Коломенский женский монастырь матушка ксения. Что известно об игуменье ксении чернеге, отбирающей недвижимость в пользу рпц

Аппетит приходит во время еды – вслед за Исаакием и дюжиной других музеев у государства современное здание научного института, где изучают водные биоресурсы и создают научный фундамент импортозамещения в рыбной промышленности. Этим делом, как и почти всей программой церковной реституции, занимается игуменья , глава юридической службы РПЦ. При всей абсурдности происходящего церковь уже выиграла два суда, и матушка Ксения настроена весьма решительно. Дело в том, что институт ВНИРО находится на исторической территории Алексеевского женского монастыря, в котором она настоятельница. изучила этот и другие, не менее интересные эпизоды службы матушки.

Монахиня с высшим юридическим образованием, с 1993-го работавшая в юридической службе РПЦ, а с 2010 года ее возглавившая, регулярно дает СМИ комментарии, из которых становится понятно, насколько важна программа реституции для церкви и для нее самой. Впрочем, это ее прямая служебная обязанность – вести каждое такое дело и добиваться благоприятного для церкви исхода. Только за два месяца 2017 года общественность столкнулась с несколькими весьма показательными историями.

23 декабря 2013 года в домовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялся монашеский постриг игумении нового московского монастыря – Алексеевской ставропигиальной женской обители, возрожденной на историческом месте, в Красном селе. Руководитель Юридической службы Московской Патриархии монахиня Ксения (Чернега) пострижена в малую схиму с именем Ксения в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Каково новое послушание, чем будут заниматься сестры и как возник монастырь, читателям портала «Приходы» рассказывает матушка Ксения.

Каким Вы видите Алексеевский монастырь?

– Созданный в 1360 году Алексеевский монастырь является древнейшей женской обителью Москвы. Небесный покровитель монастыря – святой Алексий, человек Божий. И думаю, что в его житии сестрам монастыря следует черпать силы к несению монашеского креста. Этот угодник Божий бежал от мира. Оставив семейный очаг, он избрал поистине монашеский путь молитвы, поста и скорбей. Его подвиг был тайным. И в этом − тоже нам образец для подражания.

Несомненно, Алексеевский монастырь будет следовать традициям женского монашества. У обители есть и свои собственные традиции, которые можно почерпнуть издореволюционных свидетельств о жизни ее насельниц. За минувшие двадцать лет при приходе храма Всех святых в Красном селе был собран архив из личных вещей, фотографий насельниц Алексеевского монастыря. Сейчас они экспонируются в небольшом музее воссозданной обители. Мы ощущаем молитвенную помощь наших предшественниц.

Надо сказать, что некоторые из них причислены к лику святых. Помимо основательниц Алексеевского монастыря преподобных Иулиании и Евпраксии, прославлены также и послушницы монастыря: преподобные Анна и Матрона (Макандины), Евфросиния (Тимофеева), пострадавшие в годы безбожных гонений.

Молитвенным ходатайством преподобныхвозрождена наша обитель. Не оставят они нас и внепростые годы становления монашеской жизни.

В XIX веке монастырь благодаря стараниям одной из выдающихся игумений нашей обители Антонии (Троилиной) отличался от прочих городских монастырей своей социальной ориентацией. При нем существовала богадельня, школа для южнославянских девиц, училище для девочек из семей малообеспеченных священнослужителей.

Городские монастыри, на мой взгляд, не могут быть совершенно изолированы от мира. Согласно утвержденной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом концепции воссоздания Алексеевского монастыря, при обители будет функционировать богадельня, школа и другие социальные учреждения.

Зачем нужно было воссоздавать Алексеевский монастырь? Кто его насельницы?

– Монастырь создан на базе прихода храма Всех святых в Красном селе. Сама я являюсь давней его прихожанкой. В числе духовных чад протоиерея Артемия Владимирова я приняла участие в возрождении храма Всех святых практически сразу, как наш духовник был переведен сюда на настоятельскую должность. Приход был зарегистрирован в 1991 году, однако уже тогда, в начале 90-х, несмотря на то, что на месте монастыря были развалины и запустение, мы ощущали витающий здесь «монашеский дух». С мыслью о монастыре мы возрождали храм, келейные корпуса, строили жизнь нашей приходской общины. Более того, в наименование нашего прихода было включено упоминание об Алексеевском монастыре, при храме которого приход был основан.

Шли годы. Отец Артемий неоднократно обращался в Патриархию с просьбой возродить обитель. Но просьба эта была удовлетворена лишь через двадцать с лишним лет. Думаю, что у Бога на все свои сроки.

Стоит отметить, что импульс к возрождению обители придал визит Святейшего Владыки Кирилла в наш храм в 2010 году. Тогда Его Святейшество в своей проповеди отметил «скитальческую судьбу» нашей обители и призвал нас к возрождению монастыря. В том же году по благословению Предстоятеля Русской Церкви было основано сестричество преподобного Алексия, человека Божия, в состав которого вошли наши прихожанки.

Едва ли не единственная статья из всех встреченных в сети, где адекватно оценивается (на мой, разумеется, взгляд) вся многогранность образа и многия причие “достоинства” сией скандальной, хотя и далеко не глупой, особы, называющей себя “инокиеней Ксенией”.

Однако деятельность пары касается не только Москвы. Упомянутый выше Геннадий Беловолов, с которым они в 2009 году устраивали “творческий вечер памяти Патриарха” с участием “хора мальчиков студии “Пионерия” и прочих юных талантов, имел в последнее время явные проблемы с епархиальным начальством. 17 января этого года его под благовидным предлогом вывели за штат с поста настоятеля “возрождаемого” подворья. Подконтрольное ему имущество он (впрочем, как и большинство подобных священников) оценивал как личное: “Когда же прочел документ, понял, что теперь все мои храмы и приходы не мои, что теперь я не могу в них служить. Помню чувство, посетившее меня: теперь я ничей и никто, пастырь без паствы, капитан без корабля, отец без семьи”. При этом выяснилось, что Беловолов, выступивший устроителем квартиры-музея важного для современной РПЦ святого Иоанна Кронштадского, записал ее в частное владение – не то на себя, не то на подставных лиц.

Как вы думаете, куда сочувствующая церковная общественность хотела бы переместить хозяйственного и интеллигентного пастыря, способного создать музейчик и знающего что-то о реставрации? Конечно, в Исаакий, на место ключаря – главного распорядителя имущества! Казалось бы, при чем тут Чернега, курирующая по юридической части вопросы передачи такого огромного объекта государственного имущества? Формально, конечно, ни при чем. Да и не факт, что это назначение состоится. Как не факт, что теперь собор в полной мере отойдет к РПЦ.

Известный церковный публицист Сергей Чапнин написал у себя в фейсбуке по поводу одиозного «антимиссионерского закона» (в общем одиозном же «пакете Яровой»):

Игумения Ксения (Чернега) пишет, что Московская патриархия довольна тем, что в пакте новых поправок к закону о свободе совести “сохранены нормы, запрещающие религиозным организациям осуществлять в жилых помещениях любые виды религиозной деятельности, кроме религиозных обрядов”. Я тут что-то не понимаю. Например, если ко мне придут друзья, то прочитать с ними акафист – это законно, а поговорить о нынешнем состоянии РПЦ – это уже противозаконно? И, если дети собрались поставить для родителей и друзей “Вертеп” – за это можно быть привлеченным к административной (уголовной?) ответственности? Поясните, кто в этом уже разобрался

Очевидно, что вразумительного ответа на ясный и резонный вопрос Сергея Чапнина от агитатора за антимиссионерский закон ждать не приходится.

Действительно, ответить нечего.

Запрет проповедовать в жилых помещениях не может быть оправдан рационально.
Даже священник, приходящий освящать квартиру, по этим новым абсурдным правилам дегенератов во власти не будет иметь права звать проживающих в ней в церковь.
У Чернеги недостаточно серого вещества, чтобы это понять? Не говоря уже о явных проблемах с совестью.
Дикость – и требование для занимающихся проповедью непрменнно официальных бумажек. Это форма гонения на веру. И теперь надо ждать появления новых тысяч преследуемых за веру, в том числе и православных, как и при советской власти, – пусть не отправляемых в тюрьмы и лагеря, но душимых разорительными штрафами, обязательными работами, прочими формами репрессий. Что Чернегам, как можно понять, вовсе неинтересно.

Читать еще:  Заговоры и молитвы для удачи в любви. Приворот на удачу и любовь

Даже при некоторых смягчающих поправках, свободу вероисповедания в России этот закон упразднил.

А матушке Ксении хочется заметить, что она, – хоть и не обычный смертный человек, а целая огромная игумения, – когда защищает очевидную тоталитарную мерзость, от которой неминуемо пострадают многие тысячи людей, в том числе представители ее же конфессии, совершает небогоугодное дело. И так в Интернете уже пишут, – не знаю, насколько это верно, – что Московская Патриархия якобы пролоббировала искусственно создающий преимущества РПЦ в проповеди перед другими конфессиями, нарушающий Конституцию РФ закон (точнее, часть закона “пакета Яровой”). Хотелось бы верить, что это не так. Во-вторых, игумения Чернега – по своему статусу не более, чем юрисконсульт, функционер среднего звена, она не может говорить за всю Церковь. Как руководитель юридического отдела, она не имеет права высказывать пренебрежение конституционными принципами, пусть они в значительной мере существуют теперь только на бумаге.

Игумения Ксения (в миру Чернега Оксана Александровна) стала прихожанкой храма Всех Святых в1991 г. В Красное село она пришла вслед за своим духовником – протоиереем Артемием Владимировым, который был переведен в храм Всех Святых (на должность настоятеля) из храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Матушка родилась в Москве 1 мая 1971 г. В 1993 г. окончила Московскую государственную юридическую академию (МГЮА), а в 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию, став кандидатом юридических наук и старшим преподавателем академии.

В период с 1993 по 2003 г. Матушка преподавала в МГЮА, а затем в Академии труда и социальных отношений, где занимала должность профессора кафедры. Одновременно она трудилась на церковной ниве: сначала в качестве сотрудника православной юридической службы, созданной при храме Всех Святых, а затем- в качестве юрисконсульта Синодального отдела религиозного образования и катехизации. С 1999 г. по настоящее время Матушка преподает в Московской духовной академии и семинарии.

В 2004 году Матушка была приглашена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на должность юрисконсульта Московской Патриархии.

26 августа 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил постриг Матушки в рясофор и назначил ее старшей сестрой вновь созданной монашеской общины при приходе храма Всех Святых.

В 2010 г., в связи с созданием юридических служб Московской Патриархии и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Святейший Патриарх Кирилл определил Матушку руководителем вновь созданных Юридических служб. В настоящее время Матушка продолжает нести это ответственное служение.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. инокиня Ксения была назначена настоятельницей возрожденного Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. 23 декабря 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил мантийный постриг Матушки. 30 марта 2014 г. монахиня Ксения (Чернега) возведена в сан игумении.

У реституции женское лицо

Что известно об игуменье Ксении Чернеге, отбирающей недвижимость в пользу РПЦ

Аппетит приходит во время еды — вслед за Исаакием и дюжиной других музеев РПЦ потребовала у государства современное здание научного института, где изучают водные биоресурсы и создают научный фундамент импортозамещения в рыбной промышленности. Этим делом, как и почти всей программой церковной реституции, занимается игуменья Ксения Чернега, глава юридической службы РПЦ. При всей абсурдности происходящего церковь уже выиграла два суда, и матушка Ксения настроена весьма решительно. Дело в том, что институт ВНИРО находится на исторической территории Алексеевского женского монастыря, в котором она настоятельница. «Лента.ру» изучила этот и другие, не менее интересные эпизоды службы матушки.

«Мы настаиваем на передаче»

Монахиня с высшим юридическим образованием, с 1993-го работавшая в юридической службе РПЦ, а с 2010 года ее возглавившая, регулярно дает СМИ комментарии, из которых становится понятно, насколько важна программа реституции для церкви и для нее самой. Впрочем, это ее прямая служебная обязанность — вести каждое такое дело и добиваться благоприятного для церкви исхода. Только за два месяца 2017 года общественность столкнулась с несколькими весьма показательными историями.

Будь то передача Исаакия, или Андроникова монастыря, или принадлежащих Институту культурного и природного наследия Кирилловых палат — везде можно встретить ее имя и сухие формулировки в комментариях: «правовые основания имеются», «согласно законодательству», «использование здания в целях, отличных от целей его создания, либо произведенная реконструкция не закреплены в законе». Церковь призывает матушку Ксению как «тяжелую артиллерию» в случае юридических конфликтов с государством и светским обществом. Например, в Ростовскую область, где церковь наткнулась на сопротивление казаков, желая забрать у них атаманский дворец Степана Ефремова и еще три здания Старочеркасского музея.

«Так называемый Атаманский дворец строился для проживания Ефремовых, кухня использовалась для приготовления пищи для этой семьи. Но мы запрашиваем эти объекты на основании того, что эти здания образуют единый монастырский комплекс и исторически, и документально. И мы настаиваем на передаче этих зданий», — заявила матушка. Вот так. И вроде уже неважно, в каких целях и для кого эти здания строились. Просто уж очень хорошо они будут смотреться в едином монастырском комплексе.

НИИ религиозного назначения

История, способная затмить своей абсурдностью не только Атаманский дворец, но сразу несколько Херсонесов, разворачивается сейчас в Москве на Верхней Красносельской улице. Церковь оспаривает у государства право собственности на здания Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Дело в том, что институт оказался на территории восстановленного в 2013 году Алексеевского женского монастыря. И так случилось, что руководит обителью с момента ее возрождения матушка Ксения. К слову, о положении матушки в церковной иерархии можно судить по тому, что в церемонии возведения ее в сан игуменьи монастыря участвовали высшие иерархи РПЦ во главе с патриархом Кириллом.

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии

Фото: Виктор П. Романов / Wikimedia

В сталинские годы Алексеевский монастырь был ликвидирован, Крестовоздвиженский храм снесли, а участок вместе с его руинами — фундаментом и фрагментами кирпичной кладки первого этажа — отдали под строительство институту рыбного хозяйства. Теперь тут научный комплекс из нескольких пятиэтажных корпусов общей площадью около восьми тысяч квадратных метров. А еще за эти годы там прошло Третье транспортное кольцо, возвели крупный торговый комплекс и жилые дома бизнес-класса. С этими собственниками даже Ксении Чернеге тягаться непросто, но с представителями научного сообщества дела, как правило, решаются быстро.

Однако ученые, а вместе с ними Росрыболовство и Росимущество отказались смиренно уйти. И, несмотря на два проигранных процесса, готовятся к третьему, который состоится после 20 марта. Такой поворот, а возможно, и резонансная история с передачей Исаакия заставили матушку Ксению перейти от жанра лаконичного юридического комментария к более развернутому и подробному описанию происходящего в стенах института.

«В коридорах института царит подозрительная тишина, — сообщает матушка, намекая на отсутствие научной деятельности, — нижние этажи сдаются в аренду продуктовым магазинам и ремонтным мастерским, а древняя усыпальница игумений варварски превращена в бассейн для крабов».

В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» пресс-секретарь ВНИРО Анастасия Балякина сказала, что слова матушки вызывают у нее удивление. Она напомнила, что научные институты еще и тем отличаются от учебных, что в их коридорах и других помещениях обычно тихо.

Информация о том, что подвальное помещение ранее было усыпальницей храма, по словам представителя института, не нашла документального подтверждения в архивах, как и факт ее «варварского разорения». Не исключено, что эти события могли иметь место в конце 1980-х, когда создавался аквакультурный комплекс ВНИРО. Если это так, то ученые сожалеют о случившемся.

Что же касается конкретных разработок, то в 2015 году запущена программа по сохранению осетровых в Каспийском море, а в марте 2017-го институт отчитался о результатах годового мониторинга водных биоресурсов по всей стране.

Фото: Вадим Жернов / РИА Новости

Одна из важнейших на сегодня задач — определение общих допустимых уловов (ОДУ) для промысловиков и предприятий рыбной отрасли. Сотрудники ВНИРО утверждают ОДУ ежегодно. Если промысловики начнут добывать рыбу без учета рекомендаций ОДУ, это может привести к печальным экологическим и экономическим последствиям. Например, к вымиранию рыбы в определенных местах лова. И все это на фоне продуктового эмбарго, когда отдельные виды рыбы (прежде всего лососевые) подорожали почти в 4 раза. За один только 2015 год, по данным Росстата, стоимость рыбной продукции в среднем выросла на 24 процента.

Читать еще:  Как вызывать духов на улице. Почему нельзя вызывать духов? Ритуалы для юных

«В институте действует лаборатория молекулярной генетики, одна из немногих в Москве и стране, с дорогостоящим оборудованием и большим объемом экспертных работ, — пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе Росрыболовства, которому подведомственен институт. — Для переезда и перевоза всего научного оборудования в аналогичные помещения потребуется значительная сумма из государственного бюджета — не менее 3 миллиардов рублей, при этом наиболее сложное и дорогостоящее оборудование, вероятнее всего, будет повреждено и, возможно, потеряно».

Что же ждет здание института на Верхней Красносельской в случае его перехода монастырю? По словам матушки Ксении, первоочередная задача — возобновление в нем богослужений. Игуменья утверждает, что в здании все еще сохраняются участки, где из-под штукатурки проступает храмовая живопись, а значит, храм уже живет «сокровенной жизнью», которая непременно станет явной. Видимо, в этих помещениях и планируется проводить богослужения. О том, как будут использоваться остальные помещения огромного современного здания, матушка Ксения в беседе с корреспондентом «Ленты.ру» обсуждать отказалась. «Я уже все комментарии дала», — заявила она.

Аквакультурный комплекс ВНИРО

Фото: Кубединов Игорь / ТАСС

Богадельня — не место для больных

Еще в 2015 году матушка Ксения сетовала на то, что церкви пришлось пойти на некоторые компромиссы в ходе обсуждения закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В частности, представители РПЦ не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества, и государство, как правило, не предлагает ни одного нормального здания в крупных городах, а только полуразрушенные объекты, требующие дорогостоящего восстановления. Теперь, по словам Чернеги, пришло время получить что-нибудь получше, и за нужные объекты церковь намерена биться.

Церкви уже перешло множество объектов «получше», принадлежавших, как и Исаакий, музейному и научному сообществу: Ипатьевский монастырь в Костроме, Новодевичий в Москве (до сих пор закрытый для любых посещений даже в неслужебное время) и Рязанский кремль, который полностью перейдет РПЦ в 2018 году, — это 22 бывших музейных объекта площадью более 11 тысяч квадратных метров.

Но противниками РПЦ в реституционных арбитражах выступают не только музейщики. Не менее известна история 2012 года, схожая с сегодняшней передачей ВНИРО.

Речь также шла о здании в центре Москвы — в районе Белорусского вокзала. Поликлиника при детской инфекционной больнице №12 представляет собой часть архитектурного комплекса, построенного княгиней Черкасской для благотворительных целей на собственные средства и на своих владениях. В него входили храм и богадельня для бедняков. В советские годы их объединили, создав единое медучреждение. Однако до революции ансамбль находился в ведении Императорского Человеколюбивого общества, а не церкви. Но Чернега, как и сейчас, была непреклонна.

«Неважно, на какие деньги они строились, неважно, кому до революции они принадлежали: церкви, государству или частным собственникам… Здание храма однозначно должно быть передано православной церкви, однозначно она [поликлиника] должна быть выселена»,— заявила Чернега, отмечая, однако, что церковь не намерена «форсировать» этот процесс. Почему вместе с храмом к церкви должны отойти и другие здания комплекса, прежде не использовавшиеся в религиозных целях, Чернега не поясняла.

С помощью игуменьи Ксении церковь не только проводит эффективную экспансию в сфере недвижимости, но и защищает уже имеющиеся активы. В ноябре 2015 года, практически накануне московской «ночи длинных ковшей», ей удалось пролоббировать через Госдуму небольшую, но важную поправку к статье 222 Гражданского кодекса, по которой «самовольные постройки» могут быть снесены во внесудебном порядке. Исключение было сделано для самовольных построек религиозного назначения. В частности, для православных часовен, на скорую руку возводившихся по всей Москве без соблюдения всех необходимых формальностей.

Возведение Ксении Чернеги в сан игуменьи

На страже чувств

Деятельность матушки Ксении не ограничивается делами о недвижимости. Еще один ее успех — статья УК «Оскорбление чувств верующих», появившаяся вскоре после известного «панк-молебна» в храме Христа Спасителя в 2012 году. Тогда Чернега была в авангарде той части церкви, что желала для кощунниц максимально сурового наказания. «Инцидент (…) имеет в себе признаки нескольких уголовных преступлений: нужно говорить не только о хулиганстве, но и о “разжигании религиозной ненависти и вражды, унижении человеческого достоинства по признаку религиозной принадлежности”», — заявляла тогда Чернега.

Матушка Ксения активно участвовала в думских заседаниях, на которых рождался новый закон. «Уголовная ответственность за оскорбление религиозных чувств необходима, — настаивала она. — Необходимо ввести самостоятельную отдельную статью в Уголовном кодексе, предусматривающую именно уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств».

Законопроект подписали депутаты всех четырех фракций Госдумы, и теперь с помощью этой статьи грозят театральным режиссерам и художникам и судят атеистов, осмелившихся написать в своем блоге: «Бога нет».

А еще матушка Ксения состояла в рабочей группе по разработке принятого в конце 2012 года закона «Об образовании в Российской Федерации». Депутат-коммунист Олег Смолин во время заседаний группы настаивал на исключении из законопроекта всего, что касалось взаимодействия религиозных организаций и государственных школ.

«Некоторые депутаты всерьез утверждали, что в России государственная школа “якобы отделена от церкви” и поэтому изучение в российских школах основ религиозной культуры недопустимо, — возмущалась тогда матушка Ксения. — Однако принцип отделения школы от церкви давно и безвозвратно ушел в прошлое». В итоге Смолина не услышали, закон был принят именно так, как хотели в РПЦ, и стал отправной точкой для дальнейших попыток клерикализации российского образования, а значит, в перспективе, всего общества. Уже в конце 2016 года СМИ писали о возможном введении обязательного школьного предмета «Православная культура».

Аппетит приходит во время еды – вслед за Исаакием и дюжиной других музеев у государства современное здание научного института, где изучают водные биоресурсы и создают научный фундамент импортозамещения в рыбной промышленности. Этим делом, как и почти всей программой церковной реституции, занимается игуменья , глава юридической службы РПЦ. При всей абсурдности происходящего церковь уже выиграла два суда, и матушка Ксения настроена весьма решительно. Дело в том, что институт ВНИРО находится на исторической территории Алексеевского женского монастыря, в котором она настоятельница. изучила этот и другие, не менее интересные эпизоды службы матушки.

Монахиня с высшим юридическим образованием, с 1993-го работавшая в юридической службе РПЦ, а с 2010 года ее возглавившая, регулярно дает СМИ комментарии, из которых становится понятно, насколько важна программа реституции для церкви и для нее самой. Впрочем, это ее прямая служебная обязанность – вести каждое такое дело и добиваться благоприятного для церкви исхода. Только за два месяца 2017 года общественность столкнулась с несколькими весьма показательными историями.

23 декабря 2013 года в домовом храме Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялся монашеский постриг игумении нового московского монастыря – Алексеевской ставропигиальной женской обители, возрожденной на историческом месте, в Красном селе. Руководитель Юридической службы Московской Патриархии монахиня Ксения (Чернега) пострижена в малую схиму с именем Ксения в честь святой блаженной Ксении Петербургской. Каково новое послушание, чем будут заниматься сестры и как возник монастырь, читателям портала «Приходы» рассказывает матушка Ксения.

Каким Вы видите Алексеевский монастырь?

– Созданный в 1360 году Алексеевский монастырь является древнейшей женской обителью Москвы. Небесный покровитель монастыря – святой Алексий, человек Божий. И думаю, что в его житии сестрам монастыря следует черпать силы к несению монашеского креста. Этот угодник Божий бежал от мира. Оставив семейный очаг, он избрал поистине монашеский путь молитвы, поста и скорбей. Его подвиг был тайным. И в этом − тоже нам образец для подражания.

Несомненно, Алексеевский монастырь будет следовать традициям женского монашества. У обители есть и свои собственные традиции, которые можно почерпнуть издореволюционных свидетельств о жизни ее насельниц. За минувшие двадцать лет при приходе храма Всех святых в Красном селе был собран архив из личных вещей, фотографий насельниц Алексеевского монастыря. Сейчас они экспонируются в небольшом музее воссозданной обители. Мы ощущаем молитвенную помощь наших предшественниц.

Надо сказать, что некоторые из них причислены к лику святых. Помимо основательниц Алексеевского монастыря преподобных Иулиании и Евпраксии, прославлены также и послушницы монастыря: преподобные Анна и Матрона (Макандины), Евфросиния (Тимофеева), пострадавшие в годы безбожных гонений.

Читать еще:  Илай значение имени. Судьба Илая в истории

Молитвенным ходатайством преподобныхвозрождена наша обитель. Не оставят они нас и внепростые годы становления монашеской жизни.

В XIX веке монастырь благодаря стараниям одной из выдающихся игумений нашей обители Антонии (Троилиной) отличался от прочих городских монастырей своей социальной ориентацией. При нем существовала богадельня, школа для южнославянских девиц, училище для девочек из семей малообеспеченных священнослужителей.

Городские монастыри, на мой взгляд, не могут быть совершенно изолированы от мира. Согласно утвержденной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом концепции воссоздания Алексеевского монастыря, при обители будет функционировать богадельня, школа и другие социальные учреждения.

Зачем нужно было воссоздавать Алексеевский монастырь? Кто его насельницы?

– Монастырь создан на базе прихода храма Всех святых в Красном селе. Сама я являюсь давней его прихожанкой. В числе духовных чад протоиерея Артемия Владимирова я приняла участие в возрождении храма Всех святых практически сразу, как наш духовник был переведен сюда на настоятельскую должность. Приход был зарегистрирован в 1991 году, однако уже тогда, в начале 90-х, несмотря на то, что на месте монастыря были развалины и запустение, мы ощущали витающий здесь «монашеский дух». С мыслью о монастыре мы возрождали храм, келейные корпуса, строили жизнь нашей приходской общины. Более того, в наименование нашего прихода было включено упоминание об Алексеевском монастыре, при храме которого приход был основан.

Шли годы. Отец Артемий неоднократно обращался в Патриархию с просьбой возродить обитель. Но просьба эта была удовлетворена лишь через двадцать с лишним лет. Думаю, что у Бога на все свои сроки.

Стоит отметить, что импульс к возрождению обители придал визит Святейшего Владыки Кирилла в наш храм в 2010 году. Тогда Его Святейшество в своей проповеди отметил «скитальческую судьбу» нашей обители и призвал нас к возрождению монастыря. В том же году по благословению Предстоятеля Русской Церкви было основано сестричество преподобного Алексия, человека Божия, в состав которого вошли наши прихожанки.

Едва ли не единственная статья из всех встреченных в сети, где адекватно оценивается (на мой, разумеется, взгляд) вся многогранность образа и многия причие “достоинства” сией скандальной, хотя и далеко не глупой, особы, называющей себя “инокиеней Ксенией”.

Однако деятельность пары касается не только Москвы. Упомянутый выше Геннадий Беловолов, с которым они в 2009 году устраивали “творческий вечер памяти Патриарха” с участием “хора мальчиков студии “Пионерия” и прочих юных талантов, имел в последнее время явные проблемы с епархиальным начальством. 17 января этого года его под благовидным предлогом вывели за штат с поста настоятеля “возрождаемого” подворья. Подконтрольное ему имущество он (впрочем, как и большинство подобных священников) оценивал как личное: “Когда же прочел документ, понял, что теперь все мои храмы и приходы не мои, что теперь я не могу в них служить. Помню чувство, посетившее меня: теперь я ничей и никто, пастырь без паствы, капитан без корабля, отец без семьи”. При этом выяснилось, что Беловолов, выступивший устроителем квартиры-музея важного для современной РПЦ святого Иоанна Кронштадского, записал ее в частное владение – не то на себя, не то на подставных лиц.

Как вы думаете, куда сочувствующая церковная общественность хотела бы переместить хозяйственного и интеллигентного пастыря, способного создать музейчик и знающего что-то о реставрации? Конечно, в Исаакий, на место ключаря – главного распорядителя имущества! Казалось бы, при чем тут Чернега, курирующая по юридической части вопросы передачи такого огромного объекта государственного имущества? Формально, конечно, ни при чем. Да и не факт, что это назначение состоится. Как не факт, что теперь собор в полной мере отойдет к РПЦ.

Известный церковный публицист Сергей Чапнин написал у себя в фейсбуке по поводу одиозного «антимиссионерского закона» (в общем одиозном же «пакете Яровой»):

Игумения Ксения (Чернега) пишет, что Московская патриархия довольна тем, что в пакте новых поправок к закону о свободе совести “сохранены нормы, запрещающие религиозным организациям осуществлять в жилых помещениях любые виды религиозной деятельности, кроме религиозных обрядов”. Я тут что-то не понимаю. Например, если ко мне придут друзья, то прочитать с ними акафист – это законно, а поговорить о нынешнем состоянии РПЦ – это уже противозаконно? И, если дети собрались поставить для родителей и друзей “Вертеп” – за это можно быть привлеченным к административной (уголовной?) ответственности? Поясните, кто в этом уже разобрался

Очевидно, что вразумительного ответа на ясный и резонный вопрос Сергея Чапнина от агитатора за антимиссионерский закон ждать не приходится.

Действительно, ответить нечего.

Запрет проповедовать в жилых помещениях не может быть оправдан рационально.
Даже священник, приходящий освящать квартиру, по этим новым абсурдным правилам дегенератов во власти не будет иметь права звать проживающих в ней в церковь.
У Чернеги недостаточно серого вещества, чтобы это понять? Не говоря уже о явных проблемах с совестью.
Дикость – и требование для занимающихся проповедью непрменнно официальных бумажек. Это форма гонения на веру. И теперь надо ждать появления новых тысяч преследуемых за веру, в том числе и православных, как и при советской власти, – пусть не отправляемых в тюрьмы и лагеря, но душимых разорительными штрафами, обязательными работами, прочими формами репрессий. Что Чернегам, как можно понять, вовсе неинтересно.

Даже при некоторых смягчающих поправках, свободу вероисповедания в России этот закон упразднил.

А матушке Ксении хочется заметить, что она, – хоть и не обычный смертный человек, а целая огромная игумения, – когда защищает очевидную тоталитарную мерзость, от которой неминуемо пострадают многие тысячи людей, в том числе представители ее же конфессии, совершает небогоугодное дело. И так в Интернете уже пишут, – не знаю, насколько это верно, – что Московская Патриархия якобы пролоббировала искусственно создающий преимущества РПЦ в проповеди перед другими конфессиями, нарушающий Конституцию РФ закон (точнее, часть закона “пакета Яровой”). Хотелось бы верить, что это не так. Во-вторых, игумения Чернега – по своему статусу не более, чем юрисконсульт, функционер среднего звена, она не может говорить за всю Церковь. Как руководитель юридического отдела, она не имеет права высказывать пренебрежение конституционными принципами, пусть они в значительной мере существуют теперь только на бумаге.

Игумения Ксения (в миру Чернега Оксана Александровна) стала прихожанкой храма Всех Святых в1991 г. В Красное село она пришла вслед за своим духовником – протоиереем Артемием Владимировым, который был переведен в храм Всех Святых (на должность настоятеля) из храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Матушка родилась в Москве 1 мая 1971 г. В 1993 г. окончила Московскую государственную юридическую академию (МГЮА), а в 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию, став кандидатом юридических наук и старшим преподавателем академии.

В период с 1993 по 2003 г. Матушка преподавала в МГЮА, а затем в Академии труда и социальных отношений, где занимала должность профессора кафедры. Одновременно она трудилась на церковной ниве: сначала в качестве сотрудника православной юридической службы, созданной при храме Всех Святых, а затем- в качестве юрисконсульта Синодального отдела религиозного образования и катехизации. С 1999 г. по настоящее время Матушка преподает в Московской духовной академии и семинарии.

В 2004 году Матушка была приглашена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на должность юрисконсульта Московской Патриархии.

26 августа 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил постриг Матушки в рясофор и назначил ее старшей сестрой вновь созданной монашеской общины при приходе храма Всех Святых.

В 2010 г., в связи с созданием юридических служб Московской Патриархии и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Святейший Патриарх Кирилл определил Матушку руководителем вновь созданных Юридических служб. В настоящее время Матушка продолжает нести это ответственное служение.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. инокиня Ксения была назначена настоятельницей возрожденного Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. 23 декабря 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл совершил мантийный постриг Матушки. 30 марта 2014 г. монахиня Ксения (Чернега) возведена в сан игумении.

Источники:

http://tdarom.ru/poly-i-potolok/chto-izvestno-ob-igumene-ksenii-chernege-otbirayushchei-nedvizhimost-v/
http://m.lenta.ru/articles/2017/03/14/matushka/
http://tdarom.ru/poly-i-potolok/chto-izvestno-ob-igumene-ksenii-chernege-otbirayushchei-nedvizhimost-v/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: