Кант и нравственный закон внутри нас. Совесть: кому от нее хорошо? И нравственный закон внутри меня кант

Нравственный закон внутри нас

Кант говорил, что удивляется двум вещам :
звездному небу над нами
и нравственному закону внутри нас.

Звездное небо мы изменить не можем, а вот помочь Канту сформулировать нравственный закон нам вполне по силам и это должен для себя сделать каждый.
И, конечно, нравственный закон одного человека, будет несколько отличаться от другого.

1. Немного истории.
Нравственные законы человек разрабатывает давно и были они самые разные.
Основу в них закладывают обычно законы религии, как заповеди пришедшие от бога.
Самые известные — декалог Моисея.

Но изучая такие законы, находишь в них и противоречия и пустоты — некоторые
практические и важные ситуации совсем не прописаны, а некоторые написанием своим закрепляют неравенство людей (заповедь 10 декалога) и это рождает сомнение в их безупречном происхождении.

2. Золушка совесть.
«Нравственный закон внутри нас» еще называют голосом совести.
Разберем сначала практическую и простую ситуацию выбора обуви.
В магазине видов обуви много и нам без проблемы выбора не обойтись.
Когда мы покупаем обувь в магазине, что для нас, кроме цены, цвета и страны производителя является главным оценочным критерием?
Правильно, как в сказке Щарля Перо: а подходит ли это по ноге?

Наша нога здесь выступает в роли эталона — цензора.

3. «Эври тайм» или каждый день.

Когда мы каждый день, совершаем какие-нибудь действия, мы сознательно или бессознательно соизмеряем их с несколькими категориями выбора: желание, необходимость, время, место, результат или последствия.
И есть еще одна важная категория о которой мы говорим по Канту, которая делает из нас людей, и о которой мы иногда забываем — это нравственный закон — как императив и ответ на вопрос: а подходит ли это нам ?

Ситуаций человеческих — множество. И, приложимых к ним нравственных законов, еще больше. Но есть из них основные — из которых вырастают остальные и такие без которых остальные — теряют смысл.
Часть из них изложены в том же декалоге.

4. Нравственный декалог.
Попробуем изложить основные нравственные законы, не претендуя на истину и полноту.

4.1. Человека нельзя лишать жизнь (убивать) никогда, ни при каких обстоятельствах и ни по какому поводу. Нет таких причин, правил, убеждений, обязательств или выгод, которые оправдывали бы убийство человека. (декалог шестая заповедь.)
4.2. Нельзя лишать жизни любое живое существо, имеющее живую душу и разум.
(Для человека это уже с момента зачатия.)
Это может относиться к животным, к птицам, к рыбам, насекомым и к растениям.
4.3. Нельзя употреблять в пишу убитых животных, рыб и птиц и убивать их с целью употребления в пишу. Для употребления в пищу лучше использовать естественные продукты: молоко, плоды растительного мира или самому синтезировать органическую пишу из другой или из энергии.

Сказанное относится к определенному уровню развития личности.
Мы исходим из того, что человек, вообще, наделен правом и свойством самому для себя выбирать и устанавливать нормы дозволенного, соответствующие уровню развития его сознания и иметь все результаты такого выбора.

4.4. Нельзя использовать насилие.
Насилие не приемлемо ни в какой форме. Общество счастливых людей это общество в котором нет насилия.
Наше общество находится на таком уровне развития, что оно вынужденно выделяет из себя группу людей, наделенных правом применять насилие по отношению к тем, кто нарушает права людей, изложенные в основном законе. Отрицательным результатом этого является то, что в силовые структуры притягивают людей склонных к насилию.
Первое, что здесь нужно сказать: нельзя использовать насилие со стороны родителей к своему ребенку.
И во всех случаях: Ребенка бить или шлепать — нельзя. Ребенка нельзя бранить, пугать и обманывать. Ребенка нельзя, якобы в воспитательных целях, запирать, ставить в угол, принуждать к совершению неприемлемых для его действий, унижать его физически и морально, обзывать.
Нельзя ребенку отказывать в пище и заботе со стороны родителей.
Нельзя насильственно отлучать ребенка от родителей матери и отца.
Имеет место, что родитель сначала лишается права быть таковым, а потом отлучается от права воспитывать своего ребенка.

4.5. Воровство. Всякая вещь, предмет, одежда, утварь, продукт обычно находится в чьей-то собственности. Она может быть им получена в собственность разными способами: изготовлена, приобретена или получена в подарок.
Некоторые важные атрибуты бытия имеют сертификат, клеймо, логотип, экслибрис, подпись — устанавливающий собственника. Другие, как например карманные деньги, являются средством платежа с переменным правом собственника — переходят из рук в руки.

В любом случае действует первичный, установленный порядок определения собственности и права обладания по месту положения: в чьих руках (так же в квартире, машине, кармане,банке и в т.п. правовой зоне ) находится вещь — тот и собственник.
Переход право собственности из рук в руки может происходит только добровольно.
Смена права обладания или собственности без волеизъявления первичного обладателя — является воровством, хищением или грабежом.
Принуждение — свободном волеизъявлением не является.
Сказано: не укради (декалог. заповедь восьмая)

Читать еще:  Значение имени светлана козерог. Что означает имя Светлана: судьба, характер, совместимость

4.6. Не лги.
Человек живет мире информации. Способов, средств и ситуаций передачи информации много и иногда достоверность ее становиться жизненно важной.
Никакая из информаций, ничто из сказанного или написанного (в том числе и под авторством бога) не должно быть избавлено от проверки на достоверность.
Любители софистики и демагогии ищут такие случаи, когда «ложь во благо».
Мы таких случаев не находим. А вот соответствовать времени, месту и условиям информация должна.
Ложь, неправда, вранье, равно сокрытие информации, которая должны быть доступной и публичной делает не только нашу жизнь некомфортной, но и небезопасной и приравнивается к покушению на жизнь и здоровье.
Ложь покушается на наши другие основные права и свободы.
Не лги. (Заповедь девятая)

4.7. Не вмешиваться.

Все в природе и жизни человека должно происходит свободно, естественно — без вмешательства одних в жизнь других. Это касается и отношений между людьми и
отношений между народами и странами и, особенно, отношений между человеком и природой.
Принцип невмешательства не отменяет помощи и соучастия.

4.8. Не навреди.
Жизнь и деятельность человека должна происходить под этим первичным девизом.

4.9. Не кантовать.
Не лишай и не ограничивай свободы воли и свободы выбора. Это может относится и к человеку и животным. Дело не в том к кому это относится.
Это прежде всего внутри самого себя — каждодневное соблюдение этого нравственного закона.
«Кантовать» здесь в смысле ограничивать по периметру.

4.10. Не прелюбодействуй.

Человек создан, рождается и живет в атмосфере любви.
Седьмая заповедь не объясняет сказанного.
Любовное чувство безгранично и свободно. Сказанное говорит, о том, что человек триедин — он состоит из тела, души и духа.
«Прелюбодействие» касается только телесной — физической любви.
Любовное чувство это прежде всего духовное. И возникновение физической любви, точнее сказать гормонального влечения, без любви духовной это и есть дисгармония отношений.

5. Морализмы.
И, конечно, здесь изложены нравственные законы имеющие характер запрещения и ограничения, но основные законы нравственности — это побуждающие к совершению действий.

термины по теме
1.Ригоризм
— моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований
нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении.
2. Принцип — сформулированный общий тезис, означающий понятие о плохом и хорошем.

3.Закон талиона — назначение наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

4 НРАВСТВЕННОСТЬ- Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (Ожегов)
5. Гегель в «Философии права» Нравственность представил, в отличии от абстрактного права и морали, как завершающий этап развития духа в и проявляющийся в семье и гражданском обществе.

Кант — 285 лет. «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»

Иммануил Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. С детства познал лишения, родившись в небогатой семье ремесленника-седельщика. Из-за смерти отца Кант не мог завершить учёбу в Кенигсбергском университете и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Потом Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. . Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» трудами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы, обосновывает разумность мирного сосуществования.
Кант написал фундаментальные философские работы, прославившие его как одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
— «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
— «Критика практического разума» (1788) — этика
— «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он совершил коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

Читать еще:  К чему снится купаться в теплой воде. К чему снится Купание? Сонник Купель, к чему снится Купель во сне видеть

В этике Кант оставил свой глубокий след. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе долга.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
— Человек как явление;
— Человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Категорический императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). Есть три формулировки категорического императива:
1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».
3) «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

«Этика долга» Канта, его категорический императив — вошли в историю философии, как важный шаг в развитии этики. Насколько возвышенная и прекрасная этика Канта реализуема практически? Этот вопрос зачастую становился предметом споров. Сам Кант готов был следовать своему учению, но вот как эту концепцию воспринимали другие? И во что можно превратить даже самое прекрасное учение?

Кант замечал: «. В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым. «

Кант жил размеренной, добродетельной жизнью, не гонялся за удовольствиями, всего себя посвятил науке. Будучи слаб здоровьем, хрупкий, невыского роста, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Все знали, что герр Кант в строго определенные часы ходит на прогулку, всегда в одно и то же время обедает, проводит занятия. Так что горожане даже сверяли по Канту часы, когда он прохолдил мимо.
Женат он не был, говорил, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел… Кант так и остался девственником, но это не мешало ему делать меткие замечания о дамах. Например: «Мужчина ревнует, когда любит; женщина — даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга ее поклонников».

Говорят, однажды у Канта спросили:
— Какие женщины самые верные?
На что философ не задумываясь сразу ответил:
— Седые!

Нередко отечественные философы шутили, что великий немецкий философ Кант родился в Кенигсберге, а похоронен в Калининграде.

Шутки шутками, а ведь когда Кенигсберг взяли русские войска во время Семилетней войны, то Кант стал русским подданным, присягнув русской императрице Елизавете Петровне.
Кант читал русским офицерам лекции по математике, фортификации, военному строительству и пиротехнике. . Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.

Иммануил Кант на лекции для российских офицеров — by I. Soyockina / V. Gracov, Музей Канта, Калининград

Кант прожил долгую жизнь и оставил глубокий след в истории философии. И при этом Кант говорил, что не устает удивляться двум вещам : звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас.

Иммануил Кант, патриарх Кирилл и нравственный закон внутри нас

2 ДЕКАБРЯ 2018 АХИЛЛА

«Но прав был Иммануил Кант: не только звездное небо свидетельствует о величии Божием. А если мы заглянем в самих себя, если мы ответим на вопросы: „Что такое наша совесть?“, „Что такое нравственное чувство?“, „Почему мы знаем, что такое добро и зло?“, — и это несмотря на то, что информационное пространство оказывает на нас мощное давление, чтобы мы потеряли способность различать добро и зло? Как же мы их различаем? Потому что Бог заложил в нашу природу нравственный закон, который не проистекает из внешнего мира. Это закон, бросающий вызов всеобщей логике выживания в условиях физического мира». (19 августа 2017. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Соборной площади Выборга)

Калининградским архиереем Кирилл (Гундяев) стал с 1989 года и был им вплоть до своего патриаршества (1 февраля 2009).

С 23 по 25 ноября 2018 года патриарх в очередной раз посещал «свою» Калининградскую епархию.

Через два дня после отбытия патриарха из Калининграда, в ночь на 27 ноября, неизвестные облили розовой краской могилу немецкого философа Иммануила Канта. Также вандалы облили краской памятник Иммануилу Канту у Балтийского федерального университета его имени и разбросали листовки, адресованные студентам БФУ. В листовках студентов призывали отказаться от имени Канта, которого называют «предателем русской земли».

Читать еще:  Снится что у дочери из сосков кровь. К чему снится кровь из соска

Позже в СМИ появились фотографии облитой краской мемориальной таблички на Ленинском проспекте. На этом месте стоял дом, в котором родился и жил Иммануил Кант.

В России сейчас проходит конкурс «Великие имена России». Граждане регионов выбирают имена великих соотечественников для присвоения таких имен аэропортам. В Калининграде в голосовании участвуют четыре кандидата: императрица Елизавета Петровна, дважды герои Советского союза Иван Черняховский и Александр Василевский, а также немецкий философ Иммануил Кант. Последний до недавнего времени лидировал в голосовании, что вызвало несказанное возмущение патриотически настроенной общественности.

В частности, исполнительный директор РОО «Русская община Калининградской области», председатель Совета регионального общественного движения «Союз потомков русских солдат — участников штурма Кенигсберга», государственный советник Калининградской области 3 класса М.Ю. Макаров отправил открытое письмо в Общественную палату РФ с требованием исключить Канта из списка для голосования, утверждая, что его присягу и прошение Русской императрице Елизавете Петровне нельзя считать искренними, а причиной творческого кризиса Канта в период его пребывания в русском подданстве, стала «полускрытая русофобия немецкого философа».

В этом же письме приводятся цитаты, свидетельствующие о том, как не любили Канта русские мыслители. «О крайней бездуховности Канта, страшно повлиявшего своим мощным умом на весь мир, говорил и наш великий мыслитель А. Лосев. Русская мысль всегда отвращалась от кантовской самовлюбленности, индивидуализма, эгоцентризма, глобализма. Кстати, именно Кант был автором либерального проекта мирового правительства».

29 ноября в интервью радиостанции «Русский край» высказался калининградский краевед, православный священник, настоятель храма Святого Духа города Нестерова Георгий Бирюков :

«Я не знаю, почему его считают нашим соотечественником, потому что Восточная Пруссия частью России так и не стала. Россия выполняла союзнические обязательства перед Австрией, Францией. Это — просто временная оккупация на период ведения боевых действий. Кант никогда не был нашим соотечественником. По всей видимости, его все-таки приняли официальным членом Российской Академии наук, но только иностранным — таких иностранных членов было довольно много. По какой-то или ошибке, или злому умыслу Канта включили в этот конкурс „Великие имена России“. Это какой-то парадокс, это смешно. Проблема какая-то с образованием, непониманием реалий исторических».

Михаил Черенков, главный редактор радио «Русский край» (Калининград), возглавляющий также две общественные организации (КРОД «Калининградский патриотический форум» и КРО ВОО «ВООПИиК»), член Совета Калининградского отделения Всемирного Русского Народного Собора, представитель Калининградской епархии по вопросам реставрации объектов культурного наследия, на своей странице в ВК так прокомментировал это высказывание:

«Можно сказать, что этим заявлением отец Георгий вбил в могилу Канта огромный осиновый кол, который может иметь в обозримом будущем юридические последствия для кантиноидов» . А после того, как на первое место в голосование вышла Елизавета Петровна, написал:

«Кант все? Во Петровна дает! Обошла на 8 тысяч! Сегодня мы Канта будем „добивать“. Информационно, конечно».

По поводу осквернения могилы и памятника Канту этот деятель в беседе с корреспондентом издания «SM-NEWS» заявил, что не сомневается — инциденты вызваны результатами голосования в конкурсе по наименованию аэропорта. Он также отметил, что считает акт вандализма «явной провокацией против православных» . Это «грязные» предвыборные технологии, заявил он.

Протоиерей Всеволод Чаплин также прокомментировал осквернение памятников и могилы Канта в Калининграде.

По его мнению, происходящее говорит о том, что главная проблема — онемечивание русского города — не решается. Строятся здания в немецком стиле, местная элита якшается с реваншистами.

«Почему я убежден, что город этот русский? Потому что немцы после Великой Отечественной войны навсегда потеряли моральное право иметь к нему какое-либо отношение. Ровно так же, как, например, к территориям, которые использовали в Польше под концлагеря. Да, нужно сохранять исторические памятники — древние, действительно достойные сохранения, а не гитлеровскую застройку 30-х годов. Канту тоже можно воздать должное. Но называть в его честь университет и аэропорт — плевок в душу нашего народа. А новая застройка города должна быть стопроцентно русской по духу» , — заключил Чаплин.

В своих выступлениях патриарх Кирилл время от времени вспоминает Иммануила Канта и его слова о «звездном небе над головой» и «нравственном законе». В бытность еще митрополитом Смоленским и Калининградским, он в своей передаче «Слово пастыря», отвечая на вопрос зрителя по фамилии Плужников (sic!), подробно остановился на объяснении важности доказательства бытия Божия, сделанного Кантом:

Несмотря на эту любовь к цитатам философа, ни сам патриарх, ни Калининградская епархия никак до сих пор не отреагировали на последние события, связанные с осквернением памяти Канта, которого патриарх когда-то любил цитировать.

Кстати, могила Канта находится при недействующем кафедральном соборе, в котором, помимо музея собора и музея философа, располагаются евангелическая и православная часовни.

Источники:

http://www.proza.ru/2015/04/27/563
http://tverdyi-znak.livejournal.com/144140.html
http://zen.yandex.ru/media/id/59a185e03c50f7d16aaaf97d/5c03f3137dc8e60415526b81

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector