Комментарии к 16 главе от иоанна. Евангелие от Иоанна

Комментарии к 16 главе от иоанна. Евангелие от Иоанна

16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились
Предупрежден – значит вооружен полезными знаниями, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Иисус продолжает здесь мысль из 15:27: ученикам предстоял тяжёлый путь свидетельства о Христе, не устланный розами и не обременённый восторженным принятием христианства. В момент, когда Христа распнут, это пророчество могло бы их подбодрить, ведь если им надлежит свидетельствовать об Иисусе, значит, его смерть как преступника не станет для них поводом к преткновению, и в конечном итоге они справятся с поставленной перед ними задачей по распространению христианства.

16:2,3 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу
Здесь Иисус предупреждает о наступлении особо тяжёлых времён для учеников Христа. Апостол Иоанн, записавший Евангелие через прим. 60 лет после смерти Христа, имел возможность понять, что означало это предупреждение Христа. Он сам стал свидетелем тому, что перед концом иудейской системы вещей положение христиан было очень тяжёлым. И проблема была не только в сложности жизни того времени. А в том, что христиан преследовали не только римляне, но и свои же единоверцы – в местах слушания слова Бога (синагогах). Те, кто считал, что служит Творцу – то есть, сами иудеи, народ Бога древности – преследовали учеников Христа, как ранее преследовали и самого Христа ( хотя и римляне тоже преследовали христиан , они не служили Творцу, поэтому предупреждение Иоанна касается истинного народа Бога: Иисус не говорил больше ни о каком другом Боге, кроме, как об Иегове).

То же самое будет ожидать и последних посланников Бога и Христа Его, которым выпадет служить перед концом этого века: их тоже будут преследовать и свои по вере, служащие Творцу, и не служащие Ему (Откр.11:3,6,8,10). И, когда их будет отвергать народ Бога – все будут считать, что, изгоняя посланников Бога, тем самым они исполняют волю Бога (как правило, в 1 веке их объявляли богохульниками, как и Иисуса Христа, и за это изгоняли из синагог. То же самое ожидает и последних пророков Бога: их изгонят из собраний народа Бога).

Далее Иисус сообщает причину отвержения пророков Бога – своими же единоверцами:

Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
Если бы народ Бога правильно понял сущность Творца и Его слова, то он не отвергал бы и Его пророков. Но, как предсказывает Иисус, не каждый, кто будет считать себя служителем Бога и Христа Его – будет таковым на самом деле. Для того, чтобы познать Бога, нужно научиться смотреть на всё Его глазами.

16:4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
Раньше не было необходимости предупреждать учеников об опасности: опасность не угрожала им до тех пор, пока Христос был с ним, ведь весь удар преследований он принимал на себя, пока был жив. Однако после его смерти центр удара со временем переместится на его последователей (какое-то время после смерти Христа христианство получило широкое распространение, но после христиане столкнулись с гонениями, что продолжалось до конца иудейской системы вещей. Такая же картина будет наблюдаться и перед концом этой системы вещей (Откр.11:1-10).

16:5,6 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Судя по всему, ученики были ошеломлены множеством предупреждений об опасности и сообщением о предстоящем предательстве учителя. Они затихли не потому, что в абсолюте понимали Христа или совсем потеряли интерес к тому, что он говорил. Они застыли в тревожном ожидании непонятных им событий и были сильно опечалены тем, что скоро Христос покинет их:
н о от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше

16:7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам;
Иисус снова разъясняет, что, хотя его уход – и прискорбен для учеников, однако, им же самим будет лучше от того, что Иисус уйдёт от них – к своему Отцу. Только в этом случае в выполнении Божьего поручения они смогут рассчитывать на помощь святого духа свыше.
Заметим: этот дух – Утешитель, которого Иисус пришлёт своим ученикам от Бога – не является самим Иисусом Христом в виде духовной личности. Но будет послан Христом от Отца – в помощь на землю: если пойду, то пошлю Его к вам. Что же это за помощник?

16:8 Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде :
В задачи Утешителя от Иисуса входит обличение мира о грехе, рассказ о правде Божьей и о суде Божьем.
Будет ли мир слышать всё это голосами с небес? Нет. О намерениях Бога должны будут возвещать по всей земле ученики Христа через проповедь, а некий дух Утешитель должен всего лишь им в этом помогать, вдохновляя их говорить правду Божью и правильно понимать волю Его для человечества.
Утешитель в данном случае – это та же самая сверхъестественная сила Божья, которая приобретается учениками через помазание святым духом и вдохновляет всех пророков во все времена передавать слово Божье -2Петра1:20,21, 1Иоан2:20,27:
Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

16:9-11 о грехе, что не веруют в Меня; Грех неверия будет обличён по реакции на проповедь учеников о принятии искупления Христа

о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; благодаря святому духу ученики смогут проповедовать о воскресении Христа и его восхождении на небеса к Отцу – то есть, об исполнении Божьего плана по спасению человечества

о суде же, что князь мира сего осужден и о том, что Иисус докажет верность Отцу в условиях века дьявола и этим осудит его на уничтожение – на озеро огненное, уготованное ему и всем его верным последователям (Мтф.25:41,46).

Без помощи святого духа такие сведения от Бога получить было бы невозможно.

Результаты помощи УТЕШИТЕЛЯ сейчас мы можем наблюдать в виде Библии, из которой мы узнаём о грехе, о правде и о сущности будущего суда Божьего.

16:12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
Иисус сказал ученикам столько, сколько на тот момент они могли бы понять: ученику 1-го класса бесполезно рассказывать высшую математику. Так же и в этом случае: хотя многие слова Христа сегодня кажутся нам простыми, – для учеников Христа это было “высшей математикой”, но не потому, что было на самом деле очень сложно. А потому, что иудеи 1 века были “заточены” под совсем другое понимание слова Бога, которое распространяли тогда учителя народа Бога.

Ничто из того, что говорил им Иисус, не вписывалось в логическое построение их привычных знаний. Например, толкования тех или иных мест в Писании о правлении Мессии учили их ожидать правления Мессии отныне и навсегда. А Иисус говорил им о смерти Мессии.
Отсюда – полное непонимание ситуации, множество моментов из реального развития событий ими не воспринималось. Поэтому Иисус, хотя и имел возможность изложить им всю полноту картины – не делал этого: на данный момент они не смогли бы её понять и не понимали, пока не исполнились некоторые пророчества о смерти и воскресении Христа.

Читать еще:  Как распознать людей с плохой энергетикой. Энергетические вампиры по дате рождения — правда или вымысел

Так и сегодня: при обучении слову Бога не стоит ждать мгновенного понимания от слушающих, понимание может прийти к ним после. Некоторые слова Иисуса были сказаны в надежде на то, что ученики поймут их потом.

16:13,14 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Святой дух, который придёт к ним с небес в Пятидесятницу, вдохновит их говорить истину Божью о настоящем и будущем.
Подробный механизм передачи информации свыше от Бога ученикам через святой дух, к сожалению, не описан в Библии, есть примеры, когда ангел передавал мысли Всевышнего посредством чудодейственной силы Бога (Деян.8:26,29). Иисус сказал также, что когда они примут силу святого духа свыше – смогут проповедовать до конца Земли об Иисусе (Деян.1:8).

Но ясно одно: каким бы способом ученики Христа ни получили понимание и вдохновение свыше – ясно, что им вложено понимание Всевышнего, а не личное мнение какого-нибудь ангела Божия. Именно поэтому и ученики не будут говорить отсебятину и сочинять собственные фантазии. Но в точности будут передавать то, что в них будет вложено свыше сверхъестественным образом – от Бога.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Эта же сила духа от Бога поможет им прославить Христа в том смысле, что разъяснит им самим сущность Христа и его миссии в полном объёме:
в определённый момент их просто осенит свыше и они смогут понять многое из того, о чём при жизни Христа не понимали. А когда и сам поймёшь – сможешь другим разъяснить, в чём же мессианство Христа Божьего для человечества заключается.

16:15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам Святой дух – это принадлежность Отца Христа – прежде всего. Но и Христос может пользоваться всем, что есть в распоряжении Отца. Все те знания, которые переданы Отцом Христу – Иисус передаст ученикам при помощи святого духа Отца.

16:16-20 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут [некоторые] из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак они говорили: что это говорит Он: “вскоре”? Не знаем, что говорит. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Иисус говорил о том, что он вскоре умрёт и снова оживёт, уходя к Отцу с земли. Но его так и не понимали, и эти странности речей Христа – смущало многих.
Он кратко описал ситуацию, что в связи с определёнными событиями (имея ввиду свой арест, казнь и смерть) – сначала им надлежит пройти через печаль: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете,
но затем их ожидает радость (имея ввиду своё воскресение: но печаль ваша в радость будет.

16:21,22 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
На примере роженицы, дождавшейся рождения ребёнка в скорби болей рождения, Иисус показывает им, как возможна смена печали – радостью.
Когда он воскреснет – ученики увидят его снова и обрадуются, и забудут прежнюю свою печаль по его смерти. Вот о чём он говорил им. Но тогда они не могли его понять.

16:23 в тот день вы не спросите Меня ни о чем . Когда произойдут все эти события – ученики смогут понять, о чём предупреждал их Христос и вопросы отпадут сами собой.

о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам –
Иисус объясняет ученикам принцип просьб о помощи: всё, о чём ученики Христа будут просить у небесного Отца для соблюдения на Земле интересов Его сына, Иисуса Христа – во всём том Бог поможет им ( см. также Иоан 15:16 )

16:24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
До сих пор ученики обо всём просили самого Христа, а у Отца во имя его – ничего ещё не просили: Христос ещё не прославил Отца и не принёс себя в жертву за людей. Но с момента его смерти и воскресения наступает новый этап в становлении учеников, теперь уже они могут обращаться за помощью к Отцу : в лице Христа они имеют ходатая Нового Завета, заключённого с Отцом на его крови (благодаря его жертве).
Отец не оставит без внимания просьбы христиан, в которых они заботятся о соблюдении интересов Иисуса Христа. Отныне двое на небесах будут заботиться о них: Отец и сын Его, и эта мысль всей полноты помощи свыше – будет радовать христиан.

16:25-27 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
Иисус говорит им и о том, что вскоре (после его смерти) они смогут напрямую просить у Отца о помощи, и Иисусу не придётся
вместо них к Отцу обращаться: Отец Сам будет слышать христиан и помогать, так как они приняли Христа Его и поверили, что Христос – сын Божий.

16:28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу
До того, как Иисус пришёл в мир человеческий – он был у Отца на небесах. То теперь путь его снова лежит к Отцу на небеса, он возвращается к себе домой.

16:29,30 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
Ученики поняли прямой текст Иисуса о том, что он пришёл от Отца, и что все вопросы о его происхождении теперь отпадают. Ученики заверили его в своей решимости признавать его как посланника небес и Христа Божьего.

16:31,32 Иисус отвечал им: теперь веруете?
32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону] и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною
.
Иисус был рад слышать такую уверенность в учениках. Однако он показал им, что веры, достигнутой на какой-то момент, никогда не бывает достаточно: может оказаться так, что их вере ещё расти и расти надо, проходя через испытания. Ибо при такой сильной вере во Христа (как им теперь кажется) – они, тем не менее, разбегутся все в разные стороны и оставят его одного. Хотя, конечно, он не останется одиноким – даже если все ученики его оставят, ведь небесный Отец его не оставит.
Можно себе лишь представить, как огорчились от такой картины ближайшего будущего те, кто, как им казалось, непоколебимы в вере в Иисуса Христа, сына Божьего.

16:33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Кто во Христе, тот будет сохранён в мире Божьем – в покое, дарованном Богом и уверенности в будущем несмотря на скорбь, с которой они столкнутся от людей мира сего нечестивого.
И хотя давление будет сильным – христиане смогут сохранять спокойствие, глядя на пример Христа. В этом им поможет убеждение, что они остаются верными Богу; благодаря этому – они и смогут побеждать давление мира дьявола.
Со стороны такая победа может даже казаться проигрышем: Христа ведь убили. Однако он доказал: есть кое-что поважнее жизни. Это – желание сохранить верность Богу. И оно – сильнее страха перед смертью.
И такую победу силы Божьего духа в немощных смертных телах смогут одержать все верные ученики Христа.

Читать еще:  Приснился потоп в квартире – трактовка по известным сонникам. К чему снится потоп в квартире, доме, на улице, в ванной – следует пересмотреть отношение к близким людям и финансам

Евангелие от Иоанна: смысл в Слове

В Новом Завете после Евангелий от Матфея, Марка и Луки следует Евангелие от Иоанна. Автором его является святой апостол Иоанн, призванный в число учеников одним из первых: увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 21–22).

Первый богослов

В начале

Если бы святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову задали вопрос: «В чем смысл жизни?», он непременно бы ответил, что смысл не только жизни, но и вообще всего — в Слове. Первые строки Иоаннова Благовестия торжественно провозглашают: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1, 1–3). Интересно, что первый стих четвертого Евангелия созвучен с первым стихом книги Бытия, с которой начинается Священное Писание Ветхого Завета: В начале сотворил Бог… (Быт. 1, 1). И Бытие, и Евангелие от Иоанна говорят о творении: Бог творит и Слово дает начало всему существующему, ничто не может существовать без Слова. В греческом оригинале Евангелия от Иоанна употреблены два сложных термина, использовавшихся уже в античной философии: «архэ» (начало, управление) и «логос» (слово, речь, смысл). Так вот, «архэ» — не просто начало, «архэ» — это то, что определяет дальнейшее существование и развитие вещей. «Логос» — не просто слово, это Сам Бог-Слово, Сын Божий, через Которого Бог призывает мир к существованию. Поэтому все творение имеет свое начало и существование в Боге, определяется и управляется Богом, только в Боге обретает свое истинное значение. Жизнь мира — это Бог.

Для чего

Евангелие от Иоанна сосредоточено вокруг трех фраз: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1, 14); Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16); Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Бог-Слово, Сын Божий стал плотью. Что это означает? Это означает, что Бог стал таким, как все мы — человеком.

Еще раз обратимся к древним грекам. В древнегреческой философии плоть — это что-то низшее, то, от чего надо освободиться, тело, плоть — это темница, в которую заключена человеческая душа. Евангелие от Иоанна в буквальном смысле переворачивает эти представления. Бог стал плотью, человеком, чтобы спасти человека. Сын Божий стал плотью, потому что Бог Отец настолько возлюбил Свое творение, что жизнь Сына была отдана за жизнь всего мира. Через воплощение Сына Божия мир получил не просто жизнь, а жизнь с избытком. Жизнь с избытком — это отсутствие любого недостатка, потому что Бог восполняет все, восполняет любую немощь и скорбь.

Во второй главе Евангелия от Иоанна описывается первое чудо Господа Иисуса Христа — претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской (см.: Ин. 2, 1–10). Может показаться странным — предвечный Бог-Слово, воплотившийся для спасения человека, являющий благодать и истину — вдруг превращает воду в вино. Но здесь нужно попытаться заглянуть «внутрь» этого рассказа. Брачный пир — самое радостное торжество, ради которого друзья и родственники готовы оставить все свои дела и заботы, чтобы порадоваться с молодоженами. Вдруг закончилось вино… Это значит, что пир придется прекратить неожиданно, что может лечь на жениха тенью осуждения и насмешек — что же за жених, если даже не смог рассчитать количество угощения?! Христос восполняет недостаток вина, пир и радость продолжаются. Брачный пир — это изображение радости верующих в Царстве Божием. Там уже нет никакого недостатка и печали. Радость полноты пребывания с Богом. Бог-Слово стал человеком, чтобы каждый, уверовавший в это, приобщился бы к вечной жизни Бога, которая есть жизнь во всей ее полноте и радости.

Пути к Богу

Как можно прийти к вере в воплощенного Бога, чтобы получить жизнь с избытком? Евангелист Иоанн описывает различные пути. Здесь можно увидеть особенность четвертого Евангелия — диалоги Господа Иисуса Христа с людьми. Но каждый диалог имеет своей целью фактически одно — открыть для собеседника единственно ценное понимание жизни.

Первый диалог — беседа с Никодимом. Никодим — уважаемый учитель закона и один из начальников Иудейских (Ин. 3, 1), он приходит ко Христу ночью. Никодим восхваляет Христа: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин. 3, 2). Ответ Учителя поражает своей неожиданностью и глубиной: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3, 3). Недостаточно увидеть во Христе учителя от Бога, недостаточно видеть Его дела. Все начинается с перерождения. Никодим не понимает: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3, 4). Действительно, как можно родиться во второй раз? Христос же говорит не о каком­то чудесном втором физическом рождении от матери, не о переселении души в другое тело и не о чем-либо подобном. Христос говорит о внутреннем перерождении человека: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 5–6). Никодима окружает ночная тьма, он пока еще не понимает слов Господних. Но слова Господни обращены не только к Никодиму, они обращены к каждому читающему Евангелие. Нельзя прийти ко Христу и остаться тем же самым человеком. Нужно родиться для Бога. В Церкви новым рождением от воды и Духа (в буквальном смысле этих слов) становится Таинство Крещения — погружаясь в воду, уверовавший во Христа омывается от греховной нечистоты и рождается благодатью Духа Святого в новую жизнь.

Затем — беседа с самарянкой. Иудеи не общались с самарянами. И даже враждовали. Вероятно, не каждый иудей стал бы разговаривать с самарянином. Поэтому, когда Господь просит у женщины-самарянки воды, она удивляется: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? (Ин. 4, 9). Господь отвечает:если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4, 10). Женщина продолжает думать об обычной воде (подобно Никодиму, который думал о повторном рождении от матери) и удивляется: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? (Ин. 4, 11–12). Чтобы поверить во Христа, нужно преодолеть самые привычные представления (самаряне не общаются с иудеями), даже и отцовские традиции (неужели Ты больше Иакова?), по сути — речь идет о том же новом рождении. Нужно забыть о том, что мы знали и к чему привыкли, искать не временного (воды из колодца, к которому нужно приходить снова и снова), но живой воды, исходящей от Бога, то есть благодатных даров Божиих.

Еще один пример пути к Богу — слепорожденный, исцеленный Христом (см.: Ин. 9, 1–41). Господь говорит:Мне должно делать дела Пославшего Меня… доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9, 4–5). Слепорожденный не видел света. Господь, плюнув на землю, делает брение и, помазав глаза слепорожденного, посылает его умыться в Силоамскую купель (см.: Ин. 9, 6–7). Снова мы видим омовение водой. Слепорожденный словно бы вновь рождается, уже не для жизни во тьме, но чтобы видеть свет: одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу(Ин. 9, 25). Фарисеи пытаются убедить исцеленного, что Иисус, исцеливший его: грешник (см.: Ин. 9, 24). Но прозревший не верит им. Даже самые авторитетные человеческие доводы не должны заслонять от нас Бога. Увидевший свет не должен возвращаться к тьме.

Читать еще:  Гороскоп поездок на декабрь близнецы. Характеристика личной жизни Близнецов в декабре

Истина

Иисус отвечал: …Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18, 37). Это слова из еще одного диалога Господа Иисуса Христа. Это разговор с Пилатом, которому Иисус Христос был предан на суд. Что есть истина? (Ин. 18, 38) — спросил Пилат Христа, но сам не стал дожидаться ответа. Истина же в том, что Христос — Сын Божий, Бог-Слово, ставший человеком. Господь Сам говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6); Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35); Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10, 11, 14–15); Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? (Ин. 11, 25–26).

Христос есть воплощенная Истина. Нужно только прийти к Нему и поверить…

Газета «Православная вера» №1 (501)

Евангелие от Иоанна 16 глава

Миссия Святого Духа

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: „Куда идешь?“

Печаль и радость

16 Вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу».

Победа над миром

25 До сих пор Я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.

Комментарии из Женевской Библии: От Иоанна 16 глава

16:1 не соблазнились. Несмотря на предупреждения Иисуса, ученики “соблазнятся” – они воспримут Его смерть на кресте как конец всему, как трагедию, которая разрушила их надежды и упования.

16:2 будет думать, что он тем служит Богу. См. ком. к 15,25. Самым ярким примером тому является Савл. Он был абсолютно искренен в своей ненависти ко Христу и к Его последователям и полагал, что сам факт существования этого учения является оскорблением Богу.

16:3 не познали. Это единственное и исчерпывающее объяснение того, о чем сказано в ст. 2.

16:5 не спрашиваете. Ученики не спрашивали не потому, что им все было ясно. Скорее, они вообще ничего не понимали из того, что говорил им Иисус в этот вечер. Все было необычно откровенно: ни притч (смысл которых Иисус потом разъяснял им), ни иносказаний. Им предлагалась истина, не прикрытая ни образами, ни символами. Они же, по всей видимости, продолжали, в силу привычки, думать: что Он этим хочет сказать?

16:8 обличит мир. Обличение мира с приходом Утешителя выразилось в том, что распятый Сын Человеческий восторжествовал над миром. Разъяснение сущности обличения следует далее, в ст. 9-11. См. статью “Просвещение и приведение к сознанию”.

16:12 но вы теперь не можете вместить. Т.е. “еще не можете понять”.

16:13 будет говорить, что услышит. Ср. 8,26.28.38; 12,49.50; 14,10. Иисус о Себе утверждал то же – Он передавал то, что слышал от Отца.

16:14 Он прославит Меня. Как Христос прославил Собой Отца, так верующие (которые примут Духа Святого) прославят, в свою очередь, Христа.

16:15 См. 6,57; 8,16; 10,30.

16:16 вскоре. и опять вскоре. Первая часть этого изречения, несомненно, относится к распятию, которое отнимет Иисуса у учеников, а вторая часть может относиться к воскресению, приходу Духа или ко Второму пришествию Христа. Из перечисленных возможностей воскресение более всего соответствует, если иметь в виду быстроту исполнения пророчества, а Второе пришествие – если иметь в виду полноту радости, которую принесет это событие.

16:17 Я иду к Отцу. Ученики связывали слова Иисуса, записанные в ст. 10, с Его утверждением в ст. 16, и потому им было трудно понять, что именно имел в виду Иисус, поскольку одно из этих высказываний относится к Его вознесению, а другое – к распятию.

16:20 вы восплачете и возрыдаете. Слова Иисуса, звучащие здесь как предупреждение, исполнились буквально после Его смерти на кресте.

16:22 Я увижу вас опять. См. ком. к ст. 16.

радости вашей никто не отнимет у вас. Благословения, которые Бог производит Своим искупительным деянием, не могут быть отменены никакой силой – ни человеческой, ни сатанинской. Божия милость делает радость спасения неиссякаемой (10,28; Флп. 1,6).

16:23 вы не спросите. о чем ни попросите. Здесь использованы два разных греческих глагола, первый из которых обычно передает вопрос, а второй – просьбу. После вознесения Иисуса Его ученики получают откровение истины через Святого Духа. Молитвы следует направлять, главным, образом к Отцу во имя Христа (т.е. эти молитвы должны полностью соответствовать воле и целям Христа). См. статью “Молитва”.

16:24 Доныне. Прежде ученики молились Богу, а свои просьбы обращали ко Христу. В будущем же они смогут обращаться со своими просьбами непосредственно к Отцу с новой уверенностью, проистекающей из того факта, что Божия любовь была величайшим образом продемонстрирована в смерти и воскресении Иисуса (14,13.14; 15,16; 16,26).

16:26 не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас. Иисус не отрицает реальности Своего служения – ходатайства за верующих (1 Ин. 2,1; Рим. 8,34; Евр. 7,25); Его слова означают, что ученики достигнут в своих молитвах определенной степени зрелости и тогда Иисусу не будет нужды по-прежнему молиться за них так, как если бы они оставались духовными младенцами.

16:27 Сам Отец любит вас. Три Лица Троицы совершенно едины в их общей любви к верующим (3,16). А верующие, в свою очередь, едины в общей любви ко всем Лицам Троицы и в своей вере в Них как в единого Бога.

16:28 Воплощение Христа описывается в Писании как исхождение от Отца и вхождение в мир, а вознесение – как оставление мира и возвращение к Отцу (17,13). С этой позиции и следует рассматривать слова Иисуса о том, что Он идет туда, где ученики не смогут Его увидеть (ст. 5,6,16,17).

16:30 Ты знаешь все. Только один Бог обладает всеведением. Этими словами ученики признали Божественное происхождение Христа, Его Божественную сущность.

16:31 теперь веруете? Этим вопросом Иисус не ставит под сомнение признание учениками Его Божественности, а напротив, принимает и одобряет его.

16:32 вы рассеетесь. Это – намек на будущее предательство учеников, которые покинут Христа во время Его ареста (Мф. 26,56).

Я не один, потому что Отец со Мною. Это утверждение верно в отношении большей части страданий нашего Господа, но Его отчаянный крик: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27,46; Мк. 15,34) свидетельствует о том, что, по крайней мере, на какое-то мгновение Иисус был отделен от Отца, с Которым до этого Он был связан особым образом. Это и было тем самым страшным испытанием, которое Иисус должен был претерпеть за наши грехи.

16:33 мир. скорбь. Здесь подчеркивается противопоставление мира и радости во Христе (ст. 21,22,24) скорби и страданиям в мире. Но победа принадлежит Христу.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Источники:

http://jwquestion.net/bibl_16_John.htm
http://pravoslavie.ru/68014.html
http://geneva-bible.ru/43/16/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: