Каноническая территория Русской Церкви: карта. Каноническая территория
Содержание
- 1 Каноническая территория Русской Церкви: карта. Каноническая территория
- 1.1 КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ
- 1.2 Терминология
- 1.3 Становление канонического порядка
- 1.4 Единицы канонической территории
- 1.5 Экстерриториальность
- 1.6 Использованные материалы
- 1.7 Каноническая территория
- 1.8 Содержание
- 1.9 Дискуссионные моменты
- 1.10 Каноническая территория и миссионерство
- 1.11 Примечания
- 1.12 Ссылки
- 1.13 Юрисдикции Московского и Константинопольского Патриархатов. Справка
КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Каноническая территория (также территория пастырской ответственности, миссионерское поле) – ограниченная область полномочий какой-либо части Церкви. Миссионерское поле всей Соборной Церкви Христовой – всё мироздание (ср.: поле есть мир, Мф. 13, 38).
Терминология
Термин “каноническая территория” возник в конце XX века, в Русской Православной Церкви. Сами древние каноны устанавливают запреты на бесчинное преступление границ определённых “пределов” [1], или, конкретно, “стран,” “областей,” “митрополий,” “епархий,” “градов,” “церквей,” “приходов,” и т. д. На начало XXI века в документах Русской Церкви также употребляются синонимичные понятия “территория пастырской ответственности” и “миссионерское поле,” закрепленные за конкретными поместными Церквами, благочиниями, приходами и т. п. [2].
Становление канонического порядка
Уже апостол Павла избегал входить с проповедью в области оглашенные другими благовестниками “дабы не созидать на чужом основании” (Рим. 15, 20). Сложившееся в первые три века по Рождестве Христовом церковное устройство было основано на принципе “один город – один епископ – одна церковь” (ср.: “да не будет двух епископов во граде,” I Всел., 8), предполагающем закрепление определенной территории за определенным архиереем. “Апостольские правила” и иные канонические постановления Древней Церкви указывают на недопустимость нарушения границ церковных областей епископами или клириками. В первые века обычным был порядок, при котором епископ возглавлял церковную область пребывая в городе, а назначенные им помощники – пресвитеры – окормляли церковные общины в близлежащих более мелких селениях. Таким образом сложились две основоположные единицы церковного управления – епархия с центром в городе объединяющая ряд приходов в округе. Несколько приходов епархии также могли объединяться под надзором определенного епископом вспомогательного хорепископа, составляя округ впоследствии известный как благочиние.
Присоединение все большего числа людей к Церкви обусловило создание надъепархиальных управлений. Так-как границы церковных областей зачастую сообразовывались с гражданским территориальным делением, объединение провинций Римской империи в диоцезы в начале IV века повлекло за собой учреждение соответствующих им митрополий. Первым епископом митрополии – митрополитом – становился епископ столицы диоцеза, а другие епископы оказывались у него в подчинении, хотя в пределах своих епархий они сохраняли полноту церковной власти. Немного позднее в ту же эпоху сложились патриархаты, объединяющие ряд митрополий под началом одно первоиерарха – патриарха.
В последующие века в употребление Православной Церкви вошли несколько других надъепархиальных и подъепархиальных управленческих единиц. При этом канонический строй определенный Церковными Соборами IV-VIII веков остаётся общепринятым образцом и мерилом церковного устройства для всей Православной Церкви. Главное побуждение к верности законно установленному церковно-территориальному делению наиболее ясно выражено в 8-м правиле III Вселенского Собора, которое постановляет:
Единицы канонической территории
- Епархия (епископия, кафедра) – единственная единица необходимая для существования поместной Церкви; под началом архиерея; существует с апостольских времён.
Надъепархиальные
- Патриархат – единица высшего уровня; редко – подчинённая; под началом патриарха; известен с V века.
- Католикосат – аналог Патриархата в землях к востоку от Римской империи; под началом католикоса; известен с IV века.
- Экзархат (экзархия) – объединение епархий обособленного края; редко – единица высшего уровня; под началом экзарха; известен не позднее IX века.
- Митрополия – объединение епархий; реже – единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом митрополита; известна с IV века.
- Митрополичий округ – обычно синоним митрополии; редко – различается от митрополии в степени самостоятельности.
- Архиепископия – единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом архиепископа; известна не позднее V века.
Подъепархиальные
- Полусамостоятельная епархия – часть епархии под началом уездного епископа, самостоятельного в своих действиях внутри подотчетной ему территории; известна со времени Предсоборного Присутствия 1905-1906 годов [3]
- Викариатство (викарная епархия) – часть епархии, выделенная под начало викария, во всех действиях подотчетного епархиальному архиерею; известно не позднее XVII века.
- Архидеканат (окружной протопресвитерат) – объединение благочиний; под началом архидекана; известен не позднее XX века.
- Благочиние (сорок, протопопия, протопресвитерат, деканат и др.) – объединение приходов, под началом благочинного; возможно известно с IV (см. ст. хорепископ)
- Приход – объединение верующих; под началом пресвитера; известен с апостольских времён.
- Община – обычно синоним прихода; реже – подразделение прихода.
Экстерриториальность
Несмотря на территориальные принципы церковного управления, с древности существовали примеры исключения отдельных лиц, групп или учреждений из подчинения поместной канонической власти – т.н. экстерриториальность [4]. Важнейшие первоиерархи, в первую очередь столичные епископы – папа Римский и патриарх Константинопольский – со временем получили возможность направлять своих полномочных представителей (легатов, экзархов) в пределы других епархий. Не позднее XI века появились ставропигии – монастыри исключённые из ведения местного архиерея и подчинённые напрямую первоиерарху церковной области.
Впоследствии подобное устройство распространилось на ряд особых учреждений или групп. Поместные Церкви и обители стали учреждать вне своей канонической территории подворья, преклоненные монастыри, посольские церкви и духовные миссии, которые имели двойное подчинение – как местной духовной власти, так и учредившей их. В Русской Православной Церкви в с конца XVIII века по начало XX века появилось изъятое из епархиального управления военное духовенство; исключённые из ведения местных благочиний особые монастырские благочиния; обособленные по обрядовому признаку единоверческие викариатства.
При этом неизменно сохранялась верность основоположной установке “один город – один епископ – одна церковь.” “Параллельные” правящие архиереи в одном городе могли появляться только в случае расколов и открытого противоборства. Однако, в XX веке, в результате революционных потрясений и массовой эмиграции из православных земель, в дальнем зарубежье создались условия для появления “параллельных юрисдикций.” С одной стороны они не состояли друг с другом в расколе, но при этом не признавали единый канонический строй на данной территории. Поиск пути к исправлению этого нестроения был главной проблемой церковной “диаспоры” (см. подробнее) в XX-начале XXI века.
Использованные материалы
[2] См. эти термины в “Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви” от 27 марта 2007 года, http://www.patriarchia.ru/data/781/526/1234/Konzepzia.doc
[3] Савва (Тутунов), иг. Епархиальные реформы. – М.: Духовная библиотека, 2011. С. 206-218; ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 22. Л. 23-24 об. “Инструкция о канонических полномочиях Тамбовской кафедры по отношению к полусамостоятельным епархиям Тамбовской губернии”
Каноническая территория
Канони́ческая террито́рия — в Русской православной церкви понятие, закрепляющее определённую территорию за определенной православной общиной, где всякая религиозная деятельность иных общин воспринимается как недружественный прозелитизм. Термин возник недавно [1] (после распада СССР [2] ), однако его обоснование православие привязывает к словам апостола Павла (Рим.15:20) и к апостольским канонам, запрещающих епископу епископствовать (рукополагать и принимать отлученного) вне своей епархии.
Содержание
Дискуссионные моменты
В XX веке понятие канонической территории было поколеблено миграционными процессами, когда общины формировались не по территориальному, а по этническому принципу. Например в США на одной территории могут действовать несколько параллельных этнических православных церквей.
Изменение государственных границ нередко вызывает внутрицерковные конфликты. Например, что представляет собой каноническая территория на Украине (РПЦ или УПЦ КП) [3] ?
Особой остроты понятие канонической территории достигло в спорах православных с католиками [4] . Католики отрицают понятие канонической территории. В частности, архиепископ Тадеуш Кондрусевич говорит:
Иногда понятие канонической территории осложняется понятием культурной канонической территории или канонической этнической территории.
Каноническая территория и миссионерство
Церковное право позволяет действовать миссионерам вне канонической территории, при условии, что там нет территориального подразделения данной церкви. Например, православные миссионеры в Америке, Китае и Японии в XIX веке.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Каноническая территория” в других словарях:
Каноническая территория — Территориальный принцип – главный в административном делении Церкви. Исторически каждая Поместная Церковь складывалась на определенной географически замкнутой территории, получившей название канонической. Каноническая территория делится на… … Православие. Словарь-справочник
Юрисдикции Московского и Константинопольского Патриархатов — Патриарх Константинопольский Варфоломей в пятницу, 25 июля, прибыл в Киев на празднование 1020 летия Крещения Руси. Юрисдикция Московского Патриархата Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ДИАСПОРА — [греч. διασπορά рассеяние], первоначально так называлась в грекоязычной иудейской среде совокупность евреев, переселенных или добровольно переселившихся за пределы Палестины и оказавшихся в окружении язычников (Втор 28. 25; 30. 4), особенно со… … Православная энциклопедия
Республика Южная Осетия — осет. Республикæ Хуссар Ирыстон … Википедия
Болгарская Православная Церковь — Кафедральный собор Св. Александра Невского, в Софии Болгарская православная церковь (болг. Българска православна църква) автокефальная поместная православная церковь, имеющая девятое место в диптихе автокефальных поместных церквей. Управляется… … Википедия
Болгарское православие — Кафедральный собор Св. Александра Невского, в Софии Болгарская православная церковь (болг. Българска православна църква) автокефальная поместная православная церковь, имеющая девятое место в диптихе автокефальных поместных церквей. Управляется… … Википедия
Православие в Японии — Кафедральный собор Воскресения Христова в Токио, резиденция предстоятеля церкви Японская Православная Церковь автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая … Википедия
Японская Автономная православная церковь — Кафедральный собор Воскресения Христова в Токио, резиденция предстоятеля церкви Японская Православная Церковь автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая … Википедия
Японская Православная Церковь — Кафедральный собор Воскресения Христова в Токио, резиденция предстоятеля церкви Японская Православная Церковь автономная Православная Церковь Японии, которая входит в состав Московского Патриархата. Насчитывает около 36 000 человек. Каноническая … Википедия
Японская православная церковь — 日本ハリストス正教会 Японская Автономная Православная Церковь … Википедия
Юрисдикции Московского и Константинопольского Патриархатов. Справка
Патриарх Константинопольский Варфоломей в пятницу, 25 июля, прибыл в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси.
Юрисдикция Московского Патриархата Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Сан Патриарха является пожизненным.
По данным на июнь 2008 года в Русской Православной Церкви насчитывается 156 епархий, 196 архиереев, в том числе 148 епархиальных и 48 викарных. 14 архипастырей пребывают на покое.
Общее число приходов Русской Православной Церкви составляет 29 141, монастырей – 769, из них 372 мужских и 397 женских. При этом на территории России действуют 219 мужских и 240 женских монашеских обителей. В странах СНГ – 267 монастырей, в дальнем зарубежье – 6 обителей (3 мужских и 3 женских). Под непосредственным управлением Святейшего Патриарха находятся 25 ставропигиальных монастырей, из них в Москве 4 мужских и 4 женских.
В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.
Каноническая территория Константинопольского Патриархата ‑ Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция.
Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Греческой Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. К их числу относятся следующие Церкви:
- Церкви так называемых «новых территорий», вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале двадцатого века. Они по сути имеют двойное подчинение – Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928‑м годом. К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви.
- Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны.
- Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви.
- Патмосская экзархия. Экзархия входит в прямое подчинения Патриарха.
- Святая Гора Афон, Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность.
Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии. Полный титул Константинопольского Патриарха – Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя-Нового Рима и Вселенский Патриарх.
К юрисдикции Константинополя также относится и Финляндская Автономная Православная Церковь (каноническая территория – Финляндия; Предстоятель ‑ Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Все справки>>
Источники:
http://drevo-info.ru/articles/19666.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1380095
http://ria.ru/20080725/114938506.html