Конфликт патриарха никона и царя алексея михайловича.
Содержание
12. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Исправление богослужебных книг и старообрядческий раскол
B 1652 году на патриарший престол был избран Никон, который до этого был архиепископом Новгородским. Он показал во время народного бунта свои исключительные административные способности. Он организовал помощь больным и голодающим и привел дела епархии в блестящее состояние. Если при его предшественниках Иоасафе I (1634-40) и Иосифе (1642-62) отношения между Церковью и государством были мирными, то при Никоне, который утверждал открыто, что духовное должно стоять повсюду впереди светского, столкновение стало неизбежным.
Патриарх Никон продолжал реформы, начатые до него, но стал их вводить очень резко и с нетерпимостью по отношению ко всем, кто с ними не был согласен. Большинство исправлений в богослужебных книгах было уже признано всеми, но Никон, своим явным предпочтением греческим рукописям, восстановил против себя справщиков – защитников чистоты православия.
Патриарх Никон в первые годы своего патриаршества принимал большое участие в делах государства, носил титул Великого Государя, и царь ничего не делал, не посоветовавшись с ним. Во время походов против Литвы царь поручил патриарху управление государством. Своим крутым нравом и резкими мерами патриарх восстановил против себя и представителей старины, и реформаторов. У него началась борьба с боярством, которое не всегда считалось с его авторитетом в гражданских делах. Начиная с 1657 года, в отношениях царя и патриарха наступила перемена, которая перешла скоро в открытую борьбу двух властей. Патриарх самовольно покинул Москву и переехал в Волоколамский монастырь, оставив управлять Церковью митрополита Питирима Крутицкого. В 1660 году, чтобы найти выход из создавшегося положения, был собран Собор из русских иерархов. Большинство Собора осудило патриарха на лишение сана, но царь не согласился с соборным решением, и положение осталось неопределенным. В 1662 году в Москву прибыл митрополит Газский Паисий (Лигарит), который встал на сторону противников патриарха Никона. Он составил против патриарха Никона обвинительный акт, который был послан восточным патриархам. Последние, кроме патриарха Нектария Иерусалимского, стали на сторону царской власти.
Тогда царь Алексей решил пригласить в Москву восточных патриархов для решения дела патриарха Никона и других церковных дел. Двое из них, Антиохийский Паисий и Иерусалимский Макарий, прибыли в Москву, где в 1666-67 году состоялся Собор. Перед этим патриарх Никон неожиданно вернулся в столицу, но примирения с царем не произошло. Собор, на котором присутствовал царь, патриархи и все русские архиереи, осудил патриарха Никона, который держал себя все время очень непримиримо. Главным обвинением были письма самого патриарха Никона, посланные им на Восток. Осужденный на лишение сана, святейший Никон был заточен в Ферапонтов монастырь, но не признал осуждения законным и до конца жизни считал себя патриархом. Царь Алексей, который был примерным христианином и проявил в деле патриарха много кротости и миролюбия, написал ему перед смертью моление о прощении. Но Никон, хотя и плакал при его получении, прощения царю не дал. После долгих лет ссылки, Патрирах Никон скончался в 1681 году. С него было снято восточными патриархами запрещение, и он был погребен архиерейским чином в присутствии царя.
Собор 1666-1667 года, осудив патриарха Никона, утвердил все его реформы, в том числе реформу духовного суда. В преемники Никону был избран скромный и кроткий Иоасаф II (1667-73).
Во второй половине ХVII века Русской Церкви пришлось пережить губительный раскол, поводом к которому было то направление, которое патриарх Никон придал делу исправления книг, но корни были заложены в недоверии московских консерваторов к грекам и киевлянам.
Необходимость исправления книг сознавалась очень многими, но патриарх Никон, который только продолжал уже давно подготовленное дело, отдавал предпочтение греческим рукописям, справлялся в Греции о правильности того или иного исправления и не доверял московским справщикам. Кроме того, он ввел трехперстное крестное знамение (при котором три пальца складывались вместе в честь святой Троицы) и тройное пение Аллилуйя, тогда как в постановлениях Стоглавого Собора, авторитет которого был очень велик, говорилось о двуперстном знамении (двух пальцах, символизировавших два естества во Христе Иисусе) и двойном Аллилуйя. Это дало повод защитникам старых русских текстов усомниться в истинности греческих исправлений и ссылаться в своих утверждениях на соборное постановление. К тому же Русь мыслилась последним православным царством (Москва – III Рим, четвертому не бывать), а сверять книги предлагалось по рукописям греков, бывших под властью турок.
В 1654 году патриарх Никон собрал в Москве Собор, который принял все его исправления, а в 1655 г. они были одобрены восточными патриархами. На Соборе 1666 года все, не признавшие новых книг и исправлений и защищавшие старые обычаи в обряды, были преданы проклятию, которое было отменено только в XX веке. Оно вызвало глубокий раскол в русском народе.
Краткий курс истории. Спор царя и государя
20 июля 1658 года вошло в историю как день отречения русского патриарха от патриаршества. Фигура патриарха Никона является, пожалуй, самой противоречивой из числа высокопоставленных сановников Русской церкви.
Кто главнее
В мировой истории вопрос о том, чья власть больше – главы государства или главы церкви, решался по-разному. В истории Римско-католической церкви, например, были даже вооружённые конфликты между Римскими папами и королями европейских средневековых государств. В России, как правило, этот вопрос решался мирно, хотя бывало всякое. Так, Иван IV Грозный считал себя не только светским владыкой, но и религиозным деятелем, презрительно называя филькиными грамотами послания митрополита Филиппа, в которых последний обращался с вразумлениями к царю. Патриарх Филарет (Фёдор Романов – отец первого русского царя из дома Романовых) носил царский титул «великий государь» и фактически управлял страной до своей смерти, хотя де-юре царём был Михаил Фёдорович Романов.
Патриарх Филарет
Талантливый человек талантлив во всём
Патриарх Никон (в миру Никита Минов) возглавил Русскую церковь в 1652 году, официально став шестым Патриархом Московским и всея Руси. Обычно имя Никона ассоциируется с церковным расколом, порождённым реформами патриарха. Однако есть один любопытный момент, не так широко растиражированный, – официальный титул: «патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх». Тут стоит обратить внимание на титулование «господин и государь». Приставку «великий государь» прибавил своим указом лично царь Алексей Михайлович Романов, внук патриарха Филарета (Романова).
Разошлись дорожки
Алексей Михайлович крайне почтительно относился к Никону. Что уж говорить, если именно с подачи молодого царя Никон стал патриархом, а во время войн с Речью Посполитой (объединённые княжества Литвы и Польши), когда царь надолго уезжал, даже оставался во главе правительства. Ещё в 1649 году Алексей Михайлович издал Соборное уложение, фактически подчинявшее Церковь государству. Став патриархом, Никон попытался исправить ситуацию, в одном из своих богословских произведений он сравнил власть верховного архиерея (свою) с Солнцем, а власть царя с Луной, намекая на то, что луна лишь отражает солнечный свет. Между друзьями случилась размолвка, и в знак протеста Никон в 1658 году самовольно оставил патриаршее служение. Он надеялся, что царь спохватится и вернёт бывшего соратника. Но царь созвал церковный Собор, который после долгих разбирательств низверг Никона до простого монаха.
Конфликт патриарха никона и царя алексея михайловича.
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ И ЦАРЁМ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ
В это время неожиданно для себя и сам Никон, столь ревностно проводивший все эти
реформы, почувствовал, что царь Алексей Михайлович уже охладел к нему. В 1658 г . в Москве проходила торжественная встреча грузинского ца-
«Патриарх Никон, поучение произносящий клиру».
ревича Теймураза; в его честь царь дал обед, на который патриарх позван не был. Более того, во время шествия во дворец царский окольничий обидел боярина, близкого к Никону, ударив его палкой по голове. Этот поступок был оставлен царём безнаказанным. Затем в праздник Казанской Божьей Матери, 8 июля, и в праздник Положения Ризы Господней, 10 июля, Алексей Михайлович, несмотря на приглашение патриарха, в собор не явился. Это было в глазах Никона прямым оскорблением патриаршества как духовной власти, которую он ставил выше власти царской. И тогда Никон отправился пешком, с одной клюкой, на Воскресенское подворье, а оттуда удалился в Воскресенский (ныне Новоиерусалимский) монастырь. Добровольный уход Никона с патриаршего престола был событием невиданным и воспринимался в обществе трагически.
Но примирения, ожидавшегося Никоном после его демонстративного затворничества в монастыре, со стороны царя не последовало. Срочно из ссылки возвратили протопопа Аввакума, и ему было даже предложено стать царским духовником, правда,
при условии прекращения им проповеди старой веры. Но для ревностного сторонника старых обрядов это было невозможно, и в 1664 г . царь приказал сослать его вновь. Столица да и всё Московское государство были в великом смятении. Со всех сторон приходили челобитные на «многомятежного» Никона. Старую веру поддерживали широкие массы народа, часть духовенства и известные, влиятельные боярские семейства (такие, как Морозовы, Урусовы), князь Иван Андреевич Хованский, а также дворецкий и любимец боярина Салтыкова Исайя, архимандрит Покровского монастыря Спиридон Потёмкин, игумен Златоустовского монастыря Феоктист. Церкви оставались пустыми, поэтому священники вынуждены были вернуться к службе по старым книгам. Даже в главном соборе Руси (Успенском) шли споры о том, как петь — по-старому или по-новому.
СОБОР 1666-1667 ГОДОВ
Царь Алексей Михайлович в 1666 г . созвал собор для суда над противниками реформы. Первоначально на него прибыли только русские святители, но на следующий год (собор заседал долго) к ним присоединились приехавшие в Москву два восточных патриарха — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Своими решениями этот собор практически полностью поддержал действия царя. Патриарх Никон был осуждён и сослан в отдалённый монастырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйю трижды, творить крестное знамение тремя первыми перстами правой руки, печатать просфоры четырёхконечным крестом, крестные ходы проводить против солнца.
Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор назвал расколоучителями и еретиками и предписал: «Если кто не послушает нашего повеления и не покорится святой восточной церкви и всему освящённому собору или начнёт прекословить и противиться нам, мы такого противника данною нам властью, если будет от священного чина, — извержем и предадим проклятию, а если будет он мирского чина — анафеме предаём и от церкви отсекаем, как еретика и непокоряющегося, дондежи (пока не. — Прим. ред .) уразумится и возвратится в правду покаянием». Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих — то сжечь», — говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме».
Источники:
http://dvseminary.ru/entrants/training-manual/russian-church-history/28577/
http://histrf.ru/biblioteka/b/spor-tsaria-i-ghosudaria
http://enoth.org/enc/1/18_19.html