой помещается ряд икон.

Весьма своеобразен и художественный стиль, в котором выполнены фигуры святых. Как правило, они лишены объёмности, непропорциональны по своему строению и почти не детализированы. В целом, эти изображения чем-то напоминают детские рисунки.

Прочие особенности коптских церквей

Ещё одним отличием египетских храмов являются ряды скамеек, расположенные во внутреннем помещении, так как во время богослужений прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, крест, расположенный на куполе, имеет объёмную форму, позволяющую ориентировать его сразу по четырём сторонам света. На фото, представленном ниже, это хорошо видно.

Поскольку египетские христиане живут в окружении мусульман, среди которых нередко встречаются крайне радикальные исламисты, то для защиты от возможных провокаций с их стороны храмы ограждаются высокими и прочными стенами. Однако для всех, кто приходит с добрыми намерениями, их двери бывают открыты, независимо от того, прихожанин это или заезжий турист, принадлежащий к иной религиозной конфессии.

В последние десятилетия в стране наблюдается тенденция к возрождению монашества. В одном лишь оазисе Вади-эн-Натрун, расположенном в ста километрах от Каира, Коптской церкви принадлежат 12 мужских и 6 женских обителей. Одной из характерных их особенностей являются сохранившиеся доныне монахи-отшельники, по благословению настоятелей удаляющиеся в безлюдные районы пустыни и живущие там в собственноручно вырытых пещерах, совершая при этом непрестанные аскетические подвиги.

Коптские обряды и праздники

Нынешние копты считают себя прямыми потомками жителей Древнего Египта, и, несмотря на то что их национальный язык давно вышел из употребления, они используют его во время богослужений. Известно, что благодаря знанию коптского языка известному французскому египтологу Луи Шампольону удалось расшифровать иероглифы.

В вопросах, касающихся религиозных праздников и обрядов, копты во многом схожи с последователями иных православных церквей. В течение года они отмечают 7 больших и столько же малых Господних праздников. Кроме того, коптский календарь содержит в себе 32 праздника, посвящённых Деве Марии, пользующейся у них особым почитанием. С особой торжественностью отмечаются Рождество Богородицы, Введение во храм и, разумеется, Успение.

Богослужения, совершаемые в коптских храмах, имеют свою специфику, поскольку сохранили в себе многие элементы, заимствованные из раннехристианских времён. Согласно установившейся традиции, они совершаются 7 раз в течение суток, на коптском и арабском языках. Такое двуязычие объясняется тем, что коптский язык, давно вышедший из употребления, непонятен большинству прихожан.

Особенности коптских религиозных традиций

При большой обрядовой и литургической схожести с иными православными церквами мира Коптская церковь имеет ряд особенностей, присущих только ей одной. Это относится в первую очередь к обрезанию, заимствованному некогда из иудаизма, и практиковавшемуся в раннехристианских общинах.

Однако, сохранив эту отвергнутую во всем христианском мире традицию, копты пошли ещё дальше, введя на определённом этапе своей истории практику женского обрезания. В настоящее время этот варварский обычай запрещён в Египте, и руководство церкви от него всячески дистанцируется. Но традиция не умирает, и женское обрезание хоть и негласно, но продолжает повсеместно совершаться.

Сегодняшний день христианской церкви Египта

В настоящее время основное количество коптов проживает на территории Египта и составляет 8 млн человек. Кроме того, ещё около 2 млн человек проживают за границей в различных странах мира. В силу особенностей своего вероучения Коптская церковь поддерживает наиболее тесные связи с другими церквями монофизитского толка, такими как сирийская, эфиопская, армянская, эритрейская и маланкарская. Осуществляются также контакты и представителями иных конфессий.

В 2014 году предстоятель Коптской церкви Шенуд III посетил Россию и был принят патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Эта встреча явилась знаком сближения двух ветвей православия и попыткой установления между ними конструктивного диалога. Глава египетских христиан в рамках своего визита посетил ряд московских храмов и монастырей. В память о днях, проведённых в российской столице, он получил в дар от патриарха Кирилла пастырский посох с надписью, гласящей, что у коптских христиан есть братья, в которых они всегда могут найти опору.

Поскольку основная религия Египта ─ ислам, который исповедуют 95% населения, копты на протяжении всей истории своей церкви не знали лёгких времён. Вот и в наши дни нередко в сообщениях мировых СМИ появляется информация о различных провокациях, а подчас и открытых террористических актах, совершаемых в отношении христианского населения страны. Однако, несмотря ни на какие трудности, Коптская церковь продолжает неуклонно развиваться, бережно сохраняя традиции прошлых веков и укрепляя веру в сердцах своих последователей.

Источники:

http://proreligiu.club/religii-mira/narody/koptskaya-tserkov.html
http://3rm.info/religion/7724-pravoslavnye-kopty-i-pravoslavnye-armyane-igra.html
http://www.syl.ru/article/332349/koptskaya-tserkov-v-egipte-osnovatel-istoriya-traditsii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: