Кавказские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

Таты: самый путаный народ Закавказья

Об этом народе почти никто за пределами Закавказья даже не слышал, да и даже в самом Азербайджане не все догадываются, что с давних пор в этих краях живут таты. Самое интересное, что таты не являются родственниками ни одному из этих населяющих эту страну народов.

С татами вообще было много путаницы: их причисляли и к армяно-татам, и к горским евреям, и к иранским тати, или же наоборот. Но на самом деле их история началась еще в доисламские времена, в эпоху Ахеменидов – примерно 2,5 тысячи лет назад.

Именно тогда на Кавказ стали переселяться персы. Процесс шел неторопливо и завершился только примерно через тысячу лет – уже при Сасанидах, когда помимо собственно персов, на Кавказе появились и персидские города и укрепления.

Как раз после заката эпохи Сасанидов сюда проник ислам и большая часть населения, живущего на территории Азербайджана, где добром, где принуждением приняла ислам. Исламизировались и жившие там иранцы-персы.

Примерно в XI веке сюда пришли тюрки-огузы, которые тогда были еще исключительно скотоводами. Именно они и назвали оседлых земледельцев-иранцев татами. Термин прижился, хотя сами иранцы-таты его по отношению к себе стали использовать только недавно. Раньше же они предпочитали называть себя по названию местности, в которой обитали.

Со временем тюрки и сами осели и тоже приняли ислам, однако продолжили называть ираноязычных соседей татами.

Кстати, свой язык таты сохранили до нынешнего дня, и он называется татским. Правда, есть серьезные опасения, что в скором времени он исчезнет, поскольку он мало распространен даже среди самих татов, не имеет никакого статуса и не преподается в учебных заведениях.

Письменности у этого народа нет, и сейчас таты пишут, используя нынешнюю азербайджанскую латиницу. Интересно то, что есть два говора татского языка, которые различаются по религиозному признаку – шиитский говор и суннитский. Это делает татский язык по-своему уникальным.

Однако вернемся к путанице. До тех пор пока на Закавказье не установилась советская власть, до татов почти никому вообще не было дела. Однако при Советах этнографы стали активно исследовать этот регион, и добрались до татов.

Собственно путаница началась еще до революции, и это было связано с притеснениями местных евреев. Последние, желая смягчить свое положение стали называть себя татами. Отсюда возникло заблуждение, что горские евреи и таты – вообще один иранский народ, только одни были исламизированы, а другие – иудаизированы.

В итоге в советское время эти два народа вообще перестали различать. Татским постоянно называли

В итоге в советское время эти два народа вообще перестали различать. Татским постоянно называли то, что на самом деле было еврейским.

Однако впоследствии ученые снова рассмотрели эти два народа, и отметили, что ни в языковом, ни в антропологическом, ни в культурном плане у татов и горских евреев нет ничего общего.

Однако, помимо горских евреев, татов отождествляли еще с татами-армянами. Однако последние вообще не считали себя татами. Ученые считали, что это иранцы, принявшие христианство, и все бы ничего, но эти самые вероятные христианизированные иранцы считали себя просто армянами, среди которых, к слову и без того всегда присутствовал иранский компонент, который никто татами не считал.

Что же до живущих в Иране тати, то у них с татами общее только название. Правда, даже в самом Иране это до сих пор не было осознано. Такая вот путаная история.

Читать еще:  Приснились бусы из камней. Приснились бусы: значения по сонникам

Относительно культуры татов, то она почти неотличима от азербайджанской. Во всяком случае, некоторую разницу заметят разве что жители данного региона, и с течением времени она становится все меньшей.

В религиозном плане почти все таты исповедуют ислам, хотя сквозь него просвечивают реликты исконно иранской религии – зороастризма. Есть и незначительное количество татов, до сих пор исповедующих зороастризм в чистом виде.

Однако, несмотря на всю путаницу, несмотря на то, что некоторые таты исповедуют зороастризм, скорее всего в ближайшем будущем все это уйдет в прошлое, поскольку татская молодежь, похоже, совершенно не дорожит своей национальной идентичностью, предпочитая быть азербайджанцами или даже европейцами, традиции которых все активнее заимствуются.

Что ж, ничто не вечно под луной и рано или поздно любой народ должен умереть. Кавказские иранцы прожили целых 2,5 тысячелетия – не так уж и мало.

marafonec

Марафонец

Бег на месте к горизонту

Евреи и Кавказ. Какие народы Кавказа являются иудеями

sell_off/2018/08/14/

Появление на Кавказе людей, исповедующих иудаизм, скрыто во мраке веков. И хотя они живут там уже тысячелетия, ясно, что давным-давно они откуда-то пришли.

Основными носителями иудаизма на Кавказе принято считать горских и грузинских евреев. Сами себя они называют джуур. Горские евреи сохранили старый уклад жизни, язык с традиционной терминологией и еврейские имена.

На территории древней Иберии они появились в конце VII века до н. э., после разрушения Первого Иерусалимского храма, когда Навуходоносор II увел евреев в рабство в Вавилон. Вторая волна переселения евреев на Кавказ произошла в I веке, когда Иерусалим захватили римляне. Возможно, часть народа пришла туда из Визaнтии, Сaсaнидской держaвы, Кaвкaзской Албaнии и Хaзaрского кaгaнaта.

Есть версия, что в VI веке до н. э. предки горских евреев попали в плен к Киру II Ахемениду и только потом переселились на Кавказ. На это указывают иранские слова в их языке. Известно, что в V веке часть горских евреев перебралась из Персии в Дербент. Есть предположение, что они потомки колен Изрaилевых: Вениaминовa и Иудовa.

Не исключено, что вожди Хазарского каганата – могучего государства, раскинувшегося от степей Казахстана до Крыма, приняли иудаизм под влиянием горских евреев. Это уникальный случай, ведь иудаизм не предусматривает обращение других народов.

Антропологи говорят, что горские евреи ближе всего к лезгинам. Исследования генетиков указывают на их родство с другими еврейскими общинами и определяют как евреев средиземноморского происхождения.

По данным 2002 года, в Азербайджане проживали 38 170 евреев. Сейчас в там существуют три еврейские общины: горских евреев в Губе, ашкиназы в Баку и в Сумгаити и грузинские евреи в Баку. В Азербайджане находятся несколько синагог и миква (строение для сакрального омовения).

Еврейская диаспора в Грузии составляет около полутора тысяч человек. В Южной Осетии, по данным на конец XX века, проживали 396 евреев, но на сегодняшний момент они все уже уехали оттуда.

Армянские евреи (ванские)

История армянских евреев насчитывает две тысячи лет. Их появление на Кавказе связывают с Навуходоносором, однако позже их судьбой занимались армянские цари. Они специально расселяли их по царству, вплоть до того, что «ходили в Палестину и брали в плен много евреев», полагая, что это поможет процветанию. Многие из евреев приняли христианство, но ванские евреи сохранили веру. Сейчас в Армении проживают около тысячи евреев. Ученые считают, что у одних из них иранское происхождение, а другие ведут род от евреев ашкенази (европейского происхождения).

Дагестанские таты-иудеи, компактно проживающие под Дербентом, – загадка для ученых. С азербайджанскими татами их роднит общий язык иранского происхождения. Но все таты – мусульмане. Остается вопрос, когда дагестанские таты успели принять иудаизм.

Известно, что таты не были иудаистами до присоединения Кавказа к Российской империи. Ученые связывают их с историей Хазарского каганата. В современной России дагестанские таты получили статус самобытного коренного народа.

Читать еще:  Для какого знака вторник несчастливый день. Выбор благоприятных дат

Сами крымчаки называют себя «еудилер», что значит – иудеи. Народ этот немногочислен, проживает в Крыму, на Кавказе представлен единично. Крымчаки тюркоязычны, исповедают талмудический иудаизм. Происхождение этого народа смешанное – тюрско-еврейское. Скорее всего, крымчаки выделились в отдельный народ в XIV–XV веках. Согласно лингвистическому анализу фамилий, обнаруживается их связь с ашкеназами и евреями-сефаридами (группа, сформировавшаяся внутри Римской империи на Пиренейском полуострове). Антрополог Вайсберг полагал, что крымчаки — прямые потомки хазар.

На Кавказе представлены единично. Происходят от сектантов-субботников, которые селились севернее Кавказа. Движение субботников зародилось в XVIII веке в центральной России среди крестьян. Члены общин соблюдали иудейские праздники, сами называли себя гур (гиюр), то есть людьми, обращенными в иудаизм. Во времена правления Николая I их насильно отселяли на окраины России – в Сибирь и в Закавказье.

Лахлухи или курдские евреи

Это особая группа евреев, которые разговаривают на еврейско-арамейском языке. Лахлухами считаются евреи Иранского Азербайджана — те говорят на местном еврейском говоре азербайджанского . В Закавказье лахлухи стали жить в XX веке. Они селились в Баку и Тбилиси, при этом часть уехала в 1930-х годах, не желая принимать советское гражданство. Многие после войны были высланы в Сибирь, но во время оттепели вернулись на Кавказ. Сейчас в Тбилиси насчитывается около 100 семей лахлухов.

Самая распространенная группа евреев в России, сформированная в Европе. Название получило распространение в XIV веке. Существует спорная теория, согласно которой ашкеназы — потомки хазар, которые после разгрома Хазарии князем Святославом, распространились по Руси. Согласно исследованиям генетиков, вклад хазар в происхождение ашкеназов — около 12%. Ашкеназы имеют ближневосточные корни.

На Северном Кавказе, входящем в состав России, сейчас проживают 5 359 евреев-ашкеназов, 414 горских евреев, 725 татов и только четыре крымчака. Больше всего иудеев проживает в Ставропольском крае — там их 2 644.

Кавказские евреи таты. Где проживают таты? История нации в России

Всякий раз, как только речь заходит о горских евреях, начинается путаница между понятиями «горские евреи» и «таты». Даже в специальной литературе, иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно (стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу) смешивают татов и горских евреев.

Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев. Однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты — это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным, этническим общностям.

Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость, горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживает в Азербайджане , причем таты записаны в паспортах (и, следовательно, в переписях) как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи. Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане: здесь таты считаются одним из местных народов, причем основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, та-тов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедания составляют единый татский народ — один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах «татами», дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так, во время переписи 1979 г. свыше 20 тыс. горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте «тат», во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее всего, свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта.

В результате такого своеобразного решения «горско-еврейского», а заодно и «татского» вопросов статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы «горский еврей» и «тат» перепутаны.

Читать еще:  К чему снится зеленое море. Сонник море, к чему снится море, во сне море

Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта, причем пишущие на этом языке называли себя татскими, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями.

Сам по себе этноним «таты» впервые появился в VIII в. Таты — не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и, шире, всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним «таты» встречался на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время, кроме Восточного Кавказа, он используется для именования ираноязычного населения Южного (Иранского) Азербайджана. Слово «тат» также отчетливо слышится в этнониме «таджик», обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается Восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи, причем в этих регионах они сильно тюркизированы, и в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана (район Кубы), где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность.

Для тюрков термин «таты» обычно имел негативную коннотацию. Как писал Б. В. Миллер, с точки зрения тюрков: сами таты индифферентно относятся к своей национальности считая наименование «тат» малопочтенным.

Впрочем, сам Б. В. Миллер замечает далее: никакого презрительного отношения к своему языку я у татов не усмотрел.

Характерно, что и в настоящее время, несмотря на активную политику отуречивания татов, многие таты, особенно в горных районах, где они в большей степени сохранили свою самобытность, недовольны тем, что в паспортах они записаны азербайджанцами, лишены возможности сохранять язык, культуру и т. п.

Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах других народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Таты и горские евреи проживают в одном регионе, но мне не известно ни одно поселение (не считая больших городов типа Баку или Махачкалы), в котором бы они жили совместно.

До революции все авторы, писавшие о горских евреях, четко отличали их от татов-мусульман. Впервые идею «единого татского народа» сформулировал в 1928 г. Б. В. Миллер в своей работе «Таты, их расселение и говоры». В то же время в этой работе сам Б. В. Миллер, говоря о «так называемых» горских евреях, вынужден отметить, что: еврейская группа татов , единственная сознающая свою национальную обособленность (правда, пока, по религиозному признаку)?

Он же, посвящая в этой своей небольшой монографии отдельную главу горским евреям, пишет в ней так: Еврейско-татская группа единственная, себя национально выделившая из остальной массы татоязычного населения и положившая начало своей письменности на этом языке. Между тем таты-мусульмане, как мы видели, до революции не выделяли себя из общей массы закавказских мусульман, а после революции проявляют тенденцию выдавать себя за тюрков.

Идея, намеченная Б. В. Миллером, была подхвачена не только советским официозом,.но и частью горско-еврейской интеллигенции. Удивительно, но даже в наше время появляются публикации типа изобилующей фактическими неточностями книжки Б. Ш. Нувахова «Таты России», в которой можно прочесть, что «горские евреи по своим антропологическим характеристикам не имеют ничего общего с древними евреями (?!)», что надуманно причислять «татов-иудаистов к еврейской нации лишь на основании их приверженности к иудейской религии», что все разговоры о «так называемых» горских евреях являются результатом сионистской пропаганды и т. п. Полемизировать по существу тут незачем, но не очень понятно, что заставляет писать до сих пор такие книги «в защиту» горских евреев и одновременно не замечать «в списках не значащийся» и потому исчезающий реальный этнос, то есть татов-мусульман.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5cab1be02fe23f00aff4d9d1/5d22c0408b42ad00ad287863
http://marafonec.livejournal.com/10671018.html
http://www.istok.ru/library/199-gorskie-evrei-3-taty-i-gorskie-evrei.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: