Когда снесли храм христа спасителя. Храм христа спасителя, история и описание храма христа спасителя, взрыв и строительство храма христа спасителя

История уничтожения Храма Христа Спасителя в Москве

“. Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России”

Владимир Солоухин “Последняя ступень”

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: “Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. . “.

Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века – антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова – глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. “. Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.” На катке “Красные Хамовники” шло представление: “Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь. “.

1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий – их начали взрывать.

В 1930 году были проведены уже две кампании – антипасхальная и антирождественская, в 1931 году – тоже. Они проходили под лозунгами “За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню”. И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть “новый дворец рабочих и трудящихся крестьян” на месте “дворцов банкиров, помещиков и царей” внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет – в начале 1931 года. В феврале – мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма – по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте “главного здания страны” – Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: “Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК”.

18 июля 1931 года в “Известиях” публикуется “Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов” на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов – архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская “вавилонская башня”, увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров – оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место – Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 – 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм – символ старой России – православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места “проклятому прошлому и его памятникам”.

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в “Известиях” постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако “общественное мнение” готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников – художник Аполлинарий Михайлович Васнецов – сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.

Читать еще:  Какие обряды делают на полную луну. Ритуалы на полнолуние

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в “Известиях” постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Вспоминает кинооператор В.Микоша: «Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: «Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…»

5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины. Мрамором из Храма выложили станции метро “Кропоткинская” и “Охотный ряд”, скамейки украсили станцию “Новокузнецкая”. Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре – октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство – строили же в те годы знаменитые московские “высотки”. Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны.

. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную “оттепель” появился бассейн “Москва”, как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач “строителей коммунизма”. Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: “Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам”.

Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы. Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история – история воссоздания.

nasedkin

БЛОГ ВИЗУАЛЬНЫХ ОСКОЛКОВ

Иллюстрированный журнал Алексея Наседкина

Помнится, когда я в детстве штудировал энциклопедию “Москва” 1979 года издания, то обратил внимание на маленькое упоминание о храме Христа Спасителя. В частности, там указывалось, что храм был разобран. Однако, даже мне, ребёнку, было понятно – такую махину нельзя вот так просто взять и разобрать. Как бы то ни было, сегодня грустная дата – ровно 87 лет назад, 5 декабря 1931 года, храм исчез с лица столицы. Как (вроде бы) сказал тогда Лазарь Каганович – “задрали подол матушке-России”.

Читать еще:  23 февраля какой знак зодиака мужчина характеристика.

В 1922 году Сергей Миронович Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов впервые озвучил идею возведения в Москве Дворца Советов. И лучшего место, чем то, которое занимал ХХС, придумать было сложно. Однако, у данного события есть небольшая предыстория. Так, в декрете о памятниках республики, принятом Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, “твёрдо и чётко” указывалось: “Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. . “. Ну, то есть, понятно, да?

С самого начала новой революционной жизни постепенно в норму вошли убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды, началась эпоха прямого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года закрылось более 400 храмов, в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года было впервые проведено так называемое “антирождество”, приуроченное к празднику Рождества Христова – в парке культуры и отдыха имени Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. “. Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.”. На катке “Красные Хамовники” шло представление: “Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь. “.

В 1930 году были проведены уже две кампании – антипасхальная и антирождественская, продублированные годом позже. Проходили они под лозунгами “За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню”. На этом фоне советским руководством принимается решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте здания Дворца Советов. К реализации этого предложения Кирова советское правительство приступило лишь через 10 лет – в начале 1931 года. С февраля по май был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании у Молотова окончательно решилась судьба храма. По личному распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был предназначен к сносу.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: “Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК”.

18 июля 1931 года в “Известиях” публикуется “Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов” на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров – оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Вот так мог бы выглядеть столичный пейзаж, осуществись тогда эта затея.

ХХС стоял на очень выгодном с архитектурной точки зрения месте – на холме, он легко просматривался со всех сторон. Вдобавок, причиной спешки, с которой было принято решение о его сносе, стала совокупность некоторых юбилейных дат. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 – 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве храма по проекту К.А. Тона. Храм – символ старой России – православной, буржуазной, купеческой, не должен был праздновать свое столетие. Кроме того, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты – 15-летие революции и 10-летие создания СССР, которые хотелось отметить началом сооружения монумента, увековечивающего оба этих события.

Подготовка к сносу храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в “Известиях” постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако “общественное мнение” готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом храма. Так, например, академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Однако, было и немного защитников, в числе которых оказался художник Аполлинарий Михайлович Васнецов.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей ХХС. В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное безвозвратно погибло.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в “Известиях” постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола.

Из воспоминаний кинооператора В.Микоши: “Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточённо работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришёл приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: «Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…»”

Читать еще:  Стрекоза: значение сна. К чему снится Стрекоза во сне, сонник видеть Стрекозу что означает

5 декабря 1931 года в 12 часов дня главный храм России был взорван. Однако, после первого взрыва он устоял и пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В течение нескольких часов вся “спецоперация” была завершена. Впоследствии мрамором из храма выложили станции метро “Кропоткинская” и “Охотный ряд”, а скамейки нашли пристанище на станции “Новокузнецкая”. Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. А горельефы и поныне украшают погост Донского монастыря.

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращённой к Волхонке. Однако, уже в сентябре – октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем – после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углём центральных районов страны.

(VIA), (VIA), (VIA), (VIA), (VIA)

Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование “благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели”.
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/592dd43e7ddde8b70fb1b3a5/5a269b17dcaf8ecd7ec4a851
http://nasedkin.livejournal.com/1015028.html
http://ria.ru/20130608/941627670.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: