Категорический императив канта галыгин. Учение иммануила канта о категорическом императиве

Учение Иммануила Канта о категорическом императиве

Но и личности следует быть такой, чтобы не поддаваться подавлению и тем более не соглашаться на него. Не позволять обращаться с собой, как с вещью, и не допускать в отношении себя какого бы то ни было произвола.

Такова одна из основных моральных обязанностей человека, сформулированных Иммануилом Кантом. Другой стороной этого требования является запрет на отношение к другим, как к вещи, т.е. использование их в качестве средства для достижения своих частных целей. «Безоговорочное отвержение рабства и беспощадное осуждение продажно-рабского образа мысли» [1] утверждаются Кантом на основе учения о категорическом императиве — основополагающем принципе нравственности, нравственном законе.

Кант создал одно из наиболее проработанных деонтологических* учений о морали. В нем мораль предстает как опыт долженствования.

Человек по-разному побуждается к поступкам. Он может побуждаться в своей воле субъективно, т.е. произвольно выбирать правила совершения поступков, или объективно — с помощью разума. Субъективные правила воления Кант называет максимами, объективные — императивами.

Все императивы выражаются через долженствование. Однако характер их воления может быть разным. Совершение одних поступков необходимо ради достижения определенного практического результата; совершение других ценно и важно само по себе, безотносительно к какой- либо практической цели. Первый тип императивов Кант называет гипотетическими [2] . Это императивы умения (указывающие, что надо сделать, чтобы достичь определенной цели) и благоразумия (указывающие, к каким целям надо стремиться, чтобы стать счастливым) [3] . Императивы такого рода зависят от преходящих внешних или внутренних обстоятельств.

Второй тип представлен одним императивом — категорическим. Особенность категорического императива заключается в том, что он не ориентирует на какую-либо цель, но требует определенного рода поведения как ценного самого по себе. Категорический императив ничего не говорит о содержании поступка или его следствиях; он не говорит, к чему стремиться и что делать. Предмет категорического императива — принципы, обусловливающие поступок; он указывает, как надо делать и из чего при этом исходить. Это и есть моральный закон.

Категорический императив передается Кантом в различных формулах, среди которых кардинальными являются три. Они представляют практические принципы категорического императива.

Первый практический принцип гласит: «Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [4] . В этом принципе находит отражение надситуативный и надличностный характер нравственного воления, в чем заключается его универсальность, или всеобщность. Поступая определенным образом в отношении конкретного лица человек как бы предполагает, что он поступил бы таким же образом в отношении любого другого лица и в отношении него любому другому лицу следовало бы поступить так же.

Второй практический принцип гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда использовал человечество и в своем лице, и в лице всякого другого человека также как цель, но никогда — только как средство» [5] . Человек не может утверждать в качестве всеобщих какие угодно правила. По- лагание правила как всеобщего должно одновременно соотноситься с целью самой по себе. Такой целью является человек. Из этого принципа следует недопустимость утилизации кого-либо, точно так же, как недопустимость утилизации самого себя. Второй принцип категорического императива по-своему ограничивает первый принцип: всеобщность оказывается не единственным качеством моральности поступка. Моральный поступок еще и содержательно определен: он должен быть ориентирован на человека как такового безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или характеристикам.

Третий практический принцип задает характер категорического веления. Утверждая некую максиму в качестве всеобщей, человек полагает ее как органичную часть «всеобщего законодательства» и тем самым выступает в качестве законодателя. Но, задавая закон, человек и подчиняется закону. Посредством третьего практического принципа Кант, не давая его строгой формулы, утверждает, что воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)» [6] .

Существенным моментом третьего практического принципа категорического императива является то, что он отражает автономию воли нравственного субъекта. Как и идея цели самой по себе, идея автономии воли содержится в представлении о безусловности долженствования. По замечанию Канта, многие мыслители связывали моральное долженствование с законом, но эта мысль не доводилась до положения, что это — закон, который человек устанавливает для себя сам, но устанавливает как всеобщий закон. Канту, можно сказать, принадлежит заслуга введения этого важного этического понятия — «принцип автономии воли», который он противопоставляет принципу гетерономии*. Принцип автономии доброй воли в наиболее абстрактной форме представляет традиционную для моральной философии идею незаинтересованности морального мотива, или бескорыстия.

Итак, долг, по Канту, это «практически безусловная необходимость поступка» [7] . Поступок из долга безотносителен к конкретным обстоятельствам его совершения — он не выводится из опыта и не оправдывается опытом. Это действие не ради пользы и не из симпатии. Поступок из долга совершается не ради некой цели, которая посредством него достигается, а ради самого долга. Лишь совершение поступка из долга придает поступку нравственное достоинство.

Различные действия людей по-разному относятся к долгу. Некоторые действия могут быть хорошими, т.е. быть положительно значимыми для человека, полезными, но при этом не соответствовать долгу. Например, для действующего лица полезны, но противоречат долгу эгоистические действия, в которых интересы лица ставятся безусловно выше интересов других лиц. Есть действия, которые внешне соответствуют долгу, но не являются нравственными по существу; так, люди из корысти могут совершать действия, сообразные долгу. Наконец, люди могут совершать действия, сообразные с долгом, но не из долга, а из склонности и благорасположения. Такие поступки, говорит Кант, заслуживают похвалы и поощрения, но не нравственного одобрения. Лишь совершение поступка из долга придает поступку нравственное достоинство.

Читать еще:  Знак дорожного движения четные и нечетные числа. Знак, запрещающий парковку: зона действия

Моральный закон — единственный фактор, определяющий нравственную волю извне, уважение к закону и предопределяющий поступки человека, соответствующие долгу. Поэтому исполнение долга всегда предпочитается следованию каким-либо склонностям. Моральную ценность поступка определяет само по себе стремление исполнить закон, а не полученный результат.

Противопоставление долга и склонности — одна из характерных черт кантовской этики. Под склонностью Кант понимал любые влечения и порывы, которые отвечают потребностям, материальным интересам или душевному настрою человека. Даже благодеяние, оказанное только из симпатии, участливости или благорасположения, хотя и полезно благодетельствуемому, мало свидетельствует о моральности благодетеля. Совершение благодеяния есть долг, поэтому моральность человека, оказывающего благодеяния, определяется, по Канту, не самим фактом благодеяния, а тем, руководствуется ли он долгом.

Этот вывод может показаться странным с точки зрения практики реальных человеческих отношений. Но для Канта в первую очередь важно показать значимость беспристрастности и объективности морального мотива.

Как можно видеть, Кант в трактовке моральной императивности отвлекается от той стороны морали, которая представлена через общественную организацию, социальные институты, коммуникативные механизмы упорядочения поведения, и полностью переносит внимание на человека. Кант как будто бы говорит о том, что представляет собой моральный закон. Но по сути его речь не о «моральном законодательстве», не о правилах поведения, а о том, каким должен быть человек, чтобы моральное законодательство заработало. Человек должен быть неподневольным, способным мыслить неподражательно и принимать самостоятельные, ответственные решения. Как разумный и свободный субъект человек принадлежит не «земному», «материальному» миру явлений, где царит физическая причинность, а миру умопостигаемому, или «ноуменальному» [8] — миру чистых смыслов.

В такой абстрактной форме Кант передал одну из наиболее важных и сложных для понимания характеристик морали, а именно, ту, что в морали (посредством морали) человек, будучи членом различных общественных объединений, включенным в социальные связи и зависимости, руководствуется собственным мнением. Это мнение принципиально — оно не подвержено переменам настроений, предпочтений, интересов; оно универсализуемо — высказывается в предположении, что может быть принято любым разумным существом в аналогичной ситуации. Не авторитет, не корысть, не нужда, а свободно принятые принципы становятся определяющим фактором решений и действий. Сообразно с этими принципами человек судит о себе и о других.

Такова данность морали, которая открывается Канту в метафизическом рассмотрении — в прояснении, как он говорит, «условий возможности» морали. Кант проводит это рассмотрение в произведениях, которые признаны его главными морально-философскими произведениями — «Основоположения метафизики нравов», «Критика практического разума», отчасти «Метафизика нравов». Представив в безукоризненном виде логику морального самосознания, Кант оставил в них без внимания мораль в практическом действии. Этико-практическая проблематика, касающаяся того, как действует мораль в реальности культуры и общества, развивается Кантом в таких сочинениях, как «Критика способности суждения», «Антропология с прагматической точки зрения» и некоторых других, без учета которых картина кантовской моральной философии остается неполной.

  • [1] Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 102.
  • [2] Гипотетический (от др.греч. hypothesis — основание) — условный, предположительный.
  • [3] Кант И. Основоположения метафизики нравов; пер. с нем. Л.Д.Б. //И. Кант. Собр.соч. В 8 т.; под общ. ред. А.В. Гулыги. Т. 4. М.: Чоро, 1994. С. 187, 188.
  • [4] Там же. С. 195.
  • [5] Там же. С. 205.
  • [6] Там же. С. 208.
  • [7] Там же. С. 200.
  • [8] От др.-греч. noumenon — умопостигаемое, познаваемое умом, минуя чувственные восприятия.

Учение И.Канта о категорическом императиве и праве

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма. Он задался целью истолковать эту платформу в качестве единственной разумной, попытался подвести под нее специальный этический фундамент и таким образом оправдать ее.

Политико-юр.взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах “Идеи всеобщей истории о космополитической точки зрения”, “К вечному миру”, “Метафизические начала учения о праве”.

Краеугольным принципом кантовских воззрений является утверждение о том, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких-то ни было планов, даже благородных планов общего плана. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и поэтому безусловен. Кант называет его “категорическим императивом”.

“Категорический императив” лишен у Канта связи с конкретными предметами, с реальными эмпирическими событиями. Он гласит: “Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства”. Или иными словами: “поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели и никогда только как к средству”.

Соблюдение требований “категорического императива” возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу “практического разума”. “Практическим разумом” охватывались как область этики, так и сфера права.

Читать еще:  К чему снится белые туфли на себе. Видеть во сне белые туфли — толкование сновидения

Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки.

Истинное призвание права – надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы, строй мыслей и переживания), то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Она достигается через наделение его принудительной силой, т.к. в противном случае право окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Кроме этого, это значит также, что и категорический императив в качестве всеобщего закона права лишится своей безусловности. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь гос-во – исконный и первичный носитель принуждения.

По Канту, гос-венность вызывают к жизни и ее бытие, оправдывают требование категорического императива. Необходимость гос-ва – объединение множества людей, подчиненных правовым законам, Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру.

Благо гос-во составляет, по Канту, вовсе не решение таких задач, как: забота о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворенности их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. Под этим благом “не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как это утверждал Руссо) скорее и лучше достигнуть в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом гос-ва следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи “категорического императива”.

Моральное учение И. Канта: категорический императив

ТЕМА. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В к.18 – н.19 вв. центр европейской философской мысли переместился из Англии и Франции в Германию. Там выдвинулась целая плеяда крупнейших мыслителей, разработавших выдающиеся философские учения, получившие название «немецкая классическая философия». К ним относятся учения Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха. Этих мыслителей сближают общие теоретические корни, преемственность в постановке и решении фил.проблем. Термин «классическая» философия означает высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией классических философских проблем.

Нем.кл.фил.я явилась завершением новоевропейской философской классики, за ней начинается другая эпоха – эпоха неклассической философии.

Время: к.18 – н.19 вв. Германия. Это влиятельное течение философии Нового времени.

Представители:И. Кант, Г. Гегель, И.Фихте, Ф.Шеллинг,Л.Фейербах

Основная идея – разработка диалектического метода познания и преобразования мира. Нем.клас.фил.я создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе и процессе познания.

Характерные черты нем.клас.фил-и:

1. Особое понимание роли философии в истории человечества и мировой культуры – философия – есть душа культуры.

2. Смещение акцентов философского анализа природы – на исследование мира человека.

3. Разработка целостной концепции философской диалектики.

Основные проблемы: 1. Проблема познания (Гносеология).

И.Кант – основоположник нем.клас.фил. – совершил переворот в философии, в решении проблемы познания: он рассматривал познание как деятельность, протекающую по своим законам. Основную задачу философии Кант видел в практическом исследовании познавательных способностей человеческого разума. Творчество Канта делится на 2 периода: докритический и критический.

В докритический Кант занимался космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. Второй – критический – основной период – связан с целью – критически проанализировать познавательную деятельность разума и узнать, что в действительности он способен познать и с помощью каких механизмов познание осуществляется. Поэтому свое учение Кант назвал «критической философией». (работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Человек у Канта – как субъект познания. Т.о. познание у Канта – активная, целенаправленная деятельность субъекта. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы :1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?

В ответах на эти вопросы – сущность его философской системы.

Разработал учение о «вещи в себе « и «явлении». В познании человек имеет дело не с самими вещами, а только с их явлениями, т.к. вещи существуют вне нас. «Явления», по Канту – это внешняя сторона вещи, а не сами вещи. Сами вещи скрыты от нас, недоступны в полной мере человеческому познанию – он называл эту недоступность познанию «вещью в себе». Вещь в себе, т.е сущность вещи – неуловима и непознаваема. Он писал: «О том, каковы вещи сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления». Т.О.Кант оторвал явления от вещей, объявил вещи чем-то запредельным для познания.

Гноселогическую концепцию Канта называют философским агностицизмом.

Теория познания Канта основана на признании существования 2-х форм знания:

– опытное (апостериорное) знание, т.е все то знание, что дает нам чувственное восприятие. Рассудок, переходящий за границы опыта – это уже разум. Это знание имеет случайный, отрывочный, разрозненный, неорганизованный характер, поэтому оно не является подлинным, не имеет всеобщего и необходимого значения.

Подлинное знание дает нам другой вид знания – осуществляется с помощью априорных форм рассудка, т.е. вв

– доопытного и внеопытного (априорного) знания, т.е. врожденного знания. Это всеобщие познавательные формы, присущие рассудку. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Такие априорные формы рассудка составляют, по Канту, основу рассудка.

Читать еще:  Духовная сфера в жизни общества: описание основных элементов. Духовная жизнь и потребности человека

Идеи Канта развивал Иоганн Готлиб Фихте. Его концепция называлась «наукоучение». Он ситал, что философия – это осоновополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в философском познании – это интеллектуальная интуиция. В процессе познания субъект взаимодействует с объектом, его сознание выступает как активное и творческое начало.

Моральное учение И. Канта: категорический императив

Вместе с проблемами познания Кант активно исследовал проблемы морали, вопросы нравственной деятельности людей, вопросы человеческого поведения.

Этим вопросам он посвятил работы «Критика практического разума» – главная работа; «Основы метафизики нравственности»; «Метафизика нравов».

1. Главная цель Канта – установить объективную основу нравственного действия, определяющую подлинно нравственный характер поступков людей.

Он поставил задачу: вывести всеобщий моральный закон, следуя которому люди всегда поступали бы нравственно.

Этот закон он назвал «категорический императив».

Категорический – т.е. безусловный, безоговорочный, не зависит ни от чего.

Императив – т.е. повеление.

Что же повелевает людям закон? Какой образ действия он им предписывает?

Кантовский категорический императив гласит: «Поступая так, чтобы максима (принцип правила) твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Смысл этого предписания состоит в следующем: человек должен поступать так, чтобы его поступок мог быть принципом, общей нормой поведения и всех других людей.

Если он может стать таким принципом, то он является правильным, нравственным и его необходимо совершать. Если же не может, то от него необходимо удержаться.

Эту идею он рассматривал на конкретных примерах:

1. Допустима ли ложь? Кант говорит: «Может ли это быть образцом для других людей? Но тогда будет общество лгунов, отсюда – ложь не может стать нормой поведения других, отсюда – воздержись от лжи».

2. Можно ли присваивать себе чужую вещь? – нет и др.

2.Но категорический императив содержит в себе и другое требование – из него вытекает еще одна максима, которая гласит: «Действу так, чтобы ты никогда не относился к другому человеку, как к средству, а всегда только как к цели».

Более кратко Кант формулирует этот принцип так: «Человек должен быть целью, и никогда не средством», т.е. человек есть наивысшая ценность. Таким образом человеку предписывается не использовать других людей в качестве орудия для достижения своих корыстных интересов.

3.Кантовское учение о категорическом императиве имело весьма существенное значение. Оно состояло в том, что оно во-1) установлено равенство всех людей перед моральным законом (пастух или король – закон один); вся мораль в обществе должна основываться на чувстве дома; во-2) утверждало идею ценности каждого человека, каждой отдельной личности.

Но моральное учение Канта в целом страдало большим формализмом. Кант считал нравственными только такие поступки, которые совершаются человеком из одного лишь сознания долга.

Если к ним примешиваются какие-либо личные чувства, личные склонности, даже как сострадание, стремление к добру, они, по Канту, нравственного значения не имеют. Кант требовал чисто формального исполнения долга, человек должен действовать только и только по велению долга, по обязанности, а не по склонности.

Г.Гегельодин из выдающихся философов своего времени. Философия его – вершина западноевропейской философской мысли.

Величайшая заслуга Гегеля – в разработке проблем диалектики. Он превратил диалектику в цельное законченное учение, всесторонне разработал и обосновал принципы диалектического метода, а также дал классические образцы их применения в исследовательском процессе. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, от низших к высшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире, создал непревзойденную систему всех категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность и содержание, общее и часть, необходимость и случайность, форма и содержание и др. Эти категории органично переходят друг в друга.

Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (из 3-х элементов):

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественного изменения в качественное.

3. Закон отрицания отрицания.

Важнейшие философские труды: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики»; «Энциклопедия философских наук»; «Философия духа»; «Философия права».

В философии Гегеля различают 2 стороны:

1. метод – диалектический.

2. система – идеалистическая.

Но они не противоречат – учение о диалектическом саморазвитии мировой идеи, Духа.

Исходное понятие философии Гегеля – понятие мировой идеи. Это некое сверхприродное сознание. Мировая идея является причиной и основой всего существующего. Она существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все явления природы и общества, весь действительный мир. Сначала она существует сама в себе как чистая идея, но в ходе развития своего порождает всю действительность.

Таким образом Гегель строил свое миропонимание на основе объективного идеализма. Творец действительности у него – идея, дух. Но в этой идеалистической концепции мира содержалась плодотворная мысль о развитии.Гегель представляет идею как непрерывный процесс развития. С его точки зрения все в мире находится в постоянном движении, изменении, развитии. Гегель сформулировал 3 основных закона диалектики:

1 закон – определяет источник развития: он заключается в противоречиях, присущих каждому предмету и явлению. Закон единства и борьба противоположностей. Противоположные стороны в каждом предмете и явлении сосуществуют в единстве и одновременно борятся между собой. Эта борьба – источник развития действительности.

Источники:

http://bstudy.net/644240/filosofiya/uchenie_immanuila_kanta_kategoricheskom_imperative
http://studopedia.ru/1_29309_uchenie-ikanta-o-kategoricheskom-imperative-i-prave.html
http://megalektsii.ru/s7700t4.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: