Киево – печерская лавра. Кому должна принадлежать Киево-Печерская лавра

Кому принадлежит Киево-Печерская лавра?

Бывший глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко) заявил, что Киево-Печерская лавра должна быть отобрана у Украинской Православной церкви Московского патриархата. По его словам, она является «украинской, а не российской святыней», и поэтому принадлежать должна Православной Церкви Украины (ПЦУ).

Как заявил Филарет, получившая автокефалию ПЦУ сможет получить храмовый комплекс на законных основаниях. На прошлой неделе украинский парламент принял закон (№ 5309), касающийся перехода общин в новую Украинскую православную церковь, а также обязал УПЦ Московского патриархата изменить название.

Кому сейчас принадлежит лавра?

Киево-Печерская лавра сегодня считается государственным историко-культурным заповедником, собственником которой является украинское государство. В сферу управления министерства культуры и туризма Украины Лавру передали в 2010 году. За передачу заповедника на бесплатной основе в госсобственность тогда проголосовали 73 депутата Киевсовета из 112. Таким образом, вся территория храмового комплекса принадлежит Национальному Киево-Печерскому заповеднику.

После провозглашения независимости все здания и территория лавры, а также все имущество, которое находилось внутри, принадлежали государству, а УПЦ Московского патриархата пользовалась всем этим на правах бесплатной аренды. В июле 2013 года правительство Украины передало УПЦ МП 79 помещений лавры в бессрочную аренду. На сегодняшний день УПЦ МП имеет действующий договор на аренду. В документе арендатором всех помещений указана «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (мужской монастырь)», которая находится в подчинении Московского патриархата.

Когда была построена лавра и кому она принадлежала?

Лавра была основана в 1051 году в период княжения Ярослава Мудрого монахом Антонием. В 1062 году киевский князь Изяслав передал монахам землю над пещерами, и Антоний вместе с несколькими учениками основал на ней пещерный комплекс. В 1073 году на территории нынешней лавры была заложена каменная церковь, которую освятили в 1089 году.

После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту, но монахи во главе с архимандритом Никифором оказали вооруженное сопротивление. В 1598 году монастырь снова удалось отстоять силой от униатов.

В конце XVI века лавра получила статус постоянного представительства Константинопольского патриархата в Киеве и стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. В результате реформы 1786 года лавра лишилась большинства земельных угодий и статуса представительства Константинопольского патриархата. Ее священноархимандритом стал митрополит Киевский, а всеми делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником.

В начале XX века при митрополите Флавиане Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр, а после установления советской власти в ней был создан Музей культов и быта.

29 сентября 1926 года территория лавры была объявлена историко-культурным государственным заповедником.

Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония на Ближних пещерах был возрожден монастырь. А после войны в 1961 году во время антирелигиозной кампании Никита Хрущев закрыл лавру.

Торжественное открытие Киево-Печерской лавры состоялось в 1988 году на тысячелетие крещения Руси. Церкви были возвращены Дальние пещеры, а в феврале 1990 года — Ближние. С начала 1990-х годов на территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

Кому она достанется в случае предоставления автокефалии УПЦ

Православие на грани раскола: РПЦ даст свой обещанный жесткий ответ на возможное предоставление независимости церкви Украины. Как ожидается, в понедельник с официальным заявлением выступит патриарх Кирилл. Предполагается, что он может решиться даже на разрыв отношений с Константинополем, который и готов дать автокефалию Украине. Фактически это будет означать раскол православного мира. При этом до сих пор непонятно, как будут делиться приходы между РПЦ и новой церковью. Особое внимание при этом уделяется одной из главных православных святынь — Киево-Печерской лавре. «Ъ FM» выяснил, что ее могут отобрать у РПЦ в любой момент. Кому она в итоге достанется? Разбирался Александр Рассохин.

Читать еще:  Любовный гороскоп близнецы на года.

Киево-Печерская лавра фактически принадлежит украинским властям. В верхней части комплекса они разбили Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. В основном это музеи. А вот нижнюю часть передали структуре РПЦ — Украинской православной церкви Московского патриархата, рассказал «Ъ FM» пресс-секретарь организации Василий Анисимов: «Нижняя часть лавры — это верхние и нижние пещеры, это резиденция предстоятеля Церкви, там ютится их знаменитая Киевская духовная семинария и академия, дома, если паломников размещают, обслуживание, пять подземных храмов».

Фактически это означает, что лавра Москве не принадлежит, а находится в аренде. И этот договор можно оспорить. По крайней мере, так заявил в интервью агентству УНИАН патриарх Филарет, глава непризнанной в мире Украинской православной церкви Киевского патриархата. А вот как он ответил на вопрос «Ъ FM» о том, как же будут делить лавру: «Это надо будет решать добровольно».

Что потеряет РПЦ в случае автокефалии Украинской церкви

Но что, если договориться мирно не получится? Накануне наставник лавры митрополит Павел заявил, что храмы и монастыри готовы захватить радикалы. В воскресенье в Киеве прошел марш националистов, до штурма лавры дело не дошло, но полиция задержала около 100 человек у ее стен. В Украинской православной церкви Московского патриархата предположили, что не только радикалы силой могут захватить лавру, но и сами местные власти. Впрочем, как отмечает директор киевского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, окончательное решение еще не принято:

« У власти тоже нет единого подхода.

С одной стороны, Петр Порошенко пытается максимально продвигать вопрос автокефалии, с другой стороны, есть Арсен Аваков, который дистанцируется от этой тематики и постоянно заявляет о том, что будет соблюдать равенство граждан и не будет работать в интересах ни одной из групп. Это очень сложная мультиплеерная игра, и однозначно сказать, какой сценарий будет развиваться при том или ином решении по автокефалии, сегодня достаточно сложно»

Почему решения Константинополя разделили православных на два лагеря

За тысячелетнюю историю лавру неоднократно грабили, жгли и разрушали кочевники, новгородские князья, татаро-монголы и большевики. Неужели в XXI веке за нее будут драться между собой два народа с одной православной историей? Впрочем, и в рядах Московского патриархата раздаются голоса в пользу того, что вопрос можно решить миром. Архимандрит Александр — один из лидеров тех, кто готов перейти из структуры РПЦ в новую Украинскую церковь. Он считает, что Москва может сохранить за собой лавру, но на новых условиях: «Если это не будет Украинская православная церковь, Русская церковь на Украине, наверное, условия аренды могут измениться: церковь Московского патриархата будет арендовать у украинского государства свое, так сказать, место проживания. В чем проблема? Если вы приедете в государство Украина и будете снимать квартиру, вы имеете на это право. Вот так и будет, наверное, та же ситуация».

В самой лавре богослужения пока что продолжаются. Правда, в них уже не поминают Вселенского патриарха Варфоламея, потому что именно он и намерен дать украинской церкви автокефалию. Ранее в РПЦ неоднократно выступали против выдачи Украине автокефалии.

Как Лавра досталась Московскому Патриархату

Корецкий монастырь напрямую подчиняется Москве. Есть такая же опасность и для Лавры. Нужно ехать в Поволжье и просить Бога о дожде, а он впился зубами в Украину и здесь утверждает “русский мир”. Мнения экспертов

Киево-Печерская Лавра как мужской монастырь во время Советской власти дважды прекращала свою деятельность. Первый раз монастырь закрыли в 1930 году, одновременно прошел погром и по Киево-Печерскому заповеднику (созданному в 1926 году), руководство которого было репрессировано. Тогда монахи и научные работники заповедника были по одну сторону баррикад, они противостояли власти. Как ни странно, но возобновились богослужения во время немецкой оккупации в 1941 году. Уже во второй раз коммунистическая власть закрыла Лавру в начале 1960-х. Духовную семинарию разогнали. Значительное количество монахов перешли работать в музеи на территории заповедника на разные должности, даже простые хозяйственные, чтобы только остаться в Лавре. И только в 1988 году по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси деятельность монастыря была возобновлена. С развалом Союза в Украине создаются “национальные версии” православных церквей, но со временем – в 1992 году – одна из крупнейших православных святынь Украины отходит именно УПЦ Московского патриархата. Почему так исторически сложилось и могло ли быть другое развитие событий, мы спросили у экспертов.

Читать еще:  Гороскоп на неделю для всех. Гороскоп для Водолеев

Епископ Евстратий (Зоря), спикер Украинской православной церкви Киевского патриархата

ЕСЛИ БЫ ВЛАСТЬ НЕ СТАЛА НА СТОРОНУ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, ТО ЛАВРА МОГЛА БЫ ОСТАТЬСЯ ЗА ФИЛАРЕТОМ

В 1992 году митрополит Филарет был священноархимандритом Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. У него до сих пор сохраняются все оригиналы документов о передаче в пользование корпусов Киево-печерской лавры в 1988 году (на то время в Украине существовала лишь одна православная церковь – Авт.). И корпус митрополичий – это была его официальная резиденция. А в канун приезда митрополита Владимира в Киев после Харьковского собора УПЦ по распоряжению Ивана Салия (тогдашний глава Киевской городской госадминистрации – Авт.) охранники резиденции митрополита были выброшены. В действительности, это было захватом Лавры со стороны Московского патриархата. Это был бунт против митрополита Филарета как против священноархимандрита Лавры.

Я думаю, не Иван Салий принимал это решение, его принимали где-то выше, но он был посредником-исполнителем, и он дал распоряжение послать ОМОН, который стал на защиту Московского патриархата, а сторонников митрополита Филарета оттуда выгнали. Если бы власть тогда не стала на сторону Московского патриархата, то вполне возможно, что Лавра осталась за митрополитом Филаретом и сейчас принадлежала бы Киевскому патриархату.

Иван Салий, глава Киевской городской госадминистрации (1992-1993 гг.)

ФИЛАРЕТУ МЫ ДОСТАТОЧНО ПЕРЕДАЛИ

После распада Советского Союза происходил религиозный ренессанс. Появлялись разные церкви. Но одновременно у религиозных общин возникло желание подчинить себе те или другие культовые и не культовые заведения, которые когда-то принадлежали им. На Подоле в отдельных церквях были склады с сахаром, в Покровский церкви была автохозяйственная контора, а в колокольне сидела бухгалтерия, во Фроловском монастыре разместилась целая фабрика “Юность”.

Возле Софии верующие Филарета поставили палатки и объявили голодовку. А в самой Софии верующие приковывали себя цепями к фонарям и тоже голодали, чтобы помещение было передано в пользование их конфессии. В это время ученые обратились к Президенту Кравчуку с официальным письмом: что это за безобразие, там голодают, нужно что-то решать.

Узнали, что прибывает Владимир Сабодан. Долго советовались и приняли решение, что Владимирский собор, апартаменты митрополита на Пушкинский, Андреевскую церковь оставляем за Филаретом, София не должна принадлежать никакой конфессии (если хотите – по очереди можете проводить богослужение), а в Лавру поселили Сабодана и РПЦ. А наши тогдашние демократы, сторонники Филарета начали перелезать через стены с какими-то железяками, чтобы выгнать оттуда российскую православную церковь. Мы это решительно остановили.

Мы предоставили обеим конфессиям возможность разместиться. И Филарету мы достаточно передали.

Дмитрий Степовик, ведущий сотрудник Института искусствоведения, фольклоризма и этнологии НАНУ, доктор философии, искусствоведения, богословия

В 1992 ГОДУ РУКОВОДСТВО УКРАИНЫ ПУСТИЛО ЦЕЛЫЙ ПОЕЗД МОСКОВСКИХ ПОПОВ В КИЕВ И ОНИ РЕЙДЕРСКИМИ МЕТОДАМИ ЗАХВАТИЛИ ЛАВРУ

В 1988 году по ходатайству тогдашнего руководителя киевской митрополии Блаженнейшего митрополита Филарета (Денисенко) тогдашняя власть в связи с 1000-летием Крещения Руси позволила возобновить монастырскую жизнь в Лавре. И это, конечно, была украинская православная жизнь. Хотя тогдашняя митрополия находилась в связях с Москвой, но речь шла уже о возрождении настоящей украинской автокефальной церкви. И это закончилось в 1990-ом году в июне месяце провозглашением автокефальной церкви Киевского Патриархата и избранием Мстислава Скрипника Патриархом. Сначала сосуществовали две церкви, между ними был диалог, который закончился объединением в июне 1992 года Украинской православной церкви во главе с Патриархом митрополитом Филаретом с украинской автокефальной православной церковью Патриарха Мстислава. Образовалась единая УПЦ КП.

Читать еще:  Знак стаж менее 2 лет пдд. Знак «Начинающий водитель» — помощник или повод для насмешек

Поэтому в Лавре была украинская монастырская православная жизнь, до вторжения из Москвы в 1992 году под запугиванием тогдашнего президента Ельцина – “перекроем краник”. Тогда Кравчук сдался под давлением некоторых министров, главы СБУ и т.д. и решил их пустить, мол, пусть церковники сами разбираются. Если бы они знали, чем это все закончится, они бы этого неосмотрительного шага не сделали. Поэтому в 1992 году тогдашнее политическое руководство Украины пустило целый поезд московских попов в Киев, многие из них были на службе РФ и они рейдерскими методами захватили Лавру, Покровский женский монастырь и Флоривский женский монастырь на Подоле, много церквей. Они провели в Харькове церковный псевдособор, без согласия и без присутствия тогдашнего руководителя украинской православной церкви Филарета, отстранили его от власти и поставили своего ставленника, нынешнего митрополита Владимира Сабодана, довольно старенького и больного. И с того времени в Лавре воцарился Московский Патриархат и сегодня они принимают свирепого ненавистника Украины Кирилла, который имеет при себе несколько сотен личной охраны. Он даже говорит не как духовный пастор, а как запугивающий лидер, которого наставили политики в Москве: “Раскольники, присоединяйтесь к кораблю спасения”. И его колючий взгляд, и его окружение – это возрождение порядков, которые существовали даже не при Брежневе, а при Сталине.

На Юге России от жары в этом году сгорел весь урожай. Нужно ехать туда в Саратовскую, Астраханскую области, Поволжье и просить Бога о дожде, а он впился зубами в Украину и тут утверждает “российское православие и русский мир”.

Известно, как Кирилл был введен в лоно РПЦ. Когда он становился епископом в 1976 году, то одним из тех, кто рукополагал его, был нынешний Патриарх Киевский Филарет. И он ему сказал: “Вы не по божьему благословению стали епископом, а по настоянию власти и КГБ”. И потому Кирилл до сих пор его ненавидит.

Меня удивляет наша власть на периферии и в центре, которая в настоящее время устраивает откровенному неприятелю Украины почти царский прием. Была у нас государственный секретарь США, все прошло тихо, приехала-уехала. А тут едва не парады делают, едва не цветы ему под ноги бросают. Это очень опасный симптом со стороны нашей власти. Раз они так его встречают, значит власть чем-то провинилась перед Москвой и расплачивается такими действиями, которые вызывают неприязнь и отвращение со стороны украинского народа.

Людмила Филипович, доктор философских наук, профессор, завотделом религиозных процессов в Украине Института философии НАНУ, исполнительный директор Центра религиозной информации и свободы Украинской ассоциации религиезнавцев

ДЛЯ ЛАВРЫ СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ НАПРЯМУЮ ПОДЧИНЯТЬСЯ МОСКВЕ

Исторически могло произойти все, что угодно. Но история не знает условного наклонения.

В начале 90-х шла борьба между сторонниками автокефалии украинской церкви и теми, кто выступал против отделения от Московской церкви. Есть у меня сведения, которые не подтверждены документально, что из Москвы были завезены представители силовых структур, которые под видом монахов захватили Лавру и таким образом она теперь принадлежит УПЦ МП. А до этого времени там существовал так называемый украинский экзархат (отдельная административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной церкви, или специально созданная для верующих данного обряда в особых условиях – Авт.). Но в силу того, что в свое время Филарет отошел от той церкви и заявил, что украинская церковь желает быть автокефальной, этот статус был отменен. И буквально через пару недель на альтернативном соборе в Харькове образовалась УПЦ МП, которая начала существовать как автономная. Но эта автономность проявляется все меньше и меньше, сейчас видно, какой большой интерес проявляет к этой “автономности”, или, скорее, к уничтожению этой автономности, РПЦ.

Следует прибавить, что у нас есть так называемые ставропигийные монастыри (ставропигия – автономная православная церковная единица (церковь, монастырь, братство), которая подлежит юрисдикции не местных иерархов, а непосредственно патриарха и пользуется специальными правами – Авт.). Например, Корецкий женский монастырь напрямую подчиняется Московскому патриархату. Есть такая же опасность и для той же Киево-Печерской Лавры, и для других украинских церквей и монастырей.

Источники:

http://aif.ru/society/religion/komu_prinadlezhit_kievo-pecherskaya_lavra
http://www.kommersant.ru/doc/3771409
http://www.unian.net/politics/384690-kak-lavra-dostalas-moskovskomu-patriarhatu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: