Когда будет взят удерживающий. Удерживающий теперь (2фесс.2:7)

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 2 Сол. 2:7

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

См. Толкование на 2 Сол. 2:6

Свт. Василий Великий

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

См. Толкование на 2 Сол. 2:6

Свт. Феофан Затворник

Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дондеже от среды будет

Беззаконие, грех действовал уже в роде человеческом со времени преступления Адамова, и хотя он не совсем понятен и в своем происхождении, и особенно в силе обольщения людей, но все уже переиспытали его и узнали, коль великое он есть зло. Посему надо полагать, что под словом тайна беззакония Апостол дает разуметь нечто особенное. Есть у сатаны свои глубины (Откр. 2:24), свои скрытные замыслы и планы, все в духе сатанинском. Пагубные действия его видны, а дальние его цели скрытны. Апостол как бы намекает: к чему доселе стремился сатана — видно было, обнаружилось уже. Что же теперь он замыслил, еще не видно. Тайна в том, что замыслы его еще не открылись. Прежде он действовал так, теперь — иначе, а как? — еще не видно. Иначе же он начал действовать, потому что и Бог иначе воздействовал на род человеческий в Господе Иисусе Христе. До пришествия Христова он применился уже, как сбивать с пути людей, а теперь, видя, как отовсюду теснит его крест Христов, только начал свои противукозненности. Если возьмем во внимание тайну благочестия, о которой говорит тот же Апостол в другом месте, то по противоположности можем навесть и в чем тайна беззакония. Тайна благочестия в воплощении Бога: «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16), — то, что Иисус, глаголемый Христос, есть Бог Слово, принявший на Себя человеческое естество. Вера в это разрушает царство греха сатанинское. Тайна беззакония, придуманная сатаною, будет ухищрение сатаны подрывать и извращать сию веру. Для этого язычников держал он в их прелестях пред лицом христианства, представляя им Христа с самой уничиженной стороны, как распятого на кресте. В сказаниях о мучениках это всегда первым возражением и было против веры и обличением верующих со стороны языческого разума. А в тех, которые, видя во Христе не простого человека, обращались к Нему, он всячески покушался затмить и извратить тайну воплощения в Нем Бога Слова. Это и начал уже он производить в христианах иудействующих, в евионеях, докетах. И после не остановился, но во всяком веке новую выдумывал кознь на прельщение верующих и ослабление, или извращение, в них веры в Боговоплощение. В настоящее время на Западе бездна христоборцев, и все они как ни разны в частных воззрениях, сходятся в одном, — в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе. Это-то зло будет расти, и Сын Человеческий, пришедши, едва ли обрящет веру на земле (Лк. 18:8). Вот какая тайна тогда откроется и придет въявь. Тайна беззакония, конечно, предполагает нравственное развращение, и его преобладание в последнее время представляется в Апокалипсисе под видом жены любодейцы великой, у которой на лбу надпись: тайна (Откр. 17:5); но нравственная испорченность у христиан — снаружи, а внутри — неверие в Господа. Порчею нравственною они приводятся к неверию; когда же неверие возобладает сердцем, тогда разлив безнравственности уже не имеет пределов. Неверие есть движущая скрытная сила беззакония, тайна, в нем кроющаяся.

Так понимают тайну беззакония древние наши Церковные толковники. Блаженный Феодорит пишет: «Думаю, что Апостол означил сим породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония, потому что в них сокрыта сеть беззакония. Потому-то и пришествие антихриста Апостол назвал выше открытием. Ибо что всегда приготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и явно». То же говорит и святой Дамаскин: «Тайною беззакония называет Апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему, пролагая ему путь и подготовляя время прельщения. Ереси же изошли в мир от времен апостольских. Подобное говорит и Иоанн Евангелист: Якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша (1 Ин. 2:18), разумея еретиков».

Тайна уже деется беззакония, — указывая кознь сатаны уже в действии, уже явились антихристы-предшественники. Апостол хочет этим подать мысль: мог бы явиться и главный антихрист, но есть некто, удерживающий его. Кто? — Бог и Господь наш Иисус Христос. Его воплощение еще не совершило своего дела. Спасительная сила Его начала только действовать со времени сошествия Святого Духа. Надо дать ей время всюду проникнуть и оживотворить всех способных принять животворное ее действие. Когда она совершит свое дело, тогда и тому сыну погибели позволено будет выступить. Моменты сии сокрыты в советах Божия промышления. Можно потому говорить, что эти-то советы Божии и определения и удерживают явление антихриста.

Прежде сказал: удерживающее, здесь говорит: держай; разумеет же одно и то же, только с двух сторон: там — определение Божие, а здесь — Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Свое определение. Слова: от среды будет, не значат: уничтожится, престанет быть, а устранится, сойдет со сцены, прекратит свою сдерживающую деятельность. Ныне — не во время только Апостола, а во все время, дондеже днесь именуется (Евр. 3:13). Этим обнимает Апостол все время, пока держай будет держать. Экумений пишет: «Итак, когда настанет предел Божия определения, — и удерживающее ныне определение явится исполненным, тогда уже без всякой задержки откроется беззаконник». То же и Феофилакт: «Когда исполнится Божие определение, удерживающее ныне явление антихриста, и настанет определенное ему время, тогда он и откроется».

Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 7-8 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Ибо тайна беззакония уже начала действовать, — учение доселе еще не вошло (во всех) и апостольство, даже доселе еще не прекращаясь, уже процвело и возымело силу. Однако доколе тот, кто удерживает теперь, не возмется от среды, — беззаконник не откроется. Как бы поспешал Господь наш пришествием Своим на суд всех народов, так как доселе не благовествовано народам (всем). Но и первый культ еще не кончился, когда самый храм стоит, доселе приносятся жертвы и обрезание распространяется, а церковь еще не построена, ибо и сами Апостолы ходили в храм для молитвы (Деян. 2:46; 3:1 сл. 5:20; 21:26; 22:17), хотя, собираясь на вечерю, преломляли хлеб (Деян. 2:46, 20:7 сл.) . Если таким образом храм с своими службами стоял в полном украшении, то церковь еще как бы не начиналась (не была построена), хотя и была основана; ибо когда упразднится дом тот и его жертвоприношения будут иметь конец, тогда наступит начало проповеди Евангелия. Итак, если Евангелие не пришло, поелику ветхое служение держится доселе; то каким образом, прежде чем проповедано новое служение и ветхое еще не прекратилось, откроется Он для воздаяния тем, кои не послушались (слова евангельского), когда доселе еще Он не был им благовествован? И что тогда будут значить слова: идите ко всем народом и учите (Мф. 28:19 — 20), — или: прежде проповедано будет, то есть прежде откровения антихриста возвещено будет Евангелие то по всему миру (Мк. 13:10 ср.: Мф. 24:14)? Итак, пока не упразднится древнее богослужение, которое теперь удерживает, чрез уготованное уже разрушение города (Иерусалима), и пока не удержится притом апостольство, которое теперь проповедует, и после него не распространится учение, — дотоле не придет день Господень, о коем те лживые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает теперь. Но как существовало время Ветхого (Завета), и не прешло пророчество, ни огонь, ни жертвоприношение, ни рог помазания, доколе пришел Христос: так ничто не может остановить время проповеди Нового (Завета), пока апостольство не совершит данное ему призвание: идите ко всем народам (Мф. 28:19), и не распространится учение (Христово), и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь Апостолов и чрез учение священников: — только тогда, наконец, попускается Отступнику придти для испытания достоинства людей.

Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.

Прп. Амвросий Оптинский

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

Апостольские слова: держай ныне, относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и возстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земли, потому что антихрист, по объяснению толковников Священного Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих.

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

См. Толкование на 2 Сол. 2:6

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо тайна беззакония уже в действии

Так называет апостол Нерона, который был прообразом антихриста. Он был также человек беззаконный и хотел, чтобы его называли богом. Хорошо сказал он: тайна. Ибо, говорит, Нерон не так явно и бесстыдно восставал против всякого бога, как тот восстанет. То, что говорит апостол, имеет такой смысл: прежде чем настанет время антихриста, нашелся другой человек, немногим уступающий ему. Что же удивительного, если уже есть антихрист? Прикровенно апостол сказал о Нероне не из рабского страха, но чтобы и нас научить не навлекать на себя излишней ненависти, когда ничто к этому не принуждает.

только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник

То есть когда будет взято от среды римское государство, тогда он придет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть. Подобно тому, как прежде этого государства разрушены были царства, именно: мидийское — вавилонянами, вавилонское — персами, персидское — македонянами, македонское — римлянами; так это последнее разрушено будет антихристом. И это с большей ясностью передает нам Даниил Дан. 2:37 и след.). Под выражением удерживающий (κατέχων) некоторые понимали идолослужение. Когда, говорят, прекратится удерживающее заблуждение, уничтожится идолослужение, тогда и явится антихрист, как некогда сказал Господь: проповедано будет сие Евангелие Царствия во свидетельство всем народам, и тогда придет конец (Мф. 24:14). Другие словом удерживающий называют определение Божие. Когда, говорят, исполнится Божие определение, удерживающее ныне пришествие антихриста, и настанет определенное ему время, тогда он и откроется. А некоторые, как сказано уже, утверждали, что Дух Святый удерживает антихриста. Когда Он, вследствие людских беззаконий, взят будет от среды, удалится, тогда беззаконник будет иметь свободное место, чтобы обнаружить себя. И во власть свою, говорит апостол, он получил тайну беззакония. Ибо и ересеначальники Симон и Николай делали дела антихриста, и все последователи их — Маркион и Монтан, который назвал себя даже утешителем, и Манес и другие. Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному.

Читать еще:  Планеты в домах. восьмой дом

которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Тотчас же и утешает: Господь убьет его. Ибо подобно тому, как огонь, еще до появления своего, издали приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, так и Христос одним повелением, или дуновением, исполненным Святого Духа, умертвит его, и одним пришествием Своим истребит, то есть совершенно уничтожит его. Ибо явившись только, Он положит конец обольщению.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

См. Толкование на 2 Сол. 2:6

Севериан Габальский

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

См. Толкование на 2 Сол. 2:6

Лопухин А.П.

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

«Тайна беззакония» — это то же, что и ἀποστασία. Стих поясняет предшествующую мысль: явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самым возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

Глава II

Разъяснения и наставления Апостола о втором пришествии Христовом по случаю напрасных смущений о сем (1–2). Признаки этого пришествия в предварении его отступлением и явлением антихриста (3–12). Избрание Фессалоникийцев на спасение, увещание их к устойчивой твердости в Апостольских преданиях и призывание им благодатного утешения от Бога в религиозно-нравственном возрастании (13–17).

2Сол.2:1 . Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,

Ап. касается здесь самого больного места в жизни Ф. церкви – волнений и колебаний, возникших по поводу вопроса о парусии. Он просит их не смущаться, и не колебаться умом касательно времени пришествия Христа. День Его б. м. близок но Он не придет, пока не произойдет ряд событий, которые подготовят откровение вечного царства славы.

«Наше собрание» – по греч. έπισυναγωγή – от глагола έπισυνάγεω , который встречается в Ев. Мк 13и Ев. Мф 24:31 . Слово έπισοναγωγη встречается в посл. к Евр 10:25 , а также в 2Мак.2:7 , где оно тоже имеет эсхатологический смысл. Под собранием здесь разумеется объединение живых и мертвых, и их общая встреча со Христом в день Его парусии (ср. 1Фес 4:16, 17 ). Ап. говорит о « нашем собрании » – ημών , включая, по-видимому, и себя в число возможных прижизненных участников этого великого дня.

2Сол.2:2 . не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

» Не скоро » (по слав.) – не в смысле временном, а качественном – поспешно, охотно. « Подвизатися от ума » – терять голову, позволять возбуждению преобладать над соображениями здравого разума, отрываться от последнего, как корабль отрывается от якоря под давлением бури и волн. « Ужасатися » (по слав.) – смущаться , не теряя, однако, головы. Конец стиха объяснен выше – смотри введение.

2Сол.2:3 . Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,

Ап. не отрицает того, что день парусии, может быть, близок, но он говорит что она еще не наступила. Ее откровению должен предшествовать ряд событий, и прежде всего « отступление » ή αποστασία . Употребление члена при слове αποστασία показывает, что имеется в виду определенный факт, хорошо известный Ап. и ф. Наше положение в этом отношении совершенно иное. Ключ к точному пониманию мыслей Ап. П. у нас утрачен. Отсюда возможность разных толкований, и необходимость критического отношения к делу. Что же это за отступление, о котором говорит Ап. П.? В чем оно заключается? Выражению αποστασία можно давать два смысла – религиозный и политический. Первый смысл это слово носит у LXX и в Н. З. (смотри 1Мак.2 и Деян 21:21 , где идет речь об отступлении от закона Моисеева). Но если это слово носит религиозный смысл, то где же произойдет это отпадение – среди язычников, среди христиан, или же среди иудеев? Конечно, всякое восстание на Бога есть отступление, но нужно думать, что язычники, как άνομοι , едва ли могут входить сюда в соображение. Отступление скорее мыслимо тогда или среди христиан, или же среди иудеев. Но у Ап. мы нигде не находим данных для того, чтобы предполагать, что в христианстве произойдет великое отступление как раз пред пришествием Христа, хотя частичное отступление вполне мыслимо. Отсюда – отступление лучше всего искать в Израиле, где оно будет носить скорее религиозный, чем политический характер. Второе событие пред наступлением парусии – это откровение » человек а греха, сын а погибели «. Оба выражения – гебраизмы; Иуда в Ев. Иоанна ( Ин.17:12 ) называется » сын ом погибельны м». Первое выражение « человек греха » характеризует собою самую природу личности, которая восстанет на Бога, а второе « сын погибели » – указывает на конечную судьбу этой личности. Нужно думать, что Ап. разумеет здесь не просто тенденцию зла, действующую в человечестве, а скорее определенную личность, в которой все зло должно, так сказать, воплотиться и сконцентрироваться, и стать против истинного Мессии и Сына Божия. Отожествлять сына погибели с самим сатаною не позволяет 2Сол.2:9 .

2Сол.2:4 . противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

» Противник » – αντικείμενος – равносильно выражению антихрист. « Превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею » – сын погибели будет врагом не одного лишь истинного Бога, но и богов языческих ( 1Кор8:5 ), будет ли это нечто личное, или же вообще какой-нибудь предмет почитания. Это будет отрицание всякой религии вообще. « В храме Божием » – εις τον ναόν του Θεού – ναός – внутренняя часть храма, святилище. Употребление двух членов указывает, по-видимому, на то, что здесь разумеется храм Иерусалимский. » Сядет он, как Бог « – эта фраза, и вообще все образы, составляющие содержание этого стиха, могли быть легко подсказаны Ап. П. описанием Антиоха Епифана у пр. Даниила Дан.11 (сравни Дан.7:25 ), и безумной попыткой римского императора Калигулы – поставить свою статую в храме Иерусалимском для религиозного поклонения (Иосиф Флавий, Antiduitates, XVIIÏ8. 2). Но как в народе иудейском может проявиться такая сатанинская богоборственность? На это ответить очень трудно. Но Ап. П., по-видимому, смотрел на иудаизм как на сферу, в которой должна проявиться самая страшная сатанинская борьба против Бога (см. 1Фес 2:14–16 ). Сравни, однако, Рим 9–11 . Смотри Zeine. Р. Theologie des Neuen Testaments, стр. 465–74. 1911. Это очень трудный пункт в учении Ап. Павла.

2Сол.2:5 . Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Из этого стиха видно, что Ап., проповедуя ф., много и подробно говорил им о парусии Христа (см. 1Фес.5:1–2 ), и о временах и сроках в связи с нею, что находит подтверждение и в Деян 17:7 .

2Сол.2:6 . И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.

Что разумеет Ап. Павел под το κατέχον (» удерживающее » – по слав.)? Ниже в 2Сол.2он говорит относительно ό κατέχον – » держяй «, по слав. Несомненно здесь разумеется одно и то же, и именно вероятнее всего – римская власть, римская империя, которая своею мощною рукою пока еще сдерживала богоборство Израиля. Это толкование, идущее от времен Тертуллиана (De Resurr. c. 24 – duis nisi Romanus status), находит себе подтверждение и в фактах жизни Ап. Павла. Последний всюду находил что римская власть действительно играла роль » удерживающе го» (см. Деян 17и д. Деян 18:12–16 ), отсюда и его взгляд на власть в Рим 13:1–3 . Если же Ап. пишет здесь прикровенно, то это стоит в полном согласии с таинственным характером апокалиптических писаний и б. м. с соображениями осторожности, в виду того, что сказано во второй половине стиха 2Сол.2:7 .

2Сол.2:7 . Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

» Тайна беззакония « – это то же, что и αποστασία . Стих поясняет предшествующую мысль: явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самым возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла.

2Сол.2:8 . И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

2Сол.2:9 . того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,

2Сол.2:10 . и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

Но раз » удерживающий » будет взят от среды, откроется « беззаконник » (» человек греха » в 2Сол.2:3 ), пришествие которого будет сатанинской пародией на пришествие истинного Мессии – Иисуса; но царство его не продлится долго: Господь Иисус убьет его духом уст своих (сравни Ис 11:4 ); будет достаточно одного дыхания Божия чтобы смести с лица земли беззаконника. – « Истребит явлением пришествия Своего » – здесь соединены два термина вместе – επιφάνεια и παρουσία . Первый употребляется в Н. З. только у Ап. Павла, и за исключением данного места, главным образом в пастырских посланиях. Выражение это включает в себя идею о поразительном и важном событии, полном славы и величия. Второй термин встречается у Ап. П. главным образом в 1Фес.1 и в 1Кор 15:23 . Помимо этого – он встречается в посланиях Ап. Иакова, Петра II, и Иоанна I . Выражение « парусия » – по-видимому, строго еврейский термин, тогда как « эпифания » – термин более понятный язычникам. – « Со всякою силою и знамениями и чудесами ложными » – первое относится к виновнику чудес, второе и третье характеризует впечатление на свидетелей ложных чудес. Эти последние могут, или прояснять ум свидетелей (знамения), или же захватывать их нравственное чувство (чудеса ложные. См. у Lightfoot). « Со всяким неправедным обольщением » – по слав.: « во всякой льсти неправды » – сочетание слов, указывающее на активный, агрессивный характер неправды, действующий, однако, только на « погибающих » – духовно сродных « сын у погибели «. » Люб овь истины » – выражение усиления. Погибающие не только отвергнут истину, но они не будут вовсе и желать обладать ею.

Читать еще:  Приметы на удачу в любви. Приметы на удачу

2Сол.2:11 . И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,

2Сол.2:12 . да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

Здесь описывается дальнейшая судьба « погибающих ». Они сначала восстанут против « любви истины » ( 2Сол.2:10 ). За это Бог пошлет им « действие заблуждения » – когда они не только будут пассивно внимать лжи, но станут и ее активными сторонниками и апостолами. Они поверят « лжи » – ложь здесь все, что отрицает истину Евангелия, истину par excellence. Ложь станет истиною для погибающих; но эта аберрация будет допущена для того, чтобы они могли быть осуждены за то, что отвергли сознательно слово истины, и нашли услаждение в неправде.

2Сол.2:13 . Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,

2Сол.2:14 . к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Покончив с судьбою погибающих, Апостол обращается к судьбе « избра нных» ф., и говорит что он и его сотрудники должны всегда благодарить Бога за то, что ф. были от начала избраны Богом к получению славы Г. И. Христа. – « Возлюбленные Господом » – т. е. Иисусом Христом, так как у Ап. П. название Κύριος почти исключительно прилагается к Г. И. Христу. – « От начала » απ᾿ αρχής – лучшее чтение, ибо рельефнее оттеняет мысль Ап. о различии между вечным планом Божиим о спасении, и его исполнением в известный исторический момент (ср. 1Кор 2:7 ; Еф 1:4 ; 2Тим 1:9 ). с другой стороны Codex Vaticanus (B) читает άπαρχήν – начаток (ср. 1Кор 16:15 ; Рим 16:5 ) – в таком случае мысль Ап. обращается к ф., как начатку, первому плоду его евангельского служения в Македонии ( Флп 4:15 ). Но первое чтение нужно предпочесть по всем соображениям. Здесь тогда будут указаны три ступени в развитии плана спасения – вечное избрание, призвание, и получение вечной славы. – » Чрез освящение Духа « – т. е. Св. Духа (сравни 1Петра 1по греч. тексту). – » Веру истине « – по слав.: т. е. веру в истину. – » Призвал « – указание на исторический момент осуществления вечного плана Божия о спасении. Орудием призвания было » Евангелие «, которое Ап. П. называет » нашим « (ср. Рим 2:16 ; 2Кор 4:3 ; 2Тим 2:8 ). » В получение « – по слав.; по греч.: εις περιποίησιν δόξης – «это может означать или 1) чтобы мы могли получить славу, или 2) чтобы Он мог восприять нас в славу, или же облечь нас славою» (Lightfoot, op. cit. 121). Слово περιποίησις может оттенять, или наше собственное усилие к получению славы, или же указывать на действие со стороны Бога, приемлющего нас в Свою славу.

2Сол.2:15 . Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

Но раз таков план спасения, как бы продолжает Ап., ф. должны, с своей стороны, оказаться достойными сего и твердо держаться преподанного им учения – « предани й» – τάς παραδόσεις – учений, сообщенных им не как лишь личные воззрения, но как «весть» воспринятая свыше, причем безразлично, как бы эти учения не дошли до них – « словом » – или же » посланием » . Под последним здесь несомненно разумеется наше 1 Ф.

2Сол.2:16 . Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

2Сол.2:17 . да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

Конец главы содержит молитву Апостола, в которой имя Г. И. Христа стоит ранее имени Бога. «Этот порядок, м. б. был определен, пишет G. Milligan, непосредственно предшествующей ссылкой на » слав у Г. Иисуса « ( 2Сол.2:14 .), или же обязан своим появлением тому факту, что именно Христос является посредником, через которого был выполнен план Божий в отношении к Его людям. В обоих случаях пред нами другой поразительный пример равенства чести, приписываемой всюду в этих посланиях Сыну вместе с Богом Отцом» (ор. с. 108). – « Возлюбивший нас и давший » – два причастия с одним членом, и аорисг в παρακαλεσαι – указывают на определенный исторический момент возникновения Евангелия, и относятся к « Бог у и От цу». – » Вечное утешение » – по контрасту с преходящими радостями земными. – « Надежду благую » – надежду на будущее. – « Во благодати » – то и другое дар свыше, а не наша личная заслуга. – « Во всяком слове и деле благом » – не только в том, что вы делаете, но и в том что вы говорите.

Толкование понятия «удерживающий» (ὁ κατέχων) (2 Фесс. 2:7)

Прежде всего, хотелось бы начать мой доклад с мотивов, которые могли сподвигнуть апостола Павла на написание этого фрагмета. Имеется в виду фрагмент послания 2 Фес. 2:1–12. Поводом послужило смущение фессалоникийских христиан касательно сроков наступления Дня Господня. Вот что, рассматривая данный вопрос, пишет Алексей Александрович Лопухин: «Вера в то, что эта парусия уже наступила, что час ее уже пробил, и что если она пока и остается незримой, то все же она может появиться пред взором во всякий момент, захватила собою общество верующих, и произвела полное нарушение нормального хода жизни. Развилось в самой широкой степени «бесчинство», выразившееся в том, что многие, в ожидании мгновенного наступления пришествия Господа, оставили нормальный образ жизни, предались «идейной» праздности в виду скорого прехождения образа мира сего, и стали, хотя б. м. и не всегда сознательно, обузой для трудящихся в христианской общине. Но они не только предались идейному ничегонеделанию, но даже пошли и дальше: они стали «суетиться»; «бросив свое собственное дело, эти «бесчинники» стали ходить по домам, разнося и обсуждая самые последние и сенсационные слухи по вопросу о парусии, и таким образом нарушали покой церкви, и прерывали работу среди трудящихся братьев»» [1] .

Таким образом, поводом к написанию данного отрывка в частности и всего послания в целом послужили беспорядки в фессалоникийской церкви, возникшие в связи с вопросом о парусии и признаках ее наступления. Утешая фессалоникийских христиан, ап. Павел излагает им «имеющее наступить», раскрывает им признаки наступления Парусии – пришествия Господня [2] . И в этом описании, открывающем нам пришествие «сына погибели» – антихриста, мы среди прочего встречаемся с интересным моментом: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» [3] (2 Фес. 2:7). Для полноты картины приведем не только 2 Фес. 2:7, но и предыдущий стих:

«И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:6-7).

Приведем греческий оригинал:

«καὶ νῦν τὸ κατέχον οἴδατε εἰς τὸ ἀποκαλυφθῆναι αὐτὸν ἐν τῷ ἑαυτοῦ καιρῷ.

τὸ γὰρ μυστήριον ἤδη ἐνεργεῖται τῆς ἀνομίας· μόνον ὁ κατέχων ἄρτι ἕως ἐκ μέσου γένηται» [4] (выделение мое. – Р. С.) .

Следует сказать, что текст отрывка до конца не ясен (особенно во второй половине 7 стиха) из-за многозначности ключевого глагола κατέχειν [5] , пропуска подразумеваемых слов (т. н. эллипсис) и возможности по-разному связать слова между собой. Интересующее нас понятие выражено двумя причастиями настоящего времени глагола κατέχειν: в 6-м стихе это причастие среднего рода τὸ κατέχον , в переводе еп. Кассиана – «то, что удерживает»; в 7 стихе — причастие мужского рода ὁ κατέχων , «удерживающий». Глагол κατέχειν вообще может означать: 1) мешать, препятствовать чему, удерживать от чего (Лк. 4:42, Флм. 13); 2) держать, хранить, соблюдать, придерживаться чего (Лк. 8:15, 1 Кор. 11:2, 15:2, 1 Фес. 5:21, Евр. 3:6, 14, 10:23); 3) держать в своей власти, владеть, обладать, господствовать (Рим. 1:18, 1 Кор. 7:30, 2 Кор. 6:10); 4) ограничивать, содержать(ся) (напр., в тюрьме), быть связанным (Рим. 7:6); 5) удерживать за собой, занимать (место) (Лк. 14:9) [6] .

Обратимся к святоотеческой традиции толкования 2 Фес. и попытаемся обозначить ключевые интерпретации данного пассажа.Учитывая обилие источников и формат работы, мы остановимся лишь на самых основных толкованиях этого стиха [7] .

Хронологически первое дошедшее до нас толкование восходит к Иринею Лионскому [8] , Тертуллиану [9] и Ипполиту Римскому [10] .

Они понимали «удерживающего» как Римскую империю, которая не дает «открыться» антихристу. Это толкования опирается на значение глагола κατέχειν – «удерживать», «сдерживать».

Обратимся к позиции Амвросиаста [11] , автора толкований на 13 посланий апостола Павла, под ἀποστᾰσία понимает regniRomanideficio или abolitio (т. е. расслабление и упадок Римской империи), а т. к. нет еще отпадения от Римской империи, нет ее упадка, то и антихрист не может явиться. Его явление задерживается благосостоянием Римской империи.

Читать еще:  Что говорить батюшке перед началом исповеди. Как исповедоваться первый раз

Блаженный Августин в своем труде «О граде Божием» [12] касательно выражения «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник» говорит: «Некоторые думают, что в этом случае речь шла о римской власти и что апостол Павел не хотел писать об этом открыто из опасения подвергнуться преследованиям из-за недоброжелательного отношения к этой власти, которую многие считали вечной, так что говоря: «Тайна беззакония уже в действии», он якобы имел в виду Нерона, действия которого казались ему действиями антихриста. Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскреснет и будет антихристом. Другие же полагали, что он и не убит, а, скорее, скрыт, чтобы считали его убитым; и что в то время, как его считают убитым, он скрывается, сохраняя свой возраст, и будет так скрываться до тех пор, пока в свое время не откроется и не восстановится на царство. Но такого рода предположения мне кажутся слишком странными. … Что же касается слов апостола: «Только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», то в них не без основания видят речь о самой римской власти, как если бы было сказано: «Только повелевающий ныне да повелевает, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Из этой цитаты мы видим, что блж. Августин приводит мнение о том, Нерон воскреснет и будет антихристом («тайна беззакония»), однако сам Августин не придерживается данной точки зрения. Он также видит в «удерживающем» римскую власть, и это мнение согласно с приведенными выше.

Блж. Иероним около 407 г. в письме к Алгазии [13] , где он изъясняет учение ап. Павла об антихристе, говорит, что под ἀποστᾰσία следует понимать отпадение всех народов, ранее подчиненных Римской империи. «Пока не будет прежде опустошена Римская империя и не появится антихрист, дотоле не придет Христос». Касательно «удерживающего» в ст. 6 он понимает Римскую империю. Апостол, по Иерониму, не хотел сказать открыто о разрушении империи, т. к. ее владыки почитали империю вечной. И если бы он сказал это открыто, то это было бы достаточной причиной воздвигнуть на нарождающуюся Церковь гонения [14] .

Свт. Кирилл Иерусалимский в 15-м огласительном поучении «De secundo Christi adventu» [15] следует традиции понимания четвертого царства в книге пророка Даниила как Римской империи. Учитывая то, что он признает свою зависимость от древних толкователей, можно заключить, что под τὸ κατέχον – удерживающей безличной силой – он понимал Римское государство, а под ὁ κατέχων – личной силой – римских правителей.

Знаменитый антиохийский экзегет Феодор Мопсуетский написал краткий, но емкий комментарий на послания ап. Павла [16] , в котором утверждает, что τὸ κατέχον – это определение Божие, а не благодатные дары Святого Духа, ибо они не прекратятся и во времена антихриста. «Хотя бы диавол желал бы совершить это (пришествие антихриста) уже и теперь, но Бог препятствует ему, так как назначено время для кончины века, когда он и должен явиться». [17]

Такого же мнения придерживался свт. Иоанн Златоуст. Святитель приводит два разных взгляда на понимание «удерживающего»: «Римское государство» и «Святой Дух». Интересно проследить, чем он руководствуется в предпочтении одного толкования другому. Для полноты восприятия приведем рассуждение свт. Иоанна Златоуста: «Что же такое «не допускает открыться ему» то есть, «препятствующее»? Одни говорят, что это благодать Св. Духа, а другие – римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что, если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Св. Духа, т. е. (чрезвычайные) дарования. Кроме того, надлежало бы уже ему придти, если тогда он должен придти, когда оскудеют (чрезвычайные) дарования, потому что они давно оскудели. Но так как (апостол) говорит это о римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. В самом деле, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и (вместе с ним) всех верующих, как живущих и подвизающихся для этого. … Так же точно говорить он и здесь: «только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». То есть: когда прекратится существование римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, – потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю – и человеческую и божескую – власть. Подобно тому как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское – вавилонянами, вавилонское – персами, персидское – македонянами, македонское – римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать» [18] .

Отсюда видно, что святитель отдает предпочтение в понимании удерживающего римскому государству, т. к.:

§ Спаситель, по Иоанну Златоусту, если бы имел в виду Святой Дух, то говорил определенно, а не туманно.

§ Антихрист уже должен был прийти, т. к. «чрезвычайные духовные дарования» уже оскудели.

§ Далее свт. Иоанн утверждает, что апостол только намекал и говорил о римском государстве прикровенно, т. к. не хотел навлечь на себя вражды и бесполезной опасности.

§ Свт. Иоанн Златоуст говорит, что пока будут бояться [19] римского государства, никто не подчинится антихристу. Он также проводит параллель с падениями предыдущих царств, утверждая, что римское государство будет разрушено антихристом, а его царство – Христом.

Блж. Феодорит Кирский также приводит вышеназванные толкования, но не соглашается с ними. Он видит в «удерживающем» слово Господа : «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14) и тогда явился бы сопротивник истины [20] . Также он считает возможным толкование τὸ κατέχον как служение языческим богам, т. к. оно задерживает порученную Христом проповедь Евангелия всем народам. В другом произведении блж. Феодорит, исследуя тему антихриста, пишет: «Потом напоминает фессалоникийцам о том, чему учил многократно, и говорит: Не помните ли, яко еще живый у вас сия глаголах вам: и ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое ему время, т.е. явился бы уже он, если бы не препятствовала ему благодать Божия и не назначила пришествия его в приличное для того время» [21] . Еще одним толкованием «удерживающего», по блж. Феодориту Кирскому, является благодать Божия, препятствующая пришествию антихриста.

С первым из толкований блж. Феодорита согласен прп. Ефрем Сирин, написавший краткий комментарий на все послания ап. Павла, дошедшие до нас в армянском переводе [22] . Под τὸ κατέχον он понимает апостольскую проповедь Евангелия : «Пока апостольство не совершит данное ему призвание: «идите ко всем народам» (Мф.28:19), и не распространится учение (Христово), и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь Апостолов и чрез учение священников: – только тогда, наконец, попускается Отступнику придти для испытания достоинства людей» [23] . Под ὁ κατέχων прп. Ефрем Сирин понимал существовавший тогда иудейский храм и культ: «Пока не упразднится древнее богослужение, которое теперь удерживает через уготованное уже разрушение города (Иерусалима), и пока не удержится притом апостольство, которое теперь проповедует, и после него не распространится учение, – дотоле не придет день Господень, о котором те лживые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает теперь. Но как существовало время Ветхого (Завета), и не прешло пророчество, ни огонь, ни жертвоприношение, ни рог помазания, доколе (не) пришел Христос, – так ничто не может остановить время проповеди Нового (Завета), пока не совершится, как и совершается, то, что должно предшествовать по времени» [24] .

Похожего мнения придерживается свт. Фотий: «Явится в свое время, то есть когда настанет определенное ему и Богом попущенное, или соизволенное, время». Севир Антиохийский, по свидетельству византийского церковного писателя Х в. Экумения, утверждал, что «Удерживает и не допускает беззаконному явиться Дух Святой. Когда Сей, по причине умножения зла в людях, отстранится и отступит, тогда беззаконный тот возымеет свободу открыться и выступить на среду, — мешать будет некому» [25] .

Резюмируя данный отдел, мы можем заключить, что рассмотренные нами святые отцы не видели различия между понятиями τὸ κατέχον и ὁ κατέχων ( слав. – « удерживающий» и «держай» соответственно), и полагали, что оба выражения заключают в себе одно и то же. Большинство отцов и учителей Церкви и церковных писателей под удерживающим τὸ κατέχον разумели Римскую империю, a под взятием держащего от среды – раздробление и разрушение ее, имеющее произойти при антихристе, или перед антихристом. Основания этого мнения следующие: а) распространенное мнение о том, что четвертое царство, виденное пророком Даниилом в образе четвертого безыменнаго и страшного зверя, есть Римское царство; а по книге Даниила это царство представляется последним из всемирных царств, и из него возникает антихрист; б) во времена отцов Римская империя была могущественным царством, простиравшейся до границ вселенной – οἰκουμένης, т. е. из всех действующих сил она казалась наиболее способной задержать явление антихриста; в) прикровенность речи Апостола о задерживающем явление антихриста наводила на догадку, что говорить об этом предмете открыто было нельзя, опасно, а для христиан страшной и опасной силою, кроме враждующих, но не особенно опасных Иудеев, было в то время правительство Римской империи [26] .

Если обратиться к нашим дореволюционным экзегетам, то они, как замечает свт. Феофан Затворник [27] , рассматривали под «удерживающим» царскую власть [28] , удерживающую народ, не допускающую народу уклониться от христианских начал и т. п. В частности, такого мнения об «удерживающем» в придерживались Д. Глаголев [29] и Н. Виноградов [30] в своих толкованиях на 2-е послание ап. Павла к Фессалоникийцам [31] . «Взгляды обоих этих богословов на смысл удерживающего и держай не оригинальны, а заимствованы ими у новейших протестантских ученых: Олсгаузена, Лютардта, Гофмана, Оберлена» , – утверждает проф. А. Д. Беляев.

В заключение еще раз перечислим основные толкования понятий τὸ κατέχον и ὁ κατέχων (слав. – удерживающее держай)(2 Фес. 2:6–7), сведя их в таблицу:

Источники:

http://bible.optina.ru/new:2sol:02:07
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_71/2
http://old.mpda.ru/site_pub/1871781.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector