Католический собор екатерины. Храм святой екатерины александрийской

Храм Святой Екатерины Александрийской

Храм святой Екатерины Александрийской — католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России. Памятник архитектуры. Расположен по адресу: Невский проспект, д. 32-34.

Приход храма административно относится к Северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

Содержание

История

Строительство

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте), однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Доменико Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Храм во времена Российской Империи

Храм св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.

Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католичество: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие.

Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы.

В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.

После 1917 года

При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году.

Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.

Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.

Возрождение

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма. В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.

Читать еще:  Гадание на яйце и воде обозначение. Гадание на яйце и воде

11 марта 2006 храм св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.

29 ноября 2008 года после многолетних реставрационных работ был освящён главный неф церкви. [1]

Архитектура

Здание имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма — 44 м, ширина — 25 м, высота — 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея (на латыни): «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф 21. 13) и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины», написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.

Католическая церковь Святой Екатерины

Церковь Святой Екатерины Александрийской – главный католический храм Санкт-Петербурга. В 2013 году он получил высочайший статус базилики, который присваивается лично Папой Римским. Этот титул носят только исторически важные и паломнические храмы. Церковь Святой Екатерины Александрийской является единственной в России базиликой.

Любой житель Петербурга и его гости, независимо от вероисповедания, могут войти в этот костел и полюбоваться творением знаменитых мастеров, ощутить атмосферу спокойствия и тишины.

При Петре Первом на Невском проспекте было возведено несколько храмов различных конфессий. Католическая церковь Святой Екатерины Александрийской – одна из старейших в городе, ее история началась тоже в петровскую эпоху. Впервые католический приход был упомянут в 1710 году, а год его основания – 1716. Более 20 лет у храма не было своего здания и лишь Анна Иоанновна дала разрешение на его строительство.

Земельный участок был отведен на Невском проспекте, а проект строения выполнил знаменитый зодчий Пьетро Антонио Трезини. Однако, в это же время архитектор занимался и возведением других построек Санкт-Петербурга, к тому же он выполнял обязанности главного архитектора. В связи с этим строительство затянулось.

Вскоре к власти пришла императрица Елизавета Петровна, которая предпочтение отдавала другому архитектору – Бартоломео Растрелли. Трезини очень болезненно переживал успехи, славу Растрелли и свой «уход на второй план». По этой причине в 1751 году он покинул Санкт-Петербург, уехав в Италию.

Затем в 1760-х годах за строительство взялся французский архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он внес некоторые изменения в проект, но завершить его до конца также не смог. Все эти годы службы католиков проходили в здании на Невском проспекте в доме №34.

И только при Екатерине II храм был возведен. Продолжил работу итальянский зодчий Антонио Ринальди, а завершил строительство архитектор И. Минчиани, также из Италии.

В 1783 году католическая церковь на Невском проспекте была освящена в честь мученицы Святой Екатерины, небесной покровительницы русской императрицы Екатерины II. В период великого гонения на христиан (начало IV века) Екатерина призывала римского императора Максимина Даза отречься от язычества и принять христианство, за что была замучена и казнена.

Католическая церковь Святой Екатерины расположена между домами 32 и 34 в глубине участка, выходящего на Невский проспект. Храм построен в стиле классицизма и по тем временам это было огромное строение. Его длина составляет 44 метра, ширина – 25, а высота – 42 метра. Здание, окрашенное в традиционный для Санкт-Петербурга желтый цвет, увенчано куполом.

Читать еще:  К чему снится пытаться проснуться. К чему снится спать

Фасад прорезан огромной арочной нишей, украшен двумя колоннами, а на парапете возвышаются четыре скульптуры евангелистов.

Внутреннее убранство также было великолепным. Храм украшали скульптурные композиции и живописные полотна, особую ценность представляли мраморные алтари. Зал славился своей превосходной акустикой.

К сожалению, большая часть ценностей была утрачена в советское время, когда костёл закрыли. 1938 год стал трагичным для многих храмов Советского союза, исключением не стала и католическая церковь Святой Екатерины. Имущество и ценности, среди которых церковная утварь, иконы и живописные полотна были разграблены. Старинный орган конца XIX века сгорел во время пожара 1947 года.

В конце 70-х начались работы по перестройке храма в концертный зал, однако, очередной пожар в 1984 году уничтожил всю внутреннюю отделку, в том числе остатки росписей.

После передачи храма верующим в 1992 году начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 15 лет.

Теперь войдя в храм, Вы не увидите пышного убранства, но Вас поразит спокойная строгая красота интерьеров. В оформлении использованы приятные пастельный и голубой цвета. Огромный купол ассоциируется с небесами, а стены с колоннами и скульптурами ангелов создают атмосферу покоя и умиротворения.

Католическая церковь Святой Екатерины Александрийской является настоящим украшением Невского проспекта. Регулярно здесь проводятся концерты органной музыки. В зале с уникальной акустикой Вы услышите музыку, исполненную на органе «Monarke», ранее находившемся в Смольном соборе.

Храм святой Екатерины Александрийской

История строительства

В 1739 году по указу императрицы Анны Иоанновны для храма было выделено место на Невском проспекте. За работу над проектом взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время возведения этой церкви Трезини успел стать главным архитектором Петербурга и построить несколько православных храмов в Петербурге, но храм Святой Екатерины не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. В правление Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, работы были возобновлены и закончены уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось наконец завершить строительство.

Спустя 45 лет после начала стройки, в 1783 году, папский нунций Джованни Аркетти торжественно освятил храм, получивший имя святой великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Храм в стиле классицизма был увенчан монументальным куполом и имел в плане традиционную форму латинского креста. Длина его достигала 44 метров, высота «42 метров, что смотрелось внушительно по меркам той эпохи. Над входом были начертаны слова из Евангелия: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матфей, 21).

Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, дар от жителей итальянского Ливорно. Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых, «Мистическое обручение святой Екатерины», было подарено самой императрицей. Традиционный для католических храмов орган считался одним из лучших в Европе.

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на сокращение, а наоборот, на расширение паствы. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки, переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году, также храм посещали французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Почти все они принимали католичество из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия: считалось, что оно тесно связано с православной верой.

Знаменитые прихожане

Среди прихожан в разное время числились такие известные люди того времени, как княгиня Зинаида Волконская, Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Для многих видных деятелей XVIII—XIX веков в силу разных причин храм стал усыпальницей. Здесь были похоронены последний король Польши Станислав-Август Понятовский (ныне его прах перевезен в Варшаву) и французский генерал Жан Виктор Моро, соперник Наполеона. Изгнанный с родины французским императором, он перешел на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками. Его гробница находится в крипте храма. А в 1858 году здесь отпели Огюста Монферрана, архитектора знаменитого Исаакиевского собора. На протяжении всей истории приход храма неустанно рос. Если при Петре I паству составляли несколько сотен прихожан, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года — уже 30 тысяч, что не мало. Особенно, если учесть, что в наши дни храм посещает около 1000 человек.

Читать еще:  Снится лифт. Сонник: к чему снится Лифт

Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что управители храма сменялись, подобно монархам на российском престоле. Вначале приход принадлежал францисканцам, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально недели за две до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм.

Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки, в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами. При нем рядом с храмом было выстроено еще одно здание, где позже открылась женская гимназия с интернатом, в котором преподавала сестра Урсула (Юлия Ледуховская), причисленная позже к лику святых. Она приехала в Санкт-Петербург по приглашению настоятеля храма Константина Будкевича.

Храм в послереволюционное время

После революции Католическая церковь, как и другие конфессии, подверглась притеснениям. Академия и гимназии были закрыты, принадлежащие храму здания конфискованы. В 1923 году ГПУ арестовало Константина Будкевича и еще нескольких священников, обвинив их в сопротивлении советской власти. Громкое «дело ксендзов» завершилось расстрелом Будкевича и отправкой остальных обвиняемых на Соловки. Позже многие прихожане храма, в первую очередь, поляки, также были репрессированы.

В 1938 году храм Святой Екатерины постановлением Верховного Совета СССР был закрыт «в рамках борьбы с религией». Все, что находилось внутри — картины, статуи, книги, — просто выбросили на улицу. В здании разместили склад, а после войны передали его Ленинградской филармонии для устройства концертного зала. В 1947 году при пожаре погиб орган. История храма, сделав виток, вернулась к началу — к стройке. Которая так же, как и несколько столетий назад, больше напоминала муку.

Многолетний ремонт в 1984 году вновь был «завершен» пожаром, окончательно уничтожившим убранство храма. Несколько лет Невский проспект «украшало» обгорелое здание с окнами, забитыми фанерой. Только в 1992-м, после смены трех правителей страны, земля и здание храма были возвращены Католической церкви. Уже осенью был освящен временный алтарь, открылись воскресная школа и центр катехизации. Однако прошло еще 16 лет (за которые президенты сменились дважды), прежде чем строительные работы над главным зданием были полностью закончены в 2008 году. Убранство храма теперь значительно скромнее: восстановить уничтоженные произведения живописи и прикладного искусства невозможно.

Восстановление храма, включенного в список культурного наследия, продолжается, а его служители и прихожане, как и прежде, принимают в нем активное участие.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1182801
http://www.spb-guide.ru/page_21593.htm
http://www.culture.ru/institutes/7052/khram-svyatoi-ekateriny-aleksandriiskoi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: