Когда можно сидеть во время вечернего богослужения. Можно ли сидеть во время богослужения

МОЖНО ЛИ СИДЕТЬ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Распространенным заблуждением является то, что во время православного богослужения можно только стоять, в отличие от католического или протестантского. Действительно, Богослужебным уставом предполагается, что стоящий человек более сосредоточен, собран, внимателен. Тем не менее существуют определенные моменты службы, когда можно сидеть.

Другое дело, что эти самые моменты в приходской практике, не следующей всей полноте Устава, обычно сокращаются: это чтения из Псалтири и некоторых других библейских книг, чтения житий святых и различных «Слов» и поучений, относящихся к празднуемому событию.

Поэтому в приходских храмах, как правило, все время службы стоят, тем более что служба не так продолжительна, как предписано Уставом, а «перенаселенность» храмов во время праздничного богослужения не позволяет оборудовать достаточное количество мест для сидения. В монастырских храмах и храмах подворий, где Устав обычно исполняется более точно, можно, даже не зная тонкостей Устава, ориентироваться на поведение окружающих. Главное при этом помнить слова известного русского святого XIX века Феофана Затворника: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах».

Псалтирь, библейская Книга Псалмов, для богослужебного употребления разделена на 20 разделов — «кафисм», каждая из которых содержит несколько псалмов. Слово «кафйсма» происходит от греческого «сидение», потому что именно во время чтения псалмов в большинстве случаев Богослужебный устав предписывает молиться сидя. Песнопения, читаемые на утренней службе после кафисм, в церковнославянских богослужебных книгах называются по той же причине «седальнами» (седален). И, наоборот, один из богослужебных жанров, «акафист», получил свое название от того, что во время его пения сидеть не полагалось. В практике Греческой Церкви, а также и в некоторых российских монастырях, используются «стасйдии» — своего рода складные сиденья, стоящие вдоль стен храма. В них стоят, опираясь на ручки, а в те моменты богослужения, когда можно сидеть, откидывают небольшое сиденье. Стасйдии можно увидеть, например, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, в надвратной церкви Киево-Печерской лавры, в соборе Валаамского монастыря.

Стоит отметить о качественности китайской мебели. Предлагаем мебель из Китая оптом, элитную мебель из Китая совсем недорого.

Важный вопрос — «мера» несовпадения богослужебного языка и разговорного, возможность и необходимость сделать язык богослужения более понятным. Это вопрос серьезной и весьма продолжительной церковной дискуссии, .

Рассмотрим чаще всего совершаемое Всенощное бдение — воскресное. Оно служится накануне воскресенья, в субботу вечером. Всенощная большинства праздников структурно очень похожа на воскресную, за редкими исключениями .

После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода .

Общественное богослужение в приходском храме совершается, как правило, по воскресеньям и праздникам. При этом важно знать, что литургический (богослужебный) день начинается накануне вечером. Так, например, воскресная .

Получить благословение священнослужителя можно в любое время общения с ним вне службы. Во время же богослужения это удобно сделать главным образом после исповеди: либо после вашей собственной исповеди, либо .

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Когда во время православных богослужений можно сидеть?

Молитва – это труд, напоминает иерей Андрей Чиженко.

Стасидии в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской Лавры

Читать еще:  К чему снится идти по гололеду. К чему снится гололед

Вспомним молитву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду, вошедшую в Священную историю под названием «Моление о Чаше»: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Спаситель преподал нам урок искренней пламенной молитвы, в которую включены все пласты человеческого существа: тело, психика, эмоции, воля, нервы, ум, душа.

Исходя из этого, конечно же, довольно тяжело представить духовное молитвенное верное настроение всего человеческого существа, если ты сидишь. К тому же, когда мы заходим, к примеру, к начальнику в кабинет, то сразу же усаживаемся на стул и закидываем ногу за ногу? Нет. Тихонечко стоим и просим либо ждем указаний.

В сколько же неизмеримо Бог больше начальника или земного царя? В сколько раз мы должны больше перед ним трепетать и благоговеть, испытывая страх Божий святой, любовь и благодарность?

Потому, конечно же, в физическом отношении на православном богослужении принято молиться стоя, в борьбе с самим собой, так сказать.

Но есть моменты, когда, в принципе, на службе можно и посидеть. Особенно это касается длинного всенощного бдения, которое длится от трех до четырех часов.

Греки в этом смысле придумали очень хорошую вещь. Называется стасидии. Это такое специальное деревянное кресло, но без седушки. На нем невозможно посидеть, но можно опереться руками о подлокотники и на какое-то время расслабить тело.

У нас же в храмах вдоль стеночек стоят скамейки. Нужно помнить, что молящийся в храме может посидеть на часах (при чтении молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа). Третий и шестой час начинают Литургию до священнического возгласа «Благословенно царство…», девятый – вечерню, а первый оканчивает утреню.

Практически всю вечерню (если это обычное воскресное всенощное бдение или бдение на двунадесятый праздник) посидеть не удастся. Она служится очень торжественно, часто совершается каждение, есть вход с кадилом, читаются паремии. Ни в коем случае нельзя сидеть на утрене во время чтения шестопсалмия. Это очень важные псалмы и очень важная часть богослужения, в которой мы благодарим Бога за то, что Он создал для нас новый день. Нельзя сидеть во время полиелея: вынос иконы праздника, величание, прокимен, чтение Евангелия, помазание святым елеем. Но перед полиелеем во время чтения кафизм Псалтири можно посидеть. Слово «кафизма» с греческого языка так и переводится – «сидение». После же полиелея во время чтения рядовых канонов до Великого славословия вы также можете посидеть.

На Божественной литургии (кроме третьего и шестого часа) лучше не садиться. Единственное время, когда можно посидеть, это после возгласа «Вонмем. Святая святым», когда читается Последование ко Святому Причащению и батюшка выходит на исповедь. Тогда вы можете немножко посидеть и отдохнуть. Но главное – не разговаривать в этот момент. Потому что очень часто в данное время люди чрезмерно расслабляются, они будто бы выключаются из службы и начинают разговаривать с друг другом о житейском. В условиях хорошей акустики православных храмов это напоминает гудящий улей. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что преподобный Амфилохий Почаевский сказал: «Говорящему в храме посылаются скорби». Если вы не исповедуетесь и не причащаетесь на этой Литургии, то все равно сядьте на скамеечку и вслушайтесь-вдуматесь в святые стихи молитв ко Святому Причастию, проживите их. И не воруйте житейскими разговорами друг у друга богослужение. Ведь почему еще разговор в храме большой грех? Потому что в нем есть нечто святотатственное, неуважение к святыне Тела и Крови Христовых, к тому же человек, который ведет праздные разговоры в храме, обкрадывает не только себя, но и других молящихся, воруя у них службу своими разговорами. Если вы давно не виделись с кем-то и хотите с ним поговорить, пожалуйста, сделайте это после отпуста, когда поцелуете крест и закроются Царские врата после богослужения. Тогда говорить никто не препятствует.

Читать еще:  Раиса именины по православному календарю. Именины раисы

Особенно нельзя сидеть при открытых Царских вратах. Потому что это кульминационные моменты службы. Считается, что Господь находится среди верных Своих.
Но, конечно же, случаи в жизни бывают разные. Если человек не может долго стоять по тяжелой болезни или из-за старческой немощи, тогда ему позволительно сидеть всю службу, лишь бы он радовался тому, что находится на богослужении.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что православное богослужение – это земной образ рая. Оно приближает нас к Царствию Небесному и учит Его законам жизни. Возлюбим же храм, возлюбим службу: часы, вечерню, утреню, Литургию. Тогда небо открывается. Церковь земная соединяется с Церковью небесной благой волей Бога-Отца во Христе-Искупителе посредством Духа Святого. И мы становимся плечом к плечу со святыми и Ангелами небесными. И мы становимся гражданами Царствия Небесного: земными ангелами и небесными человеками.

Почему не принято сидеть при богослужениях?

Редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».

«Обязательно ли во время богослужения стоять? Почему нельзя сидеть?»

Архиепископ Викентий:
— В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.

Я не хожу в храм, т.к. в огромном скоплении народа мне очень тяжело сосредоточится на молитве. Особенно тяжело перед исповедью. Свободного времени дома почти нет, и приходя в храм, я надеюсь лишний раз остановиться и подумать о своей жизни, настроиться на нужный лад. Но в нашем храме так устроено, что скамеечки для пожилых и немощных людей стоят как раз вдоль «пути» к исповеди. И очень часто бабушки достаточно громко обсуждают свои болезни, неустроенность, новости и т.д. Все это очень раздражает. Я не могу от этого спрятаться (уши-то нам Господь дал именно для этого – слышать). Что делать, подскажите?

Священник Михаил Немнонов:
— Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч человек, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы находимся в более комфортных условиях.
А Вам легко сосредоточиться на молитве там, где нет большого скопления народа? Например дома, утром и вечером? Так это Господь виноват, что мы не можем молиться – Он послал нам бабушек и тесные храмы, и еще уши дал?
Духовная жизнь – это труд, а не отдых. Ее красота открывается тем, кто желает, что называется, «ударить палец о палец». А утешение в ней получают те, кто не утешения ищет.
Давайте вместо того, чтобы искать, что мы можем получить в Церкви, будем думать о том, что мы можем сделать, находясь в Церкви. Тогда и теснота, и уши, и бабушки нам не помешают.

Читать еще:  Церковный Православный праздник августа. Блгв

В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здоровому в общем-то человеку, неловко. Когда же решаешься сесть, обычно оказывается, что лавочки уже заняты. Иногда грешным делом завидую католикам с их скамеечками. А они, говорят, ценят то, что мы в храме не привязаны к одному месту, можем передвигаться, не мешая остальным (если, конечно, храм не забит до отказа). Говорят, что когда-то и в православных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?

иерей Олег Давыденков, доктор богословия:
Действительно, верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.

Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

Иеромонах Алексий:
— Касательно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень это не причина того, чтобы не понуждать себя к молитве стоя.

КАК ПОБОРОТЬ УСТАЛОСТЬ

Попросите своими словами у Господа укрепить вашу немощь и вы убедитесь в Его милости.
А еще самый простой способ есть — посмотреть на Распятие, висящего на Кресте Христа. И устыдиться своей слабости.
Если Вы впервые на богослужении и регулярно не участвуете в Таинствах Исповеди и Причастия, то сильная усталость, недостаток воздуха и тяжело переносимый запах фимиама при каждении относятся больше к духовной, чем физической сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искренней исповеди и Причастия, как правило, гнетущие чувства исчезают.
Существует и чисто психологическая сторона утомляемости у новоначальных: не зная состава и длительности службы, не имея навыка в понимании церковно-славянского языка молиться значительно сложнее. Вообще, утомление обратно пропорционально активности Вашей богослужебной жизни. Чем чаще Вы молитесь в храме, тем естественнее будет длиться служба.

И помните: человек растёт духовно только тогда, когда ему трудно.

Источники:

http://carkva-gazeta.org/%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
http://pravlife.org/ru/content/kogda-vo-vremya-pravoslavnyh-bogosluzheniy-mozhno-sidet
http://azbyka.ru/pochemu-ne-prinyato-sidet-pri-bogosluzheniyax

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: