Когда церковь признала что земля. Конфликт католической церкви с галилео галилеем

Конфликт католической церкви с Галилео Галилеем

Как известно, очень продолжительное время научный мир утверждал, что Земля является центром Вселенной. Доказательств этой теории не было, и они полностью полагались на слепую веру. В этом плане наука мало чем отличалась от религии.

В этот период истории и жил Галилей. С самого детства его интересовала математика. Позже он получил образование и стал профессором естественных наук. Он внес изменения в телескопы и даже изобрел собственный, который был лучше своих предшественников. Галилей открыл несколько законов инерции. Ему удалось при помощи своего телескопа открыть четыре спутника Юпитера. Римская коллегия признала эти открытия Галилея.

Но не все открытия Галилея проходили так гладко. Католическая церковь отвергала утверждения Галилея о том, что все существует по своим определенным законам, большинство которых люди еще не открыли.

Со временем к мнению церкви присоединился весь научный мир. Ученые утверждали, что нельзя делать выводы на основании того, что видно в телескопы, поскольку они могут искажать реальность. Один из епископов, даже утверждал, что звезды которые видны в телескоп, были оптическим обманов, и на самом деле Галилей что-то вставил в линзы. Галилей увидел в телескоп горы на Луне и сделал вывод, что небесные тела не могут быть сферами. А священники на это возразили, что Луна находится в кристалле и если горы и видны, то они находятся внутри стеклянного шара.

Наткнувшись на труды Николая Коперника, Галилею удалось доказать его теорию о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Этим он вызвал на себя гонения политического, научного и религиозного мира.

Позиция церкви была двоякой. С одной стороны, они не признавали взгляды Коперника, но пользовалась его открытиями для вычисления дат, к примеру, Пасхи. А официально церковь признавала теорию Аристотеля, о том, что Земля это центр нашей Вселенной.

Ученые тоже пользовались открытиями Коперника, а официально его не признавали, боясь притеснения со стороны католической церкви.

Галилей в отличии от них, наоборот старался привлечь общественность к открытиям Коперника. Он писал на итальянском языке, чтобы простые люди могли понимать его открытия и открытия Коперника. Католическая церковь начала обвинять Галилея в том, что он богохульствует и оспаривает Библию.

Галилей спорил с епископами, и убеждал их в том, что Слово Бога не учит, как устроены небеса, она всего лишь рассказывает, как попасть на небо. Это был конфликт с католической церковью, который закончился лишь спустя 350 лет, когда церковь официально признала свою неправоту.

В 1623 году, ситуация для Галилея изменилась. К власти пришел папа Урбан VIII. Он был размышляющим человеком и симпатизировал Галилею. Это привело к тому, что Галилей получил аудиенцию у папы.

В 1632 году в свет выходит книга Галилея, но как, ни странно, сразу после этого, папа перестает восхищаться ученым. И на Галилея обрушилась очередная волна инквизиции. Семидесятилетнего Галилея обвиняли в заговоре, из-за которого была выпущена эта книга. Галилей в свою защиту говорил, что в книге, он критикует запрещенные открытия Коперника. Но на самом деле, в книге Галилей приводил доказательства теорий Коперника. Поэтому все оправдания Галилея были бесполезны.

В результате, под угрозой пыток Галилей отрекся от своих открытий, признав их ересью. Есть предание, что после публичного отречения, он топнул ногой и произнес известную фразу: «И все-таки она вертится!»

Галилей был приговорен к тюремному заключению до конца своих дней. Он пробыл в тюрьме 9 лет вплоть до своей смерти. По-прошествии времени, запрет на труды Галилея был снят. В 1979 году, папа Иоанн Павел II признал вину церкви по отношению к Галилею.

К сожалению, из-за отношения церкви к открытиям ученых, многие не считают Библию серьезной книгой. Но, люди, которые читали Библию, понимают, что то, что в ней написано о нашей Вселенной и Земле, не противоречит открытиям Галилея и Коперника, а наоборот подтверждает их.

Ученые-атеисты ссылаются на конфликт Галилея и церкви, как на пример того, как религия подавляет науку. Но, важно понимать, что с фактами расходятся неверные толкования Библии, а не сама Библия. А в случае с Галилеем, католики в средние века противопоставили Галилею не Библию, а теорию Аристотеля.

Видео: «Галилео Галилей. Проект Энциклопедия»

Конфликт с католической церковью

В марте 1630 года книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», итог почти 30-летней работы, в основном завершена, и Галилей, решив, что момент для её выхода благоприятен, предоставляет тогдашнюю версию своему другу, папскому цензору Риккарди. Почти год он ждёт его решения, затем решает пойти на хитрость. Он добавляет к книге предисловие, где объявляет своей целью развенчание коперниканства и передаёт книгу тосканской цензуре, причём, по некоторым сведениям, в неполном и смягчённом виде. Получив положительный отзыв, он пересылает его в Рим. Летом 1631 года он получает долгожданное разрешение. В начале 1632 года «Диалог» вышел в свет. Книга написана в форме диалога между тремя любителями науки: коперниканцем Сальвиати, нейтральным участником Сагредо и Симпличио, приверженцем Аристотеля и Птолемея. Хотя в книге нет авторских выводов, сила аргументов в пользу системы Коперника говорит сама за себя.

Читать еще:  Отзывы о заговорах на похудение.

Немаловажно также, что книга написана не на учёной латыни, а на «народном» итальянском языке. Галилей надеялся, что Папа отнесётся к его уловке так же снисходительно, как ранее к аналогичным по идеям «Письмам к Инголи», однако просчитался. В довершение всего он сам безрассудно рассылает 30 экземпляров своей книги влиятельным духовным лицам в Риме. Как уже отмечалось выше, незадолго перед тем (1623) Галилей вступил в конфликт с иезуитами; защитников у него в Риме осталось мало, да и те, оценив опасность ситуации, предпочли не вмешиваться. Большинство биографов сходится во мнении, что в простаке Симпличио римский Папа узнал самого себя, свои аргументы, и пришёл в ярость. Историки отмечают такие характерные черты Урбана, как деспотизм, упрямство и невероятное самомнение. Сам Галилей позже считал, что инициатива процесса принадлежала иезуитам, которые представили Папе крайне тенденциозный донос о книге Галилея. Уже через несколько месяцев книга была запрещена и изъята из продажи, а Галилея вызвали в Рим (невзирая на эпидемию чумы) на суд Инквизиции по подозрению в ереси. После неудачных попыток добиться отсрочки по причине плохого здоровья и продолжающейся эпидемии чумы (Урбан на это пригрозил доставить его насильно в кандалах), Галилей подчинился, отбыл положенный чумной карантин и прибыл в Рим 13 февраля 1633 года.

Никколини, представитель Тосканы в Риме, по указанию герцога Фердинанда II поселил Галилея в здании посольства. Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня 1633 года. По окончании первого допроса обвиняемого взяли под арест. Галилей провёл в заключение всего 18 дней (с 12 по 30 апреля 1633 года) — эта необычная снисходительность, вероятно, была вызвана согласием Галилея, покаяться, а также влиянием тосканского герцога, непрестанно хлопотавшего о смягчении участи своего старого учителя. Принимая во внимание его болезни и преклонный возраст, в качестве тюрьмы была использована одна из служебных комнат в здании инквизиционного трибунала. Судя по сохранившимся документам и письмам, научные темы на процессе не обсуждались. Основными были два вопроса: сознательно ли Галилей нарушил эдикт 1616 года, и раскаивается ли он в содеянном. Три эксперта инквизиции дали заключение: книга нарушает запрет на пропаганду «пифагорейской» доктрины. В итоге учёный был поставлен перед выбором: либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнет участь Джордано Бруно и многих других, замученных инквизицией.

16 июня инквизиция провела пленарное заседание с участием Урбана VIII, где постановила: “Ознакомившись со всем ходом дела и выслушав показания, Его Святейшество определил допросить Галилея под угрозой пытки и, если устоит, то после предварительного отречения как сильно подозреваемого в ереси приговорить к заключению по усмотрению Святой Конгрегации. Ему предписано не рассуждать более письменно или устно каким-либо образом о движении Земли и о неподвижности Солнца под страхом наказания как неисправимого”.

Последний допрос Галилея состоялся 21 июня. Галилей подтвердил, что согласен произнести требуемое от него отречение; на этот раз его не отпустили в посольство и снова взяли под арест. 22 июня был объявлен приговор: Галилей виновен в распространении книги с «ложным, еретическим, противным Св. Писанию учением» о движении Земли: “Вследствие рассмотрения твоей вины и сознания твоего в ней присуждаем и объявляем тебя, Галилей, за всё вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. Писанию.

Дабы столь тяжкий и вредоносный грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и ты впоследствии не сделался бы еще дерзновеннее, а, напротив, послужил бы примером и предостережением для других, мы постановили книгу под заглавием «Диалог» Галилео Галилея запретить, а тебя самого заключить в тюрьму при Св. судилище на неопределённое время”. Галилей был осуждён к тюремному заключению на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы Урбана были разосланы во все университеты католической Европы.

Читать еще:  Как утилизировать иконы. Куда девать старые иконы из дома - Дом ни одной православной семьи не обходится без икон, это посредник между нами и святыми

Когда церковь признала что земля. Конфликт католической церкви с галилео галилеем

12 апреля 1633 года состоялся первый допрос Галилео Галилея
в суде Святой инквизиции в Риме.
Галилей провел в заключении 18 дней: с 12 по 30 апреля.
Процесс закончился отречением и публичным покаянием Галилея
22 июня 1633 года в церкви Maria Sopra Minerv.

Жизнь до процесса

Галилео Галилей родился в Пизе в 1564 году в знатной, но обедневшей семье. Отец его, Винченцо Галилей был известным музыкантом и композитором. Галилео сначала учился в монастырской школе, потом в университете Пизы. Здесь он изучал медицину, но увлекся математикой и очень быстро добился впечатляющих успехов. 22-х лет Галилей написал свою первую работу — «Маленькие весы», посвященную определению центров тяжести фигур. В 1589 году он получил кафедру математики в Пизе, а в 1592-м — в Падуе.

Карьера Галилея развивалась стремительно. Он занимался многими областями математики, механики и астрономии, и совершил такое количество открытий, что даже перечислить их трудно. Альберт Эйнштейн назвал Галилея отцом современной науки, и в этом нет преувеличения. Галилей не просто проводил блистательные исследования, он закладывал те основы, которые определяют науку и по сей день. Галилей первым отчетливо осознал важность эксперимента и доказал эффективность научного опыта; первым направил на небо 32-кратную зрительную трубу и увидел пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера, фазы Венеры и столько необычайного, что родилась современная наблюдательная астрономия; он первым пришел к пониманию бесконечности, как основы математического анализа, и хотя не нашел нужного вычислительного аппарата, за ним последовали его ученик Кавальери, а потом Ньютон и Лейбниц.

В 1610 году после выхода «Звездного вестника», в котором Галилей рассказал о своих астрономических открытиях, к нему пришла европейская слава. Он назвал открытые им спутники Юпитера «медичийскими звездами» в честь правящей династии герцогов Тосканы. Они не остались в долгу. Герцог Козимо II Медичи предложил Галилею место советника при тосканском дворе. В обязанности Галилея входило участие в обучении детей герцога, и практически все свое время ученый смог посвятить научным исследованиям, не заботясь о хлебе насущном. Он стал обеспеченным, уважаемым первыми лицами государства человеком, с казалось бы безоблачным будущим.

Одной из своих важнейших задач Галилей считал пропаганду и доказательство системы Коперника. До 1616 года никакого особенного риска в отстаивании гелиоцентрической системы не было. Книга Коперника, в которой предполагалось, что в центре Вселенной покоится Солнце, а Земля вращается вокруг него на третьем небе, вышла в 1543 году. Ее автором был каноник, издал ее почтенный теолог, посвящена книга Папе Павлу III.

Пьетро да Кортона. Папа Урбан VIII. 1627 год

Более того, католическая церковь неоднократно прямо высказывала свое положительное отношение к гелиоцентрической системе. Галилей любил цитировать кардинала Барония, говорившего, что Библия учит тому, как взойти на небо, а не тому, как устроено небо. А Папа Урбан VIII — друг Галилея, один из самых просвещенных людей своего времени, говорил, что у католической церкви много догматов, но догмата о том, что Земля находится в центре Вселенной — нет.

И тем не менее в 1616 году книга Коперника была внесена Индекс запрещенных книг, правда только во вторую его часть, куда заносили книги, которые издавать можно, но только после внесения необходимых поправок. Кардинал Бартемини официально предупредил Галилея, что если он продолжит отстаивать учение Коперника, у него могут быть неприятности. Кардинал писал, что и система Коперника, и система Птолемея могут рассматриваться как допустимые математические модели, а вот претендовать на понимание того, как все устроено на самом деле, ученому не следует. Внушение было достаточно строгим, и Галилей согласился.

В 1623 году Папой под именем Урбана VIII становится друг Галилея кардинал Маттео Барберини. Галилей готовит и с разрешения цензуры издает в 1632 году книгу «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». В книге подробно излагаются обе точки зрения. То, что автор является сторонником Коперника, можно при желании подчеркнуть, но можно и не обращать на это специальное внимание.

Но 69-летний Галилей получает предписание явиться в Рим для расследования его дела в Святой инквизиции.

Процесс начался допросом 12 апреля. Всего допросов было четыре. 18 дней Галилей был в заключении. Он содержался в довольно комфортных условиях, и к нему допускалась прислуга. То, что к старому знаменитому ученому, которому сочувствовали многие высшие католические иерархи, применялись пытки или даже угроза пыткой, кажется практически невероятным. Тем более что в этом и не было необходимости — Галилей сразу согласился считать «ложным мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным».

Читать еще:  Митрополит Петр, святитель Московский (†1326). Игумен Петр (Еремеев): Первый московский святой (6 сентября – память святителя Петра, митрополита Московского)

30 апреля Галилей был освобожден. Он жил в тосканском посольстве, ожидая вынесения приговора. В приговоре сказано: «Объявляем тебя, Галилей, за все вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною священному и божественному писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. писанию».

22 июня 1633 года Галилей произнес слова отречения от гелиоцентрической системы: «от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь».

То что Галилей гордо бросил своим судья: «А все-таки она вертится», является позднейшей легендой.

«Диалог» был запрещен. Галилея приговорили в течении трех лет раз в неделю прочитывать семь покаянных псалмов. До конца своих дней он считался узником инквизиции. Галилей жил в своем имении Арчетри, близ Флоренции. Астрономией он больше не занимался, но написал книгу «Беседы и математические доказательства», которая стала настольной книгой математиков XVII и XVIII столетий. Книга вышла 1638 году в Голландии. В 1637 году Галилей ослеп. Он умер 8 января 1642 года.

За что судили Галилея

Несмотря на то, что традиционно причины суда над Галилеем представляются крайне просто: церковники-мракобесы расправились с прогрессивно мыслящим ученым, — остается много вопросов. В частности, эти «мракобесы» были люди широко образованные и сочувствующие науке, и к Галилею многие из них относились с глубокой симпатией, а «прогрессивно мыслящий ученый», несомненно, был верующим католиком, и всегда это подчеркивал.

У Галилея был покровитель — его ученик, герцог Тосканы Фердинанд II, который никогда не оставлял своего учителя заботой и опекой. Сурово осудить Галилея для Рима значило испортить отношения с могущественным соседом.

Не вполне понятно, кому и зачем понадобился этот процесс над знаменитым, престарелым ученым.

Согласно, одной из версий на Галилея обиделся его друг — папа Урбан VIII, увидевший себя в образе простака — Симпличио, который в «Диалоге» отстаивает точку зрения Птолемея и очевидно проигрывает. И Папа решил Галилея наказать.

Другие исследователи пришли к выводу, что в суде инквизиции Галилея не наказывали, а спасали. Согласно этой версии, проступок Галилея состоял не в утверждении гелиоцентризма, а в «евхаристической ереси». В инквизицию поступило обвинение Галилея в атомизме. А вот оно-то грозило ученому трагическими последствиями.

Никаких надежных подтверждений, что существовало такое обвинение, нет. Впрочем, если дело действительно обстояло так, сами судьи должны были позаботиться, чтобы не осталось никаких документов, а желательно и свидетелей — ведь инквизиторы шли на прямой подлог.

Ересь атомизма заключается в следующем: во время причастия (евхаристии) тело Христово содержится в любой доле хлеба и кровь Его в любой капле вина. Но если мы придерживаемся атомистической теории, хлеб делится только до определенного конечного предела — до атома, а должен делиться бесконечно, поскольку «любая доля» может быть сколь угодно малой, то есть атомизм противоречит догмату о Таинстве причастия. Именно этот догмат оказался в центре полемики между католиками и протестантами, необыкновенно острой в период Реформации.

Если бы Галилея действительно обвинили в «евхаристической ереси», спасти его от костра вряд ли смогли бы даже могущественные друзья. Поэтому, согласно этой версии, Галилея обвинили в несравнимо более мягком преступлении — в приверженности гелиоцентрической системе, и тем самым спасли.

Эта парадоксальная версия столь же сомнительна, как и версия, связанная с обидой Папы. Атомизм Галилея имеет довольно специфический характер: его атомы или неделимые «неконечны», и больше всего похожи на бесконечно-малые величины современного математического анализа: они не являются ни конечными величинами, ни «нулями», из бесконечного количества таких атомов состоят и прямая линия, и хлеб, и вино, а потому материя бесконечно делима и никакой «евхаристической ереси» в галилеевском атомизме нет. Галилей в своих рассуждениях следует за кардиналом Николаем Кузанским, который одним из первых задумался о природе актуальной бесконечности. Это можно было спокойно объяснить и в суде инквизиции.

Каковы бы ни были причины процесса над Галилеем, последствия этого суда были печальны. Наука и католическая церковь оказались в жестком противостоянии. Научная мысль на юге Европы постепенно замерла, и центры развития науки переместились в протестантские страны, где идеи Галилея были подхвачены и развиты.

В 1979 году по инициативе Папы Иоанна Павла II была создана комиссия по реабилитации Галилея, и 31 октября 1992 года Папа официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку.

Источники:

http://worldtranslation.org/news/134-galileo-galilei-conflict-with-the-catholic-church.html
http://vuzlit.ru/2254263/konflikt_katolicheskoy_tserkovyu
http://remidios-fine.livejournal.com/339377.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector