Конфессиональная принадлежность. Конфессиональный состав населения россии

“Индекс веры”: сколько на самом деле в России православных

Около трети “православных” россиян не верят в Бога — об этом свидетельствует неумолимая статистика. В то же время различные группы то и дело предлагают сделать православие государственной религией. В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют “80 процентов” населения России.

При этом голос верующих становится все громче — сегодня они активные участники практически всех общественных процессов, и бурные дискуссии о строительстве новых церквей или мечетей, преподавании религии в школах и запрете абортов возникают не из воздуха.

О том, сколько в России на самом деле верующих и важнее ли их качество, чем количество, — в материале РИА Новости.

Набежали проценты

Из года в год социологи единодушно фиксируют рост числа верующих. Например, с 1991 года все больше россиян стали уповать на Бога в повседневной жизни. То же можно сказать о доверии граждан к РПЦ и религиозным организациям в целом (данные ВЦИОМ).

Наиболее свежие данные приводит известный американский исследовательский центр Pew. По его данным, 71% россиян исповедуют православие (в 1991 году таких было 37%) и 75% населения России верят в Бога. В исследовании также приводятся данные о мусульманах — их 10%.

Социологи подметили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы подавляющее большинство верующих связывают свое мировоззрение с национальной идентичностью. Более того, в России, если верить данным американских ученых, национальную идентичность привязывают к православию даже мусульмане и атеисты.

“Ради идеологии”

“В каком статистическом зеркале православные “составляют” 130 миллионов человек — совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от пяти до 12 миллионов человек”, — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

“К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман — в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России”, — обращает внимание эксперт.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

“У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места”, — отмечает Дискин.

“Часть цивилизации”

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

“Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают”, — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

“Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности”, — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

“Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый “индекс воцерковленности”, который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой”, — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Читать еще:  Сонник смертельная болезнь. К чему снится болезнь

“Мы на них смотрим прежде всего как на людей, которые открыты к взаимодействию, открыты к окормлению. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви. Соответственно, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент может стать активными прихожанами”, — добавляет протоиерей.

Но как подсчитать эту “потенциальную паству”, пока непонятно. Во всяком случае, исследования на эту тему публикуются с оговоркой: все цифры условные.

Конфессиональная (религиозная) структура населения России.

По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:

Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %

Другие конфессии — около 1 %

География конфессий показывает распространение религий. Выяснение религиозного состава населения довольно проблематично, так как в переписях населения (кроме 1897 г.) он не фиксировался, а сами религиозные организации ведут учет верующих по различным критериям или не ведут такового вообще. Особенностью современной России в этом отношении является также то, что после нескольких десятилетий советской власти, активно боровшейся со всеми религиями, большинство жителей являются неверующими или атеистами. Даже несмотря на заметное религиозное возрождение последних десятилетий, доля людей, считающих себя последователями той или иной религии, не достигает 50% населения. Еще меньше тех, кто соблюдает религиозные обряды.

В противоположность современной ситуации в начале XX в. практически все население Российской империи являлось глубоко религиозным. Неверующими и атеистами были лишь отдельные люди, как правило, из среды революционно настроенной интеллигенции. Примечательно, что и в материалах первой Всеобщей переписи населения 1897 г. население регистрировалось не по этническому, а по конфессиональному признаку. Во второй половине 80-х годов XX в. дискриминация религии была прекращена. Началось возрождение веры среди населения, особенно среди национальных меньшинств, которые часто именно в религии видели основу своих этнокультурных особенностей. Массово стали появляться религиозные организации, в том числе конфессии, которые не являются для России традиционными (кришнаиты, методисты и др.).

Религиозный состав населения России: опрос 2012 года

Официальной статистики относительно религиозной принадлежности россиян не существует. Все данные о религиозном составе населения России собраны в ходе различных социологических опросов. Численность последователей той или иной конфессии оценивается по-разному, в зависимости от методов и масштабов исследований.

В 2012 году был проведен Всероссийский репрезентативный опрос населения с целью составить картину вероисповеданий и национальностей России. В анкетах учитывались численность, географическое и административное распределение, следование религиозным практикам, мировоззренческие и социально-демографические характеристики респондентов.
Опрос проводился среди россиян, проживающих в городах и сельской местности. Выборка составила 56 900 респондентов в возрасте от 18 лет из 79 субъектов РФ .

Конфессиональный состав населения мира

Христианство – 2 млрд.
– Католицизм – 968 млн.
– Протестантизм – 466 млн.
– Православие – 218 млн.
– Другие – 275 млн.
Ислам – 1 млрд.
Индуизм – 780 млн.
Буддизм – 324 млн.
Китайские народные религии – 225 млн.
Нетрадиционные религии – 121 млн.
Родоплеменные религии – 111 млн.
Сикхизм – 19 млн.
Иудаизм – 14 млн.
Спиритуализм – 10 млн.
Бахаизм – 6 млн.
Джайнизм – 5 млн.
Конфуцианство – 5 млн.

Неверующие – 641 млн.
Атеисты – 220 млн.

Европа. География религий в основных чертах сложилась в Европе еще в средневековье. Христианство проникло в регион вскоре после своего возникновения, однако христианизация Европы затянулась на многие столетия. Если в районе Средиземноморья христиане стали большинством уже в У—У1 вв., то в среднеевропейских странах оно распространилось несколько позже, а на севере и востоке Европы этот процесс затянулся до VIII — XII вв.

С разделением христианства на православие и католицизм (XI в.) страны Северной, Юго-Западной, Западной и Центральной Европы последовали за Римом, а Восточной и Юго-Восточной — за Константинополем.

В XVI в. в Северной Европе, а также в ряде районов Западной и Центральной утвердился протестантизм. До настоящего времен протестанты составляют подавляющее большинство населения в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия), отдельных странах Западной (Великобритания) и Восточной Европы (Эстония). В Латвии протестанты составляв пятую часть населения, в Германии и Нидерландах — около трети, а Швейцарии — менее половины.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва) преобладают католики. Они образуют пример но треть населения Германии и Нидерландов и почти половину населения Швейцарии.

Читать еще:  Молитва хлеб наш насущный даждь нам днесь. Молитва отче наш текст на русском

Православие преобладает среди верующих Юго-Восточной Европы (Греция, Сербия и Черногория, Болгария, Румыния, Македония) и образует примерно треть населения Боснии и Герцеговины.

В Сербии и Черногории, в Болгарии наряду с православными немало мусульман. В Восточной Европе и России также господствует православие. В России православные составляют около 50 % населения, на Украине — 2/3, в Белоруссии — 75 %, Молдавии — более 90 %. Наряду с православными на Украине и в Белоруссии живет много католиков — 15 и 20 % населения соответственно, а в России мусульман — 10 %.

Ислам распространен в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и европейской части Турции к этой религии относятся большинство верующих. Мусульмане составляют около половины населения Боснии и Герцеговины.

Конфессиональный состав населения Европы осложняется наличием в регионе большого количества мигрантов из стран Азии и Африки, исповедующих ислам, индуизм, буддизм, сикхизм и другие религии мира. Мусульман стало особенно много во Франции (до 10 % населения), в ФРГ (3 — 5%) и Великобритании (2 %). Большая часть индуистов и сикхов проживает в Великобритании, а буддистов — во Франции и Великобритании.

Всего в Европе 540 млн христиан (28 % их общего числа, что составляет 76 % населения этой части света) и 35 млн мусульман (4,5 % всех мусульман).

Америка. До начала европейской колонизации коренное насе­ление придерживалось местных родоплеменных культов. С XV в. в регион постепенно стало проникать христианство. В Латинской Америке, колонизированной испанцами и португальцами, оно утвердилось в форме католицизма. В Северной Америке, где господствовали англичане, французы и голландцы, ведущим стал протестантизм, хотя католиков также было немало.

В настоящее время в Северной Америке преобладают и протестанты и католики.

США — страна с самым сложным в мире конфессиональным составом населения, что обусловлено миграцией сюда населения со всего земного шара. Протестантов здесь около 56 % населения, католиков примерно 28 %. Наиболее крупные протестантские группы составляют баптисты — 19% всего населения, методисты — 8%, лютеране — 6%, пресвитериане —3%, пятидесятники — 2 % и англикане — 2 %. Есть в США также иудаисты — 2 %, православные — 3 %, мусульмане — 2 % и представители других религий. В Канаде же католики (46 %) несколько превосходят протестантов (36 %). Среди последних больше всего последователей Объединенной Церкви Канады (союз конгрегационалистов, методис­тов и части просвитериан) — 17%, англикан — 12%, лютеран и баптистов — по 3 %. Население Гренландии — более чем на 90 % лютеране.

В континентальных странах Латинской Америки и на Больших Антильских островах абсолютное большинство населения — католики. Исключением являются только Суринам и Гайана, где значительная часть жителей, от 40 до 50 %, — индо-пакистанцы, исповедующие в основном индуизм и ислам, много здесь и протестантов.

В последнее время позиции католицизма сильно поколеблены протестантскими миссионерами из США в Чили, Пуэрто-Рико, Гватемале и Бразилии, на Гаити, где протестанты составляют уже более 1/5 населения. На Кубе и Гаити много (по некоторым оценкам до 50 %) адептов афро-американских сект (вуду и сантерия).

На Малых Антильских островах и Ямайке преобладают протестанты, но много и католиков. Католицизм главенствует на островах, которыми владеют (или владела Франция) и Нидерланды: Мартиника, Гваделупа, Сент-Люсия, Доминика, Гренада, Аруба и Нидерландские Антиллы. Конфессиональная ситуация на Тринидаде и Тобаго идентична той, что наблюдается в Суринаме и на Гайане.

Всего в Америке более 760 млн христиан, что составляет более 37 % христиан мира. По их численности эта часть света занимает первое место, здесь они образуют более 90 % населения.

Зарубежная Азия. Это часть света, где зародились в своем большинстве мировые религии. Некоторые были почти вытеснены из Азии и широко распространились в разных частях света (христианство, иудаизм); другие широко распространились не только в Азии, но и по всему миру (ислам); третьи остались в основном азиатскими религиями и получили широкую известность лишь в Новое время (индуизм, сикхизм, буддизм, конфуцианство).

В настоящее время Юго-Западная Азия — это регион, более 90 % населения которого составляют мусульмане. Лишь три стра­ны там не вписываются в общую картину господства ислама: Ливан, где много христиан (около 60 %), Кипр, в котором доминируют православные, и Израиль, где большая часть населения иудаисты (см приложение 2).

В центре Южной Азии — Индии и Непале — господствует индуизм, на периферии (Пакистан, Бангладеш, Мальдивские ост­рова) — ислам, а в Шри-Ланке и Бутане — буддизм (соответственно хинаяна и махаяна).

В Юго-Восточной Азии, в странах Индокитая преобладает буд­дизм в форме хинаяны (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Таиланд) и махаяны (Вьетнам).

В Малайско-Индонезийском субрегионе (Малайзия, Индонезия и Бруней) господствует ислам, а Филиппины — единствен­ное государство Азии, где абсолютное большинство жителей (более 80 %) католики.

Читать еще:  Она лев кто ей подходит. Характеристика женщины-Льва по знаку зодиака: роковая соблазнительница

В Восточной и Центральной Азии — район повсеместного распространения махаянистского буддизма. Другая особенность этого региона — феномен поликонфессиональности. В Китае сложилась система совместного отправления трех религий (буддизма, конфуцианства и даосизма), в Японии — двух (буддизма и синтоизма).

В Южной Корее в XIX в. началось бурное распространение христианства, в основном в форме протестантизма, которое сильно потеснило традиционные здесь буддизм и шаманизм. Сейчас христиане составляют почти половину населения страны. В КНДР в результате преследований со стороны государства число верующих (буддистов и шаманистов) сократилось до трети населения.

В Монголии большинство буддисты-ламаисты. Необходимо также отметить, что в Восточной Азии (КНР, КНДР, Монголия) живет более 85 % неверующего населения мира.

В Средней Азии и Казахстане большинство населения привержены исламу. Мусульмане составляют основное население во всех странах этого региона, кроме Казахстана (40 %). В Закавказье в Азербайджане преобладает ислам шиитского направления, в Грузии — православие (но значительна и группа мусульман), в Армении преимущество за монофизитством.

Всего в Азии насчитывается 303 млн христиан (16 % их общего числа и 9 % населения Азии), 790 млн мусульман (22 и 70 % соответственно), 882 млн индуистов (25 и 97 %), 350 млн буддистов (10 и 95%).

Африка. В настоящее время наиболее влиятельными религиями в Африке являются ислам и христианство. Много там адептов местных родоплеменных религий, а также приверженцев синкретического афро-христианства. Ислам проник на континент в результате арабского завоевания VII в. Северная Африка стала частью арабского и исламского мира уже к XII в. Из этого региона ислам постепенно распространился в Восточную и Западную Африку.

Христианство пришло в Африку значительно раньше ислама — во II в. Оно процветало на континенте вплоть до арабского завое­вания. В Ув. в Египте и Эфиопии действовали национальные, монофизитские по вероучению церкви. Однако начиная с VII в. христианство почти повсеместно было вытеснено в Африке исламом, и дальнейшее его распространение в XIX в. уже связано с деятельностью христианских миссионеров в период колониальной экспансии европейских государств.

В настоящее время во всех странах Северной Африки (Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Тунис, Мавритания, Судан), а также в двух странах так называемого Африканского Рога (Сомали, Джибути) подавляющее большинство населения исповедует ислам. Во всех странах этого региона, кроме Судана, мусульмане составляют более 90 % населения. Крупные христианские общины есть только в Египте (более 7 млн коптов) и в Судане (около 1 млн), примерно 25 % населения последнего — приверженцы родоплеменных верований.

В Западной Африке, в регионе Западного Судана (Мали, Чад, Нигер, Буркина-Фасо, Гвинея, Сьерра-Леоне, Гвинея-Бисау, Сенегал, Гамбия) господствуют ислам и родоплеменные верования.

В странах Гвинейского побережья (Либерия, Кот-д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун) насчитывается примерное ра­венство последователей христианства, ислама и родоплеменных верований.

В Бенине и Либерии некоторое преобладание адептов родоплеменных верований; в Гане, Того, Камеруне — христиан; в Ниге­рии и Кот-д’Ивуаре — мусульман.

Центральная, Восточная и Южная Африка — наиболее христианизированные регионы континента. Во всех странах этих регио­нов Африки определенное численное превосходство христиан. В Экваториальной Гвинее, на Сан-Томе и Принсипи, в Бурунди, Анголе, Мозамбике, Габоне, Уганде, Руанде, Танзании, Республике Конго, Демократической Республике Конго, на Реюньоне и Сейшельских островах больше католиков, в Эфиопии и Эритрее — монофизитов, а в остальных странах Свазиленд, ЮАР, Ботсване, Намибии, Зимбабве, Замбии, Кении, Малави, ЦАР, Лесото и на Мадагаскаре — протестантов. Мусульмане составляют около 50 % населения в Эфиопии и Эритрее. Своеобразную конфессиональную структуру имеет население Маврикия — более 50 % жителей острова индуисты.

В целом по Африке христиан насчитывают 380 млн (18 % всех христиан мира). Около 60% всех христиан Африки составляют протестанты и адепты афро-христианских церквей, примерно треть — это католики, около 10 % — монофизиты. К христианству относят себя около 48 % жителей континента. Адепты ислама со­ставляют около 320 млн (42 % населения Африки и 28 % всех му­сульман мира). Около 13 % населения Африки — сторонники родоплеменных культов.

Австралия и Океания. К настоящему моменту 73 % населения Австралии и Океании исповедуют христианство (это менее 1 % христиан мира). Так как среди иммигрантов из Европы протестанты численно преобладали над католиками, то и сейчас протестантизм в этой части света гораздо влиятельнее католицизма. Больше всего в Австралии и Океании англикан — они образуют самую многочисленную протестантскую группу в Австралии, Новой Зеландии, на Соломоновых Островах, в Папуа — Новой Гвинее. Намного уступают им по численности просвитериане, основная их часть живет в Новой Зеландии и Вануату, а также во Французской Полинезии. Католиков больше всего на Уоллис и Футуне, Гуаме, Новой Каледонии и Кирибати. В Австралии и Новой Зеландии католики представляют меньшинство населения, но абсолютная численность их здесь самая высокая. Около 20 % населения Австралии принадлежит к Объединяющейся Церкви Австралии — союзу методистов, просвитериан и конгрегационалистов. Индуисты составляют около половины на­селения на Фиджи. Более 20 % населения этой части света не исповедует никакой религии.

Источники:

http://ria.ru/20170823/1500891796.html
http://lektsii.org/10-57987.html
http://studopedia.ru/10_144014_konfessionalniy-sostav-naseleniya-mira.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: