Кого называют чудо в перьях. Обыкновенное чудо, необыкновенное чудо, просто чудо…

Рецензия к фильму “Обыкновенное чудо” от brune

Слава храбрецам, которые осмеливаются любить

Сколько уже раз это было, не счесть. Как правило, это происходит на выходных или в новогодние праздники, когда по ТВ гоняют все подряд и вперемешку, в том числе старую советскую классику. И всякий раз, когда я натыкаюсь на “Обыкновенное чудо” Марка Захарова, мой день летит коту под хвост. Я впадаю в депрессию, у меня муторно на душе, и я вспоминаю, что опять забыла данное себе в прошлый раз слово больше не смотреть этот фильм. Фильм, в котором все если не гениально, то блестяще, начиная от совершенно незамысловатого сюжета, постановки в павильонных декорациях, великих актеров и музыки.

Притом, что фильм отмечен у меня в личном кабинете как “любимый”, и во время просмотра я всегда в восторге пишу на его странице реплику кого-то из героев, в финальных титрах я уже больной человек… Я, собственно, и села за эту, в общем-то, не совсем рецензию, а рассуждение, потому что хочу понять, что не так – со мной или с “Обыкновенным чудом”, этой сказкой, где все несчастны.

Сказка ведь это просто жанр такой, в котором с привлечением волшебных прибамбасов рассказываются вполне себе не волшебные истории. Принцесса, превращенный в человека медведь, волшебник, король и его свита – все это обычные люди: несчастные возлюбленные, писатель, глава клана и зависящая от него семья. Евгений Шварц, автор пьесы, десять лет работавший над ней, несколько раз переписывал третий акт. Я почти уверена, что он пытался закончить свою грустную сказку на какой-то жизнеутверждающей ноте и при этом не скатиться в хэппи-энд. По мне, ничего жизнеутверждающего не получилось.

Хэппи-энд с юношей, который вопреки заклинанию волшебника, поцеловав принцессу, не превратился обратно в медведя, счастливым финалом назвать язык не поворачивается. Если отбросить в сторону невероятную харизму Александра Абдулова и представить на его месте кого-нибудь “страшненького”, невооруженным взглядом видно, что Медведь настоящий трус. Он поступил гадко, бросив Принцессу без объяснений, и эти его слова, что он сделал это ради любви, вздор. Недаром Волшебник (Олег Янковский) так зол на него – ведь когда как не в момент истинной любви стоит нарушать запреты и жертвовать всем, что у тебя есть? Чем была проще история Ромео и Джульетты? Но они забыли обо всем на свете, а Медведь, как говориться, просто слился… Да, в сказке он страдает, он не находит себе покоя, но когда в любовной лихорадке включается мозг, пиши пропало.

И для Принцессы (Евгения Симонова), девочки из хорошей семьи, ее первая любовь стала настоящей трагедией. Да, первая любовь оборачивается драмой для многих, для подавляющего большинства. Но Принцесса почти умерла, она отравлена смертельной тоской. Хочу сказать, что несмотря на возвращение Медведя – да, он смог обойти преграды, – счастье Принцессы всегда будет с примесью горечи. Добрая часть ее души так и не оживет, и она как Фродо уже никогда не оправится от раны. Уж лучше бы Волшебник убил их обоих – Медведя, потому что он совсем не герой, а Принцессу, потому что она уже никогда не будет прежней, ибо Смерть приходила за ней – “Смерть груба и грязна. Она приходит с целым мешком отвратительных инструментов” – и она этого уже не сможет забыть. Сказка получилась не одой Любви, а назиданием о том, что ее достойны не многие.

Читать еще:  Атеизм как особая форма мировоззрения. Атеизм: иррациональное мировоззрение

Да, с опытом и возрастом все видится по-другому. Смотришь с иронией и горечью на юношеский максимализм и думаешь, как же это все глупо. В фильме в качестве назидания есть еще одна пара, которая в молодости не справилась с гормонами и раскаивалась об этом всю жизнь.

– Вы целовались с ним на балконе!
– А вы танцевали с дочкой генерала.
– Танцевать прилично!
– Черт побери! Вы шептали ей что-то на ухо все время!
– Я шептал ей: раз, два, три! Раз, два, три! Раз, два, три! Она все время сбивалась с такта.
– Смешно!
– До слез.

Пара персонажей Юрия Соломина и Катерины Васильевой не менее трагичная, но у них в силу возраста есть шанс на счастливый конец.

Придуманная Волшебником сказка (и в следствии сам фильм), получилась такой грустной, потому что сам Волшебник несчастен. По фильму он бессмертен и в скором времени переживет свою любимую жену (Ирина Купченко), и эта мысль отравляет его существование. Маячащая в перспективе вечность, которую он проведет в одиночестве, страшит его. Он бы с удовольствием занял место Медведя в придуманной им сказке, и совершил бы безумство, лишь бы произошло обыкновенное чудо. Но он в свое время уже пошел на такое геройство – женился на смертной женщине, заранее зная финал. Поэтому так велико его разочарование Медведем, который побоялся рискнуть.

Почему я всегда с удовольствием смотрю этот телефильм? Потому что это Миронов и Леонов, Купченко и Васильева, Соломин и Абдулов; потому что блестящий сценарий и фразы, каждая из которых стала цитатой; потому что юмор и тонкий сарказм; потому что есть моменты, в которые веришь, что чудо возможно.

Почему я всегда грущу после фильма? Потому что человек, несмотря на свою силу, слаб; потому что иногда ты никак не можешь помочь своим детям; потому что человек привык жить с оглядкой; потому что есть моменты, в которые веришь, что чудес не бывает.

“Обыкновенное чудо”. Безрассудно, безумно, волшебно.

Когда 1 января 1979 года на телеэкраны вышел двухсерийный фильм Марка Захарова “Обыкновенное чудо”, успех он, несмотря на “ленивый” день, имел колоссальный. С первых кадров, с первых тактов невероятной музыки, он захватывал и увлекал за собой, не давая отвлечься ни на секунду. Как говаривала одна моя знакомая, “Это было настолько невозможно, невероятно прекрасно, что вызывало ощущения почти болезненные”.

Сейчас невозможно себе представить, что этого фильма могло и не быть. Или он мог бы получиться совсем другим. Тем не менее, история его создания вовсе не была гладкой и простой. Марк Захаров был признанным театральным режиссером, но как режиссер фильмов имел совсем небольшой опыт и большой популярностью не пользовался. Поэтому то, что снять музыкальную сказку предложили именно ему, – скорее, случайность. К тому же, пьеса Марку Анатольевичу не слишком понравилась. Но он всё же взялся (и это прекрасно!)

У режиссёра не было сомнений в том, кто должен играть “старшие” роли – Олег Янковский , Евгений Леонов и Андрей Миронов были утверждены на роли еще до кинопроб. Сложнее обстояло дело с молодёжью. На роли Медведя и Принцессы пробовались десятки претендентов. Медведя могли бы сыграть: Игорь Костолевский, Евгений Меньшов, Владимир Крашенинников, Александр Воеводин, Владимир Вихров, Александр Курепов, Валерий Шальных.

Читать еще:  Какой знак зодиака в сентябре 27. Мужчина Весы в любви: на что способны талисманы

А Принцессой могли бы стать Евгения Глушенко, Вера Глаголева, Яна Друзь, Лариса Удовиченко, Марина Яковлева.

А вот кандидатуру Евгении Симоновой Захаров долго отказывался утверждать. Сдался он только после очень удачной операторской пробы актрисы в роли ученика охотника, в мужском костюме. А сейчас сложно представить в этой роли кого-то другого.

Но с утверждением актёров проблемы у фильма не закончились. Сначала попал в больницу Олег Янковский, без которого съёмки были невозможны. Захаров категорически отказался заменять его – работа встала. В результате все сцены с участием Евгения Леонова были сняты за 10 дней, у актера уже была согласована поездка в ГДР. Из-за спешки Леонов не всегда успевал выучить свою роль и много импровизировал (фильму это пошло только на пользу).

Полноправным героем картины стала музыка. Прекрасная, ни на что не похожая и во многом создавшая особое волшебное настроение фильма. Творческий тандем Геннадия Гладкова и Юлия Кима (в титрах – Ю.Михайлов) стал украшением картины. Кстати, для фильма было написано шесть песен, а вошло в него пять. Шестая, “Песня охотника”, в исполнении Михаила Боярского, была на диске “Песни из фильма”.

А вот песня Министра-администратора про бабочку и воробушка, вошедшая в фильм, чуть было не пострадала из-за цензуры, усмотревшей в куплетах эротические намёки. Спасло песню только то, что исполнял её Андрей Миронов – а его любили все.

Кстати, про Ирину Купченко в роли жены Волшебника, Захаров говорил так: «В нашей интерпретации Волшебник – это творец, Сочинитель с большой буквы. Значит, рядом с Петраркой должна быть Лаура, человек, который очень любит его, ради которой он сочиняет свои забавные истории. Нужна была волшебница. И она нашлась».

Несколько любопытных фактов о фильме и пьесе:

  • Евгений Шварц неоднократно менял название своей сказки. В разное время она носила названия «Медведь», «Влюблённый медведь», «Весёлый волшебник», «Послушный волшебник», «Непослушный волшебник», «Безумный бородач» и, наконец, – “Это просто чудо”. В своих дневниках автор писал: « Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь… к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком ».
  • Корона короля одновременно снималась и в телефильме “31 июня”, там она украшает голову короля Перадора Мелиота (играл Владимир Зельдин).
  • Сам в фильме поёт только Андрей Миронов. За Волшебника и Трактирщика вокальные партии исполняет замечательный певец Леонид Серебренников . По его собственным воспоминаниям, творческая задача ему была поставлена такая: « Значит, так! Там такая мишень, стоит молодой медведь, а волшебник целится ему в лоб, сбоку костер и твоя песня. Понял? » .
  • За Эмилию поёт Лариса Долина.
  • Во время съёмок Евгения Симонова едва не погибла – её начало засасывать в зыбучий песок – снимались финальные сцены. Стоявший рядом с ней Александр Абдулов не смог вытащить девушку из песочной западни и едва сам в неё не угодил. К счастью, вовремя подбежали дежурившие на съёмках дюжие пожарные.
  • Через полтора года после выхода фильма была сделана укороченная односерийная версия, значительно уступавшая оригинальной. К счастью, просуществовала она недолго.
  • На дубли сцен с королем – Евгением Леоновым – понадобилось полтора километра плёнки.
  • На роль Трактирщика Марк Захаров приглашал Александра Збруева , но тот отказался, не сочтя сценарий достаточно выигрышным (потом жалел небось!).

Многих актёров уже нет с нами, но остался созданный ими фильм, и это – действительно чудо.

Читать еще:  Имя клим происхождение и значение. Что означает имя клим - значение имени, толкование, происхождение, совместимость, характеристика, перевод

Любовь или жизнь? Фильм «Обыкновенное чудо»

Мы так привыкли любить этот фильм и его героев, что уже не замечаем, а кто, собственно, эти герои, какие послания они в себе несут.

Начнем с Волшебника. Кто этот персонаж? Это сильный, умный, состоявшийся мужчина, переживающий кризис 40-45-ти лет. Он чувствует неумолимое приближение скуки во всех сферах жизни – в творчестве и в браке. Он борется с врагом, сопутствующим возрасту – остыванием, равнодушием.

Он разозлен, разочарован, он устал. Его жена реагирует на его духовную импотенцию соответственно – она тоже охладевает к мужу и относится к нему с брезгливым терпением, как к хроническому больному.

В этой ситуации Волшебник придумывает Медведя и принцессу. Он создает что-то вроде компьютерной симуляции, чтобы возбудиться, вдохнуть новый огонь в творчество и в отношения с женой.

Волшебник выступает для Медведя символическим отцом и одновременно – магом. Как отец он хочет быть гуманным и уважать волю сына. Но как демиург он манипулирует Медведем словно марионеткой, ведь он лишь его выдумка, фантазия.

Когда Медведь отказывается поцеловать принцессу, выбрав жизнь вместо любви, Волшебник взбешен и говорит ему самую жестокую фразу:

– Ты мне больше не интересен.

Можно ли ранить своего ребенка сильнее, даже если он уже взрослый?

Эта фраза выдает так называемое “нарциссическое расширение” – сын был нужен исключительно для того, чтобы исполнить сценарий, предписанный ему отцом. Он должен был пожертвовать жизнью, чтобы вернуть влечение в охладевшую пару Волшебника и его жены.

Вероятно, своей смертью он должен продемонстрировать силу любви – любви Волшебника к жене. Однако сам Волшебник не собирался жертвовать жизнью ради жены, он предпочитал убить свое создание, Медведя.

Это театрализованное убийство, задуманное Волшебником, напоминает Колизей, где кровь служила возбуждению и развлечению праздных римских граждан. Когда же Медведь отказывается служить таким садистически-кровавым возбудителем, он навлекает на себя гнев отца и изгнание из дома.

Конечно, можно возразить, что Шварц вовсе не писал садистическую пьесу. Ведь ясно же, что, поцеловав принцессу, Медведь остался бы человеком. В этом и состоит “обыкновенное чудо”, такова была задумка Волшебника.

Однако Медведь об этом не знал. И ребенок нарциссических родителей не знает, что они хотят ему только хорошего, когда используют его, принуждают следовать своим целям, когда подменяют его собой.

Вместо того чтобы радостно идти навстречу своей красивой запланированной гибели, Медведь тухнет и вянет. Абдулов очень убедительно сыграл ребенка нарциссических родителей, юношу с отсутствующим Я.

Медведь – самый внутренне пустой персонаж в этой истории. У каждого героя в фильме есть своя воля, мотивация, яркий характер. А у Медведя нет. На нем будто лежит тень непроявленности, нереальности. Он не принадлежит себе, не знает, чего хочет и зачем живет. Он депрессивен и стёрт. Несмотря на привлекательную внешность и обаяние, он кажется ненастоящим. Как будто он получил свою жизнь взаймы от отца и не может ею распоряжаться. Все, что он может – выполнять волю отца.

И в конце концов Медведь подчиняется этой воле.

В финале он приходит к принцессе, чтобы быть убитым. И хотя выглядит так, будто он готов на все ради любви, фактически – ради отца, чтобы исполнить его предписание. Юноша будто несет себя на заклание, т.к. не в силах перенести отвержение Отца. И когда он целует принцессу, мы видим не акт любви, а парализованную волю, подавление жизненного инстинкта, подчинение семейному сценарию.

Источники:

http://www.kinonews.ru/userreview_1405/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c62dd8c5f4c6900afa51d4d/5cee3fb6e57f0000ae9555e2
http://www.b17.ru/article/95934/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: