Когда освящают вербу в субботу или воскресенье. А вы знаете, зачем православные христиане освящают веточки вербы

Зачем святить вербу: интересные традиции православного праздника Вербное Воскресенье

01.04.2018 | 17:31 | Joinfo.ua

У многих из нас возникал вопрос, почему в воскресенье перед Пасхой, мы ходим в церковь с веточками конкретного дерева. Зачем святить вербу, и какие еще традиции присущи празднику Вербного Воскресенья, рассказывает Joinfo.ua.

Праздник входа Господня в Иерусалим, он же Вербное Воскресенье, отмечается православными верующими за неделю до Светлого Христова Воскресения – Пасхи. Он посвящен евангельским событиям торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий.

С самого утра в церквях и храмах собираются люди, держащие в руки свечи и вербовые веточки. Прослушав молитвы во время специальной церковной службы, верующие выходят на церковный двор для важного обряда – освещения вербы.

Почему же именно верба, а не какое-то другое дерево или кустарник? Корни данной традиции уходят в древность.

Зачем святить вербу в воскресение накануне Пасхи?

Во-первых, верба или ива – это одно из первых деревьев, на которых весной раньше всего начинают набухать почки. Так как Пасха, а соответственно, и Вербное Воскресенье – весенние праздники, то не всегда к их наступлению на улице все цветет и пахнет. Поэтому, верба – идеальное растение для этих целей.

Во-вторых, вербу наши предки всегда наделяли особой магической силой. Считалось, что она способна посодействовать хорошему урожаю и плодородию. Кроме того, верба, по мнению православных верующих, защищает от недугов людей и домашних животных, дома – от пожаров и нечистой силы.

Этому растению приписывались также магические способности уберегать имущество и урожай от непогоды, природных катаклизм и прочих неурядиц, которые могли основательно подпортить людям жизнь. Не удивительно, что именно с ветками этого растения верующие ходят в церковь и почитают Господа в большой и светлый праздник.

А что потом делать с вербой?

Существовала в народе и еще одна интересная традиция. После выхода из храма нужно было слегка похлопать ветками вербы близких людей по спине и по голове. Считалось, что это подарит здоровье и благополучие человеку на весь будущий год.

После освящения вербные веточки не выбрасываются. Их ставят в вазу с водой, и они еще долго охраняют дом от нечисти, пожаров и других неприятностей, который всегда боялось человечество. Большинство из этих традиций дошло и до наших дней.

Возможно, вам также будет интересно узнать, что можно и что нельзя делать в Вербное Воскресенье. Возможно, многое из того, о чем мы рассказывали ранее, в современном мире потеряло свою актуальность, но, не зря в народе говорят «Береженого Бог бережет…»

Читать еще:  Талисманы для водолея. Талисманы огненных Знаков Зодиака

Когда освящать вербу?

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

Почему верба?

Субботним вечером накануне праздника Входа Господня во Иерусалим преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?

Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти. Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.

Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: «Осанна!» (что значит «благословен») и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…

С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк.-слав. — с «ваийями»). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба — символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.

Освящение верб бывает в субботу во время праздничного богослужения — Всенощного бдения. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.

Освященные вербы мы приносим в свои дома, где с благоговением храним, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. (Константин Слепинин. Азы Православия)

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Вербное воскресенье: история, как праздновать, зачем освящать вербу

Зачем православные верующие спешат в этот день в храм с пучками пушистых верб, рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

– Отче, какова история праздника Входа Господня в Иерусалим?

Читать еще:  «Взлом креатива»: как мыслят гении и почему интеллект – не главное.

– Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим по-особому переживается в нашей душе, наполняя ее чувством великого благоговения и трепета. Невозможно говорить о нем без всецелого внутреннего сердечного переживания, ведь это праздник особой скорби, особой радости, надежды и утешения! Он является великим уроком от Великого Учителя.

Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского (ок. 340 г.) и Епифания Кипрского (конец III – начало IV в.), а его изображения находят на саркофагах IV века.

Как говорит нам евангельское чтение в день праздника: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним… Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев. » (Ин 12:1–18). Символичны эти библейские стихи. Каждый раз таинственно участвуя в этом великом празднике, а не просто вспоминая события, которые совершились две тысячи лет назад, вновь и вновь до глубины души проникаешься любовью к нам, грешным, которая движет Господа на вольную страсть. Когда Спаситель приблизился к Иерусалиму и перед Его взором открылась вся панорама города, Он приостановил шествие и заплакал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42–44). Какая скорбь в этих словах! Вокруг Христа радость и ликование народа, даже грудных детей, но что в душе Его? Страдает сердце Всеведущего Спасителя от того, что не поняли его миссии, не приняли Его Царства, не ответили на Его любовь. Ложная радость иудейского народа, встречающих Спасителя как земного Царя и Избавителя от Римского ига, уже совсем скоро обернется совсем иным «ликованием»: «Распни Его!» По земным меркам момент входа Господня в Иерусалим – это вершина успеха Спасителя. Уже совсем скоро эта вершина начнет стремительно падать вниз, достигая Страстной седмицы, Голгофы. Как ведет Себя Спаситель на этой вершине? Казалось бы, нужно въехать в город, как и подобает царю: на белом коне. Но Господь въезжает кротко и смиренно на осле (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны), давая урок всем нам: как нужно себя вести на вершине нашего карьерного роста, ведь с тех давних времен два понятия, постоянно соседствуя, сопутствуют нам, вопия: «Осанна в вышних Богу!» и «Распни Его!» Очень важно, дабы не ошиблось наше сердце…

Читать еще:  Лунный гороскоп на август рыбы. Любовь и страсть

– Как праздновать Вербное воскресенье и зачем освящать веточки вербы?

– Как и все праздники, а особенно великие двунадесятые, мы празднуем и проводим с Господом в Его Доме – храме. Прочувствовать максимальную благодать и радость, участие можно, приобщившись Святых Христовых Таин и соединившись со Христом теснейшим образом.

Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем ваия, т. е. вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно, по слову Божественного Писания, проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все скованное морозом оживет и покроется листьями, украсится цветами.

Согласно церковному Уставу, благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Но у нас с давних пор есть обычай окроплять ваии святой водой (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 550).

– Освященную вербу нужно хранить весь год?

– Существует такая благочестивая традиция хранить освященную веточку в течение года (до следующего освящения) дома в святом углу в знак воспоминания событий Входа Господня в Иерусалим. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда угодно ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в текущую реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, кладем в вазочку с водой и потом высаживаем.

– Нужно ли печь специальные хлебцы с почками освященной вербы?

– Такое действие из области народной традиции и является суеверием, имеющим языческие корни. Например, на Руси существовал на Вербное воскресенье обычай печь особые хлебцы по количеству членов семьи, в один из которых клали монету. Кому доставался этот хлебец, тот, по поверью, должен быть счастливым и удачливым целый год. Думаю, для верующего человека комментарии излишни. К сожалению, таких суеверий тьма, люди кушают вербу, бьют ею друг друга и т. д., но не знают сути самого праздника. Очень часто идут в храм не ради Христа, а ради вербы. Все это пережитки безбожного прошлого.

Напомним еще раз для таковых: верба не имеет никакого духовно-целительного свойства, не является оберегом! Это символ воскресения и напоминание о празднике!

– Что разрешается есть за трапезой в этот день?

– Церковный Устав нам говорит: «На трапе́́зе утеше́́ние, яди́́м ры́́бы и вино́́ пие́́м, благодаря́́ще Бо́́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́́ий вечера»).

– Как-то надо по-особому украшать свой дом в этот праздник?

– Никаких церковных постановлений и указаний по этому поводу не существует.

Беседовала Наталья Горошкова

Источники:

http://joinfo.ua/sociaty/1229176_Zachem-svyatit-verbu-interesnie-traditsii.html
http://www.pravmir.ru/kogda-osvyashhat-verbu/
http://pravlife.org/ru/content/verbnoe-voskresene-istoriya-kak-prazdnovat-zachem-osvyashchat-verbu

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector